Институциональные аспекты развития малого бизнеса
|
Введение 3
1. Сущностные институциональные аспекты развития малого бизнеса 7
1.1. Роль и место малого бизнеса в современной экономике 7
1.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса в России 17
1.3. Особенности институтов и проблемы комплексной поддержки развития
малого бизнеса в России 23
2. Анализ малого бизнеса в России 35
2.1. Государственная поддержка малого бизнеса России в действии 35
2.2. Нормативно-правовое регулирование предпринимательства в РТ 43
2.3. Противоречия и ограничения современного подхода к оценке эффективности государственной поддержки малого бизнеса 56
3. Совершенствование институциональных форм и методов поддержки малого бизнеса 67
3.1. Реализация направлений институциональных методов государственной поддержки малого бизнеса 67
3.2. Методические рекомендации по совершенствованию системы
государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства на базе взаимосвязи различных социальных программ 72 Заключение 88
Список использованных источников 91
1. Сущностные институциональные аспекты развития малого бизнеса 7
1.1. Роль и место малого бизнеса в современной экономике 7
1.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса в России 17
1.3. Особенности институтов и проблемы комплексной поддержки развития
малого бизнеса в России 23
2. Анализ малого бизнеса в России 35
2.1. Государственная поддержка малого бизнеса России в действии 35
2.2. Нормативно-правовое регулирование предпринимательства в РТ 43
2.3. Противоречия и ограничения современного подхода к оценке эффективности государственной поддержки малого бизнеса 56
3. Совершенствование институциональных форм и методов поддержки малого бизнеса 67
3.1. Реализация направлений институциональных методов государственной поддержки малого бизнеса 67
3.2. Методические рекомендации по совершенствованию системы
государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства на базе взаимосвязи различных социальных программ 72 Заключение 88
Список использованных источников 91
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ, касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%. В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Цель данной магистерской работы - исследовать институты поддержки малого бизнеса в России, и попытаться найти пути решения проблем, тормозящих его развитие.
Задачи исследования:
1. Исследовать сущность малого сектора экономики.
2. Определить его особенность в России.
3. Дать анализ тенденций его развития.
4. Показать проблемы и пути их решений на примере одного из институтов поддержки (например, налоговой).
5. На базе назревших решений социальных проблем обозначить тезисно дальнейшее исследование в данной области на примере малого бизнеса Республики Татарстан.
При этом использованы следующие методы:
1. Статистический метод.
2. Метод аналитического анализа.
3. Сравнительный метод.
Теоретическая и методологическая основа: тема исследуется и разрабатывается многими авторами, которые занимаются этой проблемой, например, такие, как Профессор Горфинкель В.Я., профессор Швандер В.А., Баженов Ю.К. и Баженов С.А. Написано много учебных и рекомендательных пособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям. Но существуют многие недоработки и пока они есть, проблема развития малого бизнеса считается не решенной.
Объектом исследования является сфера малого бизнеса в экономике государства изложенных в законах и положениях Российской Федерации.
Предметом исследования служат отношения между малым бизнесом и государством, а также населением и малым бизнесом на основе анализа институциональных законов, законодательных актов и положений, и их исполнений.
Это исследование опирается на разработку проблем институциональных факторов развития малого бизнеса в экономике России. С учетом этого научная новизна исследования сводится к следующему:
1. Доказана необходимость выявления сущности экономических отношений субъектов малого бизнеса с иными экономическими субъектами в рыночном и не рыночном секторах экономики. Предложена новая классификация экономических возможностей малого предпринимательства, охватывающая его наиболее важные качества.
2. Установлена главная причина противоречия интересов субъектов малого предпринимательства и интересов коммерческих банков, крупных предприятий, состоящая в несовершенстве системы экономических отношений и её недостаточной институционализации.
3. Определено содержание экономических отношений субъектов малого бизнеса с органами региональной власти и органами местного самоуправления. Предложен механизм взаимодействия сектора малого бизнеса с органами региональной власти, суть которого заключается в том, что власть своими действиями, с одной стороны, помогает институционализировать экономические отношения в малом бизнесе, а, с другой стороны, ограничивает развитие малого бизнеса выпуская новые законы.
4. Выработаны предложения по разработке региональных программ развития и государственной поддержки малого предпринимательства в сфере производства, предложены методики по усовершенствованию институтов налогообложения, государственной поддержки, ассоциации институтов, предоставляющих кредитные гарантии на основе научного обоснования экономических принципов их формирования.
5. Согласована разработка развития малого бизнеса (например, институты поддержки производителя, а не торговли или банковской структуры).
Практическая значимость исследования заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по улучшению условий развития малого бизнеса в России.
Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%. В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Цель данной магистерской работы - исследовать институты поддержки малого бизнеса в России, и попытаться найти пути решения проблем, тормозящих его развитие.
Задачи исследования:
1. Исследовать сущность малого сектора экономики.
2. Определить его особенность в России.
3. Дать анализ тенденций его развития.
4. Показать проблемы и пути их решений на примере одного из институтов поддержки (например, налоговой).
5. На базе назревших решений социальных проблем обозначить тезисно дальнейшее исследование в данной области на примере малого бизнеса Республики Татарстан.
При этом использованы следующие методы:
1. Статистический метод.
2. Метод аналитического анализа.
3. Сравнительный метод.
Теоретическая и методологическая основа: тема исследуется и разрабатывается многими авторами, которые занимаются этой проблемой, например, такие, как Профессор Горфинкель В.Я., профессор Швандер В.А., Баженов Ю.К. и Баженов С.А. Написано много учебных и рекомендательных пособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям. Но существуют многие недоработки и пока они есть, проблема развития малого бизнеса считается не решенной.
Объектом исследования является сфера малого бизнеса в экономике государства изложенных в законах и положениях Российской Федерации.
Предметом исследования служат отношения между малым бизнесом и государством, а также населением и малым бизнесом на основе анализа институциональных законов, законодательных актов и положений, и их исполнений.
Это исследование опирается на разработку проблем институциональных факторов развития малого бизнеса в экономике России. С учетом этого научная новизна исследования сводится к следующему:
1. Доказана необходимость выявления сущности экономических отношений субъектов малого бизнеса с иными экономическими субъектами в рыночном и не рыночном секторах экономики. Предложена новая классификация экономических возможностей малого предпринимательства, охватывающая его наиболее важные качества.
2. Установлена главная причина противоречия интересов субъектов малого предпринимательства и интересов коммерческих банков, крупных предприятий, состоящая в несовершенстве системы экономических отношений и её недостаточной институционализации.
3. Определено содержание экономических отношений субъектов малого бизнеса с органами региональной власти и органами местного самоуправления. Предложен механизм взаимодействия сектора малого бизнеса с органами региональной власти, суть которого заключается в том, что власть своими действиями, с одной стороны, помогает институционализировать экономические отношения в малом бизнесе, а, с другой стороны, ограничивает развитие малого бизнеса выпуская новые законы.
4. Выработаны предложения по разработке региональных программ развития и государственной поддержки малого предпринимательства в сфере производства, предложены методики по усовершенствованию институтов налогообложения, государственной поддержки, ассоциации институтов, предоставляющих кредитные гарантии на основе научного обоснования экономических принципов их формирования.
5. Согласована разработка развития малого бизнеса (например, институты поддержки производителя, а не торговли или банковской структуры).
Практическая значимость исследования заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по улучшению условий развития малого бизнеса в России.
В работе исследуется опыт государственного регулирования и поддержки предпринимательства, направленный на формирование комфортных условий для успешной деятельности предпринимательских структур, обеспечения высоких темпов экономического роста и повышения уровня социально - экономического развития страны. Автором проанализирован зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Предложены направления государственного регулирования
предпринимательской деятельности в России, на основе использования зарубежного опыта.
Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы: предпринимательская деятельность обладает как преимуществами, так и недостатками. Малый и средний бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. Малое и среднее предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, улучшению качества товаров и услуг. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.
Малое предпринимательство как специфический сектор экономики наиболее подвержен влияниям внешней среды, одновременно являясь наиболее гибкой хозяйствующей единицей, не требующей сложных управленческих систем, способной быстро реагировать на постоянно изменяющиеся запросы потребителей в условиях рыночной экономики. Именно малое предпринимательство способствует созданию конкурентной среды, противодействуя монополизации различных сфер экономики. Развитие малого предпринимательства в России носит циклический характер, что связано с противоречивым отношением государства к данной группе хозяйствующих субъектов экономики. Однако уровень развития малого и среднего предпринимательства в России находится на сегодняшний день на очень низком уровне в силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база и т.д. Основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством.
Самая главная проблема российских малых и средних предприятий — это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов
предпринимательства. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации существующих барьеров. Главенствующее место в процессе работы предпринимательства занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом.
В России, если сначала основной проблемой малого и среднего предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга. Основными проблемами малого бизнеса являются: несовершенство налоговой системы; административные барьеры; нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний; нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке; отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей.
Отмечается отрицательное влияние на малые и средние предприятия таких явлений, как: недостаток четкого регулирования любых взаимоотношений в бизнесе; нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования; слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.
Развитие малого и среднего предпринимательства - важная экономическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого и среднего предпринимательства. Основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом.
Таким образом, до тех пор, пока не будет решена задача повышения качества институциональной среды и снятия избыточного административного давления, эффект от финансовых вливаний в сектор малого и среднего бизнеса может быть минимальным. Благодаря реализации предложенных мер государственного воздействия, представленных в данной работе: рекомендации по совершенствованию административного регулирования, рекомендации по формированию конкурентных условий, развитию системы налогообложения предпринимательской деятельности и развитию финансовой поддержки малых и средних предприятий, позволит создать условия для эффективного функционирования малых предприятий в России.
предпринимательской деятельности в России, на основе использования зарубежного опыта.
Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы: предпринимательская деятельность обладает как преимуществами, так и недостатками. Малый и средний бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. Малое и среднее предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, улучшению качества товаров и услуг. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.
Малое предпринимательство как специфический сектор экономики наиболее подвержен влияниям внешней среды, одновременно являясь наиболее гибкой хозяйствующей единицей, не требующей сложных управленческих систем, способной быстро реагировать на постоянно изменяющиеся запросы потребителей в условиях рыночной экономики. Именно малое предпринимательство способствует созданию конкурентной среды, противодействуя монополизации различных сфер экономики. Развитие малого предпринимательства в России носит циклический характер, что связано с противоречивым отношением государства к данной группе хозяйствующих субъектов экономики. Однако уровень развития малого и среднего предпринимательства в России находится на сегодняшний день на очень низком уровне в силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база и т.д. Основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством.
Самая главная проблема российских малых и средних предприятий — это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов
предпринимательства. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации существующих барьеров. Главенствующее место в процессе работы предпринимательства занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом.
В России, если сначала основной проблемой малого и среднего предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга. Основными проблемами малого бизнеса являются: несовершенство налоговой системы; административные барьеры; нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний; нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке; отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей.
Отмечается отрицательное влияние на малые и средние предприятия таких явлений, как: недостаток четкого регулирования любых взаимоотношений в бизнесе; нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования; слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.
Развитие малого и среднего предпринимательства - важная экономическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого и среднего предпринимательства. Основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом.
Таким образом, до тех пор, пока не будет решена задача повышения качества институциональной среды и снятия избыточного административного давления, эффект от финансовых вливаний в сектор малого и среднего бизнеса может быть минимальным. Благодаря реализации предложенных мер государственного воздействия, представленных в данной работе: рекомендации по совершенствованию административного регулирования, рекомендации по формированию конкурентных условий, развитию системы налогообложения предпринимательской деятельности и развитию финансовой поддержки малых и средних предприятий, позволит создать условия для эффективного функционирования малых предприятий в России.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Институционально-эволюционные основы возрождения и развития
малого бизнеса на региональном уровне
Магистерская диссертация, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы развития малого бизнеса в регионе и пути их решения
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
( на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование управления малым бизнесом (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Оценка потенциала развития малого бизнеса в муниципальном образовании
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



