Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные особенности детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности

Работа №55445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследований личностных 8
особенностей детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного 8
возраста (подростков)
1.2. Зарубежные и отечественные научные представления об 13
одаренности детей
1.3. Современные исследования личностных особенностей детей с 19
разными видами одаренности
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных особенностей 26
детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности
2.1. Организация, этапы, методы эмпирического исследования 26
2.2. Выделение групп детей с интеллектуальной и творческой 38
одаренностью. Анализ достоверности различий
2.3. Анализ показателей личностных качеств в группах детей с 41
интеллектуальной и творческой одаренностью
2.4. Анализ достоверности различий в показателях личностных 47
качеств и способности к самоуправлению в группах детей с интеллектуальной и творческой одаренностью
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение


Актуальность данного исследования задается высокой практической и теоретической значимостью изучения одаренности детей младшего школьного возраста, обусловленной необходимостью разноаспектной психолого-педагогической поддержки детей. Грамотное психологическое и педагогическое сопровождение одаренных подростков необходимо в связи с тем, что обучающие и воспитательные программы общеобразовательных учреждений не рассчитаны на обучение детей, имеющих очень высокие интеллектуальные, творческие, художественные, музыкальные и другие способности. Более того, многими исследователями отмечается, что одаренные дети обладают рядом характерных только для них личностных особенностей, которые задают своеобразные, порой проблемные, способы общения со сверстниками и со взрослыми, а также определяют организацию учебной деятельности и специфику психологического благополучия ребенка.
В настоящее время, исследования проблем развития одаренности детей представлены в работах множества ученых - Л.А. Венгера, Э.А. Г олубевой,
Н.В. Гончаренко, В.Н. Дружинина, С.А. Изюмовой, А.В. Кулемзиной, А.А. Мелик-Пашаева, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.С. Юркевича, Т.В. Якимовой и др. Однако, в вопросах выявления личностных особенностей одаренных детей остается множество противоречий и пробелов.
Например, на данный момент, одной из наиболее признанных является концепция Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, А. В. Брушлинского, В. Н. Дружинина, В. С. Юркевич о наличии гармоничного и дисгармоничного типов развития одаренности. При гармоничном типе одаренности дети стремятся к творчеству, самостоятельны и инициативны, любознательны, имеют выраженную мотивацию, независимы от мнения большинства,
хорошо адаптированы к школе, к сверстникам, отличаются эмоциональной и физической зрелостью. У детей с дисгармоничным вариантом развития одаренности имеются различные психологические, психосоматические и психопатологические проблемы, неравномерность психического развития, у них обычно интеллектуальная сфера значительно опережает другие - эмоциональную, социальную и физическую, часто бывают нарушены взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, проявляется неконформность в общении [32, с. 27].
Проведенный нами анализ последних публикаций, посвященных проблемам детской одаренности, также показал неоднозначность позиций и интерпретаций результатов авторов при выявлении личностных особенностей одаренных детей.
Так, В.С. Юркевич и Е.В. Лаутова отмечают, что одаренные дети начинают ориентироваться на накопление знаний и порой начинают испытывать трудности в творческих и креативных задачах и могут быть дезадаптивными среди группы сверстников [45, 101].
Согласно В.С. Юркевичу для одаренных детей может быть характерна неспособность к самоактуализации. Автор связывает это с несоответствием высоких целей, ставящихся самим ребенком или родителем, учителем и уровнем сформированности необходимых для осуществления целей личностных качеств, прежде всего эмоциональных и волевых. [45, с. 37].
По данными И.С. Арон у эстетически одаренных детей выражены следующие качества: беззаботность, беспечность, веселость,
импульсивность, разговорчивость, а из негативных: внутренняя
напряженность, излишнее самомнение, подозрительность, возбужденность, недостаточно развиты качества: смелость, самостоятельность, самоконтроль, радикализм [2, с. 80].
В исследованиях В.А. Глухова и Е.М. Баранова выявлено, что социометрический статус ребенка связан с интеллектуальными, творческими способностями и мотивацией. То есть подростку, для того, чтобы иметь высокий социометрический статус, необходимо также иметь «сверхвысокие», и «высокие» интеллектуальные способности, и дополнительно «высокие» творческие способности и при этом быть ориентированным на успех. Чем выше интеллектуально-творческие способности и мотивация подростка, тем соответственно и выше социометрический статус ребенка [9, с. 87].
Также Т.А. Климонтова отмечает, что одаренные подростки характеризуются принадлежностью к крайним статусным социальным категориям. Подростки с высоким умственным развитием и школьной успеваемостью пользовались большей популярностью у сверстников. В то же время если их умственное развитие значительно превышало средний показатель в группе сверстников, то наблюдалось снижение их социометрического положения [13, с. 50].
В исследованиях Н.М. Фостик обнаружено, что в школе у подростков с творческим и гармоничным типом одаренности наблюдается снижение творческой активности к окончанию подросткового периода. У подростков с интеллектуальным типом одаренности снижается интеллектуальное развитие, особенно вербальный интеллект, т.е. у одаренных подростков в течение подросткового периода происходит «сглаживание» их индивидуальности, причем наиболее сильно меняются самые выраженные способности [39, с. 21].
Таким образом, сложная картина научных данных о выявленных личностных особенностях одаренных детей обусловила необходимость дополнительных научных изысканий в этой области.
Соответственно, цель исследования - проанализировать личностные особенности, присущие детям младшего школьного возраста с разными видами одаренности.
Объект исследования - личностные особенности.
Предметом исследования являются личностные особенности детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности.
Для осуществления обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы, а также современных научных исследований, посвященных изучению личностных особенностей детей младшего школьного возраста. Выявить уровень научной проработанности проблемы.
2. Подобрать психодиагностические методики для определения личностных особенностей у детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности.
3. Изучить личностные особенности детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности.
Гипотеза: личностные особенности детей с разными видами
одаренности различаются.
В данной исследовательской работе применены методы теоретического анализа научной психологической литературы, а также метод эмпирического исследования - тестирование, с использованием следующих методик:
1) методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков);
2) подростковая версия личностного теста Кеттелла 14PF / HSPQ;
3) методика «Способность к самоуправлению» (Н.М. Пейсахов).
Статистическая обработка проводилась с помощью t-критерия Стюдента.
Выборку составили учащиеся 4-5 классов (средний возраст 10 лет) в количестве 60 человек, из которых 34 мальчика и 26 девочек. Базой исследования стала МАОУ школа № 150.
Область применения результатов исследования: возрастная
психология, педагогическая психология, психология развития, социальная психология, семейная психология.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе проведено исследование личностных особенностей детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности. Для проведения исследования была поставлена цель - проанализировать личностные особенности, присущие детям младшего школьного возраста с разными видами одаренности.
В процессе реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы, а также современных научных исследований, посвященных изучению личностных особенностей детей младшего школьного возраста. Выявить уровень научной проработанности проблемы.
2. Подобраны психодиагностические методики для определения личностных особенностей у детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности.
3. Изучены личностные особенности детей младшего школьного возраста с разными видами одаренности.
В исследовании были применены следующие методики: методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков); подростковая версия личностного теста Кеттелла 14PF / HSPQ; методика «Способность к самоуправлению» (Н.М. Пейсахов).
Статистическая обработка проводилась методом анализа достоверности различий с помощью t-критерия Стьюдента.
Было исследовано 60 детей младшего школьного возраста, учащиеся 45 классов (средний возраст 10 лет), из которых 34 мальчика и 26 девочек. Исследование было проведено на базе МАОУ школа № 150, г. Казань.
Это позволило получить следующие результаты:
1. Две группы детей действительно имеют статистически достоверные различия в показателях одаренности (уровень значимости - p<0,05). Соответственно, выделяются две группы детей - с творческой ^эмп=7,3) и интеллектуальной (1эмп=-8,2) одаренностью. Причем дети с интеллектуальной одаренностью также обладают более высоким уровнем литературной одаренности ^эмп=-2, при p<0,05) по сравнению с детьми из группы творческой одаренности. Тогда как дети с творческой одаренностью имеют достоверно более высокий уровень художественной одаренности ^эмп=5,9, при p<0,05), чем представители группы интеллектуально одаренных детей.
2. В группах детей с интеллектуальной и творческой одаренностью имеются статистически достоверные различия в показателях личностных качеств и способности к самоуправлению. Так, группа детей с интеллектуальной одаренностью обладает более высоким уровнем анализа противоречий (1эмп=-2,1, при p<0,05), более высоким уровнем критерия оценки качества (1эмп=-2,2, при p<0,05), более высоким уровнем показателя интеллекта (1эмп=-2,3, при p<0,05), также более высоким показателем фрустрированности (Ьмп=-2,2, при p<0,05).
На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы:
1. Дети из группы интеллектуальной одаренности также обладают более высоким уровнем литературной одаренности, тогда как дети из группы творческой одаренности обладают более высоким уровнем художественной одаренности.
2. Дети с интеллектуальной одаренностью лучше, чем дети с творческой одаренностью умеют анализировать возникающие противоречия, лучше ориентируются в ситуации и гармоничнее выстраивают субъективную модель ситуации, также они эффективнее решают какими должны быть показатели, которыми будут оцениваться успехи в реализации плана, что выступает как результат всей системы отношений личности к другим людям, к себе, своим возможностям и самооценки ребенка. Прогнозируемо дети с интеллектуальной одаренностью обладают развитым абстрактным
мышлением, оперативностью, сообразительностью и быстрой обучаемостью. В то же время они более возбудимы, беспокойны и нетерпеливы, чаще проявляют недовольство порядком и руководством, чем дети с творческой одаренностью. Они в эмоциональном плане — взрывчаты, но при этом высоко мотивированы.
Таким образом, гипотеза о том, что личностные особенности детей с разными видами одаренности различаются подтвердилась.
Проведенное исследование позволяет заполнить пробелы в
исследованиях личностных особенностей детей младшего школьного возраста с интеллектуальной и творческой одаренностью. Что позволит обогатить теоретические исследования, внесет вклад в более глубокое понимание психологии одаренности, детской психологии, поскольку, данная работа несет практическую и теоретическую значимость.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. -
Екатеринбург, 2000. — 624 с.
2. Арон И.С. Личностные особенности одаренного ребенка в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению // Концепт. 2012. №7 С.79-83.
3. Артемьева Т.В. Психология развития: курс лекций: Учеб. пособ. / Татарский государственный гуманитарно - педагогический университет, Казань, 2008. - 79 с.
4. Белова Е.В., Боброва Е.В., Зверева Л.И. Психологические особенности одаренного ребенка // Пермский педагогический журнал. 2012. №3
С.90-93.
5. Богоявленская Д.Б., Бабаева Ю.Д. Рабочая концепция одаренности. М.,
2003. 95 с.
6. Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития в подростковом возрасте в условиях разных моделей обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Г. Будрина. - М., 2005. 32 с.
7. Бурзунова Е.А. Изменение личностного потенциала одаренных подростков в условиях повышенной учебной нагрузки // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №353 С.166-169.
8. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 17-31.
9. Глухова В.А., Баранова Е.М. Соотношение социометрического статуса с интеллектуально-творческими способностями и личностными особенностями одаренных подростков // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2016. №2 С.82-90.
10. Глухова В.А. Социальная психология развития творческих способностей и одаренности: технология лонгитюдного исследования: учебное пособие /В.А. Глухова, В.Г. Грязева-Добшинская. -Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. - 132 с.
11. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к инте-гративной модели мотивации // Психологические исследования: электронный научный журнал. -2011. - № 1(15).
12. Грязева-Добшинская, В.Г. Психология творчества и одаренности. Теоретические основы. Эмпирические исследования. Прикладные разработки: учебное пособие / В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. - 262 с.
13. Климонтова Т.А. Внутренний мир одаренного подростка как психологическая открытая система // Вестник ЧГПУ. 2009. №11-1 С.46-55.
14. Климонтова Т.А. Самоотношение и его влияние на положение интеллектуально одаренных подростков в учебной группе: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.А. Климонтова; Иркутский гос. пед. ун-т. - Иркутск, 2003. - 18 с.
15. Кочурова О.И., Синюк О.А. Проект «Развитие одаренных детей в
условиях общеобразовательной школы» // Муниципальное
образование: инновации и эксперимент. 2010. №5 С.64-69.
16. Краснова В.И. Изучение самоопределения в предпочтительных видах деятельности одаренных подростков // Вестник ОГУ. 2011. №16 (135) С.467-468.
17. Краснова В.И. Самореализация одаренного подростка как
педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. 2012. №3 С.248-251.
18. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений /
О.Б. Крушельниц-кая. - М.: МПСИ,2008. -208 с.
19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Уч.пос. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.
20. Кушнарева Н.Ю. Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010-. -№2.
21. Ларионова Т.В., Волгина А.М. Виды одаренности детей и критерии ее выявления // Гаудеамус. 2008. №13 С.168-174.
22. Лаутова Е.В. Проблема профессионально-личностного самоопределения одаренных детей // Материалы Международной научно-практич. конференции «Диалог одаренных детей в Открытом обществе». - Оренбург: РИ КГО УОГУ, 2002. - С. 94-96.
23. Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности // Образование. 2000. № 1. С. 115-118.
24. Лёзина, С.В. Исследование роли личностных факторов в развитии одаренности (Младшие школьники и подростки): дис. ... канд. психол. наук / С.В. Лёзина. - М, 2001. - 197 с.
25. Максимова А.В. Особенности взаимоотношений одаренного подростка с семьей // Magister Dixit. 2011. №4 С.33.
26. Малкова И.Ю., Мацута В.В., Подойницина М.А. Образовательный портал как условие становления профессионального сообщества, ориентированного на развитие одаренности детей и подростков: обоснование содержания и результаты апробации в Сибирском федеральном округе // СПЖ. 2013. №49 С.50-58.
27. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие /А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 192 с.
28. Мешкова Н.В., Кондратьев М.Ю. Системная работа в сфере образования с одарёнными детьми и подростками: социальнопсихологическая составляющая // Социальная психология и общество.
2012. № 1. С. 5-25.
29. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/А. Миллер. - М.: Акад. проект, 2001. -143 с.
30. Павлова С.А. Анализ тестовых методов диагностики детской одаренности // Вестник БГУ. 2009. №15 С.223-228.
31. Пустовалова Н.И., Лазаренко Д.В. Развитие одаренности у подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №3 (14) С.229-231.
32. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова, А. В. Брушлинского, В. Н. Дружинина, В. С. Юркевич -
М., 2003. - 94 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ