УЧЕБНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА
|
Введение 3¬
14
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданско-правовой культуры школьников 15
1.1 Сущность и структура гражданско-правовой культуры 15¬
28
1.2 Особенности организации гражданско-правового образования учащихся в
современной школе 29¬
45
Глава 2. Учебник по обществознанию как современный информационный ресурс формирования гражданско-правовых компетенций
. . . . 46
2.1 Содержание учебника как отражение эволюции обществоведческого
образования в России 46¬
60
2.2 Требования к построению современного учебника по обществознанию
60¬79
Заключение 80¬
82
Список использованных источников и литературы 83¬
95
Приложения
14
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданско-правовой культуры школьников 15
1.1 Сущность и структура гражданско-правовой культуры 15¬
28
1.2 Особенности организации гражданско-правового образования учащихся в
современной школе 29¬
45
Глава 2. Учебник по обществознанию как современный информационный ресурс формирования гражданско-правовых компетенций
. . . . 46
2.1 Содержание учебника как отражение эволюции обществоведческого
образования в России 46¬
60
2.2 Требования к построению современного учебника по обществознанию
60¬79
Заключение 80¬
82
Список использованных источников и литературы 83¬
95
Приложения
Актуальность темы исследования. Курс «Обществознание» в школе является интегративным. Фактически, школьники занимаются и экономикой, и социологией, и политологией, и культурологией одновременно; и, по мнению многих учащихся, одним из тех предметов, которые «готовят человека к жизни». Но как изучение обществознания в школе соотносится с тем, что происходит за её пределами? В своём исследовании автор далёк от мысли, что только педагогическими усилиями можно решить проблему социализации подростков, но именно в школе ребёнок приобретает первый опыт общественной жизни.
На формирование гражданственности, как одной из важнейших качеств личности, ориентированно содержание всех школьных курсов. Наибольшие возможности в этой области имеют преподаватели гуманитарных дисциплин, и прежде всего истории и обществознания. Проблемы правового государства, прав и свобод человека и гражданина, гражданско-правовой культуры находят отражение в учебниках по обществознанию.
Важность фигуры учителя в учебном процессе не поддаётся сомнению. И всё же важно понять устройство учебника как источника знаний. Несомненно, среди учебных книг для школы учебник является главным источником учебной информации. Поэтому от качества учебников в значительной мере зависит качество знаний, умений и навыков учащихся.
Актуальность темы имеет практическую значимость и определяется в научном и социальном аспектах.
Во-первых, в современных социально-политических и экономических условиях развития страны гражданско-правовое воспитание приобретает всё большую актуальность. Сегодня на личность оказывают значительное влияние такие негативные факторы, как криминализация общества, разрушение культурных традиций, неопределённость нравственных ориентиров, - имеющие наиболее широкое распространение за пределами школьного образования. Наблюдается недостаточное развитие гражданских качеств и слабый уровень правовой подготовленности.
Во-вторых, как отмечают многие исследователи, в современных условиях вариативного образования, в свете введения ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) в нашей стране существует и продолжает появляться значительное количество учебников и учебных пособий по обществознанию. Однако, не все из них можно отнести к учебникам нового поколения . При этом проблема состоит не только в том, что некоторые учебники по количеству параграфов, объёму не вписываются в рамки реального учебного времени, отводимого на изучение соответствующего курса (в нашем исследовании - курса «обществознания»). Они в ряде случаев написаны без учёта задач изучения обществознания на той или иной ступени образования или в конкретном профиле школы, образовательных и воспитательных приоритетов, интересов и возрастных особенностей учащихся .
Таким образом, вопрос о типологии учебников по обществознанию для современной российской школы приобрёл в настоящее время значительную актуальность.
В-третьих, тема изучения гражданско-правового становления личности учащихся через школьные учебники недостаточно изучена. Исследования содержат либо общий анализ школьных учебников по обществознанию, либо анализ проблем гражданского и правового воспитания в образовательных учреждениях. Особенность изложения гражданско-правового аспекта в темах параграфов школьных учебников по обществознанию не изучена.
В данной работе мы обратились прежде всего к понятиям гражданского и правового воспитания и образования. На наш взгляд, гражданско-правовое образование - это такое образование, которое способствует развитию гражданской позиции, развивает умение выбирать и обосновывать собственный взгляд на мир, опираясь при этом на законы морали, нравственности и права. Гражданско-правовое воспитание и образование помогает человеку осознать личную значимость и ответственность за то, что происходит в окружающем мире. Это сознание должно повлечь за собой умение принимать обдуманные решения по тому или иному общественно значимому вопросу, способствовать развитию собственной позиции в социально-политической деятельности и гражданскую активность.
Если учитель обращается к учебнику уже обладая широким научным и педагогическим кругозором; то для ученика учебник является основным, а довольно часто и единственным (после учителя) источником знаний и руководством в его учебной деятельности . Поэтому от качества учебников зависит качество знаний, умений и навыков учащихся. Разнообразие современных учебников по обществознанию и обуславливает проблематику данной работы и её тему: «Учебник по обществознанию как средство формирования гражданско-правовой культуры школьника».
Научная новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного подхода к проблеме анализа содержания материалов учебников по обществознанию на гражданско-правовую тематику. Выработанный в её ходе инструментарий может стать основанием для исследования содержания школьных учебников по обществознанию на другую обществоведческую тематику.
Объектом исследования является процесс гражданско-правового воспитания на уроках обществознания.
Предметом исследования выступает школьный учебник по обществознанию (5-11 классы) как средство формирования гражданско-правовой культуры учащихся.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование гражданско-правовой культуры школьников с использованием школьного учебника по обществознанию будет эффективным, если:
• определены основные характеристики гражданско-правовой культуры школьников;
• организован процесс её формирования в рамках школьной системы образования;
• выявлены представления о функциях школьного учебника в воспитательно-образовательном процессе и определены дидактические принципы его построения.
Цель исследования - выявление особенностей формирования гражданско-правовой культуры школьников посредством учебника по обществознанию и их теоретическое обоснование.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение гражданско-правового воспитания подрастающего поколения на современном этапе.
2. Охарактеризовать методологию исследования содержания материала учебников по обществознанию на гражданско-правовую тематику.
3. Разработать критерии и предложения по отбору материала на гражданско-правовую тематику для современного учебника по обществознанию.
Хронологические рамки исследования. Нижняя и верхняя границы исследования строго ограничивают период в 6 лет с 2010 по 2016 год.
Основаниями для выбора этих границ стали следующие особенности исследуемых источников.
Во-первых, в 2010 г. Минобрнауки России был разработан и утверждён ФГОС основного общего образования (для школьников с 5 по 9 классы) ; а в 2012 г. - приказом Минобрнауки России утверждён ФГОС для среднего (полного) общего образования (для школьников 10-11-х классов) .
Во-вторых, в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 2011 г. «О введении ФГОС общего образования» обязательное введение ФГОС во всех образовательных учреждениях РФ начинается с 2015/16 учебного года на ступени основного общего образования и с 2020/21 учебного года для ступени среднего (полного) общего образования. Важно отметить, что документ допускает переход образовательных учреждений на ФГОС раньше установленного срока: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах - с 2013/14 учебного года .
Историография. Уже в Древней Греции учёные занимались изучением проблемы гражданско-правового образования (Сократ, Платон, Аристотель ). Разработкой данной проблемы занимались как зарубежные (И. Кант, Я. О. Коменский , Ж-Ж. Руссо ), так и отечественные (Н.Л. Данилевский, В.О.
Ключевский, К.Д Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский ) учёные- исследователи.
В отечественной педагогике теория и практика гражданского образования получила своё оформление лишь к концу XIX столетия. До этого с идеей гражданско-правового воспитания в своих трудах выступали известные философы XIX века, сторонники революционных буржуазно-демократических преобразований - А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др., отождествляя гражданское воспитание с нравственным. Анализу трудов революционеров-демократов с точки зрения гражданского воспитания посвящены работы Н.И. Зейлигер-Рубинштейн и Е. И. Известновой .
В советской историографии школьный учебник рассматривался в контексте обществоведческого образования. Учебник выступал не столько источником знания, сколько орудием в руках государства в деле политизации школьного дела, освещения событий с марксистской точки зрения. В основном исследователи обращали внимание на проблемы создания новых учебников обществоведческого цикла, а также обозначали своё видение предназначения школьного учебника в государстве.
Конечно большое внимание советские учёные уделяли навыкам работы с учебником как главным источником знаний и анализу обществоведческого образования.
Дидактическим основам построения учебника, анализу учебного текста и отбору содержания посвящена монография В.П. Беспалова . Обучению учащихся навыкам работы с учебной книгой как главным источником знаний посвящены работы Г.Г. Граника , С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой . Работе с учебником как методическим руководством для учителей посвящены работы И.М. Грицевского и Л.Я. Зориной . В сборнике статей «Проблемы школьного учебника» даётся развёрнутая характеристика особенностям языка и стиля учебников для общеобразовательной школы, обусловленная спецификой этого вида литературы. Исследованием проблем школьного учебника занимался Д.Д. Зуев . Он выделил и подробно описала основные его функции.
На воспитание гражданина в СССР в послереволюционный период значительное влияние оказали как внутригосударственные, так и внешнеполитические условия. Основное внимание в гражданском воспитании отводилось проблемам формирования «гражданина-общественника», вовлечения его в общественно-политическую жизнь государства. «При этом основная роль отводилась внеклассной и внешкольной социальной среде, а учёба в школе рассматривалась как выполнение гражданского долга» .
В трудах таких отечественных учёных-педагогов, работавших на рубеже XIX-XX веков, как Г.Н. Роков , Н.А. Румянцев , Е.А Ефимов теория и практика гражданско-правового воспитания рассматривается в единстве урочной и внеурочной форм деятельности.
Огромное внимание в теории и практике гражданского образования в 20¬30-ые гг. XIX в. учёные уделяли внеурочной деятельности. Так, А.С. Макаренко видел главную цель всего педагогического процесса в воспитании достойного гражданина.
В 1941-45 гг., в период Великой Отечественной войны, гражданско- правовое развитие личности в условиях воспитательно-образовательного процесса школы рассматривалось не столько с юридической точки зрения, сколько важен был его духовно-нравственный смысл. Гражданственность была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою Землю, в осознании своей принадлежности к народу, его истории и традициям.
Такое понимание гражданско-правового воспитания было характерно и для первого послевоенного десятилетия.
В 1960-70-ые гг. В.А. Сухомлинским была предпринята попытка обобщения опыта гражданско-правового воспитания, которое он рассматривал с позиции гуманизма - признание ценности человека как личности, его прав и свобод.
70-80-ые гг. XIX в. характеризуются определёнными негативными явлениями в теории и практике гражданско-правового воспитания и образования. Происходит разрыв теории и практики гражданского образования, лозунгов, провозглашаемых советским правительством и реальной жизнью.
С конца 80-х - начала 90-х гг. гражданское образование рассматривается как процесс, близкий к гражданскому просвещению. Получают распространение учебные курсы, такие как граждановедение, правоведение, обществознание. Таким образом, приоритетными, если не единственными формами гражданского воспитания, становятся классно-урочные формы .
С начала 1990-х гг. создаётся большое количество концепций и программ курсов, главной целью которых становится воспитание молодёжи в духе гражданско-правовой направленности. Часть курсов имеет более узкую направленность - правовую, политологическую; часть - более широкую - обществоведческую, граждановедческую. Это курсы Л.Н. Боголюбова , Е.Е, Вяземского , А.Ф. Никитина , Н.М. Воскресенской и А.Н. Иоффе и др.
В качестве дополнительной литературы я использовала учебник для вузов по методике преподавания обществознания в школе Л.Н. Боголюбова , учебник и практикум для академического бакалавриата Л.С. Бухматовой , где содержатся теоретический и практический материал.
Таким образом, тема гражданско-правового образования являлась предметом исследования в контексте изучения воспитательно-образовательной деятельности школы. Однако учёные не затрагивали тему содержания учебников по обществознанию на гражданско-правовую тематику.
Поэтому можно сделать вывод об отсутствии специального исследования, посвящённого комплексному изучению гражданско-правового компонента на страницах российских школьных учебников по обществознанию.
Источниковая база. Источниковой базой исследования является широкий круг документальных и опубликованных источников, которые можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют школьные учебники по обществознанию для 5¬11-х классов под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко, рассматриваемые автором как исторический источник. Основанием для выбора школьных учебников послужил с одной стороны, Федеральный перечень школьных учебников с 2010 по 2016 г., рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, с другой стороны тот факт, что серии учебников под редакцией А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова стали «самыми массовыми книгами в школе, хорошо известными и учителям и школьникам, последние их также активно используют в процессе подготовки к ЕГЭ» .
Автор проанализировал в общей сложности 14 школьных учебников по обществознанию для 5-11 классов, которые были изданы в период с 2010 по 2016 годы.
Вторую группу источников составляют нормативные и делопроизводственные документы : ФГОС основного образования, приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации , Федеральные перечни учебников 2012-2016 гг. , а также Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» .
Методы исследования: системно-структурный, историко-логический, сравнительно-сопоставительный анализ учебной литературы, анализ целей, содержания и стандартов образования с позиций рассматриваемой проблемы.
Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней раскрыта роль школьного учебника по обществознанию в процессе формирования гражданско-правовой культуры школьников; с позиции теории учебника выявлены и систематизированы представления о функциях школьного учебника по обществознанию; с позиции дидактики выявлены и обобщены принципы построения школьного учебника по обществознанию. Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблем построения школьного учебника по обществознанию; а также при формировании содержания учебника.
Структура работы обосновывает логику проведённого исследования и состоит в следующем:
В I главе мы выявили и обобщили теоретический материал на основе анализа философской, психологи-педагогической, методической, учебной литературы.
Во II главе на базе теоретического материала мы дали сравнительный анализ учебников по обществознанию для 5-11-х классов под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко.
В заключении подводятся итоги исследования.
На формирование гражданственности, как одной из важнейших качеств личности, ориентированно содержание всех школьных курсов. Наибольшие возможности в этой области имеют преподаватели гуманитарных дисциплин, и прежде всего истории и обществознания. Проблемы правового государства, прав и свобод человека и гражданина, гражданско-правовой культуры находят отражение в учебниках по обществознанию.
Важность фигуры учителя в учебном процессе не поддаётся сомнению. И всё же важно понять устройство учебника как источника знаний. Несомненно, среди учебных книг для школы учебник является главным источником учебной информации. Поэтому от качества учебников в значительной мере зависит качество знаний, умений и навыков учащихся.
Актуальность темы имеет практическую значимость и определяется в научном и социальном аспектах.
Во-первых, в современных социально-политических и экономических условиях развития страны гражданско-правовое воспитание приобретает всё большую актуальность. Сегодня на личность оказывают значительное влияние такие негативные факторы, как криминализация общества, разрушение культурных традиций, неопределённость нравственных ориентиров, - имеющие наиболее широкое распространение за пределами школьного образования. Наблюдается недостаточное развитие гражданских качеств и слабый уровень правовой подготовленности.
Во-вторых, как отмечают многие исследователи, в современных условиях вариативного образования, в свете введения ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) в нашей стране существует и продолжает появляться значительное количество учебников и учебных пособий по обществознанию. Однако, не все из них можно отнести к учебникам нового поколения . При этом проблема состоит не только в том, что некоторые учебники по количеству параграфов, объёму не вписываются в рамки реального учебного времени, отводимого на изучение соответствующего курса (в нашем исследовании - курса «обществознания»). Они в ряде случаев написаны без учёта задач изучения обществознания на той или иной ступени образования или в конкретном профиле школы, образовательных и воспитательных приоритетов, интересов и возрастных особенностей учащихся .
Таким образом, вопрос о типологии учебников по обществознанию для современной российской школы приобрёл в настоящее время значительную актуальность.
В-третьих, тема изучения гражданско-правового становления личности учащихся через школьные учебники недостаточно изучена. Исследования содержат либо общий анализ школьных учебников по обществознанию, либо анализ проблем гражданского и правового воспитания в образовательных учреждениях. Особенность изложения гражданско-правового аспекта в темах параграфов школьных учебников по обществознанию не изучена.
В данной работе мы обратились прежде всего к понятиям гражданского и правового воспитания и образования. На наш взгляд, гражданско-правовое образование - это такое образование, которое способствует развитию гражданской позиции, развивает умение выбирать и обосновывать собственный взгляд на мир, опираясь при этом на законы морали, нравственности и права. Гражданско-правовое воспитание и образование помогает человеку осознать личную значимость и ответственность за то, что происходит в окружающем мире. Это сознание должно повлечь за собой умение принимать обдуманные решения по тому или иному общественно значимому вопросу, способствовать развитию собственной позиции в социально-политической деятельности и гражданскую активность.
Если учитель обращается к учебнику уже обладая широким научным и педагогическим кругозором; то для ученика учебник является основным, а довольно часто и единственным (после учителя) источником знаний и руководством в его учебной деятельности . Поэтому от качества учебников зависит качество знаний, умений и навыков учащихся. Разнообразие современных учебников по обществознанию и обуславливает проблематику данной работы и её тему: «Учебник по обществознанию как средство формирования гражданско-правовой культуры школьника».
Научная новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного подхода к проблеме анализа содержания материалов учебников по обществознанию на гражданско-правовую тематику. Выработанный в её ходе инструментарий может стать основанием для исследования содержания школьных учебников по обществознанию на другую обществоведческую тематику.
Объектом исследования является процесс гражданско-правового воспитания на уроках обществознания.
Предметом исследования выступает школьный учебник по обществознанию (5-11 классы) как средство формирования гражданско-правовой культуры учащихся.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование гражданско-правовой культуры школьников с использованием школьного учебника по обществознанию будет эффективным, если:
• определены основные характеристики гражданско-правовой культуры школьников;
• организован процесс её формирования в рамках школьной системы образования;
• выявлены представления о функциях школьного учебника в воспитательно-образовательном процессе и определены дидактические принципы его построения.
Цель исследования - выявление особенностей формирования гражданско-правовой культуры школьников посредством учебника по обществознанию и их теоретическое обоснование.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение гражданско-правового воспитания подрастающего поколения на современном этапе.
2. Охарактеризовать методологию исследования содержания материала учебников по обществознанию на гражданско-правовую тематику.
3. Разработать критерии и предложения по отбору материала на гражданско-правовую тематику для современного учебника по обществознанию.
Хронологические рамки исследования. Нижняя и верхняя границы исследования строго ограничивают период в 6 лет с 2010 по 2016 год.
Основаниями для выбора этих границ стали следующие особенности исследуемых источников.
Во-первых, в 2010 г. Минобрнауки России был разработан и утверждён ФГОС основного общего образования (для школьников с 5 по 9 классы) ; а в 2012 г. - приказом Минобрнауки России утверждён ФГОС для среднего (полного) общего образования (для школьников 10-11-х классов) .
Во-вторых, в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 2011 г. «О введении ФГОС общего образования» обязательное введение ФГОС во всех образовательных учреждениях РФ начинается с 2015/16 учебного года на ступени основного общего образования и с 2020/21 учебного года для ступени среднего (полного) общего образования. Важно отметить, что документ допускает переход образовательных учреждений на ФГОС раньше установленного срока: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах - с 2013/14 учебного года .
Историография. Уже в Древней Греции учёные занимались изучением проблемы гражданско-правового образования (Сократ, Платон, Аристотель ). Разработкой данной проблемы занимались как зарубежные (И. Кант, Я. О. Коменский , Ж-Ж. Руссо ), так и отечественные (Н.Л. Данилевский, В.О.
Ключевский, К.Д Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский ) учёные- исследователи.
В отечественной педагогике теория и практика гражданского образования получила своё оформление лишь к концу XIX столетия. До этого с идеей гражданско-правового воспитания в своих трудах выступали известные философы XIX века, сторонники революционных буржуазно-демократических преобразований - А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др., отождествляя гражданское воспитание с нравственным. Анализу трудов революционеров-демократов с точки зрения гражданского воспитания посвящены работы Н.И. Зейлигер-Рубинштейн и Е. И. Известновой .
В советской историографии школьный учебник рассматривался в контексте обществоведческого образования. Учебник выступал не столько источником знания, сколько орудием в руках государства в деле политизации школьного дела, освещения событий с марксистской точки зрения. В основном исследователи обращали внимание на проблемы создания новых учебников обществоведческого цикла, а также обозначали своё видение предназначения школьного учебника в государстве.
Конечно большое внимание советские учёные уделяли навыкам работы с учебником как главным источником знаний и анализу обществоведческого образования.
Дидактическим основам построения учебника, анализу учебного текста и отбору содержания посвящена монография В.П. Беспалова . Обучению учащихся навыкам работы с учебной книгой как главным источником знаний посвящены работы Г.Г. Граника , С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой . Работе с учебником как методическим руководством для учителей посвящены работы И.М. Грицевского и Л.Я. Зориной . В сборнике статей «Проблемы школьного учебника» даётся развёрнутая характеристика особенностям языка и стиля учебников для общеобразовательной школы, обусловленная спецификой этого вида литературы. Исследованием проблем школьного учебника занимался Д.Д. Зуев . Он выделил и подробно описала основные его функции.
На воспитание гражданина в СССР в послереволюционный период значительное влияние оказали как внутригосударственные, так и внешнеполитические условия. Основное внимание в гражданском воспитании отводилось проблемам формирования «гражданина-общественника», вовлечения его в общественно-политическую жизнь государства. «При этом основная роль отводилась внеклассной и внешкольной социальной среде, а учёба в школе рассматривалась как выполнение гражданского долга» .
В трудах таких отечественных учёных-педагогов, работавших на рубеже XIX-XX веков, как Г.Н. Роков , Н.А. Румянцев , Е.А Ефимов теория и практика гражданско-правового воспитания рассматривается в единстве урочной и внеурочной форм деятельности.
Огромное внимание в теории и практике гражданского образования в 20¬30-ые гг. XIX в. учёные уделяли внеурочной деятельности. Так, А.С. Макаренко видел главную цель всего педагогического процесса в воспитании достойного гражданина.
В 1941-45 гг., в период Великой Отечественной войны, гражданско- правовое развитие личности в условиях воспитательно-образовательного процесса школы рассматривалось не столько с юридической точки зрения, сколько важен был его духовно-нравственный смысл. Гражданственность была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою Землю, в осознании своей принадлежности к народу, его истории и традициям.
Такое понимание гражданско-правового воспитания было характерно и для первого послевоенного десятилетия.
В 1960-70-ые гг. В.А. Сухомлинским была предпринята попытка обобщения опыта гражданско-правового воспитания, которое он рассматривал с позиции гуманизма - признание ценности человека как личности, его прав и свобод.
70-80-ые гг. XIX в. характеризуются определёнными негативными явлениями в теории и практике гражданско-правового воспитания и образования. Происходит разрыв теории и практики гражданского образования, лозунгов, провозглашаемых советским правительством и реальной жизнью.
С конца 80-х - начала 90-х гг. гражданское образование рассматривается как процесс, близкий к гражданскому просвещению. Получают распространение учебные курсы, такие как граждановедение, правоведение, обществознание. Таким образом, приоритетными, если не единственными формами гражданского воспитания, становятся классно-урочные формы .
С начала 1990-х гг. создаётся большое количество концепций и программ курсов, главной целью которых становится воспитание молодёжи в духе гражданско-правовой направленности. Часть курсов имеет более узкую направленность - правовую, политологическую; часть - более широкую - обществоведческую, граждановедческую. Это курсы Л.Н. Боголюбова , Е.Е, Вяземского , А.Ф. Никитина , Н.М. Воскресенской и А.Н. Иоффе и др.
В качестве дополнительной литературы я использовала учебник для вузов по методике преподавания обществознания в школе Л.Н. Боголюбова , учебник и практикум для академического бакалавриата Л.С. Бухматовой , где содержатся теоретический и практический материал.
Таким образом, тема гражданско-правового образования являлась предметом исследования в контексте изучения воспитательно-образовательной деятельности школы. Однако учёные не затрагивали тему содержания учебников по обществознанию на гражданско-правовую тематику.
Поэтому можно сделать вывод об отсутствии специального исследования, посвящённого комплексному изучению гражданско-правового компонента на страницах российских школьных учебников по обществознанию.
Источниковая база. Источниковой базой исследования является широкий круг документальных и опубликованных источников, которые можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют школьные учебники по обществознанию для 5¬11-х классов под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко, рассматриваемые автором как исторический источник. Основанием для выбора школьных учебников послужил с одной стороны, Федеральный перечень школьных учебников с 2010 по 2016 г., рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, с другой стороны тот факт, что серии учебников под редакцией А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова стали «самыми массовыми книгами в школе, хорошо известными и учителям и школьникам, последние их также активно используют в процессе подготовки к ЕГЭ» .
Автор проанализировал в общей сложности 14 школьных учебников по обществознанию для 5-11 классов, которые были изданы в период с 2010 по 2016 годы.
Вторую группу источников составляют нормативные и делопроизводственные документы : ФГОС основного образования, приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации , Федеральные перечни учебников 2012-2016 гг. , а также Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» .
Методы исследования: системно-структурный, историко-логический, сравнительно-сопоставительный анализ учебной литературы, анализ целей, содержания и стандартов образования с позиций рассматриваемой проблемы.
Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней раскрыта роль школьного учебника по обществознанию в процессе формирования гражданско-правовой культуры школьников; с позиции теории учебника выявлены и систематизированы представления о функциях школьного учебника по обществознанию; с позиции дидактики выявлены и обобщены принципы построения школьного учебника по обществознанию. Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблем построения школьного учебника по обществознанию; а также при формировании содержания учебника.
Структура работы обосновывает логику проведённого исследования и состоит в следующем:
В I главе мы выявили и обобщили теоретический материал на основе анализа философской, психологи-педагогической, методической, учебной литературы.
Во II главе на базе теоретического материала мы дали сравнительный анализ учебников по обществознанию для 5-11-х классов под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко.
В заключении подводятся итоги исследования.
В результаты проведённого исследования удалось прийти к следующим выводам.
Прежде всего были определены основные характеристики гражданско- правовой культуры и процесс её организации в рамках школьной системы образования. С этой целью автором исследования были изучены актовые и делопроизводственные документы.
Гражданско-правовая культура личности представляется как совокупность гражданских и правовых качеств и компетенций, которые необходимы для жизни и деятельности в гражданском обществе и правовом государстве: активная гражданская позиция; ответственность перед собой, обществом и государством; приверженность духовным и нравственным ценностям, идеям интернационализма, дружбы и равенства народов, взаимопомощи; идея толерантности к другим народам и нациям, религиозным убеждениям; развитая система нравственных качеств личности, развитая правовая и политическая культура; чувство патриотизма и гордости за свою страну, ответственности за ее будущее; наличие своей точки зрения на происходящие в общественно-политические процессы и явления; уважительное отношение к историческому прошлому.
Становлению активной жизненной позиции, целостному представлению о гражданском обществе и правовом государстве, осознанию своей социальной роли в таком обществе и государстве способствует гражданско-правовое образование в школе.
Гражданско-правовое образование и воспитание представляет собой целенаправленный процесс, направленный на становление и развитие гражданско-правовых качеств и компетенций учащихся в целях реализации ими себя в социальной роли гражданина страны.
Эффективность гражданско-правового образования определяется рядом педагогических условий: должны быть определены цели, задачи, формы и методы, критерии и результат; должно быть обеспечено единство урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной форм деятельности; приоритетными являются активные формы и методы работы.
Автором также были рассмотрены две авторских линейки школьных учебников по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко.
В результате исследования удалось получить общее представление о функциях школьного учебника в воспитательно-образовательном процессе и определить дидактические принципы его построения. Также автором была определена методология исследования материала учебника.
Были выделены следующие функции школьного учебника: информационная (раскрывает содержание образования); систематизирующая (систематизирует учебный материал); обучающая (способствует усвоению знаний); воспитательная (способствует формированию мировоззрения личности).
В оценке качества современной учебной литературы по обществознанию были определены следующие критерии: учебник должен соответствовать требованиям, выдвигаемым ФГОС; учебник должен отражать и способствовать усвоению основных ценностей (гуманистических, демократических, традиционных) многонационального российского общества; соблюдение принципа научности в изложении материала; преобладание разных точек зрения на конкретные явления общественной жизни; соответствие содержания учебника требованиям программы; доступность - изложение материала с учётом возрастных особенностей школьников; использование в школьном учебнике только качественной источниковедческой базы; чёткая структура учебника и её функциональность - текстовый компонент (основной, дополнительный, пояснительный), внетекстовый компонент (аппарат организации усвоения - вопросы, задания; аппарат ориентировки - предисловия, оглавления примечания, библиография и т.д.; иллюстративный материал).
Также были определены критерии и предложения по отбору материала на гражданско-правовую тематику для современного учебника по обществознанию: материал учебника обращён в первую очередь к образному восприятию, воображению, мышлению и памяти школьника; основной и дополнительный тексты учебника равноценны по своей информативной и методической функциям; пояснительный текст к иллюстрации, в основном, содержит информацию о её авторе, сюжете, месте и времени создания; методический аппарат состоит из вопросов и заданий трёх уровней познавательной деятельности; в конце параграфов преобладают задания типа «узнай», восстанови картину», «выскажи своё мнение», «оцени поведение» и т.п.; автор учебника предлагает «открытые», дискуссионные вопросы, на которые социогуманитарные науки не дают однозначного ответа; многие из содержащихся в учебнике фактов и вопросов побуждают школьников вступать в спор с авторитетным мнением, определить своё отношение к тому или иному событию или явлению общественной жизни; учебный материал оформлен в линейно-модульное построение, последовательно представляющие сферы жизни общества (экономика, политика, культура, право и т.д.).
Проведённое исследование не претендует на всю полноту решения данной проблемы. Оно может быть продолжено в рамках изучения данной или аналогичной проблемы.
Прежде всего были определены основные характеристики гражданско- правовой культуры и процесс её организации в рамках школьной системы образования. С этой целью автором исследования были изучены актовые и делопроизводственные документы.
Гражданско-правовая культура личности представляется как совокупность гражданских и правовых качеств и компетенций, которые необходимы для жизни и деятельности в гражданском обществе и правовом государстве: активная гражданская позиция; ответственность перед собой, обществом и государством; приверженность духовным и нравственным ценностям, идеям интернационализма, дружбы и равенства народов, взаимопомощи; идея толерантности к другим народам и нациям, религиозным убеждениям; развитая система нравственных качеств личности, развитая правовая и политическая культура; чувство патриотизма и гордости за свою страну, ответственности за ее будущее; наличие своей точки зрения на происходящие в общественно-политические процессы и явления; уважительное отношение к историческому прошлому.
Становлению активной жизненной позиции, целостному представлению о гражданском обществе и правовом государстве, осознанию своей социальной роли в таком обществе и государстве способствует гражданско-правовое образование в школе.
Гражданско-правовое образование и воспитание представляет собой целенаправленный процесс, направленный на становление и развитие гражданско-правовых качеств и компетенций учащихся в целях реализации ими себя в социальной роли гражданина страны.
Эффективность гражданско-правового образования определяется рядом педагогических условий: должны быть определены цели, задачи, формы и методы, критерии и результат; должно быть обеспечено единство урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной форм деятельности; приоритетными являются активные формы и методы работы.
Автором также были рассмотрены две авторских линейки школьных учебников по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко.
В результате исследования удалось получить общее представление о функциях школьного учебника в воспитательно-образовательном процессе и определить дидактические принципы его построения. Также автором была определена методология исследования материала учебника.
Были выделены следующие функции школьного учебника: информационная (раскрывает содержание образования); систематизирующая (систематизирует учебный материал); обучающая (способствует усвоению знаний); воспитательная (способствует формированию мировоззрения личности).
В оценке качества современной учебной литературы по обществознанию были определены следующие критерии: учебник должен соответствовать требованиям, выдвигаемым ФГОС; учебник должен отражать и способствовать усвоению основных ценностей (гуманистических, демократических, традиционных) многонационального российского общества; соблюдение принципа научности в изложении материала; преобладание разных точек зрения на конкретные явления общественной жизни; соответствие содержания учебника требованиям программы; доступность - изложение материала с учётом возрастных особенностей школьников; использование в школьном учебнике только качественной источниковедческой базы; чёткая структура учебника и её функциональность - текстовый компонент (основной, дополнительный, пояснительный), внетекстовый компонент (аппарат организации усвоения - вопросы, задания; аппарат ориентировки - предисловия, оглавления примечания, библиография и т.д.; иллюстративный материал).
Также были определены критерии и предложения по отбору материала на гражданско-правовую тематику для современного учебника по обществознанию: материал учебника обращён в первую очередь к образному восприятию, воображению, мышлению и памяти школьника; основной и дополнительный тексты учебника равноценны по своей информативной и методической функциям; пояснительный текст к иллюстрации, в основном, содержит информацию о её авторе, сюжете, месте и времени создания; методический аппарат состоит из вопросов и заданий трёх уровней познавательной деятельности; в конце параграфов преобладают задания типа «узнай», восстанови картину», «выскажи своё мнение», «оцени поведение» и т.п.; автор учебника предлагает «открытые», дискуссионные вопросы, на которые социогуманитарные науки не дают однозначного ответа; многие из содержащихся в учебнике фактов и вопросов побуждают школьников вступать в спор с авторитетным мнением, определить своё отношение к тому или иному событию или явлению общественной жизни; учебный материал оформлен в линейно-модульное построение, последовательно представляющие сферы жизни общества (экономика, политика, культура, право и т.д.).
Проведённое исследование не претендует на всю полноту решения данной проблемы. Оно может быть продолжено в рамках изучения данной или аналогичной проблемы.



