Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №55861

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
759
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Сущность и содержание понятий «самооценка», «мотивация
достижения успеха» 7
1.2. Психологические характеристики юношеского возраста 15
1.3. Особенности самооценки и мотивации к достижению успеха в
юношеском возрасте 23
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЯ

Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, определяется теми чертами личности, которые формируются в процессе ее развития на протяжении всей жизни - от раннего детства до глубокой старости. Обеспечить такую стратегию поведения может мотивация к достижению успеха, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности. Мотивация к достижению успеха обусловливает особенности активности человека, служат стимулирующим или, напротив, сдерживающим фактором в процессе осуществления им разнообразных видов деятельности и, имеют огромное значение для гармоничного развития личности на каждом этапе ее возрастного развития.
В то же время, решающее значение в процессе деятельности индивида приобретает самооценка человека - система представлений о самом себе, своих способностях и возможностях. От уровня самооценки зависит успешность индивида как субъекта общественных отношений, его активность, система ценностей и установок, служащих для принятия решений и регуляции поведения человека, обусловливающих направленность его деятельности, средства, используемые для достижения поставленных целей, а также отношение к жизни в целом.
Формирование мотивации достижения успеха невозможно без наличия у человека позитивной самооценки. Самооценка в данном случае выступает своего рода основанием, организующим всю жизнедеятельность личности, определяющим мотивы его поступков и способы достижения желаемого.
В связи с этим, актуальность исследования проблемы взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте обусловлена необходимостью работы, направленной на полноценное развитие личности, способной противостоять проблемам, характерным для современного мира. Изучение данной проблематики позволит не допустить деформации ценностно-мотивационной сферы личности, позволит более грамотно организовать работу по формированию адекватной позитивной самооценки представителей юношества и, в конечном итоге, будет способствовать как индивидуальному развитию личности юноши или девушки, так и общественному развитию в целом.
Вместе с тем, анализ существующей на сегодняшний день психологической литературы показал, что вопросы изучения взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте, не получили в ней достаточного отражения.
Данное обстоятельство позволило выявить сложившееся противоречие между необходимостью изучения взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте и недостаточным вниманием к теоретическому обеспечению данного процесса. Данное противоречие определило проблему исследования. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Взаимосвязь самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте».
Объектом исследования в рамках данной работы является личность человека, предметом - взаимосвязь самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что существует прямая взаимосвязь между самооценкой и мотивацией достижения успеха в юношеском возрасте, выражающаяся в том, что на данном этапе возрастного развития субъектам с высокой самооценкой свойственны высокий уровень мотивации к достижению успеха и низкий уровень мотивации к избеганию неудач.
Целью исследования является комплексное теоретико-практическое изучение взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте.
Исходя из указанной цели, были определены задачи исследования:
- изучить сущность и содержание понятий «самооценка», «мотивация достижения успеха»;
- рассмотреть психологические характеристики юношеского возраста;
- проанализировать особенности самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте;
- провести эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте.
В процессе решения задач использованы следующие методы: теоретические - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, классификация; эмпирические: описание, измерение. В эмпирическом исследовании были использованы метод вербальной диагностики самооценки личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика диагностики личности на мотивацию к избежанию неудач (Т. Элерс). Обработка эмпирических данных производилась с использованием критерия Стьюдента и коэффициента корреляции Спирмена.
Методологическую основу исследования составили положения психологии о сущности возрастного развития личности; концептуальные положения современной науки о человеке, факторах, влияющих на формирование личности, развитие и саморазвитие, концепции отечественных и зарубежных исследователей, рассматривавших проблемы самооценки и самовосприятия личности, вопросы формирования мотивационной сферы.
Анализ литературы позволил сформировать теоретическую базу исследования, в качестве которой выступили работы Б.Г. Ананьева [3], Р. Бернса [5], Л.И. Божович [6], Л.В. Бороздиной [9], Л.С. Выготского [12, 13], М.Н. Гапоненко [14], А.В. Захаровой [16], В.А. Коваленко [19], И.С. Кона [20], А. Маслоу [29], А.А. Мирсаетовой [32], С.А. Пакулиной [36], Х. Хекхаузена [44], С.Х. Хурум [45] и других авторов.
В ходе анализа было выявлено большое количество источников, посвященных отдельным аспектам изучаемой проблематики: сущность самооценки (А.Н. Бражникова [10], А.В. Захарова [16], О.Н. Молчанова [33]), ее соотношение с Я-концепцией (Р. Бернс [5], Л.В. Бороздина [9]), сущность мотивации достижения (А. Маслоу [29], А.А. Мирсаетова [32], Х. Хекхаузен [44]), особенности развития личности в юношеском возрасте (Л.И. Божович [6], Б.Д. Кавасарский [18], И.С. Кон [20]), особенности самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте (Б.Г. Ананьев [3], М.Н. Гапоненко [14], Е.Л. Давыденко [15], В.А. Коваленко [19],
З.С. Курбанова [23], С.А. Пакулина [36], С.Х. Хурум [45]), их взаимосвязь (С.В. Быков [11], Я.В. Сайко [44]) и другие.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в его ходе производится целостное рассмотрение взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте. Материалы данной работы могут быть полезны для широкого круга психологов, социологов, философов, а также других исследователей, занимающихся проблемами возрастного развития личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на ее основании возможно построение плана лекционных и семинарских занятий на психологических факультетах высших учебных заведений.
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновываются научный аппарат, методология и методы исследования, раскрыты его актуальность, теоретическая и практическая значимость. В первой главе работы производится изучение теоретических аспектов взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте. Во второй главе описывается эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте. В заключении представлены основные результаты исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование имело в качестве своей цели комплексное теоретико-практическое изучение взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте.
Данная цель реализовывалась через задачи исследования, сформулированные во введении данной работы.
Первой задачей исследования стало изучение сущности и содержания понятий «самооценка», «мотивация достижения успеха». Анализ литературы, посвященной различным аспектам данной проблематики, позволил нам сделать вывод о том, что самооценка представляет собой центральное личностное образование, влияющее на саморегуляцию и находящееся, в свою очередь, под влиянием ценностей личности.
Мы обнаружили, что, наряду с самооценкой, еще одним важнейшим личностным образованием является мотивация достижения успеха, проявляющаяся в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться наивысших результатов в области, которую он считает значимой для себя.
Второй задачей исследования стало рассмотрение психологических характеристик юношеского возраста. Мы обнаружили, что юношеский возраст обычно подразумевает период взросления человека, охватывающий годы от 15 - 16 до 21 - 25 лет. В то же время, анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, что юность - понятие неоднозначное, ее часто отождествляют и с подростковым возрастом (12 - 18 лет), и с молодостью (18 - 25 лет).
Изучение психологических характеристик юношеского возраста позволило выделить такие признаки как повышенная эмоциональная возбудимость, психологическая неуравновешенность, возбудимость, частая и резкая смена настроения; стремление к самоутверждению, потребность в уважении и оценке со стороны других людей; формирование мировоззрения личности; формирование высших психологических структур: теоретического мышления, основ научного, правового и гражданского мировоззрения.
Еще одной задачей исследования стал анализ особенностей самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте. Мы показали, что на данном возрастном этапе, с одной стороны, сочетание жизненных успехов и неудач постоянно оказывает самое существенное влияние на формирование самооценки личности. С другой же стороны, особенности самооценки личности в юношеском возрасте выражаются в целях, мотивах и общей направленности деятельности человека. Изучение данного вопроса позволило нам предположить о существовании взаимосвязи между самооценкой и мотивацией к достижению успеха в юношеском возрасте.
Наконец, последней задачей исследования стало проведение эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха в юношеском возрасте. В исследовании приняли участие юноши и девушки, учащиеся старших классов школы и первого курса колледжа г.Можга, в возрасте от 17 до 19 лет. Общее количество испытуемых составило 40 человек, среди которых 20 юношей и 20 девушек.
Диагностика уровня самооценки испытуемых показала, что высокий уровень самооценки характерен для 45% от общего количества испытуемых, средний - для 42,5% юношей и девушек, низкий - для 12,5% испытуемых.
Диагностика уровня мотивации к достижению успеха показала, что в юношеском возрасте для большинства характерен высокий уровень мотивации к достижению успеха: таких юношей и девушек среди испытуемых 45%, средним уровнем мотивации достижения
характеризуются 40%. представителей юношества. Низкий уровень мотивации к достижению успеха характерен для 15% от общего количества юношей и девушек.
Данные, полученные по результатам диагностики, позволили осуществить исследование взаимосвязи между ними. Исследование позволило сделать вывод о существовании сильной связи между значениями самооценки и мотивации к достижению успеха.
Таким образом, между самооценкой и мотивацией к достижению успеха в юношеском возрасте существует сильная прямая взаимосвязь: чем выше самооценка юноши или девушки, чем более высоко они оценивают самих себя, свои возможности, знания и умения, тем более высокой мотивацией к достижению успеха они обладают.
Диагностика уровня мотивации к избеганию неудач в юношеском возрасте показала, что для большинства характерен низкий уровень мотивации к избеганию неудач: таких юношей и девушек среди
испытуемых 47,5%. Средним уровнем мотивации к избеганию неудач характеризуются 35% испытуемых. Низкий уровень мотивации к избеганию неудач характерен для 17,5% от общего количества юношей и девушек.
Данные, полученные по результатам диагностики, позволили осуществить исследование взаимосвязи между ними. Исследование позволило сделать вывод о существовании сильной связи между значениями самооценки и мотивации к избеганию неудач.
Таким образом, между самооценкой и мотивацией к избеганию неудач в юношеском возрасте существует сильная прямая взаимосвязь: чем выше самооценка юноши или девушки, чем более высоко они оценивают самих себя, свои возможности, знания и умения, тем более низкой мотивацией к избеганию неудач они обладают. Данное обстоятельство может быть объяснено тем, что представители юношества, высоко оценивающие самих себя, являются более склонными ориентироваться в своей деятельности не на случайные внешние факторы, а на самих себя. Они не мотивированы на неудачу и ожидают положительных результатов от своей деятельности.
Таким образом, задачи работы были решены, цель достигнута, а гипотеза эмпирического исследования подтверждена.
В то же время, проведенное исследование не исчерпывает всей сути обозначенной проблемы. Дальнейшие направления исследовательской деятельности могут быть связаны с изучением других психологических характеристик и личностных образований. Кроме того, исследование взаимосвязи самооценки и мотивации к достижению успеха может быть продолжено с привлечением испытуемых, находящихся на других ступенях возрастного развития. В этом случае целесообразным станет проведение сравнительного анализа такой взаимосвязи в различных возрастных категориях.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для
студентов вузов. - М.: Академия, 2011. - 342 с.
2. Альбуханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности.
- М.: Наука, 1981. - С. 19 - 44.
3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1980. - С. 103
- 127.
4. Анисимов О.С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ субъекта жизнедеятельности (теория и практика) // Мир психологии. - 2008. - № 4. - С. 178 - 189.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2012. - 352 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
8. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 116 - 125.
9. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского университета. - 2011. - №1. - С. 54 - 65.
10. Бражникова А.Н. Отношение к себе в системе нравственнопсихологических отношений личности // Вестник практической психологии образования. - 2011. - №4. - С. 85 - 94.
11. Быков С.В., Удовиченко О.В. Взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения спортсменов-перворазрядников // Вестник СГА. - 2014. - №1. - С. 37 - 50.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Издат- во АН, 1960. - 126 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо,
2005. - 1136 с.
14. Гапоненко М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №7. - С. 76 - 79.
15. Давыденко Е.Л., Протасова И.Н. Самооценка в юношеском возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. -
2014. - №39-2. - С. 36 - 41.
16.Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 5 - 14.
17. Иойлева Г.В. Самосознание: его многоаспктность, феноменальность и реальность бытия // Теория и практика общественного развития. -
2014. - № 19. - С. 146 - 148.
18. Кавасарский Б.Д. Клиническая психология. - СПб.: Питер, 2014. - 960 с.
19. Коваленко В.А. Генезис самооценки личности как психологической категории // Вестник АГУ. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №3. - С. 46 - 50.
20. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
21. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. - М.: Академия, 1979. - 320 с.
22. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
23. Курбанова З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Известия ЮФУ. -
2006. - №13. - С. 91 - 95.
24. Ларкина Э.И. Сущность индивидуального и общественного самосознания: социально-философский анализ // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 3. - С. 73 - 76.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
26. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 144 с.
27. Макарова И.В. Общая психология. - М.: Юрайт, 2013. - 182 с.
28. Маркин Н.В. Акмеологические условия продуктивного формирования отношения личности обучаемого к себе (самоотношения) // Акмеология. - 2003. - №4. - С. 55 - 58.
29. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
30. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - Московский психолого-социальный институт, 2009. - 186 с.
31. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://psylist.net/praktikum/23.htm (дата обращения: 29.12. 2015).
32. Мирсаетова А.А. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 56 - 59.
33. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и
эмпирические исследования. - М.: Флинта; Наука, 2010. - 392 с.
34. Мохова Ю.А. Психологическая сущность самосознания личности // Омский научный вестник. - 2011. - № 6-102. - С. 166 - 169.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. - М.: Академия, 2006. - 448 с.
36. Пакулина С.А. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов вуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №88. - С. 23 - 32.
37. Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации
учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. - 2010. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2010_1_1554.pdf. (дата
обращения: 27.12.2015).
38. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
39. Психологический словарь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=848, свободный.
Дата обращения: 17.12.2015.
40. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. Реан А.А. - СПб: Питер, 2005. - 694 с.
41. Сайко Я.В., Гуслякова Н.И. Исследование взаимосвяз между смысложизненными ориентациями и самооценкой личности студентов // Вестник ЧГПУ. - 2013. - №10. - С. 208 - 217.
42. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
43. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М.: Алмо-Пресс, 2009. - 422 с.
44. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб: Питер; М.: Смысл,
2003. - 860 с.
45. Хурум С.Х. Формирование мотивации достижения у подростков // Вестник АГУ. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 5. - С. 98 - 100.
46. Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. Теории личности. - СПб: Питер, 2014. - 607 с.
47. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука,
1977. - 142 с.
48. Шаронова Е.Г. Технология социально-экологического воспитания учащейся молодежи в Чувашской республике: Монография. - М.: Флинта, 2013. - 160 с.
49. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. - М.: МОСУ, 2011. - 272 с.
50. Шутенко Е.Н. Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практики // Знание. Понимание. Умение. -
2012. - №1. - С. 196 - 204.
51. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ