ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЕЙСОВОГО
МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 8
1.1 История возникновения кейс-метода и его сущность 8
1.2 Классификация кейс-метода в обучении 14
1.3 Применение кейс-метода в системе высшего образования в
зарубежных вузах 20
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КФУ26
2.1 Краткая характеристика ЕИ КФУ 26
2.2 Анализ применения кейс-метода при изучении экономических
дисциплин в Елабужском институте КФУ 30
2.3 Оценка использования кейс-метода в Елабужском институте КФУ .. 41
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА В ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КФУ 50
3.1 Проблемы внедрения кейс-метода в образовательный процесс
Елабужского института КФУ 50
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию внедрения кейс- метода на факультет экономики и управления Елабужского института КФУ.54
3.3 Образовательный эффект при применении кейс - метода в
Елабужском институте КФУ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное течение времени влечет за собой большие перемены в жизни людей. С развитием информационных технологий, человека окружает большое количество информации и таким потоком необходимо управлять, направлять на поиск оптимального решения. Образованный человек мобильно должен найти выход из любой поставленной перед ним задачи, выполнить ее и быстро сориентироваться в сложной ситуации, найти решение поставленного вопроса, задачи.
Актуальность работы заключается в том, что внедрение кейс-ситуаций в учебный процесс студентов факультетов экономики необходимо, для более успешной подготовки будущих специалистов в экономической сфере, повышение конкурентоспособности в профессиональной сфере, адаптации учащихся в реально сфере экономики, а также повышение мобильности студентов в постоянно меняющихся условиях современного мира.
С развитием информации, образование набирает новые обороты в совершенствовании своей системы, включая такие методы в образовательный процесс, как кейс-метод, который основан на внедрении определенной проблемной ситуации в учебный процесс, нахождения студентами правильного выхода и решения, при помощи наставника в лице педагога.
Возможно, данный метод не имеет под собой основательных предпочтений у преподавателей вузов, но направлен на практическое восприятие учащимся реальной ситуации, происходящей в жизни. Введение кейс-метода в процесс обучения, на наш взгляд является необходимым для развития потенциала каждого студента, а также команды, коллектива, в котором данная кейс-ситуация рассматривается.
Распространение в мире началось в 70-80 годы XX века, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений.
4
Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, О.В. Козлова, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, которые занимались в основном решением проблем с внедрением кейс- метода в процесс обучения, разрабатывали виды классификаций кейсов, а также методической составляющей данного метода, адаптированного под составление кейс-ситуации не только преподавателем, но и студентом. Гладких И.В., Селевко Г.К., Потапова И.А. рассматривали кейс - метод как инновационный метод практических занятий, применение и апробация его на практике. К сожалению, применение кейс-метода на некоторое время сократилось в России, но с развитием внедрения в образование новых технологий стал интерактивным методом обучения, с использованием на занятиях нужного оборудования, и занял особое место в системе образования.
Объектом исследования выступает образовательный процесс в Елабужском институте (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", (далее Елабужский институт КФУ).
Предмет - кейс-метод как новая форма предоставления теоретического материла в образовательном процессе Елабужского института КФУ.
Цель исследования - проанализировать применение кейс-метода на примере факультета экономики и управления Елабужского института КФУ и предложить рекомендации по реализации на занятиях по учебным дисциплинам.
Задачи:
1. Изучить историю образования кейс-метода и его сущность, а также классификацию видов данного метода
2. Выяснить уровень применимости кейс-метода в системах среднего и высшего образования.
3. Проанализировать образовательный процесс в Елабужском институте КФУ по применению кейс-метода в обучении студентов факультета экономики и управления.
4. Изучить краткую характеристику Елабужского института КФУ, а также особенности образовательного процесса.
5. Выявить преимущества и недостатки применения кейс-метода на примере Елабужского института КФУ.
6. Дать рекомендации по совершенствованию применения кейс- метода в образовательном процессе Елабужского института КФУ.
Гипотеза исследования: применение кейс-метода в процессе обучения студентов Елабужского института КФУ повысит образовательный эффект.
Практическая значимость: материал выпускной квалификационной работы можно будет использовать в процессе педагогической деятельности в Елабужском институте КФУ, а также преподавателям для подготовки занятий, с использованием кейс-ситуаций. Для данной работы был разработан кейс, который был проведен на занятии со студентами первого курса экономики и управления Елабужского института КФУ, а также анкета для выявления уровня знания кейс-метода, с помощью полученных данных выявлен результат работы учащихся с данным методом обучения.
Для работы были изучены следующие источники информации: книги, интернет - ресурсы, научные статьи.
Апробация работы: Материалы выпускной квалификационной работы опубликованы в виде статьи в интернет-журнале «Мир науки», включённом в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук ВАК России» № 1781, а также в материалах VIII всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы анализа (рассмотрение предмета исследования с учетом его индивидуальных признаков), синтез (объединение признаков исследования в одно целое), обобщение (рассмотрение множества признаков, для приведения выводов по исследованию), классификация (деление предмета исследования на определенные категории), наблюдение (получение определенной информации о качествах и свойствах предмета исследования), описание, сравнение.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (две главы содержат по три параграфа, третья глава представлена в двух параграфах) заключения, списка использованной литературы и приложений. В работе приведены таблицы, диаграммы, схемы. После каждой главы представлен вывод. В первой главе раскрывается теоретическая основа кейс-метода, его классификация и степень использования в системе профессионального образования в учебных заведениях. Вторая глава раскрывает применение кейс - метода на примере Елабужского института КФУ, а также исследование по внедрению и применению данной образовательной технологии, которое проведено на факультете экономики и управления Елабужского института КФУ. Представлены пути совершенствования по устранению недостатков в работе с методом ситуаций и образовательный эффект от внедрения в процесс обучения данного метода.
Несомненно, применение в образовательном процессе традиционных методов обучения останется неизменным для некоторых дисциплин. Однако внедрение интерактивных методов позволит учащимся раскрывать свои способности, применяя творческий подход.
С развитием современного обществ меняется и подход к образованию, а также требования к развитию образованного специалиста разных сфер жизни, поэтому применение новых и развитие настоящих методов в обучении играют одну из важных ролей в воспитании и развитии личности, будущего специалиста, профессионала своего дела.
Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс - технологии.
В последние годы, в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения, т.е. распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, как при классическом образовании, при котором была характерна массовость, стабильность, традиционализм, завершенность, нормативность и т.д., сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя. Проблема внедрения метода кейс - технологий в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на 65
формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее важных проблем в теории и практике обучения.
Использование кейс - ситуаций в современном образовании
необходимо. Во многих странах с развивающейся экономикой, существуют специальные направления обучения, которые построены только на
применении реальных ситуаций, так как данный метод подразумевает под собой «погружение», т.е. абсолютное присутствие в ситуации, что
направлено на практическое применение знаний умений и навыков учащихся. Также данный метод ориентирован на использование его при обучении персонала, сотрудников предприятий на курсах повышения квалификации.
Применение кейс-метода в стенах Елабужского института КФУ играет важную роль в развитии студента как индивидуальной личности, будущего специалиста, способного решить поставленные перед ним задачи. Поэтому дальнейшая работа с методом кейс - ситуаций будет положительно отражаться на образовательном уровне обучающихся института, а в особенности студентов факультета экономики и управления, так как экономическая сфера постоянно находиться в движении и специалисту в данной отрасли всегда необходимо соответствовать представленному уровню подготовки, работать с актуальной информацией, адаптироваться под сложившиеся ситуации, находить решение важных проблем, постоянно пополнять свои знания, опираться на уже полученный и приобретенный опыт. Применять в работе различные методики и технологии совершенствования своих навыков.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 11, ст. 12, ст. 16, ст. 69.
2. Устав ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" от 13.07.2015 № 714
3. Приказ Минобрнауки России от 2 февраля 2011 г. № 156 "О
реорганизации КФУ, ТГГПУ, КГФЭИ и Елабужского государственного педагогического университета"
4. Приказ № 01-06/383 от 01.09.2011 "О филиале КФУ в г. Елабуга"
5. Положение о Елабужском институте (филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 30.09.2015 № 0.1.1.67/06/187/15
6. Свидетельство о государственной аккредитации №1539 от 01.12.2015 г.
7. Приказ Минобрнауки России от 27.05. 2016 г. № 635 "О внесении изменений в устав КФУ"
8. Правила внутреннего распорядка федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 24.12.2015 г. №0.1.1.67¬06/253/15 протокол № 8
9. Кодекс этики обучающегося федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 21.03.2016 г. № 0.1.1.67- 06/60/16, протокол № 2
10. Положение № 0.1.1.67-06/228/15 от 17 ноября 2015 г. "О порядке разработки и утверждения основных профессиональных образовательных программ высшего образования в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
II. Научная и учебная литература
11. Евсеев В. О. Методы исследовательской работы в молодежной среде: Учебное пособие / В.О. Евсеев; Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 237 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0236-7
12. Чеглов В. П. Экономика и организация управления розничными торговыми сетями: Практикум / В.П. Чеглов. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0274-9, 1000 экз.
13. Сорокина Н. В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации: Монография / Н.В. Сорокина. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА- М, 2014. - 265 с. + III с: 60x88 1/16. - (Доп. мат. znanium.com). - (Научная мысль). (обложка) ISBN 978-5-369-01325-0, 300 экз.
14. Широкова Г. В. Управление предпринимательской фирмой: учебник / Г. В. Широкова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. — 384 с. - ISBN 978-5-9924-0069-4
15. Шальнова О. А. Стимулирование продаж: принципы, методы, оценка: Учебное пособие / О.А. Шальнова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 107 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (обложка) ISBN 978-5-16-009345-1, 300 экз.
16. Козлов В. В. Инновационный менеджмент в АПК / В.В. Козлов, Е.Ю. Козлова. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-905554-27-8, 500 экз.
17. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
18. Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика? //Обучение за рубежом, №7,2000
19. Маргвелашвили Е.О месте "кейса" в российской бизнес-школе //Обучение за рубежом, № 10, 2000
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование,1998. - 256 с.
21. Смолянинова О.Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.
22. Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения, и методика его использования в учебном процессе КГУ
23. С.Е. Метелева Инновации в образовательном процессе в Омском институте (филиале РГТЭУ): коллективная монография/под ред. С.Е. Метелева. - Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. -300 с.
24. Шамис В.А., Курьяков И.А. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ //Сибирский торгово-экономический журнал. 2009. № 9. С. 118-122.
25. Шамис В.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ // Омск, 2012. С. 268-271.
26. Aleksandrovich Osadchy, E., & Munirovich Akhmetshin, E. (2015). Integration of industrial and educational sphere in modernization of economic relations. Journal of Applied Economic Sciences, 10 (5).
27. Алмадакова Г.В. Специфика методов познавательной деятельности студентов в условиях развивающего обучения // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск: Редакция международного научного журнала "Мир науки, культуры, образования", 2011. - С. 77-80.
28. Антоненко И.В. Методика подготовки и анализа кейс-стадий в процессе изучения курса "Социальная рыночная экономика" // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2007. - №6. - С. 127-130.
29. Архипова С.Д. Особенности подготовки будущих педагогов к овладению ситуационным методом обучения // Современные наукоемкие технологии. -Пенза: Издательский Дом "Академия Естествознания", 2005. - С. 24-26.
30. Ibatova, A.Z., Ippolitova, N.V., Muchametgaliyeva, S.K., Rodionova, A.E., Yagafarova, K.N., Ikonnikova, L.N. (2016) Lifelong professional education in the Russian federation: Personal aspect. International Journal of Environmental & Science Education, 11(16), 9426-9436.
31. Кукушкина В. В. Введение в специальность. Менеджмент: Учебник / В.В. Кукушкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 252 с.: 60x90 1/16 + (Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004168-1
32. Подлесных В. И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада (новые подходы и методы): Монография/Подлесных В. И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 188 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-16-009731¬
33. З.Ю. Юлдашев, Ш.И. Бобохуджаев. Инновационные методы обучения: Особенности кейс-стади метода обучения и пути его
практического использования/ Ташкент. «IQTISOD-MOLIYA», 2006. 88 с.
34. Сас. Н.Н. Обеспечение взаимосвязи основ теории, стандартов профессиональной деятельности, методического сопровождения и результатов обучения инновационному управлению учебными заведениями на основе компетентносного подхода и модульной организации процесса обучения// Синергия. 2015.№1.с.8-20.
35. Шимутина Е.В. Кейс-технологии в учебном процессе/ Е.В. Шимутина// Народное образование. -2009. - №2. 179 с.
36. Капустин С. Н. Успешный менеджер: кейс-стадии по принятию решений: учебно-методическое пособие: Учебно-методическое пособие / Капустин С.Н. - М.:Дело АНХ, 2014: ISBN 978-5-7749-1030-4
37. Минёва О. К. Оплата труда персонала: Учебник / О.К. Минёва. - М.:
Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с.: 60x90 1/16 + (Доп. мат.
znanium.com). - (Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-98281-391-6, 300 экз.
38. Минева О. К. Организационное поведение: Учебник / О.К. Минева, С.А. Арутюнян, Е.А. Белик, Е.В. Крюкова. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М,
2014. - 256 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-98281-399-2, 200 экз.
39. Хохлова Т. П. Организационное поведение (Теория менеджмента: Организационное поведение). Практикум: Учебное пособие/Т.П.Хохлова - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-9776-0367-6, 200 экз.
40. Звонников В. И. Государственное и муниципальное управление (академ. бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Уч. пос. / Под ред. В.И.Звонникова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 352 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (о) ISBN 978-5-16-009732-9, 350 экз.
41. Боровкова, Т.И. Технологии открытого образования [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Т.И. Боровкова. - М.: Инфра-М; Znanium.com,
2015. - 173 с. - ISBN 978-5-16-102571-0 (online)
42. Новичков В. И. Стратегический менеджмент / Новичков В.И., Дембовский В.Р., Виноградова И.М. - М.:Дашков и К, 2015. - 202 с.: ISBN 978-5-394-02561-7
43. Минько Э. В. Менеджмент качества образовательных процессов: Учебное пособие / Э.В. Минько, Л.В. Карташева и др.; Под ред. Э.В. Минько, М.А. Николаевой. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 978-5-91768-369-0, 1000 экз.
44. Мандель Б. Р. Профессионально-ориентированное обучение в современном вузе / Мандель Б.Р. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 270 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-9558-0512-2
45. Серякова С. Б. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ: Монография / Серякова С.Б. - М.: Прометей, 2016. - 164 с. ISBN 978-5-9907452-9-2
III. Электронные ресурсы
46. Гладких, И. В. Разработка учебных кейсов: методические рекомендации для преподавателей бизнес - дисциплин [Электронный ресурс] / И.В. Гладких. - 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. — 96 с. - ISBN 978-5-9924-0048-9
47. Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий [Электронный ресурс]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 400 с. (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 1-86152-962-7 (англ.), ISBN 5-238-00865-1 (русск.).
48. Невежин В.П. Практическая эконометрика в кейсах: учеб. пособие /
В.П. Невежин, Ю.В. Невежин. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. — 317 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com]. — (Высшее образование). —
www.dx.doi.org/10.12737/20052.
49. Гладких И. В. Кейсы ВШМ СПбГУ: аннотированный указатель [Электронный ресурс] / И. В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ.
- 7-е изд., доп. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2013. - 194 с.
- ISBN 978-5-9924-0063-2
50. Родионова, Н. В. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. Модуль 1 [Электронный ресурс]: учебник / Н. В. Родионова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с. - ISBN 978-5-238-02275-8.
51. Потапова И. А. Мусина-Мазнова, Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы [Электронный ресурс]: Учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробкова и др. - М.: Дашков и К, 2014. - 320 с. - ISBN 978-5-394-02303-3.
52. Воскресенский, Ю.Н. Хулиганы в бизнесе: История успеха Business
FM [Электронный ресурс] / Юрий Воскресенский. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 220 с. - ISBN 978-5-9614-1841-5 - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=521625
53. Михненко П. А. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: учебник / П. А. Михненко. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. - (Университетская серия). - ISBN 978-5¬4257-0034-6.
54. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]/ Долгоруков А. М. Лекции
55. Гурнович Т. Г. Банки и банковское дело: сборник кейс-стади и ситуационных заданий [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.М. Склярова, И.Ю. Скляров, Т.Г. Гурнович и др.; под общ. ред. Ю.М. Скляровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ставрополь, 2013. - 128 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514841
56. Багиев Г.Л. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода / Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов. Интернет-издание, 2003 // (http: //www.marketing.spb .ru/read/m21)
57. Спивак В. «Кейсы и методика их решения». // (http: //hr. qetu. net/pages/articl e.html).
58. Сурмин Ю.П. «Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика». // (http://www.casemethod.ru).
59. Комаров, Е. И. Управление эффективностью социальных учреждений [Электронный ресурс]: Учебно-практическое пособие / Е. И. Комаров, Н. Н. Стрельникова, И. В. Малофеев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 304 с. - ISBN 978-5-394-02081-0.
60. Потапова И. А., Мусина-Мазнова, Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы [Электронный ресурс]: Учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробкова и др. - М.: Дашков и К, 2014. - 320 с. - ISBN 978-5-394-02303-3.
61. Комаров, Е. И. Управление эффективностью социальных учреждений [Электронный ресурс]: Учебно-практическое пособие / Е. И. Комаров, Н. Н. Стрельникова, И. В. Малофеев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 304 с. - ISBN 978-5-394-02081-0.
62. Потапова И. А., Мусина-Мазнова, Г. Х. Инновационные методы практик и социальной работы [Электронный ресурс]: Учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробкова и др. - М.: Дашков и К, 2014. - 320 с. - ISBN 978-5-394-02303-3.