Введение 3
Глава I. Теоретические основы контроля знаний учащихся по биологии
1.1 Цели и задачи контроля 6
1.2 Значение и функции контроля знаний учащихся по биологии 11
1.3 Виды контроля знаний учащихся 16
1.4 Инновационные формы контроля 22
1.5 Место контроля знаний учащихся в образовательном процессе 33
Выводы по I главе 38
ГЛАВА II. Практическое применение инновационных форм контроля знаний учащихся на уроках биологии
2.1 Организация исследования 40
2.2 Анализ результатов исследования 52
2.3 Методические рекомендации по повышению эффективности применения
инновационных форм контроля на уроках биологии 66
Выводы по II главе 68
Заключение 69
Список литературы 71
Приложения
В образовании, одной из наиболее главных задач, является задача достижения современного, нового качества образования. Данная задача направляет систему образования, как на усвоение учениками определенной суммы знаний, так и на развитие у личности созидательных и познавательных способностей. [3, 11].
В современных педагогических исследованиях пытаются найти пути повышения качества образования и обучения. Для повышения качества образования пересматривают все элементы педагогического процесса, анализируют их возможности, а кроме того формируют новые технологии обучения.
Педагогический контроль является неотделимым элементом педагогического процесса и в связи с этим приобретает важную значимость. В своей педагогической практике учитель регулярно обращается к знаниям учеников, он постоянно обязан сопоставлять имеющиеся знания с тем уровнем, который должен получить ученик. По этой причине учитель регулярно должен применять методы контроля в своей педагогической деятельности.
Контроль знаний учеников является одним из основных элементов оценки качества образования. Существует множество разнообразных форм контроля знаний учащихся, но нет единого способа проверки успеваемости, позволяющего в полной мере определить пробелы в знаниях учащихся, в связи с этим, тема является актуальной на сегодняшний день.
Новизна исследования. Проблема контроля знаний исследуется уже давно, и педагогический опыт, накопленный в этой области, богат и разнообразен. Инновационные формы контроля знаний учащихся дают возможность не только поднять интерес учеников к изучаемому предмету, но и развивать творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В то же время каждый педагог стремится разнообразить формы контроля знаний учащихся с целью повышения эффективности обучения и учебной мотивации учеников.
Цель исследования: изучить теоретические основы и экспериментально выявить влияние инновационных форм контроля знаний учащихся на уроках биологии.
Объект исследования - процесс обучения учащихся 5-х классов на уроках биологии.
Предмет исследования - инновационные формы контроля учебных достижений школьников на уроках биологии.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что применение инновационных форм контроля на уроках биологии будет способствовать развитию познавательной активности.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Определить значение и функции контроля знаний учащихся по биологии.
2. Выделить инновационные формы контроля знаний учащихся по биологии.
3. Рассмотреть место контроля знаний учащихся в образовательном процессе по биологии.
4. Провести экспериментальную работу по использованию инновационных форм контроля знаний учащихся на уроках биологии.
Для решения поставленных задач в ходе работы над темой дипломной работы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы,
педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование учащихся, методика Лускановой Н.Г.- ««Оценка школьной мотивации обучающихся школы» », методика А.А. Горчинской «Познавательная активность школьника», непараметрический метод математической статистики критерий Пирсона.
Теоретическая значимость заключается в попытке обобщить теоретический материал по контролю, рассмотрены цели, задачи, значение и функции контроля, виды контроля, инновационные формы контроля, выявлена специфика использования инновационных форм контроля на уроках биологии.
Практическая значимость исследования состоит в экспериментальной проверке инновационных форм контроля знаний учащихся на уроках биологии, позволяющей формировать активную личность, в разработке и внедрении в практику школы методических рекомендаций по повышению эффективности применения инновационных форм контроля знаний на уроках биологии.
Опытно-экспериментальная база исследования - эксперимент проводился в МБОУ «Средней общеобразовательной школе № 171 с
углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани.
Результаты исследования. Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной проблеме внедрения инновационных форм контроля знаний учащихся на уроках биологии. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению инновационных форм контроля знаний учащихся в процессе преподавания биологии в общеобразовательной школе. Все полученные результаты были статистически обработаны и отражены в диаграммах.
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст исследования иллюстрирован таблицами, диаграммами.
Целью данной работы является экспериментальная проверка инновационных форм контроля знаний учащихся по биологии и выявление особенностей влияния, которые оказывает контроль.
Для достижения поставленных целей были изучены труды отечественных и зарубежных авторов. Поставленные задачи были решены в процессе работы над темой. Гипотеза была рассмотрена и доказана: инновационные формы контроля способствуют увеличению результата школьной подготовки за счет увеличения заинтересованности учащегося данным предметом.
Таким образом, подводя итоги можно сделать вывод, что контроль знаний учащихся является необходимым компонентом в педагогической деятельности учащихся, так же она является главным фактором усовершенствования качества образования.
Контроль направлен на достижение результатов обучения: развитие научной картины мира, освоение концепции биологических знаний, нужных для экологического воспитания учащихся, для подготовки их к трудовой работе в тех отраслях производства, где применяют законы живой природы. На контроль познаний и умений возлагаются следующие задачи: воспитание, обучение и развитие учащихся.
Изучение состояния биологической подготовки учащихся- непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Систематическая проверка учащихся воспитывает у них ответственный подход к учебе, выявляет индивидуальные особенности. Она дает учителю более достоверную информацию о результатах достижения учащихся и о недостатках в их подготовке, позволяет управлять прессом обучения.
Разнообразие видов и форм контроля дают возможность точно и качественно оценить знания учеников.
Во второй главе данной работы была проведена экспериментальная работа. Проведенные эксперименты включали в себя наблюдение за учащимися во время урока, анализ успеваемости, общение с классным руководителем. В том числе проведен опрос, ориентированный на выявление уровня мотивации и эмоционального отношения к учебной работе. Результаты эксперименты были подвергнуты обработке и отображены в работе. Совместив полученные данные, был сделан вывод о мотивации, являющийся необходимой и важнейшим из компонентов учебной работы учащихся, где различные мотивы выступают побудителями деятельности учеников.
Приобретенные нами в ходе эксперимента данные дали возможность сделать вывод о потребности проведения инновационных форм контроля. Проведенная серия исследований выявила, что работа по применению инновационных форм контроля на уроках биологии в совместной деятельности школьников может быть организована с использование разработанных нами методических рекомендаций.
1. Абдалина, Л. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки / Л. Абдалина, Б. Бережная. - М.: Высшее образование в России, 2008. - С.146-148.
2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование / Ш.А. Амонашвили - Минск, 1984. - 296 с.
3. Апальков, В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений:
традиции и перспективы / В.Г. Апальков, Е.Н. Соловьева. - М.: «Прогресс».
2010. - 28 с.
4. Аржаник, М.Б., Усовершенствование системы контроля знаний: два вида рейтинговой системы / М.Б. Аржаник, Е.В. Черникова.// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - №4. - С. 145-149.
5. Аронов, М.Ф. Современный урок: В помощь преподавателю / М.Ф. Аронов, Л.Л. Молчан, - М: Эксмо, 2012. - 96 с.
6. Бегматова, Н.А. Технология нетрадиционного обучения / Н.А. Бегматова.//Молодой ученый. - 2016. - №3. - С.788-790.
7. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько. - М.: Народное образование, 2008. - 512 с.
8. Бобиенко, О.М., Компетентностно-ориентированный подход в образовании. / О.М. Бобиенко, З.Н. Сафина. - Казань: изд. Центр. Академии управления «ТИСБИ», 2004. - 104 с.
9. Власенко, С.В. Инновационные формы обучения в современной системе повышения квалификации педагогов / С.В. Власенко. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Омск: Издательство Омского педагогического университета, - 2014. С.5-12.
10. Гребенев, И.В. Методическая компетентность преподавателя: формирование и способы оценки. / И.В. Гребенев.//Педагогика. - 2014. - №1. С.69-74.
11. Даутова, О.Б. Инновации в учебно-познавательной деятельности./ О.Б Даутова. //Вестник Костромского государственного университета. - СПб.: ЛЕМО, - 2010. С.245-249.
12. Егорова, Л.Н. Формы контроля знаний учащихся. /Л.Н. Егорова. //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - №6. С.26-30.
13. Ерецкий, М.И. Проверка знаний, умений и навыков. /М.И. Ерецкий., Е.С. Пороцкий. - М.: 2013. - 85 с.
14. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. /Д.А. Иванов. - М.: АПКиППРО, 2005. - 101 с.
15. Иншакова, Е.В. Инновационные формы организации самостоятельной работы студентов. /Е.В. Иншакова, А.К. Сиволапова //Образование. Карьера. Общество. - 2013. - №40. - С.32-34.
16. Камахина, Р.С. Инновационные технологии и методы обучения в биологическом образовании /Р.С. Камахина. //Актуальные проблемы современной педагогической науки: Материалы IV Международной научно- образовательной конференции (25-26 ноября 2016 г.): сборник научных трудов //Под общ. ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа». - 2016. С.317-320.
17. Карпов, Г.В., Технические средства обучения и контроля. / Г.В. Карпов, В.А. Романин. - М: Просвещение. - 2012. 168 с.
18. Копылова, С.С. Функции контроля в обучении иностранным языкам. / С.С. Копылова. //Социально-экономические явления и процессы. - 2012. С.217¬220.
19. Коробий, Е.Б. Активизации учебно-познавательной деятельности студентов. /Е.Б. Коробий. //Теория и практика общественного развития. - 2014. -№3. - С. 141-144.
20. Майоров, А.Н. Основы теории и практики разработки тестов для оценки знаний школьников. /А.Н. Майоров. - М.: Интеллект-Центр, 2010. - 296 с.
21. Перевозчиков, С.Ю. Современная педагогическая оценка: содержание и методы. /С.Ю Перевозчиков.//Вестник Таганрогского института управления и экономики. - М.: Анкил. - 2011. С.64-68.
22. Пичхадзе, Г.М. Контроль знаний и умений студентов - один из факторов обратной связи и повышения эффективности обучения. /Г.М. Пичхадзе, Д.М. Кадырова, И.И. Ким. //Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №3. С. 170-174.
23. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс. /И.П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 253 с.
24. Подласый, И.П. Педагогика. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 463 с.
25. Поляков, Л.Г. К вопросу формирования требований по контролю уровня знаний, умений и навыков. /Л.Г. Поляков.//Символ науки. - 2015. - №6. - С.284-286.
26. Попов, А.В. Тестирование как метод контроля качества знаний студентов. /А.В. Попов. //Труды Санкт-Петербургского Государственного института культуры. -М.: Академия. - 2013. С.283-286.
27. Леднева, В.С. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. /В.С. Леднева, Ю.И.Дика, В.А.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 1999г. - 266 с.
28. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики/Учеб. пособие. И.И.Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс. - 2002. С.30¬38, 59-75.
29. Рысс, В.Л. Контроль знаний учащихся. /В.Л. Рысс. - М.: Педагогика. 1992. - 81 с.
30. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. /Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
31. Семенович, А.Г. Настольная книга учителя старших классов. /А.Г. Семенович. - М.: Сэр-Вит, 2008. - 152 с.
32. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. /Н.Ф. Талызина. М.: Академия, 1999 г. - 288 с.
33. Третьякова, Т.В. Анализ подходов к оценке качества образования за рубежом. /Т.В. Третьякова. //Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. - М.: Педагогическое общество России. - 2009. С.59-64.
34. Царева, В.А. Контроль и проверка знаний учащихся. /В.А. Царева. //Учитель. - М.: Просвещение. - 1998. С. 4-66.