Особенности корейских диаспор в межэтническом диалоге
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИАСПОРА. СОВРЕМЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ КОРЕЙСКОЙ
ДИАСПОРЫ 15
ГЛАВА 2. КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА НА ТЕРРИТОРИИ
СССР 41
ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЕ КОРЕЙЦЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
ДИАСПОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ГЛАВА 1. ДИАСПОРА. СОВРЕМЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ КОРЕЙСКОЙ
ДИАСПОРЫ 15
ГЛАВА 2. КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА НА ТЕРРИТОРИИ
СССР 41
ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЕ КОРЕЙЦЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
ДИАСПОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Миграции населения, существовавшие на протяжении всей истории человечества, в последние десятилетия претерпели ряд существенных изменений. Современная история Европы и Азии в значительной степени представляет собой историю этнополитически мотивированных и чаще всего организованных государством принудительных миграций. Безусловно, в первую очередь это относится к XX столетию, когда целые многомиллионные народы против своей воли становились объектом трансфера в ходе «обмена населением», принудительного переселения в пределах определенного государства, жертвами депортаций и высылок как «диких», так и осуществлявшихся «гуманно и организовано».
Тем или иным образом, в течение XX века происходило интенсивное расширение миграционных потоков, а в начале XXI века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных изменений. Именно этот рост и качественные изменения привели к возникновению понятия «диаспоризация мира». Так или иначе, процесс этот расширяется и принимает все новые и новые формы, а роль диаспор, их влияние усиливаются, что не позволяет унифицировать прогнозы дальнейшего развития тенденции «диаспоризации».
Исторически сложившаяся многонациональность Российской Федерации, в условиях нарастающей глобализации, продолжает оставаться одной из ее богатств и уникальных культурных черт. В бережном и уважительном отношении к этой особенности находится огромный потенциал развития страны как демократического государств в условиях сохранения территориальной и политической целостности, а также межэтнического мира и всеобщего согласия. Положительная динамика многонационального государства и эффективность демократических преобразований в нем напрямую связаны среди прочих факторов и с целостностью народов внутри самой страны.
Актуальность исследования определяется глубокими трансформационными процессами, которые охватывают в условиях глобализации практически все страны и народы мира. Достижение высокой культуры межнационального диалога, является острой и необходимой реалией современного общества, однако достижение это немыслимо без создания рабочих мер по созданию эффективной коммуникации в сфере межэтнического и межкультурного диалога. Межнациональные отношения в Российской Федерации это не только многоуровневый процесс, включающий в себя синтез исторических, культурных, политических и социально-экономических факторов, но и сложившаяся историческая система, в которой отражаются и социальные связи, и национальное самосознание, и схема взаимодействия по вектору «этническая группа - власть». Россия для подавляющего большинства из 176 народов ее населяющих, включая и корейцев, уже стала исторической и единственной родиной. Важность сферы межнационального общения, как огромного потенциала единства и благополучия государства обусловлена фактом того, что необходимо принятие целостной картины исторического опыта, как политиками, так и практиками в сфере национально-культурного диалога.
Приобретающее для национальных меньшинств как социальных групп острое значение вопросом национальной идентичности приводит к вопросу о необходимости трактовки самого понятия куда шире, чем национальное самосознание, поскольку идентичность, включает в себя множество компонентов, а также не только рациональные, но и иррациональные параметры сознания. Не вызывает сомнений, что в условиях диаспоры вопрос национальной идентичности становится одним и ключевых в связи с тем что он затрагивает не только общность в целом, но также и отдельно взятых индивидов, являясь к тому же одним из важнейших элементов продолжения существования диаспоры в стране проживания. Важность и научный интерес к изучению данного аспекта обусловлен, тем, что вопрос о национальной идентичности сам по себе представляется крайне болезненным и сложным. Однако, с учетом исторических реалии советского строя и расставляемыми правительством акцентами, направленными на воздействие сознанием масс, встаёт не только проблема формирование национальной идентичности, но и возникновения совершено иного типа самоидентификации.
Важность комплексного изучения и рассмотрения феномена диаспоры и его исторического опыта, а также трансформаций в современных реалиях обусловлено рядом причин.
В первую очередь анализа самого феномена диаспоры. Данный фактор определяется приданием данному термину нового определения и пересмотру существующих критериев. Это связано с тем, что в последние десятилетия существенные изменения в мировом сообществе способствовали расширению границ употребления термина и росту интереса к данной теме. Дискуссии о проблемах диаспор ведутся уже давно специалистами различных наук: этнологии, социологии, истории, политологии. Исследования диаспор, требует их всестороннего изучения, начиная с выявления всеобщих критериев, вплоть до конкретных позиций в этносоциальной структуре того или иного общества, государства и роли на международной арене.
Определенного внимания заслуживает также вопрос реанимации исторической памяти. Проблематика в этом ключе может быть рассмотрена, наряду с новыми научными знаниями, как один из инструментов для создания правильной и последовательной политики по формированию национального самосознания и новой культуры межнационального общения, необходимостью поддержания и развития, комплексных мер по реализации кардинальной задачи - создания благоприятных условий для обеспечения инфраструктуры мира межнационального общения для существования культур народов, в том числе и корейского, диалога между ними в качестве равноправных участников.
Не менее важным является и установка основополагающей доктрины развития многосигнального государства - целостность территории, прочность власти, успех либеральных преобразований. Достижения перечисленных целей находится в прямой зависимости, в том числе и от единства воли народов, населяющих данное государство. Путь к единству пролегает через взаимопонимание, взаимодействие государственных и муниципальных органов власти и граждан страны независимости от их национальной принадлежности.
Необходимость создания и поддержания эффективного аппарата государственного и этнического взаимодействия в сфере межнационального общения, особенно в аспекте национального самосознания, является важной проблемой современного глобализирующегося общества. Национальное самосознание выступает в качестве основополагающей системы оценочных и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего развития.
Указанные процессы оказывают всё более растущее воздействие как на жизнь российского общества так и, в условиях трансформации мирового порядка, на оценку места интернациональных взаимодействий на международной арене. Для построения прогрессивной и жизнеспособной модели межнационального общения необходим комплексный подход, позволяющий равноценно учесть как исторический, так и социально¬психологически аспект феномена диаспоры, выступающей в рамках многонациональных государств в качестве основного ядра формирования национального самосознания и национальной самоидентификации национальных меньшинств. Этим определяется актуальность исследования проблемы.
История миграции многочисленных масс, с учётом традиционно сильной конфуцианской позиции на Востоке, растянувшаяся на десятилетия и сопровождавшаяся трагическими событиями в пределах исторической Родины, привлекала определенное внимание ученых. Существует несколько групп исследователей проблемы.
Первую из них составляют западные исследователи (Г. Шеффер , У. Коннор , М.Д.Эсман , Р.Коэн ), которые рассматривают лишь общие признаки диаспор. Они признают существование корейской диаспоры, однако, не существует единого мнения о хронологических рамках её возникновения и утверждения ее положения в пределах данных ими классификаций.1
Во вторую группу входят учёные из Республики Корея (Г.Н. Ким , Э.Т. Чанг ), которые занимаются вопросами происхождения и формирования диаспоры, определения основных событий в истории этих общин, рассеянных по всему свету; внимание в их работах акцентируется на XX веке, а также на вопросе эмиграции корейцев в конкретные страны. За редким исключением, каждая конкретная община является предметом отдельного исследования, вследствие чего не всегда должное внимание уделяется анализу взаимоотношений общин как единого целого.
В российской историографии уместнее хронологически разделить периоды изучения данного вопроса. Первый период - с первой половинз 60х годов XIX века до 1937 года и второй, начавшийся в 80-х годах XX века. Такое деление обусловлено трагическим событиями насильственной депортации корейцев в центральную Азию в 1937 году, после которого на протяжении полувека по умолчанию не упоминалась и их история. Что же касается специфики работ, то имеющиеся данные до 1937 представляют собой личные заметки, записи чиновников, немногочисленные газетные и журнальные колонки, а также законы правительства, регламентировавшие жизнь миграции.
Вторая представляет собой специалистов и исследователей трудившихся именно над проблемой депортации в целом (А.Н. Яковлев7, Н. Ф. Бугай8'9). В своих работах они рассматривают причины применения меры насильственной депортации, а также приводят ряд архивных источников - ряд документов различного уровня и функционального назначения (нормативные, учетные и отчётные акты). Здесь же можно упомянуть материалы ученых, рассматривавших правовые и исторически аспекты реабилитации репрессированных народов в целом (Б. Б. Жамсуев10, Б. М. Лазарев и).
Особое место, безусловно, занимают работы специалистов, занимавшихся корейской проблемой в данном ключе. Здесь можно выделить Г.Н.Кима12'13, Б.Л. Пака14. Внимание в их работах акцентировано не только на анализе причинных факторов превентивной депортации именно корейцев, ' Под общ. ред. акад. Яковлева А.Н. Сталинские депортации. 1928-1953 / Сост. Н.Л. Поболь. П.М. Полян И МФД: Материк,- М.: 2005.
8 Бугай Н. Ф. Депортация народов (конец 30-х - начало 40-х годов) / Н.Ф.Бугай И Россия в XX веке. - М., 1994.
9 Бугай Н.Ф. 20-50-е годы: принудительное переселение народов / Н.Ф.Бугай И Обозреватель. - 1993. - № 11 (15).
10 Жамсуев Б. Б. О реабилитации репрессированных народов. / Б.Б.Жамсуев // Думский вестник № 3.(18). М., 1995.
11 Лазарев Б.М. Правовые вопросы репрессированных народов. / Б.М.Лазарев // Государство и право, 1994. № 12.
12 Ким Г.Н. Депортация. Причины депортации корейцев [Электронный ресурс] / Г.Н.Ким И - Режим доступа: http://world.lib.rU/k/kim о .i/d2rtf.shtml - свободный. - Проверено 01.05.2016.
13Ким Г.Н. Депортация. Стереотипы и новые подходы исследования депортации корейцев 1937 года корейцев [Электронный ресурс] / Г.Н.Ким И Режим доступа: http://world.lib.rn/k/kim_o_i/d4rtf.shtml - свободный. - Проверено 01.05.16.
14Пак Б.Л. Корейцы в Советской России (1917 - конец 30-х годов). / Б.Л. Пак - Иркутский государственный педагогический университет - Иркутск., 1995.
но также включает ряд моментов посвященных непосредственно вопросам выживания корейской общины в местах переселений.
Вплоть до 80-х годов XX века тема депортации корейцев оставалась в числе запрещенных. Отсутствие Источниковой базы не позволяло достаточно детально исследовать ее. Только в начале 70-х годы была впервые частично раскрыта эта тема. Однако широко эта сложная проблема была поднята в конце 80-х- начале 90- годов в художественной литературе ( Ч. Айтматов ). С принятием в 1991 году в РСФСР Закона "О реабилитации репрессированных народов" была открыта новая страница в отечественном корееведении и положено начало открытым исследования не только проблемы депортации народов, но и вопросом реабилитации этносов. В данном ключе хотелось бы указать работы М.Н. Пака и Н.Ф. Бугая которые уделяют внимание, прежде всего разнообразным аспектам непосредственно темы реабилитации, приводя широкий документальный материал относительно осуществления мер по реабилитации народов, в частности и российских корейцев, раскрывая вопросы не только значения государственной поддержки в данной сфере, но так же поднимается вопрос о самоопределении членов корейских общин, росте национального самосознания. В 2000-е годы изучение проблемы принудительных переселений советских корейцев совершило качественный переворот - основными вопросами стали индивидуальные исследования авторов, целью которых было накопление материалов по вопросам корейско-российских отношений, как за пределами, так и на территории Российской Федерации, развитию контактов между народами России и стран Корейского полуострова, сохранения культурного наследия. В данном аспекте примечателен комплексный труд А.Т.Кузина19, в котором автор на примере сахалинских корейцев пытается дать не только исторический обзор событий XX века, но и тщательно рассматривает вопросы различных аспектов процесса этнической консолидации, этнических меньшинств подвергшихся репрессиям.
Целью работы исследование феномена диаспоры на примере корейской диаспоры в качестве эффективного инструмента межэтнического диалога.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи -Определение термина «диаспора». Определение наиболее характерных признаков диаспоры путём анализа различных систем и способов классификации.
-Описание причинно-следственных характеристик и последствий, национальных репрессий проводимых СССР на примере корейской общины. -Рассмотрение особенностей формирования национального самоопределения в условиях диаспоры.
- Выявление места и роли диаспоральных формирований в вопросах реализации политики установления эффективного межэтнического диалога.
Источники позволяющие решать данные задачи представляют собой нормативно-правовые акты:
1. Постановление № 1428-326сс Совета Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) о выселении корейского населения из погранргчных районов Дальне-Восточного края от 21 августа 1937
0 Постановление № 1428-326сс Совета Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) о выселении корейского населения из пограничных районов Дальне-Восточного края от 21 августа 1937 г.. [Электронный ресурс] // Режим доступа: hiip://www.alexan
2. Меморандум [наркома НКВД УзССР Н.А. Загвоздина наркому НКВД СССР Н.И. Ежову] № 29798, 29797 на № 537 [о выборе территорий для размещения корейских переселенцев, порядке их перевозки и обустройства в новых местах проживания, мероприятиях по подготовке и проведению операции по корейцам] от 2 сентября 1937 г.
3. Доклад наркома внутренних дел СССР Н.И. Ежова тт. Сталину и Молотову о завершении выселения корейцев из ДВК и о мерах по размещению и обустройству переселенцев.
4. Нормативно-правовой акт Центрального архива ФСБ России «Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" (с изменениями и дополнениями)» Постановление Верховного совета РФ «О реабилитации российских корейцев» от 1 апреля 1993 года2'.
5. Устав Общероссийского объединения корейцев (далее - ООК).
Общим достоинством данной группы источников является их документальный и фактический характер, они не только раскрывают нормативную базу «корейского вопроса» но также дают определенное представление о причинах репрессий и механизме их осуществления. Однако, слабой стороной источников данной группы является их обезличенность, указанные документы не раскрывают трудовые, социальные и психологические проблемы репрессированных переселенцев. Источники данной группы относящиеся к периоду начала 90х не раскрывают эффективности реализации предпринятых, а также не освещают степень разрешения поставленных задач. Говоря об Уставе ООК, важным достоинством этого документа является четкое представление об актуальных вопросах корейской диаспоры в современной России.
Вторая группа источников представляет собой общедоступные файлы Культурного Центра Посольства Республики Корея’0. Файлы включают в себя анонсы и отчеты с проводимых под эгидой центра событий, таких как международный экзамен по корейскому языку, выставки художников, мастер-классы, встречи с южнокорейскими писателями, а также фото - и видеоматериалы с различных мероприятий. Общим достоинством этих источников является их наглядность, так как они демонстрируют уровень поддержки корейской культуры. Также следует подчеркнуть, что данные источники демонстрируют интерес широкой общественности к корейской культуре.
Тем или иным образом, в течение XX века происходило интенсивное расширение миграционных потоков, а в начале XXI века феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных изменений. Именно этот рост и качественные изменения привели к возникновению понятия «диаспоризация мира». Так или иначе, процесс этот расширяется и принимает все новые и новые формы, а роль диаспор, их влияние усиливаются, что не позволяет унифицировать прогнозы дальнейшего развития тенденции «диаспоризации».
Исторически сложившаяся многонациональность Российской Федерации, в условиях нарастающей глобализации, продолжает оставаться одной из ее богатств и уникальных культурных черт. В бережном и уважительном отношении к этой особенности находится огромный потенциал развития страны как демократического государств в условиях сохранения территориальной и политической целостности, а также межэтнического мира и всеобщего согласия. Положительная динамика многонационального государства и эффективность демократических преобразований в нем напрямую связаны среди прочих факторов и с целостностью народов внутри самой страны.
Актуальность исследования определяется глубокими трансформационными процессами, которые охватывают в условиях глобализации практически все страны и народы мира. Достижение высокой культуры межнационального диалога, является острой и необходимой реалией современного общества, однако достижение это немыслимо без создания рабочих мер по созданию эффективной коммуникации в сфере межэтнического и межкультурного диалога. Межнациональные отношения в Российской Федерации это не только многоуровневый процесс, включающий в себя синтез исторических, культурных, политических и социально-экономических факторов, но и сложившаяся историческая система, в которой отражаются и социальные связи, и национальное самосознание, и схема взаимодействия по вектору «этническая группа - власть». Россия для подавляющего большинства из 176 народов ее населяющих, включая и корейцев, уже стала исторической и единственной родиной. Важность сферы межнационального общения, как огромного потенциала единства и благополучия государства обусловлена фактом того, что необходимо принятие целостной картины исторического опыта, как политиками, так и практиками в сфере национально-культурного диалога.
Приобретающее для национальных меньшинств как социальных групп острое значение вопросом национальной идентичности приводит к вопросу о необходимости трактовки самого понятия куда шире, чем национальное самосознание, поскольку идентичность, включает в себя множество компонентов, а также не только рациональные, но и иррациональные параметры сознания. Не вызывает сомнений, что в условиях диаспоры вопрос национальной идентичности становится одним и ключевых в связи с тем что он затрагивает не только общность в целом, но также и отдельно взятых индивидов, являясь к тому же одним из важнейших элементов продолжения существования диаспоры в стране проживания. Важность и научный интерес к изучению данного аспекта обусловлен, тем, что вопрос о национальной идентичности сам по себе представляется крайне болезненным и сложным. Однако, с учетом исторических реалии советского строя и расставляемыми правительством акцентами, направленными на воздействие сознанием масс, встаёт не только проблема формирование национальной идентичности, но и возникновения совершено иного типа самоидентификации.
Важность комплексного изучения и рассмотрения феномена диаспоры и его исторического опыта, а также трансформаций в современных реалиях обусловлено рядом причин.
В первую очередь анализа самого феномена диаспоры. Данный фактор определяется приданием данному термину нового определения и пересмотру существующих критериев. Это связано с тем, что в последние десятилетия существенные изменения в мировом сообществе способствовали расширению границ употребления термина и росту интереса к данной теме. Дискуссии о проблемах диаспор ведутся уже давно специалистами различных наук: этнологии, социологии, истории, политологии. Исследования диаспор, требует их всестороннего изучения, начиная с выявления всеобщих критериев, вплоть до конкретных позиций в этносоциальной структуре того или иного общества, государства и роли на международной арене.
Определенного внимания заслуживает также вопрос реанимации исторической памяти. Проблематика в этом ключе может быть рассмотрена, наряду с новыми научными знаниями, как один из инструментов для создания правильной и последовательной политики по формированию национального самосознания и новой культуры межнационального общения, необходимостью поддержания и развития, комплексных мер по реализации кардинальной задачи - создания благоприятных условий для обеспечения инфраструктуры мира межнационального общения для существования культур народов, в том числе и корейского, диалога между ними в качестве равноправных участников.
Не менее важным является и установка основополагающей доктрины развития многосигнального государства - целостность территории, прочность власти, успех либеральных преобразований. Достижения перечисленных целей находится в прямой зависимости, в том числе и от единства воли народов, населяющих данное государство. Путь к единству пролегает через взаимопонимание, взаимодействие государственных и муниципальных органов власти и граждан страны независимости от их национальной принадлежности.
Необходимость создания и поддержания эффективного аппарата государственного и этнического взаимодействия в сфере межнационального общения, особенно в аспекте национального самосознания, является важной проблемой современного глобализирующегося общества. Национальное самосознание выступает в качестве основополагающей системы оценочных и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего развития.
Указанные процессы оказывают всё более растущее воздействие как на жизнь российского общества так и, в условиях трансформации мирового порядка, на оценку места интернациональных взаимодействий на международной арене. Для построения прогрессивной и жизнеспособной модели межнационального общения необходим комплексный подход, позволяющий равноценно учесть как исторический, так и социально¬психологически аспект феномена диаспоры, выступающей в рамках многонациональных государств в качестве основного ядра формирования национального самосознания и национальной самоидентификации национальных меньшинств. Этим определяется актуальность исследования проблемы.
История миграции многочисленных масс, с учётом традиционно сильной конфуцианской позиции на Востоке, растянувшаяся на десятилетия и сопровождавшаяся трагическими событиями в пределах исторической Родины, привлекала определенное внимание ученых. Существует несколько групп исследователей проблемы.
Первую из них составляют западные исследователи (Г. Шеффер , У. Коннор , М.Д.Эсман , Р.Коэн ), которые рассматривают лишь общие признаки диаспор. Они признают существование корейской диаспоры, однако, не существует единого мнения о хронологических рамках её возникновения и утверждения ее положения в пределах данных ими классификаций.1
Во вторую группу входят учёные из Республики Корея (Г.Н. Ким , Э.Т. Чанг ), которые занимаются вопросами происхождения и формирования диаспоры, определения основных событий в истории этих общин, рассеянных по всему свету; внимание в их работах акцентируется на XX веке, а также на вопросе эмиграции корейцев в конкретные страны. За редким исключением, каждая конкретная община является предметом отдельного исследования, вследствие чего не всегда должное внимание уделяется анализу взаимоотношений общин как единого целого.
В российской историографии уместнее хронологически разделить периоды изучения данного вопроса. Первый период - с первой половинз 60х годов XIX века до 1937 года и второй, начавшийся в 80-х годах XX века. Такое деление обусловлено трагическим событиями насильственной депортации корейцев в центральную Азию в 1937 году, после которого на протяжении полувека по умолчанию не упоминалась и их история. Что же касается специфики работ, то имеющиеся данные до 1937 представляют собой личные заметки, записи чиновников, немногочисленные газетные и журнальные колонки, а также законы правительства, регламентировавшие жизнь миграции.
Вторая представляет собой специалистов и исследователей трудившихся именно над проблемой депортации в целом (А.Н. Яковлев7, Н. Ф. Бугай8'9). В своих работах они рассматривают причины применения меры насильственной депортации, а также приводят ряд архивных источников - ряд документов различного уровня и функционального назначения (нормативные, учетные и отчётные акты). Здесь же можно упомянуть материалы ученых, рассматривавших правовые и исторически аспекты реабилитации репрессированных народов в целом (Б. Б. Жамсуев10, Б. М. Лазарев и).
Особое место, безусловно, занимают работы специалистов, занимавшихся корейской проблемой в данном ключе. Здесь можно выделить Г.Н.Кима12'13, Б.Л. Пака14. Внимание в их работах акцентировано не только на анализе причинных факторов превентивной депортации именно корейцев, ' Под общ. ред. акад. Яковлева А.Н. Сталинские депортации. 1928-1953 / Сост. Н.Л. Поболь. П.М. Полян И МФД: Материк,- М.: 2005.
8 Бугай Н. Ф. Депортация народов (конец 30-х - начало 40-х годов) / Н.Ф.Бугай И Россия в XX веке. - М., 1994.
9 Бугай Н.Ф. 20-50-е годы: принудительное переселение народов / Н.Ф.Бугай И Обозреватель. - 1993. - № 11 (15).
10 Жамсуев Б. Б. О реабилитации репрессированных народов. / Б.Б.Жамсуев // Думский вестник № 3.(18). М., 1995.
11 Лазарев Б.М. Правовые вопросы репрессированных народов. / Б.М.Лазарев // Государство и право, 1994. № 12.
12 Ким Г.Н. Депортация. Причины депортации корейцев [Электронный ресурс] / Г.Н.Ким И - Режим доступа: http://world.lib.rU/k/kim о .i/d2rtf.shtml - свободный. - Проверено 01.05.2016.
13Ким Г.Н. Депортация. Стереотипы и новые подходы исследования депортации корейцев 1937 года корейцев [Электронный ресурс] / Г.Н.Ким И Режим доступа: http://world.lib.rn/k/kim_o_i/d4rtf.shtml - свободный. - Проверено 01.05.16.
14Пак Б.Л. Корейцы в Советской России (1917 - конец 30-х годов). / Б.Л. Пак - Иркутский государственный педагогический университет - Иркутск., 1995.
но также включает ряд моментов посвященных непосредственно вопросам выживания корейской общины в местах переселений.
Вплоть до 80-х годов XX века тема депортации корейцев оставалась в числе запрещенных. Отсутствие Источниковой базы не позволяло достаточно детально исследовать ее. Только в начале 70-х годы была впервые частично раскрыта эта тема. Однако широко эта сложная проблема была поднята в конце 80-х- начале 90- годов в художественной литературе ( Ч. Айтматов ). С принятием в 1991 году в РСФСР Закона "О реабилитации репрессированных народов" была открыта новая страница в отечественном корееведении и положено начало открытым исследования не только проблемы депортации народов, но и вопросом реабилитации этносов. В данном ключе хотелось бы указать работы М.Н. Пака и Н.Ф. Бугая которые уделяют внимание, прежде всего разнообразным аспектам непосредственно темы реабилитации, приводя широкий документальный материал относительно осуществления мер по реабилитации народов, в частности и российских корейцев, раскрывая вопросы не только значения государственной поддержки в данной сфере, но так же поднимается вопрос о самоопределении членов корейских общин, росте национального самосознания. В 2000-е годы изучение проблемы принудительных переселений советских корейцев совершило качественный переворот - основными вопросами стали индивидуальные исследования авторов, целью которых было накопление материалов по вопросам корейско-российских отношений, как за пределами, так и на территории Российской Федерации, развитию контактов между народами России и стран Корейского полуострова, сохранения культурного наследия. В данном аспекте примечателен комплексный труд А.Т.Кузина19, в котором автор на примере сахалинских корейцев пытается дать не только исторический обзор событий XX века, но и тщательно рассматривает вопросы различных аспектов процесса этнической консолидации, этнических меньшинств подвергшихся репрессиям.
Целью работы исследование феномена диаспоры на примере корейской диаспоры в качестве эффективного инструмента межэтнического диалога.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи -Определение термина «диаспора». Определение наиболее характерных признаков диаспоры путём анализа различных систем и способов классификации.
-Описание причинно-следственных характеристик и последствий, национальных репрессий проводимых СССР на примере корейской общины. -Рассмотрение особенностей формирования национального самоопределения в условиях диаспоры.
- Выявление места и роли диаспоральных формирований в вопросах реализации политики установления эффективного межэтнического диалога.
Источники позволяющие решать данные задачи представляют собой нормативно-правовые акты:
1. Постановление № 1428-326сс Совета Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) о выселении корейского населения из погранргчных районов Дальне-Восточного края от 21 августа 1937
0 Постановление № 1428-326сс Совета Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) о выселении корейского населения из пограничных районов Дальне-Восточного края от 21 августа 1937 г.. [Электронный ресурс] // Режим доступа: hiip://www.alexan
3. Доклад наркома внутренних дел СССР Н.И. Ежова тт. Сталину и Молотову о завершении выселения корейцев из ДВК и о мерах по размещению и обустройству переселенцев.
4. Нормативно-правовой акт Центрального архива ФСБ России «Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" (с изменениями и дополнениями)» Постановление Верховного совета РФ «О реабилитации российских корейцев» от 1 апреля 1993 года2'.
5. Устав Общероссийского объединения корейцев (далее - ООК).
Общим достоинством данной группы источников является их документальный и фактический характер, они не только раскрывают нормативную базу «корейского вопроса» но также дают определенное представление о причинах репрессий и механизме их осуществления. Однако, слабой стороной источников данной группы является их обезличенность, указанные документы не раскрывают трудовые, социальные и психологические проблемы репрессированных переселенцев. Источники данной группы относящиеся к периоду начала 90х не раскрывают эффективности реализации предпринятых, а также не освещают степень разрешения поставленных задач. Говоря об Уставе ООК, важным достоинством этого документа является четкое представление об актуальных вопросах корейской диаспоры в современной России.
Вторая группа источников представляет собой общедоступные файлы Культурного Центра Посольства Республики Корея’0. Файлы включают в себя анонсы и отчеты с проводимых под эгидой центра событий, таких как международный экзамен по корейскому языку, выставки художников, мастер-классы, встречи с южнокорейскими писателями, а также фото - и видеоматериалы с различных мероприятий. Общим достоинством этих источников является их наглядность, так как они демонстрируют уровень поддержки корейской культуры. Также следует подчеркнуть, что данные источники демонстрируют интерес широкой общественности к корейской культуре.
Непременное повсеместное повышение политической и социальной активности этносов приводит к укреплению не только связей с другими народами, но и к росту национального самосознания. Определение многочисленных этнических общин как диаспор - объединений, претендующих на статус совершенно иного уровня в рамках национальной составляющей, ставит пред ними новые задачи: воссоединения и консолидация, а также упрочение тесных связей между отдельными странами и народностями. Это должно послужить цели формирования четкой системы межнационального взаимодействия на всех уровнях. Выявленные критерии позволяют структурировано рассуждать об этнических организациях, учитывая всё многообразие аспектов, и успешно прогнозировать их развитие и перспективы взаимодействия.
Определение корейских общин как диаспор, а также полученные в результате исследования выводы дают возможность заявить о том, что корейские общины представляют собой диаспоры. Как можно заметить уже на начальном этапе формирования, несмотря на общность причин исхода, первоначально социальной однородности миграционного потока, начинают проявляться ростки будущих социальных и правовых различий в жизни мигрантов в зависимости от ими выбранной страны переселения. Полученные результаты свидетельствуют, что уже начальной стадии формирования диаспоры корейцы проявили высокую степень национального самосознания, всячески препятствовали национальному гнёту, отстаивали свои культурные и духовные ценности, стремились к объединению. Со своими соотечественниками, и в той или иной степени, выступали против японской аннексии, что, безусловно, было сильнейшим консолидирующим фактором.
Полученные в результате исследования выводы дают возможность заявить о превентивном и, следовательно, более физически и психологически тяжелом характере последствий переселения корейцев в 1937 году.
Очевидным также является и следствие, что корейские переселенцы имели ряд отличительных характеристик, наличие которых, обуславливаясь именно национальным сознанием, позволило разрозненным группа депортированных не только выжить, но и сохранить многие национальные константы, что впоследствии позволит на этой почве вырасти одной из крупнейших корейских диаспор в мире.
Коснувшись вопроса «диаспорального самосознания» можно сделать выводы о том, что жителям диаспор присущ определенный тип мышления, который у корейцев и многих других народов на фоне репрессивных мер советского государств приобрел негативный окрас, иными словами исказился и задал определённый вектор, как в межнациональных, так и в общегражданских отношениях. Данный аспект обуславливает важность и интерес в дальнейшем изучении в равной степени как исторического фона становления корейской диаспоры, так вопросов формирования и развития на этом фоне национального самоосознания. Так как данные взаимосвязанные процессы являются ключами для успешного развития единого цивилизационного пространства.
Полученные в результате исследования выводы дают возможность заявить об успешной реализации мер предусмотренных нормативно¬правовыми актами РСФСР и РФ по вопросам реабилитации корейского народа, как подвергшегося незаконному преследованию. Процесс этот растянулся с разной степенью эффективностью на более чем полвека и проходил при обоюдном активном участии как власти, как и корейского народа - граждан России.
Если утверждать о степени реализации мер по реабилитации, то здесь можно отметить успехи в национально-культурном аспекте. В дальнейшем повлекшие за собой не только консолидацию корейского народа внутри страны, но и активное взаимодействие между властью и корейскими общественными организациями в области экономических контактов с Республикой Корея, укреплению культурных связей. Это было бы невозможно без полноценного возрождения национального самосознания российских корейцев.
Коснувшись вопроса места и роли диаспоральных образований на примере корейской диаспоры можно сделать вывод об эффективности взаимодействия этнических общественных объединений с государственной властью. Диалог, основанный на принципах взаимоуважения, позволяет эффективно взаимодействовать в самых разных сферах жизни общества и благотворно сказывается как на укреплении стабильности внутри страны, так и упрочении ее международных связей. Однако в данном контексте нельзя не учитывать особенности национального самосознания присущего тем или иным народам, исторические и культурные аспекты их развития. Тем не менее, взаимодействие на основе признании и уважительном отношении к правам и свободам национальных меньшинств не может не служить эффективным, а зачастую единственным плацдармом для формирования плодотворного межэтнического диалога.
Определение корейских общин как диаспор, а также полученные в результате исследования выводы дают возможность заявить о том, что корейские общины представляют собой диаспоры. Как можно заметить уже на начальном этапе формирования, несмотря на общность причин исхода, первоначально социальной однородности миграционного потока, начинают проявляться ростки будущих социальных и правовых различий в жизни мигрантов в зависимости от ими выбранной страны переселения. Полученные результаты свидетельствуют, что уже начальной стадии формирования диаспоры корейцы проявили высокую степень национального самосознания, всячески препятствовали национальному гнёту, отстаивали свои культурные и духовные ценности, стремились к объединению. Со своими соотечественниками, и в той или иной степени, выступали против японской аннексии, что, безусловно, было сильнейшим консолидирующим фактором.
Полученные в результате исследования выводы дают возможность заявить о превентивном и, следовательно, более физически и психологически тяжелом характере последствий переселения корейцев в 1937 году.
Очевидным также является и следствие, что корейские переселенцы имели ряд отличительных характеристик, наличие которых, обуславливаясь именно национальным сознанием, позволило разрозненным группа депортированных не только выжить, но и сохранить многие национальные константы, что впоследствии позволит на этой почве вырасти одной из крупнейших корейских диаспор в мире.
Коснувшись вопроса «диаспорального самосознания» можно сделать выводы о том, что жителям диаспор присущ определенный тип мышления, который у корейцев и многих других народов на фоне репрессивных мер советского государств приобрел негативный окрас, иными словами исказился и задал определённый вектор, как в межнациональных, так и в общегражданских отношениях. Данный аспект обуславливает важность и интерес в дальнейшем изучении в равной степени как исторического фона становления корейской диаспоры, так вопросов формирования и развития на этом фоне национального самоосознания. Так как данные взаимосвязанные процессы являются ключами для успешного развития единого цивилизационного пространства.
Полученные в результате исследования выводы дают возможность заявить об успешной реализации мер предусмотренных нормативно¬правовыми актами РСФСР и РФ по вопросам реабилитации корейского народа, как подвергшегося незаконному преследованию. Процесс этот растянулся с разной степенью эффективностью на более чем полвека и проходил при обоюдном активном участии как власти, как и корейского народа - граждан России.
Если утверждать о степени реализации мер по реабилитации, то здесь можно отметить успехи в национально-культурном аспекте. В дальнейшем повлекшие за собой не только консолидацию корейского народа внутри страны, но и активное взаимодействие между властью и корейскими общественными организациями в области экономических контактов с Республикой Корея, укреплению культурных связей. Это было бы невозможно без полноценного возрождения национального самосознания российских корейцев.
Коснувшись вопроса места и роли диаспоральных образований на примере корейской диаспоры можно сделать вывод об эффективности взаимодействия этнических общественных объединений с государственной властью. Диалог, основанный на принципах взаимоуважения, позволяет эффективно взаимодействовать в самых разных сферах жизни общества и благотворно сказывается как на укреплении стабильности внутри страны, так и упрочении ее международных связей. Однако в данном контексте нельзя не учитывать особенности национального самосознания присущего тем или иным народам, исторические и культурные аспекты их развития. Тем не менее, взаимодействие на основе признании и уважительном отношении к правам и свободам национальных меньшинств не может не служить эффективным, а зачастую единственным плацдармом для формирования плодотворного межэтнического диалога.
Подобные работы
- Участие СМИ в формировании идентичности национальных
меньшинств России
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ (19.00.07 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Г. ВЛАДИВОСТОКА 1880-1917 ГОДОВ (на примере коллекций ПГОМ имени В. К. Арсеньева)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



