Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Сущность и содержание понятий «самооценка», «мотивация
достижения успеха» 7
1.2. Психологические характеристики юношеского возраста 15
1.3. Особенности самооценки и мотивации к достижению успеха в
юношеском возрасте 23
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, определяется теми чертами личности, которые формируются в процессе ее развития на протяжении всей жизни - от раннего детства до глубокой старости. Обеспечить такую стратегию поведения может мотивация к достижению успеха, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности. Мотивация к достижению успеха обусловливает особенности активности человека, служат стимулирующим или, напротив, сдерживающим фактором в процессе осуществления им разнообразных видов деятельности и, имеют огромное значение для гармоничного развития личности на каждом этапе ее возрастного развития.
В то же время, решающее значение в процессе деятельности индивида приобретает самооценка человека - система представлений о самом себе, своих способностях и возможностях. От уровня самооценки зависит успешность индивида как субъекта общественных отношений, его активность, система ценностей и установок, служащих для принятия решений и регуляции поведения человека, обусловливающих направленность его деятельности, средства, используемые для достижения поставленных целей, а также отношение к жизни в целом.
Формирование мотивации достижения успеха невозможно без наличия у человека позитивной самооценки. Самооценка в данном случае выступает своего рода основанием, организующим всю жизнедеятельность личности, определяющим мотивы его поступков и способы достижения желаемого.
В связи с этим, актуальность исследования проблемы взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте обусловлена необходимостью работы, направленной на полноценное развитие личности, способной противостоять проблемам, характерным для современного мира. Изучение данной проблематики позволит не допустить деформации ценностно-мотивационной сферы личности, позволит более грамотно организовать работу по формированию адекватной позитивной самооценки представителей юношества и, в конечном итоге, будет способствовать как индивидуальному развитию личности юноши или девушки, так и общественному развитию в целом.
Вместе с тем, анализ существующей на сегодняшний день психологической литературы показал, что вопросы изучения взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте, не получили в ней достаточного отражения.
Данное обстоятельство позволило выявить сложившееся противоречие между необходимостью изучения взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте и недостаточным вниманием к теоретическому обеспечению данного процесса. Данное противоречие определило проблему исследования. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Взаимосвязь самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте».
Объектом исследования в рамках данной работы является личность человека, предметом - взаимосвязь самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что существует прямая взаимосвязь между самооценкой и мотивацией достижения успеха в юношеском возрасте, выражающаяся в том, что на данном этапе возрастного развития субъектам с высокой самооценкой свойственны высокий уровень мотивации к достижению успеха и низкий уровень мотивации к избеганию неудач.
Целью исследования является комплексное теоретико-практическое изучение взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте.
Исходя из указанной цели, были определены задачи исследования:
- изучить сущность и содержание понятий «самооценка», «мотивация достижения успеха»;
- рассмотреть психологические характеристики юношеского возраста;
- проанализировать особенности самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте;
- провести эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте.
В процессе решения задач использованы следующие методы: теоретические - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, классификация; эмпирические: описание, измерение. В эмпирическом исследовании были использованы метод вербальной диагностики самооценки личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика диагностики личности на мотивацию к избежанию неудач (Т. Элерс). Обработка эмпирических данных производилась с использованием критерия Стьюдента и коэффициента корреляции Спирмена.
Методологическую основу исследования составили положения психологии о сущности возрастного развития личности; концептуальные положения современной науки о человеке, факторах, влияющих на формирование личности, развитие и саморазвитие, концепции отечественных и зарубежных исследователей, рассматривавших проблемы самооценки и самовосприятия личности, вопросы формирования мотивационной сферы.
Анализ литературы позволил сформировать теоретическую базу исследования, в качестве которой выступили работы Б.Г. Ананьева [3], Р. Бернса [5], Л.И. Божович [6], Л.В. Бороздиной [9], Л.С. Выготского [12, 13], М.Н. Гапоненко [14], А.В. Захаровой [16], В.А. Коваленко [19], И.С. Кона [20], А. Маслоу [29], А.А. Мирсаетовой [32], С.А. Пакулиной [36], Х. Хекхаузена [44], С.Х. Хурум [45] и других авторов.
В ходе анализа было выявлено большое количество источников, посвященных отдельным аспектам изучаемой проблематики: сущность самооценки (А.Н. Бражникова [10], А.В. Захарова [16], О.Н. Молчанова [33]), ее соотношение с Я-концепцией (Р. Бернс [5], Л.В. Бороздина [9]), сущность мотивации достижения (А. Маслоу [29], А.А. Мирсаетова [32], Х. Хекхаузен [44]), особенности развития личности в юношеском возрасте (Л.И. Божович [6], Б.Д. Кавасарский [18], И.С. Кон [20]), особенности самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте (Б.Г. Ананьев [3], М.Н. Гапоненко [14], Е.Л. Давыденко [15], В.А. Коваленко [19],
З.С. Курбанова [23], С.А. Пакулина [36], С.Х. Хурум [45]), их взаимосвязь (С.В. Быков [11], Я.В. Сайко [44]) и другие.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в его ходе производится целостное рассмотрение взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте. Материалы данной работы могут быть полезны для широкого круга психологов, социологов, философов, а также других исследователей, занимающихся проблемами возрастного развития личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на ее основании возможно построение плана лекционных и семинарских занятий на психологических факультетах высших учебных заведений.
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновываются научный аппарат, методология и методы исследования, раскрыты его актуальность, теоретическая и практическая значимость. В первой главе работы производится изучение теоретических аспектов взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте. Во второй главе описывается эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте. В заключении представлены основные результаты исследования.
Проведенное нами исследование имело в качестве своей цели комплексное теоретико-практическое изучение взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте.
Данная цель реализовывалась через задачи исследования, сформулированные во введении данной работы.
Первой задачей исследования стало изучение сущности и содержания понятий «самооценка», «мотивация достижения успеха». Анализ литературы, посвященной различным аспектам данной проблематики, позволил нам сделать вывод о том, что самооценка представляет собой центральное личностное образование, влияющее на саморегуляцию и находящееся, в свою очередь, под влиянием ценностей личности.
Мы обнаружили, что, наряду с самооценкой, еще одним важнейшим личностным образованием является мотивация достижения успеха, проявляющаяся в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться наивысших результатов в области, которую он считает значимой для себя.
Второй задачей исследования стало рассмотрение психологических характеристик юношеского возраста. Мы обнаружили, что юношеский возраст обычно подразумевает период взросления человека, охватывающий годы от 15 - 16 до 21 - 25 лет. В то же время, анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, что юность - понятие неоднозначное, ее часто отождествляют и с подростковым возрастом (12 - 18 лет), и с молодостью (18 - 25 лет).
Изучение психологических характеристик юношеского возраста позволило выделить такие признаки как повышенная эмоциональная возбудимость, психологическая неуравновешенность, возбудимость, частая и резкая смена настроения; стремление к самоутверждению, потребность в уважении и оценке со стороны других людей; формирование мировоззрения личности; формирование высших психологических структур: теоретического мышления, основ научного, правового и гражданского мировоззрения.
Еще одной задачей исследования стал анализ особенностей самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте. Мы показали, что на данном возрастном этапе, с одной стороны, сочетание жизненных успехов и неудач постоянно оказывает самое существенное влияние на формирование самооценки личности. С другой же стороны, особенности самооценки личности в юношеском возрасте выражаются в целях, мотивах и общей направленности деятельности человека. Изучение данного вопроса позволило нам предположить о существовании взаимосвязи между самооценкой и мотивацией к достижению успеха в юношеском возрасте.
Наконец, последней задачей исследования стало проведение эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте. В исследовании приняли участие юноши и девушки, учащиеся старших классов школы и первого курса колледжа г.Можга, в возрасте от 17 до 19 лет. Общее количество испытуемых составило 40 человек, среди которых 20 юношей и 20 девушек.
Диагностика уровня самооценки испытуемых показала, что высокий уровень самооценки характерен для 45% от общего количества испытуемых, средний - для 42,5% юношей и девушек, низкий - для 12,5% испытуемых.
Диагностика уровня мотивации к достижению успеха показала, что в юношеском возрасте для большинства характерен высокий уровень мотивации к достижению успеха: таких юношей и девушек среди испытуемых 45%, средним уровнем мотивации достижения
характеризуются 40%. представителей юношества. Низкий уровень мотивации к достижению успеха характерен для 15% от общего количества юношей и девушек.
Данные, полученные по результатам диагностики, позволили осуществить исследование взаимосвязи между ними. Исследование позволило сделать вывод о существовании сильной связи между значениями самооценки и мотивации к достижению успеха.
Таким образом, между самооценкой и мотивацией к достижению успеха в юношеском возрасте существует сильная прямая взаимосвязь: чем выше самооценка юноши или девушки, чем более высоко они оценивают самих себя, свои возможности, знания и умения, тем более высокой мотивацией к достижению успеха они обладают.
Диагностика уровня мотивации к избеганию неудач в юношеском возрасте показала, что для большинства характерен низкий уровень мотивации к избеганию неудач: таких юношей и девушек среди
испытуемых 47,5%. Средним уровнем мотивации к избеганию неудач характеризуются 35% испытуемых. Низкий уровень мотивации к избеганию неудач характерен для 17,5% от общего количества юношей и девушек.
Данные, полученные по результатам диагностики, позволили осуществить исследование взаимосвязи между ними. Исследование позволило сделать вывод о существовании сильной связи между значениями самооценки и мотивации к избеганию неудач.
Таким образом, между самооценкой и мотивацией к избеганию неудач в юношеском возрасте существует сильная прямая взаимосвязь: чем выше самооценка юноши или девушки, чем более высоко они оценивают самих себя, свои возможности, знания и умения, тем более низкой мотивацией к избеганию неудач они обладают. Данное обстоятельство может быть объяснено тем, что представители юношества, высоко оценивающие самих себя, являются более склонными ориентироваться в своей деятельности не на случайные внешние факторы, а на самих себя. Они не мотивированы на неудачу и ожидают положительных результатов от своей деятельности.
Таким образом, задачи работы были решены, цель достигнута, а гипотеза эмпирического исследования подтверждена.
В то же время, проведенное исследование не исчерпывает всей сути обозначенной проблемы. Дальнейшие направления исследовательской деятельности могут быть связаны с изучением других психологических характеристик и личностных образований. Кроме того, исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха может быть продолжено с привлечением испытуемых, находящихся на других ступенях возрастного развития. В этом случае целесообразным станет проведение сравнительного анализа такой взаимосвязи в различных возрастных категориях.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для
студентов вузов. - М.: Академия, 2011. - 342 с.
2. Альбуханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности.
- М.: Наука, 1981. - С. 19 - 44.
3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1980. - С. 103
- 127.
4. Анисимов О.С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ субъекта жизнедеятельности (теория и практика) // Мир психологии. - 2008. - № 4. - С. 178 - 189.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2012. - 352 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
8. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 116 - 125.
9. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского университета. - 2011. - №1. - С. 54 - 65.
10. Бражникова А.Н. Отношение к себе в системе нравственнопсихологических отношений личности // Вестник практической психологии образования. - 2011. - №4. - С. 85 - 94.
11. Быков С.В., Удовиченко О.В. Взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения спортсменов-перворазрядников // Вестник СГА. - 2014. - №1. - С. 37 - 50.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Издат- во АН, 1960. - 126 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо,
2005. - 1136 с.
14. Гапоненко М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №7. - С. 76 - 79.
15. Давыденко Е.Л., Протасова И.Н. Самооценка в юношеском возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. -
2014. - №39-2. - С. 36 - 41.
16.Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 5 - 14.
17. Иойлева Г.В. Самосознание: его многоаспктность, феноменальность и реальность бытия // Теория и практика общественного развития. -
2014. - № 19. - С. 146 - 148.
18. Кавасарский Б.Д. Клиническая психология. - СПб.: Питер, 2014. - 960 с.
19. Коваленко В.А. Генезис самооценки личности как психологической категории // Вестник АГУ. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №3. - С. 46 - 50.
20. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
21. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. - М.: Академия, 1979. - 320 с.
22. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
23. Курбанова З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Известия ЮФУ. -
2006. - №13. - С. 91 - 95.
24. Ларкина Э.И. Сущность индивидуального и общественного самосознания: социально-философский анализ // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 3. - С. 73 - 76.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
26. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 144 с.
27. Макарова И.В. Общая психология. - М.: Юрайт, 2013. - 182 с.
28. Маркин Н.В. Акмеологические условия продуктивного формирования отношения личности обучаемого к себе (самоотношения) // Акмеология. - 2003. - №4. - С. 55 - 58.
29. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
30. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - Московский психолого-социальный институт, 2009. - 186 с.
31. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://psylist.net/praktikum/23.htm (дата обращения: 29.12. 2015).
32. Мирсаетова А.А. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 56 - 59.
33. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и
эмпирические исследования. - М.: Флинта; Наука, 2010. - 392 с.
34. Мохова Ю.А. Психологическая сущность самосознания личности // Омский научный вестник. - 2011. - № 6-102. - С. 166 - 169.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. - М.: Академия, 2006. - 448 с.
36. Пакулина С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов вуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №88. - С. 23 - 32.
37. Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации
учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. - 2010. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2010_1_1554.pdf. (дата
обращения: 27.12.2015).
38. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
39. Психологический словарь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=848, свободный.
Дата обращения: 17.12.2015.
40. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. Реан А.А. - СПб: Питер, 2005. - 694 с.
41. Сайко Я.В., Гуслякова Н.И. Исследование взаимосвяз между смысложизненными ориентациями и самооценкой личности студентов // Вестник ЧГПУ. - 2013. - №10. - С. 208 - 217.
42. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
43. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М.: Алмо-Пресс, 2009. - 422 с.
44. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб: Питер; М.: Смысл,
2003. - 860 с.
45. Хурум С.Х. Формирование мотивации достижения у подростков // Вестник АГУ. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 5. - С. 98 - 100.
46. Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. Теории личности. - СПб: Питер, 2014. - 607 с.
47. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука,
1977. - 142 с.
48. Шаронова Е.Г. Технология социально-экологического воспитания учащейся молодежи в Чувашской республике: Монография. - М.: Флинта, 2013. - 160 с.
49. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. - М.: МОСУ, 2011. - 272 с.
50. Шутенко Е.Н. Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практики // Знание. Понимание. Умение. -
2012. - №1. - С. 196 - 204.
51. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.