ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮБЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ
1.1 Благоустройство города: основные понятия, классификация и факторы, влияющие на сферу благоустройства 7
1.2 Программно-целевой метод как инструмент управления благоустройства
территории 15
1.3 Методика оценки реализации целевых программ в сфере
благоустройства территории 29
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА КУПРАВЛЕНИЮ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКОГОРАЙОНА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
2.1 Анализ благоустроенности территории Советского района города
Челябинска 34
2.2 Анализ реализации программно-целевого подхода к управлению
благоустройством территории 48
2.3 Проблемы реализации программно-целевого подхода к управлению
благоустройством территории 69
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯБЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ
3.1 Направления совершенствования механизма программно-целевого
управления благоустройством территории 75
3.2 Оценка эффективности мероприятия 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной по ряду обстоятельств.
Во-первых, комплекс благоустройства является одним из наиболее сложных многофункциональных систем в экономике России, объединяющей огромное количество предприятий различных видов и форм собственности: федеральной, областной, муниципальной, акционерной, частной, кооперативной и смешанной.
Во-вторых, стабильность функционирования данного комплекса в значительной мере формирует городскую среду.
В-третьих, без нормальной работы благоустройства невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, что предполагает эффективный механизм взаимодействия государственных, научно-производственных, коммерческих и некоммерческих организаций с органами местного самоуправления и населением с целью формирования программно-целевого подхода к благоустройству территории для его перевода на качественно новую материально-техническую базу, соответствующую высоким стандартам уровня жизни.
В развитие теории, истории и практики управления программно-целевым подходом благоустройства внесли значительный вклад исследования таких ученых, как З.Х. Френкель, Л.А. Велихов, Л.В. Иваненко, А. Ньювелла, М.П. Афанасьев, Б.И. Алехин, Б.А. Райзберг, С.В. Фесик и др.
Теоретической, методологической, информационной основой работы служат труды отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Челябинской области и Челябинского городского округа; справочные и статистические материалы, данные интернет-сайтов и поисково-справочных систем «Гарант», «Консультант Плюс».
Объект исследования является сфера благоустройства территории.
Предмет исследования - программно-целевой подход к управлению благоустройством территории.
Цель дипломной работы - исследование теоретико-методических основ применения программно-целевого подхода к управлению благоустройством Советского района г. Челябинска для разработки проекта по его совершенствованию.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
- рассмотрение теоретико-методических основ применения программно-целевого подхода к управлению благоустройством территории, в частности понятие, классификация и факторы, влияющие на сферу благоустройства;
- рассмотрение программно-целевого метода как инструмента управления благоустройства территории;
- разработка методики оценки реализации целевых программ в сфере благоустройства территории;
- анализ благоустроенности территории Советского района города Челябинска;
- анализ реализации программно-целевого подхода к управлению благоустройством территории;
- выявление проблем реализации программно-целевого подхода к управлению благоустройством территории;
- совершенствование механизма программно-целевого управления
благоустройством территории;
- проведение оценки эффективности мероприятия.
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретико-методические основы применения программно-целевого подхода к управлению благоустройством территории, в том числе понятие, классификация и факторы, влияющие на сферу благоустройства.
Благоустройство территории - это сложное многоотраслевое направление городского хозяйства, имеющее большое значение в процессе жизнедеятельности и функционирования города и является важнейшей сферой деятельности муниципального или городского хозяйства.
Элементы благоустройства территории — это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые в качестве составных частей благоустройства
Рассмотрели программно-целевого метода как инструмента управления благоустройства территории.
Программно-целевой подход состоит в чётком определении целей, разработке программ для оптимального достижения поставленных целей, выделении необходимых ресурсов для осуществления программ и формирования организаций, осуществляющих руководство их выполнением.
Целевая программа - это комплекс мероприятий, направленных на достижение четко обозначенных градостроительных целей, имеющие социальное, культурное, экономическое и техническое измерение, с определением состава и содержания мероприятий, объемы необходимых финансовых и иных ресурсов, источников их поступления и механизмов реализации программных мероприятий. На основании генерального плана развития города, либо на основе статистических градостроительных и экономических прогнозов в соответствии с потребностью населения и направленностью политики государства и региона в данный период времени формируются государственные и муниципальные программы
На основании рассмотренного материала разработали методику оценки реализации целевых программ в сфере благоустройства территории.
Проанализировав состояние благоустройства Советского района в целом можно сказать, что состояние района удовлетворительное. Однако есть ряд аспектов требующих особого внимания. В частности состояние улично-дорожной сети района, скверов и пляжей, а так же дворовых территорий.
При формировании программных мероприятий особое внимание уделяется секторам с наибольшей потребностью в благоустройстве. Оценивая реализацию программ в 2018 году мы выявили, что по программе «Реальные дела» порядка 70% всех финансовых средств было направлено на ремонт улично-дорожной сети. С 2017 года по 2019 год наблюдается значительное снижение потребности населения в благоустройстве дворовых территорий. В случае выполнения плановых показателей в 2019 году потребность в благоустройстве общественных территорий снизится на 2/3.
Поводя итог можно сказать, что основной проблемой при формировании и реализации программных мероприятий является сложность «бюрократической машины».
В ходе анализа управления программно-целевым подходом в сфере благоустройства были выявлены следующие проблемы и пути их решения.
1. Отсутствие межевания, решение данной проблемы может быть решено путем создание кадастровой карты города.
2. Неосведомленность и не способность самостоятельно собственникам помещений в МКД подготовить заявку на включение дворовых территорий в программу «Формирование современной городской среды» возможно, решить за счет расширение полномочий и внесение коррективов в работу общественных Советов и центра компетенции.
3. Для решения вопроса подготовки проектно-сметной документации для включения и выполнения работ по благоустройству в рамках целевых программы рассмотрели три возможных варианта решения:
- привлечение специалистов из центра компетенции;
- расширение штата отдела благоустройства и обеспечения жизнедеятельности территории администрации Советского района;
- создание МКУ.
В ходе анализа мы выявили, что оптимальным решением данного является создание МКУ.
Расчет экономической эффективности показал высокий уровень доходности МКУ. В связи, с чем нами предложено расширение круга его деятельности с целью расширения круга его деятельности. А именно со временем МКУ может помимо разработки проектно-сметной документации осуществлять деятельность по выполнению работ по благоустройству.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г., 05.02.2014 г., 21.07.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145- ФЗ в редакции от 25.12.2012 г. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.garant.ru
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 г. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 30.12.2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.garant.ru.
4. Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2017 год: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21.02.2017 г. № 114 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ с
изменениями и дополнениями, вступающими в силу от 03.04.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru
6. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований : Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
7. О Стратегии развития города Челябинска до 2020 года: Решение
Челябинской городской Думы четвертого созыва от 26.11.2009 г. № 8/1
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
8. Генеральный план города Челябинска утвержден Решением Челябинской городской Думы от 30.12.2003 №32/3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.chelduma.ru
9. Об утверждении Правил благоустройства территории Советского района города Челябинска: Решение Совета депутатов Советского района города Челябинска первого созыва от 31.08.2016 № 24/4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.consultant.ru
10. Акофф, Р. О целеустремленных системах: учебное пособие / Р. Акофф, Ф.О. Эмери. - М: Сов радио, 1974 - 21 с.
11. Беломестнов, В.Г. Целевое управление развитием социально-экономических систем региона: учебное пособие /В.Г. Беломестнов,
И.О. Унгаева, А.А. Унгаев. - Улан-Удэ: ВСГТК, 2010 - 254 с.
12. Бойко, С. В. Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: сборник трудов конференции / С.В. Бойко. - Череповецк: филиал Сантк-Петербургского государственного университета, 2013 - 453 с.
13. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства: учебник / Л.А. Велихов. - М.: Наука, 1996. - 480 с.
14. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М.: «Финансы и статистика», 2014 - 174 с.
15. Глазырин, М.В. Управление социально-экономическим развитием города / В.Л. Макаров, Р.Г. Яновский. - Новосибирск: 2013. - 190 с.
16. Кривошеева, М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления: диссертация / М.Ю. Кривошеева. - Воронеж: Государственный технический университет - 2003 - С. 22.
17. Мальгинов, Г. Проблемы управления и реорганизации государственных унитарных предприятий в России / Г. Мальгинов // Общество и экономика. 2012. - №7. - С. 22-48.
18. Мищенко, В.В. К вопросу об определении термина «Благоустройство» в современных условиях / В.В. Мищенко, Е.Н. Королева// Экономика и экономические науки - М.: Экономика и экономические науки, 2018. - 31 с.
19. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Дашков и ко, 2014. - 718 с.
20. Парахина, В.Н. Теория организации / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. - М.: Издательство «КноРус», 2015. - 304 с. 17. Перцик, Е.Н. Малые города: проблемы, опыт, поиск решений. - М.: Мысль, 2012. - 464 с.
21. Песоцкая, Е.В. Моделирование социально-экономического развития малых и средних городов России / Е.В. Песоцкая. - СПб. «Питер», 2014. - 159 с.
22. Райзберг, Б.А. Курс управления экономикой / Б.А. Райзберг. - С.: Инфра-М, 2013. - 720 с.
23. Свиридова, Е.С. Система управления благоустройством территории муниципального образования / Е.С. Свиридова, А.И. Скопинский // Научные записки молодых исследователей. - 2015. - № 5. - С. 46-49.
24. Тарлавский, В.И. Стратегия как прогноз развития профориентационного потенциала региона / В.И. Тарлавский, В.В. Шамарин // Государственный советник - 2016. - № 1. - С. 22-26.
25. Торосян, С.Г. Формирование ресурсной базы для реализации инновационных программ / С.Г. Торосян // Транспортное дело России - 2010 - №7 - С. 14-15
26. Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Р.Ж. Сираждинова. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2016. - 350 с. 23. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг. / Пер. с англ. под ред. В.В. Кулибановой. / К. Хаксевер, Б. Рассел, Р. Рандел, Р. Мердик. 2-е изд. - СПб. «Питер», 2012. - 752 с. 60
Т1. Френкель, З.Г. Основы общего городского благоустройства /
З.Г. Френкель - М.: Главное управление коммунального хозяйства НКВД, 1926 г. - 264 с.
28. Хаменецкий, Р.И. Сфера услуг и система общественных центров современного города: обзорная информация / Р. И. Хаменецкий — М., 2015. - 120 с.
29. Черняева Е.М Понятие жилищно-коммунального хозяйства: вопросы правового регулирования / Е.М. Черняева // Сибирский юридический вестник. - 2011. - № 4. - С. 5-1.
30. Сайт Администрации Советского района города Челябинска (электронный источник) http://sovadm14.ru
31. ЧелСтат (электронный источник)http://chelstat.gks.ru
32. Единая информационная система в сфере закупок (электронный источник) http://zakupki.gov.ru/