Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
1.1 Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога 7
1.2. Особенности (факторы) эмоционального выгорания педагогов 18
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В СВЯЗИ С ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Программа и методы эмпирического исследования педагогов в связи с
продолжительностью профессиональной деятельности 29
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 31
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
1.1 Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога 7
1.2. Особенности (факторы) эмоционального выгорания педагогов 18
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В СВЯЗИ С ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Программа и методы эмпирического исследования педагогов в связи с
продолжительностью профессиональной деятельности 29
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 31
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Актуальность темы исследования: Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Как следствие, многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С учетом данного противоречия была выбрана тема дипломной работы, в которой мы попытаемся исследовать факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рассмотрением проблемы эмоционального выгорания в связи с соотнесением педагога с типом поведения, в ситуации предъявления ему профессиональных требований.
Исследователями признается высокая актуальность изучения эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога, поскольку, по мнению ряда авторов (Л. М. Митина, А. М. Первицкая, Е. А. Васильевская, О. С. Павлова, Е. П. Ильин, Т. В. Форманюк) [23, 27, 2, 26, 9, 29] сама специфика педагогической деятельности - высокая интенсивность вынужденных социальных контактов, каждодневная психическая и эмоциональная нагрузка, высокая ответственность за учеников, поведение «трудных» учеников и необходимость выстраивания отношений с ними, дисбаланс между интеллектуально - энергетическими затратами и морально - материальным вознаграждением (фактор социальной несправедливости) - обусловливает возникновение и развитие у педагогов эмоционального выгорания.
Подробно изучены и описаны только внешние (организационные) и внутренние (личностные) факторы выгорания педагогов. Исследованию же смысловых особенностей переживания педагогами состояния выгорания, в связи с продолжительностью профессиональной деятельности и с взаимосвязью с типом поведения педагога в ситуации предъявления ему профессиональных требований, в настоящее время в психологической науке не уделено достаточного внимания, что и составляет теоретическую значимость данного исследования.
Социальная значимость данного исследования определяется в том, что педагоги занимают центральное место в образовательном и воспитательном процессе, соответственно важно сохранить им психологическое здоровье.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в составлении программ по адаптации, педагогов с малым стажем и сохранению психологического здоровья педагогам, имеющим высокий педагогический стаж.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания педагогов
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности
Цель исследования: определить особенности эмоционального выгорания педагогов в зависимости от продолжительности профессиональной деятельности и во взаимосвязи с типом поведения, предъявляемым педагогам в ситуации профессиональных требований.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что: на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как особенности личностных факторов педагога, так и продолжительность профессиональной деятельности.
Для реализации цели данного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретическую и практическую
значимость исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов
2. Подобрать комплекс методик, позволяющих выявить развитие синдрома эмоционального выгорания, с личностными особенностями в профессиональной деятельности педагогов
3. Организовать и провести исследование на выявление особенностей проявления эмоционального выгорания у педагогов
4. Определить особенности эмоционального выгорания педагогов в зависимости от педагогического стажа
Для проверки гипотезы был использован комплекс разнообразных методов, взаимодополняющих друг друга:
- теоретические - анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение раннего педагогического исследования, анализ, синтез;
- эмпирические - анкетирование, тестирование, а также методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
В исследовании эмоционального выгорания педагогов использовались методики: опросник «Профессиональное выгорание» MBI (К.Маслач,
С.Джексон), адаптация Водопьяновой Н.Е (2001г); методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко (1996г); опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) Шааршмидт и А. Фишер, адаптация Т. Ронгинской (1996г); шкала общей прокрастинации C.H.Lay (1986г); многофакторный личностный опросник FPI (И.Фаренберг, Х.Зарг, Р.Гампел), форма В адаптация А.А.Крылова, Т.И. Ронгинской (1989г).
Выборка: В исследовании принимали участие педагоги
общеобразовательных школ РТ, в количестве 63 человек. Для дальнейшей обработки данных, педагоги были разделены в 3 группы, по длительности педагогического стажа:
1 группа - до 7 лет (средний возраст испытуемых - 28 лет),
2 группа - от 8 - 15 лет (средний возраст испытуемых - 35 лет),
3 группа - от 16 - 23 лет (средний возраст испытуемых - 42 года).
Исследователями признается высокая актуальность изучения эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога, поскольку, по мнению ряда авторов (Л. М. Митина, А. М. Первицкая, Е. А. Васильевская, О. С. Павлова, Е. П. Ильин, Т. В. Форманюк) [23, 27, 2, 26, 9, 29] сама специфика педагогической деятельности - высокая интенсивность вынужденных социальных контактов, каждодневная психическая и эмоциональная нагрузка, высокая ответственность за учеников, поведение «трудных» учеников и необходимость выстраивания отношений с ними, дисбаланс между интеллектуально - энергетическими затратами и морально - материальным вознаграждением (фактор социальной несправедливости) - обусловливает возникновение и развитие у педагогов эмоционального выгорания.
Подробно изучены и описаны только внешние (организационные) и внутренние (личностные) факторы выгорания педагогов. Исследованию же смысловых особенностей переживания педагогами состояния выгорания, в связи с продолжительностью профессиональной деятельности и с взаимосвязью с типом поведения педагога в ситуации предъявления ему профессиональных требований, в настоящее время в психологической науке не уделено достаточного внимания, что и составляет теоретическую значимость данного исследования.
Социальная значимость данного исследования определяется в том, что педагоги занимают центральное место в образовательном и воспитательном процессе, соответственно важно сохранить им психологическое здоровье.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в составлении программ по адаптации, педагогов с малым стажем и сохранению психологического здоровья педагогам, имеющим высокий педагогический стаж.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания педагогов
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности
Цель исследования: определить особенности эмоционального выгорания педагогов в зависимости от продолжительности профессиональной деятельности и во взаимосвязи с типом поведения, предъявляемым педагогам в ситуации профессиональных требований.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что: на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как особенности личностных факторов педагога, так и продолжительность профессиональной деятельности.
Для реализации цели данного исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретическую и практическую
значимость исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов
2. Подобрать комплекс методик, позволяющих выявить развитие синдрома эмоционального выгорания, с личностными особенностями в профессиональной деятельности педагогов
3. Организовать и провести исследование на выявление особенностей проявления эмоционального выгорания у педагогов
4. Определить особенности эмоционального выгорания педагогов в зависимости от педагогического стажа
Для проверки гипотезы был использован комплекс разнообразных методов, взаимодополняющих друг друга:
- теоретические - анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение раннего педагогического исследования, анализ, синтез;
- эмпирические - анкетирование, тестирование, а также методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
В исследовании эмоционального выгорания педагогов использовались методики: опросник «Профессиональное выгорание» MBI (К.Маслач,
С.Джексон), адаптация Водопьяновой Н.Е (2001г); методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко (1996г); опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) Шааршмидт и А. Фишер, адаптация Т. Ронгинской (1996г); шкала общей прокрастинации C.H.Lay (1986г); многофакторный личностный опросник FPI (И.Фаренберг, Х.Зарг, Р.Гампел), форма В адаптация А.А.Крылова, Т.И. Ронгинской (1989г).
Выборка: В исследовании принимали участие педагоги
общеобразовательных школ РТ, в количестве 63 человек. Для дальнейшей обработки данных, педагоги были разделены в 3 группы, по длительности педагогического стажа:
1 группа - до 7 лет (средний возраст испытуемых - 28 лет),
2 группа - от 8 - 15 лет (средний возраст испытуемых - 35 лет),
3 группа - от 16 - 23 лет (средний возраст испытуемых - 42 года).
Данная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагога. В ней мы изучали и исследовали феномен эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на него.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рассмотрением проблемы эмоционального выгорания в связи с соотнесением педагога с типом поведения, в ситуации предъявления ему профессиональных требований.
В соответствии с этим мы сформулировали:
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания педагогов
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у
педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности
Целью данной работы послужило - определение особенностей эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от продолжительности профессиональной деятельности.
Для реализации цели, была проведена следующая работа:
1. Изучена и проанализирована теоретическая и практическая значимость исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов
2. Подобран комплекс методик, позволяющих выявить развитие синдрома эмоционального выгорания, с личностными особенностями в профессиональной деятельности педагогов
3. Организовано и проведено исследование на выявление особенностей проявления эмоционального выгорания у педагогов
4. Выявлены особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности.
В данном исследовании мы взяли за основу предположение о том, что на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как особенности личностных факторов педагога, так и продолжительность профессиональной деятельности. В ходе количественного и качественного
анализа нашей работы, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась.
В результате исследования были получены следующие выводы:
1. Специфика педагогической деятельности, психическая и
эмоциональная нагрузка, высокая ответственность за учеников, отсутствие условий для снятия психоэмоционального утомления, недостаточная компетентность в вопросах сохранения и восстановления здоровья - обусловливает возникновение и развитие у педагогов эмоционального выгорания.
2. У педагогов с разным педагогическим стажем своя специфика проявления особенностей синдрома эмоционального выгорания.
3. Эмоциональному выгоранию больше подвержены педагоги, имеющие общий педагогический стаж до 7 лет и средний возраст 28 лет и педагоги, имеющие общий педагогический стаж от 16 до 23 лет и средний возраст 42 года. Педагоги, вошедшие во вторую группу, имеющие стаж от 8 до 15 лет и средний возраст 35 лет, оказались наиболее устойчивыми к эмоциональному выгоранию
4. Педагоги, вошедшие в первую группу, имеющие стаж до 7 лет и средний возраст 28 лет, характеризуются низкой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к конструктивному решению задач и постоянным чувством беспокойства и страха. Также можно отметить у них переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревогу, эмоциональное перенапряжение, несоответствие ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью и реальной действительностью. Тем самым все это приводит к дополнительным психическим нагрузкам, постоянной неудовлетворенности собой и нежеланию выполнять профессиональные задачи. Педагоги данной группы имеют склонность к депрессивности, наличие этих признаков в эмоциональном состоянии и в поведении, в отношении себя и окружающих людей, и, как следствие, у них развивается, эмоциональное выгорание.
5. Педагоги, вошедшие во вторую группу, имеющие стаж от 8 до 15 лет и средний возраст 35 лет, характеризуются открытостью, способностью в решении профессиональных задач и трудных проблем, придающие профессиональной деятельности высокое значение. Они контролируют собственные энергетические затраты, соответственно оказались наиболее устойчивыми к профессиональному выгоранию. Педагоги данной группы имеют высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
6. Педагоги, вошедшие в третью группу, имеющие стаж от 16 до 23 лет и средний возраст 42 года, характеризуются постоянным чувством беспокойства, постоянной неудовлетворенности собой, сниженной психической устойчивостью, эмоциональной отстраненностью. Педагоги данной группы, переживая психотравмирующие обстоятельства и тревогу, испытывают напряжение от своей деятельности, что впоследствии приводит к неадекватному эмоциональному реагированию на различные ситуации в педагогической среде. Тем самым происходит эмоциональный дефицит и, как следствие, эмоциональное выгорание.
Таким образом, в качестве рекомендаций по эмоциональному выгоранию, мы можем предложить педагогам со стажем до 7 лет проведение адаптационной работы, для того чтобы повысить их профессиональную успешность, эмоциональное состояние; педагогам со стажем от 16 до 23 лет, проведение поддерживающей терапии по устранению эмоциональной опустошенности и неудовлетворенности собой в профессиональной среде. А педагогам со стажем от 8 до 15 лет можно предложить тренинги для предотвращения синдрома эмоционального выгорания.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рассмотрением проблемы эмоционального выгорания в связи с соотнесением педагога с типом поведения, в ситуации предъявления ему профессиональных требований.
В соответствии с этим мы сформулировали:
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания педагогов
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у
педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности
Целью данной работы послужило - определение особенностей эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от продолжительности профессиональной деятельности.
Для реализации цели, была проведена следующая работа:
1. Изучена и проанализирована теоретическая и практическая значимость исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов
2. Подобран комплекс методик, позволяющих выявить развитие синдрома эмоционального выгорания, с личностными особенностями в профессиональной деятельности педагогов
3. Организовано и проведено исследование на выявление особенностей проявления эмоционального выгорания у педагогов
4. Выявлены особенности проявления эмоционального выгорания у педагогов в связи с продолжительностью профессиональной деятельности.
В данном исследовании мы взяли за основу предположение о том, что на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как особенности личностных факторов педагога, так и продолжительность профессиональной деятельности. В ходе количественного и качественного
анализа нашей работы, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась.
В результате исследования были получены следующие выводы:
1. Специфика педагогической деятельности, психическая и
эмоциональная нагрузка, высокая ответственность за учеников, отсутствие условий для снятия психоэмоционального утомления, недостаточная компетентность в вопросах сохранения и восстановления здоровья - обусловливает возникновение и развитие у педагогов эмоционального выгорания.
2. У педагогов с разным педагогическим стажем своя специфика проявления особенностей синдрома эмоционального выгорания.
3. Эмоциональному выгоранию больше подвержены педагоги, имеющие общий педагогический стаж до 7 лет и средний возраст 28 лет и педагоги, имеющие общий педагогический стаж от 16 до 23 лет и средний возраст 42 года. Педагоги, вошедшие во вторую группу, имеющие стаж от 8 до 15 лет и средний возраст 35 лет, оказались наиболее устойчивыми к эмоциональному выгоранию
4. Педагоги, вошедшие в первую группу, имеющие стаж до 7 лет и средний возраст 28 лет, характеризуются низкой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к конструктивному решению задач и постоянным чувством беспокойства и страха. Также можно отметить у них переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревогу, эмоциональное перенапряжение, несоответствие ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью и реальной действительностью. Тем самым все это приводит к дополнительным психическим нагрузкам, постоянной неудовлетворенности собой и нежеланию выполнять профессиональные задачи. Педагоги данной группы имеют склонность к депрессивности, наличие этих признаков в эмоциональном состоянии и в поведении, в отношении себя и окружающих людей, и, как следствие, у них развивается, эмоциональное выгорание.
5. Педагоги, вошедшие во вторую группу, имеющие стаж от 8 до 15 лет и средний возраст 35 лет, характеризуются открытостью, способностью в решении профессиональных задач и трудных проблем, придающие профессиональной деятельности высокое значение. Они контролируют собственные энергетические затраты, соответственно оказались наиболее устойчивыми к профессиональному выгоранию. Педагоги данной группы имеют высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
6. Педагоги, вошедшие в третью группу, имеющие стаж от 16 до 23 лет и средний возраст 42 года, характеризуются постоянным чувством беспокойства, постоянной неудовлетворенности собой, сниженной психической устойчивостью, эмоциональной отстраненностью. Педагоги данной группы, переживая психотравмирующие обстоятельства и тревогу, испытывают напряжение от своей деятельности, что впоследствии приводит к неадекватному эмоциональному реагированию на различные ситуации в педагогической среде. Тем самым происходит эмоциональный дефицит и, как следствие, эмоциональное выгорание.
Таким образом, в качестве рекомендаций по эмоциональному выгоранию, мы можем предложить педагогам со стажем до 7 лет проведение адаптационной работы, для того чтобы повысить их профессиональную успешность, эмоциональное состояние; педагогам со стажем от 16 до 23 лет, проведение поддерживающей терапии по устранению эмоциональной опустошенности и неудовлетворенности собой в профессиональной среде. А педагогам со стажем от 8 до 15 лет можно предложить тренинги для предотвращения синдрома эмоционального выгорания.
Подобные работы
- Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с
профилем преподаваемых дисциплин
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ В СВЯЗИ С
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Феномен эмоционального выгорания (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ПОДРОСТКАМИ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов начальной школы и методы его профилактики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019



