Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ КУКМОРСКОГО Р-НА РТ)

Работа №55334

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
390
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Глава 1. Роль и значение воды в природе, жизни и деятельности человека. 6
1.2. Запасы воды на планете и ее распределение 7
1.3. Мировые проблемы использования водных ресурсов 10
1.4. Попытки решения проблем географических диспропорций
обеспеченностью водными ресурсами в России и бывшем СССР 13
Глава 2. Природные условия формирования водных ресурсов 21
2.1. Геология и рельеф 22
2.2. Климат 26
2.3. Гидрогеологические условия 29
Глава 3. Влияние хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы 35
3.1. Общие факторы влияния 35
3.2. Водные ресурсы Кукморского района, их состояние, охрана и
использование 40
Глава 4. Изучение внутренних вод в школе Заключение
Список использованной литературы


Понятие «водные ресурсы» в широком смысле рассматриваются как совокупность всех природных вод находящихся на планете в различном состоянии. В узком смысле данное понятие рассматривается как минерал, используемый для удовлетворения практических потребностей человека - в промышленности, сельском хозяйстве и т.д.
Несомненно, из всей огромной массы воды на Земле самой нужной и жизненно необходимой является запас пресной воды. Данный ресурс складываются из статических и из непрерывно возобновляемых водных ресурсов.
За последние десятилетия население Земли значительно взросло, а водопотребление увеличилось в два раза больше чем увеличилось население. Соответственно это привело к резкому дефициту пресной воды во многих странах нашей планеты. По данным Всемирной организации здравоохранения испытывают дефицит водных ресурсов около 1/3 населения планеты. При сохранении современных тенденций водо-дефицита, т.е. увеличение численности населения и рост промышленного можно предположить, что нужда в водных ресурсах увеличится на 112 кубических километров в год.
В классификации природных ресурсов - ресурсы поверхностных вод относятся к возобновимым. Однако водопользование современной цивилизацией обгоняет использование любого другого природного ресурса, соответственно это приводит к возникновению дефицита и можно уже говорить о том, что пресная чистая вода - становится исчерпаемым ресурсом.
Наряду с общемировой проблемой дефицита водных ресурсов, проблема сохранения водных ресурсов в Татарстане так же актуальна. Современное общество должно быть нацелено на рациональное водопользование, и в этом велика роль учителя географии, т.к. бережное отношение не только к воде, но и ко всей природе необходимо воспитывать с раннего детства.
Цель данной работы: рассмотреть водные ресурсы Кукморского муниципального района РТ, их современное состояние и рассмотреть формы и особенности преподавания этого раздела на уроках географии в средней школе.
В связи с данной целью определены и задачи работы:
исследовать природные условия формирования водных ресурсов;
представить характеристику поверхностных вод данного региона;
исследовать влияние хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы;
выявить основные источники загрязнения вод;
разработать проект проведения практических занятий по географии в старших классах средней школы.
Объектом исследования в данной работе явятся водные ресурсы Кукморского муниципального района РТ.
Предмет исследования - водные ресурсы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Из года в год водопотребление все только увеличивается, растет количество вододефицитных стран и регионов. Рост потребления пресной воды не пропорционален росту населения на планете, он растет в два раза быстрее! При сохранении данной тенденции о к 2025 году двое из трех человек на Земле будут жить в условиях напряженности водного режима - умеренной или значительной ее нехватки.
Глобальных проблем наряду с вододефицитом очень много, решение их - вот главная цель современного мира, иначе последствия вмешательства человека в природу могут стать необратимыми. Каждый человек должен внести определенную лепту в решение проблемы. Цель современного учителя географии и экологии видится в формировании геоэкологического взгляда на природные ресурсы родного края. Рачительное, бережное отношение к своему дому необходимо формировать у людей с детства. Отличным средством для этого представляются уроки географии и внеурочная краеведческая работа в школе.
В процессе работы над данной темой получены следующие основные результаты.
1. Исследованы условия формирования водных ресурсов Кукморского района. Они связаны с нормальными условиями увлажнения, возвышенным характером рельефа правобережья р. Втка. Для района характерен широтный рисунок речной сети. Из многочисленных малых рек можно назвать притоки Вятки: Любянка, Бурец, Ошторма; притоки Оштормы: Нурминка и Кия. .
Реки района питаются преимущественно талыми снеговыми водами, составляющими обычно более половины их годового стока. Важное значение в питании большей части рек имеют, кроме того, дождевые и грунтовые воды. На весну приходится 40 - 60 % и более годового стока.
Преобладают пойменные озера и имеют не большую плотность. По морфометрическим признакам озера республики относятся к категории малых и очень малых. Питаются озера, главным образом, впадающими в них
реками, талыми снеговыми водами, и весной уровень озер выше, размеры их увеличиваются. В питании некоторых озер немалое значение имеют ключи и источники. Большинство озер испытывает интенсивное антропогенное воздействие со стороны объектов сельскохозяйственного назначения, ведущее к процессам эвтрофирования и заиления.
Колебания водности рек имеют естественную метеорологическую природу. Наиболее интенсивно используются реки Ошторма и Нурминка. Объясняется это тем, что эти реки протекают по территории производственных центров, которые забирают поверхностные воды не только на общехозяйственные нужды, но и на промышленные.
Наиболее характерным загрязнением поверхностных вод является повышенное содержание в воде азотистых и органических веществ, что связано с несоблюдением режима использования водоохранных зон и прибрежных полос, несоблюдения правил размещения ранее построенных животноводческих ферм, выпаса скота в водоохранных зонах малых рек, малоэффективной работы эксплуатируемых ОС, качество сбрасываемых сточных вод которых не отвечает установленным нормативным требованиям. Основными источниками загрязнения региона являются организованные сбросы недостаточно очищенных сточных вод предприятий масломолочного и жилищно-коммунального комплексов, сбросы неочищенных поверхностных сточных вод с промышленных площадок и территорий населенных пунктов.
Одни хозяйственные мероприятия влияют на сток рек косвенно — через изменение элементов водного баланса в речных бассейнах (главным образом испарения) и через изменение условий стекания талых и дождевых вод со склонов, сопутствующее преобразованию поверхности речного бассейна.
Другие связаны с изъятием, территориальным перераспределением и регулированием самого речного стока: забор вод на промышленное и коммунальное водоснабжение, регулирование стока с помощью 59
водохранилищ и т. д. В результате этих водохозяйственных мероприятий может измениться как величина стока, так и его внутригодовое распределение.
Особую роль в школьном экологическом обучении и воспитании играет реализация регионального компонента образования. Основы такой системы образования составит сочетание различных форм занятий по географии в старших классах, существенное место среди которых принадлежит практическим урокам в форме экскурсий, викторин, игр на конкретных географических объектах местности.
Изучению водных ресурсов региона предложено посвятить часть уроков по физической географии России в VIII классе при изучении тем: «Внутренние воды и водные ресурсы России», «Природа регионов России - Татарстан, «Человек и природа - антропогенные воздействия на природу»; по географии регионов и по экономической географии в Х классе при изучении тем «Природные ресурсы Татарстана - реки и озера», «Промышленность Татарстана», «Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на природные ресурсы татарстана» и др.
В качестве примера в данной работе представлен вариант урока географии в VIII классе, направленного на изучение рек.



1. Авакян А.Б., Салтанкин В.П., Шарапов В.А. Водохранилища и их воздействие на окружающую среду. - М., 1996. - 367 с.
2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа,2001. - 286 с.
3. Бассейновое соглашение: концепция, состав, сопровождение / А.М. Черняев, А.М. Асонов, Н.Б. Прохорова. Екатеринбург: РосНИИВХ, 1996. - 16 с.
4. Вендров С.Л. Жизнь наших рек. - СПб, 1996. -112 с.
5. Генеральный план п.г.т Кукмор. Охрана окружающей среды/ГУП РТ «Татинвестгражданпроект». Казань, 2011. С. 157
6. Гидрогеология / Под ред. В.М. Шестакова и М.С. Орлова. - М., 1994. - 317 с.
7. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан// Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
http://eco.tatarstan.ru/gosdoklad.htm
8. Государственный реестр особо охраняемых природных территорий в республике Татарстан. Издание второе. - Казань, Издательство "Идел-Пресс", 2007. - 408 с.
9. Дегтярев В,В. Охрана окружающей среды. - М.: Транспорт, 1989. - 208 с.
10. Жукинский В.П. Экологический риск и экологический ущерб качеству поверхностных вод // Водные ресурсы. Март - Апрель. - 2003. - №
2. Том 30.- Наука. С.213 - 222.
11. Зеликин М. И. История вечнозеленой жизни. М.: Факториал- Пресс. 2001. С. 68.
12. Ковалевский В.С., Раткович Д.Я. Об экологически допустимых изъятиях речных вод // Водные ресурсы. Январь - февраль. - 2003. - № 1. Том 30.- Наука. С. 117 - 125.
13. Кошелев А. П. О первом проекте переброски сибирских вод в Арало-Каспийский бассейн // Вопросы истории естествознания и техники, 1985, № 3.
14. Крицкий С.Н. О направлении исследований в области теории использования водных ресурсов // Проблемы изучения и использования водных ресурсов. - М.: Наука, 1988. — 128 с.
15. Куприянов В.В. Гидрологические аспекты урбанизации. - М.: Недра, 1986. - 180 с.
16. Леонтьев И.В. Геологические экскурсии в России // География в школе. - 2002. - № 9. - С. 38 - 47.
17. Литвинова Т.В. Формирование интеллектуальных и творческих способностей на уроках географии // География в школе. - 2003. - № 7. - С. 59 - 62.
18. Львович М. И. Будущее водных ресурсов // Преобразование стока и водные ресурсы. — М., 1993. — С. 20-48.
19. Львович А.И. Защита вод от загрязнения. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.-168 с.
20. Львович М. И., Соколов А.А. Антропогенные изменения гидросферы // Современные проблемы географии. — М.: Наука, 1996. -С. 72¬86.
21. Михайлов В.Н., Добровольский А. Д. Общая гидрология. - М.: высшая школа, 2002. - 368 с.
22. Морозова М. Западная Сибирь - Приаралье: возрождение «проекта века»? // Восток. 1999. №6, с. 92 -105.
23. Оленев А.М. Урал и Новая Земля. Очерк природы. - М.: Мысль, 1965. - 215 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ