ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
УЧАЩИХСЯ
1.1 Проблема формирования экологической культуры личности в общеобразовательных учреждениях 9
1.2 Свойства экологического сознания учащихся 18
1.3 Методы формирования экологического сознания в процессе становления
экологической культуры учащихся 30
Глава II ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1. Программа формирования экологического сознания учащихся 42
2.2. Ход и результат экспериментальной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Для улучшения состояния экологической ситуации в современном мире необходимо всеобщее человеческое осознание ценности природы. Чтобы этого достичь, надо направить процесс перестройки антропоцентрического сознания общества с безответственной
потребительской позиции, на экологическое сознание, включающее в себя осознание взаимосвязей человека с природой, грамотное
природопользование и заботу об окружающей природной среде.
Антропогенное воздействие на природу во многом носит разрушительный характер, причиной которого является недостаточная осведомлённость о законах природы, потребительское отношение человека к природной среде и активная промышленная деятельность. В итоге, влияние этих факторов привело к возникновению ряда экологических проблем: загрязнены водоёмы, нарушена плодовитость почвы, загрязнён воздух, сокращается количество и видовое разнообразие животных и растений. Что в свою очередь, приводит к росту заболеваемости и врождённых болезней человечества. Состояние окружающей природной среды вызывает острую необходимость гармонизации отношений между человеком и природой. Эту проблему призвана решать относительно молодая наука- экология.
Экология включает в себя целый ряд задач, среди них и минимизация негативного воздействия антропогенного фактора на окружающую среду, и главное-развитие экологического образования населения.
Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире требует скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и увлечений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально¬природной среде и здоровью», становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики [Файрушина, 2011].
Для гармоничного взаимодействия человека и природы необходимо уделить внимание на качество экологического образования и воспитания личности, направленных на сохранение мира природы. Ключевую роль в этом играет экологическая культура личности, которая основывается на экологическом сознании.
В основу исследования «Экологическое сознание в процессе становления экологической культуры учащихся» была положена концепция Медведева В.И. и Алдашевой А. А. о том, что из всех многочисленных форм взаимодействия человека и природы выделяются два аспекта. Первый аспект - это влияние природы на человека, которое может изменить протекание его физиологических и психологических функций и процессов, а второй - влияние человека на природу и отражение этого влияния, его причин, форм и результатов в сознании человека, т.е. осознание антропогенного воздействия [Медведев, Алдашева, 2001]. Эти два аспекта формируют в экологическом сознании представление о месте человека в данной экологической системе и выработке адекватных, необходимых поступков, действий, поведения.Эта сфера и будет называться экологическим сознанием.
Формирование экологического сознания является фундаментальным инструментом гармоничного развития личности. На основании которого осуществляется процесс эколого- нравственного воспитания.
Так как, процесс перестройки сознания очень важная и тонкая работа- начитать надо с детского возраста, и продолжать непрерывно. Вовлечение в увлекательный мир природы и изучение характера взаимодействия природы и человека начинается с семьи, детского сада, продолжается в школе и далее в зависимости от направленности деятельности индивидуума. В юном возрасте необходимо заложить основы восприятия природы - как неотъемлемой составляющей части нашей жизни. Важно пробудить в детях осознание значимости и ценности природы и сформировать уважительное и бережное отношение к окружающей среде. Формирование экологического сознания- это многокомпонентный процесс, который необходимо подкреплять пробуждением неравнодушного отношения, и поиском решения экологических проблем, на протяжении всего обучения. Для этого нужно создать благоприятные условия в системе образования, и самое главное- создание эффективных программ экологического образования.
Достижения современной науки и педагогической практики, состояние окружающей среды и реалии социума обусловили новые требования общества к школе, новые парадигмы и стандарты образования, в которых чётко обозначены новые ценностно-целевые ориентиры [Егорова,2006].
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов в области экологического образования, и проблематика данного исследования по-прежнему актуальна. На сегодняшний день уже существуют различные программы и методики воспитания экологического сознания учащихся. Но, к сожалению, пока они не имеют достаточной эффективности и повсеместного распространения.
Специфика формирования экологического сознания в России находит своё отражение в исследованиях: С.Д. Дерябо, В.И. Медведева, А.А. Алдашевой; определение типологии экологического сознания: А.В. Гагарин, В. А. Ясвин, В.О. Скребець; совершенствование экологического образования и воспитания: А.Н.Захлебный, И.Д. Зверев, А.В. Миронов, Л.П.Печко, И.Т.Суравегина, С.Н. Николаева и др.
Проблема формирования экологического сознания в
общеобразовательных учреждениях на сегодняшний день является открытой. Таким образом, актуальность и необходимость в развитииэкологического сознания учащихся,стали основой выбора темы исследования:
«Экологическое сознание в процессе становления экологической культуры учащихся».
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация педагогической деятельности, направленной на формирование экологического сознания учащихся.
Объект исследования: процесс становления экологической культуры личности учащихся.
Предмет исследования: эколого - образовательная программа
формирования экологического сознания учащихся.
Гипотеза исследования: формирование экологического сознания в процессе становления экологической культуры учащихся будет эффективно при условиях:
- организации экологического воспитания в процессе урочной и внеурочной деятельности;
- включения в работу творческой деятельности и нетрадиционных подходов к формированию экологического сознания учащихся в процессе внеклассной деятельности
- разработки и реализации эколого- образовательной программы
Доказательство выдвинутой гипотезы потребовало решения следующих задач:
1. Раскрыть содержание и значимость экологического сознания в процессе становления экологической культуры учащихся.
2. Разработать и реализовать эколого-образовательный проект, направленный на формирование экологического сознания учащихся в сельской общеобразовательной школе.
3. Определить динамику процесса формирования экологического сознания учащихся.
Методологической основой исследования являются: концепция формирования экологического сознания (В. И. Медведев, А.А. Алдашева); идеологические положения о взаимосвязи человека, общества и природы (С. Л. Рубинштейн, В.П.Алексеев, В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев, Г.Н.Каропа, Н.Ф.Реймерс, и др.); принципы организации экологического воспитания и образования (Я.А. Коменский, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Лихачев Б.Т. и др.);структура формирования экологического образования и воспитания (А.Н. Захлебный, С.Н. Николаева, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.В. Миронов,Л.П. Печко и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез содержания экологических, педагогических, философских, психологических, социологических, научно-литературных источников, полученных научных фактов, методического наследия по проблеме становления экологической культуры учащихся;
- изучение, анализ и обобщение педагогического опыта работы школы, учебных программ с целью изучения состояния проблемы;
- метод сбора эмпирической информации - тестирование, наблюдение, педагогическое моделирование, эксперимент;
- статистическая обработка, качественный и количественный анализ, графические и табличные интерпретации полученных данных.
Экспериментальная база: Педагогический эксперимент проводится на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Обсерваторская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан". В педагогическом эксперименте принимали участие 14 учащихся 8 класса.
Теоретическая и практическая значимость:
- определены возможности формирования экологического сознания, в процессе становления экологической культуры учащихся;
-разработана и реализована эколого-образовательная «Программа формирования экологического сознания учащихся» в процессе внеклассной деятельности;
-получены положительные результаты, способствующие решению проблемы формирования экологического сознания учащихся и эколого-нравственного воспитания учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации обсуждались и докладывались на научно - практических конференциях «Чтение памяти Анатолия Андреевича Попова» (Казань, 2016); «Итоговая научно - образовательная конференция студентов Казанского федерального университета» (Казань, 2016); «Чтение памяти Анатолия Андреевича Попова» (Казань, 2017).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эколого-образовательная «Программа формирования экологического сознания учащихся»;
2. Динамика процесса формирования экологического сознания учащихся Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Отношение к природе - это не феномен или постулат, а воспитательная задача по формированию экологического сознания подрастающего поколения. Сознание - это человеческая способность к воспроизведению действительности отдавать отчет в своих поступках и чувствах. Принципы, лежащие в основе экологического сознания, тождественны принципам гармонизации и оптимизации общественно - природных отношений. Формирование экологического сознания направлено на осознание самоценности природного мира, развитие экологического мышления, экологической грамотности, эколого - ориентированных ценностей, отражающихся в поведение человека и построение его отношений с природой.
Главным источником формирования сознания является внешний мир. Сферу духовной жизни общества определяют практические интересы и представления различных социальных групп, классов, наций и государства в целом. Экологическое сознание является формой общественного мнения, направленной на развитие планетарного сообщества в системе «человек - общество - природа». Проблему формирования экологического сознания личности в первую очередь призвано решать экологическое образование.
Важнейшей задачей экологического образования является воспитание экологической культуры учащихся. Воспитание экологической культуры направленно на осознание учащимися цикличного отражения отношений человека и природы, построение экологического поведения и стремление к гармоничности сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.
Экологическая культура как производное от экологического сознания, описывается в работах академика Б.Т. Лихачева. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность и грамотное осуществление природоохранной деятельности, богатство нравственно - эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.
В первой главе были рассмотрены теоретические подходы к проблеме формирования экологического сознания в процессе становления экологической культуры учащихся, раскрыты проблемы экологического воспитания, которые достаточно освещены в работах известных ученых - педагогов (определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы), отведена особая роль внеклассной работе в воспитании экологической культуры учащихся, а также выделены содержание и уровниформирования экологического воспитания.
Доказано, что процесс формирования экологического сознания учащихся средних классов, включающий в себя следующие компоненты: экологическое просвещение, экологические знания, экологическое поведение, экологические переживания и состоящий изконстатирующего, формирующего и диагностирующего этапов, обеспечивает положительную динамику развития экологического сознания.
Показано, что содержание экологического образования, базирующееся на принципах экологической психопедагогики, обеспечивает
результативность процесса формирования экологического сознания учащихся средних классов.
Вывод: ориентируясь на содержание исследования можно
констатировать, что одной из важнейших задач экологической культуры и экологического воспитания является формирование у детей экологического сознания, которое будет являться базисом экологической культуры личности . Ввиду этого целью нашего исследования стала разработка программы «Формирование экологического сознания учащихся».
Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. В результате исследования педагогической, психологической и
научно - методической литературы и интегрирования различных позиций конкретизировано содержание и значение экологического сознания в процессе становления экологической культуры учащихся. Экологическое сознание является базой для формирования экологической культуры. Критериями сформированности экологической культуры являются: обоснованные с точки зрения экологии поступки, поведение и деятельность человека, экологически сообразные социоприродной среде.
2. По итогам полученных данных на констатирующем этапе педагогического эксперимента нами была разработана и реализована программа «Формирование экологического сознания учащихся» в процессе внеклассной деятельности. Результаты исследования показали, что систематическое и целенаправленное использование комплекса внеклассных мероприятий способствуют формированию экологического сознания в процессе становления экологической культуры учащихся: повышение уровня экологических знаний (с 27 - 86%), формирование экологического поведения (с 81 - 87%) и повышение уровня экологического переживания (с 71 - 86%). Сравнение количественных и качественных показателей, полученных данных позволило сделать вывод о результативности эколого - образовательной программы.
3. Данный эколого-образовательный проект был реализован в образовательном пространстве общеобразовательной школы. Результаты педагогического исследования представлены положительной динамикой и дают основания утверждать, что гипотеза доказана и поставленные задачи решены.
1. Абдрашитова И. В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры [Текст] - Казань, Мастер Лайн, 2001. - 234с.
2. Абдрашитова И. В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 2004. - 178 л.
3. Акимова Т. А. Экология/ В. В. Хаскин - М.: ЮНИТИ, 1998. - 455 с.
4. Алексеев С. В. Экологическое образование в базовой школе [Текст] - СПб.: Специальная литература, 1999.
5. Асоян Ю. Открытие идеи культуры / А. Малофеев - М.: ОГИ, 2000. - 344 с.
6. Бабанский Ю. К Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
7. Бершадский М. Е. Исследования в предметном обучении [Текст] / Химия в школе, № 3, 2003.
8. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой [Текст] / - М.:
Агропромиздат, 1987. - 174 с.
9. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста [Текст] / - М.: Наука, 1988. - 386 с.
10. Выготский Л. С. Умственно отсталый ребенок [Текст] / Под ред. Л.С. Выготского. М.: Учпедгиз, 1935. - 176 с.
11. Гагарин, А. В. Экологическое сознание будущих специалистов: теоретико-методологические аспекты развития: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.В. Гагарин, Р.А. Турчаева. М.: Изд-во МААН, 2008. - 36 с.
12. Глазачев С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя [Текст] /Дис д-ра пед. наук. - М., 1998.
13. Государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру // Вестник образования России, № 6, 2004, с. 51
14. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания [Текст] / - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 310 с.
15. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 480 с.
16. Евтеев И. А. Экологическое сознание как элемент экологической культуры [Текст] / автореферат дис. ... кандидата культурологии: 24.00.01 / И.А. Евтеев. - Челяб. гос. акад. культуры и искусства, Челябинск, 2004 - С. 22.
17. Егорова, Г. И. Возможности курса «Концепции современного естествознания» в формировании экологической культуры студентов гуманитарных специальностей [Текст] / Н.А. Падерина // Сборник материалов IV межвузовской научно-практической конференции.
18. Ердаков Е. Н. Особенности непрерывного экологического образования [Текст] / Начальная школа. - 2006. - №7.
19.Захлебный, А. Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования [Текст]/ Е.Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. №3. - С. 3-8.
20.Захлебный, А. Н. Охрана природы в школьном курсе биологииИ. Д. Зверев, И. Т. Суравегина[Текст]/ - М.: Просвещение, 1977. - с. 12.
21.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст]/ - М.: Педагогика, 1981. - 184с.
22. Зверев, И. Д. Отношение школьников к природе / Под ред.: И. Д. Зверев,И. Т. Суравегиной - М.: Педагогика, 1988. с.12.
23. Зверев И. Д. Методика преподавания биологии: исторический очерк [Текст]/Д.И. Трайтак // Биология в школе. - 1987. № 5. - С.22-26.
24.Зверев, И. Д. Экологическое образование школьников [Текст]/ И. Т. Суравегинаи др.- М., 1983.
25. Игнатова, В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика [Текст] / В. А. Игнатова. - Под ред. В. И. Загвязинского. - Тюмень, 1998. - 97 с.
26. Каропа Г. Н. Экологическое образование и. воспитание учащихся сельских школ [Текст] / - Минск, 1993.
27. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений [Текст] / А.Ю. Коджаспиров / - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
28. Кузнецова, Н. Е. О развитии познавательного интереса к изучению эколого-химического материала [Текст] / Е.Г. Майш // Химия в школе, № 3, 2003.
29. Лекторский В. А. Сознание [Текст] / Новая философская
энциклопедия // Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. Т. 3. С. — ISBN 978-5-244-01115-9.
30. Лескова С. В. Формирование экологической культуры [Текст] / Начальная школа. - 2003 - №7.
31. Лихачев Б. Т. Педагогика [Текст] / - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.
32. Ньовочкша А. М.Основиеколог1чношсихологи : навч. пос1б. [Текст] / А. М. Льовочкша. - К.: МАУП, 2004. - 136 с.
33. Макаренко А. С. Педагогические сочинения [Текст] / В8 т.Т3.М., 1983.
34. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование / М.: 1996
35. Мамедов Н. М. Технология определения уровня подготовки учащихся по экологии (поиски оснований) [Текст] / И. Т. Суравегина // В сб.: Экологическое образование: концепции и технологии / под ред. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. 127-138 с.
36. Материалы XVI Международной конференции “Экологическое
образование в интересах устойчивого развития” / - Санкт-Петербург, 2010. - 374 с.
37. Машбиц Я. География и выживание человечества [Текст]/ География в школе. - 1993.- N3.- с. 214.
38. Медведев, В. И. Экологическое сознание: Учебное пособие [Текст] / А.А. Алдашева // Изд. второе, доп.- М.: Логос, 2001. - 384 с. -ISBN 5-94010¬036-8
39. Миронов А. В. Содержание экологического образования будущего учителя [Текст] / - Казань, Изд-во Казанского университета, 1989. - 220 с.
40. Михеева И. Э. Общеобразовательное учреждение как институт
формирования экологической культуры личности [Текст] /Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Н. Новгород, 2004 276 с. РГБ ОД, 61:04-13/1520
41. Нагаева Н. Х. Экологическое воспитание школьников эстетическими средствами [Текст] /Дис. канд. пед. Наук. Казань, 1994.
42. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ С. Н. Николаева. - М.: AcademiA, 2002. - 336 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0849-3
43. Передельский, Л. В., CD Экология: электронный учебник [Текст] / В. И. Коробкин, О. Е. Приходченко // Учебник для ВУЗов. - КноРус, 2009. -347 с. - ISBN: 539000289X
44. Печко Л. П. Экологическое и эстетическое образование школьников [Текст] / - М.: Педагогика, 1984. - 135 с.
45. Реймерс Н. Ф. Природопользование [Текст] / - М.: Мысль, 1990. - 637 с.
46. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание [Текст] / - М., 1957.
47. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований [Текст] / - М., 1986.
48. Скребець В. О.Еколопчнапсихолопя у
в1ддаленихнасл1дкахекотехногенно!катастрофи [Текст]/ Скреець В. О. / монографхя. - К.: Видавн. д1м “Слово”, 2004. - 440 с.
49. Суравегина И. Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя.- М.: Новая школа, 1994.- 128 с.
50. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
51. Табуева Э. М. экологическое образование как фактор формирования культурного потенциала личности [Текст]/ Химия в школе, № 2, 2003.
52. Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе [Текст] / П. Т. Калашникова Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - Борисоглебск: БГПИ, 2002. - 146 с.