Введение 3¬
14
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданско-правовой культуры школьников 15
1.1 Сущность и структура гражданско-правовой культуры 15¬
28
1.2 Особенности организации гражданско-правового образования учащихся в
современной школе 29¬
45
Глава 2. Учебник по обществознанию как современный информационный ресурс формирования гражданско-правовых компетенций
. . . . 46
2.1 Содержание учебника как отражение эволюции обществоведческого
образования в России 46¬
60
2.2 Требования к построению современного учебника по обществознанию
60¬79
Заключение 80¬
82
Список использованных источников и литературы 83¬
95
Приложения
Актуальность темы исследования. Курс «Обществознание» в школе является интегративным. Фактически, школьники занимаются и экономикой, и социологией, и политологией, и культурологией одновременно; и, по мнению многих учащихся, одним из тех предметов, которые «готовят человека к жизни». Но как изучение обществознания в школе соотносится с тем, что происходит за её пределами? В своём исследовании автор далёк от мысли, что только педагогическими усилиями можно решить проблему социализации подростков, но именно в школе ребёнок приобретает первый опыт общественной жизни.
На формирование гражданственности, как одной из важнейших качеств личности, ориентированно содержание всех школьных курсов. Наибольшие возможности в этой области имеют преподаватели гуманитарных дисциплин, и прежде всего истории и обществознания. Проблемы правового государства, прав и свобод человека и гражданина, гражданско-правовой культуры находят отражение в учебниках по обществознанию.
Важность фигуры учителя в учебном процессе не поддаётся сомнению. И всё же важно понять устройство учебника как источника знаний. Несомненно, среди учебных книг для школы учебник является главным источником учебной информации. Поэтому от качества учебников в значительной мере зависит качество знаний, умений и навыков учащихся.
Актуальность темы имеет практическую значимость и определяется в научном и социальном аспектах.
Во-первых, в современных социально-политических и экономических условиях развития страны гражданско-правовое воспитание приобретает всё большую актуальность. Сегодня на личность оказывают значительное влияние такие негативные факторы, как криминализация общества, разрушение культурных традиций, неопределённость нравственных ориентиров, - имеющие наиболее широкое распространение за пределами школьного образования. Наблюдается недостаточное развитие гражданских качеств и слабый уровень правовой подготовленности.
Во-вторых, как отмечают многие исследователи, в современных условиях вариативного образования, в свете введения ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) в нашей стране существует и продолжает появляться значительное количество учебников и учебных пособий по обществознанию. Однако, не все из них можно отнести к учебникам нового поколения . При этом проблема состоит не только в том, что некоторые учебники по количеству параграфов, объёму не вписываются в рамки реального учебного времени, отводимого на изучение соответствующего курса (в нашем исследовании - курса «обществознания»). Они в ряде случаев написаны без учёта задач изучения обществознания на той или иной ступени образования или в конкретном профиле школы, образовательных и воспитательных приоритетов, интересов и возрастных особенностей учащихся .
Таким образом, вопрос о типологии учебников по обществознанию для современной российской школы приобрёл в настоящее время значительную актуальность.
В-третьих, тема изучения гражданско-правового становления личности учащихся через школьные учебники недостаточно изучена. Исследования содержат либо общий анализ школьных учебников по обществознанию, либо анализ проблем гражданского и правового воспитания в образовательных учреждениях. Особенность изложения гражданско-правового аспекта в темах параграфов школьных учебников по обществознанию не изучена.
В данной работе мы обратились прежде всего к понятиям гражданского и правового воспитания и образования. На наш взгляд, гражданско-правовое образование - это такое образование, которое способствует развитию гражданской позиции, развивает умение выбирать и обосновывать собственный взгляд на мир, опираясь при этом на законы морали, нравственности и права. Гражданско-правовое воспитание и образование помогает человеку осознать личную значимость и ответственность за то, что происходит в окружающем мире. Это сознание должно повлечь за собой умение принимать обдуманные решения по тому или иному общественно значимому вопросу, способствовать развитию собственной позиции в социально-политической деятельности и гражданскую активность.
Если учитель обращается к учебнику уже обладая широким научным и педагогическим кругозором; то для ученика учебник является основным, а довольно часто и единственным (после учителя) источником знаний и руководством в его учебной деятельности . Поэтому от качества учебников зависит качество знаний, умений и навыков учащихся. Разнообразие современных учебников по обществознанию и обуславливает проблематику данной работы и её тему: «Учебник по обществознанию как средство формирования гражданско-правовой культуры школьника».
Научная новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного подхода к проблеме анализа содержания материалов учебников по обществознанию на гражданско-правовую тематику. Выработанный в её ходе инструментарий может стать основанием для исследования содержания школьных учебников по обществознанию на другую обществоведческую тематику.
Объектом исследования является процесс гражданско-правового воспитания на уроках обществознания.
Предметом исследования выступает школьный учебник по обществознанию (5-11 классы) как средство формирования гражданско-правовой культуры учащихся.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование гражданско-правовой культуры школьников с использованием школьного учебника по обществознанию будет эффективным, если:
• определены основные характеристики гражданско-правовой культуры школьников;
• организован процесс её формирования в рамках школьной системы образования;
• выявлены представления о функциях школьного учебника в воспитательно-образовательном процессе и определены дидактические принципы его построения.
Цель исследования - выявление особенностей формирования гражданско-правовой культуры школьников посредством учебника по обществознанию и их теоретическое обоснование.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение гражданско-правового воспитания подрастающего поколения на современном этапе.
2. Охарактеризовать методологию исследования содержания материала учебников по обществознанию на гражданско-правовую тематику.
3. Разработать критерии и предложения по отбору материала на гражданско-правовую тематику для современного учебника по обществознанию.
Хронологические рамки исследования. Нижняя и верхняя границы исследования строго ограничивают период в 6 лет с 2010 по 2016 год.
Основаниями для выбора этих границ стали следующие особенности исследуемых источников.
Во-первых, в 2010 г. Минобрнауки России был разработан и утверждён ФГОС основного общего образования (для школьников с 5 по 9 классы) ; а в 2012 г. - приказом Минобрнауки России утверждён ФГОС для среднего (полного) общего образования (для школьников 10-11-х классов) .
Во-вторых, в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 2011 г. «О введении ФГОС общего образования» обязательное введение ФГОС во всех образовательных учреждениях РФ начинается с 2015/16 учебного года на ступени основного общего образования и с 2020/21 учебного года для ступени среднего (полного) общего образования. Важно отметить, что документ допускает переход образовательных учреждений на ФГОС раньше установленного срока: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах - с 2013/14 учебного года .
Историография. Уже в Древней Греции учёные занимались изучением проблемы гражданско-правового образования (Сократ, Платон, Аристотель ). Разработкой данной проблемы занимались как зарубежные (И. Кант, Я. О. Коменский , Ж-Ж. Руссо ), так и отечественные (Н.Л. Данилевский, В.О.
Ключевский, К.Д Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский ) учёные- исследователи.
В отечественной педагогике теория и практика гражданского образования получила своё оформление лишь к концу XIX столетия. До этого с идеей гражданско-правового воспитания в своих трудах выступали известные философы XIX века, сторонники революционных буржуазно-демократических преобразований - А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др., отождествляя гражданское воспитание с нравственным. Анализу трудов революционеров-демократов с точки зрения гражданского воспитания посвящены работы Н.И. Зейлигер-Рубинштейн и Е. И. Известновой .
В советской историографии школьный учебник рассматривался в контексте обществоведческого образования. Учебник выступал не столько источником знания, сколько орудием в руках государства в деле политизации школьного дела, освещения событий с марксистской точки зрения. В основном исследователи обращали внимание на проблемы создания новых учебников обществоведческого цикла, а также обозначали своё видение предназначения школьного учебника в государстве.
Конечно большое внимание советские учёные уделяли навыкам работы с учебником как главным источником знаний и анализу обществоведческого образования.
Дидактическим основам построения учебника, анализу учебного текста и отбору содержания посвящена монография В.П. Беспалова . Обучению учащихся навыкам работы с учебной книгой как главным источником знаний посвящены работы Г.Г. Граника , С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой . Работе с учебником как методическим руководством для учителей посвящены работы И.М. Грицевского и Л.Я. Зориной . В сборнике статей «Проблемы школьного учебника» даётся развёрнутая характеристика особенностям языка и стиля учебников для общеобразовательной школы, обусловленная спецификой этого вида литературы. Исследованием проблем школьного учебника занимался Д.Д. Зуев . Он выделил и подробно описала основные его функции.
На воспитание гражданина в СССР в послереволюционный период значительное влияние оказали как внутригосударственные, так и внешнеполитические условия. Основное внимание в гражданском воспитании отводилось проблемам формирования «гражданина-общественника», вовлечения его в общественно-политическую жизнь государства. «При этом основная роль отводилась внеклассной и внешкольной социальной среде, а учёба в школе рассматривалась как выполнение гражданского долга» .
В трудах таких отечественных учёных-педагогов, работавших на рубеже XIX-XX веков, как Г.Н. Роков , Н.А. Румянцев , Е.А Ефимов теория и практика гражданско-правового воспитания рассматривается в единстве урочной и внеурочной форм деятельности.
Огромное внимание в теории и практике гражданского образования в 20¬30-ые гг. XIX в. учёные уделяли внеурочной деятельности. Так, А.С. Макаренко видел главную цель всего педагогического процесса в воспитании достойного гражданина.
В 1941-45 гг., в период Великой Отечественной войны, гражданско- правовое развитие личности в условиях воспитательно-образовательного процесса школы рассматривалось не столько с юридической точки зрения, сколько важен был его духовно-нравственный смысл. Гражданственность была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою Землю, в осознании своей принадлежности к народу, его истории и традициям.
Такое понимание гражданско-правового воспитания было характерно и для первого послевоенного десятилетия.
В 1960-70-ые гг. В.А. Сухомлинским была предпринята попытка обобщения опыта гражданско-правового воспитания, которое он рассматривал с позиции гуманизма - признание ценности человека как личности, его прав и свобод.
70-80-ые гг. XIX в. характеризуются определёнными негативными явлениями в теории и практике гражданско-правового воспитания и образования. Происходит разрыв теории и практики гражданского образования, лозунгов, провозглашаемых советским правительством и реальной жизнью.
С конца 80-х - начала 90-х гг. гражданское образование рассматривается как процесс, близкий к гражданскому просвещению. Получают распространение учебные курсы, такие как граждановедение, правоведение, обществознание. Таким образом, приоритетными, если не единственными формами гражданского воспитания, становятся классно-урочные формы .
С начала 1990-х гг. создаётся большое количество концепций и программ курсов, главной целью которых становится воспитание молодёжи в духе гражданско-правовой направленности. Часть курсов имеет более узкую направленность - правовую, политологическую; часть - более широкую - обществоведческую, граждановедческую. Это курсы Л.Н. Боголюбова , Е.Е, Вяземского , А.Ф. Никитина , Н.М. Воскресенской и А.Н. Иоффе и др.
В качестве дополнительной литературы я использовала учебник для вузов по методике преподавания обществознания в школе Л.Н. Боголюбова , учебник и практикум для академического бакалавриата Л.С. Бухматовой , где содержатся теоретический и практический материал.
Таким образом, тема гражданско-правового образования являлась предметом исследования в контексте изучения воспитательно-образовательной деятельности школы. Однако учёные не затрагивали тему содержания учебников по обществознанию на гражданско-правовую тематику.
Поэтому можно сделать вывод об отсутствии специального исследования, посвящённого комплексному изучению гражданско-правового компонента на страницах российских школьных учебников по обществознанию.
Источниковая база. Источниковой базой исследования является широкий круг документальных и опубликованных источников, которые можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют школьные учебники по обществознанию для 5¬11-х классов под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко, рассматриваемые автором как исторический источник. Основанием для выбора школьных учебников послужил с одной стороны, Федеральный перечень школьных учебников с 2010 по 2016 г., рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, с другой стороны тот факт, что серии учебников под редакцией А.И. Кравченко и Л.Н. Боголюбова стали «самыми массовыми книгами в школе, хорошо известными и учителям и школьникам, последние их также активно используют в процессе подготовки к ЕГЭ» .
Автор проанализировал в общей сложности 14 школьных учебников по обществознанию для 5-11 классов, которые были изданы в период с 2010 по 2016 годы.
Вторую группу источников составляют нормативные и делопроизводственные документы : ФГОС основного образования, приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации , Федеральные перечни учебников 2012-2016 гг. , а также Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» .
Методы исследования: системно-структурный, историко-логический, сравнительно-сопоставительный анализ учебной литературы, анализ целей, содержания и стандартов образования с позиций рассматриваемой проблемы.
Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней раскрыта роль школьного учебника по обществознанию в процессе формирования гражданско-правовой культуры школьников; с позиции теории учебника выявлены и систематизированы представления о функциях школьного учебника по обществознанию; с позиции дидактики выявлены и обобщены принципы построения школьного учебника по обществознанию. Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблем построения школьного учебника по обществознанию; а также при формировании содержания учебника.
Структура работы обосновывает логику проведённого исследования и состоит в следующем:
В I главе мы выявили и обобщили теоретический материал на основе анализа философской, психологи-педагогической, методической, учебной литературы.
Во II главе на базе теоретического материала мы дали сравнительный анализ учебников по обществознанию для 5-11-х классов под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко.
В заключении подводятся итоги исследования.
В результаты проведённого исследования удалось прийти к следующим выводам.
Прежде всего были определены основные характеристики гражданско- правовой культуры и процесс её организации в рамках школьной системы образования. С этой целью автором исследования были изучены актовые и делопроизводственные документы.
Гражданско-правовая культура личности представляется как совокупность гражданских и правовых качеств и компетенций, которые необходимы для жизни и деятельности в гражданском обществе и правовом государстве: активная гражданская позиция; ответственность перед собой, обществом и государством; приверженность духовным и нравственным ценностям, идеям интернационализма, дружбы и равенства народов, взаимопомощи; идея толерантности к другим народам и нациям, религиозным убеждениям; развитая система нравственных качеств личности, развитая правовая и политическая культура; чувство патриотизма и гордости за свою страну, ответственности за ее будущее; наличие своей точки зрения на происходящие в общественно-политические процессы и явления; уважительное отношение к историческому прошлому.
Становлению активной жизненной позиции, целостному представлению о гражданском обществе и правовом государстве, осознанию своей социальной роли в таком обществе и государстве способствует гражданско-правовое образование в школе.
Гражданско-правовое образование и воспитание представляет собой целенаправленный процесс, направленный на становление и развитие гражданско-правовых качеств и компетенций учащихся в целях реализации ими себя в социальной роли гражданина страны.
Эффективность гражданско-правового образования определяется рядом педагогических условий: должны быть определены цели, задачи, формы и методы, критерии и результат; должно быть обеспечено единство урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной форм деятельности; приоритетными являются активные формы и методы работы.
Автором также были рассмотрены две авторских линейки школьных учебников по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.И. Кравченко.
В результате исследования удалось получить общее представление о функциях школьного учебника в воспитательно-образовательном процессе и определить дидактические принципы его построения. Также автором была определена методология исследования материала учебника.
Были выделены следующие функции школьного учебника: информационная (раскрывает содержание образования); систематизирующая (систематизирует учебный материал); обучающая (способствует усвоению знаний); воспитательная (способствует формированию мировоззрения личности).
В оценке качества современной учебной литературы по обществознанию были определены следующие критерии: учебник должен соответствовать требованиям, выдвигаемым ФГОС; учебник должен отражать и способствовать усвоению основных ценностей (гуманистических, демократических, традиционных) многонационального российского общества; соблюдение принципа научности в изложении материала; преобладание разных точек зрения на конкретные явления общественной жизни; соответствие содержания учебника требованиям программы; доступность - изложение материала с учётом возрастных особенностей школьников; использование в школьном учебнике только качественной источниковедческой базы; чёткая структура учебника и её функциональность - текстовый компонент (основной, дополнительный, пояснительный), внетекстовый компонент (аппарат организации усвоения - вопросы, задания; аппарат ориентировки - предисловия, оглавления примечания, библиография и т.д.; иллюстративный материал).
Также были определены критерии и предложения по отбору материала на гражданско-правовую тематику для современного учебника по обществознанию: материал учебника обращён в первую очередь к образному восприятию, воображению, мышлению и памяти школьника; основной и дополнительный тексты учебника равноценны по своей информативной и методической функциям; пояснительный текст к иллюстрации, в основном, содержит информацию о её авторе, сюжете, месте и времени создания; методический аппарат состоит из вопросов и заданий трёх уровней познавательной деятельности; в конце параграфов преобладают задания типа «узнай», восстанови картину», «выскажи своё мнение», «оцени поведение» и т.п.; автор учебника предлагает «открытые», дискуссионные вопросы, на которые социогуманитарные науки не дают однозначного ответа; многие из содержащихся в учебнике фактов и вопросов побуждают школьников вступать в спор с авторитетным мнением, определить своё отношение к тому или иному событию или явлению общественной жизни; учебный материал оформлен в линейно-модульное построение, последовательно представляющие сферы жизни общества (экономика, политика, культура, право и т.д.).
Проведённое исследование не претендует на всю полноту решения данной проблемы. Оно может быть продолжено в рамках изучения данной или аналогичной проблемы.
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2013. - 127 с.
2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2012. - 111 с.
3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
4. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Н.И. Городецкая. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
5. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, А.И. Матвеева - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.
6. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, М.В. Телюкина - М.: Просвещение, 2014. - 350 с.
7. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, В.А. Литвинова - М.: Просвещение, 2014. - 335 с.
8. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 5 класс
общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 216 с.
9. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 6 класс
общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 232 с.
10. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. - 14-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 224 с.
11. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса
общеобразовательных учреждений. - 11-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. -192 с.
12. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. - 11-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 224 с.
13. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса
общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. - 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 376 с.
14. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. - 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 400 с.
1.2 Актовые и делопроизводственные документы
15. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/?utm source=sps / http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=137707&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.7863576608957479#0 (Дата обращения:
31.05.2017).
16. «Конституция Российской Федерации» от 12 декабря 1993 года (с
поправками от 21.07.2014 №11-ФКЗ) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.consultant.ru/?utm source=sps /
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=13 4&dst= 1000000001,0&rnd=0.7790448699771015#0 (Дата обращения: 29.05.2017).
17. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования
на 2016-2020 годы» от 29 декабря 2014 года №2763-р [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //government.ru /
http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (Дата обращения: 11.05.2017).
18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rg.ru / https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Дата обращения: 29.05.2017).
19. Письмо Минобразования РФ от 18.07.97 №974/14-12 «Об
обязательном минимуме содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zakonbase.ru / http://zakonbase.ru/content/part/152419 (Дата обращения: 01.06.2017).
20. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 15
января 2003 г. №13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся
общеобразовательных учреждений Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/?utm source=sps /
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=413046;dst= 100 015#0 (Дата обращения: 21.05.2017).
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru / http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071359/ (Дата обращения: 11.05.2017).
22. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» (утратил силу) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru / http://base.garant.ru/182981/ (Дата обращения: 02.06.2017).
23. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2002 г. №222 «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» (утратил силу) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru / http://base.garant.ru/184335/ (Дата обращения: 02.06.2017).
24. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №295 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://минобрнауки.рф /
http://минобрнауки.рф/документы/2690/файл/1170/Госпрограмма Развитие обр азования /Проект)^!- (Дата обращения: 20.05.2017).
25. Постановление Президента РФ от 28 апреля 2011 года №ПР-1168 «Об
основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/?utm source=sps /
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=113761&fld=134 &dst=1000000001,0&rnd=0.8182328985952014#0 (Дата обращения: 21.05.2017).
26. Приказ Минобразования РФ от 07.06.1993 №237 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //zakonbase.ru / http://zakonbase.ru/content/base/25597 (Дата обращения: 01.06.2017).
27. Приказ Минобразования РФ от 30.06.99 № 56 «Об утверждении
обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zakonbase.ru /
http://zakonbase.ru/content/part/331942 (Дата обращения: 01.06.2017).
28. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.garant.ru / http://base.garant.ru/6150599/ (Дата обращения: 02.06.2017).
29. Приказ Минобрнауки РФ от 24.02.2009 №57 (ред. от 17.03.2011) «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/?utm source=sps / http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&base=LAW&n=113460&fld=134 &dst=1000000001,0&rnd=0.6746688501359555#0 (Дата обращения: 02.06.2017).
30. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://минобрнауки.рф / http://минобрнауки.рф/документы/938 (Дата обращения: 11.05.2017).
31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №2080 от 24 декабря 2010 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru / http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 10/m2080.pdf (Дата обращения: 11.05.2017).
32. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №2885 от 27 декабря 2011 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru / http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d 11 /m2885.pdf (Дата обращения: 11.05.2017).
33. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //минобрнауки .рф /
http://минобрнауки.рф/проекты/413/файл/4588/приказ%20Об%20утверждении% 20413.rtf (Дата обращения: 11.05.2017).
34. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19 декабря 2012 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru / http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 12/m1067.pdf (Дата обращения: 11.05.2017).
35. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rg.ru / https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Дата обращения: 29.05.2017).
36. Указ Президента ФР от 29 ноября 1994 г. №2131 «Об изучении
конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru /
http: //ivo. garant.ru/#/document/6190383/paragraph/1: 0 (Дата обращения:
21.05.2017).
37. Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 (ред. от 07.12.2016) «О системе и
структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/?utm source=sps /
http://www.consultantru/cons/cgi/onhne.cgi?req=doc&base=LAW&n=208400&fld=134 &dst=1000000001,0&rnd=0.6155538567514025#0 (Дата обращения: 01.06.2017).
38. Указ Президента Российской Федерации №Пр-271 от 4 февраля 2010 года «Национальная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://минобрнауки.рф / http://минобрнауки.рф/документы/1450 (Дата обращения: 11.05.2017).
39. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kremlin.ru / http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512/pageZ1 (Дата обращения: 29.05.2017).
40. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kremlin.ru / http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (Дата обращения: 21.05.2017).
41. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://минобрнауки.рф / Ейр://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29- ФЗ Об образовании в Российской Федерации.pdf (Дата обращения: 29.05.2017).
2. Литература
42. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е.В. Аграновская. - М.: Наука, 1988.
43. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - №8. - С. 25-31.
44. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая. - М.: Издательство Юрайт, 2016.
45. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи. Дис. доктора пед. наук. Ставрополь, 1997. - 351 с.
46. Беляев В.И. Компетентностный подход в социально-педагогическом исследовании / В.И. Беляев // Учёные записки. - 2010. - №10. - С. 122-127.
47. Беспалов В.П. Теория учебника: Дидактический аспект /В.П. Беспалов. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.
48. Боголюбов Л.Н. Концепция образовательной области «Обществознание»: история, обществознание, география, экономика (проект) / Л.Н. Боголюбов, О.В. Кишенкова, А.А. Данилов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - №3.
49. Боголюбов Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 304с.
50. Боголюбов Л.Н. О перспективах развития обществоведческого образования. / Л.Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - №5. - С. 12-18.
51. Боголюбов Л.Н. Приобщение учащихся при изучении обществоведческого курса к гражданской культуре. // Тез. междунар. н.-пр. конф. «Демократизация, гражданственность и интернациональное воспитание» 14-17 ноября 1995 г. - М.: Б. и., 1995.
52. Бухматова Л.С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Бухматова, Е.К. Калуцкая. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 274 с.
53. Волох Т.С. Учебно-методический комплекс по обществознанию и праву для основной школы / Т.С. Волох // Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты: организация и оценка проектной деятельности по истории и обществознанию. Материалы X Региональной научно-практической конференции. - 2016. - С. 70-80.
54. Воскресенская Н.М. Мы, народ и Российская конституция / Н.М.
Воскресенская, А.Н. Иоффе. - М.: Межрегиональная ассоциация «За
гражданское образование», 1998. - 190 с.
55. Вяземский Е.Е. Практические занятия для курсов повышения квалификации / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - №8. - С. 58-64.
56. Вяземский Е.Е. Проблемы преподавания истории и гуманитарных
дисциплин в школе: традиции и новации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 26 ноября 2015 г. / Е.Е. Вяземский, Ю.В. Романов, И.Ю. Синельников. - М.: Московский педагогический
государственный университет, 2016. - 120 с.
57. Иоффе А.Н. Введение в обществознание / А.Н. Иоффе, О.В. Кишенкова. - М.: Баланс, 2000. - 187с.
58. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в школах Москвы. Е.Е. Вяземский, И.В. Радзиевский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - № 10. - С. 14-24.
59. Вяземский Е.Е. Радзевский И.В. Гражданское образование в школах Москвы // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, №10. - С. 14-24.
60. Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее / О.С. Газман // Советская педагогика. - 1990. - №7. - С. 38-44.
61. Гражданское образование: Сборник материалов, разработанный под эгидой Совета Европы. 2-е изд. / Под ред. Н.М. Вознесенской, И.Д. Фрумин. - М., 2000.
62. Граник Г.Г. Как учить школьников работать с учебником / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая // Педагогика и психология. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
63. Граник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
64. Грицевский И.М. От учебника - к творческому замыслу урока / И.М. Грицевский, С.Э Грицевская. - М.: Просвещение, 1990. - 207с.
65. Гуляев А.С. Учебник как условие организации эвристического обучения истории / А.С. Гуляев // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - №5. - С.33-37.
66. Ефимов Е.А. Реформа средней школы и национальное воспитание по материалам Министерства народного просвещения / Е.А. Ефимов // Вестник воспитания. - 1916. - №3. - С. 181.
67. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли / Е.И. Зейлигер-Рудинштейн. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1978. - 108 с.
68. Зорина Л.Я. Программа-учебник-учитель /Л.Я. Зорина // Педагогика и психология. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
69. Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М., 1983.
70. Известнова Е.В. Формирование гражданственности воспитанников в процессе правового воспитания: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1988. - 174 с.
71. Кожокарь В. И. Педагогическая основа воспитания гражданственности у старшеклассников: Дис. кан. пед. наук. - М., 1995. - 199 с.
72. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982.
73. Куренышева Е.А. Современное школьное обществоведческое
образование: традиции, модели, особенности / Е.А. Куренышева, И.В.
Мысливченко // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации: Сборник материалов Всероссийской научной практической конференции 26 ноября 2015 г. под ред. И.Ю. Синельникова. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. - 120 с.
74. Лабезникова А.Ю. Поиски форм стандартизации содержания образования в 1990-е гг. / А.Ю. Лабезникова, Е.С. Королькова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - №5.
75. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - Сб., М.: Просвещение, 1988. - 302 с.
76. Никитин А.Ф. Граждановедение: Уч. пособие. Часть 1 и 2. - М., 1999.
77. Поляков С.Д., Ясницкая В.К. Диагностика школьного воспитания. // Воспитание-99. Вып.1. - Ульяновск: ИГГК ПРО. - 1999.
78. Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 18. Язык и стиль школьных учебников / Редкол. Трайтак Д.И., Шахмаев Н.М., Судаков А.П., Бейлинсон В.Г. - М.: Просвещение, 1988. - 320 с.
79. Роков Г.Н. Общественное воспитание в средней школе / Г.Н. Роков // Вестник воспитания. - 1907. - №1. - С. 23-37.
80. Румянцев Н.А. Социально-гражданское воспитание с психологической точки зрения / Н.А. Румянцев // Вестник воспитания. - 1916. - №7. - С. 1-43.
81. Солодова Г.Г. Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы / Г.Г. Солодова, Г.С. Довгаль, Н.А. Климова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 107 с.
82. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина.
Письма к сыну. Избранные произведения в 5-ти томах. Т.3 / В.А.
Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1980. - 723 с.
83. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Избранные произведения. В 5 т. / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1980. - Т. 3.
84. Танюхин Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1991. - 10 с.
85. Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 1999. - 343 с.
86. Холопова Л.А. Гражданское образование учащихся в учебно-воспитательном процессе школы: Дисс. канд. пед. наук. - Томск, 2010. - 204с.
87. Шамигулова О.А. Обществоведческое образование в условиях перехода на новые ФГОС общего образования: современное состояние и перспективы развития. / О.А. Шамигулова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - №3-4. С. 55-60.
88. Шаяхметова В.Р. Учебник по обществознанию в свете новых требований к организации учебного процесса в старшей школе / В.Р. Шаяхметова // Пермский педагогический журнал. - 2015. - №7. - С.53-59.
89. Шепель В.М. Что определяет гражданское самочувствие народа. // Советская педагогика. - 1990. - №6. - С. 3-11.
3. Учебники и учебные пособия
90. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лабезникова и др. - М.: Просвещение, 2002. - 270 с.
91. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Л.Ф. Иванова и др. - М.: Просвещение, 2006. - 281 с.
92. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования): Пособие для учителей и студентов / Под ред. Е.Е. Вяземского. - М.: Центр гуманитарного образования и новых технологий, 1999.
93. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебн. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
4. Словари и справочники
94. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - 3-е изд., испр. и значительно доп. - СПб; М.: Издание Вольфа, 1903. - 1744 стб.
95. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - С.329.
5. Электронные ресурсы
96. Иващенко А.В. Политическая культура учащихся в современном российском обществе / А.В. Иващенко, И.А. Тютькова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2009. - №9. - С. 62-72. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru / http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/politicheskaya-kultura-uchaschihsya-v-sovremennom- rossiyskom-obschestve (Дата обращения: 24.05.2017).
97. Будкина Л.В. Правовая культура педагога как условие успешной правовой социализации учащейся молодёжи / Л.В. Будкина, Л.В. Быстрова // [Электронный ресурс]: Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» / Режим доступа: https:ZZwww.rae.ru Z https:ZZscience- education.ru/ru/articleZview?id=5816 (Дата обращения: 23.05.2017).
98. Якушева Ю.А. Детская правовая школа: актуальные вопросу
правового воспитания несовершеннолетних: методические рекомендации / Ю.А. Якушева Г.Х. Батынова. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2013. - С. 10. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:ZZsocioprofi.com Z
http:ZZsocioprofi.com/sitesZdefaultZfilesZeditionsZdetskaya pravovaya shkola.pdf (Дата обращения: 25.05.2017)