Введение
Глава I. Общетеоретические особенности психологии личности гиперактивного младшею школьника
1.1 Сущностная характеристика гиперактивного младшего школьника 8
1.2. Особенности психологического развития младшего школьника 16
1.3. Влияние гиперактивности на психологическое развитие личности школьника 26
Выводы по I главе 32
Глава II. Организации и методы исследования психологии младшего школьника с признаками гиперактивности
2.1 Организация исследования 34
35
2.2 Методы исследования J
Глава III. Результаты эмпирического исследования гиперактивности у детей младшего школьного возраста
3.1 Результаты исследования темперамента и эмоциональной устойчивое™
младших школьников
3.2 Результаты исследования речевой кратковременной механической памяти младших школьников
3 3 Результаты исследования свойств внимания младших школьников 52
3.4 Результаты исследования сформированное™ саморегуляции младших
школьников
3.5 Результаты диагностики
Выводы по III главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Особенности развития детей младшего школьного возраста представляют из себя сложное и многоструктурное явление, которое состоит из
многих компонентов и элементов.
Кроме того, что важными являются все элементы развития детей
младшего школьного возраста, наиболее важное значение имеет психологическое развитие.
Это связано с тем, что младший школьный возраст – это существенный и значимый возраст для формирования личности.
Для рассматриваемого возраста характерный совершенно новые отношения со взрослыми, сверстниками, также, характерно включение в совершенно новый вид деятельности – учение. Оно по своей сути, также весьма
сложная категория, которая предъявляет ряд строгих требований к ученику.
Тем или иным образом все это в итоге непосредственно влияет на
формирование личности, а также на формирование и закрепление новой системы отношений к учению, людям, коллективу.
В младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного поведения, происходит усвоение определенных моральных норм, правил
поведения и начинает активно формироваться общественная направленность
личности.
Младшим школьникам характерны определенные специфические
особенности.
В первую очередь они импульсивны, в результате чего весьма
склонны действовать под воздействием эмоций, а не разума. Главная причина
этого кроется в том, что существует потребность в активной внешней разрядке
при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастными особенностями психологического развития также является еще и то, что ребенок младшего школьного возраста еще не имеет нужный опыт для длительной борьбы за поставленную цель, он не готов преодолевать различные трудности и множественные препятствия. Ребенок может опустить руки, если потерпит неудачу, или же потерять веру в свои силы и невозможности. Очень часто бывает так, что у детей этого возраста наблюдается
упрямство, капризность и многие другие негативные проявления.
Особенностью психологического развития в этом возраста является
еще и повышенная эмоциональность. Эмоциональность оказывает влияние на
психическую деятельность, которая в результате этого может быть сильно
окрашена эмоциями.
Все, о чем дети думают, что они наблюдают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Так же, младшие школьники не умеют
сдерживать свои эмоции, контролировать их внешнее проявление, они очень
непосредственны и весьма откровенны в выражении радости.
К тому же, очень часто у детей рассматриваемого возраста может
проявляться гиперактивность. Гиперактивность представляет собой состоянием, при котором возбудимость и активность человека превышает норму. В том
случае, если такого рода поведение является проблемой для других, то гиперактивность может трактоваться как поведенческое расстройство. Гиперактивность куда чаще встречается у детей и подростков, так как часто вызывается
эмоциями. Можно сказать, что в целом гиперактивность является признаком
относительно неуравновешенной нервной системы.
Среди основных причин возникновения гиперактивности у детей в
первую очередь следует назвать патологии родов, беременности, интоксикации,
инфекции на первых годах жизни, генетическую обусловленность и некоторые
другие показатели. В ряде случаев возникновение гиперактивности обычно диагностируется в качестве патологии беременности или же родов. Конечно же,
существуют и многие другие причины гиперактивности у детей младшего
школьного возраста, которые могут быть связаны с разного рода обстоятельствами.7
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать у детей в возрасте
до 7 лет. Наибольшие пики проявления совпадают чаще всего с психоречевыми
моментами развития: 1-2 года; 3 года, а также 6-7 лет.
В рамках первого периода закладываются основные навыки речи.
Позднее у ребенка начинает увеличиваться словарный запас. На заключительном этапе уже формируются навыки чтения, а также письма.
Проявление гиперактивности может беспокоить родителей на первых годах жизни ребенка в связи с тем, что дети имеют сильно повышенный
мышечный тонус, являются чрезмерно чувствительными к любым раздражителям, плохо свят, при бодрствовании возбуждены и подвижны. Учитывая тот
факт, что гиперактивность чаще всего проявляется в довольно переломном и
важном для ребенка возрасте, можно полагать, что исследование этой тематики
является актуальным на любом этапе развития. К тому же, есть основания полагать, на основе теории и практики, что гиперактивность детей младшего возраста существенным образом сказывается на психологическом развитии детей.
Всем сказанным и обуславливается актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования –психология младшего школьника.
Предмет исследования – психология гиперактивного младшего
школьного возраста.
Главной целью исследования является апробация программы коррекции гиперактивности с учетом условий эффективности и выявить достоверные различия по всем данным показателям после проведения коррекционной
работы между контрольной и экспериментальной группами.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования, в
процессе работы необходимо решить ряд следующих задач:
На основе теоретического анализа литературы рассмотреть сущность гиперактивности, факторы его возникновения и формы проявления;
Определить психологические особенности младших школьников с синдромом гиперактивности;8
Рассмотреть пути преодоления синдрома гиперактивности;
Апробировать программу коррекции гиперактивного поведения младших
школьников;
Выявить младших школьников ,склонных к гиперактивному поведению;
Оценить результаты коррекционных воздействий.
Новизна исследования обусловлена активизацией проявления гиперактивности на современном этапе развития в образовательных учреждениях, что
негативным образом сказывается на обучении детей младшего школьного возраста. Такая ситуация требует поиска новых подходов коррекции гиперактивности, что должно помочь улучшить обучаемость и существенно повысить качество образовательного процесса.
Гипотеза исследования: комплексная коррекционная работа влияет
на изменения в области познавательных процессов и саморегуляции младших
школьников с признаками гиперактивности.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая
значимость исследования обуславливается тем, что в исследовании были с новой точки зрения изучены особенности гиперактивности детей младшего
школьного возраста. Кроме того, были рассмотрены содержательные особенности психологического развития детей школьного возраста. Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы
для коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, а также
для преподавания курсов «Педагогика», «Психология», «Коррекционная педагогика» и некоторых других. Практическая значимость заключается в апробации коррекционной работы.
В процессе исследования были использованы следующие методы и методики: статистический метод (двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями), Личностный опросник Г.Айзенка, Методика «10 слов» А.Р. Лурия, Тест
Тулуз- Пьеона (адаптация Е.В.Доценко; из книги Л.А. Ясюковой «Оптимизация
обучения и развития детей с ММД»), Методика «Изучение саморегуляции»9
У.В. Ульенкова, Диагностика школьной тревожности. Тест Филлипса. , Анкета
для родителей детей для выявления СДВГ И ММД ( Заваденко Н.Н., 2005)
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
В основе гиперактивности чаще всего заложена минимального размера
мозговая дисфункция, которая является причиной возникновения разного рода
у где-то половины учащихся младшего школьного возраста.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать у детей в возрасте
до 7 лет.
Проявление гиперактивности может беспокоить родителей на первых годах жизни ребенка в связи с тем, что дети имеют сильно повышенный мышечный тонус, являются чрезмерно чувствительными к любым раздражителям,
плохо спят, при бодрствовании возбуждены и подвижны.
В школьном обучении дети младшего школьного возраста очень часто
обнаруживают меньшую эффективность, уже обозначенные нарушения правописания, чтения, письменной графики. Они крайне трудно адаптируются к
школе, плохо входя в детский коллектив и часто имея разного рода проблемы.
Эти дети не умеют сдерживать собственные желания, являясь быстрыми и импульсивными, что доставляет огромное количество хлопот людям их окружающим. Для воспитателей, учителей, а порой и родителей, такие дети в некотором роде являются «неудобными».
Процесс психологического развития ребенка происходит под влиянием
различных факторов: социальных и наследственно биологических.
Постепенно, пока ребенок развивается, формируются его определенные навыки, умственные способности, формируется отношение к людям,
сверстникам окружающему миру. В результате всего этого происходит поэтапное становление личности ребенка.
Психологическое развитие ребенка на любых этапах развития происходит весьма неравномерно. Очень часто наблюдаются резкие сдвиги, также,
характерно внезапное появление качественно новых особенностей. Любые отклонения от нормы требуют тщательного внимания к ребенку и обращения к
специалистам.65
Индивидуальным особенностям развития каждого ребенка могут быть
характерны совершенно иные черты. Но с другой стороны, следует упомянуть
и о том, что на современном этапе развития особое значение приобрела акселерация, которая выражена в ускоренном росте и развитии современных детей
младшего школьного возраста.
Гиперактивность наравне с синдромом дефицита внимания являются полиморфным клиническим синдромом, основным проявлением которого является непосредственно нарушение способности ребенка осуществлять контроль, а
также регулирование собственного поведения, что выливается в двигательную
активность, импульсивность и нарушение внимания.
Для детей младшего школьного возраста, которым характерна гиперактивность, выделяются многие клинические особенности. К примеру, такие дети
стоят на первых местах по нарушению внимания, повышению двигательной активности, импульсивности. Практически во всех случаях такому ребенку очень
трудно усидеть на месте, он прерывает дела, разговоры. Крайне часто такие дети меняют вид деятельности, имеют трудности в сфере социального развития, у
них можно проследить нарушение сна и многое другое. Очевидно, что все это
сказывается на особенностях психологического развития.
Для проверки гипотезы было организовано и проведено исследование
направленное на выявление детей с признаками гиперактивности и проведение
с ними коррекционной работы.
Исследование проводилось на базе школ № 12 и № 78 г.Казани. В исследовании
приняли участие 21 младший школьник с признаками гиперактивности, 9 из
них приняли участие в коррекционной работе, из 12 человек, которые вошли в
контрольную группу, в повторном исследовании приняли участие 9 человек.
Для достижения цели исследования мы использовали следующие методики:
7) Личностный опросник Г.Айзенка
8) Методика «10 слов» А.Р. Лурия
9) Тест Тулуз- Пьеона (адаптация Е.В.Доценко; из книги Л.А. Ясюковой «Оптимизация обучения и развития детей с ММД»)66
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Наука, 2012. - 256 с.
2. Александрова, С. С. Психологические особенности младшего школьника [Текст] / С. С. Александрова // Психологические осо-бенности ребенка. - 2015. - №5. - С. 36.
3. Аксёнов, А. М. Общение как средство адаптации младших школь-ников в условиях школы - интерната для детей - сирот [Текст] / А. М. Аксёнов // Начальное образование. - 2014 . - №4 . - С.46.
4. Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок [Текст] / Г. В. Болотов¬ский, Л. С. Чутко, И. В. Попова. - М.: Омега, 2010. - 160 с.
5. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях [Текст] / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. - М.: Норма, 2013. - 217 с. .
6. Брязгунов, И. П. Психосоматика у детей [Текст] / И. П. Брязгунов. - М.: Психотерапия, 2014. - 480 с.
7. Вардянян, А. У. Сущность учебной деятельности при формирова-нии творческого мышления учащихся [Текст] А. У. Вардянян // Формирование творческого мышления школьников в учебной дея¬тельности. - 2015. - №5. - С. 15.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выгот¬ский. - М.: Наука, 2015. - 58 с.
9. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин. - М.: Инфра-М, 2015. - 385 с.
10. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорети¬ческого и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2005. - 104 с.
11. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / под ред.: М. М. Безруких. - М.: НПО «МОДЭК», 2009. - 248 с.
12. Ежкова, Н. С. [Текст] / Досуговая деятельность детей как социаль¬но-педагогическая проблема / Н. С. Ежкова // Педагогика: журнал. - 2014 . - №7 . - С. 58.
13. Ермолаев, О. Ю. Внимание школьника [Текст] / О. Ю. Ермолаева, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова. - М.: Инфра, 2013. - 482 с.
14. Игнашова, Е. В. Развитие познавательных способностей учеников начальных классов [Текст] / Е. В. Игнашова // Ребенок и личность. - 2015. - №1. - С. 5.
15. Иванов, А. В. Теоретические и практико-ориентированные подходы к исследованию педагогики социальной среды [Текст] / А.В. Ива¬нов // Альма Матер. - 2014 . - №2 . - С. 35.
16. Ильясов, И. И. Структура процесса учения [Текст] / И. И. Ильясов. - М.: Академия, 2014. - 217 с.
17. Кравцова, Е. Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. Е. Кравцова. - М.: Просвещение, 2010. - 55 с.
18. Каплан, Г. Клиническая психиатрия [Текст] / Г. Каплан, Б. СЭдок. - М.: Логос, 2013. - 506 с.
19. Кучма В. Р. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России [Текст] / В. Р. Кучма, А. Г. Платонова. - М.: БЕК, 2012. - 200 с.
20. Леутина, А. Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях [Текст] / А.Л. Леутина // Вопросы образования. - 2014 . - №3 . - С.173.
21. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леон¬тьев. - М.: Образование, 2011. - 392 с.
22. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Образование, 2010. - 53 с.
23. Николаева, Т. Л. Психологические особенности школьного возраста [Текст] / Т. Л. Николаева. - М.: Психо, 2013. - 354 с.
24. Психологические особенности формирования личности в педагоги¬ческом процессе [Текст]: / под ред.: А. Коссаковски, И. Ломпшера.
- М.: Госиздат, 1981. - 429 с.
25. Романчук, О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей [Текст] / О. И. Романчу. - М.: Генезис, 2010. - 336 с.
26. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам [Текст] / А. Л. Сиротюк. - М.: Омега-Л, 2013. - 125 с.
27. Трубицына, Л. В. Профилактика нарушений социализации детей и подростков [Текст] / Л. В. Трубицына // Педагогика. - 2014 . - №3 .
- С. 69.
28. Тржесоглава, 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] / З. Тржесоглава. - М.: Владос, 2016. - 256 с.
29. Уэндер, П. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью [Текст] / П. Уэндер, Р. Шейдер // Психиатрия. - 2016. - №1. - С. 13. / Под ред. Р.
30.Чутко, Л. С. Гиперактивный ребенок [Текст] / Л. С. Чутко // Педи-атрия для родителей. 2016. - №2. - С. 27.
31. Шевченко, Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом [Текст] / Ю. С. Шевченко. - М.: Наука, 2012. - 593 с.
32. Шалавина, Т. И. Педагогическое сопровождение социально¬
профессионального самоопределения детей-сирот [Текст] / Т. И. Шалавина, М. П. Пальянов, Е. А. Пахомова // Педагогика. - 2014 . - №3 . - С. 53.
33. Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно¬
методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обучения). - Челябинск, 2004. - 92с.
34. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Ди¬агностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Ме¬тодическое руководство. - СПб., ГМНПП «ИМАТОН», 2003 - 86 с.