ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (НА ПРИМЕРЕ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА К(П)ФУ)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЕЙСОВОГО
МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 8
1.1 История возникновения кейс-метода и его сущность 8
1.2 Классификация кейс-метода в обучении 14
1.3 Применение кейс-метода в системе высшего образования в
зарубежных вузах 20
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КФУ26
2.1 Краткая характеристика ЕИ КФУ 26
2.2 Анализ применения кейс-метода при изучении экономических
дисциплин в Елабужском институте КФУ 30
2.3 Оценка использования кейс-метода в Елабужском институте КФУ .. 41
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА В ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КФУ 50
3.1 Проблемы внедрения кейс-метода в образовательный процесс
Елабужского института КФУ 50
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию внедрения кейс- метода на факультет экономики и управления Елабужского института КФУ.54
3.3 Образовательный эффект при применении кейс - метода в
Елабужском институте КФУ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЕЙСОВОГО
МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 8
1.1 История возникновения кейс-метода и его сущность 8
1.2 Классификация кейс-метода в обучении 14
1.3 Применение кейс-метода в системе высшего образования в
зарубежных вузах 20
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КФУ26
2.1 Краткая характеристика ЕИ КФУ 26
2.2 Анализ применения кейс-метода при изучении экономических
дисциплин в Елабужском институте КФУ 30
2.3 Оценка использования кейс-метода в Елабужском институте КФУ .. 41
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА В ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КФУ 50
3.1 Проблемы внедрения кейс-метода в образовательный процесс
Елабужского института КФУ 50
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию внедрения кейс- метода на факультет экономики и управления Елабужского института КФУ.54
3.3 Образовательный эффект при применении кейс - метода в
Елабужском институте КФУ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное течение времени влечет за собой большие перемены в жизни людей. С развитием информационных технологий, человека окружает большое количество информации и таким потоком необходимо управлять, направлять на поиск оптимального решения. Образованный человек мобильно должен найти выход из любой поставленной перед ним задачи, выполнить ее и быстро сориентироваться в сложной ситуации, найти решение поставленного вопроса, задачи.
Актуальность работы заключается в том, что внедрение кейс-ситуаций в учебный процесс студентов факультетов экономики необходимо, для более успешной подготовки будущих специалистов в экономической сфере, повышение конкурентоспособности в профессиональной сфере, адаптации учащихся в реально сфере экономики, а также повышение мобильности студентов в постоянно меняющихся условиях современного мира.
С развитием информации, образование набирает новые обороты в совершенствовании своей системы, включая такие методы в образовательный процесс, как кейс-метод, который основан на внедрении определенной проблемной ситуации в учебный процесс, нахождения студентами правильного выхода и решения, при помощи наставника в лице педагога.
Возможно, данный метод не имеет под собой основательных предпочтений у преподавателей вузов, но направлен на практическое восприятие учащимся реальной ситуации, происходящей в жизни. Введение кейс-метода в процесс обучения, на наш взгляд является необходимым для развития потенциала каждого студента, а также команды, коллектива, в котором данная кейс-ситуация рассматривается.
Распространение в мире началось в 70-80 годы XX века, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений.
4
Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, О.В. Козлова, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, которые занимались в основном решением проблем с внедрением кейс- метода в процесс обучения, разрабатывали виды классификаций кейсов, а также методической составляющей данного метода, адаптированного под составление кейс-ситуации не только преподавателем, но и студентом. Гладких И.В., Селевко Г.К., Потапова И.А. рассматривали кейс - метод как инновационный метод практических занятий, применение и апробация его на практике. К сожалению, применение кейс-метода на некоторое время сократилось в России, но с развитием внедрения в образование новых технологий стал интерактивным методом обучения, с использованием на занятиях нужного оборудования, и занял особое место в системе образования.
Объектом исследования выступает образовательный процесс в Елабужском институте (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", (далее Елабужский институт КФУ).
Предмет - кейс-метод как новая форма предоставления теоретического материла в образовательном процессе Елабужского института КФУ.
Цель исследования - проанализировать применение кейс-метода на примере факультета экономики и управления Елабужского института КФУ и предложить рекомендации по реализации на занятиях по учебным дисциплинам.
Задачи:
1. Изучить историю образования кейс-метода и его сущность, а также классификацию видов данного метода
2. Выяснить уровень применимости кейс-метода в системах среднего и высшего образования.
3. Проанализировать образовательный процесс в Елабужском институте КФУ по применению кейс-метода в обучении студентов факультета экономики и управления.
4. Изучить краткую характеристику Елабужского института КФУ, а также особенности образовательного процесса.
5. Выявить преимущества и недостатки применения кейс-метода на примере Елабужского института КФУ.
6. Дать рекомендации по совершенствованию применения кейс- метода в образовательном процессе Елабужского института КФУ.
Гипотеза исследования: применение кейс-метода в процессе обучения студентов Елабужского института КФУ повысит образовательный эффект.
Практическая значимость: материал выпускной квалификационной работы можно будет использовать в процессе педагогической деятельности в Елабужском институте КФУ, а также преподавателям для подготовки занятий, с использованием кейс-ситуаций. Для данной работы был разработан кейс, который был проведен на занятии со студентами первого курса экономики и управления Елабужского института КФУ, а также анкета для выявления уровня знания кейс-метода, с помощью полученных данных выявлен результат работы учащихся с данным методом обучения.
Для работы были изучены следующие источники информации: книги, интернет - ресурсы, научные статьи.
Апробация работы: Материалы выпускной квалификационной работы опубликованы в виде статьи в интернет-журнале «Мир науки», включённом в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук ВАК России» № 1781, а также в материалах VIII всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы анализа (рассмотрение предмета исследования с учетом его индивидуальных признаков), синтез (объединение признаков исследования в одно целое), обобщение (рассмотрение множества признаков, для приведения выводов по исследованию), классификация (деление предмета исследования на определенные категории), наблюдение (получение определенной информации о качествах и свойствах предмета исследования), описание, сравнение.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (две главы содержат по три параграфа, третья глава представлена в двух параграфах) заключения, списка использованной литературы и приложений. В работе приведены таблицы, диаграммы, схемы. После каждой главы представлен вывод. В первой главе раскрывается теоретическая основа кейс-метода, его классификация и степень использования в системе профессионального образования в учебных заведениях. Вторая глава раскрывает применение кейс - метода на примере Елабужского института КФУ, а также исследование по внедрению и применению данной образовательной технологии, которое проведено на факультете экономики и управления Елабужского института КФУ. Представлены пути совершенствования по устранению недостатков в работе с методом ситуаций и образовательный эффект от внедрения в процесс обучения данного метода.
Актуальность работы заключается в том, что внедрение кейс-ситуаций в учебный процесс студентов факультетов экономики необходимо, для более успешной подготовки будущих специалистов в экономической сфере, повышение конкурентоспособности в профессиональной сфере, адаптации учащихся в реально сфере экономики, а также повышение мобильности студентов в постоянно меняющихся условиях современного мира.
С развитием информации, образование набирает новые обороты в совершенствовании своей системы, включая такие методы в образовательный процесс, как кейс-метод, который основан на внедрении определенной проблемной ситуации в учебный процесс, нахождения студентами правильного выхода и решения, при помощи наставника в лице педагога.
Возможно, данный метод не имеет под собой основательных предпочтений у преподавателей вузов, но направлен на практическое восприятие учащимся реальной ситуации, происходящей в жизни. Введение кейс-метода в процесс обучения, на наш взгляд является необходимым для развития потенциала каждого студента, а также команды, коллектива, в котором данная кейс-ситуация рассматривается.
Распространение в мире началось в 70-80 годы XX века, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений.
4
Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, О.В. Козлова, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, которые занимались в основном решением проблем с внедрением кейс- метода в процесс обучения, разрабатывали виды классификаций кейсов, а также методической составляющей данного метода, адаптированного под составление кейс-ситуации не только преподавателем, но и студентом. Гладких И.В., Селевко Г.К., Потапова И.А. рассматривали кейс - метод как инновационный метод практических занятий, применение и апробация его на практике. К сожалению, применение кейс-метода на некоторое время сократилось в России, но с развитием внедрения в образование новых технологий стал интерактивным методом обучения, с использованием на занятиях нужного оборудования, и занял особое место в системе образования.
Объектом исследования выступает образовательный процесс в Елабужском институте (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", (далее Елабужский институт КФУ).
Предмет - кейс-метод как новая форма предоставления теоретического материла в образовательном процессе Елабужского института КФУ.
Цель исследования - проанализировать применение кейс-метода на примере факультета экономики и управления Елабужского института КФУ и предложить рекомендации по реализации на занятиях по учебным дисциплинам.
Задачи:
1. Изучить историю образования кейс-метода и его сущность, а также классификацию видов данного метода
2. Выяснить уровень применимости кейс-метода в системах среднего и высшего образования.
3. Проанализировать образовательный процесс в Елабужском институте КФУ по применению кейс-метода в обучении студентов факультета экономики и управления.
4. Изучить краткую характеристику Елабужского института КФУ, а также особенности образовательного процесса.
5. Выявить преимущества и недостатки применения кейс-метода на примере Елабужского института КФУ.
6. Дать рекомендации по совершенствованию применения кейс- метода в образовательном процессе Елабужского института КФУ.
Гипотеза исследования: применение кейс-метода в процессе обучения студентов Елабужского института КФУ повысит образовательный эффект.
Практическая значимость: материал выпускной квалификационной работы можно будет использовать в процессе педагогической деятельности в Елабужском институте КФУ, а также преподавателям для подготовки занятий, с использованием кейс-ситуаций. Для данной работы был разработан кейс, который был проведен на занятии со студентами первого курса экономики и управления Елабужского института КФУ, а также анкета для выявления уровня знания кейс-метода, с помощью полученных данных выявлен результат работы учащихся с данным методом обучения.
Для работы были изучены следующие источники информации: книги, интернет - ресурсы, научные статьи.
Апробация работы: Материалы выпускной квалификационной работы опубликованы в виде статьи в интернет-журнале «Мир науки», включённом в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук ВАК России» № 1781, а также в материалах VIII всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы анализа (рассмотрение предмета исследования с учетом его индивидуальных признаков), синтез (объединение признаков исследования в одно целое), обобщение (рассмотрение множества признаков, для приведения выводов по исследованию), классификация (деление предмета исследования на определенные категории), наблюдение (получение определенной информации о качествах и свойствах предмета исследования), описание, сравнение.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (две главы содержат по три параграфа, третья глава представлена в двух параграфах) заключения, списка использованной литературы и приложений. В работе приведены таблицы, диаграммы, схемы. После каждой главы представлен вывод. В первой главе раскрывается теоретическая основа кейс-метода, его классификация и степень использования в системе профессионального образования в учебных заведениях. Вторая глава раскрывает применение кейс - метода на примере Елабужского института КФУ, а также исследование по внедрению и применению данной образовательной технологии, которое проведено на факультете экономики и управления Елабужского института КФУ. Представлены пути совершенствования по устранению недостатков в работе с методом ситуаций и образовательный эффект от внедрения в процесс обучения данного метода.
Несомненно, применение в образовательном процессе традиционных методов обучения останется неизменным для некоторых дисциплин. Однако внедрение интерактивных методов позволит учащимся раскрывать свои способности, применяя творческий подход.
С развитием современного обществ меняется и подход к образованию, а также требования к развитию образованного специалиста разных сфер жизни, поэтому применение новых и развитие настоящих методов в обучении играют одну из важных ролей в воспитании и развитии личности, будущего специалиста, профессионала своего дела.
Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс - технологии.
В последние годы, в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения, т.е. распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, как при классическом образовании, при котором была характерна массовость, стабильность, традиционализм, завершенность, нормативность и т.д., сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя. Проблема внедрения метода кейс - технологий в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на 65
формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее важных проблем в теории и практике обучения.
Использование кейс - ситуаций в современном образовании
необходимо. Во многих странах с развивающейся экономикой, существуют специальные направления обучения, которые построены только на
применении реальных ситуаций, так как данный метод подразумевает под собой «погружение», т.е. абсолютное присутствие в ситуации, что
направлено на практическое применение знаний умений и навыков учащихся. Также данный метод ориентирован на использование его при обучении персонала, сотрудников предприятий на курсах повышения квалификации.
Применение кейс-метода в стенах Елабужского института КФУ играет важную роль в развитии студента как индивидуальной личности, будущего специалиста, способного решить поставленные перед ним задачи. Поэтому дальнейшая работа с методом кейс - ситуаций будет положительно отражаться на образовательном уровне обучающихся института, а в особенности студентов факультета экономики и управления, так как экономическая сфера постоянно находиться в движении и специалисту в данной отрасли всегда необходимо соответствовать представленному уровню подготовки, работать с актуальной информацией, адаптироваться под сложившиеся ситуации, находить решение важных проблем, постоянно пополнять свои знания, опираться на уже полученный и приобретенный опыт. Применять в работе различные методики и технологии совершенствования своих навыков.
С развитием современного обществ меняется и подход к образованию, а также требования к развитию образованного специалиста разных сфер жизни, поэтому применение новых и развитие настоящих методов в обучении играют одну из важных ролей в воспитании и развитии личности, будущего специалиста, профессионала своего дела.
Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс - технологии.
В последние годы, в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения, т.е. распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, как при классическом образовании, при котором была характерна массовость, стабильность, традиционализм, завершенность, нормативность и т.д., сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя. Проблема внедрения метода кейс - технологий в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на 65
формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее важных проблем в теории и практике обучения.
Использование кейс - ситуаций в современном образовании
необходимо. Во многих странах с развивающейся экономикой, существуют специальные направления обучения, которые построены только на
применении реальных ситуаций, так как данный метод подразумевает под собой «погружение», т.е. абсолютное присутствие в ситуации, что
направлено на практическое применение знаний умений и навыков учащихся. Также данный метод ориентирован на использование его при обучении персонала, сотрудников предприятий на курсах повышения квалификации.
Применение кейс-метода в стенах Елабужского института КФУ играет важную роль в развитии студента как индивидуальной личности, будущего специалиста, способного решить поставленные перед ним задачи. Поэтому дальнейшая работа с методом кейс - ситуаций будет положительно отражаться на образовательном уровне обучающихся института, а в особенности студентов факультета экономики и управления, так как экономическая сфера постоянно находиться в движении и специалисту в данной отрасли всегда необходимо соответствовать представленному уровню подготовки, работать с актуальной информацией, адаптироваться под сложившиеся ситуации, находить решение важных проблем, постоянно пополнять свои знания, опираться на уже полученный и приобретенный опыт. Применять в работе различные методики и технологии совершенствования своих навыков.



