Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования готовности к творческому саморазвитию у старшеклассников
1.1 Сущностная характеристика понятий «саморазвитие», «творческое
саморазвитие» 9
1.2 Особенности формирования творческого саморазвития учащихся
старшего школьного возраста 23
1.3 Формы и методы формирования готовности к творческому саморазвитию
учащихся старших классов 29
Выводы по I главе 37
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности к саморазвитию у учащихся старшего школьного возраста
2.1 Организация и методика исследования 40
2.2 Изучение уровня сформированности саморазвития у учащихся старшего
школьного возраста (результаты констатирующего этапа эксперимента) 43
2.3 Педагогическое обеспечение процесса формирования готовности к
саморазвитию старшеклассников 52
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к творческому саморазвитию учащихся старшего
школьного возраста 56
Выводы по II главе 74
Заключение 77
Список использованной литературы 81
Приложения
Анализируя современную социальную ситуацию, становится понятным, что причиной сложного положения во многих сферах жизни общества является противоречие между потребностями человека, его возможностями и уровнем требований к современной личности. Налицо единство противоречий внутренних и внешних. В настоящее время происходит подъем экономики страны, технологизация и информатизация всех сфер жизни. Новая общественная система требует больше, чем может дать обычный человек. Новое осуществляется как отрицание старого и в связи с тем, что требования общества всегда определяются характером развития производительных сил и производственных отношений. Исходя из того, что прогресс общества явление очень динамичное, так же, как и связанные с ним все новые и новые противоречия, появляется понимание роли активного саморазвития человека в этом процессе для творческого освоения и преобразования действительности. Итак, в настоящее время появляется социальный заказ общества на личность, способную к осуществлению жизнедеятельности, адекватной современному развитию общественных и производственных отношений.
Успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере она способна к самоизменению в соответствии с изменяющимися обстоятельствами: постоянному обновлению знаний, производственных навыков, ориентаций и установок.
Педагогический аспект актуальности данной проблемы обусловлен задачами гуманизации образования, его ориентацией на создание условий для максимального раскрытия возможностей каждой личности, ее индивидуально-творческого саморазвития.
Вот почему формирование у детей способности к творческому саморазвитию становится в современных условиях важнейшей воспитательной задачей.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема саморазвития человека на его разных возрастных этапах рассматривалась с различных позиций: уточнялась сущность
ключевого понятия (В.И Андреев [2], В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев [35] Л.Н. Куликова [18], Маралов В.Г. [22] и др.), выявлялись его существенные признаки как универсального личностного качества (К.А. Абульханова- Славская [5]; В.Г Маралов[22], Л.Н. Куликова[18] и др.), анализировались особенности процесса саморазвития (Н.Н. Богдан [8],С.Л. Братченко ,М.Р. Миронова [7] и др.)
Ведущей целью воспитания и обучения в школе становится формирование потребности учащихся в творческом саморазвитии - как в базисной программе жизни, определяющей ее качественные характеристики и перспективу творческого самосовершенствования.
Исследованию процессов творчества и творческого саморазвития посвящены труды В.И. Андреева [3], Бондаревская Е.В[9], М.М. Гумерова [13] и др.
Понимание того, что саморазвитие выступает и как процесс, и как система личностных качеств, ориентирует школу на создание условий для формирования личности ученика активной и творческой, способной к дальнейшему самообразованию, к сотрудничеству и взаимодействию, к критике и принятию решения в процессе диалога, к чувству личной ответственности.
На основании вышеизложенного мы сформулировали следующее противоречие: между потребностью общества в инициативных личностях, способных к устойчивому саморазвитию и продуктивной творческой самореализации в любых видах деятельности и недостаточной
Данное противоречие позволило выявить проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования творческого саморазвития у учащихся старшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов формирования творческого саморазвития у учащихся старшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования творческого саморазвития у учащихся старшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования творческого саморазвития у учащихся старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования основывается на том, что процесс формирования готовности к творческому саморазвитию у старшеклассников будет эффективна, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «творческое саморазвития»;
- учитывать особенности формирования готовности к творческому саморазвитию старшеклассника;
- организовать развивающие мероприятия по формированию готовности к творческому саморазвитию у учащихся старшего школьного возраста в рамках программы «Путь к успеху».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и литературы по теме исследования, изучить сущностную характеристику понятий «саморазвитие», «творческое саморазвитие».
2. Рассмотреть особенности формирования творческого саморазвития учащихся в старших классах.
3. Изучить формы и методы формирования творческого саморазвития старшеклассников.
4. Разработать и проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность программы «Путь к успеху» по формированию готовности к творческому саморазвитию учащихся старшего школьного возраста.
Методологическую основу данного исследования составили:
- теория систем (Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский,
Э.Г. Юдин и др.),
- теория педагогических систем (Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина,
С.А. Репин, Г.Н. Сериков, В.Д. Шадриков и др.),
- теория педагогической деятельности (В.И. Андреев, А.М. Баскаков, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.В. Усова и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение; диагностические: тестирование с
использованием таких методик как:
1. Оценка уровня творческого потенциала личности. Автор:
В.И.Андреев.
2. Оценка способности к саморазвитию, самообразованию. Автор:
В.И.Андреев.
3. Диагностика готовности к саморазвитию. Автор: А.М.Прихожан.
- методы математической и статистической обработки данных. Опытно - экспериментальной базой стала МОУ «Гимназия № 40»
Приволжского района г. Казани; в эксперименте приняли участие 24 респондента в контрольной группе и 18 человек в экспериментальной группе(16-18лет), из них 25 мальчиков, и 17 девочек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературы по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования, осуществлялся констатирующий этап эксперимента.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы формирования готовности к творческому саморазвитию у старшеклассников; реализовывался формирующий этап эксперимента.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап эксперимента; осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в разработке программы «Путь к успеху» по формированию готовности к творческому саморазвитию учащихся старшего школьного возраста.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Путь к успеху» может использоваться в практике общеобразовательных учреждений, педагогами, психологами, родителями, а также может помочь правильно выстроить образовательно-воспитательный процесс.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на итоговой научно-практической конференции студентов Казанского федерального университета (секция «Актуальные проблемы становления личности »), а также в статье «Теоретические аспекты формирования готовности к творческому саморазвитию у старшеклассников», опубликованной в сборнике научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы педагогики и психологии: КФУ. Выпуск 18.
На основе анализа психолого-педагогической и литературы по теме нашего исследования мы изучили сущностную характеристику понятий «саморазвитие», «творческое саморазвитие».
Л.Н. Куликова, считает, что саморазвитие является процессом самостоятельной, целостной, ценностноориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям.
В.И. Андреев понимает под творческим саморазвитием длительный, многоплановый и целенаправленный процесс, охватывающий становление личности на различных этапах ее жизнедеятельности, позволяющий человеку реализовать свой творческий потенциал на основе преобразования действительности, культуры и себя в условиях понимания цели, умения концентрировать волю, чувства, мысли на решении поставленных задач.
Традиционно в этом процессе выделяют компоненты, наполненные соответствующими характеристиками и качественными показателями: мотивационный, ценностный, когнитивный, деятельностный или операционный, эмоционально-волевой, креативный или творческий, рефлексивный, адаптационный и др.
Специфической особенность старше школьного возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности старшеклассников гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. Специализация способностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.
Для того, чтобы процессы саморазвития стали доминантными в формировании готовности к творческому саморазвитию старшеклассника, необходима организация трех групп условий:
• Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
• Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.
• Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.
Также мы выяснили что существуют различные методы и формы, применяемые в воспитательной работе со старшеклассниками по формированию готовности к творческому саморазвитию. Наиболее распространенными формами являются работа в парах и мини группах, куда входят: беседа, ролевые игры, игры на интенсивное физическое
взаимодействие, классный час, Арт - терапия, тренинговые занятия. Выделяются также методы работы, такие как видео метод, метод воспитывающих ситуаций, метод проектов, метод групповых дискуссий и др.
С помощью методик А.М. Прихожан и В.И. Андреева у старшеклассников были определены уровни готовности к саморазвитию, уровень творческого потенциала и способность к саморазвитию и самообразованию. Результат констатирующего эксперимента показал, что по всем трем методикам в КГ и ЭГ преобладающим является показатель среднего уровня. Далее мы выяснили, что между контрольной и экспериментальной группой нет достоверных различий.
Так как результаты оказались не высокими, нами была разработана программа «Путь к успеху», направленная на формирование готовности к творческому саморазвитию учащихся старших классов.
После проведенного формирующего этапа исследования, нами была проведена повторная диагностика, которая показала различия по диагностируемым показателям в экспериментальной группе и контрольной группе.
По методике «Оценка уровня творческого потенциала личности» были получены следующие результаты.
Количество старшеклассников ЭГ группы, находящихся на низком уровне, уменьшилось на 5,5% по сравнению с КГ в которой низкий уровень увеличился на 8,4%. Отмечено увеличение количества старшеклассников, достигших среднего уровня творческого потенциала в ЭГ на 5,5% и уменьшением на 4,2 % в КГ. Изменения по высокому уровню в ЭГ не произошли, в КГ эти показатели уменьшились на 4,2%. Следовательно, мы видим признаки незначительного повышения уровня творческого потенциала у ЭГ, и напротив снижение уровня творческого потенциала в КГ.
По методике «Оценка способности к саморазвитию,
самообразованию», было выявлено, что значения низкого уровня в ЭГ приблизились к нулю, это является хорошим показателем. В КГ низкий уровень понизился на 8,2%, по среднему уровню мы также видим улучшения по каждой группе: в КГ повысился на 12,5, в ЭГ на 11,2%. По высокому уровню заметим, что в КГ уменьшилось на 4,3%, а в ЭК повысилось на 5,4%
Из выше изложенного следует, что в ЭГ группе заметны улучшения в способности к саморазвитию и самообразованию, в КГ произошли только незначительные улучшения.
По методике «Диагностика уровня готовности к саморазвитию» результаты вышли в следующем порядке:
По низкому уровню в обеих группах заметны улучшения, в ЭГ на 11,1% и в КГ на 4,2 % . Средний уровень также повысился в обеих группах: в КГ на 4,2%, в ЭГ на 5,5%. Что касается высокого уровня то здесь в КГ заметно снижение на 8,4% и повышение в ЭГ на 5,6%. Сравнивая данные показатели, мы можем отметить, что низкий уровень в ЭГ повысился значительно больше, высокий уровень в КГ значительно снизился. В показателях среднего уровня изменения изменения произошли в обеих гркппах, но в ЭГ эти значения превосходят. Следовательно, мы видим что произошли улучшения в ЭГ по уровню готовности к саморазвитию, это говорит о том что дети стали более активны в стремлении к саморазвитию.
Затем мы провели математическую обработку данных и выявили, что в измеряемых показателях произошли изменения. Для проверки достоверности различий до и после формирующего эксперимента мы использовали Т- критерий Стьюдента.
Таким образом, мы можем сказать, что разработанная и апробированная программа «Путь к успеху», включающая в себя такие формы и методы как, тренинговое занятие, упражнение, беседа, арт- терапия является эффективной, что и отражено в результатах нашего исследования.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: учеб. пособие / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособие /
B. И. Андреев. - Казань, 1996. - 568 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого
саморазвития.- 2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий,
2000. - 608 с.
4. Артемьева Т.И. Проблемы способностей, личностный аспект: учеб.
пособие для студентов высших учебных заведений. - М.:
Академический проект, Гаудеамус, 2005. - 256 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни: монография / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Издательство «Мысль», 1991. - 128 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография / Р.Бернс,- М.: Прогресс, 2001.- 426 с.
7. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии, психологические проблемы самореализации личности. учеб. пособие
C. Л. Братченко, М.Р. Миронова. - СПб.:Питер,1997 - С. 38-46.
8. Богдан Н.Н., Балганова Е.В., Бушуева И.П. «Управление саморазвитием»: учеб. пособие / Н.Н. Богдан, Е.В. Балганова, И.П. Бушуева.- Новосибирск, 2009. - 57 с.
9. Бондаревская Е.В. Педагогика: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2000. - 256 с.
10. Бырдина О.Г. Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза / О. Г. Бырдина // Молодой ученный: 2013. - № 10. - С. 501-503.
11. Вдовина С.А. Проблемные ситуации как средство развития креативности школьников // Электронный научно-практический журнал
Культура и образование. [Электронный ресурс]/ Вдовина С.А. - М.: «КМ», 2014. - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2660
12. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок учащихся на творческую самореализацию: монография / Л. В. Ведерникова. — М.: Прометей, 2001. - 144 с.
13. Гумерова М. М. Стимулирование мотивации творческого саморазвития учащихся в условиях учебно-творческой деятельности: учеб. пособие.- М.М. Гумерова.- Набережные Челны, 2001. - 209 c.
14. Дегтерев В. А. Творческое саморазвитие студента вуза: монография /
В.А. Дегтерев. М.: Просвещение, 2000. - 243 с.
15.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии: монография/ В.П. Зинченко. - М.: Тривола,
1994. - 304 с.
16. Кон И. С. Психология ранней юности: монография / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2001. - 304 с.
17. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. учеб. пособие / Л.В. Куликова.- Изд-во: Питер. 2009. - 464 с.
18. Куликова Л.Н. Проблема саморазвития личности: монография/ Л.Н. Куликова. - Хабаровск. Из-во ХГПУ - 2004. - 301 с.
19. Леонтьев А.Н. Теоретические проблемы психического развития ребенка / А.Н. Леонтьев.- Ярославль: Наука 2001. - 18 с.
20. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии: учеб. пособие / Б.Ф.Ломов. - М.: МОДЭК, 2005. - 384 с.
21. Маловичко Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Журнал Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 3: Педагогика и Психология/
2010. - С 45-49.
22. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / В. Г. Маралов. - 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
23. Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие/ Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
24. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. / А.В. Мудрик. — М.: Просвещение, 2001. - 96 с.
25. Николаева М.Н Организационно-педагогические условия творческого саморазвития учащихся монография / М.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2005. - 464 с.
26. Новиков А.М. Психология саморазвития. Издание второе. М.: «Эгвес», 2006. — 488 с.
27. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
28. Педагогическая психология. [Российская педагогическая энциклопедия.] — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007. - 567 с.
29. Педагогическое руководство самовоспитанием школьников: учеб.- метод. пособие для преподавателей каф. педагогики и психологии пед. вузов и ун-тов / АПН СССР, НИИ общ. Педагогики: [Х. Ибрагимов,
С.И. Хохлов]. М.: Просвещение, 1988. - 243 с.
30. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды: сб. науч. Тр./ сост. Л.И. Божович.- Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2003.- 321 с.
31. Рыскулова М. Н. О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося / М.Н. Рыскулова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. - 34с.
32. Рындак В.Г. Педагогика креативности: монография /В.Г. Рындак. - М.: Политиздат, 2009. - 304 с.
33. Селевко Г. Что такое технология саморазвития школьников? // Народное образование. - 2000. - № 9. - С. 210.
34. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. -1998. - № 6. - С. 3-17.
35. Слабодчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. учеб. пособие / И.В. Слободчиков, Е.И. Исаев. - Воронеж: ВГПУ, 2010. - 76 с.
36. Чеснокова И.И. О психологических основах самовоспитания // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. -М.: Наука, 1981. -С. 223-235.
37. Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Якунин В.А. — М.: Просвещение, 2001. - 96 с.