Объект исследования - ООО «Строительная Альтернатива» ( г. Барнаул)
Основной вид деятельности - торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием.
В работе проведен анализ финансового состояния ООО «Строительная Альтернатива» за 2015-2017 годы.
Приложения ( Бухгалтерская отчетность за 2016-2017 годы.
Также есть доклад и презентация.
Введение 3
1 Теоретические основы управления прибылью предприятия 6
1.1 Производственные затраты и прибыль 6
1.2 Ценообразование. Методы и модели 13
1.3 Виды прибыли и направление ее использования 23
2 Анализ управления чистой прибылью ООО «Строительная Альтернатива» 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика 32
2.2 Анализ формирования и использования прибыли 38
2.3 Оценка политики управления прибылью организации 47
3 Рекомендации по увеличению прибыли ООО «Строительная Альтернатива» 54
3.1 Мероприятия по увеличению прибыли ООО «Строительная Альтернатива» 54
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 63
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложение А Задание на выполнение бакалаврской работы 77
Приложение Б Бухгалтерский баланс ООО «Строительная Альтернатива» на 31.12.2017 г. 78
Приложение В Отчёт о финансовых результатах за 2016 г. 79
Приложение Г Отчёт о финансовых результатах за 2017 г. 80
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что процессы современной экономической действительности наглядно доказывают, зависимость экономической и социальной стабильности общества от финансовой устойчивости предприятий. А одним из важнейших признаков финансовой устойчивости является способность предприятия генерировать прибыль. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем является овладение современными методами анализа и эффективного управления прибылью предприятия.
Так, в условиях рыночной экономики эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах. В сложившейся ситуации каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности.
В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублёвые эквиваленты, а конкретные товарно- материальные ценности. Акт реализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получение выручки за произведённую и реализованную продукцию ещё не означает получение прибыли.
Суть деятельности каждого предприятия определяет особенности его функционирования, содержание и структуру активов, в особенности основных средств; формирует существенную часть конечного финансового результата.
Таким образом, рассмотрение вопроса о сущности, значении и формировании финансовых результатов хозяйствующего субъекта, в частности прибыли, является важным и актуальным в условиях рыночной экономики.
Цель данной выпускной квалификационной работы – разработать мероприятия по увеличению прибыли на примере ООО «Строительная Альтернатива».
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:
1) изучить теоретические основы управления прибылью предприятия;
2) проанализировать особенности управления прибылью ООО «Строительная Альтернатива»;
3) разработать мероприятия по увеличению прибыли и дать оценку их экономической эффективности.
Объект исследования – ООО «Строительная Альтернатива». Предмет – финансовые результаты деятельности ООО «Строительная Альтернатива».
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых по проблемам формирования и анализа чистой прибыли, а также путей ее увеличения.
Изучению проблемы формирования финансовых результатов, в частности чистой прибыли посвящены работы таких ученых как: Алсуфьев А.И., Багирова Я.Т., Баташева М.А., Богатенкова Е.Н., Гончар Л.А., Дудин М.Н., Зеленская В.С., Зиятдинова В.В., Исаева Н.А., Кальметьева А.А., Карева А.С., Кофорова Н.М., Лялюк А.В., Максимов А.В., Овчарик А.С., Пласкова Н.С., Старикова Е.В., Тедеева З.Б., Тимофеева К.А., Черникова А.И., Черутова М.И., Щеглов А.В. и прочие.
Практическая разработанность данного вопроса состоит в том, что сегодня практически каждая организация проводит анализ финансовых результатов.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, метод анкетирования.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили монографическая литература по теме, специализированные издания в данной сфере, Интернет-ресурсы, результаты анализа и расчеты автора.
Теоретическая значимость данной работы выражается в возможности использования полученных результатов в различных научных исследованиях по данной или смежной тематике.
Практическая значимость результатов данного диплома заключается в возможности применения их в практической деятельности ООО «Строительная Альтернатива». Внедрение результатов данного исследования способно увеличить чистую прибыль компании.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Подводя итог, прибыль считается конечным результатом деятельности предприятий. Как было отмечено, ее получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.
При этом в системе взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» управленческий учет главное внимание уделяет управлению издержками, как наиболее сложному процессу.
Как было отмечено, цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей. В свою очередь, ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги.
Итак, прибыль является важным показателем деятельности любого предприятия, поскольку механизм ее формирования, распределения и использования затрагивает интересы всех субъектов отношений: государства, собственников предприятия, его высшего менеджмента и персонала, а также интересы держателей мелких пакетов акций, партнеров и различных кредиторов. Для предприятия значение прибыли состоит в том, что она, будучи конечным финансовым результатом его деятельности, в рыночных условиях выступает основным источником финансирования расширенного воспроизводства ресурсов, его производственного и социального развития. В сегодняшних условиях на отечественных предприятиях сформировалась отнюдь не подходящая обстановка в отношении показателей прибыли. В подобных обстоятельствах проблемы по управлению прибылью будут наиболее актуальными.
Объектом исследования в аналитической части работы выступило ООО «Строительная Альтернатива», предприятие основным видом деятельности которого является оптовая торговля лесоматериалами и строительными материалами.
Было отмечено рост финансовых результатов организации в отчетном периоде по сравнению с данными 2015-2016 годами, что оценивается положительно и свидетельствует об росте эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Строительная Альтернатива». Однако, размер чистой прибыли всё ещё остаётся на очень низком уровне.
Факторный анализ прибыли от реализации показал, что увеличение прибыли от продаж произошло, главным образом, из-за увеличения цен на реализуемые товары и роста объёма реализации. При этом, на сумму прибыли от реализации оказали наиболее существенное отрицательное влияние увеличение себестоимости товаров и нарушения хозяйственной дисциплины. Следовательно, резервами роста прибыли является снижение себестоимости работ и услуг, а также совершенствование организации труда.
Факторный анализ рентабельности собственного капитала и активов выявил, что их низкое значение является следствием низкой рентабельности продаж и низким значением оборачиваемости активов.
Эффективность управления прибылью определяется не только процессами её формирования, но и направлениями распределения. Полученная ООО «Строительная Альтернатива» прибыль направляется в бюджеты и внебюджетные фонды, в банк на погашение ссуд и уплату процентов по обязательствам, остается в организации, где распределяется по предусмотренным руководством направлениям.
Большая часть чистой прибыли идёт на выплату дохода собственникам организации и в фонд накопления, а меньшая её часть направляется на материальное поощрение работников организации. Данная ситуация указывает на то, что руководство слабо заинтересовано в материальном положении своих сотрудников.
Таким образом, исследование, проведенное в аналитической главе, показало, что в 2017 году ООО «Строительная Альтернатива» впервые за 3 года вышло из области отрицательного финансового результата и получило чистую прибыль. Однако, показатель чистой прибыли всё ещё находится на очень низком уровне, что определяет необходимость проведения мероприятий по увеличению финансового результата организации.
В рамках рекомендаций по увеличению прибыли ООО «Строительная Альтернатива» было предложено несколько вариантов. Так, в первую очередь, это снижение себестоимости, которого предприятие может достичь в том случае, когда снизит издержки на топливо и энергию, сократит транспортно-заготовительные расходы за счет эффективного логистического планирования, снизит накладные расходы за счет сокращения издержек на содержание складского помещения и транспортных средств, а также сократит издержки брака.
Кроме этого для увеличения прибыли ООО «Строительная Альтернатива»было предложено усовершенствовать организацию труда на предприятии, что предполагает рационализацию использования кадров, организацию дисциплины, планирование и учет трудовой деятельности, организацию взаимных связей между работниками .
Следующим способом увеличения прибыли является рост объемов продаж за счет расширения ассортимента инновационным товаров, а именно – имитацией бруса. Последней рекомендацией, которая будет способствовать, как контролю затрат, так и росту прибыли, будет внедрение службы контроллинга.
Оценка эффективности проводилась поэтапно. В первую очередь было определено сумму резерва снижения себестоимости, которая составила 1 445 тысяч рублей. Далее в рамках работы было проанализировано результаты продажи инновационного товара, что позволило определить, что именно реализация имитации бруса принесет ООО «Строительной Альтернативе» 437 тысяч рублей чистой прибыли. Далее необходимо было просчитать затраты на внедрение службы контроллинга, которые составили 654 тысяч рублей.
Итоговый расчет прогнозной прибыли позволил выявить ее рост на 1136 тысяч рублей, при этом ее доля в выручке значительно возросла, как и рентабельность продаж.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что предложенные рекомендации будут эффективными и приведут к увеличению прибыли предприятия.
1) Налоговый кодекс РФ, часть 1, принят Государственной Думой 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: httр://www.соnsultant.ru/оnline, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 10.04.2018).
2) Алсуфьев, А.И. Проблемы учета и распределения финансовых результатов деятельности промышленных предприятий / А.И. Алсуфьев // Актуальные вопросы экономических наук. – 2012. - № 10. – С. 154-158.
3) Багирова, Я.Т. Управление распределением чистой прибыли предприятия / Я.Т. Багирова // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2014. - № 16. – С. 192-196.
4) Баранчугова, И.Г. Факторы, влияющие на установление цены предприятием или организацией / И.Г. Баранчугова // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 25-2. С. 7-10.
5) Баташева, М.А. Финансовый результат: проблемы формирования / М.А. Баташева // International Scientific Review. – 2016. - № 21 (31). – С. 47-49.
6) Богатенкова, Е.Н. Анализ и прогнозирование чистой прибыли / Е.Н. Богатенкова // Современные наукоемкие технологии. – 2014. - № 7-1. – С. 23-24.
7) Болгар, С.С. Пути увеличения прибыли организации и пути снижения издержек на производстве / С.С. Болгар // Международный студенческий научный вестник. – 2014. - № 1. – С. 4
8) Герасименко, А Финансовый менеджмент - это просто: Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов / А Герасименко. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 481 c.
9) Гончар, Л.А. Аудит финансовых результатов деятельности предприятия: проблемы и пути их решения / Л.А. Гончар // Молодий вчений. – 2016. - № 3 (30). – С. 52-55.
10) Гончаренко, Е.А. Снижение рисков и увеличение прибыли в работе предприятий сферы услуг / Е.А. Гончаренко // Научный вестник МГИИТ. – 2012. - № 2 (16). – С. 56-61.
11) Давыдова, И.Ш. Особенности распределения чистой прибыли ООО / И.Ш. Давыдова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. - № 4-5. – С. 37-39
12) Данилин, В.И. Финансовый менеджмент: категории, задачи, тесты, ситуации: Учебное пособие / В.И. Данилин. - М.: Проспект, 2015. – 376 c.
13) Данчук, А.Н. Пути увеличения прибыли предприятий / А.Н. Данчук // Научно-теоретический журнал Наука и экономика. – 2013. - № 2 (30). – С. 75-78.
14) Дудин, М.Н. Сущность и методы управления оборотным капиталом организации / М.Н. Дудин // Экономика и социум: современные модели развития. – 2014. - № 8-1. – С. 5-28.
15) Ефимов, О.Н. Пути увеличения прибыли на предприятии / О.Н. Ефимов // Экономика и социум. – 2014. - № 4-2 (13). – С. 1228-1233.
16) Зайков, В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация / В.П. Зайков, Е.Д. Селезнёва, А.В. Харсеева. - М.: Вузовская книга, 2016. – 340 c.
17) Запольских, Ю.А. Способы повышения финансовых результатов деятельности предприятия / Ю.А. Запольских // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3. № 55. – С. 122-124.
18) Зеленская, В.С. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления чистой прибылью предприятия / В.С. Зеленская // В сборнике: Молодой ученый: вызовы и перспективы Сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Красовская Н.Р.. – 2016. – С. 162-166.
19) Зиятдинова, В.В. Проблема оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия / В.В. Зиятдинова //Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. – 2015. - № 3 (8). – С. 99-107.
20) Зубарева, И.С. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и разработка направлений увеличения прибыли / И.С. Зубарева // В сборнике: Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита Материалы VII Международной молодежной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Юго-Западного государственного университета. ответственный редактор: Е.А. Бессонова. – 2015. – С. 132-136.
21) Исаева, Н.А. Оценка стратегии предприятия на основе анализа финансовых показателей / Н.А. Исаева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - № 1-1. – С. 724.
22) Кальметьева, А.А. Оптимизация коммерческой деятельности предприятия в условиях нестабильной конкурентной среды / А.А. Кальметьева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. - № 2. – С. 105.
23) Карева, А.С. Оценка экономической эффективности функционирования отрасли и предприятия: методы и показатели / А.С. Карева // В сборнике: Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов материалы V Международной научно-практической Интернет-конференции. Под редакцией Л.Ю. Богачковой, В.В. Давниса. – 2013. – С. 151-156.
24) Кенжешов, Д.Г. Формирование ценовой политики / Д.Г. Кежешов // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. – 2016. - № 5. – С. 93-95.
25) Клобукова, К.С. Анализ формирования и распределения чистой прибыли / // В сборнике: Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – 2014. – С. 102-105.
26) Кофорова, Н.М. К вопросу об обосновании решений по распределению и использованию чистой прибыли предприятия / Н.М. Кофорова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. - № 5-1. – С. 242-244.
27) Кофорова, Н.М. Проблемы эффективного распределения чистой прибыли предприятия / Н.М. Кофорова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. - № 1 (37). – С. 9.
28) Кувалакин, В.В. Теоретические аспекты механизма ценообразования / В.В. Кувалакин // В сборнике: наука сегодня: проблемы и перспективы развития материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». – 2016. – С. 41-42.
29) Кутишкин, Ю.А. Основные понятия цены и ценообразования / Ю.А. Кутишкин // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2013. - № 7-4-1. – С. 101-103.
30) Ластовка, И.В. Основные источники резервов увеличения прибыли организации / И.В. Ластовка // Управленческое консультирование. – 2015. - № 8 (80). – С. 98-103.
31) Лялюк, А.В. Повышение эффективности контроля и ревизии финансовых результатов на предприятиях энергетики / А.В. Лялюк // В сборнике: Современные тенденции развития науки и производства Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр; Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. – 2016. – С. 293-296.
32) Максимов, А.В. Методы увеличения чистой прибыли НПЗ / А.В. Максимов // Наука и современность. – 2014. - № 29. – С. 243-249.
33) Матвеева, И.Г. Производственные затраты как экономическая категория / И.Г. Матвеева // Транспортное дело России. – 2017. - № 4. – С. 3-5.
34) Медведева, Т.В. Особенности влияния на распределение чистой прибыли предприятия в условиях инновационного развития экономики / Т.В. Медведева // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. - № 5-1 (83). – С. 155-156.
35) Михалькова, Е.В. Оптимизация затрат как фактор увеличения прибыли предприятия / Е.В. Михалькова // В сборнике: инновационное развитие современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. – 2014. – С. 29-31.
36) Мухаметшина, Л.З. Формирование отчета о финансовых результатах: современные проблемы и решения / Л.З. Мухаметшина // Science Time. – 2016. - № 5 (29). – С. 460-468.
37) Нагорная, Т.Д. Теоретические аспекты распределения чистой прибыли в современных условиях / Т.Д. Нагорная // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. - № 1 (3). – С . 326-329.
38) Нефедова, С.В. Анализ основных направлений использования чистой прибыли экономического субъекта / С.В. Нефедова // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2015. - № 1. – С . 51-53.
39) Овчарик, А.С. Проблемы формирования и пути увеличения финансового результата на предприятиях в РФ / А.С. Овчарик // В сборнике: Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий Материалы международной научно-практической конференции: в двух книгах. Под редакцией: В. А. Федорова, Л. Г. Кузнецовой, Е. А. Карловской, А. Е. Зубарева, М. М. Третьякова. – 2014. – С. 84-87.
40) Пласкова, Н.С. Анализ использования чистой прибыли / Н.С. Пласкова // Бухгалтерский учет. – 2012. - № 4. – С . 100-102.
41) Потапова, А.М. Управление ценовой политикой предприятия / А.М. Потапова// Экономическая среда. – 2016. - № 1 (15). – С. 132-138.
42) Рознина, Н.В. Оценка финансовых результатов деятельности организации / Н.В. Рознина, М.В. Карпова // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 88-92.
43) Сотникова, Л.В. Учет использования чистой прибыли / Л.В. Сотникова // Бухгалтерский учет. – 2014. - № 5. – С. 80-85.
44) Старикова, Е.В. Мониторинг финансового состояния и результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Е.В. Старикова // Поволжский торгово-экономический журнал. – 2012. - № 3. – С. 63-73.
45) Тагирова, О.А. Финансовый потенциал организаций и направления его повышения / О.А. Тагирова // В сборнике: Бухгалтерский учёт, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 122-126.
46) Тедеева, З.Б. Анализ проблем финансового планирования российских предприятий / З.Б. Тедеева // Экономика и предпринимательство. – 2015. - № 10-1 (63-1). – С. 1042-1045.
47) Хватова, А.С. Методика анализа и пути повышения финансовых результатов предприятия / А.С. Хватова // В сборнике: Исследование различных направлений современной науки VIII Международная научно-практическая конференция. – 2016. – С. 1257-1260.
48) Хуаде, С.Н. Оценка влияния факторов на чистую прибыль организации / С.Н. Хуаде // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки сборник научных трудов по материалам международных конкурсов: «Лучший научно-исследовательский проект 2016», «Лучшее научное эссе 2016». Научный центр «Олимп». – 2016. – С. 519-525.
49) Цыренжапова, И.А. Взаимосвязь объема, затрат и прибыли в производственной деятельности предприятия / И.А. Цыренжапова // Материалы региональной научно-практической конференции. – 2017. – С. 384-388.
50) Чернецкая, Ю.А. К проблеме управления рентабельностью собственного капитала предприятия на основе целевых показателей / Ю.А. Чернецкая // Бизнес информ. – 2015. - № 1. – С. 149-154.
51) Черникова, А.И. Современные проблемы управления финансовой деятельностью организации / А.И. Черникова // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2016. - № 1-1. – С. 589-591.
52) Шеина, Е.Г. Политика формирования и распределения прибыли на предприятии / Е.Г. Шеина, В.И. Кошелева // Вестник Прикамского социального института. – 2017. - № 3 (78). – С. 89-98.