Введение 3
1. Теоретическое изучение мотивации учебной деятельности старшеклассников во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом
1.1. Понятие мотивации учебной деятельности старшеклассников 8
1.2. Понятие эмоционального интеллекта и методы его измерения в
психологических исследованиях 17
1.3. Составляющая эмоционального интеллекта в мотивации учебной
деятельности юношей и девушек 30
Выводы по первой главе 33
2. Эмпирическое исследование мотивации учебной деятельности старшеклассников в зависимости от эмоционального интеллекта
2.1. Программа и методы эмпирического исследования учебной
мотивации и эмоционального интеллекта старшеклассников 34
2.2. Результаты исследования учебной мотивации старшеклассников 38
2.3. Результаты исследования эмоционального интеллекта
старшеклассников 44
2.4. Характер и степень взаимосвязей показателей мотивации учебной деятельности и эмоционального интеллекта юношей и девушек -
старшеклассников 47
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Литература 59
Приложения 63
Проблема мотивации учебной деятельности на сегодняшний день является актуальной в отечественной и зарубежной психологии. Позитивное формирование учебной мотивации старших школьников приобретает особое значение. Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является важнейшим требованием к любому человеку, поэтому в наше время вопрос о мотивации обучения является одним из центральных в педагогической психологии.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик и опорную точку в его переживании, имели положительный эмоциональный окрас.
В старшем школьном возрасте происходит активная эмоциональная вербализация в субъект - субъектных отношениях, что является ядром развития эмоционального интеллекта. Недостаточный опыт как в общении, так и в переживании эмоций в процессе учебной деятельности приводит к формированию у подростков "эмоционального эталона" взаимодействия с людьми, поэтому может проявиться полярность в развитии эмоционального интеллекта: при регрессе происходит рассогласованность мотивационной сферы и негативное эмоциональное отношение к себе и окружающим, а прогресс стимулирует познавательную активность и способствует успешной самореализации в учебной деятельности, адекватному осознанию, принятию и регулированию эмоциональных состояний. [13, с. 210-211]
Феномен эмоционального интеллекта признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы. Интеллектуальные тесты, популярные в начале XX века, в настоящее время всё реже применяются в целях отбора соискателей на определённую работу или школьников в соответствующие специализированные классы, хотя первоначально были созданы именно для этого. Возникла потребность в новом подходе к оценке успешности личности. Ответом на практический запрос стала концепция эмоционального интеллекта, которая активно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии.
Ранее интеллектуальная сторона жизни человека противопоставлялась эмоциональной составляющей личности. В настоящее время признаётся, что эмоция, как особый тип знания, может дать человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и соотносится с категорией интеллект. Эмоции и интеллект способны объединиться в своей практической направленности. Данная интеграция необходима для гармоничного развития личности.
Степень научной разработанности проблемы исследования. В отечественной психологии идею единства аффективных и интеллектуальных процессов, принадлежащую Л.С. Выготскому, развивали С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. В настоящее время вопросами эмоционального интеллекта на постсоветском пространстве занимаются И. Н. Андреева, предложившая подробный обзор истории изучения эмоционального интеллекта; Д. В. Люсин, представивший свою двухкомпонентную теорию данного феномена; А.С. Петровская и другие. Проблема эмоционального интеллекта активно рассматривается и зарубежными учёными такими, как Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо, которые, проанализировав способности, благодаря которым происходит переработка эмоциональной информации, предложили модель эмоционального интеллекта; Д. Гоулман, заслугой которого является популяризация понятия эмоционального интеллекта; Г. Орме, Р. Бар-Он и другие.
Многие стороны формирования мотивационной сферы и мотивации учебной деятельности известны благодаря трудам таких учёных, как В.Г.
Асеев, Л.И. Божович, А.К. Маркова, Б.И. Додонов, И.А. Зимняя и другие. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека; учебная же мотивация определяется как частный вид мотивации, включённый в деятельность учения.
Однако исследование данной проблемы с точки зрения взаимосвязи мотивации учебной деятельности и эмоционального интеллекта старшеклассников не рассматривалось, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость данного исследования определяется потребностью общества в образованных и развитых людях [30], что может быть достигнуто при условии заинтересованности и осознанию потребности обучения школьниками, это в свою очередь достигается благодаря положительной мотивации к учебной деятельности у школьников в целом и старшеклассников в частности. Тем самым изучение взаимосвязи учебной мотивации и эмоционального интеллекта старшеклассников позволит определить роль степени зрелости эмоционального интеллекта в мотивации учебной деятельности.
Практическая значимость исследования взаимосвязи учебной мотивации и эмоционального интеллекта юношей и девушек определяется возможностью применения полученных результатов в работе педагога-психолога, а также использования результатов исследования в качестве материала для дальнейших исследований в данной области.
Учитывая, что вопрос мотивации учебной деятельности старшеклассников в литературе рассмотрен достаточно широко, на наш взгляд, не достаточно изучен вопрос взаимосвязи учебной мотивации и эмоционального интеллекта старшеклассников. Таким образом, возникает противоречие между недостаточной теоретической изученностью данного вопроса, с одной стороны, и необходимостью экспериментального исследования взаимосвязи учебной мотивации и эмоционального интеллекта старшеклассников - с другой.
Это противоречие выражается в форме научной проблемы: исследование взаимосвязи мотивации учебной деятельности и эмоционального интеллекта старшеклассников.
Необходимость решения обозначенной проблемы определяет актуальность темы исследования «Мотивация старшеклассников, юношей и девушек, в зависимости от уровня эмоционального интеллекта».
Объект исследования: эмоциональный интеллект и мотивация учебной деятельности старшеклассников.
Предмет исследования: гендерные различия в показателях
эмоционального интеллекта и мотивации учебной деятельности юношей и девушек старшеклассников.
Цель исследования: выявить гендерные различия в показателях эмоционального интеллекта и учебной мотивации у старшеклассников и определить характер взаимосвязей между исследуемыми показателями у юношей и девушек - старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия мотивация учебной деятельности учащихся в результате анализа литературы по данной тематике;
2. Проанализировав литературу, систематизировать существующие модели и методы измерения эмоционального интеллекта;
3. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и учебной мотивации;
4. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
5. Проанализировать полученные данные и определить наличие гендерных различий в показателях эмоционального интеллекта и учебной мотивации у старшеклассников и характер взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и мотивации учебной деятельности юношей и девушек - старшеклассников
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существуют гендерные различия в показателях и в значимых взаимосвязях показателей эмоционального интеллекта и мотивации учебной деятельности старшеклассников.
Методы и методики исследования: метод опроса с использованием методик: изучение мотивации обучения старшеклассников (авторы: М.И. Лукьянова и Н.В. Калинина); "Мотивация успеха и боязнь неудач" (автор А.А. Реан); диагностика эмоционального интеллекта "ЭмИн" (автор Д.В. Люсин); диагностика эмоционального интеллекта (автор Н. Холл).
Математические методы обработки данных: корреляционный анализ, определение достоверности различий с использованием t-критерия Стьюдента.
Выборка: в исследовании приняли участие ученики параллели 11-х классов МОАУ "Башкирская гимназия" городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан.
Общее количество опрошенных - 63 человека: 31 юноша и 32 девушки. Средний возраст 17 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 11 приложений.
Проведённый анализ литературных источников по проблеме исследования показал её недостаточную исследованность и множественность подходов к пониманию как мотивации учебной деятельности, так и эмоционального интеллекта. Это обусловливает необходимость более глубокого исследования проблемы.
Анализ показателей учебной мотивации и эмоционального интеллекта показал, что:
1. Позиционный мотив, состоящий в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет, преобладает в учебной деятельности старшеклассников.
2. Положительная направленность учебной мотивации, а именно
мотивация на успех, у старшеклассников превалирует. Полное отсутствие негативной направленности мотивации, а именно мотивации на избегание неудач, говорит о том, что у учеников гимназии по сравнению с учениками общеобразовательных школ учебная деятельность чаще вызывает
положительные эмоции.
3. Значение показателя внутриличностного интеллекта у юношей выше, чем у девушек. То есть у юношей способность понимать и управлять своими эмоциями, развита лучше, чем у девушек.
4. Общий уровень эмоционального интеллекта и значения показателей - понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, понимание эмоций и управление эмоциями, внутриличностный эмоциональный интеллект и самомотивация - выше у юношей.
Корреляционный анализ показал, что:
1. Есть сходство во взаимосвязях показателей эмоционального интеллекта и показателей учебной мотивации у юношей и девушек. В обеих выборках выявлена прямая взаимосвязь между способностью управлять своими эмоциями и двумя показателями учебной мотивации: целеполаганием и реализацией мотивов в деятельности; внутриличностным эмоциональным интеллектом и реализацией мотивов в деятельности, внутриличностным эмоциональным интеллектом и способностью к целеполаганию.
2. Есть значительные различия: в группе юношей выявлена обратная взаимосвязь между показателями личностный смысл и понимание чужих эмоций, а также направленностью мотивации (внешняя или внутренняя) и способностью управлять эмоциями других людей.
3. Общий уровень эмоционального интеллекта старшеклассников коррелирует с общим уровнем учебной мотивации. В группе девушек также существует значимая прямая взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и мотивацией учебной деятельности. В группе юношей такой взаимосвязи не выявлено.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют гендерные различия в показателях и во взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и мотивации учебной деятельности старшеклассников, подтвердилась.
1. Алексеев П. В. Панин А. В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. М.: ПБОЮЛ Грачев С М., 2000. - С. 608. 2
2. Андреева И. Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные
различия // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы международной научно-практической
конференции, 13-14 апреля 2007 года, г. Санкт-Петербург.: СПбИУиП — Ч. 1- СПб, 2007. — С. 12-15. 3
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее
к «исчезновению»? // Психологический журнал. Минск, 2006. — №1.- С.
28-32. 4
4. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В. Г. Асеев. - М.: Мысль, 1999. - 106 с. 5
5. Базарсадаева, Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального
интеллекта // Вестник БГУ. 2013. №5 С.24-32. 6
6. Баньковская Н. И. Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №1-1 С.411-430. 7
7. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Издательство “ Питер”,2000. - 304 с. 8
8. Выскочил Н. А. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта // КПЖ. 2009. №11-12 С.123-129. 9
9. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. 10
10. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА. 2009. - 478 с. 11
11. Давыдова Ю. В. Гендерный аспект изучения эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. №4 С.113¬118. 12
12. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. / Б. И. Додонов- М.: Политиздат, 1978. - 272 с. 13
13. Домбровскис Валерий, Гусева Светлана, Чапулис Сергей Взаимосвязь эмоционального интеллекта и уровня учебной мотивации у подростков // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. №3 С.210-214. 14
14. Ерохина Е. В. Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №1 С.103-109. 15
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 231 с. 16
16. Ильин, Е. П. Пол и гендер. / Е. П. Ильин - СПб.: Питер, 2010. - 688 с. 17
17. Кузнецова К. С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. №4 С.84-92. 18
18. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2007. - 304 с. 19
19. Лукьянова М .И . Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. / М. И. Лукьянова Н. В. Калинина. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 208 с. 20
20. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д.В., Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 — 278. 21
21. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя. / А. К. Маркова Т. А. Матис А. Б. Орлов. - М.: "Просвещение", 1990. - 193 с. 22
22. Методы стимулирования и их влияние на учебную мотивацию старшеклассников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф.
— М.: «МЦНО». — 2015 —№ 3(21) / [Электронный ресурс] — Режим доступа.
— URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF humanities/3(21).pdf 23
23. Пантелеева Т. В. Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 11-14. 24
24. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект:
русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.03.2017). 25
25. Симбирцева Н. В. Современные теоретические представления об
эмоциональном интеллекте // Вестник КемГУ. 2008. №3 С.54-56. 26
26. Степанов Игорь Сергеевич Взаимосвязь эмоционального интеллекта и
гендерной идентичности личности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №88 С.110-115. 27
27. Федоренко М.В., Потапова В.В. Сравнительный анализ показателей эмоционального интеллекта, агрессивности и тревожности у студентов творческой специальности // «Казанская наука», Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, - 2014 - №4 - стр. 273-275
28. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. 362 с. 28
29. Хаернасова Э. Ф. Понимание феномена мотивации учебной
деятельности в юношеском возрасте // Наука и современность. 2014. №27 С.106-109. 29
30. Шиповская Л. П. Потребность в образовании // Сервис +. 2009. №2 С.37 -
31. Fedorenko M., Potapova V. Interrelation of emotional intelligence, aggressiveness and anxiousness indicators of students of pedagogical specialties: gender differences study // Life Sci J. 2014. №11(7s). С. 453-456
32. Mayer J.D. Models of emotional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso // Handbook of intelligence / Ed. by R. Stenberg. - N.Y.: Cambridge University Press, 2000. 1