СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЕЛАБУЖСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 9
1.1 Понятие и содержание организационной культуры 9
1.2 Типология организационных культур 20
1.3 Особенности организационной культуры организаций среднего
профессионального образования 27
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ГАПОУ «ЕЛАБУЖСКОЕ
МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ» 35
2.1 Краткая характеристика ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» .. 35
2.2 Анализ организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское
училище» 49
2.3 Проблемы организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское
училище» 67
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ ГАПОУ «ЕЛАБУЖСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ» 70
3.1 Предложения по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ
«Елабужское медицинское училище» 70
3.2 Социальная эффективность предложенных мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 9
1.1 Понятие и содержание организационной культуры 9
1.2 Типология организационных культур 20
1.3 Особенности организационной культуры организаций среднего
профессионального образования 27
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ГАПОУ «ЕЛАБУЖСКОЕ
МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ» 35
2.1 Краткая характеристика ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» .. 35
2.2 Анализ организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское
училище» 49
2.3 Проблемы организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское
училище» 67
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ ГАПОУ «ЕЛАБУЖСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ» 70
3.1 Предложения по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ
«Елабужское медицинское училище» 70
3.2 Социальная эффективность предложенных мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
В настоящее время в России большой интерес уделяется организационной культуре не только со стороны ученых, но и также со стороны руководителей организаций и образовательных организаций. Еще несколько лет назад организацию рассматривали лишь как рациональное средство, при помощи которого координируют и контролируют деятельность группы людей. Но практика доказала, что организация представляет собой нечто большее, чем только административно-производственный аппарат менеджмента.
Организация представляет собой людей и создаваемые ими культуры: их общие правила, понимание, нормы, ценностные ориентации и т.д. Сформировать и поддержать такую культуру, которая повышает отдачу от людей, которые работают в организации, способствует повышению ее эффективности и конкурентоспособности является одной из важнейших стратегических задач высшего руководства. Большинство исследователей считают, что роль организационной культуры очень велика, т.к. только с её возникновением и развитием организация может существовать сама по себе, независимо от товаров и услуг, которые она производит.
В педагогике исследователи уделяют внимание тому, что на результат деятельности образовательной организации в основном влияет уровень взаимодействия всех педагогов. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский поднимали в педагогике проблему исследования формирования единых убеждений как основы сплоченного коллектива: в ней они видели успешное решение многих, если не всех управленческих проблем. Эффективное управление организационной культурой образовательной организации представляет собой осознанный и целенаправленный процесс по формированию и развитию организационной культуры образовательной организации через корректирование норм, правил поведения, ценностей, традиций, психологического климата педагогического коллектива.
Тему организационной культуры, ее значение и роль, стали активно обсуждать в шестидесятых-семидесятых годах XX века, это было связано с возникновением новых условий хозяйствования, динамизмом, растущей неопределенностью внешней среды, научно-техническим прогрессом, с ростом образования персонала, изменением мотивации работников. В 1982 году Томас Дж. Питерс и Роберт Уотерман показали, что организации с сильной развитой идеологией и ценностями имеют большое преимущество с точки зрения успешной деятельности. Большой шаг в развитии данной темы в восьмидесятых годах сделал Эдгар Шейн, в своей книге «Организационная культура и лидерство», он рассматривал проблемы и модели формирования организационной культуры, ее основные виды и уровни. Именно труд Шейна на сегодняшний день считается классическим в области организационной культуры.
На сегодняшний день многие отечественные и зарубежные ученые занимаются исследованием организационной культуры, изучая ее роль и значение не только в организациях, но и в учебных заведениях. Различные аспекты организационной культуры учебных заведений раскрыты в трудах М.В. Быковой, которая в своих трудах рассматривала формирование организационной культуры, О.И. Матафонова, которая занималась изучением организационной культуры в дошкольных образовательных организациях и аспекты повышения квалификации, Резника С. Д., который рассматривал организационную культуру российского студенчества в условиях изменений социально-экономической среды, Е.А. Руднева, который изучал доверие в коллективе и эффективность школы, Р.Кови Стивен, который в своей работе изучал семь навыков высокоэффективных людей, Е.Н.Степанова, который рассматривал проблему создания эффективной организационной структуры управления воспитательным процессом в образовательной организации, К.М.Ушакова, который рассматривал организационную культуру, как производную от управленческих действий директора школы и инструмент
повышения эффективности руководства образовательной организацией,
Элвессон М., занимался изучением организационной культуры.
Теоретическая актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время недостаточно изучена организационная культура в образовательных организациях.
Практической актуальностью исследования является то, что в ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» недостаточно внимания уделяют организационной культуре.
Проблемой исследования является то, что существующая организационная культура ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» не в полной мере влияет на эффективность его педагогической деятельности.
Объектом исследования данной работы является Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение (ГАПОУ) «Елабужское медицинское училище».
Предметом исследования является организационная культура ГАПОУ «Елабужское медицинское училище».
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективное формирование организационной культуры организаций среднего профессионального образования является необходимым условием поддержания конкурентоспособности и связана с соблюдением организационных ценностей и системы мотивации персонала.
Целью исследования является изучение организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к содержанию темы организационной культуры;
2. Проанализировать организационную культуру ГАПОУ «Елабужское медицинское училище»;
3. Разработать предложения по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище».
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе проведен анализ, представлены выводы и рекомендации по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище», которые могут быть применены в процессе управленческой деятельности в образовательных организациях.
Апробация и внедрение результатов исследования: по теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в интернет-журнале «Мир науки», включенном в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук ВАК России» № 1781 «Организационная культура как фактор повышения эффективности организации учебно-воспитательной работы в колледже», в материалах Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Управление экономикой региона: история, современное состояние, перспективы» «Формирование и развитие организационной культуры в образовательных организациях», в материалах VIII Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность» «Организационная культура как фактор повышения эффективности менеджмента образовательной организации».
Базой исследовательской работы явилось государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Елабужское медицинское училище».
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы:
- работа с документами образовательной организации;
- экспертный опрос;
- включенное наблюдение;
- анкетирование сотрудников, преподавателей и студентов.
Различные аспекты организационной культуры образовательной организации были рассмотрены в трудах многих ученых, среди которых А.П. Балашов, С.В. Василенко, И.В. Грошев, Д.А. Заец, Е.А. Замедлина, И.Н. Каменская, В.В. Козлов, С.Д. Резник, Е.А. Руднев, Ю.Г. Семенов, Т.О. Соломанидина, О.Г. Тихомирова, К.М. Ушаков, Н.И. Шаталова. Они занимались изучением роли и значения организационной культуры в жизни и деятельности организаций, а также в функционировании и развитии образовательных организаций. Труды упомянутых и многих других авторов были использованы при проведении данного исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, определяются проблема, объект, предмет, гипотеза, цель и задачи.
В первой главе раскрываются теоретические основы организационной культуры: понятие и содержание организационной культуры, типологии организационных культур, особенности организационной культуры организаций среднего профессионального образования.
Во второй главе рассматривается состояние организационной культуры в ГАПОУ «Елабужское медицинское училище»: даётся краткая характеристика ГАПОУ «Елабужское медицинское училище», проводится анализ организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и выявляются проблемы организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище».
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и рассматривается социальная эффективность предложенных мероприятий.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы по работе.
Организация представляет собой людей и создаваемые ими культуры: их общие правила, понимание, нормы, ценностные ориентации и т.д. Сформировать и поддержать такую культуру, которая повышает отдачу от людей, которые работают в организации, способствует повышению ее эффективности и конкурентоспособности является одной из важнейших стратегических задач высшего руководства. Большинство исследователей считают, что роль организационной культуры очень велика, т.к. только с её возникновением и развитием организация может существовать сама по себе, независимо от товаров и услуг, которые она производит.
В педагогике исследователи уделяют внимание тому, что на результат деятельности образовательной организации в основном влияет уровень взаимодействия всех педагогов. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский поднимали в педагогике проблему исследования формирования единых убеждений как основы сплоченного коллектива: в ней они видели успешное решение многих, если не всех управленческих проблем. Эффективное управление организационной культурой образовательной организации представляет собой осознанный и целенаправленный процесс по формированию и развитию организационной культуры образовательной организации через корректирование норм, правил поведения, ценностей, традиций, психологического климата педагогического коллектива.
Тему организационной культуры, ее значение и роль, стали активно обсуждать в шестидесятых-семидесятых годах XX века, это было связано с возникновением новых условий хозяйствования, динамизмом, растущей неопределенностью внешней среды, научно-техническим прогрессом, с ростом образования персонала, изменением мотивации работников. В 1982 году Томас Дж. Питерс и Роберт Уотерман показали, что организации с сильной развитой идеологией и ценностями имеют большое преимущество с точки зрения успешной деятельности. Большой шаг в развитии данной темы в восьмидесятых годах сделал Эдгар Шейн, в своей книге «Организационная культура и лидерство», он рассматривал проблемы и модели формирования организационной культуры, ее основные виды и уровни. Именно труд Шейна на сегодняшний день считается классическим в области организационной культуры.
На сегодняшний день многие отечественные и зарубежные ученые занимаются исследованием организационной культуры, изучая ее роль и значение не только в организациях, но и в учебных заведениях. Различные аспекты организационной культуры учебных заведений раскрыты в трудах М.В. Быковой, которая в своих трудах рассматривала формирование организационной культуры, О.И. Матафонова, которая занималась изучением организационной культуры в дошкольных образовательных организациях и аспекты повышения квалификации, Резника С. Д., который рассматривал организационную культуру российского студенчества в условиях изменений социально-экономической среды, Е.А. Руднева, который изучал доверие в коллективе и эффективность школы, Р.Кови Стивен, который в своей работе изучал семь навыков высокоэффективных людей, Е.Н.Степанова, который рассматривал проблему создания эффективной организационной структуры управления воспитательным процессом в образовательной организации, К.М.Ушакова, который рассматривал организационную культуру, как производную от управленческих действий директора школы и инструмент
повышения эффективности руководства образовательной организацией,
Элвессон М., занимался изучением организационной культуры.
Теоретическая актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время недостаточно изучена организационная культура в образовательных организациях.
Практической актуальностью исследования является то, что в ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» недостаточно внимания уделяют организационной культуре.
Проблемой исследования является то, что существующая организационная культура ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» не в полной мере влияет на эффективность его педагогической деятельности.
Объектом исследования данной работы является Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение (ГАПОУ) «Елабужское медицинское училище».
Предметом исследования является организационная культура ГАПОУ «Елабужское медицинское училище».
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективное формирование организационной культуры организаций среднего профессионального образования является необходимым условием поддержания конкурентоспособности и связана с соблюдением организационных ценностей и системы мотивации персонала.
Целью исследования является изучение организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к содержанию темы организационной культуры;
2. Проанализировать организационную культуру ГАПОУ «Елабужское медицинское училище»;
3. Разработать предложения по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище».
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе проведен анализ, представлены выводы и рекомендации по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище», которые могут быть применены в процессе управленческой деятельности в образовательных организациях.
Апробация и внедрение результатов исследования: по теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в интернет-журнале «Мир науки», включенном в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук ВАК России» № 1781 «Организационная культура как фактор повышения эффективности организации учебно-воспитательной работы в колледже», в материалах Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Управление экономикой региона: история, современное состояние, перспективы» «Формирование и развитие организационной культуры в образовательных организациях», в материалах VIII Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность» «Организационная культура как фактор повышения эффективности менеджмента образовательной организации».
Базой исследовательской работы явилось государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Елабужское медицинское училище».
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы:
- работа с документами образовательной организации;
- экспертный опрос;
- включенное наблюдение;
- анкетирование сотрудников, преподавателей и студентов.
Различные аспекты организационной культуры образовательной организации были рассмотрены в трудах многих ученых, среди которых А.П. Балашов, С.В. Василенко, И.В. Грошев, Д.А. Заец, Е.А. Замедлина, И.Н. Каменская, В.В. Козлов, С.Д. Резник, Е.А. Руднев, Ю.Г. Семенов, Т.О. Соломанидина, О.Г. Тихомирова, К.М. Ушаков, Н.И. Шаталова. Они занимались изучением роли и значения организационной культуры в жизни и деятельности организаций, а также в функционировании и развитии образовательных организаций. Труды упомянутых и многих других авторов были использованы при проведении данного исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, определяются проблема, объект, предмет, гипотеза, цель и задачи.
В первой главе раскрываются теоретические основы организационной культуры: понятие и содержание организационной культуры, типологии организационных культур, особенности организационной культуры организаций среднего профессионального образования.
Во второй главе рассматривается состояние организационной культуры в ГАПОУ «Елабужское медицинское училище»: даётся краткая характеристика ГАПОУ «Елабужское медицинское училище», проводится анализ организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и выявляются проблемы организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище».
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и рассматривается социальная эффективность предложенных мероприятий.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы по работе.
В заключении обобщены результаты исследования и сформулированы основные выводы.
В начале работы была изучена информация, которая касается организационной культуры образовательных организаций. В результате исследования была доказана гипотеза, что эффективное формирование организационной культуры организации среднего профессионального образования является необходимым условием поддержания
конкурентоспособности и связана с соблюдением организационных ценностей и системы мотивации персонала.
В первой главе работы было проведено теоретическое исследование роли организационной культуры. При этом были определены понятие и содержание организационной культуры, типологии организационных культур, особенности организационной культуры организаций среднего профессионального образования.
Под организационной культурой понимается совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками компании в процессе трудовой деятельности и отражающих неповторимость, индивидуальность данной организации.
Все более актуальной становится проблема формирования организационной культуры образовательных организаций, т.к. при решении задач, которые встают перед современными образовательными организациями, требуют изменений, как в содержательной области, так и в организационной стороне образования. Организационная культура и ее степень соответствия внешней конкурентной среде является фактором, который обеспечивает стабильность и благополучие организации.
Организационная культура образовательной организации - это инструмент управления, который позволяет управлять поведением сотрудников образовательной организации, а также всем педагогическим коллективом. С
помощью этого управленческого инструмента, руководитель образовательной организации может сформировать такую модель поведения педагогов, которая позволит поддерживать доминирование определенного типа культуры в своей организации, повысит и использует его позитивный потенциал. В образовательных организациях различают одновременно несколько типов культур: ролевая культура, культура власти и силы, командная культура (культура деятельности), культура индивидуальности (культура личности).
Во второй главе мы рассмотрели состояние организационной культуры в ГАПОУ «Елабужское медицинское училище»: дали общую характеристику ГАПОУ «Елабужское медицинское училище», провели анализ организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и выявили проблемы организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище».
Целью исследования является изучение организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и разработка предложений по ее совершенствованию. Проблемой исследования является то, что существующая организационная культура училища не в полной мере влияет на эффективность его педагогической деятельности. При работе были использованы такие методы, как работа с документами образовательной организации, экспертный опрос, включенное наблюдение, анкетирование сотрудников, преподавателей и студентов, которые позволили нам рассмотреть внутреннюю среду организации и определить тип организационной культуры училища.
Всего в анкетировании приняли участие 55 человек, из них 18 человек преподаватели, 7 - сотрудники училища, 30 - студенты.
Исследование показало, что в ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» преобладает бюрократический или иерархический тип организационной культуры, такой тип культуры характерен для многих образовательных организаций, предпочтительным же типом организационной культуры является клановая культура. Также в ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» существуют проблемы снижающие эффективность организационной культуры учебного заведения, среди которых, нет своей нормативной базы, в которой были бы закреплены правила и нормы поведения данного образовательной организации, нужно работать над имиджем организации, проводить больше мероприятий для сплочения коллектива, улучшить информированность коллектива и т.д.
Существенные различия между доминирующим (бюрократическим) и предпочтительным (клановым) типом организационных культур свидетельствуют о том, что необходимо целенаправленно воздействовать на процесс формирования и управления организационной культурой училища.
В третьей главе были даны рекомендации по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и рассмотрены социальная эффективность предложенных мероприятий.
Для совершенствования организационной культуры и для повышения эффективности работы ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» были предложены следующие мероприятия:
1. Разработка Этического кодекса ГАПОУ «Елабужское медицинское училище»;
2. Работа над имиджем училища;
3. Регулярное проведение мероприятий для развития и укрепления сплоченности коллектива и поддержания командного духа училища;
4. Налаживание системы информирования преподавателей, сотрудников и студентов училища;
5. Регулярный мониторинг по вопросам организационной культуры в училище;
6. Создание на официальном сайте училища вкладки «организационная культура».
7. Использование официального сайта училища для проведения опросов;
8. Выпуск ассортимента атрибутов с символикой училища.
Следует отметить, что изучать организационную культуру образовательной организации очень важно, потому что это играет важную роль
для самой образовательной организации, для сотрудников и преподавателей. Организации, в которой понимают значение корпоративной культуры и имиджа организации, имеют высокий уровень развития и конкурентоспособности. Позитивный имидж образовательной организации представляет больше возможностей доступа к человеческим, финансовым и информационным ресурсам. Высокий уровень организационной культуры дает возможность каждому преподавателю получать удовлетворение от своего труда и профессионального развития. Еще одной важной чертой высокого уровня развития организационной культуры является открытый путь к новациям и творчеству, повышению качества образования и развитию социального партнерства.
Управление организационной культурой образовательной организации является осознанным и целенаправленным процессом, хорошо спланированным, организованным, контролируемым, мотивированным, а также ориентированным на формирование и развитие традиций и ценностей, норм и правил поведения.
Таким образом, проведенное исследование показало, что организационная культура является неотъемлемой составляющей каждой организации, которая имеет свои функции, задачи и цель. Она представляет собой мотивирующий фактор для сотрудников и позволяет продуктивно выполнять работу.
В начале работы была изучена информация, которая касается организационной культуры образовательных организаций. В результате исследования была доказана гипотеза, что эффективное формирование организационной культуры организации среднего профессионального образования является необходимым условием поддержания
конкурентоспособности и связана с соблюдением организационных ценностей и системы мотивации персонала.
В первой главе работы было проведено теоретическое исследование роли организационной культуры. При этом были определены понятие и содержание организационной культуры, типологии организационных культур, особенности организационной культуры организаций среднего профессионального образования.
Под организационной культурой понимается совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками компании в процессе трудовой деятельности и отражающих неповторимость, индивидуальность данной организации.
Все более актуальной становится проблема формирования организационной культуры образовательных организаций, т.к. при решении задач, которые встают перед современными образовательными организациями, требуют изменений, как в содержательной области, так и в организационной стороне образования. Организационная культура и ее степень соответствия внешней конкурентной среде является фактором, который обеспечивает стабильность и благополучие организации.
Организационная культура образовательной организации - это инструмент управления, который позволяет управлять поведением сотрудников образовательной организации, а также всем педагогическим коллективом. С
помощью этого управленческого инструмента, руководитель образовательной организации может сформировать такую модель поведения педагогов, которая позволит поддерживать доминирование определенного типа культуры в своей организации, повысит и использует его позитивный потенциал. В образовательных организациях различают одновременно несколько типов культур: ролевая культура, культура власти и силы, командная культура (культура деятельности), культура индивидуальности (культура личности).
Во второй главе мы рассмотрели состояние организационной культуры в ГАПОУ «Елабужское медицинское училище»: дали общую характеристику ГАПОУ «Елабужское медицинское училище», провели анализ организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и выявили проблемы организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище».
Целью исследования является изучение организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и разработка предложений по ее совершенствованию. Проблемой исследования является то, что существующая организационная культура училища не в полной мере влияет на эффективность его педагогической деятельности. При работе были использованы такие методы, как работа с документами образовательной организации, экспертный опрос, включенное наблюдение, анкетирование сотрудников, преподавателей и студентов, которые позволили нам рассмотреть внутреннюю среду организации и определить тип организационной культуры училища.
Всего в анкетировании приняли участие 55 человек, из них 18 человек преподаватели, 7 - сотрудники училища, 30 - студенты.
Исследование показало, что в ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» преобладает бюрократический или иерархический тип организационной культуры, такой тип культуры характерен для многих образовательных организаций, предпочтительным же типом организационной культуры является клановая культура. Также в ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» существуют проблемы снижающие эффективность организационной культуры учебного заведения, среди которых, нет своей нормативной базы, в которой были бы закреплены правила и нормы поведения данного образовательной организации, нужно работать над имиджем организации, проводить больше мероприятий для сплочения коллектива, улучшить информированность коллектива и т.д.
Существенные различия между доминирующим (бюрократическим) и предпочтительным (клановым) типом организационных культур свидетельствуют о том, что необходимо целенаправленно воздействовать на процесс формирования и управления организационной культурой училища.
В третьей главе были даны рекомендации по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» и рассмотрены социальная эффективность предложенных мероприятий.
Для совершенствования организационной культуры и для повышения эффективности работы ГАПОУ «Елабужское медицинское училище» были предложены следующие мероприятия:
1. Разработка Этического кодекса ГАПОУ «Елабужское медицинское училище»;
2. Работа над имиджем училища;
3. Регулярное проведение мероприятий для развития и укрепления сплоченности коллектива и поддержания командного духа училища;
4. Налаживание системы информирования преподавателей, сотрудников и студентов училища;
5. Регулярный мониторинг по вопросам организационной культуры в училище;
6. Создание на официальном сайте училища вкладки «организационная культура».
7. Использование официального сайта училища для проведения опросов;
8. Выпуск ассортимента атрибутов с символикой училища.
Следует отметить, что изучать организационную культуру образовательной организации очень важно, потому что это играет важную роль
для самой образовательной организации, для сотрудников и преподавателей. Организации, в которой понимают значение корпоративной культуры и имиджа организации, имеют высокий уровень развития и конкурентоспособности. Позитивный имидж образовательной организации представляет больше возможностей доступа к человеческим, финансовым и информационным ресурсам. Высокий уровень организационной культуры дает возможность каждому преподавателю получать удовлетворение от своего труда и профессионального развития. Еще одной важной чертой высокого уровня развития организационной культуры является открытый путь к новациям и творчеству, повышению качества образования и развитию социального партнерства.
Управление организационной культурой образовательной организации является осознанным и целенаправленным процессом, хорошо спланированным, организованным, контролируемым, мотивированным, а также ориентированным на формирование и развитие традиций и ценностей, норм и правил поведения.
Таким образом, проведенное исследование показало, что организационная культура является неотъемлемой составляющей каждой организации, которая имеет свои функции, задачи и цель. Она представляет собой мотивирующий фактор для сотрудников и позволяет продуктивно выполнять работу.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЕЛАБУЖСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017



