Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация культурной политики в регионах Российской Федерации

Работа №55303

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы изучения государственной культурной политики 6
1.1. Понятия и особенности культурной политики 6
1.2. Нормативно-правовые основы культурной политики в РФ 14
Глава 2. Практические аспекты реализации культурной политики на
региональном уровне 30
2.1. Анализ осуществления культурной политики в регионах ПФО -
Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Чувашской Республики,
Кировской области, Ульяновской области, Самарской области 30
2.2. Реализация проектов государственно-частного партнерства в сфере
культуры 55
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования культурной политики в регионах Приволжского Федерального округа 64
3.1. Проблемы реализации культурной политики на региональном уровне .. 64
3.2. Направления совершенствования культурной политики в регионах 76
Заключение 83
Библиографический список 87
Приложения 95

Культура - это, прежде всего, система ценностей общества, его представлений о жизни, совокупность сложившихся норм, традиций и образцов поведения. Культура - это тот фундамент, который позволяет людям истолковать свой имеющийся опыт и направлять свои действия. Очень часто такое слово как «культура» используется для того, чтобы передать определенный уклад и устой жизни разных народов и этносов.
В нашей обыденной жизни мы постоянно сталкиваемся с этим словом. Люди постоянно стремятся повысить уровень своей культуры, имея при этом в виду образованность, начитанность, кругозор своих мыслей и многое другое.
Можно сказать, что культура - это практически большая часть всего того, что нас окружает. Культура имеет в наших жизнях бесспорно большое значение, но следует отметить, что у каждого человека своя индивидуальная культура, которая может не совпадать с пониманием культуры другого человека.
Становление региональной культуры как самостоятельного направления государственного и муниципального управления актуализировало потребность в ее теоретическом и практическом анализе.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что именно культурная политика, проводимая государством, несет в себе огромную значимость для всего общества в целом. По уровню культуры в стране можно судить о качестве проведения государственной политики. Государство с помощью правомерных норм помогает приобщить нас к культурной жизни общества. Поддерживая и развивая театры, библиотеки, сохраняя исторически значимые объекты, власть помогает не стоять нашему мировоззрению на месте, а при желании постоянно развиваться, удовлетворяя при этом свои потребности.
Тема выпускной квалификационной работы является актуальной для нашего современного российского общества. В настоящее время интернет, всевозможные гаджеты вошли в нашу жизнь и прочно в ней закрепились. Люди стали меньше читать литературу, все реже и реже ходить в театры, на выставки, разучились самостоятельно мыслить, так как под рукой всегда есть интернет, который знает всё и даже больше. Вот почему так важно, чтобы государство серьёзно занималось проведением культурной политики.
Объектом работы является культурная политика современной России.
Предмет исследования - реализация культурной политики на региональном уровне.
Цель работы - сравнительный анализ реализации культурной политики в регионах ПФО и выявление существующих путей оптимизации работы органов государственной власти в сфере культуры.
Задачи, поставленные в работе:
- раскрыть понятия и особенности культурной политики;
- изучить нормативно-правовые основы культурной политики в РФ;
- проанализировать осуществление культурной политики в регионах ПФО - Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Чувашской Республики, Кировской области, Ульяновской области, Самарской области;
- рассмотреть реализацию проектов ГЧП в сфере культуры и их воздействие на социально-экономическое развитие регионов;
- выявить проблемы реализации культурной политики на региональном уровне;
- предложить направления совершенствования культурной политики в регионах.
Проблемы современной государственной культурной политики уже на
протяжении многих лет привлекали внимание российских ученых. Огромный
труд вложили многие историки, философы, культурологи, социологи и
юристы. В основе теоретической базы исследования культурной политики
лежат положения, которые были изложены в трудах ученых, таких как О.Н. Астафьева, Т.Г. Богатырева, В.К. Егоров, А.С. Балакшин, Л.Е. Востряков, И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов и др.
Информационная база - при написании работы были использованы научные труды отечественных авторов по рассматриваемому вопросу, материалы периодической печати и сети Internet, изучены нормативноправовые акты Российской Федерации и регионов ПФО, данные государственной статистики.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы анализа и синтеза, статистический и сравнительный метод.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические и правовые основы государственной культурной политики.
Во второй главе изучены особенности реализации культурной политики на региональном уровне на примере ПФО в целом и конкретно в Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Кировской, Самарской и Ульяновских областях. Проведен анализ осуществления культурной политики в регионах ПФО, рассмотрены специфические проекты для каждого региона.
Третья глава выпускной квалификационной работы посвящена проблемам и путям совершенствования культурной политики в регионах ПФО. Здесь разработаны предложения по совершенствованию реализации культурной политики.
В заключении представлены основные выводы по результатам исследования.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 78 страницах (без учета списка литературы и приложений) и содержит: 11 рисунков, 18 таблиц, 55 источников, 7 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном обществе культура понимается людьми как духовное развитие человека, составляющая содержание его внутреннего мира и мировоззрения. Театры, музеи, выставки, произведения литературы в подсознании каждого человека автоматически ассоциируются с понятием «культура». Если человек является субъектом или объектом культурной сферы, это вызывает одобрение со стороны общества.
У культуры существует множество различных функций, среди которых нет перво- и второстепенных, так как они все очень важны. С помощью неё мы адаптируемся к окружающей нас среде, развиваемся как личности и видим чёткое представление о том, как применять накопленные нами знания и навыки в обыденной жизни.
Российский народ имеет огромнейшее количество культурного наследия, ценностей и обычаев, доставшихся нам от предков. Именно поэтому очень важно сохранять всё то, что дошло до нас сквозь многие века.
Властями страны законодательно закреплены культурные аспекты.
Конституция гарантирует нам свободу литературного, художественного, технического и других видов творчества. Так же в ней определены и наши обязанности, в связи с которыми мы должны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Культурная политика государства целиком и полностью направлена на то, чтобы помочь обществу не стоять на месте, а развиваться и культурно обогащаться. Это очень важно, так как мы передаём все наше духовное наследие будущим поколениям.
В ходе выполнения дипломной работы, была проанализирована реализация культурной политики в регионах ПФО. Отдельно были рассмотрены Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Чувашская
Республика, Кировская, Самарская и Ульяновская области.
Были выявлены некоторые существующие пути оптимизации работы органов государственной власти в сфере культуры.
В целом концепция культурной политики в ПФО и её проведение адекватны и соответствуют тем потребностям, которые имеет общество.
Государственными властями постоянно ведётся работа, направленная на усовершенствование проводимой политики, улучшение качества конечного результата своей работы. Наличие стратегических целей развития благотворно отражается на управленческой деятельности: властные
структуры государства и регионов обретают видение состояния, в котором находится российское сообщество, понимают, какие направления социокультурного развития следует развивать в первую очередь, чего следует достичь к определенному моменту.
Государственное регулирование должно охватывать все сферы культурной деятельности как традиционные, так и новые направления.
Нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.
В настоящее время меры государственной поддержки в сфере культуры направлены на совершенствование законодательной базы, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, совершенствование системы государственного стимулирования.
Одной из самых сложных для практического решения государственной культурной политики в ПФО выступает преодоление территориального и социального неравенства граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности.
Кризисные явления в наибольшей степени затронули деятельность досуговых учреждений, в том числе реставрационную и библиотечную деятельность. Можно считать относительно стабильными выставочную и театральную деятельность, концертную деятельность.
В качестве причин, порождающих низкую эффективность деятельности учреждений сферы культуры в ПФО можно выделить: неудовлетворительное состояние зданий и помещений учреждений культуры (Ульяновская и Кировская области), проблемы управления и кадровой обеспеченности (Чувашская Республика, Кировская, Самарская и Ульяновская области), слабая работа по формированию и насыщению информационного пространства (Ульяновская область, Чувашская Республика), низкий уровень качества услуг, не удовлетворенность современным запросам населения.
Как показал проведенный анализ, Республики Татарстан и Башкортостан являются наиболее благополучными из всех рассмотренных регионов ПФО. При этом они схожи по различным параметрам культурной сферы. Одной из характерных черт культуры РТ и РБ является отставание развития объектов социально-культурной сферы от темпов роста крупных городов республик.
Проблемой муниципальных учреждений культурно-досуговой сферы Чувашкой Республики продолжает оставаться высокая степень изношенности и нехватка специального оборудования и музыкальных инструментов. Слабыми темпами идет процесс компьютеризации учреждений культуры.
Отдельная проблема в сфере культуры Самарская область - область является единственным регионом в ПФО, в котором учреждения среднего профессионального образования находятся в ведении министерства образования и науки, а не профильного министерства культуры.
В числе самых острых проблемных вопросов сферы культуры Ульяновская области является модернизация объектов культуры на селе.
В сфере культуры Кировской области имеется ряд системных проблем:
серьезная дифференциация развития сферы культуры по муниципальным
образованиям области; быстрое старение кадрового состава, недостаток
молодых кадров в связи с низкой привлекательностью профессиональной
деятельности (низкий уровень заработной платы, социальных гарантий и т.д.); недостаточное финансирование учреждений культуры и творческих коллективов; слабое развитие конкурентной среды в сфере предоставления платных услуг учреждениями культуры, связанное, в том числе, с низким платежеспособным спросом населения.
Решение проблем развития и укрепления материально-технической базы отрасли в регионах ПФО должно осуществляться программно-целевым методом, который предусматривает комплекс мероприятий, направленных на проектирование, реконструкцию, строительство зданий государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры, а также на осуществление капитального ремонта и обеспечение пожарной безопасности зданий (помещений) данных учреждений.



1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993 г.
Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 // Интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31/
2. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 28 ноября 2015 г.)/ URL: http://base.garant.ru/104540/#ixzz44x9Xh4Fj (дата обращения: 12.03.2017)
3. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О библиотечном деле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5434/ (дата обращения:
12.03.2017)
4. Федеральный закон от 19.05.1995 Ш2-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об
общественных объединениях» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения:
12.03.2017)
5. Федеральный закон от 26.05.1996 Ш4-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О
Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496 (дата
обращения: 12.03.2017)
6. Федеральный закон от 26.09.1997 Ш25-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_16218/ (дата обращения:
12.03.2017)
7. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (действующая редакция, 2016)/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения:
12.03.2017)
8. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. №327-ФЗ «О меценатской
деятельности» URL: https://rg.ru/2014/11/07/mecenat-dok.html (дата
обращения: 12.03.2017).
9. Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. №9-ФЗ «Об особенностях
правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» URL:
https://rg.ru/2015/02/16/zakon-dok.html (дата обращения: 12.03.2017).
10. Федеральный закон от 2 марта 2016г. №43-ФЗ «О несении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (в части установления особенностей по хранению документов личного состава). URL: http://archives.ru/documents/fz43-2016.shtml (дата обращения: 12.03.2017).
11. Федеральный закон от 2 марта 2016 г. №49-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71241852/#ixzz4NS6yHQdZ (дата обращения: 12.03.2017).
12. Федеральный закон от 5.04.2016 г. №95-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40683 (дата обращения: 12.03.2017)
13. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 1.05.2016 №127-ФЗ (действующая редакция, 2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_197420/ (дата обращения:
12.03.2017)
14. Федеральный закон от 23 мая 2015 года №132-ФЗ «О
регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением в Российской Федерации XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2015 году, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://docs.pravo.ru/document/view/68327709/98539434/
(дата обращения: 12.03.2017)
15. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». URL: http://docs.cntd.ru/document/420363620 (дата обращения: 12.03.2017)
16. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71335430/ (дата обращения:
12.03.2017)
17. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 357-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71335358/#ixzz4NS4loZAP (дата обращения: 12.03.2017)
18. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мерах по реализации государственной и социальной политики» (дата обращения: 12.03.2017)
19. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: http://base.garant.ru/70828330/#ixzz46TtTL7CZ (дата обращения: 12.03.2017)
20. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317 «Об утверждении новой редакции государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы». URL: http://www.mssiatourism.rU/content/2/section/26/detail/27 (дата обращения:
12.03.2017)
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2015
№535-р О распределении в 2015 году субсидий субъектам Федерации на строительство центров культурного развития. URL:
http://government.ru/docs/17475/ (дата обращения: 12.03.2017)
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)». URL: http://government.ru/docs/all/103466/ (дата обращения: 12.03.2017)
23. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 165-р О
Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г. URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6648235/#ixzz4N9xughK9 (дата обращения: 12.03.2017)
24. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 №26-р «Об
утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html (дата обращения: 12.03.2017)
25. Приказ Министерства культуры РФ от 19.01.2016 №15-Пр-16 «Об утверждении реестра инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных Координационным советом в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». URL: http://docs.cntd.ru/document/420338956 (дата обращения: 12.03.2017)
26. Закон Республики Татарстан от 3 июля 1998 г. N 1705 «О культуре» (в ред. Закона РТ от 27.11.2014 Ш07-ЗРТ). URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/legal_info/zrt/kult.htm (дата обращения: 12.03.2017)
27. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 июня 2013 года №279 «О государственной программе «Развитие культуры и искусства в Республике Башкортостан» (с изменениями на: 27.07.2016)
28. Постановление Правительства Кировской области от 17.03.2015 № 29/150 «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 10.03.2015 № 44»
29. Постановление Правительства Кировской области от 24.06.2015 г. N44/319 «Об утверждении Положения о министерстве культуры Кировской области»
30. Постановление Правительства Кировской области «Об утверждении государственной программы Кировской области «Развитие культуры на 2013-2020 годы» (с изменениями на 8 декабря 2015 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/973035934 (дата обращения: 12.03.2017)
31. Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года №682 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие культуры в Самарской области на период до 2020 года» (с изменениями на 21 июня 2016 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/464006634 (дата обращения: 12.03.2017)
32. Постановление Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года Ш7/414-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014 - 2018 годы» (с изменениями на 14 июля 2016 года)
33. Постановление кабинета министров РТ «Положение о Министерстве культуры Республики Татарстан» от 18 августа 2005 г. N 409 (в ред. от 10.08.2012 N696)/ URL: http://mincult.tatarstan.ru/rus/polozhenie-
90621.htm (дата обращения: 12.03.2017)
34. Постановление кабинета министров РТ от 16.12.2013 №997 «Об утверждении государственной программы «Развитие культуры РТ на 20142020 гг.» URL: http://mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_518202.pdf (дата обращения: 12.03.2017)
35. Постановление кабинета министров Чувашской Республики «Об утверждении государственной программы Чувашской Республики «Развитие культуры и туризма» и признании утратившими силу некоторых решений кабинета министров Чувашской Республики» от 31 декабря 2013 года №570 (в ред. от 8.06.2016 №225). URL: http://docs.cntd.ru/document/410803459 (дата обращения: 12.03.2017)
36. Астафьева О.Н. Культурология: Учебное пособие. M.: Изд-во РАГС, 2012. 280 с.
37. Астафьева О. Культурная политика современной России: процесс поиска // Государственная служба. 2013. № 3. С. 35-41.
38. Балакшин А.С. Сущность и содержание понятия «культурная политика». М.: Центр, 2013. 351 с.
39. Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2015. 344 с.
40. Востряков Л.Е. Культурная политика в современном мире (взгляд из России) // Матер. база сферы культуры: Науч.-информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. 2012. Вып.1. С.40-72.
41. Государственно-частное партнерство в сфере культуры: успешные проекты регионов России. М., 2015 109 с.
42. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 году / Министерство культуры РФ. М., 2016. 280 с.
43. Золотарева А.Б. Существующие модели государственно-частного партнерства в социальной сфере // Российское предпринимательство. 2016. № 9. С. 4271-4280.
44. Культурная политика России: история и современность / под ред.
И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: Либерея, 2014. 296 с.
45. Николаев В.Е. Государственное управление в сфере культуры // Государственное и муниципальное управление. 2015. №9. С. 19-23.
46. Реализация стратегического национального приоритета «Культура» URL: http://pfo.gov.ru/district/ (дата обращения: 12.03.2017)
47. Романова В.В., Мацкевич А.В. Бюджетные расходы в сфере культуры и кинематографии: анализ состояния и динамики. Вып. 2 / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; Ин-т управления гос. ресурсами; под ред. Б.Л. Рудника. М.: ИД Высшей школы экономики, 2014. 71 с.
48. Сайт Министерства культуры Кировской области. URL:
http: //www. kirovreg.ru/power/executive/dep_culture/ (дата обращения:
12.03.2017)
49. Сайт Министерства культуры Республики Татарстан. URL: http://mincult.tatarstan.ru/ (дата обращения: 12.03.2017)
50. Сергеев В. О формировании культурной политики в современных условиях [Текст] / О. Сергеев // Власть. 2015. № 9. С. 13-15.
51. Стенограмма круглого стола МКФ2015, посвященного ГЧП в сфере
культуры / Научная Россия. URL: http://scientificrussia.ru/articles/stenogramma- kruglogo-stola-mkf2015-posvyashchennogo-gchp-v-sfere-kultury (дата
обращения: 12.03.2017)
52. Флигер А.Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 2013. №5. С. 4-8.
53. Численность населения регионов России 2016. Крупные регионы России и федеральные округа по населению список. URL: http://www.statdata.ru/largest_regions_russia (дата обращения: 12.03.2017)
54. Шентябина И.А. Кадровая политика в сфере государственной гражданской службы субъекта Федерации как социально-управленческая деятельность: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук (22.00.08). Н. Новгород, 2014. 26 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ