ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Миграция и миграционная политика: понятие, виды, направления, факторы
1.2 Подходы к оценке результатов миграционной политики 26
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Анализ миграционных процессов в РФ 35
2.2 Оценка результатов регулирования миграционных процессов в РФ 59
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ
3.1 Направления совершенствования миграционной политики 73
3.2 Результаты реализации 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
Миграционные процессы, происходящие в современном мире принимают такие масштабы, что от успешного его решения зависит социальная, политическая и экономическая стабильность страны, судьбы людей, уровень и качество их жизни, государственная и национальная безопасность в целом. Оптимизация этих процессов требует взаимодействия и координации на межгосударственном и межведомственном уровне.
Необходимость регулирования иммиграции не подвергается сомнению. Проблема - в поиске разумного баланса между максимизацией выгоды от притока иммигрантов и минимизации неизбежных социальных рисков.
Учитывая, что основной контингент иностранных граждан в России сегодня и в ближайшей перспективе - временные трудовые мигранты, основной акцент интегративной политики должен быть сделан на этой категории мигрантов. К сожалению, в настоящее время отсутствуют не только инструменты реализации интеграционной политики, но и понимание, что миграционная политика не может быть сколько-нибудь эффективна без политики интеграции.
Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению органов власти федерального и регионального уровня, но в целом является общефедеральной задачей. В этой связи приходится констатировать, что абсолютное большинство проблем в этой сфере связано с отсутствием какой-либо разумной миграционной политики.
Основные негативные последствия этого следующие:
1) Наличие в целом по России миллионов незаконных мигрантов;
2) Рост общеуголовной преступности и увеличение доли латентных преступлений, включая тяжкие. Можно отметить, что основные нарушения закона в смежных отраслях - незаконный оборот наркотиков и оружия, налоговые правонарушения, контрабанда, торговля контрафактным товаром, незаконное предпринимательство, а также разнообразные нарушения установленных правил торговли, строительства, норм охраны труда, содержания жилых помещений и т.д.
3) Рост и усиление крупных обособленных национальных диаспор.
Эти "неформальные" структуры, опираясь на свои внутренние ресурсы и все-стороннюю помощь своих стран, уже сейчас контролируют значительную часть весьма прибыльных отраслей экономики, в частности, в сфере оптовой торговли, строительства, транспорта, индустрии развлечений, всемерно усиливают давление на органы власти и управления, добиваются реального влияния на принимаемые решения, вплоть до прямого проникновения в государственные структуры. В не-которых приграничных регионах этот процесс давно приобрел угрожающий характер;
4) Огромные по объему теневые финансовые потоки, включая вывоз капитала за пределы России. Значительная часть теневого оборота в сфере незаконной миграции идет на поддержание коррупции, на финансирование криминального бизнеса и преступных сообществ, а также на формирование и обеспечение деятельности национальных диаспор. В целом величина теневого оборота в этой сфере достигает нескольких миллиардов долларов ежегодно.
Опасность дальнейшего развития названных негативных тенденций стала очевидной уже достаточно давно, однако хаотичность и бессистемность принимаемых мер свидетельствует, как минимум, о непонимании проблемы в целом. По крайней мере, представляется необходимым не только констатировать существующие трудности и недостатки системы управления, но и выделить приоритетные направления в этой области и сконцентрировать на них имеющиеся ресурсы, которых в распоряжении государства немало.
В целом любая миграционная политика сводится к двум действиям - пресечению въезда в страну нежелательных категорий иностранцев и стимулированию въезда, соответственно, "желательных" категорий.
Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур.
Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека.
Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и рыночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производств за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.
Таким образом, целью дипломной работы является проблема миграционной политики современной России.
Для детального изучения данной цели мы выделяем следующие задачи для раскрытия темы:
• рассмотреть теоретические основы формирования миграционной политики государства;
• проанализировать миграционные процессы в РФ ;
• оценить результаты регулирования миграционных процессов РФ;
• выявить направления совершенствования миграционной политики России;
• предложить пути решения миграционных проблем РФ;
• сделать выводы.
Объектом исследования настоящей работы является миграционная политика современной России.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Несовершенства сегодняшней миграционной политики привели к тому, что страна наводняется бросовой рабочей силой. 40% трудовых мигрантов не имеют профессионального образования, а 20 % вообще не имеют никаких специальных навыков. И эти люди работают сегодня в строительстве, транспорте, общепите, т.е. в тех отраслях, где от качества рабочей силы нередко зависит здоровье и жизнь граждан России.
В ходе решения поставленных задач были получены следующие результаты:
В представленной дипломной работе раскрыты понятия миграции и миграционной политики.
Анализ основных видов движения населения позволил выделить из них миграционное движение, представляющее собой территориальное перемещение людей, которое совершается между разными населенными пунктами, вне зависимости от продолжительности, регулярности и целевой направленности или/и завершающееся сменой постоянного места жительства.
В зависимости от направления, целей, причин и других признаков были выделены основные виды миграции населения и выявлена их взаимосвязь, рассмотрены основные функции миграции.
Участие России в процессах глобализации, ее вовлечение в международный рынок труда требует государственного регулирования миграции.
Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов.
К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты.
В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.
Модель миграционной стратегии и рекомендации по ее реализации разработаны, исходя из глобальных и внутренних вызовов (экономических, демографических, социально-политических, внешнеполитических), возникающих перед Россией в настоящее время. Аксиомой, на основании которой выстраивается предложенная миграционная стратегия, является тезис о том, что ключевой стратегической задачей России на нынешнем этапе является обеспечение поступательного экономического развития. Данное развитие не может быть обеспечено в условиях текущей демографической ситуации, без привлечения дополнительных человеческих ресурсов извне, а значит, российская экономика в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе заинтересована в миграционном ресурсе. Поступательное экономическое развитие невозможно также без обеспечения социально-политической стабильности, а значит, необходимо обеспечить такие условия для интеграции и адаптации прибывающих в страну мигрантов, которые позволят гарантировать бесконфликтное сосуществование принимающего общества и прибывающего населения. Заинтересованность российской экономики в труде ми-грантов в настоящее время не очевидна для большей части российского общества. Об этом свидетельствует фиксируемый рост ксенофобных настроений, стремление концептуализировать миграцию в категориях угроз безопасности («секьюритизация» миграции), призывы ограничить приток мигрантов в страну. Подобные социальные настроения вступают в противоречия с интересами экономического развития. Задача государства в этих условиях — с помощью экспертных структур, гражданского общества, СМИ — работать над изменением общественного сознания в отношении мигрантов, и в то же время обеспечить такие законодательные рамки и правоприменительную систему в сфере исполнения миграционного законодательства, которые будут способны эффективно пресекать нарушения миграционного законодательства и тем самым гарантировать безопасность как гражданам Российской Федерации, так и прибывающим в Россию мигрантам.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г., 05.02.2014 г., 21.07.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента Российской Федерации № 637 от 22.06.2006г. .) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
3. Об обеспечении межнационального согласия: Указ Президента Российской Федерации № 602 от 07.05.2012г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.consultant.ru.
4. О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики: Указ Президента Российской Федерации № 232 от 23.02.2002г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
5. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: Федеральный закон № 99-ФЗ от 24.05.1999г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.11.2002г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
7. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации № 62-ФЗ от 31.05.2002г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.consultant.ru.
8. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации №109-ФЗ от 18.07.2006г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
9. Федеральный Закон Российской Федерации № 52421 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993г. .) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
10. О распространении действия правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств-участников Содружества независимых государств и государств Балтии :Постановление правительства Российской Федерации № 290 от 12.03.1997г. .) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
11. О внесении изменений в правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации № 783 от 22.12.2006г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.consultant.ru.
12. О сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной ми-грацией соглашение от 30.09.1997г. - Режим доступа: www.consultant.ru.
13. Бекяшев, Д. К. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции / Д.К. Бекяшев, Д.В. Иванов. - М.: Проспект, 2014. - 392 с.
14. Веселовский, С.Я. Глобализация рынков труда. Динамика. Проблемы. Перспективы / С.Я. Веселовский. - М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2018. - 90 с.
15. Гаврилова, Татьяна Международная миграция и занятость в современном обществе / Татьяна Гаврилова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 232 с.
16. Гаджиев, К. С. Геополитика: моногр. / К.С. Гаджиев. - М.: Международные отношения, 2017. - 384 c.
17. Гапонова, Анна Международная миграция кадров высокой квалификации: моногр. / Анна Гапонова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 11c.
18. Гимпельсона, В.Е. В тени регулирования. Неформальность на российском рынке труда: моногр. / В.Е. Гимпельсона. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2014. - 435 с.
19. Егорова, Елена Алексеевна Методология анализа демографической безопасности и миграции населения. Гриф УМО МО РФ: моногр. / Егорова Елена Алексеевна. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 179 с.
20. Ионцев, В.А. Международная миграция населения и демографическое развитие. Выпуск 28 / В.А. Ионцев. - М.: Проспект, 2017. - 100 с.
21. Красинец, Е. С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку / Е.С. Красинец. - М.: Наука, 2018. - 192 с.
22. Мальцева, И. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда / И. Мальцева. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 439 с.
23. Международная миграция и устойчивое развитие России / Коллектив авторов. - Москва: Высшая школа, 2016. - 473 с.
24. Методология анализа демографической безопасности и миграции населения. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 168 с.
25. Нартов, Н. А. Геополитика / Н.А. Нартов, В.Н. Нартов. - М.: Юнити-Дана, Единство, 2017. - 262 с.
26. Неклюдова, Наталья Внешняя трудовая миграция / Наталья Неклюдова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 188 с.
27. Новиков-Новгородцев, Б. М. Ведическое мировоззрение протославян - основа подлинной российской государственности и геополитики / Б.М. Новиков- Новгородцев. - М.: Белые альвы, Национальная безопасность и геополитика Рос-сии, 2017. - 192 с.
28. Пирожник, И. И. Геополитика в современном мире / И.И. Пирожник. - М.: ТетраСистемс, 2014. - 272 с.
29. Рассел, Джесси Миграция населения / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2014. - 319 с
30. Рассел, Джесси Рынок труда / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2018. - 113 с.
31. Рыбаковский, Л.Л. Миграционная политика России: история и современность / Л.Л. Рыбаковский // Миграционное право. - 2017.- № 3. - С. 9-12.
32. Рязанцев, С. В. Мировой рынок труда и международная миграция / С.В. Рязанцев, М.Ф. Ткаченко. - М.: Экономика, 2014. - 304 с.
33. Садовская, Елена Юрьевна Международная трудовая миграция в Центральной Азии в начале XXI века (на примере Республики Казахстан) / Садовская Елена Юрьевна. - М.: Восточная книга (Восток-Запад, Муравей), 2014. - 303 с.
34. Сборник статей- Международная миграция населения и демографическое развитие / Сборник статей. - М.: Экономический факультет МГУ, 2014. - 201 с.
35. Сирота, Н.М. Геополитика / Н.М. Сирота. - М.: СПб., ИКЦ, 2017. - 148 с.
36. Сталкер, П. Международная миграция / П. Сталкер. - М.: Книжный клуб "КниговеК", 2016. - 276 с.
37. Флорида, Р. Большая перезагрузка. Как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда / Р. Флорида. - М.: Классика-XXI, 2018. - 472 с.
38. Шипицина, Т.Ю. Взаимосвязь пограничной безопасности и миграционной политики / Т.Ю. Шипицина // Армия и общество. - 2014. - № 4 (11). - С. 9 -13.
39. Шипицина, Т.Ю. Состояние миграционной политики в приграничных регионах России: особенности, тенденции и влияние на безопасность государства в пограничной сфере / Т.Ю. Шипицина // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 1. - с. 200-204.