ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 7
1.1. Основные характеристики ценностей современного общества 7
1.2. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе 10
1.3. Структура ценностей у старшеклассников 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УСПЕШНЫХ И НЕ УСПЕШНЫХ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
В мировой истории в отражении социальной мысли видны главные происходящие процессы в обществе. Сюда входят, такие процессы как,- жизнедеятельность человека в обществе, взаимодействие с социумом, чтобы удовлетворить свои потребности. У каждого человека есть свои цели в жизни, потребности и ценности, которые возникают при мере знакомства с окружающим миром, и при взаимодействии с другими людьми.
Общество формирует человека, как существо, которое способно мыслить, принимать решения, обладает речью и способное к целенаправленной творческой деятельности, которое формирует личность. К ценностным ориентациям относятся именно материальные и духовные ценности, которые приняты человеком. Также они служат опорой при принятии решений. Со временем у человека ценностные ориентации могут меняться, но для этого необходимо, чтобы на него подействовали какие- либо события или, же общество [3, с.40].
Именно в старшем школьном возрасте, в психологии развития, можно увидеть формирование в человеке собственных убеждений, ценностей, мировоззрения. Личность учится оценивать окружающее себя, и решать какие ценности ему предпочтительней. Не все ценности, которые старший школьник видел в обществе становятся его жизненными ориентирами.
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, в котором отражается отношение человека к самому себе, к обществу, от которых зависит принятие определенного решения, возникновение целей, мотивов. От ценностных ориентаций зависит, как личность будет себя вести в обществе, его поведение и поступки.
На формирование ценностных ориентаций влияют окружающая среда личности. Сюда входит семья, друзья и в целом общество. Как мы знаем человек является в общественных отношениях, как субъектом, так и объектом.
Объектом в общественных отношениях, которые формируют личность, рассматривается в социологии во взаимосвязи двух процессов - социализации и идентификации.
Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, которые играют роль в успешном функционировании в данном обществе.
К социализации можно отнести такие процессы как, - воспитание и обучение, знакомство с культурой, которое повлияет на успешность во взаимодействии с людьми, и необходимыми для приспособления и функционирования в данном обществе. В данном процессе принимают участие, как семья, так и учителя, сверстники, начиная с детского сада.
Индивид немало важную информацию также получает через средства массовой информации. Конечно же главную роль в социализации играет семья, так как большую часть времени индивид проводит именно с ними, и оказывается в их влиянии. По Д. Смелзеру, существуют три фактора, которые должны действовать для успешной социализации. Такие как, ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Различают три стадии, которые будут действовать на социализацию индивида: во-первых, это стремление быть похожим на родителей, подражание их поведения; во-вторых, влияет игровая деятельность, примерка разных ролей на себя, ролевые игры; в-третьих, влияние оказывают групповые игры, в которых дети могут увидеть, как к ним относятся другие, что сделать, чтобы получить чего ты хочешь, учатся взаимодействовать со сверстниками.
Особенно в подростковом возрасте, индивиду очень важны мысли окружающих, что о нем думают, им присуще стремление к социальному одобрению. Социологи утверждают, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни. Если в детстве она направлена на получение ценностных ориентаций, то примерно с подросткового возраста социализация изменяет больше внешнее поведение, так как им становится важно, что о них подумают их сверстники [2, с.350].
Идентификация - является способом осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию индивид принимает и примеряет на себя разные роли, у родителей, сверстников, друзей, учителей и т.д. и также их нормы и ценности. Через такой способ человек понимает, как он относится к такому поведению, которое он видит у других людей, и если он согласен, то делая вывод, относит это к своим ценностям.
Цель данной работы заключается в изучении различия ценностных ориентаций успешных и неуспешных старших школьников и в разработке мероприятий на развитие положительных ценностных ориентаций старших школьников;
Объект исследования: группа старших школьников с численностью 40 человек.
Предмет исследования: различие ценностных ориентаций у успешных и неуспешных старших школьников.
В своей работе мы выдвинули гипотезу, согласно которой развитие положительных ценностных ориентаций у старших школьников можно добиться, если:
- сформировать у старших школьников представление о ценностных ориентациях в целом;
- организовать с учениками работу по изучению влияния ценностных ориентаций на личность и на его жизнь;
- провести развивающие занятия, для развития положительных ценностных ориентаций.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1. Изучить характеристику понятия ценностей современного общества.
2. Проанализировать структуру ценностных ориентаций.
3. Рассмотреть особенности ценностных ориентаций у успешных и неуспешных школьников.
4. Провести экспериментальное исследование и проанализировать полученные результаты;
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической литературы и периодических изданий по проблеме исследования; эмпирические: проведение
эксперимента, тестирования, бесед, коррекционных и профилактических занятий по проблеме исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для социологов, а также может использоваться классными руководителями, заинтересованными в изучении этого вопроса.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов и полученных результатов в практике воспитательной деятельности классного руководителя.
Апробация работы: Основные результаты исследования
представлены на международной студенческой научно-практической конференции «Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего» [28].
Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования, она включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения.
В результате проведенного анализа литературы по теме исследования выявлено, что ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения.
Направленность ценностной ориентации может быть проявлена в общественных делах, в поступках и также в сознании человека.
За последние годы мы можем заметить разные изменения в ценностных ориентациях общества.
Ценностные ориентации - одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности.
Можно отметить, что старшему школьнику больше надо предоставлять самостоятельность, так как она помогает сформироваться ему как личности.
Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению.
Способность к данному обновлению взаимосвязано с тем, насколько те или иные общественные организации и мнения учитывают желания и возможности молодёжи.
От ценностных ориентаций школьников, которые им должны прививать в школе, дома, социумом,- зависит будущее человека, и общества в целом.
От того, насколько сбалансирована система ценностных ориентаций под влиянием политических, экономических и культурных институтов, зависит не только эффективность социально-культурного воспитания молодежи, но и динамика социально - политических преобразований в стране.
В практической части мы с помощью методики Ш. Шварца, которая направлена на изучение ценностных ориентаций личности, рассматривали насколько отличаются ценностные ориентации успешных и неуспешных школьников. И также провели педагогический эксперимент на формирование у старших школьников положительных ценностных ориентаций. Сдвиг в положительную сторону позволяет считать гипотезу полностью подтвержденной.
Мы считаем, что нужно уделять важное внимание на развитие ценностных ориентаций школьников. Чтобы человек рос как личность, ему нужно такое качество как самостоятельность, чтобы доброжелательно относится к окружающим, нужно такое качество как доброта. Другие ценностные ориентации также немало важны, каждый из них дополняет личность и указывает его путь. Ведь человек действует по своим желаниям, интересам, ценностям.
Ведущая роль, которая может оказать влияние на появление нужных ценностных ориентаций, принадлежит родителям, учителям, друзьям.
На основании проведенного исследования сформулированы следующие рекомендации по развитию ценностных ориентаций:
1. Работа педагога-психолога со старшими школьниками является немало важной, так как через него школьники могут узнать много нужной информации, и даже переосмыслить значение той или иной ценности.
2. Групповая работа, которая может вестись со старшими школьниками, в целях изучения и рассмотрения важности разных ценностных ориентаций и обсудить, как они влияют на личность и жизнь человека.
3. Выявление школьников, которые имеют трудности в определении себя, своих ценностей.
4. Особое место должна занимать работа психолога с родителями учащихся: влияние родителей имеет большое значение на развитие ценностных ориентаций ребенка.
1. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Прогресс, 2009. - 273 с.
2. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - М.: Логос, 2007. - 271 с.
3. Артюхова, Ю.В. Ценности и воспитание. - М.: Логос, 1999. - №4. - С.45-50.
4. Баттерворт, Д.Е. Принципы психологии развития. - М.: Прайм,
2011. - 350 с.
5. Благинин, А.А. Математические методы в психологии и
педагогике: учебное пособие. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. - 84 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 400 с.
7. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. - М.: Трикста, 2006. - 256 с.
8. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного
самоопределения. - М.: «Прогресс», 2008. - № 3. - С. 15 - 21.
9. Г огунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2004. - 34 с.
10. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения. - М.:
Просвещение, 2006. - 56 с.
11. Гудечек, Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: «Прогресс», 2009. - 208 с.
12. Гулевский, В.Я. Индивидуальная психотерапия. - М.: «Аспект Пресс», 2008. - 189 с.
13. Гуров, В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - М.: «ПринтМастер», 2008. - 215 с.
14. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: МПСИ, Флинта, 2003 - 336 с.
15. Жуков, Т.И. О международной ассоциации школьной и профессиональной ориентации. - М.: «Аспект Пресс», 2007. - № 5. - С. 140-145.
16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПБ.: Питер Ком, 2000. - 394 с.
17. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПБ.: Питер Ком, 2004. - 701 с.
18. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.
19. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Просвещение, 1984. - 360 с.
20. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. - М.:
Просвещение, 1994. - 56 с.
21. Копотев, С.Л. Многообразие ценностей. Проблемы молодежи. - М.: «Интех» 1989. - 385 с.
22. Круглов, Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. - СПБ.: Питер Ком, 2007. -23 с.
23. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Прогресс, 2004. - 256 с.
24. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика. - М.: «Аспект Пресс», 2011. - 304 с.
25. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы - М.: Прогресс, 1987. - 24 с.
26. Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2006. - 192 с.
27. Мерлин, B.C. Личность и общество. - М.: Экмос, 1990. -12 с.
28. Мубаракзянова, А.В., Мокшина, Н.Г. Ценностные ориентации
успешных и не успешных старших школьников // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего.
Молодежные чтения: сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции (8 апреля 2016 года) - Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. - С. 66-69
29. Мухина, B.C. Механизмы формирования ценностных
ориентаций и социальной активности личности. - СПб.: Речь, 1985. - 166 с.
30. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов
педагогических учебных заведений. - М.: Владос, 1998. - 496 с.
31. Оганесян, Н.Т. Методы активного социальнопсихологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. - М.: "Ось-98", 2002. - 176 с.
32. Павлова, Т.А. Введение в профессию: Психолог. Учебное пособие. - М.: Логос, 2007. - 136 с.
33. Парсель, М. Баскетбол. Научись играть и стань звездой. - М.: МАК Медиа, 2001. - 78 с.
34. Платонов, К.К. Структура и развитие личности. - М.:
Просвещение, 1986. -243 с.
35. Пороховская, Т.Н. Нравственно-ценностная ориентация как стимул социальной активности личности. - СПб: Издательство ЛКИ, 2005. - 54 с.
36. Радугина, Р.Т. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Центр, 2008. - 272 с.
37. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-Еврознак, 2006. - 651 с.
38. Регуш, Л.А. Психология современного подростка. - СПб.: Издательство ЛКИ, 2005. - 477 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Прогресс, 1976. - 365 с.
40. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в
психологии: практическое руководство. - СПб.: "Речь", 2007. - 350с.
41. Соколов, A.B. Ценностные ориентации постсоветского
гуманитарного студенчества. - СПб.: прайм-Еврознак, 2003. - 305 с.
42. Сурина, И.А. Ценностные ориентации как предмет
социологического исследования. - М.: Прогресс, 1996. - 130 с.
43. Тюменева, Ю.А. Психологическое измерение. - М.: «Аспект Пресс», 2007. - 192 с.
44. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения.- СПб.: Альфарет, 2001. - 180 с.
45. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 208 с.
46. Чернушек, М.Л. Психология жизненной среды.- М.: Мысль,
2007. - 109 с.
47. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального
педагога: Учебное пособие для высших педагогических учебных
заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 279 с.
48. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 2007. - 25 с.
49. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - М.: Наука, 1979. -142 с.
50. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. - 137 с.