ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения земли в России 6
1.1. Сущность земельного налога 6
1.2. История возникновения и развития земельного налога в России 13
1.3. Механизм исчисления и уплаты земельного налога 23
1.4.Зарубежный опыт налогообложения земли 34
2. Действующая практика налогообложения земли в России 45
2.1. Анализ поступлений земельного налога в бюджетную систему России 45
2.2. Сравнительная характеристика земельного налога в России и за рубежом 55
3. Тенденция развития налогообложения земли в России 64
3.1. Совершенствование механизма исчисления и уплаты земельного налога в России 64
3.2. Возможность применения зарубежного опыта налогообложения земли в России 74
Заключение 84
Список использованных источников 90
Приложения
1. Теоретические основы налогообложения земли в России 6
1.1. Сущность земельного налога 6
1.2. История возникновения и развития земельного налога в России 13
1.3. Механизм исчисления и уплаты земельного налога 23
1.4.Зарубежный опыт налогообложения земли 34
2. Действующая практика налогообложения земли в России 45
2.1. Анализ поступлений земельного налога в бюджетную систему России 45
2.2. Сравнительная характеристика земельного налога в России и за рубежом 55
3. Тенденция развития налогообложения земли в России 64
3.1. Совершенствование механизма исчисления и уплаты земельного налога в России 64
3.2. Возможность применения зарубежного опыта налогообложения земли в России 74
Заключение 84
Список использованных источников 90
Приложения
В настоящее время земельный налог является одним из основных источников собственных доходов местных бюджетов. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного и стабильного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Налоговое законодательство, по-прежнему, не оперирует понятием «земля» в качестве отдельного, обособленного, структурированного объекта налогообложения, что препятствует формированию полноценной налоговой перспективы земельных отношений. Судебно - арбитражная практика также выявляет около тридцати типичных проблемных ситуаций, возникающих на стыке налогового и земельного законодательства.
Перечисленные выше проблемы давно и основательно исследуются в зарубежных странах. Земельный налог, как показывает мировой опыт, обладает мощным потенциалом в плане использования его для обустройства страны, усиления эффективности градостроительной политики, для развития и укрепления местных бюджетов, земельных отношений.
Земельный налог является одним из двух поимущественных местных налогов и полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований, то есть все средства от этого налога движутся в бюджет той сельской местности, того района, города, на территории которых расположен земельный участок. Кроме того, земельный налог способствует более приемлемому использованию земли, повышению плодородия почв, их охране, контролю экологической 3
обстановки.
Несмотря на то, что глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации действует уже более десяти лет, вопросов по ее применению меньше не становится. Плательщики земельного налога часто сталкиваются с непреодолимыми преградами на пути оформления земельных отношений и уплаты данного налога. Кадастровое исчисление земельного налога выявило существенные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Обзор законодательства, судебно - арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога. Наиболее распространенным недостатком является определение налоговой базы, без которого невозможно уплатить налог. Многие муниципальные образования так и не смогли предоставить в налоговые органы в полном объеме информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается тем, что в современных условиях решение данных проблем связано с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических лиц, так и юридических лиц. Поэтому развитие земельного налога является особо значимым для экономического развития страны.
Целью написания дипломной выпускной работы является исследование теоретического материала по земельному налогу, выявление существующих проблем и недостатков исчисления и взимания земельного налога, предложения по совершенствованию земельного налога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-выявить экономическую сущность земельного налога;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты земельного налога в России;
- провести сравнительную характеристику налогообложения земли в России и зарубежных странах;
- проанализировать взаимности применения зарубежного опыта налогообложения земли в России;
- предложить пути совершенствования механизма исчисления и уплаты налога в России.
При написании выпускной квалификационной работы методологической основой исследования послужили труды классиков налоговой теории, отечественных и зарубежных экономистов по данной проблеме. В основу ее разработки легли Конституция РФ, Земельный и Налоговый кодексы РФ, Федеральные законы и постановления Правительства, другие законодательные и нормативные документы, регламентирующие вопросы налогообложения земельного участка и возникающих в связи с этим экономических отношений в Российской Федерации. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации таких ученых, как П.В. Акинина, Г.А. Вацуро, П.П. Гензель, А.Н. Гурьев, Н.П. Дружинин, С.И. Иловайский, Ю.А. Крохина. Отдельные аспекты проблемы формирования эффективной системы земельного налогообложения рассматривались в работах представителей экономической школы налогообложения и финансов: И.А. Майбурова, В.О.Черешкиной, В.В. Худолеева и многих других, а также материалы в периодических изданиях по вопросам земельного налогообложения, официальный интернет-источник.
Структура работы сложилась из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Перечисленные выше проблемы давно и основательно исследуются в зарубежных странах. Земельный налог, как показывает мировой опыт, обладает мощным потенциалом в плане использования его для обустройства страны, усиления эффективности градостроительной политики, для развития и укрепления местных бюджетов, земельных отношений.
Земельный налог является одним из двух поимущественных местных налогов и полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований, то есть все средства от этого налога движутся в бюджет той сельской местности, того района, города, на территории которых расположен земельный участок. Кроме того, земельный налог способствует более приемлемому использованию земли, повышению плодородия почв, их охране, контролю экологической 3
обстановки.
Несмотря на то, что глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации действует уже более десяти лет, вопросов по ее применению меньше не становится. Плательщики земельного налога часто сталкиваются с непреодолимыми преградами на пути оформления земельных отношений и уплаты данного налога. Кадастровое исчисление земельного налога выявило существенные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Обзор законодательства, судебно - арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога. Наиболее распространенным недостатком является определение налоговой базы, без которого невозможно уплатить налог. Многие муниципальные образования так и не смогли предоставить в налоговые органы в полном объеме информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается тем, что в современных условиях решение данных проблем связано с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических лиц, так и юридических лиц. Поэтому развитие земельного налога является особо значимым для экономического развития страны.
Целью написания дипломной выпускной работы является исследование теоретического материала по земельному налогу, выявление существующих проблем и недостатков исчисления и взимания земельного налога, предложения по совершенствованию земельного налога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-выявить экономическую сущность земельного налога;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты земельного налога в России;
- провести сравнительную характеристику налогообложения земли в России и зарубежных странах;
- проанализировать взаимности применения зарубежного опыта налогообложения земли в России;
- предложить пути совершенствования механизма исчисления и уплаты налога в России.
При написании выпускной квалификационной работы методологической основой исследования послужили труды классиков налоговой теории, отечественных и зарубежных экономистов по данной проблеме. В основу ее разработки легли Конституция РФ, Земельный и Налоговый кодексы РФ, Федеральные законы и постановления Правительства, другие законодательные и нормативные документы, регламентирующие вопросы налогообложения земельного участка и возникающих в связи с этим экономических отношений в Российской Федерации. Существенное влияние на развитие этой научной области оказали труды и публикации таких ученых, как П.В. Акинина, Г.А. Вацуро, П.П. Гензель, А.Н. Гурьев, Н.П. Дружинин, С.И. Иловайский, Ю.А. Крохина. Отдельные аспекты проблемы формирования эффективной системы земельного налогообложения рассматривались в работах представителей экономической школы налогообложения и финансов: И.А. Майбурова, В.О.Черешкиной, В.В. Худолеева и многих других, а также материалы в периодических изданиях по вопросам земельного налогообложения, официальный интернет-источник.
Структура работы сложилась из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного и стабильного источника формирования местных бюджетов. В России переход к исчислению земельного налога вместо фиксированных платежей за единицу земельной площади существенно изменил систему налогообложения собственников земельных участков и многие элементы этого платежа. Налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка, которая для исчисления налога умножается на ставку, скорректированную на коэффициенты. Кадастровая стоимость земельного участка, учитывая качество земли, дает возможность осуществить более справедливое изъятие земельного налога с учетом рентной составляющей. В связи с тем, что земельный налог полностью зачисляется в местный бюджет, она также способствует усилению
заинтересованности местных органов власти в поступлениях данного налога в бюджет муниципалитета.
В первой главе данной работы на основании проведенного исследования были рассмотрены теоретические основы земельного налога. В результате нами было установлено следующее. Земельный налог относится к местным, имущественным, прямым, общим, количественным, регулярным. Земельный налог является одним из основных источников собственных доходов местных бюджетов. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного и стабильного источника формирования местных бюджетов. Основными целями земельного налога являются стимулирования по рациональному использованию, а также охраны и некоторого освоения земель, выравнивания социально-экономических условий по хозяйствованию на землях по разному качеству, обеспечения развития самой инфраструктуры в некоторых населенных пунктах.
Анализ эволюции земельного налога за весь период его существования показал, что земельный налог имеет длительную историю становления. Это один из налогов, элементы которого существовали с древнейших времен, так как земля была главным источником богатства. Земельный налог являлся первой формой прямого реального обложения, первоначально носивший чрезвычайный характер, но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.
Исследование зарубежного опыта налогообложения земли показал, что земельный налог введен на территории большинства государств и составляет значительную часть доходов местного бюджета. Специфические системы налогообложения земельных участков в зарубежных странах обусловлены сложившимися традициями и историческим опытом. Различия касаются объекта, ставок земельного налога и условий взимания налога. В мировой практике налогообложения выделяют два основных вида земельного налога, учитывая способ налогообложения земель: самостоятельный земельный налог, когда учитывается площадь земельного участка и плодородие почвы и в составе налога на недвижимость, где объектом налогообложения является стоимость единого объекта недвижимости, включающей земельный участок и застройки. В развитых странах доход от налога на землю, включая строения на ней, составляет основную часть поступлений от налогов в местные бюджеты. Например, в США он составляет 95%, в Канаде - 81%, в Германии, Франции - около 75%, в Дании - 56 %, в Нидерландах - 49 %, в Австралии - 48 %. Несмотря на высокие ставки, в указанных странах активно предоставляются налоговые льготы на сельскохозяйственные земли по сравнению с теми, что отданы под застройку. Данная система стимулирования применяется во всех развитых странах, причем в некоторых из них сельскохозяйственные земли полностью освобождены от уплаты налогов. В большинстве промышленно развитых стран существует примерно одинаковый перечень льгот, предоставляемых в связи с уплатой налога. Не платят налог государственные учреждения, посольства, предприятия транспорта и связи. Льготным является налогообложение образовательных, религиозных, благотворительных, спортивных организаций, а также организаций по оказанию социальных услуг. Особо льготным повсюду является обложение сельскохозяйственной земли.
Во второй главе данной работы был проведен анализ действующей практики налогообложения земли в России. В результате были сделаны следующие выводы.
Анализ формирования налоговой базы по земельному налогу показал, что кадастровая стоимость земельных участков в период 2012- 2014гг. возростала и составила в 2014году 15 478 490 000 руб., что на 2 083 641 898 рублей (или 15,55%) больше чем в 2013 году. В результате повышения кадастровой стоимости и количества земельных участков произошло увеличение налоговой базы по земельному налогу. Причиной роста стало приобретение земельных участков в собственность юридическими и физическими лицами, также переоценка земельных участков, поставленных на кадастровый учет. Кадастровая стоимость земельных участков по федеральным округам также возрастала в 2012-2014 гг. в среднем от 0,91% до 1,36% . Основной рост приходится на Центральный, Северо¬западный, Уральский и Дальневосточный федеральные округа. Возрастание кадастровой стоимости произошло из-за переоценки кадастровой стоимости земельных участков в населенных пунктах.
Количество плательщиков - физических лиц, также с каждым годом растет. В 2014 г. общее количество юридических лиц по Российской Федерации составило 689 311 единиц, по Республике Татарстан - 25 003 единиц, что на 25 299 и 1 254 единиц больше, чем в 2013 г. По Республике Татарстан наблюдается аналогичная тенденция: рост данного показателя за три года составило свыше 100 тысяч налогоплательщиков и по итогам 2014 г. составила 1 106,6 тыс. единиц. Как физические, так и юридические лица применяли налоговые льготы по земельному налогообложению, в связи с этим поступления по земельному налогу, как в Российской Федерации, так и Республике Татарстан, уменьшались на величину льгот. По Российской Федерации за 2012-2014 гг. земельные участки, учтенные в базе данных налоговых органов ежегодно увеличивались. По юридическим лицам, в 2014 году земельные участки, учтенные в базе данных 86
налоговых органов, составили 2 152 831 единиц. По физическим лицам в 2014 году земельные участки, учтенные в базе данных налоговых органов составили 29 645 381 единиц. Такое увеличение произошло из-за приобретения в собственность земельных участков юридическими и физическими лицами в период 2012-2014гг.
Анализ поступлений земельного налога показал, что величина поступлений земельного налога в консолидированный бюджет РФ с 2012 по 2014 гг. неизменно возрастала и составила в 2014 году 177563 млн.руб., также возрастали поступления по земельному налогу в консолидированный бюджет Республики Татарстан, в 2014 году они составили 6 892 млн.руб. Рост поступлений объясняется, прежде всего, увеличением налоговой базы по земельному налогу и ростом количества налогоплательщиков, уплачивающих земельный налог по итогам анализируемого периода.
В третьей главе были рассмотрены проблемы взимания земельного налога в Российской Федерации, к которым относятся следующие:
- земельный налог слабо влияет на уровень и характер использования земли, не побуждает к применению наиболее эффективных методов земледелия;
- в доходную часть бюджета закладываются предполагаемые доходы от налога на землю, исходя из верхнего предела ставки, установленной федеральным законодателем, вместе с тем муниципальные органы предполагают исчислять налог, исходя из более низких ставок;
- в целях необходимости проведения кадастровой оценки муниципальные образования вынуждены проводить ее за счет местных бюджетов с последующей компенсацией этих расходов или за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета, что, несомненно, представляет определенные трудности;
-довольно часто налогоплательщики в установленный законодательством о налогах и сборах срок сознательно не представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета;
-дифференциация земельного налога не в полной мере отражает различия в местоположении и плодородии земельных участков даже в пределах одного района или области;
-использование ряда земельных участков не по целевому назначению, отсутствие достоверной информации по некоторым владельцам земельных участков в базах данных.
Для устранения вышеуказанных недостатков, предлагаем внести следующие пути совершенствования.
1. Посредством налогового регулирования необходимо создать условия, при которых будет невозможно иметь неиспользуемые земли или невыгодно их использовать, одновременно появятся надежные финансовые источники для проведения мероприятий по улучшению землепользования
2. Нужно пересмотреть действующие ставки земельного налога в сторону увеличения и установить их в размере, соответствующем дифференциальной ренте, связанной с плодородием и местоположением земель. Это будет способствовать лучшему использованию земли
3. Рассмотреть вопрос о предоставлении на федеральном уровне права на оценку объектов недвижимости комитетам по управлению муниципальным имуществом для отдельных категорий налогоплательщиков.
4. В целях усиления действенности мер за нарушение законодательства о налогах и сборах необходимо внести изменения в ст. 119 НК РФ и увеличить размер штрафа за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.
5. Следует установить более точные ставки налога во избежание большой разницы между установленными и взимаемыми суммами.
6. Проведение в каждом муниципальном образовании мероприятий по взаимодействию налоговых органов и органов муниципальных образований по вопросу полноты учета объектов налогообложения по земельному налогу.
Применение зарубежного опыта по земельному налогу в России могло бы иметь ряд положительных последствий.
Во-первых, введение совместного налогообложения земельного участка и строения.
Во-вторых, создание особых правовых требований к кадастровой (массовой и основанной на конкретном подходе) оценке.
В-третьих, расчёт оценочной стоимости с применением существующих методик (затратная, доходная и сравнения), учёт в состоянии объекта недвижимости физического и функционального износа
В-четвертых, возможность обжалования результатов оценки в частном или коллективном порядке за счёт заинтересованной стороны, возможность преференций на обжалование для лиц, имеющих законодательно право на льготы.
На основании зарубежного опыта предложены пути совершенствования земельного налога в России, которые будут способствовать увеличению налоговой базы, более рациональному и эффективному росту платежей по земельному налогу в местные бюджеты, укреплению собственной доходной базы муниципалитетов. Налогообложение недвижимости в мире представлено огромным количеством моделей, включающим разное число налогов с разнообразным набором их элементов. Это обстоятельство позволяет российскому законодателю использовать существующий позитивный опыт для выбора наиболее оптимального варианта при разработке российского земельного налога.
заинтересованности местных органов власти в поступлениях данного налога в бюджет муниципалитета.
В первой главе данной работы на основании проведенного исследования были рассмотрены теоретические основы земельного налога. В результате нами было установлено следующее. Земельный налог относится к местным, имущественным, прямым, общим, количественным, регулярным. Земельный налог является одним из основных источников собственных доходов местных бюджетов. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного и стабильного источника формирования местных бюджетов. Основными целями земельного налога являются стимулирования по рациональному использованию, а также охраны и некоторого освоения земель, выравнивания социально-экономических условий по хозяйствованию на землях по разному качеству, обеспечения развития самой инфраструктуры в некоторых населенных пунктах.
Анализ эволюции земельного налога за весь период его существования показал, что земельный налог имеет длительную историю становления. Это один из налогов, элементы которого существовали с древнейших времен, так как земля была главным источником богатства. Земельный налог являлся первой формой прямого реального обложения, первоначально носивший чрезвычайный характер, но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе.
Исследование зарубежного опыта налогообложения земли показал, что земельный налог введен на территории большинства государств и составляет значительную часть доходов местного бюджета. Специфические системы налогообложения земельных участков в зарубежных странах обусловлены сложившимися традициями и историческим опытом. Различия касаются объекта, ставок земельного налога и условий взимания налога. В мировой практике налогообложения выделяют два основных вида земельного налога, учитывая способ налогообложения земель: самостоятельный земельный налог, когда учитывается площадь земельного участка и плодородие почвы и в составе налога на недвижимость, где объектом налогообложения является стоимость единого объекта недвижимости, включающей земельный участок и застройки. В развитых странах доход от налога на землю, включая строения на ней, составляет основную часть поступлений от налогов в местные бюджеты. Например, в США он составляет 95%, в Канаде - 81%, в Германии, Франции - около 75%, в Дании - 56 %, в Нидерландах - 49 %, в Австралии - 48 %. Несмотря на высокие ставки, в указанных странах активно предоставляются налоговые льготы на сельскохозяйственные земли по сравнению с теми, что отданы под застройку. Данная система стимулирования применяется во всех развитых странах, причем в некоторых из них сельскохозяйственные земли полностью освобождены от уплаты налогов. В большинстве промышленно развитых стран существует примерно одинаковый перечень льгот, предоставляемых в связи с уплатой налога. Не платят налог государственные учреждения, посольства, предприятия транспорта и связи. Льготным является налогообложение образовательных, религиозных, благотворительных, спортивных организаций, а также организаций по оказанию социальных услуг. Особо льготным повсюду является обложение сельскохозяйственной земли.
Во второй главе данной работы был проведен анализ действующей практики налогообложения земли в России. В результате были сделаны следующие выводы.
Анализ формирования налоговой базы по земельному налогу показал, что кадастровая стоимость земельных участков в период 2012- 2014гг. возростала и составила в 2014году 15 478 490 000 руб., что на 2 083 641 898 рублей (или 15,55%) больше чем в 2013 году. В результате повышения кадастровой стоимости и количества земельных участков произошло увеличение налоговой базы по земельному налогу. Причиной роста стало приобретение земельных участков в собственность юридическими и физическими лицами, также переоценка земельных участков, поставленных на кадастровый учет. Кадастровая стоимость земельных участков по федеральным округам также возрастала в 2012-2014 гг. в среднем от 0,91% до 1,36% . Основной рост приходится на Центральный, Северо¬западный, Уральский и Дальневосточный федеральные округа. Возрастание кадастровой стоимости произошло из-за переоценки кадастровой стоимости земельных участков в населенных пунктах.
Количество плательщиков - физических лиц, также с каждым годом растет. В 2014 г. общее количество юридических лиц по Российской Федерации составило 689 311 единиц, по Республике Татарстан - 25 003 единиц, что на 25 299 и 1 254 единиц больше, чем в 2013 г. По Республике Татарстан наблюдается аналогичная тенденция: рост данного показателя за три года составило свыше 100 тысяч налогоплательщиков и по итогам 2014 г. составила 1 106,6 тыс. единиц. Как физические, так и юридические лица применяли налоговые льготы по земельному налогообложению, в связи с этим поступления по земельному налогу, как в Российской Федерации, так и Республике Татарстан, уменьшались на величину льгот. По Российской Федерации за 2012-2014 гг. земельные участки, учтенные в базе данных налоговых органов ежегодно увеличивались. По юридическим лицам, в 2014 году земельные участки, учтенные в базе данных 86
налоговых органов, составили 2 152 831 единиц. По физическим лицам в 2014 году земельные участки, учтенные в базе данных налоговых органов составили 29 645 381 единиц. Такое увеличение произошло из-за приобретения в собственность земельных участков юридическими и физическими лицами в период 2012-2014гг.
Анализ поступлений земельного налога показал, что величина поступлений земельного налога в консолидированный бюджет РФ с 2012 по 2014 гг. неизменно возрастала и составила в 2014 году 177563 млн.руб., также возрастали поступления по земельному налогу в консолидированный бюджет Республики Татарстан, в 2014 году они составили 6 892 млн.руб. Рост поступлений объясняется, прежде всего, увеличением налоговой базы по земельному налогу и ростом количества налогоплательщиков, уплачивающих земельный налог по итогам анализируемого периода.
В третьей главе были рассмотрены проблемы взимания земельного налога в Российской Федерации, к которым относятся следующие:
- земельный налог слабо влияет на уровень и характер использования земли, не побуждает к применению наиболее эффективных методов земледелия;
- в доходную часть бюджета закладываются предполагаемые доходы от налога на землю, исходя из верхнего предела ставки, установленной федеральным законодателем, вместе с тем муниципальные органы предполагают исчислять налог, исходя из более низких ставок;
- в целях необходимости проведения кадастровой оценки муниципальные образования вынуждены проводить ее за счет местных бюджетов с последующей компенсацией этих расходов или за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета, что, несомненно, представляет определенные трудности;
-довольно часто налогоплательщики в установленный законодательством о налогах и сборах срок сознательно не представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета;
-дифференциация земельного налога не в полной мере отражает различия в местоположении и плодородии земельных участков даже в пределах одного района или области;
-использование ряда земельных участков не по целевому назначению, отсутствие достоверной информации по некоторым владельцам земельных участков в базах данных.
Для устранения вышеуказанных недостатков, предлагаем внести следующие пути совершенствования.
1. Посредством налогового регулирования необходимо создать условия, при которых будет невозможно иметь неиспользуемые земли или невыгодно их использовать, одновременно появятся надежные финансовые источники для проведения мероприятий по улучшению землепользования
2. Нужно пересмотреть действующие ставки земельного налога в сторону увеличения и установить их в размере, соответствующем дифференциальной ренте, связанной с плодородием и местоположением земель. Это будет способствовать лучшему использованию земли
3. Рассмотреть вопрос о предоставлении на федеральном уровне права на оценку объектов недвижимости комитетам по управлению муниципальным имуществом для отдельных категорий налогоплательщиков.
4. В целях усиления действенности мер за нарушение законодательства о налогах и сборах необходимо внести изменения в ст. 119 НК РФ и увеличить размер штрафа за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.
5. Следует установить более точные ставки налога во избежание большой разницы между установленными и взимаемыми суммами.
6. Проведение в каждом муниципальном образовании мероприятий по взаимодействию налоговых органов и органов муниципальных образований по вопросу полноты учета объектов налогообложения по земельному налогу.
Применение зарубежного опыта по земельному налогу в России могло бы иметь ряд положительных последствий.
Во-первых, введение совместного налогообложения земельного участка и строения.
Во-вторых, создание особых правовых требований к кадастровой (массовой и основанной на конкретном подходе) оценке.
В-третьих, расчёт оценочной стоимости с применением существующих методик (затратная, доходная и сравнения), учёт в состоянии объекта недвижимости физического и функционального износа
В-четвертых, возможность обжалования результатов оценки в частном или коллективном порядке за счёт заинтересованной стороны, возможность преференций на обжалование для лиц, имеющих законодательно право на льготы.
На основании зарубежного опыта предложены пути совершенствования земельного налога в России, которые будут способствовать увеличению налоговой базы, более рациональному и эффективному росту платежей по земельному налогу в местные бюджеты, укреплению собственной доходной базы муниципалитетов. Налогообложение недвижимости в мире представлено огромным количеством моделей, включающим разное число налогов с разнообразным набором их элементов. Это обстоятельство позволяет российскому законодателю использовать существующий позитивный опыт для выбора наиболее оптимального варианта при разработке российского земельного налога.
Подобные работы
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Земельный налог и арендная плата за землю (Санкт-Петербургский университет Технологий Управлении и Экономики)
Контрольные работы, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019



