Введение 3
Глава 1. Школьное физическое образование в условиях перехода на ФГОС ОО 6
1.1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования 6
1.2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по физике 11
1.3. Примерная образовательная программа по физике (учебник: Перышкин
А.В. Физика-7 - М.: Дрофа, 2008) 13
Глава 2. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС ОО..71
2.1. Требования к современному уроку, предъявляемые ФГОС ОО 71
2.2. Современное обучение физике в рамках реализации ФГОС ОО 75
2.3. Поурочные разработки по учебному предмету «Физика», 7 класс
(учебник: Перышкин А.В. Физика-7 - М.: Дрофа, 2008) 82
Заключение 235
Список литературы 237
Приложение 239
Физика в настоящее время является одной из фундаментальных отраслей научного знания. Физика в переводе с греческого означает природа. Физика - это область естествознания, наука, которая изучает наиболее фундаментальные закономерности, определяющие общую структуру и эволюцию материального мира. Являясь одним из трех китов, на которых зиждется современная система мироустройства, физика, является наукой о природе в самом широком понимании этого слова. ш. В русский язык слово «физика» было введено М.В. Ломоносовым, издавшим первый в России учебник физики - свой перевод с немецкого языка учебника «Вольфианская экспериментальная физика» Х. Вольфа (1746 г.) [2].
Физику можно смело назвать одним из востребованных дисциплин школьной подготовки, ведь почти четверть школьников сдают ЕГЭ по этому предмет. Изучение физики достаточно сложно и заключается, прежде всего, в изменении восприятия окружающих явлений. На уроках физики учащийся научается в раньше для него раздробленных «единичных» явлениях природы наблюдать общие черты - связи явлений. Явления перестают быть для него «таинственными» и «непонятными»; он улавливает их закономерности, научившись их измерять. Учащийся постигает возможность управлять явлениями природы в желательном отношении или овладевать, как прежде говорили, «силами природы» [3].
Совершенно понятно, что это должно дисциплинировать сознание учащегося, подготовлять его к выработке таких приёмов мышления, которые, в конце концов, приводят его к усвоению основ диалектико-материалистического мировоззрения [3].
Уроки физики всё больше и больше основываются на очень хорошем знании законов природы, и поэтому влияние точности физического эксперимента, которую даёт физика при ее изучение, имеет значение, на которое много раз указывали педагоги и учёные. Поэтому стараются
модернизировать стандарты в образовании, при изменение которых учащиеся будут лучше воспринимать такой сложный предмет, как физика.
Отсюда вытекает проблема исследования: изучить новый
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт общего образования (ФГОС ОО) (с изменениями на 29 декабря 2014 года) [4], таким образом, чтобы применить его в составлении технологических карт урока.
Актуальность проблемы, а также недостаточная её теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Требование к современному уроку физики. Современная формула подготовки урока в условиях работы ФГОС общего образования».
Цель исследования: на основе нового ФГОС общего образования (с изменениями на 29 декабря 2014 года) создать планы уроков.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить новый ФГОС ОО (с изменениями на 29 декабря 2014 года).
2. Определить те области, которые касались бы дисциплины «физика».
3. Разработать технологические карты уроков по новым ФГОС общего образования для 7 класса.
4. Рассмотреть каковы требования к современному уроку физики в рамках ФГОС ОО.
Практическая значимость исследования:
Планы уроков, сделанные на основе анализа содержания нового ФГОС, могут быть использованы в средней общеобразовательной школе при преподавании дисциплины «Физика»;
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
Можно ли сегодня говорить о «новой дидактике» урока? И да, и нет. Ведущие дидактические принципы остаются прежними. Уроку как форме организации учебного процесса более полувека, но педагога из недавнего прошлого многое удивило бы в уроке 21 века. И в России и в мире урок последние 50 лет существенно изменился, это связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в мире, с обновлением задач, которые решает сегодня система образования.
Неизменным остается урок как основная дидактическая единица образовательного процесса, но есть существенные изменения и дополнения, связанные с ведущими принципами дидактики. А именно:
Принцип фундаментальности (научности) содержания урока означает, что урок направлен не только на формирование знаний учащихся об основополагающих законов и закономерностях развития мира, общества, деятельности, человека, но и на формирование умений учеников обнаруживать, ставить и решать проблемы, разрабатывая соответствующие методы и обнаруживая необходимые способы решения, согласуя свою деятельность и знания с представлениями об их целесообразности и ценности для существования человека как духовного существа.
Современная трактовка принципа гуманизации предполагает ориентацию содержания урока на личностно и социально значимые проблемы с целью обогащения опыта учащихся, раскрытия их способностей, интересов, жизненных планов в соответствии с закономерностями возрастного развития.
Современный принцип культуро-сообразности предполагает соответствие содержание урока изменяющейся культуре, отражающей общечеловеческое, национальное и индивидуальное, с целью становления культурной, гражданской и личной идентичности учащихся.
Становление новой дидактики урока подтверждает факт, что жесткая линейная структура урока разрушается и урок становиться не линейным.
Что такое нелинейный урок?
Урок выходит за свои временные и пространственные рамки. В условиях введения ФГОС ООО такое изменение урока проявляется, в частности, возможности использования средств внеурочной деятельности, например при реализации проектов.
Сам урок становиться «богаче». Урок проектирует как интегрированный, полипредметный, метапредметный, что означает выход содержания урока за рамки учебного предмета.
Урок становиться полем использования новых дидактических приемов, новых образовательных информационных технологий.
Урок, отвечающий требования ФГОС ООО, - это урок-диалог, в отличии от традиционного урока-монолога.
Эти факты - обновления ведущих дидактических принципов и структуры урока - подтверждают, что «будущее - уже наступило» и от рассказа стоит приступить к практике, к реализации новой дидактики урока.
1. http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=656 - здесь в скобках только номер ссылки, а сам источник внизу в списке литературы.
2. https: //ru. wikipedia. org/wiki/Физика
3. Е.Н.Горячкин Методика преподавания физики в семилетней школе. Том I Общие вопросы методики физики Пособие для учителей и руководство для студентов учительских институтов. Государственное учебнопедагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва - 1948.
4. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 17 мая 2012 года N 413. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования* (с изменениями на 29 декабря 2014 года) (http://docs.cntd.ru/document/902350579).
5. Пункт 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
6. Министерство образования и науки Российской Федерации
7. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». -М.: УЦ Перспектива, 2013. - 224 с.
9. Лебедева Ольга Ивановна. Методист МЦ ЮЗОУО ДО города Москва, - 5с.
10. http: //standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313
11. Фещенко Т.С., Тарасова В.Н., Ковригина Ю.Р., Чернышева М.В. Современное обучение физике: от теории - к практике. Методическое пособие для учителя физики/ Под общ. ред. Т.С. Фещенко. М.: УЦ «перспектива», 2015.-212с.
12. Упражнение личностного роста "Гравитационное поле" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru): [web-сайт]. 10.10.2012. - Режим доступа: http: //azps.ru/training/self/gravitacionnoe_pole. html
13. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: учеб. пособие для общеобразовательной организаций /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.
- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2016.-159с. : - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-037727-0.
14. https://open-lesson.net/1572/
15. http://koipkro.kostroma.ru/kostroma edu/licey17/doclib31/trebovaniya fgos k uroku.pdf
16. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ А.В. Перышкин.
- 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 221, [3] с.: ил.