Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности

Работа №55333

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
512
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
1.1 Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога 7
1.2. Особенности (факторы) эмоционального выгорания педагогов 18
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В СВЯЗИ С ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Программа и методы эмпирического исследования педагогов в связи с
продолжительностью профессиональной деятельности 29
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 31
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 58


Актуальность темы исследования: Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Как следствие, многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С учетом данного противоречия была выбрана тема дипломной работы, в которой мы попытаемся исследовать факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рассмотрением проблемы эмоционального выгорания в связи с соотнесением педагога с типом поведения, в ситуации предъявления ему профессиональных требований.
Исследователями признается высокая актуальность изучения эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога, поскольку, по мнению ряда авторов (Л. М. Митина, А. М. Первицкая, Е. А. Васильевская, О. С. Павлова, Е. П. Ильин, Т. В. Форманюк) [23, 27, 2, 26, 9, 29] сама специфика педагогической деятельности - высокая интенсивность вынужденных социальных контактов, каждодневная психическая и эмоциональная нагрузка, высокая ответственность за учеников, поведение «трудных» учеников и необходимость выстраивания отношений с ними, дисбаланс между интеллектуально - энергетическими затратами и морально - материальным вознаграждением (фактор социальной несправедливости) - обусловливает возникновение и развитие у педагогов эмоционального выгорания.
Подробно изучены и описаны только внешние (организационные) и внутренние (личностные) факторы выгорания педагогов. Исследованию же смысловых особенностей переживания педагогами состояния выгорания, в связи с продолжительностью профессиональной деятельности и с взаимосвязью с типом поведения педагога в ситуации предъявления ему профессиональных требований, в настоящее время в психологической науке не уделено достаточного внимания, что и составляет теоретическую значимость данного исследования.
Социальная значимость данного исследования определяется в том, что педагоги занимают центральное место в образовательном и воспитательном процессе, соответственно важно сохранить им психологическое здоровье.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в составлении программ по адаптации, педагогов с малым стажем и сохранению психологического здоровья педагогам, имеющим высокий педагогический стаж.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания педагогов
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности
Цель исследования: определить особенности эмоционального выгорания педагогов в зависимости от продолжительности профессиональной деятельности и во взаимосвязи с типом поведения, предъявляемым педагогам в ситуации профессиональных требований.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что: на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как особенности личностных факторов педагога, так и продолжительность профессиональной деятельности.
Для реализации цели данного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретическую и практическую
значимость исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов
2. Подобрать комплекс методик, позволяющих выявить развитие синдрома эмоционального выгорания, с личностными особенностями в профессиональной деятельности педагогов
3. Организовать и провести исследование на выявление особенностей проявления эмоционального выгорания у педагогов
4. Определить особенности эмоционального выгорания педагогов в зависимости от педагогического стажа
Для проверки гипотезы был использован комплекс разнообразных методов, взаимодополняющих друг друга:
- теоретические - анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение раннего педагогического исследования, анализ, синтез;
- эмпирические - анкетирование, тестирование, а также методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
В исследовании эмоционального выгорания педагогов использовались методики: опросник «Профессиональное выгорание» MBI (К.Маслач,
С.Джексон), адаптация Водопьяновой Н.Е (2001г); методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко (1996г); опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) Шааршмидт и А. Фишер, адаптация Т. Ронгинской (1996г); шкала общей прокрастинации C.H.Lay (1986г); многофакторный личностный опросник FPI (И.Фаренберг, Х.Зарг, Р.Гампел), форма В адаптация А.А.Крылова, Т.И. Ронгинской (1989г).
Выборка: В исследовании принимали участие педагоги
общеобразовательных школ РТ, в количестве 63 человек. Для дальнейшей обработки данных, педагоги были разделены в 3 группы, по длительности педагогического стажа:
1 группа - до 7 лет (средний возраст испытуемых - 28 лет),
2 группа - от 8 - 15 лет (средний возраст испытуемых - 35 лет),
3 группа - от 16 - 23 лет (средний возраст испытуемых - 42 года).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагога. В ней мы изучали и исследовали феномен эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на него.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рассмотрением проблемы эмоционального выгорания в связи с соотнесением педагога с типом поведения, в ситуации предъявления ему профессиональных требований.
В соответствии с этим мы сформулировали:
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания педагогов
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у
педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности
Целью данной работы послужило - определение особенностей эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от продолжительности профессиональной деятельности.
Для реализации цели, была проведена следующая работа:
1. Изучена и проанализирована теоретическая и практическая значимость исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов
2. Подобран комплекс методик, позволяющих выявить развитие синдрома эмоционального выгорания, с личностными особенностями в профессиональной деятельности педагогов
3. Организовано и проведено исследование на выявление особенностей проявления эмоционального выгорания у педагогов
4. Выявлены особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности.
В данном исследовании мы взяли за основу предположение о том, что на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как особенности личностных факторов педагога, так и продолжительность профессиональной деятельности. В ходе количественного и качественного
анализа нашей работы, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась.
В результате исследования были получены следующие выводы:
1. Специфика педагогической деятельности, психическая и
эмоциональная нагрузка, высокая ответственность за учеников, отсутствие условий для снятия психоэмоционального утомления, недостаточная компетентность в вопросах сохранения и восстановления здоровья - обусловливает возникновение и развитие у педагогов эмоционального выгорания.
2. У педагогов с разным педагогическим стажем своя специфика проявления особенностей синдрома эмоционального выгорания.
3. Эмоциональному выгоранию больше подвержены педагоги, имеющие общий педагогический стаж до 7 лет и средний возраст 28 лет и педагоги, имеющие общий педагогический стаж от 16 до 23 лет и средний возраст 42 года. Педагоги, вошедшие во вторую группу, имеющие стаж от 8 до 15 лет и средний возраст 35 лет, оказались наиболее устойчивыми к эмоциональному выгоранию
4. Педагоги, вошедшие в первую группу, имеющие стаж до 7 лет и средний возраст 28 лет, характеризуются низкой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к конструктивному решению задач и постоянным чувством беспокойства и страха. Также можно отметить у них переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревогу, эмоциональное перенапряжение, несоответствие ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью и реальной действительностью. Тем самым все это приводит к дополнительным психическим нагрузкам, постоянной неудовлетворенности собой и нежеланию выполнять профессиональные задачи. Педагоги данной группы имеют склонность к депрессивности, наличие этих признаков в эмоциональном состоянии и в поведении, в отношении себя и окружающих людей, и, как следствие, у них развивается, эмоциональное выгорание.
5. Педагоги, вошедшие во вторую группу, имеющие стаж от 8 до 15 лет и средний возраст 35 лет, характеризуются открытостью, способностью в решении профессиональных задач и трудных проблем, придающие профессиональной деятельности высокое значение. Они контролируют собственные энергетические затраты, соответственно оказались наиболее устойчивыми к профессиональному выгоранию. Педагоги данной группы имеют высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
6. Педагоги, вошедшие в третью группу, имеющие стаж от 16 до 23 лет и средний возраст 42 года, характеризуются постоянным чувством беспокойства, постоянной неудовлетворенности собой, сниженной психической устойчивостью, эмоциональной отстраненностью. Педагоги данной группы, переживая психотравмирующие обстоятельства и тревогу, испытывают напряжение от своей деятельности, что впоследствии приводит к неадекватному эмоциональному реагированию на различные ситуации в педагогической среде. Тем самым происходит эмоциональный дефицит и, как следствие, эмоциональное выгорание.
Таким образом, в качестве рекомендаций по эмоциональному выгоранию, мы можем предложить педагогам со стажем до 7 лет проведение адаптационной работы, для того чтобы повысить их профессиональную успешность, эмоциональное состояние; педагогам со стажем от 16 до 23 лет, проведение поддерживающей терапии по устранению эмоциональной опустошенности и неудовлетворенности собой в профессиональной среде. А педагогам со стажем от 8 до 15 лет можно предложить тренинги для предотвращения синдрома эмоционального выгорания.



1. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
2. Васильевкая, Е.А. Педагогика/ Профессиональное здоровье педагога как фактор совершенствования здоровьесберегающей образовательной среды - 2011 - УДК 657.6.
3. Водопьянова, Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека [Текст] / Н. Е. Водопьянова // Вестник СПБГУ Сер. 12. - 2009. - Вып.2. - С. 75-86.
4. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. -724 с.
5. Гвоздикина, И.Д. Синдром профессионального выгорания у педагогов и его профилактика //Инфоурок. - 2015. - ДВ- 126531.
6. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2012. - 256 с.
7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
8. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 с.
9. Зимбардо, Ф., Бойд, Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь [Текст] / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
10. Ильин, Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. М.:Питер. 2011. - 224 с.
11. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. -752 с.
12. Комаревцева, И. В. Психологические особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования личности [Текст] / И. В. Комаревцева: дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2014. - 172 с.
13. Коновалова, В.А. Организационные симптомы и факторы профессионального выгорания / В.А. Коновалова // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2010. -№ 5
14. Королева, Е.Г., Шустер Э.Е. Синдром эмоционального выгорания // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2007. - Выпуск №3 (19).
15. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
16. Крыгина, М. В. Перспективы гуманитарного образования в российских вузах [Текст] / М. В. Крыгина // Известия Томского политехнического университета. - Т. 315. № 6. - 2009.
17. Курапова, И. А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности: на примере педагогов средней и высшей школы [Текст] / И. А. Курапова: автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2009. - 246 с.
18. Леонова, А. Стресс и копинг поведение: факторы развития
профессионально-личностных деформаций / А. Леонова // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г. В 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Т. 2. - Кострома, 20136. - С. 122-124.
19. Лукьянов, О. В. Готовность быть: введение в транстемпоральную психологию [Текст] / О. В. Лукьянов. - М.: Смысл, 2009. - 231 с.
20. Лукьянов, О. В., Неяскина, Ю. Ю. Смысловые детерминанты временной перспективы личности [Текст] / О. В. Лукьянов, Ю. Ю. Неяскина // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 360 (июль). - С. 152-157.
21. Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 с.
22. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 817 с.
23. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-320 с.
24. Мохова, С.Б., Неврюев А.Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов. // Вопросы психологии. 2013. №1. С 24-35.
25. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В. Е. Орёл. - М.: ИП РАН, 2005. - 330 с.
26. Павлова, О.С. Факторы, влияющие на восприятие качества жизни педагогов коррекционных школ // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №26.
27. Первицкая, А.М. Изучение эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы. Наука и современность - ВАК РФ: 19.00.00 УДК:159.9 Выпуск №25-1/ 2013.
28. Ральникова, И. А. Рефлексивно-личностная детерминация становления жизненных перспектив на переломных этапах жизненного пути [Текст] / И. А. Ральникова // Мир науки, культуры, образования. 2009. №5 (17). - С. 284- 287.
29. Самойлов, В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник. / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 207 с.
30. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 с.
31. Яницкий, М. С., Серый, А. В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности: учебное пособие / М. С. Яницкий, А. В. Серый. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. - 102 с.
32. Schaufeli, W.B., Leiter, M.P., Maslach,C., Jackson, S.E. MBIGeneral Survey // In C. Maslach, S.E. Jackson, and M.P. Leiter (Eds.), 1996. - р.19-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ