Речевое развитие детей раннего возраста в условиях Дома ребёнка (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Выборка: 50 детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка – от 1 года 6 месяцев до 2 лет 7 месяцев.
Есть приложение (Сводная таблица данных факторного анализа)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, можно подставить название нужной базы исследования работа подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА 6
1.1 Закономерности и механизмы речевого развития детей раннего возраста 6
1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА 20
2.1 Описание процедуры исследования 20
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 21
2.3 Практические рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка 26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Есть приложение (Сводная таблица данных факторного анализа)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, можно подставить название нужной базы исследования работа подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА 6
1.1 Закономерности и механизмы речевого развития детей раннего возраста 6
1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА 20
2.1 Описание процедуры исследования 20
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 21
2.3 Практические рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка 26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Актуальность исследования. Проблема организации логопедического сопровождения речевого и пси¬хомоторного развития детей раннего возраста в настоящее время достаточно актуальна. В связи с увеличением количества детей раннего возраста, отстаю¬щих в речевом и психомоторном развитии к моменту поступления в дошколь¬ное образовательное учреждение, необходимо найти пути оптимального включения коррекционно-развивающей помощи в режим работы группы раннего возраста в детском саду. Особенно это важно для детей, воспитывающихся в Доме ребенка.
Успешное усвоение ребенком первых слов обеспечивается сложным взаимодействием когнитивных и перцептивных структур головного мозга, экспрессивной способностью и возможностями произвольной артикуляции. Здоровый ребенок раннего возраста способен неоднократно и достаточно успешно имитировать фонетическую структуру произносимых взрослым речевых образцов, он более или менее быстро усваивает значения услышанных слов и постепенно начинает сам воспроизводить новые слова в своих инициативных высказываниях. Однако нередки случаи, когда маленькие дети при очевидно сохранной потребности в общении демонстрируют минимальный объем экспрессивного (активного) словаря, который остается практически неизменным на фоне речевых успехов их сверстников, и стойкие трудности в продуцировании новых слов по образцам взрослых. Отечественные исследователи предполагают, что, возможно, здесь имеет место специфическая «преграда» в формировании речеязыковой способности, связанная с произвольным управлением артикуляторным аппаратом (М.Е. Хватцев [28] и др.). Даже незначительный «сбой» во время становления речевой способности может привести не только к системным изменениям в онтогенезе речи, но и негативно повлиять на особенности личностного и социального развития ребенка раннего возраста. Поэтому уточнение логопедических приемов, влияющих на нормализацию развития отдельных, «периферийных» компонентов речеязыкового механизма, к которому относятся структуры, регулирующие произнесение, у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, представляется нам достаточно важным.
В настоящее время существует противоречие между уровнем развития речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка, и отсутствием практики речевого обследования, которая раскрывает особенности речевого развития детей данной категории.
Проблема исследования: каковы особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка.
Объект исследования – механизмы речевого развития детей раннего возраста.
Предмет исследования – особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Цель исследования – изучение особенностей речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования: если ребенок раннего возраста воспитывается в условиях Дома ребенка, то у него наблюдается задержка речевого развития, отставание в развитии пассивного и активного словаря.
Задачи:
1. Раскрыть общие закономерности речевого развития детей раннего возраста.
2. Определить особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
3. Отобрать и применить в экспериментальном исследовании диагностические методики для обследования речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
4. Проанализировать результаты обследования речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
- методы теоретического уровня (абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, формализация, идеализация и др.;
- методы эмпирического уровня (наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, эксперимент и т.д.);
- методы обработки полученных данных: качественные и количественные (методы математической статистики).
Теоретико-методологическая база исследования представлена:
- подходами к психологическим механизмам развития детской речи – Л.С. Выготский, Г.Е. Тушканова, О.В. Шичанина и др.;
- подходами к закономерностям онтогенеза речевого развития – А.И. Баевой, А.И. Лаврентьевой, А. Светличной и др.;
- подходами к механизмам задержки речевого развития у детей раннего возраста, воспитывающихся вне семьи, – О.Е. Грибановой, В.А. Карпуковой, Н.А. Лиман и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в работе педагогов и логопедов, работающих с детьми раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; разрабатывался научный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели речевого развития детей раннего возраста. Осуществлялась обработка полученных данных.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Выборка: 50 детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка – от 1 года 6 месяцев до 2 лет 7 месяцев.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Успешное усвоение ребенком первых слов обеспечивается сложным взаимодействием когнитивных и перцептивных структур головного мозга, экспрессивной способностью и возможностями произвольной артикуляции. Здоровый ребенок раннего возраста способен неоднократно и достаточно успешно имитировать фонетическую структуру произносимых взрослым речевых образцов, он более или менее быстро усваивает значения услышанных слов и постепенно начинает сам воспроизводить новые слова в своих инициативных высказываниях. Однако нередки случаи, когда маленькие дети при очевидно сохранной потребности в общении демонстрируют минимальный объем экспрессивного (активного) словаря, который остается практически неизменным на фоне речевых успехов их сверстников, и стойкие трудности в продуцировании новых слов по образцам взрослых. Отечественные исследователи предполагают, что, возможно, здесь имеет место специфическая «преграда» в формировании речеязыковой способности, связанная с произвольным управлением артикуляторным аппаратом (М.Е. Хватцев [28] и др.). Даже незначительный «сбой» во время становления речевой способности может привести не только к системным изменениям в онтогенезе речи, но и негативно повлиять на особенности личностного и социального развития ребенка раннего возраста. Поэтому уточнение логопедических приемов, влияющих на нормализацию развития отдельных, «периферийных» компонентов речеязыкового механизма, к которому относятся структуры, регулирующие произнесение, у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, представляется нам достаточно важным.
В настоящее время существует противоречие между уровнем развития речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка, и отсутствием практики речевого обследования, которая раскрывает особенности речевого развития детей данной категории.
Проблема исследования: каковы особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка.
Объект исследования – механизмы речевого развития детей раннего возраста.
Предмет исследования – особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Цель исследования – изучение особенностей речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования: если ребенок раннего возраста воспитывается в условиях Дома ребенка, то у него наблюдается задержка речевого развития, отставание в развитии пассивного и активного словаря.
Задачи:
1. Раскрыть общие закономерности речевого развития детей раннего возраста.
2. Определить особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
3. Отобрать и применить в экспериментальном исследовании диагностические методики для обследования речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
4. Проанализировать результаты обследования речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
- методы теоретического уровня (абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, формализация, идеализация и др.;
- методы эмпирического уровня (наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, эксперимент и т.д.);
- методы обработки полученных данных: качественные и количественные (методы математической статистики).
Теоретико-методологическая база исследования представлена:
- подходами к психологическим механизмам развития детской речи – Л.С. Выготский, Г.Е. Тушканова, О.В. Шичанина и др.;
- подходами к закономерностям онтогенеза речевого развития – А.И. Баевой, А.И. Лаврентьевой, А. Светличной и др.;
- подходами к механизмам задержки речевого развития у детей раннего возраста, воспитывающихся вне семьи, – О.Е. Грибановой, В.А. Карпуковой, Н.А. Лиман и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в работе педагогов и логопедов, работающих с детьми раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; разрабатывался научный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели речевого развития детей раннего возраста. Осуществлялась обработка полученных данных.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Выборка: 50 детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка – от 1 года 6 месяцев до 2 лет 7 месяцев.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Анализ литературы показал, что на протяжении раннего возраста активно развивается речь ребенка, в частности ее лексико-грамматический компонент. Активное обогащение словаря способствует грамматическому развитию речи.
К факторам, определяющим успешность речевого развития, можно отнести: отсутствие внутриутробной патологии, неблагоприятного протекания родов, мозговых инфекций и травм, перенесенных после рождения, семейной отягощенности речевыми нарушениями, наркоманией, алкоголизмом; полноценное развитие зрительного, слухового анализатора и двигательных функций ребенка; благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, наличие в раннем возрасте рядом с ребенком одного постоянного и близкого взрослого, с которым у ребенка будет тесная эмоциональная связь; теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта; постоянное общение ребенка со взрослыми.
У детей, воспитывающихся в доме ребенка, процесс формирования импрессивной речи отстает на 0,5-1,5 года. Для них характерно непонимание двухступенчатых инструкций, малый объем словаря (различного рода словесные замены), несформированность грамматических категорий, задержка или дисгармония в развитии фонематического восприятия.
Полученные результаты в ходе эмпирического исследования позволяют заключить, что пассивный словарь детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, еще преобладает над активным. Состояние активного словаря детей раннего возраста характеризуется бедностью и неточностью употребления многих слов, что проявляется в многочисленных и разнообразных вербальных парафазиях. Дети не знают или не точно употребляют многие слова.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
К факторам, определяющим успешность речевого развития, можно отнести: отсутствие внутриутробной патологии, неблагоприятного протекания родов, мозговых инфекций и травм, перенесенных после рождения, семейной отягощенности речевыми нарушениями, наркоманией, алкоголизмом; полноценное развитие зрительного, слухового анализатора и двигательных функций ребенка; благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, наличие в раннем возрасте рядом с ребенком одного постоянного и близкого взрослого, с которым у ребенка будет тесная эмоциональная связь; теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта; постоянное общение ребенка со взрослыми.
У детей, воспитывающихся в доме ребенка, процесс формирования импрессивной речи отстает на 0,5-1,5 года. Для них характерно непонимание двухступенчатых инструкций, малый объем словаря (различного рода словесные замены), несформированность грамматических категорий, задержка или дисгармония в развитии фонематического восприятия.
Полученные результаты в ходе эмпирического исследования позволяют заключить, что пассивный словарь детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, еще преобладает над активным. Состояние активного словаря детей раннего возраста характеризуется бедностью и неточностью употребления многих слов, что проявляется в многочисленных и разнообразных вербальных парафазиях. Дети не знают или не точно употребляют многие слова.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Особенности психологической привязанности детей с разным уровнем модели психического
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - «Передышка» как инновационная социальная услуга для семей, воспитывающих детей с ТМНР, в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



