Введение 3
Глава 1. Основные виды российских музеев деревянного зодчества 9
1.1 Музей под открытым небом как способ сохранения и репрезентации
объектов деревянного зодчества 10
1.2 Особенности музеев-заповедников 17
Глава 2. Объекты деревянного зодчества в музеях Средне-Волжско- Уральского региона 22
2.1 Объекты деревянного зодчества в архитектурно-этнографических музеях под открытым небом Средне-Волжско-Уральского региона .... 23
2.2 Памятники деревянного зодчества в музеях-заповедниках региона 38
Глава 3 Туристический маршрут по музеям деревянного зодчества Урала и
Среднего Поволжья 49
Заключение 51
Список использованной литературы и источников 54
Памятники деревянного зодчества занимают особое место среди объектов культурного наследия России. С одной стороны, дерево было главным, самым распространенным строительным материалом, т.к. огромные территории были покрыты лесами. Облик деревень и городов России еще в XIX веке определялся постройками деревянного зодчества.Но онинедолговечны. Время и окружающая среда наносят им непоправимый ущерб.Уникальное культурное наследие находится на грани исчезновения. 80% памятников русского деревянного зодчества, которые были зафиксированы до Октябрьской революции, потерян . Сказалось много факторов: достижение предельного возраста жизнеспособности объектов, отсутствие или недостаток противопожарной защиты; многие десятилетия целенаправленного разорения или использования не по
назначению культовых построек; отсутствие внимания со стороны государства и местных властей, недостаточное правовое и финансовое обеспечение охраны памятников.
В России сохранились редчайшие деревянные сооружения до XVI века , единичные постройки XVII - XVIIIвеков, и всё меньше остается даже объектовХ1Х - начала ХХвеков. Музеефикация памятников деревянного зодчества играет важную роль в деле их сохранения и популяризация. Далеко за пределами России известны музеи-заповедники Кижи, Малые Корелы, Витославлицы близ Новгорода, которые ежегодно посещаются сотнями тысяч туристов. Пользуются широкой известностью аналогичные объекты во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.Гораздо менее популярны музеи-заповедники восточной части России.
Объектом данной выпускной квалификационной работы являются музеи под открытым небом и музеи-заповедники, в которых имеются памятники деревянного зодчества. В обобщенном виде их можно назвать музеями деревянного зодчества, при том, что конкретные их названия могут быть несколько иными.
Предметом исследования в данной работе являются музеи деревянного зодчествав Среднем Поволжье и на Урале.Это близкие к Татарстану регионы Российской Федерации, что немаловажно с точки зрения организации экскурсионно-туристической деятельности. Проживающие здесь народы имеют много общих черт материальной и духовной культуры и всегда были тесно связаны с Казанским краем.
Целью работы является изучение музеев деревянного зодчества Среднего Поволжья и Урала в аспекте развития культурного туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить понятия, связанные с музеями деревянного зодчества в России, а именно - «музей под открытым небом» и «музей-заповедник», охарактеризовать правовой статус данных учреждений;
2. Выявить круг музеевдеревянного зодчествав Среднем Поволжье и на Урале, историю их создания и современное состояние;
3. Изучить возможности использование данных музеев в туристических целях и предложить маршрут для включения в турпродукты.
Основные методы исследования, которые использовались в данной работе, это:
- зарождение и развитие музеев деревянного зодчества;
—сравнительно-исторический метод, дающий возможность проводить сравнение черт музеев-заповедников, что позволяет глубже понять исследуемый феномен;
—историко-типологический метод, связанный с классификацией объектов познания по избранному признаку (или нескольким признакам) для облегчения анализа;
—ретроспективный метод, который заключается в
последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
—хронологический метод, предусматривающий изложение
исторического материала в хронологической последовательности.
При написании работы использовался широкий круг отечественной литературы.
К первой группе относятся работы о сохранении и музеефикации памятников деревянного зодчества:
Смирнов И.А. Деревянное зодчество: проблемы, реставрация, исследования. Вологда: Издательский Дом Вологжанин, 2005. Этот сборник представляет методическое сопровождение мониторинга недвижимых памятников.
Пиляк С.А. Проблемы и перспективы сохранения памятников деревянного зодчества// Вестник МГСУ. 2014. Вып. № 6.Труд был издан в Кострома издательством Вестник в 2014 году. В статье поднимаются острые проблемы сохранения архитектурных объектов деревянного зодчества.
Пиляк С.А. Подходы к музеефикации памятников деревянной архитектуры // Вестник МГСУ. 2016. Труд был издан в Кострома издательством Вестник в 2016 году. Статья освещает различные подходы музеефикации памятников деревянного зодчества.
Вторая группа включает труды о музеях под открытым небом:
Косых Е.С. Музеи под открытым небом // Инновационная наука. 2016. Москва. Автор раскрывает основные аспекты теории музеев под открытым небом.
Маковецкий И.В. Принципы организации музеев под открытым небом и их задачи // Советская этнография. 1963. Москва. Автор раскрывает понятие музея под открытым небом, его задачи и принципы работы.
Третья группа - это работы по истории, теории и методике музейного дела:
Музееведение. На пути к музею XXI века. Музеи-заповедники // Советская этнография. 1991. Москва. В работе раскрываются понятие, задачи и проблемы музеев-заповедников.
Станюкович Т., Чистов К. Этнография и актуальные проблемы развития этнографических музеев // Иркутск. 2006. В работе автор раскрывает методы изучения исторических документов, данных лингвистики, археологии, связанных с этнографическими музеями.
Четвертая группа - это работы, посвященные музеям изучаемого региона:
Важенина Р. Воспоминание Ивана Даниловича // Алапаевская искра. 2003. Москва. Статья посвящена инициатору создания Нижне- Синячихинского музея-заповедника, истории создания заповедника и людям, кто активно помогал И.Д. Самойлову.
Терехин А. С. Архитектура Прикамья XVI—XIX веков // Пермь. 1970. Работа посвящена архитектурным постройкам Прикамья, которые были созданы в XVI—XIX веках.
Специальных исследований, которые охватывали бы заявленную тему в рамках Средне-Волжско-Уральского региона, нет.
Использованные источники также делятся на несколько групп:
1) Законодательные и нормативно-правовые акты, которые регулируют охрану и использование памятников истории и культуры, а также деятельность музеев, в том числе:
Федеральный закон от 26.05.1996 (ред. от 01.12.2014) О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации;
Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в закон 1996 года "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
ФЗ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (редакция от 23 июля 2013 г. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1 января 2014 года).
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О реорганизации государственного бюджетного учреждения культуры Республики Татарстан «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан».
2) Делопроизводственные материалы:отчеты и другие официальные документы.
3) Официальные сайты исследуемых музеев, содержащие информацию об
их истории, структуре, фондах, деятельности. Некоторые сайты предоставляют возможность осмотреть музей в виртуальном
пространстве. Лучшими с этой точки зрения являются сайты
следующих музеев: музея-заповедника Лудорвай и музея-заповедника остров-град Свияжск .
4) Фотографии музеев деревянного зодчества, которые размещены не только на указанных сайтах, но и на официальных сайтах журналов «NationalGeographic»; «Вокруг света».
Новизна ВКР, во-первых, обусловлена постановкой данной темы в конкретных территориальных границах, во-вторых, попыткой наметить перспективы использования музеев деревянного зодчества Поволжья и Урала в туристической деятельности.
Структура работы включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.
История деревянного зодчества уходит корнями в глубокую древность, когда из дерева строили всё - от простых деревенских домов и местных церквушек до искусных соборов и неприступных крепостей. В течение многих веков в деревянной архитектуре вырабатывались различные приемы строительства и композиции, отвечающие местным климатическим условиям и эстетическому вкусу народа.
Знаменитые российские музеи деревянного зодчества - Музей- заповедник Кижи в Карелии, Новгородский музей деревянного зодчества «Витославицы», Костромской историко-культурный и художественный музей-заповедник и другие -были созданы во второй половине XX века. Они имеют важное значение для сохранения объектов деревянного зодчества и для развития туризма.
В отличии от европейских музеевв РСФСР изначально был сделан акцент на неповторимые памятники русского деревянного зодчества, а не на местность и этнографический характер произведения. Этот поворот произошел позднее.
С созданием музеев деревянного зодчество интерес к изучению этих памятников возрос. В России музеи деревянного зодчества для большинства людей остаются практически единственным источником знаний об искусстве древних зодчих. Они недостаточно пропагандируются. Исключением является музей в Кижах, занимающийся активной рекламной деятельностью на территории Российской Федерации и заграницей, организуя различные сезонные фестивали и программы для всех возрастов.
В России имеется немало музеев деревянного зодчества, в том числе в Среднем Поволжье и на Урале. Они имеют разную форму и правовой статус. Общей чертой музеев под открытым небом и музеев-заповедников является то, что они сохраняют, изучают и представляют публике ценные в научном, историческом и художественном отношениях памятники деревянного зодчества. Другая общая черта - наличие объектов, свезенных или сохраненных на месте бытования. Отличие же заключается в том, что правовой статус музея-заповедника обеспечивает сохранение не только уникальных объектов, но и окружающей природной и социальной среды, что дает дополнительные преимущества для развития. Другое отличие - более широкий спектр функций.
Нами были изучены семь музеев деревянного зодчества: Нижнего Новгорода, Пермского края, Свердловской области, Марий Эл,Удмуртии, Чувашиии Татарстана. Три из них имеют статус музея-заповедника: Музей- заповедник остров-град Свияжск, музей-заповедник Лудорвай, Нижнесинячихинский музей-заповедник, а четыре других - это музеи под открытым небом: Ибресинский музей, Марийский музей, музей деревянного зодчества Хохловка, музей архитектуры и быта Нижегородского Поволжья.
Время возникновения рассматриваемых музеев - 70-е - 80-е годы XX века, когда советские этнографы и реставраторы получили возможность использовать практику организации музеев под открытым небом в Европе, в частности в Скандинавии. В данный период возрастает интерес к музеям под открытым небом и организации их управления.
Все музеи отражают неповторимый колорит истории, культуры и быта народов. Объекты деревянного зодчества в них можно разделить по характеру на несколько групп: это культовые постройки (церкви, храмы, часовни), жилые постройки (избы крестьян, дома купцов), хозяйственные постройки (кузнецы, пивоварни, мельницы), здания самоуправления (здание волостного правления).
В большинстве музеев находятся свезенные памятники. Это связано с тем, что намного сложнее заниматься охраной уникальных построек деревянного зодчества, если они находятся в отдаленной местности. Но есть и сохраняемые на месте строительства памятники, в частности, Троицкая церковь 1551 года в музее-заповеднике «Остров-град Свияжск».
Статистика посещаемости позволяет сказать, что не все музеи деревянного зодчества одинаково популярны. Это связанно с такими факторами, как активное участие государственных и местных властей в привлечении туристического потока и постоянном финансировании, умелая политика администрации в организации праздников и рекламы своего музея, удачное местоположение (транспортная связь с различными городами России), развитая инфраструктура (кафе, рестораны, развлекательные центры, гостиница в непосредственной близости).
Требуется проведение ежегодного мониторинга о посещаемости музеев, как и соблюдении мер противопожарной охраны.В качестве пожелания можно заметить, что сотрудничество с российскими и зарубежными музеями деревянного зодчества, обмен опытом будет способствовать их развитию и популярности.
Большинство людей живет в городах, утрачивая связь с природой, но человек хочет наслаждаться свежим воздухом, красотой природы, возможностью побыть наедине с собой, своей семьей, близкими людьми. Музеи под открытым небом, имеющие старинные постройки, предоставляют возможность проведения культурного отдыха в охраняемой природной среде. Эту цель преследует предлагаемый туристический маршрут «По следам зодчих Урала и Поволжья». Он дает возможность ознакомиться с уникальными и неповторимыми объектам деревянного зодчества Урала и Среднего Поволжья.
1. Глушкова П. В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия. Исторические науки и археология, [Текст] / П. В. Глушкова, М - 2015.
2. Гнедовский Б. В. Памятники деревянного зодчества России в музеях под открытым небом. 12 старейших музеев народного зодчества и быта. [Текст]/Гнедовский Б. В. М. 2002. 68 с.
3. Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России [текст]/ М.Е. Каулен; М.: Этерна, 2012 - 432 с.
4. Каулен М. Е. Музей и наследие. [текст]/Каулен М. Е. Музей. 2009. № 5.
5. КауленМ.Е. Музеи-заповедники (рус.). Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.museum. ru/rme/sci zap .азр(дата обращения: 28.03.2017).
6. Косых Е.С. Музеи под открытым небом // Международный научный журнал «Инновационная наука». [текст]/ Е.С. Косых. Уфа -2016. №7-8. с. 142-144.
7. Ланг М. Концепция музея под открытым небом как вечно развивающегося организма // Проблемы развития этнографических музеев под открытым небом в современных условиях: материалы научно - практическая конференция. [Текст]- Иркутск, 2006. С. 4-14.
8. Маковецкий И.В. Принципы организации музеев под открытым небом и их задачи // Советская этнография. [текст]/И.В. Маковецкий- 1963. - №2. - С. 28-34.
9. Музееведение. На пути к музею XXI века. Музеи-заповедники / Сборник научных трудов. [Текст] - М., 1991. - 250 с.
10.Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония: Образыдеревянного зодчества России. [Текст] / А.В.Ополовников,Е.А. Ополовникова М.: Ополо, 1998. — 208 с.
11. Ополовников А. В. Музеи деревянного зодчества. [Текст]/Ополовников А. В. М., 1968. 118 с.
12. Пермиловская А.Б. Особенности формирования экспозиции русских и европейских скансенов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. [Текст] / Пермиловская А.Б. М. 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. I. с. 144-146.
13. Пиляк С.А. Подходы к музеефикации памятников деревянной архитектуры //Костромская слобода : художественно- этнографический журнал. [Текст]/ 2013. № 1. С. 69—73.
14. Пиляк С.А. Музеефикация памятников деревянного зодчества Костромского Поветлужья //В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. [Текст] - 2014. Выпуск: № 42.
15. Пиляк С.А. Проблемы и перспективы сохранения памятников деревянного зодчества Костромской области // Вестник МГСУ. [Текст] - 2014. Выпуск № 6
16. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. [Текст] / А. Преображенский - М.: Типография г. Лиссиера и Д. Совко, 1910 - 1914. - с. 246-247.
17. Саенко Н.Р. Современные трансформации идеи музея под открытым небом [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-transformatsii-idei- ши7еуа-роб-о1кгу1уш-пеЬош#1х774еРХиР110(дата обращения: 28.03.2017).
18. Самойлов И.Д. Сокровища Нижней Синячихи. [текст]/ И.Д. Самойлов - Екатеринбург: Уральский рабочий, 1995.
19. Смирнов И.А. Деревянное зодчество: проблемы, реставрация, исследования. [Текст] / И.А. Смирнов- Вологда: Издательский Дом Вологжанин, 2005.
20. Современная скансенология: теория и практика. Материалы Международной научной конференции, посвященной 30-летию со дня открытия Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». [Текст]- Архангельск: Солти, 2004.
21. Станюкович Т., Чистов К. Этнография и актуальные проблемы развития этнографических музеев. [Текст]/ Т. Станюкович - Иркутск, 2006. - 214 с.
22. Терехин А. С. Архитектура Прикамья XVI—XIX веков. [Текст]/ А.С. Терехин : Пермь, 1970. - 165 с.
23. Тихонов В.В. Практика создания зарубежных ироссийских этнографических музеевпод открытым небом // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 9 (88)[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //cyberleninka.ru/articl e/n/praktika- sozdaniya-zarubezhnyh- i- rossiyskih-etnograficheskih-muzeev-pod-otkrytym-nebom(дата обращения: 28.03.2017).
24. Шмелев В.Г. Музей под открытым небом. Очерки истории, возникновения и развития. [Текст]/Шмелев В.Г. - Киев, 1983. - 119 с.
Учебные пособия и справочные издания:
1. АнощенкоИ.А. Музей-заповедник. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. [Текст] - М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
2. Архитектура // Новая иллюстративная энциклопедия. Кн. 2. Ар-Би. [Текст] - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 256 с.: ил. - С. 21-22.
3. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности Учебное пособие [Текст]/ В.Г. Гуляев -М.: Нолидж - 1996. - 312 с.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 23.02.2011 N 19 "О Музейном фонде и музеях". [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLA ^346;П=5845дДз1=100153#0(дата обращения: 28.03.2017).
2. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", ст. 26.1 Музеи-заповедники. [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10496/(дата обращения: 28.03.2017).
3. Тот же, Статья 27. Цели создания музеев в Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10496/(дата обращения: 28.03.2017).
4. Тот же, Статья 33. Виды деятельности музеев в Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10496/(дата обращения: 28.03.2017).
5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях"Статья 2. Некоммерческая организация. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8824/87a 16eb8a 9431 fff64d0d7 8eb84f86accc003448/(дата обращения: 28.03.2017).
6. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О реорганизации государственного бюджетного учреждения культуры Республики Татарстан «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?page=292&pub 1б=36133(дата обращения: 28.03.2017).
7. Постановление Администрации МО «Завьяловский район Удмуртской Республики» № 4490 от 14.12.2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййр://завьяловский.рф/из1иц1/погшайупуе- 4окишеп1у/постановление%20от%2029.03.17%20о%20внесении% 20изменений.рй1(дата обращения: 28.03.2017).
Интернет-ресурсы:
1. Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай», официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: ЫЩ8://^^^.1иботуах.ги/(дата обращения: 28.03.2017).
2. Деревянное зодчество. Спасти и сохранить Дискуссия от 24.04.16[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russianasledie.ru/restavraciya/diskussiya/derevyannoe- zodchestvo-spasti-i-soxranit.html (дата обращения: 15.04.2017).
3. Марийский этнографический музей, официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kmkmuzey.ru/(дата обращения: 28.03.2017).
4. МильчикМ.И. (искусствовед, член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, лауреат премии им. академика Д. С. Лихачёва «За сохранение культурного наследия России» (2008). Доклад 2005 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hraniteli-nasledia.com/articles/mneniya/gran-wzhivaniya/ (дата обращения: 28.03.2017).
5. Остров-град Свияжск, официальный сайт [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.ostrovgrad.org/info(дата обращения: 28.03.2017).
6. РОСС1Я. НАСЛЕДИЕ - Первый мультимедийный проект Министерства культуры РФ о культурном наследии. Издатель - компания ГАЛЕРИЯ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.russianasledie(дата обращения: 28.03.2017).
7. Российская Музейная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: |ууу.ти5еит.п||(дага обращения: 28.03.2017).
8. Список музеев-заповедников РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.culture.ru/museums/museum/museum_reserve/ (дата обращения: 28.03.2017).
9. СкрябинИ., ШагулинА. Свияжск «протиснут» в ЮНЕСКО не целиком, так по частям? [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.business- gazeta.ru/article/136683(дата обращения: 28.03.2017).