ВВЕДЕНИЕ 3
Постановка задачи 4
ВЫБОР СРЕДСТВ РАЗРАБОТКИ 6
КОНЦЕПЦИЯ И СОСТАВ УМК 7
БИБЛИОТЕКА АЛГОРИТМОВ 9
Двоичное дерево поиска 9
Красно-черное дерево 10
АВЛ-дерево 11
Вывод 12
РЕАЛИЗАЦИЯ 14
ДЕМОНСТРАЦИЯ РАБОТЫ ПРИЛОЖЕНИЯ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
В современном мире особенно актуальна «оцифровка» образовательного процесса. Те годы, когда преподаватели были вынуждены предоставлять любые обучающие материалы на бумажных носителях, а студенты должны были проводить многие часы в библиотеках, пытаясь самостоятельно отсеять важную по предмету информацию от не важной без какой-либо помощи, давно прошли. Сейчас, в век информационных технологий, ни обучающему, ни обучающемуся необязательно тратить свое время для того чтобы наиболее полно и качественно передать и изучить материал.
Оптимизация образовательного процесса неуклонно движется вперед, но даже в таких условиях встает проблема хранения и обработки нужной информации, как текстовой, так и графической. Однако так ли это легко? Казалось бы, интернет решает многие проблемы обучения. Студенту нужно лишь отправить поисковой запрос, и ему сразу станет доступно множество информации. Но сколько будет нужно страниц просмотреть, чтобы вычленить что-то стоящее? При самом стандартном запросе на тему «деревья бинарного поиска» в интернете будет найдено более ста тысяч результатов и это только на русском языке. При этом по-настоящему полезными среди всех этих ссылок могут оказаться лишь единичные результаты запроса.
Для преподавателя также актуальна проблема об оптимизации материала. Как удобнее всего хранить данные, вносить коррективы, делать упражнения? Безусловно, каждый преподаватель задумывается над этими вопросами, быть может, даже создает свои методические пособия, осваивает инструментарии расчетных программ, делает презентации. Средства для обучения создаются и создаются, но доходят ли они до студента или остаются «в столе», разрозненные и забытые?
Идея создания учебно-методических комплексов не нова. Все в том же
интернете могут найтись сотни и даже тысячи результатов для специальностей и дисциплин: от гуманитарных наук до технических, но их полезность именно в таком формате сомнительна. Сложно заменить живое общение с преподавателем на контакт с бумажным или электронным носителем..., следовательно, проблема должна быть решена с помощью разработки программного обеспечения для интерактивного учебно-методического комплекса. Такая система доступна одновременно и преподавателю, и студенту. Она позволяет хранить разные виды данных, при этом позволяя преподавателю корректировать и совершенствовать материалы, добавлять что-то от себя и всецело контролировать процесс обучения, а студенту - по-настоящему качественно усваивать материал, путем всестороннего ознакомления с ним и решения предложенных преподавателем задач.
В результате выполнения дипломной работы было разработано программное обеспечение учебно-методического комплекса "Деревья бинарного поиска" в виде веб-приложения.
Данное веб-приложение включает в себя документы, входящие в состав учебно-методического комплекса, по которым студент может изучить теоретический материал по теме, а также некоторые наиболее полезные в изучении алгоритмы деревьев, их визуализация, благодаря которой учащийся может разобраться, как именно происходит балансировка деревьев. Для студента также доступны упражнения с помощью которых он может закрепить пройденный теоретический материал.
При этом пользователю-студенту доступен просмотр статей, интерактивные алгоритмы и упражнения по выбранным алгоритмам деревьев, а администратору-преподавателю даны возможности добавления новых материалов, редактирования уже существующих, а также добавление и редактирование упражнений.
Таким образом, в ходе разработки программного обеспечения учебно- Ме,одического комплекса «Бинарные деревья поиска» были выполнены ^Дующие цели:
• Изучена предметная область и реализованы три основных алгоритма по работе с деревьями;
* Создано веб-приложение с возможностью регистрации пользователей;
• в УМК обеспечена возможность хранить, редактировать и дооавля1ь новые материалы;
* реализована визуализация выбранных алгоритмов и их операций в интерактивном режиме;
• реализован функционал по работе с упражнениями, включающий в себя все основные операции для построения деревьев и их балансировки;
• обеспечена возможность администратору добавлять новые задачи и редактировать старые;
• обеспечена возможность для пользователя сохранять прогресс работы с заданием.
Созданное программное обеспечение может быть полезно и студентам, изучающим данный теоретический раздел, и преподавателям, его преподающим.
1. Кормен Т.» Лейзерсон Ч.» Ривест Р.» Штайн К. Алгоритмы: построение и анализ - Introduction to algorithms. — 2-е изд. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2011.
2. Ахо А.В., Хопкрофт Д.Э., Ульман Д.Д. Структуры данных и алгоритмы; М.: Мир, 2000. — 780 с.
3. Сэм Руби, Дейв Томас, Дэвид Хэннсон «Rails 4. Гибкая разработка веб¬приложений».
4. Майкл Хартл - Ruby on Rails Tutorial: Изучение Rails на Примерах.
5. neerc.ifmo.ru/wiki/ - статьи «АВЛ-дерево», «Красно-черное дерево».
6. Староверов В.М. - Конспект лекций по курсу «Алгоритмы и алгоритмические языки».
7. О.В. Сенюкова — учебно-методическое пособие «Сбалансированные Деревья поиска».
8. М.Э. Абрамян - Бинарные деревья: Задачи, решения, указания.