Введение 3
Глава 1.Теоретические основы анализа эпических произведений на уроках внеклассного чтения
1.1 Цели и содержание уроков внеклассного чтения 10
1.2 Типология эпических жанров и принципы жанрового анализа 16
1.3 Жанровые признаки мистического романа 21
Глава 2. Методические аспекты жанрового анализа романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо» на уроках внеклассного чтения в старшем звене
2.1. Проблематика романов Дины Рубиной 32
2.2. Жанровые особенности романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо» 35
2.3. Мистика в романе Д. Рубиной «Почерк Леонардо» 38
Заключение 43
Список литературы 48
Современные образовательные технологии постоянно совершенствуются. В настоящее время упор делается на развитие универсальных учебных умений учащихся. При реализации индивидуального подхода к обучению большое внимание уделяется разнообразию форм учебной деятельности. Одной из подобных форм выступают уроки внеклассного чтения, которые реализуются как в формате занятий, включённых в программу по изучению русской литературы, так и в формате элективных курсов, основной целью которого является профессиональная ориентация учащихся старших классов. Подобные курсы, главным образом, связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника.
Уроки внеклассного чтения являются важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучению. Именно они в наибольшей степени близки к выбору каждым учеником элементов содержания образования в зависимости от собственных способностей, интересов, жизненных планов.
Основная задача предметных курсов - расширение и углубление знаний по предметам, являющихся составной частью базисного учебного плана школы.
Уроки внеклассного чтения в современной педагогической науке рассматриваются как элективный курс. В настоящее время существует несколько типов элективных курсов:
• Предметные;
• интегративные (межпредметные);
• Входящие в учебный план;
• Выходящие за рамки учебного плана.
Каждый тип элективных курсов характеризуется собственным набором
Основная задача межпредметного курса - интеграция знаний учащихся об окружающем мире.
Задача курса, входящего в учебный план - повысить уровень знаний учащихся. В программу такого курса обычно входит изменение сложившихся представлений о предмете, когда проводится попытка взглянуть на изучаемый предмет под другим углом.
Элективные курсы по предметам, которые не входят в базисный учебный план, посвящены социальным, психологическим, искусствоведческим, культурологическим проблемам и дают представление учащимся о более широком спектре всевозможных направлений применения собственных сил в будущем.
Существует определённый набор требований, которые в равной мере предъявляются ко всем элективным курсам. Основные требования, предъявляемые к элективным курсам:
• Многообразие направлений;
• Кратковременность;
• Оригинальность содержания;
• Реализация творческого подхода;
• Результативность;
• Авторство.
По сути, элективный курс представляет собой совместную творческую работу педагога и учащихся, в результате которой школьники должны получить новое представление об изучаемом предмете. Суть этого представления реализуется по окончании курса в творческой работе. Проект элективного курса разрабатывает непосредственно педагог.
• Критерии оценки успешности элективного курса:
• Актуальность содержания;
• Высокий уровень мотивации;
• Чёткая содержательная структура.
Тема настоящей работы касается изучения на уроках произведения современной русской литературы. Главная задача современного образования - не только обогатить ребёнка суммой знаний, но также развить умение получать нужную информацию, испытывать потребность в повышении уровня образования, то есть уметь учиться. Развивать эти умения необходимо постоянно. Учитель и ученики должны научиться извлекать уроки из всего, что их окружает. Большим подспорьем в этом может оказаться изучение мировой культуры.
Актуальность исследования обусловлена не только важностью исследований современных литературных процессов, но и изучением воспитательного потенциала современной литературы. Состояние современного литературного процесса трудно оценить именно потому, что процесс этот живой, и история литературы двадцать первого века творится на наших глазах. Возникают яркие имена и заметные произведения, однако, сложно предугадать, какие из них будут вписаны в историю литературы, а какие перестанут что-то значить спустя десятилетие.
Ещё не закончен анализ процессов, происходивших в мировой культуре в двадцатом веке. Только сейчас делаются попытки описать вклад модернизма и постмодернизма в литературу. Модернизм зародился на сломе эпох - исторических и культурных. Его развитие и становление пришлось на время глобальных перемен в жизни человеческого общества. Наступление нового века, ускоряющийся темп жизни, технический прогресс, расширение границ - всё это отзывалось в жизни каждого жителя Земли. Переломный момент мировой истории, время поисков и выбора, осознания места человека в мире - всё это наложило отпечаток на массовое культурное сознание.
Модернизм объединил в себе достаточно много различных художественных направлений, каждое из которых представляет самостоятельный интерес. При всём их различии есть и общие устремления,
Именно в начале двадцатого века произошло расширение границ мира. Европейцы получили представление о культуре других регионов, восприняли и осмыслили её.
В совокупности различных, подчас противоречащих друг другу факторов смог развиться модернизм, стирающий границы, ломающий шаблоны, но всё же приверженный традиционным, каноническим ценностям.
В середине двадцатого века на почве творческого наследия модернизма развился постмодернизм, во многом воспринявший культуру модернистов. Но на фоне технического прогресса и напряжения обстановки в мире постмодернизм воспринял игру как основной способ существования. Эстетические принципы, прежде казавшиеся несовместимыми, отныне сложились в единую картину мира.
Искусство вообще и литература в частности, несмотря на поиск новых решений и провозглашение новых принципов, воспринимает опыт предшествующих поколений. Литература неразрывно связана с языком, а значит, существует в непосредственном взаимодействии с языковой культурой, которая складывается на протяжении веков. И писатели нового времени всегда являются наследниками национальной культуры.
Однако писатели чутко отзываются на события современности, улавливают голос поколения, ищут пути взаимодействия с читателем. И успех писателя, интерес к его творчеству говорит о том, что это взаимодействие состоялось.
С этой точки зрения творчество Дины Рубиной представляет немалый интерес для исследователей. Писательница начала свой творческий путь ещё в советской литературе, заявив о себе талантливой и самобытной прозой.
Своеобразие литературного стиля Дины Рубиной складывается из нескольких компонентов.
С одной стороны, Рубина, несомненно, писатель современный, и в своём творчестве опирается на достижения культуры двадцатого века. Но, живя в сегодняшнем дне, она переосмысливает традиции культуры постмодернизма и использует приёмы литературной игры в собственном стиле. Оперируя характерными для постмодернистской традиции категориями гипертекста и метапрозы, она создаёт собственную реальность.
С другой стороны, Рубина - автор, пишущий на русском языке даже за пределами России, следовательно, она является восприемником традиций русской литературы. Традиции эти могут отвергаться писателями, но могут быть восприняты как сознательно, так и бессознательно. Русская литература неотделима от национальных традиций, она - следствие особого восприятия мира. В сознании любого россиянина с детства присутствуют элементы фольклора, литературные памятники и великие имена, которые стали краеугольным камнем русской культуры.
В то же время постмодернизм раздвинул границы мира, и любой современный человек оперирует понятиями мировой культуры, общими прецедентными феноменами. Автор, пишущий в жанре романа, не может не опираться на традиции великих романистов прошлых столетий. Открытия, которые были сделаны на этом поприще, до сих пор актуальны. Это прочный фундамент, на котором возводится здание культуры нового века.
Однако любой автор, чьи творения вызывают интерес читателей, непременно является яркой личностью, которая открывает через собственное творчество свой взгляд на мир. За этим взглядом - не только культура предшествующих поколений, но и личный опыт автора, плоды его размышлений и переживаний.
Научная новизна работы состоит в том, что Дина Рубина является нашим современником, активно пишущим автором, и творчество её не получило ещё объективной оценки. Для осмысления её творческого метода понадобится время, но созданные ей произведения заслуживают внимания литературоведов.
Целью работы является выявление истоков творчества писательницы, определение места традиций национальной литературы в её произведениях и анализ трансформации идей постмодернизма в условиях современности, а также приёмы анализа жанровой природы произведения в рамках уроков литературы в средней школе.
Процесс исследования сопряжён с последовательным решением следующих задач:
• Определить цели и содержание уроков внеклассного чтения в средней школе.
• Рассмотреть типологию эпических жанров и основные принципы жанрового анализа.
• Описать жанровые признаки мистического романа.
• Исследовать проблематику романов Дины Рубиной.
• Проанализировать жанровые особенности романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо».
• Изучить мистические черты в романе Д. Рубиной «Почерк Леонардо».
• Разработать принципы освоения методики жанрового анализа для учеников старших классов средней школы.
Эмпирическую основу исследования составили труды по теории литературы и источники, анализирующие основные принципы жанрового анализа, а также научные работы, посвящённые методике преподавания литературы в старших классах средней школы.
Основным методом исследования стал анализ литературного произведений с точки зрения литературоведения и культурологии.
Объект исследования - творчество Дины Рубиной как яркого представителя современного постмодернизма в русской литературе.
Материалом исследования послужил роман Дины Рубиной «Почерк Леонардо», опубликованный в 2008 году.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе исследования жанровых признаков современного мистического романа, изучаемых на уроке внеклассного чтения в старшей школе, были решены следующие задачи:
• Определены цели и содержание уроков внеклассного чтения в средней школе.
• Рассмотрена типология эпических жанров и основные принципы жанрового анализа.
• Описаны жанровые признаки мистического романа.
• Исследована проблематика романов Дины Рубиной.
• Проанализированы жанровые особенности романа Д. Рубиной «Почерк Леонардо».
• Изучены мистические черты в романе Д. Рубиной «Почерк Леонардо».
• Разработаны принципы освоения методики жанрового анализа для учеников старших классов средней школы.
В настоящее время в педагогике остро стоит вопрос о саморазвитии школьников. Педагогам приходится решать вопросы социализации учеников, вовлечения их в учебный процесс. Современность отмечена изменением характера обучающей деятельности, перенесением её в виртуальное пространство. Было отмечено, что проблема социализации особенно остра для развитых стран с высоким техногенным уровнем. Естественные пути социализации детей и подростков в настоящее время не востребованы, что требует специальных усилий для решения этой проблемы.
Для облегчения процесса социализации необходимо создание благоприятной среды, что вызывает к действительности процессы социокультурного проектирования.
Вовлечение старших школьников в культурный процесс возможно как во внеурочной деятельности, так и в процессе уроков литературы. Одна из возможностей для расширения кругозора - уроки внеклассного чтения.
К сожалению, в современной методической литературе уделяется недостаточно внимания методики проведения уроков внеклассного чтения. Практически не исследована методика проведения таких уроков в старшей школе. Всё это, с одной стороны, представляет определённые трудности для педагога, а с другой, даёт широкий простор для творческих поисков.
Ученики старших классов должны владеть основными литературоведческими понятиями, в частности, основами жанрового анализа. Однако современная теория жанров представляет собой проблематическое поле, довольно сложное для понимания.
К старшим классам школьники обычно имеют представление об основных эпических жанрах и теоретические знания об истории литературного процесса. Однако эти знания представляются для них сухим набором учебных истин. Наглядно продемонстрировать развитие живого литературного процесса позволяет обращение к современной литературе.
Яркие литературные произведения представляют собой великолепные образцы постмодернизма, который вобрал в себя жанровые признаки многих видов традиционного романа. Достижением нового века стало развитие жанра мистического романа, который приобрёл черты готического романа ужасов, романтической фантастики и художественных открытий начала прошлого столетия. Жанр мистического романа переживает процесс становления, приобретая признаки, как классического романа, так и собственные специфические особенности. Можно говорить о том, что мистический роман содержит черты классического романа:
• Множественность сюжетных линий;
• Разнообразие персонажей;
• Глобальные темы и проблемы;
• Широта художественного времени и пространства;
• Достоверность исторического фона и социальная обусловленность.
Точно так же мистический роман обладает признаками постмодернизма:
• Культ неопределённости.
• Разрушение ценностных идеалов.
• Фрагментарность.
• Маргинальность.
• Промежуточные жанры.
• Беллетризация.
• Интертекстуальность.
• Апокалиптичность.
• Антиэстетизм.
• Инверсия.
• Ирония.
• Отказ от мимесиса.
• Игра как способ существования.
Среди собственных специфических особенностей мистического романа можно выделить следующие:
• Тема потустороннего.
• Сверхъестественные способности героев.
• Двоемирие.
• Необъяснимость таинственного.
• Пугающая атмосфера.
Очевидно, что мистический роман должен обладать большей частью этих жанровых признаков.
Творчество Дины Рубиной - яркое, искреннее - способно найти отклик в душе молодого читателя. Старшеклассников могут привлечь как ранние
повести писательницы, так и её зрелые романы, в особенности трилогия «Люди воздуха», открывает которую роман «Почерк Леонардо».
Ученики старших классов способны воспринять значение прецедентного феномена, вынесенного в заглавие и оценить двойственную природу текста. Кроме того, в романе очевиден налёт мистики, который всегда привлекает внимание. Но для понимания жанровой природы произведения необходима помощь педагога, который при подготовке к уроку может опираться на труды современных литературоведов, исследующих творчество Дины Рубиной.
В этих работах неоднократно отмечается свойственная трилогии двойственная природа, которая реализуется как на уровне композиции, так и на уровне содержания. Именно эта двойственность и является одним из основных жанровых признаков мистического романа.
Анализ жанровой природы произведения позволяет с лёгкостью выделить все признаки классического романа, описанные в литературоведении. Жанрообразующие компоненты легко вычленяются из структуры произведения. Любой старший школьник, знакомый с текстом, приведёт пример, подтверждающий особенности жанра романа.
Однако традиционный жанр романа в новом веке претерпел изменения, которые в полной мере отражены в произведении Дины Рубиной. При анализе романа «Почерк Леонардо» довольно сложно разделить положительных и отрицательных героев, поскольку каждый из них, хоть и живёт в реальности, подчёркнутой множеством деталей, может стать орудием неведомой силы, природа которой так и остаётся неясной.
В романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо присутствуют жанровые признаки нескольких видов литературы:
• Классического романа
• Постмодернистского романа
• Женского романа
• Мистического романа.
Следовательно, анализ жанровой природы романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» требует активизации знаний по теории литературы и реалий современного литературного процесса. Ученики старших классов должны твёрдо усвоить жанровые признаки классического романа, обладать знаниями по современным литературным направлениям, уметь находить приметы мистики в различных произведениях искусства, а также иметь представление о таком явлении, как современный женский роман.
В то же время работа на уроках внеклассного чтения способна обогатить учащихся этими знаниями, обусловить их необходимость и наглядно продемонстрировать прагматический потенциал теории литературы.
1. Рубина Д. Почерк Леонардо. - М.: Эксмо, 2015. - 480с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000.
3. Бабаева Н. А. Развитие личности в представлениях А. Маслоу и Р. Кеттела. - М.: Изд-во МГОУ, 2003.
4. Баранникова Т.А. Изучение романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе средней школы: дисс. канд. пед. наук. - М., 1998. - 212c.
5. Баттерворт Дж. Принципы психологического развития / Пер. с англ. - М.: Кошто-Центр, 2000.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М: Худож. лит.,1975. - 502с.
7. Безруких М.С. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса // Здоровье детей ( приложение к Первому сентября). - 2005, №19.
8. Блонский П. О национальном воспитании. - М.: ЁЁ Медиа, 2012. - 40с.
9. Богданович Н. В. Субъект как категория отечественной психологии.: дисс. канд. псих. наук. - М., 2004. - 170с.
10. Бодрова Н. А.. Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения по литературе в старших классах средней школы: дисс. канд. пед. наук. - Куйбышев, 1967. - 421с.
11. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268.
12. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: КомКнига, 2007. — 144с.
13. Гинзбург Л. О документальной литературе и принципах построения характера // Вопросы литературы, 1970, № 7.
14. Гобозов Н. Кризис современной эпохи и философия постмодернизма. - Философское общество, 2000. - №2. - с. 34-45.
15. Греков В. Русская и советская фантастика. - М.: Правда, 1989. - 125с.
16. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 2. - Сс. 40-52.
17. Гусева О. П. Заглавие как структурно-семантический код романа Дины Рубиной
«Синдром Петрушки» // Филология и культура, 2011, № 3 (25). - Сс. 201-205.
18. Гущина Д. Жанр мистики: особенности работы над мистическими историями // Школа вдохновения - http://school-of-inspiration.ru
19. Дубоделова В.М. Личностное саморазвитие старшего школьника в педагогическом процессе школы: дисс. канд. пед. наук. - Хабаровск, 2000. - 237c.
20. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - М.: Академия, 2002.
21.Загороднева К.В. Образ сильной личности в романе Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Пушкинские чтения, 2012, № 17. - Сс. 272-277.
22.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Перспектива, 2007. - 27с.
23. Ишбулатова И.А., Рогожина И.В. Система уроков внеклассного чтения в средних классах (по произведениям о современных подростках) // Поволжский педагогический вестник, 2015, № 1 (6).. - Сс. 50-56.
24. Кардаш Е. В. Тайна «танцующих старушек»: «зеркала» и «автоматы» в романтической литературе и «Сорочинской ярмарке» Г оголя // Русская литература. 2006. - № 3. - С. 19-37.
25. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. - Минск: ТетраСистемс,
2011. - 224с.
26. Ковалёв Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение, 2005. - 160с.
27. Колтышева Н.И. Повышение качества знаний учащихся через личностно ориентированную модель обучения // Актуальные вопросы современной науки, 2013, № 27. - Сс. 134-145.
28. Корягина О.П. Проблема подросткового возраста // Классный руководитель. - 2003, №1.
29. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. - Ростов-на Дону: МАрТ, 2002. - 224с.
30. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. - Благовещенск,
2001. - 342с.
31. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: Интелвак, 2001.
- 1600с.
32. Лихина Н. Е Актуальные проблемы современной русской литературы. Постмодернизм. - Калининград: изд-во Калининградского ун-та, 1997.
- 60с.
33. Лотман Ю. М. О русской литературе. - С-Пб.: Искусство-СПБ, 1997. - 848с.
34. Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Вестник Адыгейского государственного университета: Педагогика и психология, 2010, № 1. - Сс. 121-125.
35. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Академия, 2004.
36. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.
37. Пановица В.Ю. Мотив двойничества в трилогии «Люди воздуха» Д.
Рубиной: сюжетно-композиционное и вербально-текстовое
воплощение // Вестник науки Сибири, 2013, № 4(10). - Сс. 215-223.
38. Пономарёва И.Р. Саморазвитие школьников старших классов основной школы в процессе обучения: дисс. канд. пед. наук. - Челябинск, 2002. - 207с.
39. Проблемы социологии и психологии чтения. - М.: Книга, 1975. - 196с.
40. Прохорова Т.Г, Фаттахова Р.Р. Особенности повествовательной структуры романа Дины Рубиной «Почерк Леонардо» // Филология и культура, 2014, № 2 (36). - Сс. 160-165.
41. Розенберг О.Ф. Психологические принципы личностно
ориентированного подхода // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 2. - Сс. 68-72.
42. Руднев В. Текст и реальность: Направление времени в культуре. - М.: Аграф, 2000. - 78с.
43. Самосознание европейской культуры ХХ вега. - М.: Политиздат, 1991. - 366с.
44. Сигова К. В. Проблематика романов Дины Рубиной / К. В. Сигова // Лггература в контекст культури, 2014., № 24 (1). - Сс. 174-178.
45. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. - М.: Школа-Пресс,2000. - 384с.
46. Словарь литературных терминов. - М.: Просвещение, 1974. - 514с.
47. Соловьёва О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопросы психологии, 2004, № 3.
48. Теория литературы: Учебное пособие: В 2 т. - Т. 1: Н.Д. Тамарченко,
В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Академия, 2004. - 308с.
49. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 1975. - 464с.
50. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1997. - 107с.
51. Толстых Т.И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития // Психология и школа. - 2004, №4.
52. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 335с.
53. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов. - М.: Просвещение, 2011. - 240с.
54. Ушинский К.Д. Вопросы обучения // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. - М., 1954. - 730с.
55. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. - М.: Прогресс, 1978. - 328с.
56. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 574с.
57. Хализев В. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2002. — 438с.
58. Хомутова Т.Н. Типология жанра: от теории к практике // Вестник
Южно-Уральского государственного университета. Серия:
Лингвистика, 2006, № 6 (61). - Сс. 60-64.
59. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Мозаика, 2005. - 278с.
60.Чебыкина Т. А. Формы подготовительной работы и структура урока внеклассного чтения в старших классах СКОУ VIII вида // Специальное образование, 2006, № 7. - Сс. 45-54.
61.Чернозёмова Е.Н. История английской литературы. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 240с.
62. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. - М.: Логос, 2006. - 108с.
63. Шамсутдинова Н.З. «Магический реализм в современной британской литературе. Автореф. канд. дисс. - М., 2008. - 181с.
64. Щукина М.А. Об онтологическом статусе саморазвития личности // Вопросы психологии, 2007, № 4.
65. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.: Педагогика, 1988. - 416с.