Введение 3
Глава I. Предметно - пространственная среда и ее влияние на развитие художественного вкуса
1.1 Педагогическое содержание понятия художественного вкуса
у студентов 7
1.2. Сущность понятия предметно-пространственная среда ВУЗа и ее влияние на студентов 17
Вывод по I главе 24
Глава II. Специфика литературного кафе и разработка
его дизайн - проекта
2.1. Принципы организации эргономичной предметно - пространственной
среды в учреждениях общественного питания 26
2.2. Разработка дизайн - проекта литературного кафе КФУ 41
Вывод по II главе 51
Заключение 53
Литература 56
Приложения
Проблема формирования и развития художественно - эстетического вкуса у учащихся и студентов - это один из значимых пунктов современной педагогики. Во многих науках - эстетике, искусствоведении, психологии вопрос о развитии художественного вкуса ставится очень высоко.
Особое внимание к процессу формирования культуры молодежи обуславливают события в современной России и во всем мире, так как масштабность политических, духовных, социальных процессов не может не влиять на еще более углубленное внимание развития грамотной и воспитанной личности. Воспитание молодых специалистов, целью которых будет сохранение знаний и создание новых духовных ценностей, умение решать преобразовательные задачи, а также развитие высококультурной и нравственной личности - важнейшие функция высшего образования и они, в свою очередь, требует особой организации эстетического воспитания молодежи на вузовском этапе.
ВУЗ становится главным звеном в динамике развития художественного вкуса, так как приобщение студентов к красоте и эстетике входит в задачи обучения. Таким образом, становится, очевидно, что необходимо уделять огромное внимание аспекту развития художественного вкуса у студентов ВУЗа различными «орудиями», не только на предметах эстетического цикла, но и другими средствами, как например, предметно-пространственная среда ВУЗа, которая также является важнейшим фактором, влияющим на социализацию студентов в период обучения. Под факторами социализации понимаются «действующие на человека условия» [6, с.19].
Как правило, возможности предметно - пространственной среды ВУЗа недооцениваются. Под средой понимается «совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда - лишь та часть пространства, с которой субъект соприкасается, в которой живет. Среда есть то, среди чего пребывает индивидуум, что способствует его активности, опосредует его развитие» [30]. Социальные единицы среды пользуются ее потенциалом для удовлетворения своих нужд, и становится ясно, что необходимо формировать такую предметно¬пространственную среду, которая будет полезна и плодотворна для развития творчески деятельных и эстетически воспитанных личностей. Важно переносить учащихся в особые условия, в рамках которых у учащихся будет более динамично развиваться эстетический вкус, под воздействием эмоций, чувств, симпатий, заинтересованности. Среда становится важнейшей ступенью на пути эстетического обогащения личности.
Большую практическую значимость имеет изучение предметно-пространственной среды, применение знаний о ее компонентах для взращивания новейших технологий воспитания и подходах к развитию художественного вкуса. Философские вопросы об эстетике, красоте и духовном развитии личности привлекали ученых во все времена. Первые теоретические учения об эстетике предметного мира зародились еще в эпоху античности. Понимание важности предметной среды получило развитие в трудах ученых и мыслителей Средневековья, Возрождения. Период эпохи Просвещения относительно этой темы знаменателен тем, что помимо философских учений получили развитие практические знания о функциональности воздействия предметной среды на развитие эстетических качеств личности. Развивали эту тему в своих трудах В. Моррис, Д. Рёкин, К.Гельвеций и другие.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в ее недостаточной теоретической и практической разработанности, некоторой недооценки потенциала предметно-пространственной среды, как фактора, влияющего на развитие художественного вкуса студентов.
Степень изученности проблемы. В педагогике проблемы развития художественного вкуса анализировали А.И. Ахметов, С.Б. Барило, Г.П. Климова, Л.Л. Литвинненко, В.Н. Шацкая и другие. Развитие эстетической культуры студентов и существующие художественные потребности нашли свой отклик в трудах В.А. Кудрина, О.В. Лармина, О.П. Рудницкой. Обширно в отечественной науке подвергнуты анализу категории эстетического: эстетические потребности (И.И. Джидарьян, В.М., В.Н. Баников, П.М. Якобсон); эстетическое восприятие (O.A. Курёвина, A.A. Мелик-Пашаев, A.B. Запорожец, П.М.Якобсон). Предметно-пространственная среда как компонент формирования, развития и реализации личности объят вниманием таких ученых как Н.М. Боротко, Т.К. Клименко, Л.Н. Куликова, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванов, Н.Е. Щуркова и др.
Проблема: Изучить, какие условия необходимы для развития
художественного вкуса у студентов ВУЗа, и как предметно-пространственная среда и ее компоненты влияют на его развитие.
Цель: Создать дизайн - проект литературного кафе, предметно - пространственная среда которого будет способствовать развитию художественного вкуса у студентов ВУЗа.
Объект исследования: развитие художественного вкуса средствами предметно - пространственной среды.
Предмет исследования: проектирование предметно - пространственной среды литературного кафе КФУ.
В основу ВКР положена гипотеза, согласно которой процесс развития художественного вкуса студентов будет более успешным, если предметно-пространственная среда, в данном случае ежедневно посещаемое студентами университетское кафе, будет оформлено в необычном ключе, а именно в стиле литературного кафе.
В соответствии с целью работы и гипотезой определены следующие задачи:
1. Рассмотреть педагогическое содержание понятия художественный вкус у студентов;
2. Раскрыть понятие предметно-пространственная среда ВУЗа, изучить ее влияние на студентов, в частности на воспитание развитие их художественнго вкуса;
3. Выявить основные принципы организации эргономичной предметно - пространственной среды в учреждениях общественного питания;
4. Определить специфику литературного кафе;
5. Разработать дизайн - проект литературного кафе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект и результаты исследования могут служить методическим пособием для студентов ВУЗов в изучении предметно - пространственной среды, как фактора, влияющего на развитие вкуса студентов.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации теоретических знаний о влиянии предметно - пространственной среды на развитие вкуса студентов.
Структура работы: исследование включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы, приложения.
Хорошо развитый художественный вкус - важная деталь социального портрета современной творческой прогрессивно мыслящей личности, способной решать преобразовательные задачи, создавать новые духовные ценности и сохранять знания поколений. Проблемы воспитания и развитие художественно - эстетического вкуса у учащихся и студентов педагогика рассматривает очень тщательно. Но именно то утверждение, что предметно - пространственная среда влияет на развитие художественно вкуса студентов ВУЗа, на наш взгляд, освещена в отечественно педагогике не очень широко и пока не имеет большого практического применения.
В данном исследовании освещены следующие вопросы - педагогическое содержание понятия «художественный вкус», сущность понятия предметно-пространственная среда ВУЗа, ее влияние на воспитание и развитие художественного вкуса студентов, основные принципы организации эргономичной предметно - пространственной среды в учреждениях общественного питания, специфику разработки дизайн - проекта литературного кафе - рассмотрев которые, можно сделать вывод, что правильно организованная предметно - пространственная среда влияет на воспитание и развитие художественно - эстетического вкуса людей, на их настроение. Наличием хорошего художественного вкуса может похвастаться не каждый человек, но он развивается на базе эстетического, которому уделяется достаточное внимание во всех учебных заведениях.
В Казанском Федеральном Университете этому пункту уделяется большое внимание, поэтому студенты данного учебного заведения люди с воспитанным художественным вкусом, который необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Развитие художественного вкуса возможно многими составляющими - походами в театры, галереи, занятием творчеством, просмотром и анализом произведений искусства, просветительным досугом и т.д. Предметно - пространственная среда, как фактор, влияющий на развитие вкуса, также имеет право существовать.
Многокомпонентность предметной среды - это благодатная почва для воспитания и развития лучших эстетических качеств личности. Задав ей определенный характер и направление можно способствовать их грамотному развитию. От того, насколько грамотно организована предметно -
пространственная среда, будет зависеть результат как воспитательного процесса, так и образовательного и, конечно, влиять на развитие вкуса. Только в условиях правильно организованной предметной среды, со всеми необходимыми компонентами, можно получить развитие гармоничной, высококультурной личности с адекватным и положительным восприятием окружающего мира.
Все эти принципы принят во внимание и воплощены в дизайн - проекте организации пространства литературного кафе «Толстой» в здании казанского Федерального Университета. Естественно, что важнейшим пунктом при составлении дизайн - проекта было создание такой уникальной среды, в которой можно было воплотить самые смелые творческие фантазии, которые с одной стороны, были бы практически применимы в стенах учебного заведения и не противоречили этическим нормам ВУЗа, а с другой стороны - создали бы неформальную и творческую обстановку. Также важной составляющей было учесть все санитарно - эпидемиологические и противопожарные нормы. С целью изучения необходимых требований было просмотрено множество специальной литературы, проанализировав которую, можно сделать вывод, что недостаточно организовать красивую эстетически полноценную предметно - пространственную среду, важно учесть все требования и нормы безопасности.
Проведенная работа подтверждает эффективность развития художественного вкуса студентов ВУЗа в условиях влияния предметно - пространственной среды. Следовательно, можно говорить о том, что достигнута цель данной работы: создан дизайн - проект литературного кафе, предметно - пространственная среда которого будет способствовать развитию художественного вкуса у студентов ВУЗа.
1. СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения
2. Пособие по проектированию предприятий общественного питания (к СНиП 2.08.02-89)
б)
3. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. -13-е изд./ З.Е.Александрова.-М.:Русский язык - Медиа,2005.-568с.
4. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки: избранные
психологические труды в 2 т. Т.2./под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, И.В. Кузьминой. -М.: Педагогика, 1980.-232с.
5. Багаутдинова, Э.Р. О соотношении понятий «Среда» и «Пространство» в научных педагогических исследованиях / Э.Р.Багаутдинова // Омский научный вестник. -2011. -№2(96). -С. 123-125.
6. Брожик, В. Эстетика на каждый день/пер.со словац. С.Д.Баранниковой.- М.:Знание, 1991.-208с.
7. Бычков, В. В. Эстетика/ В.В. Бычков.- М.:Гардарики, 2005, 150 с.
8. Волков, С. История культуры Санкт - Петербурга с основания до наших дней/ С.Волков.- СПб.:Эксмо, 2008.- 542 с.
9. Единство средств, форм и методов в системе эстетического воспитания студентов: сб. статей / под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: «Высшая школа», 2010. - 248 с.
10. Киященко, Н.И. Эстетика-философская наука/ Н.И.Киященко.- М.:Вильямс,2005.-592с.
11. Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинах//Сборник статей об искусстве. - М.: Просвещение,2006.-170с.
12. Кошелева, Л. Ю. Проблема развития художественного вкуса будущих педагогов/ Л.Ю.Кошелева//Мир науки, культуры, образования.-2013.-№6(43).- С.59-61.
13. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики: учебное пособие/ В.С.Кукушин.- Пермь.:Март, 2002.- 224с.
14. Макарено, А.С. Методика организации воспитательного процесса :
пед.сочинения / А.С.Макаренко.- М.:Просвещение, 1983. -273с.
15. Мосина, В.Р. Изобразительное искусство и формирование эстетического и социокультурного пространства /В.Р.Мосина// Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 1. - С. 289-296.
16. Основы композиции и дизайна мебели: учеб. пособие для студ. вузов / А.А.Барташевич, Л.Е. Дягилев, Р.М. Климин, Л.Г. Перелыгина; ред. А.А.Барташевич. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 192 с.
17. Поляков, О.А. Система работы по художественно - эстетическому воспитанию:учебное пособие / О.А.Поляков.-М.:Корифей,2009.-112с.
18. Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды: учебное пособие/ В.Ф Рунге, Ю.П. Манусевич. -М. :Архитектура-С, 2005.-328с.
19. Рунге, В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера: учебное пособие/ В.Ф Рунге. -М. :Архитектура-С, 2006.-80с.
20. Салахов Р.Ф. Методика подготовки выпускной квалификационной работы по созданию дизайн проекта: Учебно-методическое пособие для студентов/ Р.Ф.Салахов, К.И.Мусина.-Казань: РЦМКО,2013.-33с.
21. Семашко, А.Е. Система и принципы эстетического воспитания: сб. статей / А.Е. Семашко; под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Высшая школа, 2010. - 248с.
22. Современный словарь по педагогике: словарь/сост. Е.С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001.-928с.
23. Устин, В.Б. Художественное проектирование интерьера: учебник / В.Б.Устин. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 288 с.
24. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн.для учителя/ сост. Г.С. Лабковская.-М.:Просвещение, 2003. -225с.
25. Эстетические ценности предметно - пространственной среды/А.В. Иконников, М.С.Каган, В.Р. Пилипенко; под общ.ред. А.В. Иконникова. - М.:Стройиздат, 1990.- 334 с.
в)
26. Бушканец, Л. О Льве Толстом. Каким он был студентом 170 лет назад
//[Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru/philology-culture/tolstoj/o-lve-
tolstom-kakim-on-byl-studentom-170-let.html . Дата обращения (02.03.2016)
27. Блог ARTотека еды // [Электронный ресурс].URL: http://www.art-
eda.info/kafe-greko-v-rime.html. Дата обращения (19.03.2016)
28. Иванова, Е.В. Влияние архитектуры и предметно - пространственной среды
образовательной организации на учебный процесс/Педагогические науки // [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.ru/article/3405. Дата обращения
(18.03.2016)
29. Л.Н.Толстой // [Электронный ресурс]. URL: http://tolstoy.ru. Дата
обращения (10.03.2016)
30. Мануйлов, Ю.С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики// [Электронный ресурс].
URL:http://sandbox.openclass.ru/node/87717. Дата обращения (19.03.2016)
31. Постмодернизм// [Электронный ресурс].
URL:http://www.eremont.ru/enc/design/postmodernizm. Дата обращения
(20.03.2016)
32. Цвет в интерьере: учебное пособие // [Электронный ресурс]. URL http://www.bestreferat.ru/referat-168100.html. Дата обращения (20.03.2016)