ВВЕДЕНИЕ 6
1 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Описание предприятия 9
1.2 Системный анализ окружающей среды предприятия
1.2.1 Анализ внешней среды предприятия 11
1.2.2 Анализ внутренней среды предприятия 18
1.2.3 SWOT-анализ 22
Выводы по разделу один 25
2 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Горизонтальный и вертикальный анализы баланса 27
2.2 Анализ ликвидности баланса 31
2.3 Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости 34
2.4 Коэффициентный анализ 36
2.4.1 Анализ финансовой устойчивости 36
2.4.2 Анализ ликвидности 40
2.4.3 Анализ рентабельности 43
Выводы по разделу два 46
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕБРЕНДИНГА В КАЧЕСТВЕ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Исследование социального эффекта ребрендинга предприятия методом
проведения социального опроса 47
3.2 Сравнение результатов анализов стратегической позиции и финансовой
отчетности, а также социального эффекта до и после ребрендинга предприятия 49
3.3 Разработка мероприятия по повышению конкурентоспособности 51
Выводы по разделу три 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о финансовых результатах 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о движении денежных средств 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Г STEP-анализ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сравнительный конкурентный анализ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Анализ потребителей 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Организационная структура 72
ПРИЛОЖЕНИЕ И SWOT-анализ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ К Социальные опросы всех желающих до и после ребрендинга для оценки конкурентоспособности
В условиях рыночной экономики невозможно добиться стабильности, успешного функционирования компании без четкого и эффективного планирования деятельности организации, постоянного сбора и аккумуляции информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
В настоящее время на рынке сложилась ситуация жесткой конкуренции между компаниями, предоставляющими интернет-услуги. Услуги, предоставляемые всеми провайдерами схожи, не имеют индивидуальных особенностей. Отличия составляет только скорость интернета, стоимость, качество работы службы поддержки. На сегодняшнем рынке почти не существует свободных потенциальных абонентов. Каждый пользуется услугами какой-либо компании. Поэтому очень важно знать, что влияет на решение абонента при выборе провайдера. От этого зависит, на что необходимо уделять большее внимание в работе компании, с какими предложениями нужно выходить на рынок.
Все предприятия, особенно такие крупные, как ПАО «Ростелеком», регулярно проводят ребрендинг по разным причинам: повышение конкурентоспособности; устоявшиеся негативные ассоциации с брендом; желание выйти на новый рынок; происходит расширение бизнеса, слияние или поглощение других предприятий и другое. Но его эффект не всегда положителен или высок на столько, на сколько рассчитывалось.
К тому же, эффект ребрендинга рассчитывается приблизительно, но точно известно, что он напрямую влияет на восприятие предприятия потребителями, конкурентоспособность, а, как следствие, объем продаж и выручку.
Тем не менее, до сих пор нет методики для точного доказательства эффекта ребрендинга, само понятие о ребрендинге размыто, его необходимость спорна, информации на эту тему не так много. По данным причинам необходимо больше изучать это мероприятие всем предприятиям и ПАО «Ростелеком» в том числе.
Исходя из вышеизложенного, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Задержка ребрендинга предприятия или его неэффективность значительно снижают конкурентоспособность, узнаваемость и лояльность клиентами, негативно влияют на финансовые показатели, что приводит к серьезным последствиям:
- отсутствию роста выручки и прибыли;
- снижению финансовой устойчивости и платежеспособности;
- отсутствию четкой маркетинговой стратегии;
- недостаточно прочному имиджу компании;
- слабой информированности клиентов об услугах;
- нехватке точек продаж.
Непонимание ребрендинга как мощного инструмента для повышения конкурентоспособности предприятия обусловливает необходимость доказательства его эффективности.
Объектом исследования является ПАО «Ростелеком».
Предмет исследования - конкурентоспособность ПАО «Ростелеком» с точки зрения ребрендинга.
Цель выпускной квалификационной работы - повысить конкурентоспособность путем ребрендинга ПАО «Ростелеком».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику предприятия;
- провести анализ стратегической позиции предприятия;
- провести анализ финансово-экономического состояния предприятия;
- провести социальный опрос для определения социального эффекта ребрендинга предприятия;
- сравнить состояния предприятия до и после ребрендинга, сделать выводы о влиянии на показатели ПАО «Ростелеком».
- разработать мероприятие для повышения конкурентоспособности и обосновать его экономический и социальный эффекты повышению конкурентоспособности предприятия.
В процессе выполнения ВКР использованы следующие методы:
- STEP-анализ;
- Анализ отрасли широкополосного доступа в Интернет;
- анализ конкурентных сил (модель пяти сил конкуренции Майкла Портера);
- сравнительный конкурентный анализ;
- SWOT-анализ;
- Матрица Глайстера;
- анализ финансовых показателей;
- расчёт интегральных показателей экономической эффективности.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, данные периодической печати, законодательные и нормативные акты, справочная литература, прочие актуальные источники информации, материалы, собранные в период прохождения практик в ПАО «Ростелеком».
Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 82 страницы, количество рисунков - 6, таблиц - 15. Число наименований списка использованных источников и литературы - 40, количество приложений - 9.
Рынок - место, где все динамично меняется. То, что вчера было актуально, сегодня устаревает. Предприятие должно изменяться в соответствии с существующими тенденциями, чтобы продолжить эффективно существовать и быть конкурентоспособным. Для этого зачастую используют ребрендинг.
Для достижения цели и выполнения задач были использованы методы: STEP-анализ; анализ отрасли широкополосного доступа в Интернет; анализ конкурентных сил (модель пяти сил конкуренции Майкла Портера); сравнительный конкурентный анализ; SWOT-анализ; матрица Глайстера; анализ финансовых показателей.
ПАО «Ростелеком» - крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, который присутствует во всех сегментах рынка и охватывает миллионы домохозяйств, государственных и частных организаций.
ПАО «Ростелеком» осуществляет свою деятельность с 26 июня 1990 года (в качестве предприятия «Совтелеком»).
Для комплексной стратегической оценки позиции предприятия были использованы методы анализа внешней и внутренней среды.
Из оценки экономических факторов ближайшего окружения, можно сделать выводы о том, что ближайшее окружение, в целом, благоприятное т.к. большинство факторов - положительные. Самый весомый среди них - то, что отрасль ШПД находится в стадии роста (это означает рост выручки за предоставление услуг). Негативных факторов всего два - низкие барьеры входа (повышение конкуренции, так как многие малые компании могут просто арендовать точки доступа в Интернет у крупных компаний) и быстрый темп технологических изменений. Последнее говорит о том, что нужно повышать финансирование исследований в этой области, чтобы опережать конкурентов.
STEP-анализ показал, что самые существенные факторы касаются взаимоотношений компании и клиентов (социальный), а также компании и конкурентов (технологии конкурентов, технологический). Чтобы оставаться конкурентоспособной, а также понизить негатив населения в сторону рекламы и облика, в целом, «Ростелеком» нужно регулярно проводить ребрендинг. Самыми слабыми факторами являются: понижение доходов населения (незначительное в сравнении с прошлыми годами) и общее устаревание технологий.
В целом, окружающая среда благоприятна для развития компании. Большинство факторов оказывают значительное и существенное влияние. Из этого следует, что грамотный и аккуратный подход в реакции на эти факторы принесет наиболее эффективные результаты, что непосредственно скажется на дальнейшей деятельности компании «Ростелеком».
Из-за присутствия на рынке крупных и сильных конкурентов ПАО «Ростелеком» должна постоянно укреплять свои позиции и большее внимание уделять вопросам исследования рынка, разработки маркетинговых программ и расширения бизнеса.
По итогу результатов анализа 7«С» МакКинси становится ясно, что все элементы компании хорошо соотносятся между собой и не противоречат друг другу. Наблюдается «тякучка» сотрудников на управленческих местах, что приводит к периодическому невыполнению планов продаж и падению эффективности сотрудников. В целом, компания растет.
После проведения SNW - анализа можно сказать, что предприятие использует сильные стороны для реализации стратегии; в целях укрепления своих позиций усилия были сконцентрированы на использовании своих конкурентных преимуществ в целях предоставления своим клиентам полного спектра услуг, удержании своих постоянных клиентов, а также привлечении новых клиентов.
Но множество позиций отмечены нейтральной оценкой, есть слабые оценки. Это вынуждает компанию провести ребрендинг и продумать решения данных проблем.
Результаты SWOT-анализа организации позволяют выделить несколько проблем, стоящих перед ПАО «Ростелеком» на современном этапе.
Основной проблемой является недостаточное внимание менеджмента к маркетинговой стороне деятельности компании: недавно проведённый ребрендинг (в 2018 году) оказался недостаточно эффективным. Логотип перестал ассоциироваться только с телефонией, стал более современным, связанным с информационными технологиями (далее - IT), но компанию многие совсем перестали узнавать, что подорвало общую репутацию предприятия.
Нужно чаще проводить маркетинговые исследования, позволяющие узнавать о потребностях клиентов, активной маркетинговой стратегии. Нынешнее состояние дел пока что приводит только к принятию неэффективных управленческих решений, что значительно ослабляет конкурентные преимущества предприятия.
Из результатов анализа с помощью матрицы Глайстера, сделан вывод о том, что главной проблемой ПАО «Ростелеком» является отсутствие четкой маркетинговой стратегии. Этот фактор явно не способствует повышению конкурентоспособности ПАО «Ростелеком» на рынке.
Состояние предприятия в течение рассматриваемого периода достаточно стабильно, не отличаются по условиям осуществления бизнеса, что ясно из результатов всех проведенных системных анализов. Единственная разница - факт проведенного ребрендинга в 2018 году. Таким образом, все изменения за период 2016-2018 годов, отраженные в отчетности предприятия, мы можем объяснить, в большинстве своем, результатами ребрендинга.
Кроме этого, для полного выявления влияния ребрендинга на конкурентоспособность ПАО «Ростелеком» следует оценить текущее финансовое состояние предприятия.
Во втором разделе финансовый анализ текущего состояния проведен за три отчетных года с использованием вертикального, горизонтального и коэффициентного анализов.
Сделаны следующие выводы:
- предприятие имеет неликвидный баланс;
- показатель текущей ликвидности на конец 2017 года свидетельствует о наличии оборотных средств для покрытия краткосрочных обязательств, однако остальные показатели ликвидности предприятия меньше нормативов;
- предприятие имеет неустойчивое финансовое положение, которое может измениться в лучшую сторону, путем сохранения возможности восстановления платежеспособности за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности или ускорения оборачиваемости запасов;
- анализ относительных показателей финансовой устойчивости выявил, что меньше половины источников формирования имущества сформировано за счёт собственных средств, предприятие финансово независимо, но на грани с нормативами.
- по результатам проведённого анализа рентабельности деятельности ПАО «Ростелеком» также можно отметить, что половина показателей имеют тенденцию к росту, другая половина - к падению.
- значения показателей рентабельности продаж падают в течение всего рассматриваемого периода (с 13.39 до 11.18). Понижение показателя обусловлено меньшей динамикой увеличения прибыли, нежели динамика роста выручки. Растут серьезные расходы.
Все это является обоснованием недостаточно эффективного ребрендинга в 2018 году. Возникает рекомендация провести мероприятие в виде улучшенного ребрендинга в ПАО «Ростелеком» с целью решить все проблемы, которые не смог решить предыдущий ребрендинг. Для детального обоснования необходимости предлагаемого мероприятия и эффективности ребрендинга, с точки зрения повышения конкурентоспособности, в целом, требуется провести детальное сравнение результатов анализов стратегической позиции и финансовой отчетности ПАО «Ростелеком», а также социального эффекта ребрендинга.
В третьем разделе результаты последнего ребрендинга ПАО «Ростелеком» в 2018 году не привели к решению всех выявленных проблем:
- указанных в таблице 6 на основании всех системных анализов;
- связанных с повышением экономических показателей: роста выручки, прибыли, рентабельности, ликвидности;
- которыми вызвана неудовлетворенность потребителей услугами ПАО «Рос-телеком», выявленной среди показателей анкет опроса (приложение К).
Для исследования социального эффекта ребрендинга предприятия были проведены два социального опроса: до и после ребрендинга 2018 года.
Изучив результаты первого опроса, стало ясно, что опрашиваемые, в общем, недовольны уровнем обслуживания, не всегда узнают бренд на рекламе. Также одна из проблем - длинная очередь и медленная скорость обслуживания. В свою очередь, у конкурентов по этим параметрам дела обстоят значительно лучше - участники опроса поставили почти максимальные оценки в разделе персонала всем конкурентам. У предприятий «ТТК», «МТС» свои минусы - участники опроса поставили среднюю оценку качеству услуг.
Из результатов второго опроса ясно, что уровень персонала стал значительно выше, чему поспособствовала переквалификация и регулярное проведение тестирований, обучений. Опрашиваемые также отметили, что стало намного больше информации о компании на улицах, до точек продаж не нужно слишком долго добираться, чтобы решить проблему.
Условия деятельности предприятия в период 2016-2018 годов были достаточно стабильны. Поэтому, можно считать, что большинство изменений в показателях отчетности предприятия вызвал именно ребрендинг в 2018 году. Визуальная часть мероприятия больше всего повлияла на показатель «Нематериальные активы» - в 2017-2018 резко повысились (на 43,61 млрд. руб. или на 56,19%).
Очень важно сохранить все самое лучшее из того, что было сформировано и внедрено в образование целевой аудитории после ребрендинга в 2018 году.
После ребрендинга в 2018 году положительно то, что вырос показатель нематериальных активов (на 43,61 млрд. руб. или на 56,19%). При этом выручка в период 2017-2018 годов выросла на 14,91 млрд. руб. (информация из приложения 59 Б), что хорошо сказалось на росте объемов производства. Дополнительно, новый логотип перестали ассоциировать только с телекоммуникациями, теперь все воспринимают ПАО «Ростелеком» больше как IT-предприятие.
Но есть проблемы, которые ребрендинг в 2018 году не смог решить. Это подтверждают низкие показатели рентабельности, ликвидности, медленный рост выручки и прибыли, дебиторская задолженность, неустойчивое финансовое положение, в целом. Именно эти проблемы и должно решить предлагаемое мероприятие - улучшенный ребрендинг.
Определить точный бюджет и сроки предлагаемого мероприятия сложно т.к. для осуществления улучшенного ребрендинга необходима слаженная работа группы высококвалифицированных специалистов, владеющих аналитическими, дизайнерскими навыками, достаточным опытом в проведении ребрендинга. Как правило, подобные мероприятия осуществляются серьезными брендинговыми агенствами с многомиллионными бюджетами,
Со своей позиции, авторы ВКР оценили ситуацию, выполнили системные анализы и анализы финансовой отчетности, выявили актуальные проблемы ПАО «Ростелеком», их характерные черты и могут утверждать, что улучшенный ребрендинг повысит эффективность предприятия и увеличит его конкурентоспособность, решив указанные проблемы.
Таким образом, один из путей повышения конкурентоспособности, а также улучшения финансово-экономического состояния предприятия - проведение ребрендинга. Задачи выпускной квалификационной работы решены. Поставленная цель достигнута.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 ФЗ N 14-13135- (ред. от 28.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691
2 Закон РФ «О защите прав потребителей»: от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 09.04.1992 г., N 15, ст. 766
3 Федеральный закон «О защите конкуренции»: от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // «Собрание законодательства РФ», от 31.06.2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434
4 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: от 27.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31, ст. 3484
5 Федеральный закон «О рекламе»: от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2016) // «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232
6 Баев, Л.А. Основы анализа инвестиционных проектов: учебное пособие / Л.А. Баев. - Челябинск: Каменный пояс, 2008. - 312 с.
7 Баев, Л.А. Финансовое управление предприятием: учебное пособие / Л.А. Ба-ев. - Челябинск, ЮУрГУ, 2008. - 254 с.
8 Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 211 с.
9 Бочаров, В.В. Финансовый анализ: учебник / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер,
2014. - 240 с.
10 Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И.К. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 320 с.
11 Божук, С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. - учебное пособие / С.Г. Божук. - СПб.: Вектор, 2014. - 288 с.
12 Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2014. - 328с.
13 Данько, Т.П. Количественные методы анализа в маркетинге / Т.П. Данько. - СПб.: Питер принт, 2015 - 384 с.
14 Зюзина, Н.Н. Маркетинговые коммуникации:.учебное пособие / Н.Н. Зюзина. - Липецк, ЛКИ. - 2014. - 65 с. 3.
15 Зюзина, Н.Н. Поведение потребителей и вирусный маркетинг: учебное пособие / Н.Н. Зюзина, О.И. Юдин, // Экономика и управление: сб.науч. статей Всеросс. науч.-практ. конф. - Тамбов-Липецк, Изд-во Першина Р.В. - 2014. - 6 с.
16 Павлова, Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара. Маркетинг в России и за рубежом / Н.Н. Павлова. - 2014 - №1, с.47-52
17 Попов, Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учебн. Пособие / Е.В. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 320 с.
18 Майсак, О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами / О.С. Майсак. - Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2015. - № 1 - 7с.
19 Меркулов, С.А. Ребрендинг в России: от эффектного к эффективному / С.А. Меркулов. - Москва, 2017 - 7 с.
20 Никифоров, А.Д. Управление качеством / А.Д. Никифоров. - М.: Дрофа,
2014. - 720с.
21 Ковалев, А.И. Маркетинг в системе управления предприятием: учебное пособие / А.И. Ковалев; под ред. В.В Войленко. - М.: МДНТП. - 2014. -485с.
22 Курилкина, М.В. Ребрендинг как альтернатива ликвидации бизнеса / М.В. Курилкина. - Москва, 2018 - 3 с.
23 Энджел, Д.Ф. Поведение потребителей / Д.Ф. Энджел. - СПб: Питер Ком,
2015. - 768 с.
24 Денис Лысов обсудил перспективы цифровизации с врио губернатора
Астраханской области // Официальный сайт ПАО «Ростелеком». - https://www.company.rt.ru/press/news fLll/south/d449146/7backurWpress/
25 Зайцев, Р. Комплекс маркетинг интернет-провайдеров. -
http://rzbpm.ru/exp/kompleks-marketinga-internet-provaiderov-rossii-chast- 1.html
26 Информационный ресурс средств связи. - http://www.
mobileinfo .ru/info/parking.php4.38. htm.
27 Млоток, Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке. -http://www. marketing. spb.ru/read/m3/
28 Официальный сайт компании «Skylink» . -
http://www.skylink.ru/pages/eguip.list.23.htm -.
29 Официальный сайт ПАО «Ростелеком». -http://chelyabinsk.rt.ru
30 Официальный сайт ОАО «МТС». -http://www. mts.ru
31 Официальный сайт ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг». -https://chel.domru.ru
32 Официальный сайт ООО «ТТК» -http: //www. mgn.ru
33 Реальные доходы россиян в 2019 году продолжили падение // Официальный сайт RBK. -https://www.rbc.ru/economics/19/02/2019/5c6c3a0a9a794787fc457225
34 «Ростелеком» в Таганроге представил цифровые сервисы для эффективного
бизнеса // Официальный сайт ПАО «Ростелеком». -
https://www.company.rt.ru/press/news fill/south/d449080/?backurl=/press/
35 «Ростелеком» предложил красноярским бизнесменам экосистему кибербезопасности // Официальный сайт ПАО «Ростелеком». - https://www.company.rt.ru/press/news fill/siberia/d449041/?backurl==/press/
36 «Ростелеком» размещает биржевые облигации на 15 млрд. рублей, ставка купона составит 8,45% годовых // Официальный сайт ПАО «Ростелеком». - https://www.company.rt.ru/press/news/d448957/?backurl=/press/
37 Социальные сети в России: Цифры и тренды, осень 2018 // Официальный сайт Brand Analitycs: аналитика информационного поля бренда. -https://br- analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/
38 Финансовая отчетность за 2018 год ПАО «Ростелеком» // Официальный сайт ПАО «Ростелеком». -https://www.company.rt.ru/upload/protected/iblock/444/02-
01 Annual Report 2018.pdf
39 Финансовая отчетность за 2016-2017 годы ПАО «Ростелеком» //
Официальный сайт ПАО «Ростелеком». -
https://www.company.rt.ru/upload/protected/iblock/444/02-01 Annual Report 2016-2017.pdf
40 Яворский, А. Особенности предоставления услуг интернет-провайдеров.- http: //rmt-net.ru/article44 .html? get=news