Введение
1. Теоретические основы
нефтеперерабатывающего комплекса
1.1.Экономическая сущность
нефтеперерабатывающего комплекса
1.2.Исторические аспекты
нефтеперерабатывающего комплекса
1.3.Зарубежный опыт
нефтеперерабатывающего комплекса
2. Практические аспекты
нефтеперерабатывающего комплекса
2.1 Особенности налогообложения организаций нефтеперерабатывающего
комплекса
2.2.Механизм налогообложения организаций нефтеперерабатывающего
комплекса
2.3.Анализ поступления налоговых платежей от
нефтеперерабатывающего комплекса
3. Совершенствование
нефтеперерабатывающего комплекса
3.1.Перспективы налогообложения
комплекса
3.2.Возможности применения зарубежного опыта налогообложения
организаций нефтеперерабатывающего комплекса в
Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность темы исследования обусловлена ее направленностью на решение одной из важнейших экономических проблем отечественной экономики - обоснование и оценка эффективности государственного участия в инвестициях в глубокую переработку нефти. Нефтеперерабатывающая промышленность, являясь стратегически важной отраслью, имеет ведущее значение для эффективного развития экономики страны в целом. Анализ динамики статистической информации нефтеперерабатывающей
промышленности России позволил выявить главные ее проблемы: невысокая глубина переработки нефти - 72% (в среднем в мировой практике 85-92%); незначительная доля вторичных процессов, увеличивающих выход светлых нефтепродуктов -20,3% (в мировой практике 42 - 73%); невысокий уровень мощностей глубокой переработки - менее 70% от первичной (в среднем в мировой практике - 91 %); не достаточно высокое качество выпускаемых нефтепродуктов и пр.
Вопросы налогообложения организаций нефтеперерабатывающего комплекса глубоко изучались и анализировались и российскими авторами, наиболее весомый вклад внесли: А.В. Латков, В.И. Смагина, Л.В. Канторович, В.К. Шатков, М.Н. Игнатьева, Д.А. Ворчестер, Л.М. Капица,
A. В. Ложникова и другие. Свои труды проблемам налогообложения в рассматриваемой сфере посвятили А.Г. Конопляник, М.М. Комаров, В.А. Крюков, С.В. Барулин, Ю.П. Белов, Ю.Н. Бобылев, С.Ю. Глазьев, С.С. Ежов,
B. Д. Зубарева, Т.В. Кириченко, А.А. Комзолов, А.В. Ефимов, Д.Г. Черник, В.Г. Князев, Д.С. Львов, Л.П. Павлова и др.
Целью исследования являются теоретические и практические аспекты налогообложения организаций нефтеперерабатывающего комплекса в России, выявление проблем и выработка направлений их решения.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить экономическую сущность налогообложения организаций нефтеперерабатывающего комплекса;
- провести анализ исторических аспектов налогообложения организаций нефтеперерабатывающего комплекса;
- проанализировать зарубежный опыт налогообложения нефтеперерабатывающей отрасли;
- рассмотреть особенности организаций нефтеперерабатывающего комплекса;
- провести анализ поступления налоговых платежей от организаций нефтеперерабатывающего комплекса;
- выявить особенности налогообложения организаций
нефтеперерабатывающего комплекса;
- рассмотреть перспективы налогообложения организаций нефтеперерабатывающего комплекса;
- сформулировать предложения по использованию зарубежного опыта налогообложения нефтедобывающих организаций в России.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области формирования налогообложения нефтепереработки, статистические данные о поступлении налоговых платежей на сайте ФНС России.
Нефть сегодня нередко становится основным экономическим, политическим или социальным фактором. Любые значительные изменения в нефтяной отрасли ведут к таким же глобальным изменениям во всех сферах общественной жизни.
Для успешного преодоления стоящих перед российским нефтеперерабатывающим комплексом внешних и внутренних вызовов в отрасли необходимо совершить переход от экстенсивного к интенсивному пути развития, что должно позволить ей остаться опорой для развития экономики России на основе построения адекватной институциональной среды и инновационного развития отрасли.
Для совершения этого перехода нефтяной отрасли необходимо решить целый ряд неотложных и масштабных задач.
Среди таких задач следует особо выделить:
- достижение опережающего прироста запасов жидких углеводородов, включая осуществление широкомасштабных ГРР в неосвоенных и малоосвоенных регионах;
- значительное увеличение глубины нефтепереработки и выхода светлых нефтепродуктов с учетом особенностей российской экономики (акцент на производстве высококачественных бензинов без излишней «дизелизации» отрасли);
- осуществление ускоренного импортозамещения через разработку и внедрение отечественных инновационных технологий и оборудования, в том числе для создания мультипликативного эффекта в смежных отраслях промышленности и сферы услуг.
Решение этих задач требует, в свою очередь, преодоления сложившихся институциональных барьеров и разработки мер государственной энергетической политики, направленной на построение целостной и внутренне сбалансированной системы государственного регулирования нефтяной отрасли, адекватной новым вызовам.
Одним из ключевых направлений государственной политики в отрасли должно стать продолжение реформы налогового и таможенно - тарифного регулирования с целью постепенного ухода от устаревшей системы валового налогообложения перерабатываемой нефти, которая не в полной мере учитывает экономическую эффективность компаний-переработчиков
«Налоговый маневр» направлен не на изыскание дополнительных источников бюджетных поступлений, а на кардинальную реформу налогообложения переработки и экспорта нефти и нефтепродуктов, предусматривающую перенос фискальной нагрузки с экспорта нефти на ее переработку за счет поэтапного снижения размера ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Реформа налогообложения разработана в соответствии с проводимой политикой Правительства Российской Федерации, направленной на поэтапный отказ от взимания вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Кроме того, реализация налогового маневра при торговле в рамках Евразийского экономического союза позволяет сократить потери федерального бюджета.
Проведенный Правительством Российской Федерации анализ влияния «налогового маневра» на экономические показатели хозяйствующих субъектов за январь - июнь 2015 года подтверждает достижение поставленных задач и показывает, что, несмотря на существенно изменившиеся макроэкономические условия (курс доллара к рублю, цена на нефть) по сравнению с параметрами, в которых разрабатывался «налоговый маневр», его реализация не привела к возникновению системных рисков в нефтяной отрасли (к снижению объемов переработки нефти, экспорта нефти и нефтепродуктов, производства нефтепродуктов, дефициту
нефтепродуктов) и не оказала существенного влияния на финансово-экономические показатели хозяйствующих субъектов.
В сегменте нефтепереработки влияние «налогового маневра» положительное: несмотря на то, что маржа переработки
нефтеперерабывающих заводов в действующих макроэкономических условиях в среднем ниже, чем в 2014 году, тем не менее она превышает маржу переработки при варианте введения 100-процентной экспортной пошлины на темные нефтепродукты с 2015 года, в среднем на 700 рублей за тонну.
При этом в соответствии с отчетностью компаний, составленной по международным стандартам финансовой отчетности, выручка добывающих компаний, выраженная в рублях Российской Федерации, в результате снижения мировых цен на нефть и девальвации рубля в первом полугодии 2015 года в целом соответствует показателям аналогичного периода 2014 года и, несмотря на изменение макроэкономических показателей, большинство нефтяных компаний продолжает осуществлять инвестиции на сопоставимом с первым полугодием 2014 года уровне, причем большая часть инвестиций приходится на сегмент «разведка и добыча», превышая значения понесенных капитальных затрат в этом сегменте в первом полугодии 2014 года.
Кроме того, несмотря на изменившиеся макроэкономические условия, нефтяные компании не отказываются от обязательств, взятых на себя в рамках четырехсторонних соглашений по модернизации
нефтеперерабатывающих производств, предусматривающих производство конкретного количества нефтепродуктов, соответствующего определенным качественным характеристикам.
Следует отметить, что в результате роста отпускных цен производителей автомобильного топлива в период 2015 года рост розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-95 составил в среднем 10%, что соответствует прогнозируемым последствиям «налогового маневра».
При этом основные потери при снижении цен на нефть в 2015 году несет государство: по сравнению с возможными доходами, рассчитанными в 70
сценарных условиях подготовки «налогового маневра» - цена нефти 100 долларов США и обменный курс 38 рублей за доллар США (базовый сценарий) фактические доходы федерального бюджета Российской Федерации на один баррель нефти за январь-июнь 2015 года меньше на 22,2% и составляют 2059 рублей за баррель, или 32,2 доллара за баррель (ниже расчетных доходов по базовому сценарию на 49%.
Проведенный анализ показал, что одним из основным налогом нефтеперерабатывающих организаций является налог на прибыль. Сравнение ставок налога на прибыль с аналогичными зарубежными предприятиями показал, что ставки налога варьируются от 10% до 38%. При этом в промышленно развитых странах ставки налога много выше чем в России. С целью развития нефтеперерабатывающей отрасли предлагается введение льготы по налогу на прибыль для предприятий, вкладывающих денежные средства в модернизацию имеющегося производства и выпуска продукции, соответствующей европейским стандартам. Это позволит предприятиям нефтеперерабатывающего комплекса на вполне законных основаниях снижать налоговую нагрузку за счет развития производства.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 01.04.2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 02.04.2015).
2. Федеральный закон от 30.09.2013 № 263-ФЗ «О внесении
изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»// Российская газета. - 2013. - № 223. - С. 3-4.
3. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N IX1-3-06 333и (ред. от 10.05.2012) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок)"
4. Канторович Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.padabum.com>d.php?id=35326 (дата обращения: 01.04.2016).
5. Белякова О.О., Филатов С.А. Формирование направлений экономически эффективного освоения низкорентабельных запасов. Пути реализации нефтегазового и рудного потенциала ХМАО-Югры. Т. I - XIV научно-практическая конференция, XV научно-практическая конференция. / Под редакцией А.В. Шпильмана, В.А. Волкова. - Ханты-Мансийск. - 2012. - 370
6. Володомонов Н.В. Горная рента и принципы оценки месторождений. - М.: Металлургиздат, 1959
7. Ворчестер Д.А. Пересмотр теории ренты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. mbs-renta.mrod.m>olderfiles/1/Glava_8.2.htm/ (дата обращения: 30.03.16).
8. Голубцова Е.В. Повышение эффективности налога на переработку полезных ископаемых как инструмента изъятия природной ренты и стимулирования рационального природопользования. // Известия РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2011. JV2 05. С. 92-99
9. Бобылев Ю.Н., Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты: необходимость отмены и сценарный анализ последствий, Институт Экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Москва, 2012
10. Гринкевич Л.С., Баландина А.С. Внедрение справедливого механизма налогового изъятия дифференциальной ренты в газодобывающем секторе экономики. //Теория и практика общественного развития. 2013. №3. С.187-190
11. Ложникова А.В. Рента в условиях модернизации и технологического развития: макро- и микроэкономическая природа. - Томск: ТГУ, 2011., С. 71
12. Мазурина Е.В. Налогообложение переработки нефти в России: тенденции и последствия для недропользователей // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2014. - №1. - С. 49-53.
13. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2014 года//Бюллетень Министерства экономического развития РФ, 2014, С. 112
14. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов//Документы Министерства финансов РФ//Режим доступа: www.minfin.ru. (Дата обращения 26.11.2014)
15. Письмо Минфина России от 01.10.2014 N 03-06-06-01/49126
16. Маркова А. В. Особенности налогообложения коммерческих организаций (на примере нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 537-540
17. Митрофанова И. А., Плешаков Г. Г. Актуальность применения зарубежного опыта налогообложения предприятий в российских условиях // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 217-220
18. Разманова С.В., Мазурина Е.В., Шульц Е.В., Богданова Е.Н. Проблемы переработки углеводородов на завершающей стадии и их решение // Газовая промышленность. Специальный выпуск. Эксплуатация месторождений углеводородов на поздней стадии разработки. - 2014. - № 708.- С. 26-30.
19. Смагина В.И. ТНК: основные источники сверхприбыли. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, - 2014. - № 12 (80). с. 44-47
20. Шкатов В.К. Дифференциальная земельная рента в добывающей промышленности и рациональное использование природных богатств // Учет природного и географического факторов в ценообразовании. - М.: Наука, 1964. - С. 5-12
21. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России. - М.: Дело, 2014.
- 399 с.
22. Налоги и налогообложение: учеб. для студентов вузов / [Барабаш А. Я. и др.]; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - 5-е изд. - М.[и др.] : ПИТЕР, 2014. - 495 с.
23. Выгон Г., Рубцов А., Ежов С., Козлова Д. Система «60-66-90-100» и сценарии развития нефтепереработки в России. Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО, Москва, 2013
24. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. / Под дед. А.В. Брызгалина.
- М.: Аналитик-пресс, 2013. - 479 с.
25. Никонов А.А. Перспективы введения специальных налоговых режимов // Вопросы экономики. 2015, №3, С.47.
26. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: МЦФЭР, 2013. - 592 с.
27. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы // Центр экономических исследований «РИА- Аналитика», №6. Москва, 2012
28. Перов А.В. Налоги и налогообложение' Учебное пособие / А.В. Перов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 720 с.
29. Петрова Г.В. Общая теория налогового права. — М., ФБК-ПРЕСС, 2014.
- 224 с.
30. Салькова О.С. Оценка налоговой нагрузки на малое
предпринимательство // Финансы. 2015, №1, с.34.
31. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Инфра-М, 2014. - 386 с.
32. Сердюков А. Э. Налоги и налогообложение: учеб. для студе'нтов ю зов. - М.: Питер, 2012. - 752 с.
33. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
34. Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. СПб: ИД «Питер»,
2013. - 496 с.
35. Смирнов Е. Е. Налоги сегодня и завтра: продолжается уточнение проблемных норм НК РФ / Е. Е. Смирнов // Аудитор. - 2015, №12, с.81.
36. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учеб. пособие.- М.: Кнорус,
2014. - 320 с.
37. Тарасова В.Ф., Семыкина Л.Н., Сапрыкина Т.В. Налоги и
налогообложение. М.: КноРус, 2013. - 464 с.
38. Фокин В.М. Налоговое регулирование. М.: Статут, 2012. - 430 с.
39. Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование' экономики. М.: ТЕИС, 2013. - 542 с.
40. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Юнити-Дана, 2014. - 312 с.
41. Анализ налоговой нагрузки http://buhpomo shnik.ru/statya 9/
42. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности.
43. О государственной поддержке малого предпринимательства в Россий-ской Федерации: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (утратил си- лу) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №25. Ст. 234.
44. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2012. - 655 с.
45. Налоги и налогообложение. / Под ред. Черника Д. Г. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 547 с.
46. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // www.economy.gov.ru по состоянию на 30 апреля 2013 года.
47. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов // www.economy.gov.ru по со¬стоянию на 12 сентября 2014 года.
48. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года // www.economy.gov.ru по состоянию на 30 апреля 2013 года.
49. Алексеева Л.Ф., Голубев В.Д. Мировой опыт применения специальных налоговых режимов: Актуальные вопросы экономических наук. - 2014.
50. Македонский С.Ю. Применение специальных налоговых режимов: зарубежный опыт// Журнал РЦБ.РФ. - 2014. - №4. С.5.