Введение 3
Глава 1 Понятие, элементы и функционирование системы административно-государственного управления 6
1.1 Понятие и элементы административно-государственного управления 6
1.2 Функции административно-государственного управления 10
Глава 2 Практика реализации системы административно-государственного управления 15
2.1 Организация системы исполнительной власти в Российской Федерации 15
2.2 Проблематика оптимизации системы административно-государственного управления 19
2.3 Совершенствование системы административно-государственного управления посредством применения современных информационных технологий 23
Заключение 31
Библиографический список 34
Эффективная система административно-государственного управления выступает важнейшим залогом стабильного и устойчивого развития общества и государства. Государство представляет собой сложное явление, связанное с организацией политической власти, осуществляющей управление обществом и обеспечивающей его устойчивое развитие.
Т. Гоббс справедливо сравнивал основные институты государства с элементами механизма, машины. Именно он ввел известный фразеологизм «государственная машина». Машина представляет собой сложную совокупность механизмов, совместная работа которых обеспечивает общий итог, результат. Относительно «государственной машины» этим результатом будет эффективное государственно-административное управление, направленное на стабильное существование общества.
При этом было бы преувеличением полагать, что «неисправность» одного элемента «государственной машины» остановит ее работу, деятельность в целом. Если завтра перестанет функционировать какое-либо министерство, федеральная служба или агентство, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или любой иной орган государственного управления, это не приведет к общей «неисправности» системы государственного управления – точно так же, как и автомобиль с одним пробитым колесом, государственная машина в целом сможет двигаться вперед, однако это движение уже не будет столь комфортным и безопасным.
Для эффективного и стабильного государственно-административного управления необходима слаженная работа всех органов государственного управления.
Россия является сложным государством с федеративной формой государственного устройства, самым большим по площади государством мира и девятым по численности населения.
В столь большом государстве вопросы обеспечения эффективной организации государственно-административного управления приобретают особую сложность и актуальность.
Цель работы заключается в выявлении проблем системы государственно-административного управления в Российской Федерации, отыскание средств и методов преодоления этих проблем.
Задачи работы:
Изучить понятие и элементы государственно-административного управления ;
Охарактеризовать функции административно-государственного управления ;
Исследовать организацию системы исполнительной власти в Российской Федерации;
Определить проблематику системы административно-государственного управления;
Рассмотреть вопросы совершенствования системы административно-государственного управления посредством применения современных информационных технологий
Объектом работы выступают общественные отношения в сфере государственно-административного управления.
Предмет работы – система государственно-административного управления.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая база исследования состоит из научной и учебной литературы в области государственного и муниципального управления, административного права.
Нормативная база исследования – федеральное законодательство Российской Федерации, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации сведений об основах организации государственно-административного управления.
Практическая значимость работы отображена в анализе проблематики административно-государственного управления в Российской Федерации.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце приведен список литературы и источников, использованных при написании работы.
1) Государственно-административное управление представляет собой систему субъектов, призванных осуществлять реализацию государственной политики в административно-правовой сфере.
Государственно-административное управление не тождественно государственному управлению, но тесно с ним взаимосвязано.
Государственное управление, представляющее собой систему, определяющую основные направления государственной политики, развития государства. Осуществление этой политики как раз и является задачей государственно-административного управления, которое в целом имеет оперативный, а не стратегический характер.
Иными словами, без надлежащего и эффективного государственно-административного управления невозможна стабильная и устойчивая реализация государственной политики во всех общественных сферах.
2) Важную роль в организации государственно-административного управления играет система связей между органами государственной власти (субъектами управления), выражающаяся в отношениях подчиненности.
Именно отношения подчиненности позволяют системе государственно-административного управления обеспечивать эффективное воздействие на те или иные сферы управленческого воздействия.
При этом крайне важной является четкая административно-правовая регламентация системы подчиненности органов государственного управления, что позволяет избежать «пробелов» в осуществлении административной власти.
3) Система органов исполнительной власти представляет собой это юридически упорядоченную внутренне согласованную совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.
Исполнительная власть в РФ содержит в себе следующие характеристики:
комплексность образования;
наличие горизонтальной и вертикальной структур;
осуществление оперативного управления в пределах правового поля.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной входят в единую систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов федеральной исполнительной власти.
Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Территориальные органы федеральной исполнительной власти не входят в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, так как они являются подразделениями федеральных органов государственной власти и непосредственно подчиняются последним, а органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляют взаимодействие, отношений соподчинения между ними нет.
4) Система государственно-административного управления в современной России находится в постоянном реформировании, обусловленном в том числе оптимизацией государственных расходов на содержание управленческого аппарата.
Основная тенденция развития системы государственно-административного управления заключается в централизации данной системы, и, вероятнее всего, этот процесс будет продолжаться.
5) Современные информационные технологии представляют собой существенный ресурс для оптимизации системы административно-государственного управления, в первую очередь посредством использования электронного документооборота как «внутри» системы управления, так и при взаимодействии с гражданами и организациями.
1. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (ред. от 25.11..2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
4. Указ Президента РФ от 26 декабря 2015 года № 664 (ред. от 07.12.2016) «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
5. Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
6. «Концепция региональной информатизации (на период до 2018 года)», утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2769-р [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
7. «Положение о системе межведомственного электронного документооборота», утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2009 года № 754 (ред. от 17.10.2017) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
8. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506 (ред. от 23.09.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
9. «Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 года № 452 (ред.от 10.07.2017) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
10. «Типовое положение о территориальном органе МВД Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации государственной системы правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612220032/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
11. Приказ ФНС России от 22 августа 2011 года № ММВ-7-4/507 «Об утверждении Инструкции об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
12. Приказ МВД России №495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 28.03.2018).
13. Акиньшина С.Е. Электронное голосование: юридические и технологические аспекты / С.Е. Акиньшина // Вестник НГУ им. Лобачевского. – 2016. - № 2. – С. 102-109.
14. Баланов М. Руководитель президентской администрации пообещал не дублировать функции Правительства / М. Баланов // Российская газета , 15.08.2016, № 4933. - С. 2-3.
15. Гиясов З.Б. Внедрение электронных технологий в государственное управление: опыт зарубежных стран / З.Б. Гиясов // Государственное управление. Электронный вестник. – 2015. - №. 21. – С. 41-46.
16. Глазунова Н.И. Система государственного управления / Н.И. Глазунова . –М.: Кнорус, 2014. – 317 с.
17. Государственное и муниципальное управление. Учебник. Под ред. Н.И. Захарова. – М.: Волтерс-Клувер, 2013. – 408 с.
18. Дзялошинский И.М. Гражданские коммуникации и гражданское общество / И.М. Дзялошинский. – М.: НИУ-ВШЭ, 2015. – 390 с.
19. Кононов П.И. Административное право России: учебник /П.И. Кононов. – М.: Проспект, 2013. – 490 с.
20. Копытов Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. – М.: Проспект, 2014. – 718 с.
21. Лачин А.А. Административно-государственное управление / А.А. Лачин. Нижний Новгород: изд-во НГУ им Лобачевского, 2016. – 403 с.
22. Лебедев В.А. Законодательная и исполнительная власть субъектов РФ в теории и практике государственного строительства / В.А. Лебедев. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 401 с.
23. Овсянко Д.М. Административное право. Учебник. / Д.М. Овсянко. – М.: Юрайт, 2013. – 411 с.
24. Пантюхин В.А. Административно-государственное управление / В.А. Пантюхин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – 290 с.
25. Система государственного и муниципального управления. Учебник. Под ред. Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2013. – 467 с.
26. Сморчков А.И. Проблемы организации государственно-административного управления / А.И. Сморчков. – М.: Директ-медиа, 2015. – 294 с.
27. Современные проблемы организации публичной власти. Монография / рук. авторского колл. и отв. редактор Авакьян С.А. - М.: Юстицинформ, 2014. – 534 с.
28. Царенко А.С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий в государственном управлении в России и за рубежом / А.С. Царенко // Государственное управление. Электронный вестник. – 2014. - № 45. С. 74-76.