Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственный долг субъекта РФ и управление им

Работа №55599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Формирование государственного долга субъекта РФ и
необходимость управления им 5
1.1. Государственный долг субъекта РФ: понятие и
механизм формирования 5
1.2. Виды долговых обязательств субъекта РФ и их характеристика 13
1.3. Управление долгом субъекта РФ: содержание, задачи и принципы 21
2. Анализ состояния государственного долга субъекта РФ и практики
управления им 30
2.1. Анализ динамики и структуры государственного долга субъекта РФ 30
2.2. Оценка долговой нагрузки субъекта РФ 39
3. Перспективные направления реализации долговой политики субъекта РФ 48
3.1. Система управления государственным долгом субъекта Российской
Федерации и оценка её эффективности 48
3.2. Основные приоритеты и инструменты долговой политики субъекта РФ на среднесрочную перспективу 59
Заключение 67
Список использованных источников 74
Приложение


Рост государственных расходов субъектов Российской Федерации и их превышение над объемом доходов соответствующих бюджетов неизбежно ведет к образованию бюджетных дефицитов. Использование субъектами Российской Федерации государственных заимствований в качестве инструмента покрытия дефицитов бюджетов - это естественный и обоснованный процесс. Государственный долг - явление неоднозначное, так как рост государственных заимствований при различных обстоятельствах, изменении социально-экономической ситуации может иметь разнообразные последствия для экономики региона.
Значительный рост объемов государственного долга регионов наблюдаемый на протяжении последних лет позволяет говорить о его значительной роли в финансовой политике каждого региона. Для экономически развитых субъектов государственные заимствования, при условии их правильного использования, могут послужить серьезным рычагом дальнейшего развития. Так, например, регионы-лидеры по объему государственного долга имеют допустимый уровень долговой нагрузки и занимают высокие позиции в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2014 года. В то же время, неограниченное привлечение заемных средств отстающими регионами для латания дыр в бюджетах грозит им серьезными негативными последствиями. Именно поэтому вопрос управления государственным долгом имеет сегодня очень важное значение.
Наличие разных инструментов привлечения заемного финансирования делает особенно актуальным вопрос выбора проведения эффективной долговой политики, которая подразумевает под собой разработку системы управления долгом, необходимой нормативно-правовой базы и механизмов принятия решений.
Целью данной работы является изучение особенностей управления государственным долгом регионов, сравнение проводимой ими долговой
политики и оценка ее эффективности на примере конкретных субъектов Российской Федерации.
В связи с целями работа призвана решить следующие задачи:
- раскрыть механизм формирования государственного долга субъекта Российской Федерации;
- охарактеризовать виды долговых обязательств, формирующих государственный долг субъекта Российской Федерации;
- рассмотреть основные практики управления государственным долгом;
- проанализировать динамику и структуру государственного долга субъектов, выбранных в качестве объекта исследования и оценить их долговую нагрузку;
- дать оценку сложившимся системам управления государственным долгом в данных регионах;
- определить основные направления совершенствования практики управления долгом.
Цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Теоретической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Республики Татарстан, города Москвы, Свердловской области и Республики Мордовия, труды отечественных и зарубежных экономистов в области финансов, бюджета, управления государственным долгом, современные публикации, посвященные вопросам региональной долговой политики.
Практическая часть работы выполнена по материалам Министерства финансов Республики Татарстан, официальных сайтов Министерства финансов Российской федерации, Мосфинагентства, Министерства финансов Республики Мордовия, Министерства финансов Свердловской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях, с увеличением социальной нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации и при замедлении экономического роста, происходит образование бюджетных дефицитов. Их финансирование региональные власти осуществляют за счет заемных источников, что соответственно приводит к росту государственного долга субъектов Российской Федерации. Такая тенденция прослеживается с 2010 года - на протяжении последних пяти лет совокупный объем государственного долга российских регионов увеличился вдвое и к 1 января 2016 года достиг 2,3 триллиона рублей. Данные цифры справедливо воспринимаются экспертами как тревожный сигнал и заставляют задуматься о роли управления долговыми обязательствами в региональной финансовой политике.
Г осударственный долг формируется различными способами и, соответственно, включает в себя различные элементы. В российской практике принято включать в объем государственного долга как прямые, так и условные обязательства. К прямым обязательствам относятся различные формы государственных заимствований, а к условным - государственные гарантии, предоставляемые субъектом Федерации. Государственные заимствования - это широкий спектр обязательств, различающихся по ряду критериев. Так, например, в зависимости от валюты займа, существуют внутренние и внешние заимствования, в зависимости от способа выпуска и условий обращения - рыночные и нерыночные , краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные - в зависимости от срока, на который они привлекаются. Государственные гарантии, в свою очередь, можно разделить на два вида: с правом регрессного требования гаранта к принципалу и без права регрессного требования.
Виды долговых обязательств, входящих в структуру государственного долга субъектов Российской Федерации, четко регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации. К ним относятся государственные ценные бумаги, бюджетные и коммерческие кредиты, а также государственные гарантии субъекта Федерации. На сегодняшний день, наибольшую долю в структуре долга большинства регионов занимают коммерческие кредиты - достаточно дорогой инструмент привлечения заемного финансирования. Правительство Российской Федерации, в качестве поддержки регионов, предоставляет им бюджетные кредиты с целью замещения доли коммерческой задолженности, благодаря чему, доля обязательств по бюджетным кредитам практичекски достигла 35% к концу 2015 года.
Выбор оптимальной структуры государственного долга региона - это залог проведения эффективной долговой политики и одна из важнейших задач управления государственным долгом субъекта Федерации. Проведение ответственной заемной политики - это непрерывный процесс, сопровождающийся разработкой и реализацией стратегии управления государственным долгом, основных целей и принципов.
Комплексный сравнительный анализ динамики и структуры государственного долга, практик управления им, а также уровня долговой нагрузки четырех субъектов Российской Федерации - города Москвы, Республики Татарстан, Свердловской области и Республики Мордовия, показал существенные различия в финансовом и социально-экономическом положении регионов в зависимости от используемых ими инструментов долгового финансирования и уровня развития системы управления долгом. Так, город Москва, занимающий второе место в рейтинге по объему государственного долга, имеет практически оптимальную его структуру и низкий уровень долговой нагрузки. В ее долговом портфеле превалируют рыночные обязательства - 62% долга города Москвы составляют государственные облигации. Кредитный рейтинг региона устойчив и позволяет активно привлекать финансирование на публичном рынке под достаточно низкую процентную ставку. В то же время, государственные заимствования, в первую очередь используются для целей развития региона, а не для покрытия текущих расходов. Значительная часть расходов приходится на увеличение основных средств - в 2008 году на их доля в структуре расходов бюджета составляла 34%. Максимального объема государственный долг Москвы достиг в 2010 году - практически 300 миллиардов рублей, после чего, в условиях экономического кризиса, было принято решение о постепенном сокращении доли инвестиционных расходов и погашении государственного долга. Так, за 5 лет объем долга сократился вдвое и к концу 2015 года составил 140 миллиардов рублей. Прирост налоговых доходов в сочетании с постепенным сокращением объема привлекаемых заимствований способствует снижению уровня долговой нагрузки до 9%.
Кроме того, оценка качества системы управления долгом Москвы показала, что регион уделяет большое внимание вопросам долговой политики. У Москвы, единственной из четырех рассматриваемых регионов, функции управления долгом переданы специализированному агентству, которое разрабатывает необходимые методологические и нормативные документы, определяет цели долговой политики и вводит дополнительные индикаторы оценки долговой устойчивости.
Выбранные для анализа субъекты Федерации отличаются коренным образом. Так в структуре государственного долга Республики Татарстан нет ни коммерческих кредитов, ни государственных ценных бумаг. Порядка 90 % общего объема долга - это бюджетные кредиты, предоставляемые федеральным центром, оставшиеся 20% - это условные обязательства по выданным гарантиям. В первую очередь, это объясняется инвестиционной направленностью расходов бюджета республики и высокой степенью доверия со стороны федеральных властей. Большая доля государственных гарантий региона также говорит об инвестиционной направленности региональной политики и готовности сотрудничать с компаниями, осуществляющими приоритетные проекты. Отношение объема долга к объему собственных налоговых и неналоговых доходов республики снижается на протяжении всего рассматриваемого периода, в основном за счет опережающего роста налоговых поступлений. Так, в 2011 году, долг Республики Татарстан составлял 78% налоговых и неналоговых доходов бюджета, а по итогам 2015 года - 54%.
В отличии от первых двух исследуемых нами субъектов Федерации, использующих заемное финансирование на осуществление инвестиционных расходов, рост дефицита бюджета Свердловской области и Республики Мордовия вызван, в первую очередь, возросшими социальными обязательствами, возникшими из необходимости исполнения «майских указов» Президента. Объем государственного долга Свердловской области начиная с 2012 года показывает значительный рост, в основном за счет коммерческих кредитов. В условиях сохранения объема доходов бюджета на неизменном уровне, долговая нагрузка региона растет, начиная с 2013 года в среднем на 10% в год.
Республика Мордовия, занимающая первое место в рейтинге регионов по уровню долговой нагрузки, имеет в своем долговом портфеле все допустимые инструменты. Большую часть составляют бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета в рамках программы снижения доли коммерческой задолженности регионов. Начиная с 2013 года регион выступает эмитентом государственных ценных бумаг. Долговая нагрузка региона существенно сократилась в 2014 году за счет роста поступлений по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц, однако в 2015 году, в отсутствии роста доходов, нагрузка возросла более существенно. Важно также отметить, что объем долга республики Мордовия составляет значительную долю валового регионального продукта - в среднем, на уровне 17%.
Оценка эффективности управления долгом каждого из регионов проводится на основании качественных и количественных критериев. Количественные критерии - это в первую очередь соблюдение ограничений, вводимых Бюджетным кодексом РФ на:
- предельный объем заимствований;
- предельный объем государственного долга региона;
- предельный объем расходов на обслуживание долга.
Государственный долг города Москвы, Республики Татарстан и
Свердловской области находится в рамках данных ограничений, в то время как Республике Мордовия было сделано послабление относительно предельного объема долга.
Вводит собственные показатели долговой нагрузки и проводит регулярный мониторинг и анализ государственного долга лишь город Москва. Критерий открытости сведений о состоянии государственного долга соблюдается в полном объеме только у города Москвы. Остальные регионы ограничиваются исключительно регулярной публикацией отчетности об объеме и структуре государственного долга. Важным также представляется наличие у региона кредитного рейтинга.
В соответствии с данными критериями можно сказать, что город Москва имеет высокий уровень эффективности долговой политики, а остальные три региона - средний, требующий принятия мер по формированию более конкретной долговой стратегии.
На основании проведенного анализа и изучения имеющегося опыта можно сформулировать ряд рекомендаций субъектам Российской Федерации по повышению качества управления государственным долгом.
Во-первых, необходимо усовершенствовать институциональную подсистему управления долгом. Большинство российских регионов сегодня имеют традиционную систему, где все функции по управлению долгом возложены на финансовый орган субъекта Федерации. Однако финансовый орган, обладающий большим числом функций и полномочий, не всегда имеет возможность уделять должное внимние управлению долговыми обязательствами. Международный опыт и опыт города Москвы показал, что обоснованным и целесообразным шагом является создание выделенного агентства по управлению долговыми обязательствами. Такое агентство занималось бы не только вопросами привлечения и погашения заимствований, но также смогло бы проводить тщательный регулярный мониторинг и анализ государственного долга, полноценно раскрывать информацию о долге.
В то же время, такое долговое агентство должно находиться в тесной взаимосвязи с другими подсистемами управления региональными финансами, а процесс управления государственным долгом необходимо рассматривать во взаимосвязи с управлением доходами и расходами бюджета, инвестиционной политикой.
Во-вторых, необходимо сформировать региональную нормотивно- правовую базу, которая будет регламентировать помимо прочего порядок управления рисками, порядок принятия решений о привлечении заимствований, порядок планирования и принятия обязательств по государственным гарантиям, порядок раскрытия информации.
Важно также отметить, что регионам следует диверсифицировать структуру своего долгового портфеля и осуществлять постепенный переход к рыночным инструментам заимствований. Публичное размещение субъектами Российской Федерации облигаций - удобный способ привлечения ими заемных средств. Во-первых, долг в данном случае распределяется между большим количеством покупателей - это обезличивает кредит и сводит на нет зависимость заемщика от одного кредитора. Во-вторых, разделение суммы долга, и, соответственно, риска между различными участниками позволяет сократить расходы по его обслуживанию. Помимо этого, доходность облигаций фиксирована, в то время как ставки по кредитам могут быть пересмотрены при изменениях финансовой конъюнктуры. Стоит также отметить, что выпуск облигаций позволяет привлекать средства на более длительный срок.
Субфедеральные ценные бумаги также могут выпускаться для финансирования целевых программ и инвестиционных проектов, доходы от реализации которых компенсируют расходы на привлечение средств и увеличат сумму поступлений в бюджет.
Проведение регионами ответственной заемной политики будет способствовать эффективному использованию заемных средств и сделает их серьезным рычагом для дальнейшего развития региона.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.04.2016.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.05.2016.
3. Бюджетный кодекс Республики Татарстан от 29.05.2004 № 35-ЗРТ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 21.04.2016.
4. О бюджете Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов[Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 25.11.2013 г., № 94-ЗРТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа: http ://www. minfin. tatarstan. ru.
5. О бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов[Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 27.11.2014 г., №107-ЗРТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа: http ://www. minfin. tatarstan. ru.
6. Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014 год[Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 12.06.2015 г., № 36-ЗРТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа: http://www.minfin.tatarstan.ru.
7. О бюджете Республики Татарстан на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 20.11.2015 г., № 97-ЗРТ - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2016. - Режим доступа: http ://www. minfin. tatarstan. ru.
8. О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017
годов[Электронный ресурс]: Закон г. Москвы от 19.11.2014 г. № 54-
Официальный сайт Департамента финансов города Москвы, 2016. - Режим доступа: http://www.findep.mos.ru.
9. О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018
годов[Электронный ресурс]: Закон г. Москвы от 25.11.2015 г., № 67 -
Официальный сайт Департамента финансов города Москвы, 2016. - Режим доступа: http://www.findep.mos.ru.
10. О некоторых вопросах управления государственным долгом города Москвы[Электронный ресурс]: Постановление Правительства Москвы от 22.04.2008 № 322-ПП - Официальный сайт Департамента финансов города Москвы, 2016. - Режим доступа: http://www.findep.mos.ru.
11. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. М.П. Афанасьева; [предисловие А.Л. Кудрина]. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство Юрайт, 2012.
12. Борисов А.С. Эффективность управления государственным долгом субъекта Российской Федерации // Вестник АКСОР - 2007. - №11.
13. Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие / Б.И. Алехин. - М.: Магистр : ИНФРА-М, 2011.
14. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: учебное пособие для вузов. - изд.
3- е, перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2007.
15. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации; Дашков и Ко, 2012.
16. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. - М.: ЧеРо, 1998.
17. Ермакова Е.А. Методические подходы к оценке эффективности долговой политики субъекта РФ // Финансы и кредит - 2014. - а
18. Замятина Н.В. Государственный долг субъектов Российской Федерации в контексте экономических отношений // Финансы и кредит - 2011. - №36.
19. Замятина Н.В. Совершенствование управления субфедеральным и муниципальным долгом в контексте зарубежного опыта // Региональная экономика: теория и практика - 2011. - №32.
20. Золотарева Г.И., Смородинова Н.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. - КНОРУС, 2015.
21. Зуев Д.С. Анализ влияния государственных долговых обязательств на бюджет // Финансы и кредит - 2010 - № 9.
22. Ковалева Т.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник/ коллектив авторов; под ред. Т.М. Ковалевой. - М.: КНОРУС, 2016.
23. Ковалев В.В., Финансы: учебник / С.А. Белозеров, Г.М. Бродский, С.Г. Горбушкина; под ред. В.В. Ковалева; - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
24. Поляк, Г. Б. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
25. Самсонов Н.Ф. Финансы на макроуровне: учебное пособие / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, Н.И. Строкова - М.: Высш. шк., 2009.
26. Совершенствование системы управления долгом на региональном и муниципальном уровне: серия «Региональные финансы», выпуск 6. - М.: Весь мир, 2004.
27. Солдаткин С.Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика: учебное пособие / С.Н. Солдаткин. - М.: КНОРУС,
2013.
28. Табах А., Андреева Д. Долговые стратегии российских регионов // Вопросы экономики - 2015. - №10.
29. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный
ресурс]:Информация об объеме государственного долга субъектов Российской Федерации за 2010-2015 гг. - Официальный сайт информационного агентства «1Мониторинг», 2016. - Режим доступа: http://iminfin.ru.
30. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный
ресурс]:Информация о расходах федерального бюджета за 2010-2015 гг. - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2016. - Режим доступа: http://minfin.ru.
31. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: О Российской долговой политике в современных условиях. - Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации, 2014. - Режим доступа: http: //www.cbr.ru/
32. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]:Информация об объеме налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации за 2010-2015 гг. - Официальный сайт информационного агентства ^Мониторинг», 2016. - Режим доступа: http://iminfm.ru.
33. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации
ответственной заемной/долговой политики - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2016. - Режим доступа: http://minfin.ru.
34. Standard & Poor’s [Электронный ресурс]:Аналитика и комментарии - Официальный сайт рейтингового агентства Standard & Poor’s 2016. - Режим доступа: http://www.spratings.com/
35. Департамент финансов города Москвы [Электронный ресурс]: Информация об объеме государственного долга города Москвы за 2010-2015гг.
- Официальный сайт Департамента финансов города Москвы, 2016. - Режим доступа: http://www.findep.mos.ru.
36. Департамент финансов города Москвы [Электронный ресурс]:Структура
доходов бюджета г. Москвы по видам за 2010-2015 гг. - Официальный сайт Департамента финансов города Москвы, 2016. - Режим доступа:
http://www.findep.mos.ru.
37. Министерство финансов Республики Татарстан [Электронный ресурс]:Отчеты об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2010-2015гг.
- Официальный сайт Министерства финансов Республики Татарстан, 2016. - Режим доступа: http://minfin.tatarstan.ru
38. Министерство финансов Свердловской области [Электронный ресурс]: Информация об объеме государственного долга Свердловской области за 2010- 2015 гг. - Официальный сайт Министерства финансов Свердловской области,
2016. - Режим доступа: http://minfin.midural.ru
39. Министерство финансов Свердловской области [Электронный ресурс]: Информация об исполнении областного бюджета Свердловской области в 2010 - 2015 гг. - Официальный сайт Министерства финансов Свердловской области,
2016. - Режим доступа: http://minfin.midural.ru
40. Министерство финансов Республики Мордовия [Электронный ресурс]: Информация об исполнении бюджета Республики Мордовия в 2010 - 2015 гг. - Официальный сайт Министерства финансов Республики Мордовия, 2016. - Режим доступа: http://minfinrm.ru.
41. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации - Официальный сайт Министерства финансов Республики Мордовия, 2016. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
42. Standard & Poor’s [Электронный ресурс]: Рейтинг субъектов Российской Федерации - Официальный сайт рейтингового агентства Standard & Poor’s,
2016. - Режим доступа: http://www.spratings.com.
43. Moody's Investors Service [Электронный ресурс]: Рейтинг субъектов Российской Федерации - Официальный сайт рейтингового агентства Moody's, 2016. - Режим доступа: https://www.moodys.com.
44. Fitch Russia [Электронный ресурс]: Рейтинг субъектов Российской Федерации - Официальный сайт рейтингового агентства Fitch Ratings, 2016. - Режим доступа: https://www.fitchratings.ru.
45. Guidelines for Public Debt Management: Accompanying Document / prepared by the staffs of the International Monetary Fund and the World Bank - Washington,
D. C.: International Monetary Fund: World Bank Group, c. 2002.
46. Managing public debt: from diagnostic to reform implementation. The World Bank. Washington, D. C., 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ