Введение 6
1 Теоретические основы формирования доходов и расходов бюджетными учреждениями Российской Федерации 8
1.1 Особенности бюджетного учреждения, характеристика, функции, правовое положение 8
1.2 Особенности финансирования бюджетных учреждений 12
1.3 Порядок планирования доходов и расходов бюджетного учреждения 15
1.4 Характеристика доходов и расходов в бюджетном учреждении 18
2. Методика анализа доходов и расходов бюджетного учреждения 21
2.1 Источники информации анализа доходов и расходов бюджетного учреждения 21
2.2 Анализ доходов и расходов учреждения 22
2.3 Анализ исполнения бюджета 24
3. Анализ доходов и расходов в бюджетном учреждении 27
3.1 Экономико-организационная характеристика ДКСиМП 27
3.2 Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов бюджетного учреждения 34
3.2.1 Анализ доходов организации 34
3.2.2 Анализ расходов организации 38
3.2.3 Анализ исполнения бюджета 47
3.2.4 Рекомендации по совершенствованию финансовой деятельности учреждения 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Бюджетные учреждения являются неотъемлемым звеном любой модели государственного устройства. Они играют значимую роль в решении целого ряда задач, связанных с развитием экономики, культуры, науки, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
В настоящее время возрастает роль культуры и спорта, образования и науки, а также молодежных движений, это объясняется тем, что молодежь является стратегическим ресурсом общества и от того, насколько она будет воспитана, образована, физически и духовно развита, зависит наше будущее.
Главное отличие бюджетного учреждения от коммерческой организации заключается в том, что оно не заинтересовано в получении прибыли. Его основной задачей является предоставление дополнительного образования детям в сфере культуры и спорта, развитие физической культуры и массового спорта в городе Новосибирске и др.
Ориентация на возрастающий общественный интерес к молодежной политике, культуре и спорту должна послужить фундаментом для привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Помимо бюджетного финансирования, учреждения могут привлекать внебюджетные источники, однако расходование всех этих средств осуществляется в соответствии с утвержденным ПФХД. Тем не менее, в сложившихся условиях кризиса учреждения не могут существовать без поддержки со стороны государства, поэтому от величины выделяемых бюджетом средств и эффективности их использования зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом. В связи с этим, анализ финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений является, несомненно, актуальным. Таким образом, значимость исследования заключается в том, что своевременный анализ способствует оценке результативности бюджетных расходов и поиску альтернативных источников финансирования.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ доходов и расходов в казённом учреждении. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
дать организационно-экономическую характеристику департаменту культуры, спорта и молодежной политики;
исследовать теоретические основы формирования доходов и расходов бюджетными учреждениями Российской Федерации;
рассмотреть методику и особенности анализа хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;
проанализировать поступление и расходование бюджетных средств учреждения;
предложить мероприятия по совершенствованию финансового обеспечения департамента культуры, спорта и молодежной политики.
Объектом исследования является департамент культуры, спорта и молодежной политики (далее ДК….)
Предметом исследования служат доходы и расходы департамента культуры, спорта и молодежной политики.
Для решения поставленных задач применялись методы группировки, сравнения, графический, прием детализации, вертикальный, горизонтальный.
Теоретической и информационной базой выпускной квалификационной работы послужили труды ведущих ученых в области экономики бюджетных учреждений, законодательные и нормативные акты РФ по вопросам финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений, нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, а также данные бухгалтерской и статистической отчетности учреждения.
В качестве информационной базы были использованы статистические данные за период 2013-2014 гг.
Преобразование бюджетных учреждений является актуальным процессом в бюджетной системе страны. Проведенная реформа значительно расширила возможности бюджетных учреждений в части осуществления предпринимательской деятельности, что, безусловно, сказывается на формировании доходов и расходов учреждения. В связи с этим, в работе был проведен анализ доходов и расходов на примере ДКСиМП, а также разработаны рекомендации по совершенствованию финансовой деятельности учреждения.
В теоретической части работы рассмотрены теоретические основы формирования доходов и расходов бюджетным учреждением, методика анализа финансовых средств, а также выявлены особенности финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, а именно:
использование средств строго по целевому назначению согласно плану смете или финансово-хозяйственной деятельности;
некоммерческий характер деятельности не предполагает формирование позитивного финансового результата;
анализ финансирования заключается в оценке обеспеченности учреждения бюджетными средствами и полноты их использования, в связи с этим производится анализ исполнения бюджета.
В практической части дана экономико-организационная характеристика ДКСиМП, проведен анализ доходов и расходов, выявлены трудности и направления совершенствования внебюджетного финансирования учреждения.
По результатам анализа можно отметить следующее: основными источниками финансирования расходов являются безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям (их доля 81,82% в 2013 году, 80,71% в 2014 году), также доля безвозмездных перечислений организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций в общем объеме финансирования незначительна – 3,79% и 4,56% соответственно.
Рост финансирования за счет средств бюджета объясняется увеличением государственных целевых программ, по различным направлениям деятельности. Увеличение расходов по источникам бюджетного финансирования обусловлено повышением тарифов на коммунальные услуги и услуги по содержанию имущества, ростом средней заработной платы, увеличением грантов.
Поступления ДКСиМП представлены в основном доходами от сдачи в аренду (1,53 в 2013 году и 8,47% в 2014). Анализ исполнения бюджета показал, что доходы и расходы ДКСиМП исполнен на 99%. Незначительное отклонение произошло вследствие …(чего…не указано)
В ходе проведения анализа были выявлены трудности бюджетного финансирования, которые заключаются в недостатках финансирования деятельности ДКСиМП. В современных условиях многие бюджетные учреждения больше внимания уделяют тому, чтобы добиться утверждения необходимых им лимитов бюджетных обязательств, вместо того, чтобы задуматься об экономии расходов. С целью повышения доходности деятельности учреждения и улучшения качества услуг ДКСиМП может быть предложено изменение его типа государственного (муниципального) учреждения на автономное, это позволит самостоятельно вести деятельность учреждения.
На наш взгляд, реализация данной рекомендаций позволит усовершенствовать финансовой деятельностью ДКСиМП и приведет к повышению доходности деятельности учреждения.
1 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ. Ред. от 28.12. 2013г.
2 Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 83-ФЗ от 08.05.2010. Ред. от 28.12.2013г.
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА –М, 2014.
4 Налоговый кодекс Российской Федерации – Эксмо – М, 2014.
5 Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". Ред. от 01. 04. 2016г.
6 Приказ Министерства финансов Российской Федерации «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" от 28.07.2010 № 81н.
7 Постановление мэрии г. Новосибирска от 29 ноября 2012г. №12250 “О совершенствовании структуры мэрии города Новосибирска”.
8 Решением Совета депутатов от 29.10.2012 № 720 «О реорганизации управления культуры мэрии города Новосибирска, управления физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска, комитета по делам молодежи мэрии города Новосибирска».
9 Решение Совета депутатов города Новосибирска № 115 от 23.12.2015. «О бюджете города Новосибирска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов».
10 «Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609.
11 Штатное расписание Департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска.
12 Бюджетная отчетность главного распорядителя бюджетных средств – Департамента культуры спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска за 2013 и 2014гг.
13 Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов. Бюджет и бюджетная система. Учебник. – М.: Юрайт, 2014 – 780 с.
14 Богомолова, О. Б. Финансы бюджетных организаций / О. Б. Богомолова, Д. Ю. Усенков. – М. : Юнити-Дана, 2012. – 464 с.
15 Богоявленская, Е. В. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций / Е. В. Богоявленская. – М. : Новое знание, 2013. – 632 с.
16 Захарчук, Л. А. Экономика бюджетного учреждения / Л. А. Захарчук. – М. : ИНФРА-М, 2014,. – 112 с.
17 Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М. ИНФРА-М, 2014 – 393 c. (Серия «Высшее образование:бакалавриат»)
18 Поляк Г. Б. , Андросова Л. Д. , Карчевский В. В., Базилевич О.И., Ермолаев В.Н. Финансы бюджетных организаций: Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. - 463 с.
19 Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И., Финансы предприятий, — СПб: Питер, 2013. – 224 с.
20 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 284 с.
21 Толпегина О.А., Толпегина Н. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник для бакалавров /. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 672 с.