Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институциональные аспекты развития малого бизнеса

Работа №55986

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы104
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
536
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Сущностные институциональные аспекты развития малого бизнеса 7
1.1. Роль и место малого бизнеса в современной экономике 7
1.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса в России 17
1.3. Особенности институтов и проблемы комплексной поддержки развития
малого бизнеса в России 23
2. Анализ малого бизнеса в России 35
2.1. Государственная поддержка малого бизнеса России в действии 35
2.2. Нормативно-правовое регулирование предпринимательства в РТ 43
2.3. Противоречия и ограничения современного подхода к оценке эффективности государственной поддержки малого бизнеса 56
3. Совершенствование институциональных форм и методов поддержки малого бизнеса 67
3.1. Реализация направлений институциональных методов государственной поддержки малого бизнеса 67
3.2. Методические рекомендации по совершенствованию системы
государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства на базе взаимосвязи различных социальных программ 72 Заключение 88
Список использованных источников 91


Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ, касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%. В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Цель данной магистерской работы - исследовать институты поддержки малого бизнеса в России, и попытаться найти пути решения проблем, тормозящих его развитие.
Задачи исследования:
1. Исследовать сущность малого сектора экономики.
2. Определить его особенность в России.
3. Дать анализ тенденций его развития.
4. Показать проблемы и пути их решений на примере одного из институтов поддержки (например, налоговой).
5. На базе назревших решений социальных проблем обозначить тезисно дальнейшее исследование в данной области на примере малого бизнеса Республики Татарстан.
При этом использованы следующие методы:
1. Статистический метод.
2. Метод аналитического анализа.
3. Сравнительный метод.
Теоретическая и методологическая основа: тема исследуется и разрабатывается многими авторами, которые занимаются этой проблемой, например, такие, как Профессор Горфинкель В.Я., профессор Швандер В.А., Баженов Ю.К. и Баженов С.А. Написано много учебных и рекомендательных пособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям. Но существуют многие недоработки и пока они есть, проблема развития малого бизнеса считается не решенной.
Объектом исследования является сфера малого бизнеса в экономике государства изложенных в законах и положениях Российской Федерации.
Предметом исследования служат отношения между малым бизнесом и государством, а также населением и малым бизнесом на основе анализа институциональных законов, законодательных актов и положений, и их исполнений.
Это исследование опирается на разработку проблем институциональных факторов развития малого бизнеса в экономике России. С учетом этого научная новизна исследования сводится к следующему:
1. Доказана необходимость выявления сущности экономических отношений субъектов малого бизнеса с иными экономическими субъектами в рыночном и не рыночном секторах экономики. Предложена новая классификация экономических возможностей малого предпринимательства, охватывающая его наиболее важные качества.
2. Установлена главная причина противоречия интересов субъектов малого предпринимательства и интересов коммерческих банков, крупных предприятий, состоящая в несовершенстве системы экономических отношений и её недостаточной институционализации.
3. Определено содержание экономических отношений субъектов малого бизнеса с органами региональной власти и органами местного самоуправления. Предложен механизм взаимодействия сектора малого бизнеса с органами региональной власти, суть которого заключается в том, что власть своими действиями, с одной стороны, помогает институционализировать экономические отношения в малом бизнесе, а, с другой стороны, ограничивает развитие малого бизнеса выпуская новые законы.
4. Выработаны предложения по разработке региональных программ развития и государственной поддержки малого предпринимательства в сфере производства, предложены методики по усовершенствованию институтов налогообложения, государственной поддержки, ассоциации институтов, предоставляющих кредитные гарантии на основе научного обоснования экономических принципов их формирования.
5. Согласована разработка развития малого бизнеса (например, институты поддержки производителя, а не торговли или банковской структуры).
Практическая значимость исследования заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций по улучшению условий развития малого бизнеса в России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе исследуется опыт государственного регулирования и поддержки предпринимательства, направленный на формирование комфортных условий для успешной деятельности предпринимательских структур, обеспечения высоких темпов экономического роста и повышения уровня социально - экономического развития страны. Автором проанализирован зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Предложены направления государственного регулирования
предпринимательской деятельности в России, на основе использования зарубежного опыта.
Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы: предпринимательская деятельность обладает как преимуществами, так и недостатками. Малый и средний бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. Малое и среднее предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, улучшению качества товаров и услуг. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.
Малое предпринимательство как специфический сектор экономики наиболее подвержен влияниям внешней среды, одновременно являясь наиболее гибкой хозяйствующей единицей, не требующей сложных управленческих систем, способной быстро реагировать на постоянно изменяющиеся запросы потребителей в условиях рыночной экономики. Именно малое предпринимательство способствует созданию конкурентной среды, противодействуя монополизации различных сфер экономики. Развитие малого предпринимательства в России носит циклический характер, что связано с противоречивым отношением государства к данной группе хозяйствующих субъектов экономики. Однако уровень развития малого и среднего предпринимательства в России находится на сегодняшний день на очень низком уровне в силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база и т.д. Основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством.
Самая главная проблема российских малых и средних предприятий — это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов
предпринимательства. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации существующих барьеров. Главенствующее место в процессе работы предпринимательства занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом.
В России, если сначала основной проблемой малого и среднего предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга. Основными проблемами малого бизнеса являются: несовершенство налоговой системы; административные барьеры; нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний; нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование. Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке; отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей.
Отмечается отрицательное влияние на малые и средние предприятия таких явлений, как: недостаток четкого регулирования любых взаимоотношений в бизнесе; нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования; слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятий от государства.
Развитие малого и среднего предпринимательства - важная экономическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого и среднего предпринимательства. Основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом.
Таким образом, до тех пор, пока не будет решена задача повышения качества институциональной среды и снятия избыточного административного давления, эффект от финансовых вливаний в сектор малого и среднего бизнеса может быть минимальным. Благодаря реализации предложенных мер государственного воздействия, представленных в данной работе: рекомендации по совершенствованию административного регулирования, рекомендации по формированию конкурентных условий, развитию системы налогообложения предпринимательской деятельности и развитию финансовой поддержки малых и средних предприятий, позволит создать условия для эффективного функционирования малых предприятий в России.



1. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2000. 48с.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
5. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446. «О первоочередных задачах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
6. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. N 98-р «О плане
первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» (с изменениями и
дополнениями).
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ, (ред. от 02.04.2014)
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, (ред. от 05.05.2014).
9. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. - М.: Финансы, 2013. - 318с.
10. Барышникова Н.П. Налоги России в нормативных документах. - М.: БЕК, 2014. - 514с.
11. Баженов Ю.К., Баженов А..Ю. Малое предпринимательство:
практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса, - М.: НВЦ «Маркетинг», 2011.
12. Белоногова О. А. Малый бизнес и занятость населения: Автореферат дис.,канд. экон. наук. СПб, 2009. 16 с.
13. Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. В
кн.: Механизмы развития малого предпринимательства в России.
Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка.-М., 2011. - С.45.
14. Воробьева Е.В. Новейший справочник налогоплательщика: актуальные разъяснения и профессиональные комментарии. - М.: Эксмо, 2013. - 521с.
15. Гулеша М. М. Мелкое предпринимательство при переходе к рыночной экономике: Автореферат дис.. канд. экон. наук. М., 2013. 22 с.
16. Замулин О. Оттепель // Эксперт. - №13. -Апрель 2009 - С.52.
17. Клейнер Г. Б. Мезоэкономика развития. - М.: Москва Наука 2010. - С. 343¬344.
18. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА- М, 1998. - 320 с.
19. Лужинский И. Я. Организационно - экономический механизм активизации инновационной деятельности малых предприятий в промышленности - Орел, 2011.
20. Малый бизнес России - состояние, проблемы и перспективы, Аналитический обзор. - М., 2013 - С. 14
21. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. - М.: ПРИОР, 1997. - С.35.
22. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 304 с.
23. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - СПб.: Бизнесс-пресса, 1999. - 608 с.
24. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. Глава XIV. Техника, концентрация и порядок. // Российский экономический журнал, 2011 г. - № 11.
25. Орлов А. В. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. 2010, - № 4. - с. 130-140.
26. Орлов А. В. Надежда: О малом бизнесе в России. М.: Международный университет, 2009 - 160 с.
27. Панкрухин А.П. Маркетинг. - М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.
28. Попов В.М. Бизнес-план инвестиционного проекта предпринимателя / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, И.Ю. Криночкин, Т.А. Воронова. - М.: КНОРУС, 2005. - 480 с.
29. Попов В.М., Ляпунов С.И., Касаткин А.А. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. - М.: КноРус, 2003. - 448 с.
30. Предпринимательство / Под ред.В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 735 с.
31. Предпринимательство. Учебник / Под ред. Лапусты М.Г. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 667 с.
32. Романенко И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 208 с.
33. Румянцева Е.Е. Инвестиции и бизнес-планы. Ч.1. - Мн.: Армита -
Маркетинг, Менеджмент, 2001. - 349 с.
34. Савченко В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал, 2009, - № 1.
35. Сборник бизнес-планов: современная практика и документация.
Отечественный и зарубежный опыт. Выпуск первый / Под ред.В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с.
36. Сирополис Никоас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. - М.: Дело, 1997. - 672 с.
37. Сметанин С. История предпринимательства в России. - М.: Палеотит, Логос, 2009, - 196 с.
38. Смирнов К. Участковый приходит дважды // Коммерсант. Деньги. - № 9(424). - 2007. -С.26
39. Татарников Е.А. Экономика предприятия. Ответы на экзаменационные вопросы. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2005. - 256 с.
40. Ткаченко В.Я., Щербаков А.И. Экономика строительства. Учебное пособие. - Новосибирск: СГУПС, 2002. - 283 с.
41. Рубе В. Малый бизнес: история,теория и практика.- М.:Теис, 2011. 231 с.
42. Финансы / Под ред. Ковалева В.В. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. - 634 с.
43. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития // Т. А. Финк // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 177-181.
44. Хлебников А.Д. Еще раз о проблемах малого предпринимательства//Ваш налоговый адвокат. - 2011 - №2. - С.9-11.
45. Ханин, Г.И. Альтернативная оценка рентабельности промышленного производства России / Г. И. Ханин, Н.В. Копылова // Вопросы статистики. - 2015. - № 11.- С.52-58.
46. Хахонова, Н.Н. Организационные и методические подходы к оценке элементов финансовой отчетности в свете МСФО / Н.Н. Хахонова // Учет и статистика. - 2010.- №11. - С. 111-115.
47. Хохлова, О.А. Прогнозирование основных индикаторов экономического развития региона: [региональная статистика] / О. А. Хохлова ; О.А.Хохлова // Вопросы статистики. - 2007. - № 2.-С.50-57.
48. Черноуцан Е.И. Франция: государство поддерживает малое и среднее предпринимательство // Проблемы теории и практики управления. - 2005. -№1. -С. 56.
49. Чернышева, Ю.Г. Анализ инновационной активности предприятий малого
бизнеса /Ю.Г. Чернышева//Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2011. - №36. - С. 56-64.
50. Черняк В.З. Бизнес-планирование. - М.: КНОРУС, 2005. - 536 с.
51. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия. Учебник. - М.: Издательско-торговая компания "Дашков и Ко", 2003. - 416 с.
52. Чурсина, Ю. А. Оценка методик, применяемых для анализа деловой активности предприятия / Ю. А. Чурсина, Л. Н. Лыскова // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 3. - С. 448-454.
53. Черняк В.З. Бизнес-планирование. - М.: КНОРУС, 2005. - 536 с.
54. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. - Ростов н/Д: МарТ, 2002. - 544 с.
55. Шуткин А., Альтернативные механизмы финансирования малого предпринимательства - НИФИ Минфина России. - 2012. - 134 с.
56. Экономика предприятия (фирмы) / Под ред.О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 601 с.
57. Экономика предприятия / Под ред. Кантора Е.Л. - СПб.: Питер, 2003. - 352с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ