Введение 3
Глава 1. Научно-педагогическое обоснование методической системы обучения химии студентов педагогических отделений 6
1.1. Сравнительный анализ методики обучения химии в России и за
рубежом 6
1.2. Структура и содержание курса методики обучения химии на кафедре химического образования Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ
15
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по разработке инновационного компонента методической системы обучения химии
студентов педагогических отделений 29
2.1. Методические электронные образовательные ресурсы как современные
средства обучения будущих учителей 29
2.2. Разработка методического электронного образовательного ресурса по
подготовке к сдаче ЕГЭ 35
2.3. Результаты опытно-экспериментальной деятельности 49
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Литература 64
Приложения
Методическая система подготовки будущих учителей химии к обучению в условиях многоступенчатого педагогического образования формирует мастерство и профессионализм студентов педагогических отделений. Несомненно, будущие учителя, приобретая нужные навыки и умения в стенах высшего учебного заведения, твердо и уверенно встанут на путь самостоятельного овладения педагогическим искусством.
Основой методической системы подготовки к обучению химии будущих учителей является методика обучения, которая формирует профессиональную подготовку студентов по определенному предмету. Для того чтобы, преподавание методики обучения являлось эффективным и результативным, нужно целесообразно подбирать педагогические технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе.
Методика обучения химии является завершающим звеном профессионального образования студентов педагогических направлений, поэтому курс методики обучения химии считается необходимой учебной дисциплиной при подготовке будущих учителей к преподаванию в средней школе. Эволюционирование школы, а также появление новейших средств обучения приводят к перестройке учебного процесса в целом, тем самым возникают новые подходы к подготовке будущих учителей - студентов педагогических направлений. В методическую систему обучения будущих учителей химии входит курс лекций по методике обучения и воспитания, лабораторные и практические занятия по методике обучения, две педагогические практики в средней школе и несколько дисциплин по выбору. Педагогические практики, которые должны пройти студенты педагогических отделений, в процессе обучения в высшем учебном заведении, направлены, во-первых, на разнохарактерную методическую подготовку студентов, а во-вторых, на более скорую адаптацию будущих
учителей химии к выполнению функций учителя, в результате неизменно меняющихся требований и школьных стандартов. Очень важно, чтобы в этой ситуации молодой учитель не стал беспомощным и не потерял творческий подход в формировании учебно-воспитательного процесса, умел принимать самостоятельно важные решения в педагогическом процессе, научился воспринимать новое, обладал гибкой реакцией на постоянные изменения в работе школы. Важным и необходимым качеством в методической подготовке будущих учителей химии является выражение своей индивидуальности в профессиональной деятельности.
В целом, методическая система обучения химии студентов педагогических отделений реализует ряд процессов:
1) раскрывает содержание и структуру курса методики обучения и воспитания в области химии;
2) знакомит будущих учителей химии с особенностями преподавания химии в средней школе;
3) формирует необходимые умения и навыки в применении современных методов и средств обучения в учебном процессе;
4) оказывает помощь студентам в освоении требований к современному уроку химии и умений реализации данных требований в школе;
5) знакомит будущих учителей с особенностями проведения внеклассных занятий по химии и организации факультативов по предмету «Химия» для учащихся, заинтересованных данным предметом.
Поэтому, проблема методической системы обучения химии студентов педагогических отделений была и является актуальной.
Объект исследования: процесс методической подготовки по химии студентов педагогических отделений.
Предмет исследования: методическая система обучения химии студентов педагогических отделений.
Цель исследования: разработка инновационного компонента методической системы обучения химии студентов педагогических отделений.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи.
1. Исследовать методическую систему обучения химии студентов педагогических отделений.
2. Разработать инновационный компонент методической системы обучения химии студентов педагогических отделений.
3. Провести анализ успеваемости и анкетирование студентов педагогических отделений по методическим и химическим дисциплинам с целью выявления их отношения к преподаванию химических и методических дисциплин.
Методы исследования: анализ психолого-педагогический и
методической литературы, наблюдение, анкетирование, анализ результатов исследования.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
Методическая система обучения химии студентов педагогических отделений раскрывает содержание и структуру курса методики обучения и воспитания в области химии, знакомит будущих учителей химии с особенностями преподавания химии в средней школе. В ходе теоретической и практической подготовки студенты знакомятся с особенностями преподавания химии в школах различного уровня и профиля. У будущих учителей формируются устойчивые умения и навыки в использовании современных методов и средств обучения химии, усваиваются требования к современному уроку химии.
В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. Методические электронные образовательные ресурсы, как современные средства обучения будущих учителей, используются не в полной мере.
2. Разработанный в данной выпускной квалификационной работе электронный образовательный ресурс прошел апробацию и может быть рекомендован для использования на курсах подготовки к ЕГЭ по химии.
3. Проведенный анализ успеваемости студентов 4 курса 07-311 группы по методическим и химическим дисциплинам выявил, что у большинства студентов (более 80%) наблюдаются хорошие и отличные оценки по данным дисциплинам. Более 67% студентов удовлетворены уровнем преподавания (интересное проведение занятий) методических дисциплин на 80% и более. Интересное проведение занятий по химическим дисциплинам (на 60% и более) отмечает большая часть студентов (94%). Среди предложений студентов по улучшению качества преподавания, как химических, так и методических дисциплин, отмечается необходимость увеличения времени прохождения практики в школе, большего количества практических работ и интерактивных методов обучения. По методическим дисциплинам
рекомендуют обратить внимание на работу с детьми с ОВЗ.
1. Космодемьянская С. С., Гильманшина С. И. Методика обучения химии: учебное пособие. - Казань: ТГГПУ, 2011. - 136 с.
2. Матвеева Э. Ф. Методика преподавания химии (инновационный
курс): учебно-методическое пособие. - Астрахань: Астраханский
государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2014. - 208 с.
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Теория и методика обучения химии: учеб. для студ. высш. учебных заведений - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 384 с.
4. Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов
- СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 306 с.
5. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии: учебное пособие
- М. : изд. Центр ВЛАДОС, 2000 - 336 с.
6. Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания химии в вузе» [Электронный ресурс]:http://kubsau.щ/upload/iblock/4e4/4e452cf7d5fef 874e9a4cdc8d4fc49b6.pdf
7. Литвинова Т.Н. Реализация методической системы интерактивно-модульного обучения общей химии [Электронный ресурс]: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2977
8. Ермаханов М.Н., Куандыкова Э.Т., Асылбекова Г.Т. Методика преподавания химии в педагогическом вузе [Электронный ресурс]: http://www.applied-research.ru/pdf/2016/8-1/9929.pdf
9. Васильева П.Д., Титова И.М. Профессионально-методическая подготовка учителя химии в вузе как самоорганизующаяся система [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnometodiches kaya-podgotovka-uchitelya-himii-v-vuze-kak-samoorganizuyuschayasya-sistema
10. Толетова М.К. Методическая подготовка студентов к обучению химии [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya- podgotovka-studentov-k-obuchenivu-himii-v-uslovivah-mnogourovnevogo-
pedagogicheskogo-obrazovaniya
11. Развитие преподавания химии в Англии [Электронный ресурс]: http://etheses.dur.ac.uk/9867/
12. Химическое образование в странах Западной Европы.
Инновационные процессы [Электронный ресурс]:
http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/ZUMK-razvitie- vishego-pedago gichesko go-obrazovaniya-za-rubezhom-i-v-rossii/04. htm
13. История развития методики преподавания химии [Электронный ресурс]: http: //poisk-ru.ru/s 1778t1.html
14. Краткие исторические сведения о развитии методики обучения химии как науки: http: //poisk-ru.ru/s 1778t1.html
15. Капустина А.А. Методика преподавания химии курс лекций [Электронный ресурс]: http://www.studfiles.ru/preview/3542140/
16. Дистанционное образование Казанского федерального университета [Электронный ресурс]: http: //edu.kpfu.ru/
17. Образовательные ресурсы на сайтах российских университетов [Электронный ресурс]: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/750/36750/13703?p page=1
18. Рабочая программа дисциплины «Методика обучения и воспитания» [Электронный ресvрс1:http://edu■kpfu■ru/pluginfile■php/78564/cour se/section/7850/пр%20МОиВ%20х■pdf
19. Курс: Методика обучения и воспитания [Электронный ресурс]: http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=859
20. Шевелев Н.А. Информационные ресурсы университета [Электронный ресурс]: https://cvberlenmka.ru/article/n/informatsionnve-resursv- universiteta
21. Бородина Т.Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс]: https://moluch.ru/archive/72/12354/
22. Образовательные ресурсы на сайтах российских классических университетов [Электронный ресурс!: http://tm.ifmo.ru/tm2003/db/doc/get thes. php?id=267
23. МГТУ им. Н.Э. Баумана [Электронный ресурс]:
http: //www.bmstu.ru/
24. Официальный сайт Московского физико-технического института [Электронный ресурс]: https://mipt.ru/
25. Положение об электронных образовательных ресурсах
[Электронный ресурс]: http://vii.sfu-kras.ru/images/libs/pol el edc kurs.pdf
26. Электронные образовательные ресурсы и перспективы
электронного обучения [Электронный ресурс]: http://coralvladivostok.ru/includ e/paper/paper4 .pdf
27. Официальный сайт Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого - ТГПУ [Электронный ресурс]: http://www.tsput.ru/
28. Официальный сайт Санкт-Петербургского национально
исследовательского университета информационных технологий механики и оптики [Электронный ресурс]: http://www.ifmo.ru/ru/
29. Официальный сайт Московского педагогического государственного университета [Электронный ресурс]: Ь1р://мпгу.рф/
30. Официальный сайт Иркутского государственного университета [Электронный ресурс]: http://isu.ru/ru/index.html