Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы организации контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов в процессе изучения основных понятий и определений электротехники в ОУ СПО 6
1.1. Способы оценивания и контроля результатов обучения студентов 6
1.2. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов на
основе контрольно-оценочных материалов 9
1.3. Специфика контроля знаний студентов ОУ СПО в процессе изучения
основных понятий и определений электротехники 15
Глава 2. Организация практического исследования по выявлению особенностей осуществления контроля и оценки знаний студентов ОУ СПО в процессе изучения электротехники 18
2.1. Основы практического исследования, его цели, этапы и содержание 18
2.2 Особенности контрольно-оценочных материалов для организации
контроля и оценки знаний студентов в процессе изучения основных понятий 28 и определений электротехники в ОУ СПО
2.3 Разработка и использование тестов по электротехнике на основе
современных ИКТ-технологий и компьютерных программ 41
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение
Повышение эффективности и качества учебного процесса является одной из главных задач средней профессиональной школы по подготовке квалифицированных специалистов, которые после окончания учебного заведения выйдут на рынок труда. Для того, чтобы выпустить качественно подготовленного специалиста образовательные учреждения должны уделять внимание не только самому процессу обучения, но и контролю знаний, осуществляемому как в течение всего срока обучения, так и в период сессий и экзаменов.
Контроль и оценка знаний студентов являются одними из главных элементов учебного процесса в любом образовательных учреждений (ОУ) среднего профессионального образования (СПО). От того, насколько системно и правильно они организованы, во многом зависит эффективность и результативность учебно-воспитательного процесса, уровень подготовки выпускников.
Так как целью учебного процесса является получение знаний и умений студентами, то средствами, способствующими достижению этой цели, являются:
1. регулярная учебная работа студентов в течение всего семестра;
2. систематический контроль полученных знаний.
Исходя из данной предпосылки, становится очевидной важность и актуальность исследования способов оценивания и контроля знаний, умений и навыков студентов СПО в процессе обучения.
Применяющееся в настоящее время большинством преподавателей многих образовательных учреждений методы и средства управления качеством образования остаются ориентированными на традиционные формы контроля, опирающиеся на субъективные методы оценивания, не имеющие объективных критериев и не дающие надежного представления о достигнутом качестве. Это порождает субъективизм в оценке подготовленности обучающихся и деятельности образовательных учреждений[1, с. 6].
Сложившаяся в ОУ СПО система контроля знаний студентов, ориентированная, как правило, на усвоение студентами необходимой суммы знаний и их воспроизведение, сегодня не удовлетворяет ни студента, ни педагога. Такое положение дел должны сменить новые формы контроля и самоконтроля, которые способствовали бы овладению студентом, прежде всего, умением самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Таким образом, актуальность поиска новых форм и методов организации контроля и оценки знаний студентов ОУ СПО обосновывает важность темы исследования: Разработка контрольно-оценочных материалов по основам электротехники.
Цель исследования: на основе систематизации и анализа теоретического и учебно-методического материала по теме исследования выявить особенности разработки и использования контрольно-оценочных материалов в процессе изучения основных понятий и определений электротехники в ОУ СПО.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по теме исследования.
- рассмотреть основные принципы, формы и методы контроля и оценивания знаний студентов в ОУ СПО;
- проанализировать специфику контрольно-оценочных материалов для оценивания знаний студентов по основам электротехники в ОУ СПО;
- разработать контрольно-оценочные материалы по основам электротехники.
Предмет исследования: - учебный процесс по изучению основных понятий и определений электротехники.
Объект исследования контрольно-оценочные материалы для организации оценки и контроля уровня знаний студентов по электротехнике в ОУ СПО.
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез учебной методической и научной литературы по исследуемой проблеме;
- изучение, анализ и разработка контрольно-оценочных материалов по основам электротехники;
- обобщение полученных результатов в виде содержания выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что систематизированный материал работы, разработанные контрольно-оценочные материалы по основам электротехники на основе использования современных ИКТ-технологий могут быть использованы в учебном процессе для более эффективной и оптимальной организации контроля и оценки знаний обучаемых.
Структурно работа состоит из введения, основного содержания, заключения, списка литературы и приложения.
Создание эффективной системы оценки качества образования - одна из основных задач в сфере реформирования и модернизации образования России. Система тестирования - это универсальный инструмент определения уровня знаний и подготовки студентов на всех этапах образовательного процесса, в том числе для оценки уровня остаточных знаний.
Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого.
Кроме уровня знаний, с помощью теста можно оценить структуру знаний студентов, то есть установить наличие последовательности в усвоенных студентами знаниях, отсутствие пробелов.
Внедрение системы тестирования в процесс контроля и оценки знаний студентов образовательных учреждений в процессе изучения основных понятий и определений электротехники, позволит оптимизировать образовательный процесс и контроль качества подготовки студентов. При этом объективность результатов тестирования, прежде всего, зависит от качества тестовых материалов. Поэтому при разработке тестов необходимо учитывать комплекс требований, которые диктуются положениями теории и практики тестирования, с одной стороны, и особенностями и возможностями изучаемого предмета в ОУ СПО, с другой.
Однако проведенный анализ применения преподавателями образовательных учреждений среднего профессионального образования существующих методов, контроля и оценки знаний студентов в процессе изучения основных понятий и определений электротехники показал, что:
1) Преподаватели уделяют недостаточно внимания прогрессивным методам контроля и оценки знаний своих студентов.
2) Преподаватели мало осведомлены о преимуществах системы тестового контроля знаний, по сравнению с классическими методами.
3) Большинство преподавателей не знают о существовании современных компьютерных тестирующих программ и не имеют представления об их возможностях в оценке знаний студентов.
4) По мнению большинства преподавателей, тестовая форма контроля знаний студентов не дает возможности объективно и в полном объеме оценить знания студентов, а также дифференцировать их по этому показателю.
5) Преподавателималоосведомлены в вопросе составления тестовых заданий.
При всем том ценном и положительном, что может дать тестирование в учебном процессе, необходимо помнить, что оно не является панацеей, не заменяет и не отменяет признанные технологии обучения и контроля, что ему еще предстоит найти свою нишу в сложившейся практике обучения.
Поэтому к тестовым материалам следует относиться с известной мерой доверия и осторожности, использовать в соответствующем их возможностям диапазоне и не требовать от них того, на что они не рассчитаны. Тесты, как и любой измерительный инструмент в любом контролируемом процессе, способны измерять только то, для чего они созданы, исключительно в том диапазоне переменных и с той точностью, на которые они рассчитаны.
Однако, несмотря на существования ряда недостатков, тесты, тем не менее, на сегодняшний день являются наиболее объективным и алгоритмизируемым способом педагогических измерений. Как любые измерительные инструменты, тесты могут и должны совершенствоваться. С каждым годом в нашей стране качество тестов улучшается, увеличивается возможность и широта использования стандартизированных тестовых материалов, предлагается несколько различных технологий массового тестирования, в том числе и компьютерных, появляются условия для формирования банков тестов для разных предметных областей и уровней обучения.
1. Ефремова Н. А.Тестовый контроль в образовании: Университетская книга, Логос; Москва; 2007.
2. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов,
обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. — 456с.
3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1977.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: Гуманит. издат. центр «Владос», 2003.
5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1999.
6. Красильникова В.А. Технологии оценки качества обучения. М.: Издат. центр НОУ ИСОМ, 2003.
7. Бубнов В.З., Галкин В.А. Тестовый контроль знаний студентов — заочников: Метод.реком. - М.: ВСХИЗО, 1994. - 21 с.
8. Бука Э.С., Харин В.Ф., Лубочников П.Г. Психолого-педагогические аспекты массового компьютерного тестирования// Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. Л.С, Гребнева - М.: Центр тестирования Министерства образования РФ, 2003. С. 254-255.
9. Аванесов, В.С. Теория и практика педагогических измерений (материалы публикаций). Подготовлено ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005 г. - 98 с.
10. http://knowledge.allbest.ru
11. http://kzbydocs.com
12. http://lib.convdocs.org