Введение 4
1 Теоретические основы формирования комплекса маркетинга на
предприятии 6
1.1 Маркетинг в сфере предпринимательства. Цели и задачи маркетинговой
деятельности предприятия 6
1.2 Сущность комплекса маркетинга и необходимость его разработки 13
1.3 Российский и зарубежный опыт разработки комплекса маркетинга 23
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере ООО
«Мясоруб» 31
2.1 Общая характеристика предприятия 31
2.2 Описание маркетинговой деятельности, внутренней и внешней среды
ООО «Мясоруб» 36
3 Разработка комплекса маркетинга для ООО «Мясоруб» 43
3.1 Анализ комплекса маркетинга на предприятии 43
3.2 Анализ потребителей 53
3.3 Рекомендации по разработке комплекса маркетинга на предприятии 58
Заключение 70
Список используемой литературы 74
Приложение
В настоящее время, при постоянном развитии российской рыночной экономики, появляется необходимость изучения маркетинговой деятельности на предприятии.
Маркетинг - комплексная система организации производства и сбыта, которая ориентирована на возможно более полное удовлетворение быстро меняющихся и все более разнообразных потребностей конкурентных групп покупателей посредством рынка и получение на этой основе устойчивой прибыли и конкурентных преимуществ. Теоретические и практические аспекты маркетинга основываются на главном тезисе: «Производить то, что покупается, а не навязывать покупателям то, что производится» [15].
Основная цель маркетинга заключается в активном влиянии на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.
Цель исследования разработка комплекса маркетинга на предприятии.
Проблема исследования состоит в том, что не все предприятия своевременно могут реагировать на изменение рыночной ситуации, что в большей степени зависит от службы маркетинга и эффективной работы комплекса маркетинга на предприятии.
Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, на сегодняшний день предприятия, которые функционируют без службы маркетинга, либо без разработанного комплекса маркетинга, не могут нормально работать. Любому предприятию необходимо знать какой вид продукции, в каком количестве, где, когда и по каким ценам нужно производить. Ведь предприятие должно ориентироваться на потребителей. Чем более качественно разработан на предприятии комплекс маркетинга, тем эффективнее будет и его деятельность. Для эффективной разработки комплекса маркетинга нужно проанализировать спрос на товар, рынки её сбыта, какова их ёмкость, реальных, а также потенциальных конкурентов. С
помощью маркетинговой деятельности возможен поиск новых рынков, потребителей, новых видов продукции и услуг, способствующих обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Комплекс маркетинга выступает в роли инструмента регулирования производства и сбыта [14].
Объект исследования комплекс маркетинга на предприятии ООО «Мясоруб».
Предмет исследования процесс разработки комплекса маркетинга на предприятии.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы комплекса маркетинга на предприятии;
- ознакомиться с процессом функционирования комплекса маркетинга на предприятии;
- определить основные направления комплекса маркетинга на предприятии;
- изучить цели и задачи комплекса маркетинга на предприятии;
- проанализировать маркетинговую деятельность на предприятии ООО «Мясоруб»;
- разработать рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии ООО «Мясоруб».
Комплекс маркетинга состоит из следующих элементов: продукт (ассортиментная политика), ценообразование, сбытовая политика и продвижение. Политика продвижения товара включают в себя рекламу, личные продажи и прямой маркетинг, стимулирование сбыта, связи с общественностью. Все элементы взаимосвязаны между собой и имеют важнейшее значение для эффективной хозяйственной деятельности любой коммерческой организации. Каждая составляющая комплекса маркетинга приобретает разное значение на различных стадиях жизненного цикла товара.
ООО «Мясоруб» основано в апреле 2012 года как предприятие, занимающееся реализацией мясной продукции: охлажденного мяса и мясных полуфабрикатов (натуральные мясные полуфабрикаты, рубленные мясные полуфабрикаты, мясные полуфабрикаты из субпродуктов, мясной фарш).
Анализ основных экономических показателей позволяет сделать следующие выводы:
1. При ухудшении показателей продаж и прибыли наблюдается сохранение численности персонала и фонда оплаты труда. Вероятно, руководство планировало сохранить те объемы производства, которые были в 2014 году.
2. Вследствие замедления продаж и сокращение чистой прибыли естественным образом исчезла рентабельности продаж. Предприятие терпит большие убытки. Эффективность хозяйственной деятельности снижена.
В целом финансовое состояние предприятия ООО «Мясоруб» можно оценить как критическое.
Оценка составляющих комплекса маркетинга приводит с следующим выводам:
1. По показателю цены ООО «Мясоруб» уступает таким конкурентам, как «Крестьянское хозяйство Волков А.П.» и агрофирма «Ариант», хотя по сравнению с ИП Зорькин А.Л. цены анализируемого предприятия более привлекательны для покупателей. Нельзя однозначно констатировать наличие, либо отсутствие ценового преимущества. Так, по некоторым товарам уровень цен ООО «Мясоруб» несколько ниже среднерыночных, по другим позициям - выше.
2. По качеству мясной продукции предприятие не уступает своим конкурентам.
3. По ассортименту товаров ООО «Мясоруб» уступает
«Кресатьянскому хозяйству Волкова А.П» и агрофирме «Ариант».
4. ООО «Мясоруб» уступает конкурентам по наличию в ассортименте готовой гриль продукции, а также замороженных полуфабрикатов.
5. Стимулирование продаж по сравнению с «Крестьянским хозяйством Волкова А.П» и агрофирмой «Ариант» используется слабо. Проводятся раз в 2 недели акции в магазинах и раздаются листовки с информацией об этих акциях. Но при этом существует программа лояльности для постоянных клиентов, который нет ни в одном магазине мясной продукции г.Кемерово.
Таким образом, можно заключить, что ООО «Мясоруб» занимается среднее положение среди конкурентов, так как одни показатели работы предприятия выше, чем у конкурентов, другие ниже, но лидирующего положения предприятие не занимает.
На данном предприятии ведется работа по управлению конкурентоспособностью предприятия путем применения ценовых и методов, однако, применяемые методы носят традиционный характер и в полной мере не позволяют предприятию выделить себя среди аналогичных предприятий.
Среди основных конкурентов ООО «Мясоруб» занимает среднее положение, так как одни показатели работы предприятия в большей степени удовлетворяют потребителей, другие показатели - меньше.
Для анализа конкурентоспособности предприятия методом 4P был был проведен экспертный опрос, основные выводы по которому:
- слабая система коммуникации;
- связи с общественностью почти не развиты;
- известность компании на рынке получила сравнительно высокую оценку;
- репутация в отношении качества продукции и обслуживания предприятия ООО «Мясоруб» так же являются сильной стороной коммуникационной деятельности;
В рамках выпускной квалификационной работы были предложены следующие рекомендации по разработке комплекса маркетинга:
1. Сменить розничную торговлю на рынок В2В, поставлять мясную продукцию на предприятия общественного питания.
2. Уменьшить ассортимент. Оставить только 3 вида мясной продукции: свинину, говядину и баранину. Также возможно изготовление фарша из данных видов мяса и готовых шашлыков в маринаде.
3. Принять в штат 1 технолога мясной продукции и 3 торговых агентов. Технолог будет разрабатывать ассортимент, вносить в него изменения. Торговые агенты сначала проанализируют рынок, проведут переговоры с теми заведениями общественного питания, которые заинтересуются нашим предложением. Затем будут полностью курировать весь процесс поставок покупателям. Плюсы того, что торговые представители будут в штате предприятия заключаются в том, что они будут более мотивированны, так как вся из заработная плата будет зависеть от эффективности работы.
4. Разрабатывает дизайн рекламной продукции (буклетов, прайс-листов с фотографиями, демонстрирующими продукцию предприятия).
Общий объем затрат на эти мероприятия минимален, так как у предприятия есть производственный цех, все необходимое для производства оборудование. Штат сотрудников частично изменится, но при этом ФОТ не изменится.
Все рекомендации по разработке комплекса маркетинга приведут к улучшению деятельности ООО «Мясоруб», к формированию прибыли и достижению заданных целей.
1. Акулич И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям И. Л. Акулич. - Минск: Высшая школа, 2010. - 524 с.
2. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. - М: ИНФРА - М, 2012. - 78 с.
3. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие /С.Н Белоусова.- М.: ЮНИТИ - ДАНА ,2010. - 381 с
4. Быков В.А Конкурентоспособность: учебное пособие/ В.А Быков-Спб. : Нева,2012 год.- 200 с.
5. Волков О.Н. Экономика предприятия/ О.Н. Волков. - М.: ИНФРА - М,2010. - 601с.
6. Герасименко В.В. Ценообразование: учебник для ВУЗов. - М: ИНФРА-М,2011. - 478 с.
7. Голова, А.Г. Управление продажами : учебник / А.Г.Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
8. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2010. - 656 с.
9. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник/Т.П. Данько.- М.: ИНФРА-М, 2010. - 363 с.
10. Дихтель Е. Практический маркетинг / Е. Дихтель. - М. : Высшая школа,2010.
11. Добунов А.А. Маркетинговая концепция управления предприятием / А.А Добунов . -Питер: Высшая школа,2010. - 250 с.
12. Зомитева Г. М. Проблемы использования технологий маркетинга для формирования конкурентных преимуществ предприятий пищевой промышленности / Г. М. Зомитева, Е. А. Кузнецова, М. А. Власова // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2012.-с.15-16.
13. Ильичева И.В. Маркетинг: учебно-методическое пособие / И.В. Ильичева. -Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 110 с.
14. Капон Н.С.Управление маркетингом: учебник для вузов / Н.С. Капон,В.Д. Колчанов, Дж. Макхалберт. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 832 с.
15. Котлер Ф. Основы Маркетинга / пер. с англ. В.Б. Боброва.-М.: Прогресс, 2014.-773 с.
16. Липсиц И.В. Маркетинг. Учебник (для бакалавров) / И.В.Липсиц. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 576 с.
17. Нуралиев С.У. Маркетинг: Учебник для бакалавров / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева.- Дашков и К, 2013 г. - 118 с.
18. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник / А.П. Панкрухин. - М.: ИКФ "Омега-Л", 2010. - 656 с.
19. Пичурин И.И. Основы маркетинга. Теория и практика: учебное пособие / И.И. Пичурин. -Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 381 с.
20. Прокшина Т. П. Маркетинг: учебное пособие/ Т. П. Прошкина. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2010. - 265 с
21. Секерин В.Д. Практический маркетинг в России: учебно-практ. пособие. / В.Д. Секерин.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. - 496 с.
22. Сысоева С.В. Управление ассортиментом в рознице/ С.В .Сысоева. - СПб.: Питер, 2010. -150 с.
23. Симонян Т.В. «Маркетинг и маркетинговые коммуникации:
учеб.пособие для студ. Вузов». / Т.В.Симонян. - Ростов на-Дону: Феникс,2011. - 212 с.
24. Токарев Б.К. Сбытовая политика предприятия / Б.К. Токарев. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 430 с.
25. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий организаций: учебное пособие»/ В.В Царев. - М: Омега - Л,2011.- 500 с.