Введение 3
Глава 1. Теоретико - методические аспекты изучения государственной
молодежной политики и межсекторного взаимодействия 10
1.1 Цели, задачи и принципы реализации государственной молодежной политики 10
1.2
Межсекторное взаимодействие как инструмент реализации государственной
молодежной политики 38
1.3 Нормативно-правовые и организационно-управленческие основы
реализации государственной молодежной политики 61
Глава 2. Исследование реализации государственной молодежной политики в
Приволжском Федеральном Округе 74
2.1
Анализ состояния молодежной политики в Приволжском Федеральном Округе 74
2.2 Влияние ГМП на криминогенную ситуацию среди молодежи 80
2.3 Проведение исследований о влиянии ГМП на криминогенную
ситуацию в ПФО 94
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственной молодежной политики в России 99
3.1
Определение и анализ проблем реализации государственной молодежной политики в России 99
3.2 Направления совершенствования государственной молодежной
Литература
Расположение государства к молодому поколению всегда считалось важным для страны и сообщества. Оно впитывало в себя овладение новыми поколениями достигнутой степени формирования сообщества и страны, и выражалось в взаимосвязи с этим, во-первых, в какой мере молодое поколение принимает жизнедеятельность этого сообщества и деятельность этой страны. Во-вторых, что нового вносит молодое поколение в социальное формирование и работу государства, и, в связи с этим, какой отклик предыдущих поколений на молодежь.
В-третьих, в какой степени молодое поколение становится условием формирования либо условием, затрудняющим формирование сообщества и страны. Молодежь никак не является саморазвивающейся системой, её жизнедеятельность определена имеющимися общественно-финансовыми и общественно-политическими критериями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе как прошлое, так и настоящее с будущим. Особенно остро проблемы молодого поколения появляются в период переломов, замены ориентированности и темпов общественного формирования, перемены социального и правительственного аппарата.
В данных обстоятельствах более обостренно проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых взаимоотношений, в создании общепризнанных мерок, стабилизирующих ценностные ориентации, житейские проекты, действия молодых людей. По-новому поднимаются проблемы обучения, социализации, развития и формирования молодого поколения.
Потребность в особенной политической деятельности в отношении молодого поколения обусловливается особенностью её положения в обществе.
Молодое поколение мало осознавать в классическом значении, только в
качестве будущего общества. Её следует оценивать как незаменимую часть
современного общества, несущую особенную, незаменимую иными
3
общественными группами, функцию ответственности за сохранение, поддержку и формирование нашего государства, за преемственность её истории и культуры, жизнь старших и воспроизведение следующих поколений, и в конечном результате - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодое поколение имеет собственные функции в обществе, практически никакой иной общественнодемографической группой не заменяемые и не реализуемые. Молодежь наследует приобретенный уровень формирования сообщества и в силу собственного своеобразного положения имеет необходимость в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она мгновенно принимает как данность новейшее, сформированное предшественниками в науке, технике и производстве, в воспитании и культуре, литературе и художестве, в абсолютно всех областях жизнедеятельности человека. Её жизненный старт располагается на более высокой ступени, нежели чем был у современных для нее взрослых и пожилых.
Вместе с этим, молодое поколение только входит в трудовую и социальную жизнь, она ещё не полностью введена, меньше включена в имеющиеся социально - экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Ей проще принимать критические периоды, однако именно они не позволяют ей ощутить всю полноту общественных взаимодействий и ограничивают ее потенциал. Молодое поколение представляет собой основной субъект создания семьи и демографических процессов. Это формирует способности для подбора темпа и ориентированности вхождения молодого поколения в государственную и социальную жизнь. Непосредственно данный факт считается базой её инноваторской работы, её креативного подхода к формированию общества. Молодежь несет ответственность за сегодняшний день и будущее страны. Ответственность молодого поколения реализуется на основе изучения и преображения им концепции ценностей и общепризнанных
мерок, осуществлении их работы, способствующей восстановлению Российской Федерации.
Критериями развития ответственности молодого поколения за будущее государства считаются:
- увеличение демократического участия молодого поколения в
формировании сообщества;
- искоренение бедности и существенного социально - экономического неравенства;
- расширение прав ребенка и молодых граждан в общественнополитической и экономических сферах и предоставление их представительства в абсолютно всех степенях принятия решений;
- предоставление помощи информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, и кроме того при принятии решений по экономическим и социальным вопросам.
Актуальность. Государственная молодежная политика, являясь одним из специфических направлений деятельности органов законодательной и исполнительной власти, рассматривается в качестве элемента системы государственной безопасности страны, который отвечает за участие молодежи в общественно-политических, социально-экономических процессах; обеспечивает модернизацию общества, формируя новые социальные нормы через систему работы с молодежью. Это связано с тем, что молодое поколение в России традиционно рассматривается как гарант сохранения и преемственности развития общества, носитель инновационного потенциала, ресурс социально-политических изменений и неотъемлемая часть гражданского общества.
Молодежная политика представляет собой интеграцию усилий различных органов государственного управления, общественных объединений и самих граждан. Муниципальная молодежная политика является продолжением
государственной молодежной политики и составной частью социальной
5
политики поддержки молодежи. При этом, муниципальные органы власти, при формировании и защите своих местных бюджетов в субъекте Федерации, должны самостоятельно разрабатывать и осуществлять проекты поддержки молодежи. Однако, органы местного самоуправления не достаточно оперативно реагируют на меняющиеся потребности молодежной среды, остаются неопределенными и система построения, механизмы и методы осуществления молодежной политики на местах. В результате, реализация государственной молодежной политики в муниципальных образованиях не всегда эффективна. То есть возникают противоречия между декларированными целями и задачами реализации молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях и ее реальными результатами. Таким образом, реализация молодежной политики, как по России в целом, так и на муниципальном уровне сталкивается с большим количеством проблем и препятствий, в связи с чем поиск и реализация эффективных способов управления молодежной политикой - актуальная практическая и научная задача. Необходимо осмысление современного состояния проблемы молодежной политики и поиск путей их совершенствования.
Степень разработанности темы. Проблема молодежи многоаспектна. Анализ научной литературы дает основание говорить о том, что молодежь как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований, поскольку, именно она является индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества.
Молодежной проблематикой в целом занимались С.И. Григорьев, В.И. Жуков, В.В. Зотов, Ю.А. Зубок, В.А. Луков, В.Т. Лисовский, Г.И. Осадчая, Т.Э. Петрова, Г.А. Чередниченко, Е.Ф. Шиморина, В.Н. Шубкина и др.
Проблемы идейно-политического воспитания молодежи, общественной активности, молодежной культуры, отклоняющегося поведения, досуга и быта молодежи анализировали И.М.Ильинский, А.И.Ковалева, Т.Н.Кухтевич,
В.Ф.Левичева, Е.Г.Слуцкий, Н.М.Блинов, Б.А.Грушин, М.Х.Титма, А.Файн,
6
Проводятся исследования молодежных организаций и объединений, как формальных, в аспекте молодежных субкультур (В.А.Луков, Е.Л.Омельченко, Г.И.Лукс и др.), так и неформальных (В.Ф.Левичев, Е.Е.Леванова, Э.А.Орлова,
C. И.Плаксий и др.). Проблемам, связанным с общественными организациями молодежи, посвящены диссертационные исследования Т.А.Лугининой,
О.А.Родиной.
Проблемы молодежи, как особой социально-демографической группы исследовали Блинов Н.М., И.М.Ильинский, С.Н.Иконникова, В.А.Кузьмин,
B. Т.Лисовский, И.С.Кон, В.И.Чупров и др.Отдельные
(М.И.Ильинский, В.И.Скоробогатова) проводят анализ ценностей и интересов современной молодежи.
Изучению вопросов социального статуса молодежи, ее социализации, особенностей интегрирования в современное общество с рыночной экономикой, посвятили свои работы: Ю.А.Зубок, О.И.Карпухин, Б.А.Ручкин, Ф.Э.Шереги,
B. И.Чупров, А.И.Ковалева, В.В.Павловский, Г.А.Чередниченко, Е.Б.Шестопал, О.И.Шкаратан, В.Н.Шубкин и др.
Проблемы государственной молодежной политики в Российской Федерации на современном этапеисследуются в работах М.П.Переверзева,
C. Н.Першукина, Б.Б.Гусева. Основные направления формирования и реализации молодежной политики изложены в работах таких авторов как И.М.Ильинский, В.Т.Лисовский, Е.Г.Слуцкий, Б.Б.Гусев, А.А.Мерцалов, В.А.Смирнов, А.А.Харченко, Н.А.Платошкин. Развитие региональной молодежной политики отмечали в своих трудах В.В.Гаврилюк, Е.Г.Слуцкий, М.В.Ушакова, Г.А.Дорофеева, В.А.Луков, А.А.Козлов, В.Т.Лисовский и др.
Объектом исследования выступает молодежная политика.
Предмет исследования - межсекторное взаимодействие в процессе реализации молодежной политики.
Целью магистерской диссертации является разработка мероприятий
7
совершенствования молодежной политики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить цели, задачи и принципы реализации ГМП;
-изучить межсекторное взаимодействие как инструмент реализации ГМП;
- исследовать нормативно - правовые и организационно - управленческие основы реализации ГМП;
- провести анализ состояния молодежной политики в Приволжском Федеральном округе;
- изучить влияние ГМП на криминогенную ситуацию в субъекте;
- выявить проблемы реализации государственной молодежной политики в регионах России;
- предложить направления совершенствования молодежной политики в России.
Теоретико-информационной базой магистерской диссертации послужили информационно-аналитические материалы, содержащиеся в монографиях, научных публикациях, учебно-методических пособиях по теме исследования вышеназванных и других авторов; официальные статистические данные; результаты социологических исследований и мониторингов в области реализации молодежной политики.
Нормативно-правовая база исследования представлена комплексом нормативно-правовых актов, в том числе: Федеральными законами,
федеральными целевыми программами, Концепцией и Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами регулирующие процесс формирования и реализации молодежной политики.
В работе использованы такие методы исследования как теоретический анализ литературных, аналитических и учебно-методических материалов, относящихся к теме диссертации, а также описание, сравнение, обобщение и статистической обработки.
Апробация. Тема магистерской диссертации была опробована на практике при работе в Министерстве молодежи и спорту Республики Татарстан.
Практическая значимость. Государственная молодежная политика - одно из приоритетных направлений в развитии современного государства и общества. Выявленные в ходе исследований проблемы и предложения смогут помочь развитию молодежной политики в регионе.
Научная новизна. Изучение и разработка мероприятий по развитию государственной молодежной политики всегда являлась актуальной как для региона, так и для страны в целом. Ряд предложений и мероприятий, которые предложены в работе, являются новыми идеями и задумками, которые ранее не были опробованы и предлагаются к реализации в ведомствах, реализующих молодежную политику.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, проводится анализ степени изученности проблемы, формулируются объект, предмет, цели и задачи. В первой главе раскрываются теоретикометодологические аспекты молодежной политики, дается оценка состояния исследуемой проблемы, как в Российской Федерации в целом, так и на федеральном уровне. Вторая глава содержит анализ состояния, проблемы и перспективы молодежной политики в Приволжском Федеральном Округе. В главе три формулируются пути совершенствования молодежной политики, проводится обоснование предложенных мероприятий. В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы и предложения.
1. http://www.rosmolodezh.ru/
2. Бабинцев, В. П. Формирование кадрового обеспечения государственной молодежной политики в регионе / В. П. Бабинцев, Т. И. Морозова, И. В. Бояринова // Управление персоналом .- 2008 .- № 6 .- С. 48-52.
3. Вильчинская О. О некоторых аспектах государственной и муниципальной поддержки развития предпринимательства в молодежной среде / О. Вильчинская, А. Чагина // Муниципальная власть .- 2010 .- № 1 .- С. 7174.
4. Всероссийский молодежный научный форум "Интеллектуальный потенциал России - в XXI век". Симп. 5, Социальные и гуманит. науки : 6 симпозиумов : тезисы докладов : 22-24.11.95 / СПбГТУ; Междунар. центр обучения .- СПб., 1995 .- 89 с.
5. Государственная молодёжная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений / под общ.ред. Вал. А. Лукова. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. — 718 с. — ISBN 978-5-98079-941-0.
6. Иванова, И. Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики / И. Н. Иванова // Высшее образование в России .- 2010 .- № 2, С. 63-69.
7. Ильинский, И.М. Молодежь как будущее России в категориях войны : докл. на науч.-практ. конф. «Молодежная политика и молодежное движение: 15 лет перемен», Москва, Моск. гуманит. ун-т, 30 мая 2005 г. М., 2005.
8. Кочетков А. В. «Анализ законов субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики» // Закон и право, 2009г., № 7
9. Луков Ва, л. А. И. М. Ильинский о молодежи и молодежной политике / л. А.
Луков Ва // Социально-гуманитарные знания .- 2007 .- № 5 .- С. 158116
10. Певень Александр. Работа службы занятости с молодежью : оценка
эффективности // Человек и труд .- 2006 .- № 10 .- С. 27-28.
11. Постановление от 3 июня 1993 г. N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в российской федерации»
12. Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №10 (141)- 2001 . - стр. 47
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»;
14. Регионы России / Госкомстат России. М., 1997. С. 473-477.
15. Рожнов, О. Как молодежи реализовать себя?: [Беседа с первым секретарем ЦК общероссийской общественной организации "Российский Союз Молодежи"/ Запись корреспондента] / О. Рожнов // Техника- молодежи .- 2003 .- № 9 .- С. 35.
16. Российский статистический ежегодник 1997: Официальн. издание / Госкомстат России. М., 1997. С. 68-69.
17. Скробов А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ // Социально- политический журнал. 1998. № 3. - С. 130.
18. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ.
19. Ховрин, А. Ю. Государственная молодежная политика : синтез патернализма и социального партнерства / А. Ю. Ховрин // Социальногуманитарные знания .2007 .- № 1 .- С. 121-138.
20.Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социол. исследования. 1998. №3. С. 97.
21. Шаламова, Л. Ф. Социальное самочувствие и социальная активность молодежи / Л. Ф. Шаламова // Социально-гуманитарные знания .- 2008 .№ 2 .- С. 172-184.
22. Шаламова, Л. Ф. Студенческая молодежь и государственная молодежная политика / Л. Ф. Шаламова, А. Ю. Ховрин // Социально-гуманитарные знания .- 2007 .- № 4 .- С. 112-129.
23. Шаламова, Л. Ф. Технологии активизации социального потенциала молодежи / Л. Ф. Шаламова // Социально-гуманитарные знания .- 2007 .№ 5 .- С. 202-220.