АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОНОГОРОДАМИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
|
Введение 3
Глава 1. Основы антикризисного управления моногородами в
Российской Федерации 8
1.1. Понятие моногорода, признаки и
классификация 8
1.2. Федеральная политика в отношении моногородов 17
Глава 2. Практические аспекты функционирования
моногородов 30
2.1. Методика оценки социально-экономического положения
моногородов 30
2.2. Анализ социально-экономического положения, бюджета, деятельности градообразующих предприятий и структуры управления в моногородах Приволжского федерального
округа 38
2.3. Оценка качества жизни жителями моногородов 59
Глава 3. Формирование стратегии антикризисного управления моногородами Приволжского федерального округа 70
3.1. Рекомендации по разработке антикризисной стратегии моногородов
ПФО 70
3.2. Мероприятия по реализации антикризисной стратегии в моногородах
ПФО 82
Заключение 86
Библиографический список 89
Приложения 97
Глава 1. Основы антикризисного управления моногородами в
Российской Федерации 8
1.1. Понятие моногорода, признаки и
классификация 8
1.2. Федеральная политика в отношении моногородов 17
Глава 2. Практические аспекты функционирования
моногородов 30
2.1. Методика оценки социально-экономического положения
моногородов 30
2.2. Анализ социально-экономического положения, бюджета, деятельности градообразующих предприятий и структуры управления в моногородах Приволжского федерального
округа 38
2.3. Оценка качества жизни жителями моногородов 59
Глава 3. Формирование стратегии антикризисного управления моногородами Приволжского федерального округа 70
3.1. Рекомендации по разработке антикризисной стратегии моногородов
ПФО 70
3.2. Мероприятия по реализации антикризисной стратегии в моногородах
ПФО 82
Заключение 86
Библиографический список 89
Приложения 97
Монопрофильные субъекты или так называемые «моногорода» в России возникали в разные периоды истории, все они в большинстве своём результат советской плановой экономики. Их возникновение обусловлено промышленной модернизацией, командной системой управления и распределением ресурсов. На данный момент, в Российской Федерации насчитывается 319 муниципальных образований , которые Правительство относит к категории «монопрофильных городов». В них проживает более 15 миллионов человек. Повышение качества жизни, социально-экономическое благополучие и развитие этих городов-задача государства, с которой местное самоуправление справиться отдельно не в силах.
В период мирового экономического кризиса, проблема социально-экономического развития моногородов стала весьма острой. Главной чертой моногородов является прямая зависимость от состояния экономики одного градообразующего предприятия или нескольких, находящихся в едином производственно-технологическом процессе. Именно по этой причине, экономика моногородов оказалась более уязвимой к последствиям экономического кризиса.
Этапы формирования и развития данной проблемы тесно увязаны с историей развития страны. Пересмотр части городов состоялся в 1917 году. Города, которые утратили свои функции, была получили статус сельских поселений и населенных пунктов городского типа. Новые города возникали, как правило, в результате планирования новых производств. Основой будущего населенного пункта становилось промышленное предприятие (Волхов - строительство ГЭС, Красноуральск - освоение медно-колчедановых руд). Таким образом, в это время зарождается значительная часть моногородов, в том числе происходит возведение военно-промышленных предприятий. Появляются новых промышленные города на Урале (пример - Магнитогорск ). Все больше внимания стали уделять такой отрасли, как машиностроение, развитие которого послужило толчком к формированию крупных промышленных центров (Тольятти, Набережные Челны, Заволжье)
Теоретической основой настоящего исследования служат:
- современные работы российских ученых-экономистов, чьи труды были посвящены анализу экономического потенциала регионов, особенностям развития моногородов (Н.Ю. Замятина , Д.Ю. Землянский , Н.В. Зубаревич, Г.Ю. Кузнецова, С.В. Ламанов, В.Я. Любовный, А.Н. Пилясов , И.Д. Тургель . Также в ходе работы были изучены труды зарубежных авторов, рассматривающих проблемы как городов в целом, так и моногородов в отдельности, с анализом трансформации территории, с учетом исторического аспекта (Ч. Лэндри , Г. Стэндинг ). Зарубежные авторы рассматривают проблематику моногородов с точки зрения макроэкономических процессов.
Эмпирическую основу исследования составили:
- материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации;
- исследования, касаемые качества жизни населения российских моногородов городов, полученные центрами, занимающиеся исследованием общественного мнения ;
- аналитические статьи, материалы средств массовой информации и другие открытые источники.
С каждым годом всё чаще Правительство России говорит о необходимости устойчивости государства, что не представляется возможным при неустойчивом развитии всех его элементов, регионов и муниципальных образований в том числе.
Особое внимание монопрофильным поселениям стали уделять в период мирового финансового кризиса 2008-2009 года. Происходило это путём разработки и реализации мер политики по развитию регионов и формирования комплексных планов развития с целью диверсификации экономики моногородов, т.е. переориентации рынков сбыта. Каждый регион разрабатывал свою политику, с учетом социально-экономического положения, но цели у всех планов были схожи: создание и развитие новых отраслей производства, проблема занятости населения, поддержка городской инфаструктуры.
Устойчивое развитие городов особенно важно как для самих городов, так и для страны в целом. По данным Росстата , численность населения России составляет 146 544 710 человек (согласно данным от 09.03.2016 об оценке численности населения на 01.01.2016), из них 108 657 433 человек- жители городов.
На данный момент на территории России около 40 % городов носят являются монопрофильными, и именно в этих городах производится 25 % ВВП страны.
Одной из причин, возникшей проблемы является низкая конкурентоспособность продукции, произведенной на градообразующих предприятиях, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В данном случае низкая конкурентоспособность как следствие устаревших технологий производства, недостаточная квалификация сотрудников, слабый менеджмент и т.д. Низкая конкурентоспособность характеризуется снижением спроса, далее снижение объёмов производства, снижение доходов компании, сокращение зарплат рабочим, уменьшение численности сотрудников, снижение качества жизни что приводит к ухудшению социального климата в городе.
Из года в год разрабатываются разрабатываются механизмы поддержки проблемных территории, однако далеко не всегда они эффективны в экономическом смысле. По этой причине, возникает вопрос, являющийся не только одним из наиболее важных в государственной экономической политике, но и в политике развития регионов и промышленности страны.
При таком положении дел, требуется разработка и реализация мероприятий, направленных на устранение и возникновение негативных факторов, восстановление социально-экономического положения и обеспечения стабильности, что позволит улучшить не только социально-экономическое положение моногородов, уровень и качество жизни, но и поспособствует устойчивому развитию страны.
С 2008 года, на протяжении уже почти 10 лет, ситуация в моногородах остаётся кризисной, это происходит в условиях снижения темпов роста российской экономики. Как правило, именно в кризисный период
обостряются проблемы моногородов. Здесь уже возникает угроза
экономической безопасности России в целом.
Изложенное выше, подчёркивает высокую степень актуальности исследования проблем моногородов и предложений по разработке антикризисной стратегии моногородов.
В этой связи, практическое значение этого исследования заключается в разработке стратегии антикризисного управления моногородами.
Объектом исследования являются моногорода Приволжского федерального округа, чьи градообразующие предприятия в области заняты в отрасли машиностроения: г. Тольятти (Самарская область), г. Набережные Челны (Республика Татарстан), г. Нефтекамск (Республика Башкортостан), г. Димитровград (Ульяновская область), г. Елабуга (Республика Татарстан), г. Павлово (Нижегородская область).
Предметом исследования является антикризисное управление моногородами Приволжского федерального округа.
Цель данной работы - анализ социально-экономического развития моногородов для выработки рекомендаций по их антикризисному управлению.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие «моногорода» и его классификацию;
- проанализировать федеральную политику в отношении моногородов;
- рассмотреть различные методики оценки социально-экономического положения городов;
- рассмотреть социально-экономическое положение моногородов, бюджет, структуру органов управления, а также деятельность градообразующих предприятий;
- провести опрос среди жителей по оценке качества жизни в крупных моногородах, с целью выяснить, как жители сами оценивают состояние города;
сопоставить результаты анализа, с последующим выявлением
проблем;
- разработать антикризисную стратегию моногородов Приволжского федерального округа;
- разработать мероприятия по реализации антикризисной стратегии.
Информационной базой исследования послужили данные Г осударственного комитета статистики России, материалы, собранные в ходе преддипломной практики (статистическая информация, данные соцопросов, комплексные инвестиционные планы моногородов, отчёты деятельности градообразующих предприятий.
В ходе работы были использованы различные методы исследования: историко-географический, а также формализованные методы (математико-статистические) и качественные (описание, социологические опросы населения моногородов).
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывает теоретическую и практическую часть работы. В первой главе описывается понятие и критерии моногородов, меры поддержки со стороны федерального центра. Во второй главе проводится анализ функционирования моногородов, анализ бюджета и социально¬экономического положения. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по заданной теме.
В период мирового экономического кризиса, проблема социально-экономического развития моногородов стала весьма острой. Главной чертой моногородов является прямая зависимость от состояния экономики одного градообразующего предприятия или нескольких, находящихся в едином производственно-технологическом процессе. Именно по этой причине, экономика моногородов оказалась более уязвимой к последствиям экономического кризиса.
Этапы формирования и развития данной проблемы тесно увязаны с историей развития страны. Пересмотр части городов состоялся в 1917 году. Города, которые утратили свои функции, была получили статус сельских поселений и населенных пунктов городского типа. Новые города возникали, как правило, в результате планирования новых производств. Основой будущего населенного пункта становилось промышленное предприятие (Волхов - строительство ГЭС, Красноуральск - освоение медно-колчедановых руд). Таким образом, в это время зарождается значительная часть моногородов, в том числе происходит возведение военно-промышленных предприятий. Появляются новых промышленные города на Урале (пример - Магнитогорск ). Все больше внимания стали уделять такой отрасли, как машиностроение, развитие которого послужило толчком к формированию крупных промышленных центров (Тольятти, Набережные Челны, Заволжье)
Теоретической основой настоящего исследования служат:
- современные работы российских ученых-экономистов, чьи труды были посвящены анализу экономического потенциала регионов, особенностям развития моногородов (Н.Ю. Замятина , Д.Ю. Землянский , Н.В. Зубаревич, Г.Ю. Кузнецова, С.В. Ламанов, В.Я. Любовный, А.Н. Пилясов , И.Д. Тургель . Также в ходе работы были изучены труды зарубежных авторов, рассматривающих проблемы как городов в целом, так и моногородов в отдельности, с анализом трансформации территории, с учетом исторического аспекта (Ч. Лэндри , Г. Стэндинг ). Зарубежные авторы рассматривают проблематику моногородов с точки зрения макроэкономических процессов.
Эмпирическую основу исследования составили:
- материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации;
- исследования, касаемые качества жизни населения российских моногородов городов, полученные центрами, занимающиеся исследованием общественного мнения ;
- аналитические статьи, материалы средств массовой информации и другие открытые источники.
С каждым годом всё чаще Правительство России говорит о необходимости устойчивости государства, что не представляется возможным при неустойчивом развитии всех его элементов, регионов и муниципальных образований в том числе.
Особое внимание монопрофильным поселениям стали уделять в период мирового финансового кризиса 2008-2009 года. Происходило это путём разработки и реализации мер политики по развитию регионов и формирования комплексных планов развития с целью диверсификации экономики моногородов, т.е. переориентации рынков сбыта. Каждый регион разрабатывал свою политику, с учетом социально-экономического положения, но цели у всех планов были схожи: создание и развитие новых отраслей производства, проблема занятости населения, поддержка городской инфаструктуры.
Устойчивое развитие городов особенно важно как для самих городов, так и для страны в целом. По данным Росстата , численность населения России составляет 146 544 710 человек (согласно данным от 09.03.2016 об оценке численности населения на 01.01.2016), из них 108 657 433 человек- жители городов.
На данный момент на территории России около 40 % городов носят являются монопрофильными, и именно в этих городах производится 25 % ВВП страны.
Одной из причин, возникшей проблемы является низкая конкурентоспособность продукции, произведенной на градообразующих предприятиях, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В данном случае низкая конкурентоспособность как следствие устаревших технологий производства, недостаточная квалификация сотрудников, слабый менеджмент и т.д. Низкая конкурентоспособность характеризуется снижением спроса, далее снижение объёмов производства, снижение доходов компании, сокращение зарплат рабочим, уменьшение численности сотрудников, снижение качества жизни что приводит к ухудшению социального климата в городе.
Из года в год разрабатываются разрабатываются механизмы поддержки проблемных территории, однако далеко не всегда они эффективны в экономическом смысле. По этой причине, возникает вопрос, являющийся не только одним из наиболее важных в государственной экономической политике, но и в политике развития регионов и промышленности страны.
При таком положении дел, требуется разработка и реализация мероприятий, направленных на устранение и возникновение негативных факторов, восстановление социально-экономического положения и обеспечения стабильности, что позволит улучшить не только социально-экономическое положение моногородов, уровень и качество жизни, но и поспособствует устойчивому развитию страны.
С 2008 года, на протяжении уже почти 10 лет, ситуация в моногородах остаётся кризисной, это происходит в условиях снижения темпов роста российской экономики. Как правило, именно в кризисный период
обостряются проблемы моногородов. Здесь уже возникает угроза
экономической безопасности России в целом.
Изложенное выше, подчёркивает высокую степень актуальности исследования проблем моногородов и предложений по разработке антикризисной стратегии моногородов.
В этой связи, практическое значение этого исследования заключается в разработке стратегии антикризисного управления моногородами.
Объектом исследования являются моногорода Приволжского федерального округа, чьи градообразующие предприятия в области заняты в отрасли машиностроения: г. Тольятти (Самарская область), г. Набережные Челны (Республика Татарстан), г. Нефтекамск (Республика Башкортостан), г. Димитровград (Ульяновская область), г. Елабуга (Республика Татарстан), г. Павлово (Нижегородская область).
Предметом исследования является антикризисное управление моногородами Приволжского федерального округа.
Цель данной работы - анализ социально-экономического развития моногородов для выработки рекомендаций по их антикризисному управлению.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие «моногорода» и его классификацию;
- проанализировать федеральную политику в отношении моногородов;
- рассмотреть различные методики оценки социально-экономического положения городов;
- рассмотреть социально-экономическое положение моногородов, бюджет, структуру органов управления, а также деятельность градообразующих предприятий;
- провести опрос среди жителей по оценке качества жизни в крупных моногородах, с целью выяснить, как жители сами оценивают состояние города;
сопоставить результаты анализа, с последующим выявлением
проблем;
- разработать антикризисную стратегию моногородов Приволжского федерального округа;
- разработать мероприятия по реализации антикризисной стратегии.
Информационной базой исследования послужили данные Г осударственного комитета статистики России, материалы, собранные в ходе преддипломной практики (статистическая информация, данные соцопросов, комплексные инвестиционные планы моногородов, отчёты деятельности градообразующих предприятий.
В ходе работы были использованы различные методы исследования: историко-географический, а также формализованные методы (математико-статистические) и качественные (описание, социологические опросы населения моногородов).
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрывает теоретическую и практическую часть работы. В первой главе описывается понятие и критерии моногородов, меры поддержки со стороны федерального центра. Во второй главе проводится анализ функционирования моногородов, анализ бюджета и социально¬экономического положения. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по заданной теме.
Монопрофильные города (моногорода) в России существуют уже очень давно. До некоторого времени на их наличие особого внимания не обращали. Но в последнее время об этом стали говорить, как об острой проблеме российской экономики.
Законодательного определения у таких городов нет, а упоминание в законах происходит в отрицательном контексте. В первую очередь для решения проблем моногородов, стоит законодательно закрепить понятие «моногородов», придав ему таким образом «особый статус»
Итак, моногород - населенный пункт, значительная часть населения которого тесно связана с одним или несколькими предприятиями, занятыми в одной отраслевой цепи.
На сегодняшний момент развитие моногородов России происходит в сложных условиях. Несмотря на имеющиеся механизмы социально-экономического развития этих городов, некоторые проблемы всё же остаются неразрешенными: это и снижение показателей производства на
градообразующих предприятиях, отсюда снижение затрат на производство, сокращение персонала (т.н. «оптимизация производства»), снижение доходов в муниципальную казну, рост социальной напряженности, отток населения и многие другие. Стоит отметить, что все проблемы взаимосвязаны между собой, и появление одной, влечёт за собой массу других. Ровно также, как и решение одной, невозможно без решения другой.
Это говорит о комплексности проблем в моногородах, из этого также следует, что и решать их нужно комплексно. Помимо механизмов государственной поддержки, власти субъектов также должны принимать участие в создании инструментов, для поддержки моногородов. Градообразующие предприятия и органы МСУ также должны иметь свою позицию в решении проблем.
Моногорода все ещё находятся в прямой зависимости от одного предприятия, именно поэтому проблемы обострились именно сейчас, в момент кризиса.
Правительством в полной мере разработаны различные механизмы: комплексные инвестиционные планы, стратегии развития городов, которые включают диверсификацию экономики, создание новых производств и рабочих мест.
Однако, как показывает практика, эти механизмы не всегда эффективны. Проведя исследование, и сделав выводы, можно утверждать, что моногородам необходим инновационный вариант развития.
Что касается управления моногородом, важно сформировать комплексную систему показателей, отражающую стратегические приоритеты, а также позволяющую оценить изменение всех систем, определяющих успешность развития территории.
Особое внимание нужно уделить развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах. Необходимы также новые предложения, новые идеи, которые поспособствуют не только открытию новых предприятий, но и улучшит положение уже имеющихся.
Большинство методик, как отечественных, так и зарубежных, сходятся в том, что при развитии моногородов необходимо обязательно оценивать следующие аспекты: социальная сфера, экономическая сфера, бюджет, ресурсный потенциал. Также не стоит забывать об инвестиционной привлекательности. Имеются различные методы по оценке таких показателей, как «качество жизни», однако при исследовании пришлось столкнуться с проблемой, что в моногородах
Основной идей стратегии развития территорий моногородов должна состоять в том, что они должны стать инновационными центрами, что позволит диверсифицировать экономику в полной мере.
Поэтому основная миссия таких городов будет состоять в том, чтобы являться центром инновационных производств и быть территорией привлекательной для размещения бизнеса, который в свою очередь повысит уровень жизни населения, увеличит доходы бюджета и населения.
Поэтому можно предложить 5 шагов к успеху развития промышленных моногородов:
1. Внедрение кластерной политики;
2. Развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства;
3. Внедрение новейших технологий;
4. Обновление системы кадрового менеджмента;
5. Разработка и внедрение экологического менеджмента.
Подводя итоги анализа проблем и перспектив российских моногородов, можно сказать, что несмотря на реализуемые меры и имеющиеся результаты, необходимо создавать новые условия поддержания моногородов, инициаторами которых должны стать не только органы муниципальной власти, но и региональные, федеральные власти и частный сектор.
Законодательного определения у таких городов нет, а упоминание в законах происходит в отрицательном контексте. В первую очередь для решения проблем моногородов, стоит законодательно закрепить понятие «моногородов», придав ему таким образом «особый статус»
Итак, моногород - населенный пункт, значительная часть населения которого тесно связана с одним или несколькими предприятиями, занятыми в одной отраслевой цепи.
На сегодняшний момент развитие моногородов России происходит в сложных условиях. Несмотря на имеющиеся механизмы социально-экономического развития этих городов, некоторые проблемы всё же остаются неразрешенными: это и снижение показателей производства на
градообразующих предприятиях, отсюда снижение затрат на производство, сокращение персонала (т.н. «оптимизация производства»), снижение доходов в муниципальную казну, рост социальной напряженности, отток населения и многие другие. Стоит отметить, что все проблемы взаимосвязаны между собой, и появление одной, влечёт за собой массу других. Ровно также, как и решение одной, невозможно без решения другой.
Это говорит о комплексности проблем в моногородах, из этого также следует, что и решать их нужно комплексно. Помимо механизмов государственной поддержки, власти субъектов также должны принимать участие в создании инструментов, для поддержки моногородов. Градообразующие предприятия и органы МСУ также должны иметь свою позицию в решении проблем.
Моногорода все ещё находятся в прямой зависимости от одного предприятия, именно поэтому проблемы обострились именно сейчас, в момент кризиса.
Правительством в полной мере разработаны различные механизмы: комплексные инвестиционные планы, стратегии развития городов, которые включают диверсификацию экономики, создание новых производств и рабочих мест.
Однако, как показывает практика, эти механизмы не всегда эффективны. Проведя исследование, и сделав выводы, можно утверждать, что моногородам необходим инновационный вариант развития.
Что касается управления моногородом, важно сформировать комплексную систему показателей, отражающую стратегические приоритеты, а также позволяющую оценить изменение всех систем, определяющих успешность развития территории.
Особое внимание нужно уделить развитию малого и среднего предпринимательства в моногородах. Необходимы также новые предложения, новые идеи, которые поспособствуют не только открытию новых предприятий, но и улучшит положение уже имеющихся.
Большинство методик, как отечественных, так и зарубежных, сходятся в том, что при развитии моногородов необходимо обязательно оценивать следующие аспекты: социальная сфера, экономическая сфера, бюджет, ресурсный потенциал. Также не стоит забывать об инвестиционной привлекательности. Имеются различные методы по оценке таких показателей, как «качество жизни», однако при исследовании пришлось столкнуться с проблемой, что в моногородах
Основной идей стратегии развития территорий моногородов должна состоять в том, что они должны стать инновационными центрами, что позволит диверсифицировать экономику в полной мере.
Поэтому основная миссия таких городов будет состоять в том, чтобы являться центром инновационных производств и быть территорией привлекательной для размещения бизнеса, который в свою очередь повысит уровень жизни населения, увеличит доходы бюджета и населения.
Поэтому можно предложить 5 шагов к успеху развития промышленных моногородов:
1. Внедрение кластерной политики;
2. Развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства;
3. Внедрение новейших технологий;
4. Обновление системы кадрового менеджмента;
5. Разработка и внедрение экологического менеджмента.
Подводя итоги анализа проблем и перспектив российских моногородов, можно сказать, что несмотря на реализуемые меры и имеющиеся результаты, необходимо создавать новые условия поддержания моногородов, инициаторами которых должны стать не только органы муниципальной власти, но и региональные, федеральные власти и частный сектор.
Подобные работы
- Антикризисная промышленная политика: сравнительный анализ мер государственной поддержки со стороны региональных властей в РФ в период пандемии COVID-19
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2023



