Введение 3
ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ И АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ 5
1.1. Возрастные изменения ЧСС 5
1.2. Возрастные изменения АД 6
1.3. Особенности сердечно-сосудистой системы и умственной работоспособности студентов 13
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ 18
2.1. Характеристика контингента исследований 18
2.2. Определение ЧСС 18
2.2. Определение АД (систолического, диастолического, пульсового)..20
2.3. Определение умственной работоспособности по таблице В.Я. Анфимова 22
2.4. Математическая обработка результатов 26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 31
3.1. Показатели ЧСС у девушек в течение дня в начале, середине и конце
недели в сентябре и декабре. Показатели АД(систолического, диастолического, пульсового) 31
3.2. Показатели умственной работоспособности у девушек в течение дня в
начале, середине и конце недели в сентябре и декабре 51
3.3. Статистическая обработка данных 54
Заключение 77
Выводы 78
Список использованной литературы 79
В современное время на состояние здоровья учащихся огромную роль оказывает учебный процесс.В процессе учебы студенты подвергаются влиянию повседневных учебных и умственно-интеллектуальных нагрузок. Особенно отчетливо это влияние можно отметить во время экзаменационной сессии, которая занимает лидирующее положение среди причин, вызывающих физиологическое напряжение, снижение умственной работоспособности, нервозности у студентов. Данная проблема является масштабной и поэтому она актуальна на сегодняшний день. В связи с этим необходимо глубоко изучить и разработать рекомендации по совершенствованию учебного процесса для того, чтобы сохранить здоровье студентов.
Для оценки общего состояния организма одним из важнейших факторов является изучение особенностей состояния сердечно-сосудистой системы. Напряженный образ жизни студентов приводит к частым стрессовым состояниям, которые в свою очередь отрицательно сказываются на общем состоянии организма. Наиболее негативное влияние оказывается на состояние сердечно-сосудистой системы и морфофункциональных показателей студентов. Наша исследовательская работа направлена на рассмотрение параметров организма студентов в зависимости от глубины стрессового состояния, которое определялось по изменению частоты сердечных сокращений и артериального давления, а также умственной работоспособности в течение недели. Исследования проводились в начале учебного года и в конце семестра перед сессией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую и научную литературу по вопросам изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления и умственной работоспособности и обобщить данные литературных источников.
2.Оценить степень изменения показателей ЧСС и АД и уровень умственной работоспособности у девушек.
3. Сравнить результаты исследования показателей ЧСС, АД, умственной работоспособности. Сделать выводы об изменениях.
Объект исследования:
В исследованиях принимали участие студентки Казанского (Приволжского) Федерального Университета в возрасте 21-22 лет. Показатели работы сердца регистрировали в разные дни недели (понедельник, среда, пятница) до и после занятий в начале учебного года(сентябрь) и в конце семестра(декабрь).
Предмет исследования:
Исследуемые показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС, ударов в минуту), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД при помощи тонометра, мм ртутного столба). Расчетным методом определяли пульсовое давление (ПД, мм ртутного столба). Определяли умственную работоспособность, применяя буквенные корректурные таблицы
В.Я.Анфимова.
1. В ходе нашего исследования были проведены измерения частоты сердечных сокращений, артериального давления и определена степень умственной работоспособности у студенток.
2. Результаты наших исследований показали, что значения артериального давления в начале семестра снижаются к концу недели. К концу дня снижается частота сердечных сокращений. В конце семестра наблюдалось повышение средних показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений. Показатели умственной работоспособности снижались после занятий. К концу семестра средние показатели были ниже, чем в начале семестра.
3. Анализируя полученные показатели, можно объяснить снижение значений АД и ЧСС в начале семестра тем, что, вероятно, это связано с адаптацией студенток к учебному процессу. В конце семестра повышение средних показателей может быть связано с экзаменационным стрессом.
4. Полученные данные следует учитывать при организации учебного процесса в высшем учебном заведении, чтобы сохранить здоровье студентов и повысить их умственную работоспособность.