Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)(Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №56015

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы30
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
268
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципального автономного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска. В исследовании принимало участие 10 детей 5-6 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков. У всех детей выявлено фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5
1.1 Характеристика произносительной стороны речи 5
1.2 Развитие произносительной стороны речи в норме 7
1.3 Особенности развития произносительной стороны речи детей при фонетико-фонематическом недоразвитии 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 23
Выводы по 2 главе 26
Заключение 27
Список использованных источников 29


Актуальность исследования характерных черт произносительной стороны речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием обусловлена тем, что наиболее распространенным нарушением у дошкольников среднего и старшего возраста считаются дефекты произношения звуков. В эту категорию входят дошкольники, у которых отмечается неправильное произношение некотых звуков, относящихся к одной либо нескольким группам (к примеру, свистящих, свистящих и шипящих, свистящих и аффрикат) при нормальном слухе.
Развитие правильного звукопроизношения находится в зависимости от умения дошкольника анализировать и синтезировать звуки речи, другими словами, от конкретной степени развития фонематического слуха, который обеспечивает восприятие звуков речи. Следует принимать во внимание, что сложный дефект произношения звуков может стать причиной целого комплекса серьезных осложнений и спровоцировать появление иных дефектов устной и письменной речи ребенка. Общеизвестно, что в ходе экспрессивной речи и произнесении звуков появляются кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Именно эти кинестетические раздражения имеют огромное значение для развития фонематического восприятия. Дефект фонематического восприятия становится причиной того, что дошкольник оказывается неспособным к восприятию на слух близких по звучанию и похожих в артикуляционном плане речевых звуков. Проблемами развития произносительной стороны речи занимались такие исследователи как Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова и др.
Для составления коррекционных мероприятий необходимо знать об особенностях произносительной стороны речи у дошкольников с ФФН. Исходя из вышеизложенного, исследование является актуальным.
Цель исследования – изучение особенностей произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Задачи исследования:
- дать характеристику произносительной стороне речи;
- рассмотреть развитие произносительной стороны речи в норме;
- описать особеннности развития произносительной стороны речи у детей при фонетико-фонематическом недоразвитии;
- провести диагностику произносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования – произносительная сторона речи.
Предмет исследования – особенности произносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методы исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких ученых как
Практическая и теоретическая значимость данного исследования состоит в уточнении и углублении сведений о характерных чертах произносительной стороны речи при фонетико-фонематическом недоразвитии у старших дошкольников, которые в дальнейшем можно применить для аргументации и составления содержания и методов коррекционной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Речевая функция имеет огромное значение для нормального психического развития детей, в ходе которого происходит развитие познавательной деятельности, умения мыслить понятиями. Полноценная коммуникация посредством речи представляет собой необходимый критерий реализации нормальных общественных контактов людей, что способствует расширению представлений детей о находящемся вокруг мире. Усвоение речи детьми в той или иной мере способствует регуляции его поведения, оказывает помощь в планировании адекватного участия в разнообразных формах общественной деятельности.
Нормальное речевое развитие может быть представлено развитием просодической стороны речи, фонематического слуха, формированием навыков произнесения фонем родного языка, овладением словарным запасом и правилами синтаксиса. В дошкольный период происходит активное становление фонетической стороны речи, развитие слоговой структуры и звуконаполняемости. С помощью слухового восприятия дети контролируют собственное произношение. Для полноценного усвоения звуковой стороны речи необходимо соответствующее фонематическое восприятие. выводы о связи фонематического слуха, фонематического восприятия с овладением навыками чтения и письма. В коррекции речевого недоразвития отвела фонематическому восприятию и звуковому анализу слов, связь артикуляции слышимого звука и его восприятия.
Особенностях речи детей с ФФН заключаются в отсутствии в речи тех или иных звуков и замене звуков, в замене группы звуков диффузной артикуляцией, нестойким употреблением звуков в речи, искажением одного или нескольких звуков. Для них характерна несформированность интонационной выразительности речи, фонематического слуха и восприятия.
Констатирующий эксперимент проводился в одном из дошкольных учреждений города Омска. В исследовании принимали участие 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Методики, выбранные для проведения эксперимента были направлены на исследование особенностей произносительной стороны речи детей, а конкретно на обследование произношения звуков в слогах, словах и фразах, определение уровня сложности слоговой структуры слова, который доступен для самостоятельного проговаривания, фонематического слуха.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали, что большая часть обследованных дошкольников допускают большое число ошибок при произнесении изолированных звуков, слогов, слов и фраз, у них нарушено звукопроизношение двух и более звуков из разных групп, они допускают большое количество ошибок при произнесении слов различной слоговой структуры, воспроизведении слоговых рядов, в процессе придумывания слов на заданный звук. Остальные дети допускают ошибки при произнесении звуков в словах и в слогах со стечением согласных, они нечетко произносят звуки из одной группы, допускают ошибки при произнесении слов различной слоговой структуры, ошибаются при воспроизведении слоговых рядов, не на все звуки могут придумать слова. Ни у одного ребенка не было выявлено высокого уровня развития сформированности произносительной стороны речи.
Знание особенностей произносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием будет способствовать более эффективному планированию коррекционной работы в этом направлении, а именно формированию правильного звукопроизношения, звуко-слоговой структуры и фонематического слуха.



1. Бедрина, А.В. Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта // Молодой ученый. - 2017. – №17. - С. 243-245.
2. Белянин, В.П. Психолингвистика. - 4-е изд. / В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 232 с.
3. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Вяльцева // Вестник МГЛУ. - 2014. – №13. - С. 60-68.
4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие - 4-е изд. / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2015. - 351 с.
5. Детская логопсихология / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова и др.; под ред. О.А. Денисовой. - М.: Владос, 2015. - 159 с.
6. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
7. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности - 3-е изд. / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2017. - 320 с.
8. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2012. – 680 с.
9. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. - 5-е изд. / Л.Г. Парамонова. - СПб: Питер, 2013. - 420 с.
10. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2016. - 287 с.
11. Смирнова, И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова. - М.: КАРО, 2014. - 232 с.
12. Современное образование: сб. учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
13. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей / Т.А. Ткаченко. - М.: Владос, 2015. - 112 с.
14. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др.; под ред. Карповой В.Н. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.
15. Хмура, Д.А. Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе / Д.А. Хмура // Взгляд молодых исследователей на актуальные проблемы современности: сборник тезисов XV науч.-практ. конф. (Москва 18-21 апреля 2017 г.) / под общ. ред. Ж.В. Антиповой, О.И. Горелова. - М.: Изд-во МПСУ, 2017. - С. 223-226.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ