ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ 9
1.1 Экономическая безопасность предприятия нефтепереработки:
сущность, элементы, факторы и механизмы обеспечения 9
1.2 Подходы и показатели оценки состояния экономической
безопасности предприятия нефтепереработки 17
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ 30
2.1 Анализ организационного, финансового, экономического состояния
ПАО АНК «Башнефть» 30
2.2 Оценка эффективности политики обеспечения экономической
безопасности ПАО АНК «Башнефть» 43
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕФТЯНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 59
3.1 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности ПАО
АНК «Башнефть» 59
3.2 Оценка воздействия «налогового маневра» на экономическую
безопасность ПАО 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Альбом иллюстраций
Экономическая безопасность является основой национальной безопасности государства и определяет степень зависимости от устойчивости развития всей национальной экономики. В связи с усложнившейся экономической ситуацией на международной арене, нестабильностью внешних экономических связей между странами и отдельными предприятиями, все большее число экономических субъектов уделяет внимание вопросу обеспечения экономической безопасности.
Проблема оценки экономической безопасности государства, региона, предприятия актуальна, однако несмотря на большой интерес к ней отечественных и зарубежных ученных и практиков, следует отметить, что существующие разработки в основном посвящены различным аспектам национальной и региональной безопасности, и в значительно меньшей степени - вопросам экономической безопасности предприятий.
Развитие нефтяной промышленности является важнейшим способом достижения мирового лидерства и ей необходимо уделять наибольшее внимание. Оценка уровня экономической безопасности таких предприятий поможет выявить риски и найти пути их снижения.
Тема экономической безопасности была проработана Боровицкой М.В., Бурениной И.В., Гайфулиной М.М., Дунаевым В.Ф., Ивановым А.В., Локтионовой Ю.А., Олейниковым Е.А., Романюк А.В.
Целью выпускной-квалификационной работы является исследование угроз экономической безопасности предприятия нефтепереработки.
Задачи выпускной-квалификационной работы:
- исследовать экономическую безопасность предприятия нефтепереработки, ее сущность, элементы, факторы и механизм обеспечения;
- определить подходы и показатели оценки состояния экономической безопасности предприятия нефтепереработки;
- провести анализ организационного, финансового, экономического состояния ПАО АНК «Башнефть»;
- оценить эффективность политики обеспечения экономической безопасности ПАО АНК «Башнефть»;
- исследовать экономико-правовое обеспечение экономической безопасности ПАО АНК «Башнефть»;
- оценить воздействие «налогового маневра» на экономическую безопасность ПАО АНК «Башнефть».
Объектом исследования являются риски и угрозы экономической безопасности предприятия нефтепереработки. Предмет исследования: деятельность ПАО АНК «Башнефть» по обеспечению экономической безопасности.
Структура работы включает: введение, три главы, заключение и список литературы, заключение. Во введении определены актуальность, цель и задачи темы. В первой главе исследованы теоретические основы экономической безопасности. Во второй главе проанализирован механизм обеспечения экономической безопасности предприятия нефтепереработки. В третьей главе предложен механизм совершенствования обеспечения экономической безопасности нефтяного предприятия. В заключении обобщены выводы, сформулированы предложения по укреплению экономической безопасности ПАО АНК «Башнефть».
Экономическая безопасность нефтяного предприятия рассматривается как экономическая, производственная, ресурсная, экологическая безопасности, и имеет взаимосвязь с другими сферами безопасности. Это возможности отрасли по обеспечению доступности необходимого сырья надлежащего качества за счет собственных ресурсов; надежное и устойчивое функционирование при появлении и воздействии негативных явлений; опережающий рост по отношению к другим отраслям национальной экономики, которые зависят от нефтяной промышленности; конкурентоспособность национальной нефтяной промышленности в условиях интеграции в международные и региональные рынки.
Механизм обеспечения экономической безопасности нефтяного предприятия предполагает учет отраслевых, финансовых, правовых угроз, направлен на достижение эффективного функционирования предприятия. Механизм состоит из элементов мониторинга угроз, прогнозирования дальнейшего развития с учетом угроз, определение значений производственно-экономических показателей выявление их отклонений, а также разработка мер при наступлении угроз и дальнейшего недопущения.
Методы оценки экономической безопасности предприятия включают индикаторный метод, метод на основе теории экономических рисков и ресурсно - функциональный метод. Оценка по индикаторному методу включает ряд внутренних и внешних элементов экономической безопасности. Внутренние элементы экономической безопасности подразделяются на финансовые (коэффициенты ликвидности, платежеспособности и рентабельности продаж), социальные (темп роста уровня средней заработной платы), производственные (фондоотдача, коэффициент износа, темп роста среднегодовой стоимости основных фондов), инвестиционные (темп роста капитальных вложений, коэффициент инвестирования), ресурсные (темп роста добычи, переработки, уровня запасов и рост количества новых месторождений), промышленно-экологический (темп рост затрат на охрану труда и на промышленную безопасность). Внешние элементы экономической безопасности это политические (темп роста экспорта и нефти и НДПИ), экономические (уровень инфляции, индекс производства по добыче), социальные (отношение средней заработной платы по компании к средней заработной плате по промышленности), технологические (коэффициент обновления и выбытия основных фондов, темп роста затрат на технологические инновации), логистические (наличие собственной сети трубопроводов). Уровень экономической безопасности по пороговым значениям оценивается как стабильный, предкризисный, кризисный или критический. Основными направлениями оценки состояния экономической безопасности предприятия нефтепереработки являются разведка и добыча, нефтепереработка и нефтехимия, реализация продукции и корпоративное управление. Цели, задачи стратегического развития нефтяного комплекса и индикаторы оценки состояния его экономической безопасности, представлены в Распоряжении от 13 ноября 2009 г. N 1715-Р Правительства Российской Федерации «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года». В 1¬ый этап (до 2015 г.) нефтяной комплекс обеспечит необходимые объемы добычи и экспорта нефти, прирост пропускной способности магистральных трубопроводов. На 2-ом этапе (до 2020-2022 гг.) повышение производства и реализации нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью, стабилизация объемов экспорта нефти, стимулирование использования транспортной инфраструктуры РФ (трубопроводы, морские терминалы). На 3-ем этапе (до 2030 г.) будут достигнуты технологический и экономический максимум добычи нефти, снижение экспорта нефти, развитие высокотехнологичных нефтехимических производств. Реализация Стратегии обеспечит укрепление экономической безопасности предприятий нефтяного сектора российской экономики.
ПАО АНК «Башнефть» - это вертикально-интегрированная нефтяная компания, имеющая 4 основных структурных направления: разведка и добыча, коммерция и логистика, переработка и нефтехимия и вспомогательная деятельность. По структуре активов и пассивов можно сделать вывод, что ситуация на предприятия с каждым годом становится лучше, уже к 2018 г. заметны значительные положительные изменения. Коэффициент общей ликвидности входит в норматив, представленный в таблице 1 и, увеличивается на 49,67%, в сравнении с 2017 г. Фондоотдача к 2018 г. увеличивается на 25,58% и близка к нормативному значению, а фондоемкость наоборот снижается на 20,37%, что также является положительной тенденцией и свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов предприятия. Рентабельность продаж увеличивается на 16,15% и соответствует нормативному значению, а рентабельность собственного капитала и активов имеют тенденцию снижения на 37,42% и 23,39% соответственно. Коэффициент срочной ликвидности в 2018 г. не соответствует нормативному значению, но коэффициент абсолютной ликвидности снижается, а срочной ликвидности увеличивается.
Основными конкурентами ПАО АНК «Башнефть» являются ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпромнефть». В сравнительном анализе ПАО АНК «Башнефть» занимает лидирующие позиции по показателю чистого долга, по выходу светлых нефтепродуктов, по глубине переработки. Оценен уровень экономической безопасности предприятия. Предприятие имеет стабильный уровень экономической безопасности 0<3,64<5. Проблемными являются срочная ликвидности 0,44, а также темп роста пошлины на экспорт нефти за год и темп роста НДПИ за год. Значения данных коэффициентов оценивались как критические, и на политику предприятия следует обратить особое внимание. Определены сильные и слабые стороны предприятия. В числе сильных сторон короткое транспортное плечо доставки собственной нефти до нефтехранилищ, высокая глубина переработки нефти высокий показатель вывода светлых нефтепродуктов, а в числе слабых низкий уровень добычи и переработки нефти, низкий показатель EBITDA, несоответствие коэффициентов ликвидности нормативам.
Политика укрепления экономической безопасности ПАО АНК «Башнефть» в сложившихся условиях должна включать следующие направления: повышение ликвидности; рост уровня заработной платы работников; увеличение уровня добычи и переработки нефти; снижение пошлины на экспорт нефти и НДПИ.
Деятельность предприятий нефтепереработки определена обширной нормативно-правовой базой, которая обеспечивает стратегическое, тактическое и оперативное управление экономической безопасностью ПАО АНК «Башнефть». Стратегическое управление это документы, формирующие стратегические цели, прогнозы, планы и пороговые значения развития. Они включают такие документы, как Распоряжение «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» и «Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года». Тактическое управление это документы, которые формируют меры обеспечения стратегических планов, таковыми являются ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» и ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Оперативное управление экономической безопасностью это документы, регулирующие и устраняющие проблемы, возникающих в ходе выполнения намеченных планов. Они включают внутренние документы ПАО АНК «Башнефть»: Заявление о политике в области промышленной безопасности и охраны труда, Кодекс корпоративного управления ПАО АНК «Башнефть, Политика компании в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность, Кодекс деловой и корпоративной этики ПАО АНК «Башнефть».
С помощью налогового маневра государство планирует снизить зависимость между доходами федерального бюджета и выручкой от экспорта нефти и нефтепродуктов. Будут затронуты интересы государства, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, автомобилистов и коммерческого транспорта. Определены положительные и отрицательные последствия введения налогового маневра для ПАО АНК «Башнефть». В числе отрицательных: увеличение темпов роста НДПИ; снижение покупательской способности. Положительные последствия: более выгодные условия для экспорта; снижение темпа роста экспортной пошлины; получение льгот в виде отрицательного и логистического коэффициента.
Поступления в федеральный бюджет от акцизов на автомобильный бензин, производимый на территории РФ снизились к 2018 г. на 20,25%, а поступления в бюджет субъектов РФ увеличились на 5,59%. По акцизам на дизельное топливо поступления в федеральный бюджет снизились на 13,19%, а в бюджеты субъектов увеличились на 17,03%. Поступления от акцизов на моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей в федеральный бюджет снизились на 29,44%, а бюджет субъектов РФ увеличились на 8,19%. Поступления в бюджет субъектов от акцизов на средние дистилляты снизились на 46,65%. Поступления от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с каждым годом будут меньше и к 2024 г. снизятся до 0. В связи с изменениями поступления от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с каждым годом будут меньше и к 2021 г. снизятся на 15%. То есть к 2021 г. федеральный бюджет не дополучит как минимум 266 204 млн.руб. при прочих равных условиях. Акцизы наоборот увеличиваются, значит, поступления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ увеличатся. Например, акцизы на средние дистилляты увеличатся к 2021 г. на 48,78%, это означает, что к 2021 г. федеральный бюджет получит 11 856 млн. руб., при прочих равных условиях. Ставка НДПИ увеличится с 493 до 919 руб. и достигнет планируемых ставок уже к 2021 г., изменение составит 86,41%. Таким образом, поступления в федеральный бюджет увеличатся и составят 10 267 150 млн.руб., при прочих равных условиях.
1 Боровицкая, М. В. К вопросу об экономической оценке уровня экономической безопасности предприятия // Молодой ученый. - 2017. - №14. С. 321-325.
2 Буренина, И.В. Система единых показателей оценки эффективности деятельности вертикально-интегрированных нефтяных компаний // Науковедение. - 2014. - Т. 7. - №1. - С. 17-20.
3 Гайфулина, М.М. Методический подход к оценке экономической безопасности нефтяной компании // Науковедение. - 2017. - Т.9. - №2. - С. 18¬26.
4 Гайфулина, М.М. Методический подход к оценке экономической
безопасности нефтяной компании // Науковедение. - 2017. - Т.9. - №2. - С. 10-12.
5 Гайфуллина, М.М. Методический подход к оценке экономической
безопасности нефтяной компании // Науковедение. - 2017. - Т.9. - №2. - С. 5-82.
6 Гашек, Д.А. Светлые нефтепродукты, особенности их производства и современные стандарты // Сибирская нефть. - 2016. - №131. С. 25-31.
7 Годовой ответ Публичного акционерного общества «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» за 2017 год». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bashneft.ru/company/.
8 Годовой ответ Публичного акционерного общества «Акционерная нефтяная Компания «Башнефть» за 2017 год». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bashneft.ru/company/.
9 Годовой отчет ПАО НК «Роснефть» за 2017 год Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rosneft.ru/.
10 Дунаев, В.Ф. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности. - М: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2006. С 125.
11 Золотухина, Т.В. Показатели EBIT и EBITDA: особенности вычисления по данным МСФО-отчетности // Корпоративная финансовая отчетность. - 2015.- Т.3.
- №5. С. 12-22.
12 Иванова, А.В. Значение нефтяной промышленности в системе экономической безопасности региона // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - Т.6. - №5. - С. 16-21.
13 Локтионова, Ю.А. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - Т.49. - №3. - С. 93-97.
14 Локтионова, Ю.А. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - Т.49. - №3. - С. 86-90.
15 Министерство экономического развития российской федерации «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2030 года». Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/.
16 Новикова, Е. Ю. Ключевые аспекты функционирования вертикально интегрированных нефтегазовых компаний // Актуальные вопросы экономики и управления. - 2016. - №7. - С. 43-49.
17 Олейников, Е.А. Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность). - М: Изд-во Интел-Синтез, 2015. С 25.
18 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19 Оценка регулирующего воздействия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://orv.gov.ru/Content/List?cat=37.
20 Перминов, О. Г. О правовом регулировании обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли // Бизнес в законе. - 2016. - №4.- С. 132-135.
21 Приказ Минэкономразвития РФ от 27.05.2013 N 290. Электронный ресурс.
Режим доступа: http://www.consultant.ru.
22 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_94054/.
23 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года». Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94054/.
24 Романюк, А.В. Взаимосвязь экономической безопасности и теории рисков // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2007. - № 12. - С. 65-71.
25 Сафин, З.И. Комплексная оценка нефтеперерабатывающих заводов и заводов по переработке тяжелых нефтей и природных битумов // Вестник казанского технологического университета. - 2013. - №12. - С. 188-190.
26 Сорокина, О.Н. Содержание финансовой безопасности предприятия // Российское предпринимательство. - 2012. - №14. - С. 74-79.
27 Сценарии и прогнозы. Электронный ресурс. Режим доступа: http s: //www.finam.ru.
28 Федеральная налоговая служба. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.nalog.ru/.
29 Федеральный закон «О безопасности». Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
30 Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.08.2018 N 301-ФЗ (последняя редакция). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_304074/.
31 Федеральный закон от 03.08.2018 N 301-ФЗ (ред. от 27.11.2018) «О
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса». Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.consultant.ru.