ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1 Сущность и основные понятия системы управления персоналом 10
1.2 Принципы и методы построения кадровой политики предприятия 17
1.3 Основные этапы управления персоналом предприятия 22
1.4 Методы совершенствования системы управления персоналом 26
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ОБЪЕДИНЕННОЕ ПТУ КУЗБАССА» 32
2.1 Краткая характеристика предприятия 32
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» 36
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В
ООО «ОБЪЕДИНЕННОЕ ПТУ КУЗБАССА» 41
3.1 Документация по управлению персоналом, используемая в
ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» 41
3.2 Анализ состава, структуры, движения персонала 49
3.3 Анализ управления персоналом предприятия 54
3.4 Анализ фонда заработной платы 70
3.5 Особенности системы управления персоналом в
ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» 74
4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ В ООО «ОБЪЕДИНЕННОЕ ПТУ КУЗБАССА» 78
4.1 Выявление проблем в системе управления предприятия 78
4.2 Разработка мероприятий по совершенствованию управления
персоналом в ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Одним из существенных факторов достижения предприятием поставленной цели является корректно спроектированная система управления персоналом.
Система управления персоналом представляет собой совокупность приемов, методик, технологий организации работы с кадровым составом, включая процессы подбора и найма, адаптации, обучения и развития, мотивации, оценки, аттестации и др. Эффективность системы управления персоналом зависит от того насколько результативно воплощаются указанные процессы и, следовательно, достижение предприятием установленных целей.
Актуальность и значительность темы содержится в том, что в свете современных быстро сменяющихся условий внешней и внутренней среды предприятиям необходимо регулярное совершенствование системы управления персоналом.
Стабильно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды, адаптируясь к изменениям, современное предприятие должно иметь способности к формированию и накапливанию потенциала, обеспечивающего не только своевременную и адекватную реакцию на действия внешней среды, но и дающего возможности активного изменения окружающей реальности, эффективного управления функционированием и формированием различных звеньев и подсистем предприятия.
В настоящее время, персонал, являясь стратегическим фактором, определяет будущее предприятия, превращается в человеческие ресурсы - совокупность личностей, обладающих особой индивидуальностью, разумом, способностью к саморазвитию, творчеству. При этом, если некогда деятельность работников обусловливалась потреблением других ресурсов (например, машин), то в современных условиях положение стало диаметрально противолежащим: эффективность их использования полностью зависит от людей.
Процесс совершенствования управления персоналом на предприятии охватывает следующие этапы: анализ функционирующей системы управления персоналом, определение изъянов и недоработок функционирующей системы управления персоналом, проектирование и осуществление мероприятий по ликвидации выявленных пробелов.
Целью представляемой выпускной квалификационной работы является анализ и разработка мероприятий по совершенствованию управления персоналом на предприятии.
В соответствии с установленной целью в работе были определены следующие задачи:
1. Провести исследование теоретических аспектов, современных тенденций, принципов и методов построения кадровой политики предприятия, а также методов совершенствования системы управления персоналом.
2. Дать характеристику основных направлений деятельности и структуры управления предприятия ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса».
3. Провести финансово-производственный анализ деятельности предприятия ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса».
4. Выявить проблемы в системе управления персоналом в ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса».
5. Разработать проект мероприятий для совершенствования системы управления персоналом в ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса».
Предметом исследования является процесс управления персоналом в сфере деятельности предприятия реального сектора экономики в современных условиях рыночной среды.
Объектом исследования является система управления персоналом в ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса», период исследования - 2013 - 2015
годы.
Для исследования предмета выпускной квалификационной работы применены следующие методы: сравнения, графический, расчетно-конструктивный, статистико-экономический, группировки показателей, балансовый.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области управления персоналом: М. Армстронга, Т.Ю. Базарова, А.Я. Кибанова, С.К. Мордовина, Э.К. Старобинского, С.В. Шекшни и других.
Структура выпускной квалификационной работы заключается из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выпускная квалификационная работа выполнена на материалах предприятия ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса», которое расположено в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области. Основным видом деятельности этого предприятия является деятельность промышленного железнодорожного транспорта.
Подводя итог всей проделанной работе, сделаем выводы:
1. Управление персоналом становится основой для более эффективного использования трудовых ресурсов предприятия - одного из важнейших источников процветания любой фирмы. Главное, что составляет сущность управления персоналом предприятия, - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития, занятых на нем работников.
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей, во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика - главное направление в работе с трудовым коллективом, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с трудовым коллективом, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
2. В аналитической части выпускной квалификационной работы, был проведен анализ управления на одном из предприятий города Ленинска- Кузнецкого ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса».
Деятельность ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» направлена на максимальное удовлетворение потребности клиентов в доставке добываемого угля и прочих грузов по заключённым договорам с минимальными издержками. Перевозка грузов от станций примыкания МПС до пункта назначения осуществляется по железнодорожным путям в железнодорожных вагонах, принадлежащих МПС. Основным видом деятельности эмитента является перевозка грузов.
Анализируя технико-экономические показатели деятельности, необходимо отметить: чистая прибыль в анализируемом периоде возросла в 38 раз. Положительным фактором хозяйственной деятельности стало увеличение собственного капитала предприятия на 6082 тыс. руб. или 69%, что отражает увеличение его финансовой устойчивости. Несмотря на то, что в отчетном периоде увеличилась выручка и чистая прибыль, предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельности собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения ситуации, даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности, невысока.
Деятельностью по управлению персоналом на ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» занимается отдел кадрового учета.
Реализация целей и задач управления персоналом на ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» осуществляется через кадровую политику предприятия - основу формирования стратегии управления персоналом.
Анализ управления персоналом на этапе подготовки и переподготовки кадров показал, что в данной области имеются положительные тенденции. Но, несмотря на все положительные стороны работы в этом направлении все, же есть некоторые проблемы, которые затрудняют процесс непрерывного обучения:
- сложности с подготовкой занятий. Мастерам не хватает времени подготовить материал для проведения учебных занятий (внутри предприятия) из-за осуществления руководства ремонтными работами (оборудование стареет в связи, с чем часто выходит из режима нормальной работы). Для экономии времени следует проводить качественный ремонт в установленный срок;
- в Кемеровской области нет высших и средних специальных учебных заведений, точно отражающих специфику производства (так, например, ближайшие ВУЗы находятся в Новосибирске и Омске, поэтому специалистам требуется много времени на изучение особенностей производства (необходима более длительная стажировка, переквалификация);
- иногда проблемой выступает нежелание работников пройти курс обучения.
Для повышения эффективности деятельности предприятия в целом и для решения обозначенных проблем нужен пересмотр некоторых аспектов управления профессиональной подготовкой, переподготовкой персонала. В том числе традиционных подходов к обучению.
Все выше перечисленные отрицательные моменты в управление персоналом ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» проявляются как негативный фактор, который создает конфликтную ситуацию на предприятии, как между членами коллектива, так и между руководителем и работниками. Поэтому руководству ООО «Объединенное ПТУ Кузбасса» необходимо усовершенствовать методы управления персоналом на предприятии.
1. Для исправления негативных моментов необходимо усовершенствовать набор и отбор кадров. Для этого рекомендуется к уже существующим методам, ввести метод собеседования. С его помощью можно больше узнать личностных и квалификационных характеристик принятых работников. Так же, среди множества видов эффективных способов испытаний, позволяющих проверить способности претендента - испытательный срок, в процессе которого непосредственно в рабочей обстановке проверяется обоснованность сделанных ранее выводов о пригодности работника.
Существенным недостатком в отборе и подборе кадров высшего эшелона является стремление к отбору в первую очередь работников, лояльных по отношению к тому человеку, который занимается данным отбором. Такое желание вполне понятно, если учесть не только условия, в которых приходится работать современным руководителям, но и особенности формирования их карьеры.
2. Анализ мотивации показал, что на предприятии присутствует экономическая мотивация - работникам выплачивается во время заработная плата, которая увеличивается, производятся различные дополнительные выплаты.
Не материальные формы мотивации и стимулирования не значительны, и требуют пересмотрения.
3. Рассматривая процесс обучения персонала, отметим, что руководителю необходимо:
- изучить методы обучения и уметь выбрать подходящий для конкретного случая;
- создать благоприятные условия и обстановку доброжелательности к желающим повысить свою квалификацию;
- распознать индивидуальные потребности сотрудников и т.д.
В результате обучения сокращаются аварийные ситуации, уменьшаются простои, у работников появляется заинтересованность работой,
он лучше понимает значимость своего труда и т.д.
Итак, данные предприятия смогут повысить стабильность персонала, производительность труда, путем совершенствования процессов работы отдела кадрового учета, таких как качественный набор и отбор персонала, обучение и переобучение персонала, усовершенствования форм мотивации.
1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом, 2011.- № 1.- С.54
2. Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента. - М.: «Издательство ПРИОР», 2014.- С.208
3. Андропов С.И.. Социология управления: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУ, 2013.- С.322
4. Андреев Г.М. Управление персоналом на производстве: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУ, 2011.- С.308
5. Байкина Р. Методологические основы управления социально-экономическими процессами на предприятиях. - Владимир: Издательский центр «Гермес», 2013.- С.309
6. Базарова Т.Ю. Еремина Б.Л. «Управление персоналом» М. Банки и биржи. ЮНИТИ, 2011.- С.487
7. Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг.- 2013-. №1.- С.49
8. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. - М.: Экономика, 2015.- С. 454
9. Богданов Ю.Н., Зорин Ю.В., Шмонин Д.А., Ярыгин В.Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества.- 2012.- № 11.- С.84
10. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2015.- С.229
11. Веснин В.Р., Протопопова Л.И., Лысенко И.Е. Психологические основы управления персоналом. Учебное пособие. - М.: «ГНОМ-пресс» при сод. Т.Д. «Элит - 2000», 2011.-С.376
12. Веснин В.Р. Практический менеджмент: Пособие по практической работе. — М.: Юристъ, 2014- С.374
13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика,
2013. -С.326
14. Вагин А.П., Митирко В.И., Модин А.В., Управление персоналом (опыт ФРГ) - М: «Дело», 2011.- С.95
15. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя - практика // Пер. с англ. - М.: Дело, 2015.- С.192
16. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. - М.: МГУ, 2014.- С.884
17. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2012.- С.1029
18. Гаврилица О. Платить или не платить?: Вот в чем вопрос номер один работы с персоналом // Служба кадров.- 2010.- № 5.- С.98
19. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом.- 2010.-№5.- С.47
20. Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Общество и экономика.- 2010.- № 1- С.15-18.
21. Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии.-2011.- №3.- С.86
22. Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления.- 2012.- № 2.- С.52
23. Журавлев П.В. Менеджмент персонала: Учебное пособие / П.В. Журавлев. - М.: Издательство «Экзамен».- 2014.- С.316
24. Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом, 2013.- №5.- С.10-14
25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие для вузов.- СПб. и др.: Питер, 2014.- С.251
26. Каверзин Н. Метод кнута и пряника: Всегда ли он оправдывает себя и в каких условиях эффективен? // Служба кадров.- 2013.-№ 8.- С.48
27. Кардашов В. Мотивация персонала: теория и практика: Об управлении персоналом на примере ОАО «Красцветмет», г. Красноярск // Человек и труд.- 2010- № 10.-С.55
28. Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом.- 2012.- № 2.-С.28;
29. Катков В.М. Формирование неформальных групп на промышленном предприятии //Журнал депонированных рукописей. -2013.- №-10. С.-14-16
30. Кириллов Л. Как заставить сотрудников «гореть» на работе // Управление персоналом.- 2008 .- № 6 - с. 12-15
31. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». - 2-е изд., изм. и доп. - М.: ИНФРА-М.-2015.- С. 322
32. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2015. С.48.
33. Круглов М.И. Основы психологии: Учебник для Вузов. — М.: Русская Деловая литература.-2014.- С.175
34. Крымов С.М. Цели и функции управления: Учебное пособие. - Изд.2-е, исправл. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета.- 2013.- С.156
35. Лаврова Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: ФЕНИКС.- 2014- С.112
36. Лунев В.Л. Коваль О.К. Управление групповым поведением: Социальный менеджмент в России и за рубежом. Учебное пособие. - М.: Финпресс, НГАЭиУ.- 2015.- С.105
37. Менеджмент. Учебное пособие для вузов /Под ред. М.М. Максимцева, А.В. Игнатьевой. — М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ.- 2013. -С.319
38. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело».- 2012.-С.1024
39. Портер М. Основы управленческой деятельности // Пер. с англ. Под ред. и с предисловием В.Д.Щетинина. — М.: Международные отношения.- 2013.- С.188
40. Психология управления: Учебное пособие. /Под ред. Т.Ю. Базарова. - М.: Инфра-М.- 2015-. С.196
41. Руденко И.В., Корнев Е.С., Лагицкая Г.И. Психология и социология управления. Учебное пособие. - СПб.: Издательский дом «ЮНИТ-ФОРМ».- 2014.- С.244
42. Сащенкова Н. Организация групповой динамики и ее влияние на эффективность организации. - Обнинск.- 2013.- С.87
43. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология менеджмента и бизнеса: Учебное пособие 2-е изд.-М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг».- 2012.-С.331
44. Розанов В.В. Теория и практика управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М,.- 2014.- С.346
45. Управление в организации. Учебное пособие. /Под ред. К.И. Лоновой. - М.: Издательский центр «Багира».- 2015.- С.215
46. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М.- 2013.- С.244.