ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОЙ
ДЕПРИВАЦИИ 7
1.1. Понятие и виды депривации 7
1.2. Факторы и стиль семейного воспитания и их влияние на развитие
личности ребенка 14
1.3. Роль ребенка в семье и позиция родителей по отношению к детям.. .21
1.4. Отклонения в поведении ребенка и его личностном развитии 27
ВЫВОДЫ 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА 40
2.1. Организация исследования. Описание методик 40
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 46
ВЫВОДЫ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время у родителей наблюдается деградация ответственности, очевиден дефицит внимания и уважения к личности ребенка. Сегодня многие функции семьи выполняет общество. Воспитание детей происходит не только дома, но и в детских садах, школах. Родители передали государству воспитание детей. В результате этого дети не взаимодействуют с взрослыми, отсутствует доверие к подрастающему поколению, дети не включены в сферу деятельности семьи.
Однако роль семейного воспитания остается важной для становления личности детей. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, взглядов, ценностей. Свои первые жизненные уроки ребенок получает в семье, под влиянием сложившегося семейного окружения начинает происходить формирование личности ребенка. В силу присущей человеку
подражательности, особенно проявляющейся в детстве, ребенок принимает у родителей манеры поведения, отношения к сторонам действительности, выражаемые во мнениях и поступках, характерные черты психологического склада семейного воспитания, проявляющиеся в определенном образе жизни. Каждая семья стремится вложить в своего ребенка все самое лучшее. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни.
В силу различий по педагогической культуре, образованию родителей, семейного уклада и традиций, воспитание в различных семьях отличается по средствам и способам, что сказывается на его результатах. Есть скверные родители, предающиеся пьянству, не проявляющие заботу о своих детях. И отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей; но и в полных семьях дети часто обделены любовью и вниманием. Родители, занятые на работе, загруженные домашними делами, меньше проводят времени с детьми. Общее времяпровождение ограничивается лишь просмотром телевизора, компьютера, что не подразумевает свободное общение между родителями и детьми. Другой аспект - неблагоприятные личностные особенности самих родителей: эгоцентризм, внутренняя конфликтность, эмоциональная холодность. Родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые приводят к расстройству психики детей, к отклонениям в поведении.
Исследованиям роли семьи в формировании и развитии личности ребенка посвящены работы как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что исследование психической депривации осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых основными являются психоанализ (З. Фрейд [43], Р. Шпиц [48], Дж. Боулби [8], Э. Эриксон [50]), теория учения (Дж. Брунер [9]), гуманистическая психология (А. Маслоу [28]). В отечественной психологии разработкой исследуемой проблематики занимались В.С. Мухина [31], Л.И. Божович [6], М.И. Лисина [23], А.М. Муфтеева [30], И.А. и Н.В. Фурмановы [44], В.В. Лебединский [22], М.И. Буянов [10], В.И. Лебедев [21], А.М. Прихожан [34], Д.Б. Эльконин [49] и другие.
Среди современных исследователей феномена депривации мы можем назвать Н.И. Евсюкову [16], Е.Г. Кокореву [18], Н.Л. Малявко [26], Л.В. Мардахаева [27], Н.В. Цумареву [46] и других.
Цель исследования: изучить особенности влияния семейной
депривации на развитие личности ребёнка.
Объект исследования: психическое развитие личности ребенка.
Предмет исследования: влияние семейной депривации на развитие личности ребенка.
В качестве гипотезы исследования сформулировано предположение о том, что существует различие между особенностями личностного развития детей-сирот и детей из полных семей.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические подходы к описанию феномена депривации.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы
определить психологическое содержание понятия « депривация».
3. На основе анализа психолого-педагогической литературы
определить основные психические потребности, необходимые для развития и формирования полноценной личности в детском возрасте.
4. Изучить последствия влияния различных видов депривации.
5. Осуществить подбор методик для эмпирического изучения особенностей личностного развития детей.
6. Провести диагностику особенностей развития личности детей из полных семей и детей-сирот.
7. Провести анализ и интерпретацию полученных данных.
Методологическую основу исследования составили принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); культурно-историческая теория происхождения высших психических функций (Л.С. Выготский); принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); принцип системности изучения личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов); деятельностный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев); теоретические исследования феномена депривации (Й. Лангмейер, З. Матейчек, Р. Шпиц, Дж. Боулби и др.).
Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения задач, поставленных в исследовании, использовались методы: теоретические - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, классификация; эмпирические - эксперимент, описание, измерение. В экспериментальном исследовании были использованы методика диагностики уровня внимания и памяти «Запомни и расставь точки»; методика изучения уровня самооценки младшего школьника; методика «Отражение чувств» (О.В. Дыбина); методика «Древо желаний» В.С. Юркевича.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в его ходе производится комплексное рассмотрение влияния семейной депривации на развитие личности ребенка. Материалы данной работы могут быть полезны для широкого круга психологов, социологов, философов, а также других исследователей, занимающихся проблемами психической депривации.
Практическая значимость исследования состоит в эмпирическом изучении влияния семейной депривации на личностное развитие детей. Результаты, полученные в ходе исследования, могут послужить основой для разработки коррекционной программы или комплекса мероприятий, направленных на преодоление негативных факторов развития личности ребенка, воспитывающегося в условиях семейной депривации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проведенное исследование имело в качестве своей цели изучение особенностей влияния семейной депривации на развитие личности ребенка.
Данная цель реализовывалась через задачи исследования, сформулированные во введении данной работы. Изучение основных зарубежных и отечественных теоретических подходов к описанию феномена депривации позволило нам определить психологическое содержание понятия «депривация», которое может определяться как потеря какого-то желаемого объекта или человека; опыт недополучения необходимого; биологически адекватная, но психологически ограниченная среда; недостаток определенных элементов среды, которые необходимы для нормального развития и сохранения психических функций; психическое состояние, которое возникло в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставлялась возможность удовлетворения его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение длинного периода.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены основные психические потребности, необходимые для развития и формирования полноценной личности в детском возрасте. Среди таких потребностей мы выделили взаимоотношения в семье, которые оказывают определяющее влияние на формирование личности ребенка и лежат в основе нормального психического развития; стиль семейного воспитания, который оказывает влияние на все сферы личности ребенка (эмоциональную, коммуникативную, познавательную и другие); позиция родителей по отношению к детям; роль ребенка в семье.
Изучение последствий влияния различных видов депривации на развитие личности ребенка позволило нам сделать вывод о том, что в раннем детском возрасте депривация приводит к разнообразным нарушениям развития личности; в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств, при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения. В закрытых детских учреждениях, где для детей характерным становится явление семейной депривации, девиации в психическом развитии прослеживаются сразу по многим направлениям. В частности, потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. Дети, находящиеся в ситуации семейной депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации. Дети, развивающиеся в условиях семейной депривации, легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Для многих из них характерна быстрая утомляемость.
На основании осуществленного теоретического изучения влияния феномена депривации на развитие личности ребенка мы провели эмпирическое исследование указанной проблематики. В ходе эмпирического исследования применялись следующие диагностические методики: методика диагностики уровня внимания и памяти «Запомни и расставь точки», с помощью которой оценивался уровень внимания и памяти ребенка; методика изучения уровня самооценки младшего школьника, целью применения которой является нахождение количественного выражения уровня самооценки; методика «Отражение чувств» (О.В. Дыбина), направленная на оценку коммуникативных умений младшего школьника; методика «Древо желаний» В.С. Юркевича, направленная на выявление уровня познавательной активности ребенка.
Проеденная диагностика особенностей развития личности детей из полных семей и детей-сирот обнаружила, что дети, воспитывающиеся в детском доме, менее внимательны, хуже запоминают информацию, испытывают затруднения при необходимости ее воспроизведения по сравнению со своими сверстниками, воспитывающимися в полных семьях. Кроме того, они характеризуются чрезмерной неуверенностью в себе, часто объективно не обоснованной. Эта неуверенность становится устойчивым качеством личности и приводит к формированию у ребенка таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Наконец, мы обнаружили, что дети, растущие в условиях семейной депривации, в отличие от своих ровесников из полных семей, часто затрудняются в определении эмоционального состояния партнера по коммуникации, плохо умеют выражать собственные чувства, что, несомненно, становится фактором, затрудняющим общение. Такие дети, в отличие от своих ровесников из полных семей, характеризуются меньшим интересом к познанию и содержанию обучения, склонностью к работе по образцу, отсутствием инициативности. Дети-сироты не проявляют самостоятельности в процессе познавательной деятельности, проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение) при возникновении затруднений, часто нуждаются в помощи взрослого.
Таким образом, задачи работы были решены, цель достигнута, а гипотеза эмпирического исследования подтверждена.
В то же время, проведенное исследование не исчерпывает всей сути обозначенной проблемы. Дальнейшие направления исследовательской деятельности могут быть связаны с изучением отдельных аспектов влияния семейной депривации на различные характеристики личности ребенка. Кроме того, проведенное исследование может быть продолжено с привлечением испытуемых, находящихся на других ступенях возрастного развития. В этом случае целесообразным станет проведение сравнительного анализа такой взаимосвязи в различных возрастных категориях.
1. Александров Ю.И. Практикум по психофизиологии. - М: Высшая школа, 2004. - 324 с.
2. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической
депривации. - СПб.: Питер, 2009. - 96 с.
3. Андреева Т. В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
4. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социологические исследования. - 2006. - №3. - С. 54 - 63.
5. Бережнова Л.Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе. - СПб.: Изд-во РГТПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 190 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ, 2009. - 816 с.
8. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
9. Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 782 с.
10. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
11. Венза Т.В. Развитие личности ребенка в контексте детско- родительских отношений // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №3. - С. 39 - 46.
12. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. - М.: Педагогика, 1985. - Т. 5. - 384 с.
13. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
14. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - СПб: Питер, 2004. - 224 с.
15. Духновский С.В. Депривация потребностей как условие
дисгармоничности отношений субъектов образовательного
процесса // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №7. - С. 63 - 67.
16. Евсюкова Н.И. К вопросу о депривационном феномене несовершеннолетних // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 11. - С. 46 - 51.
17. Киселева Е.Ю. Влияние стилей семейных взаимоотношений на
индивидуально-психологические особенности личности
подростка // Омский научный вестник. - 2008. - № 5-72. - С. 154 - 158.
18. Кокорева Е.Г., Елисеев Е.В. Влияние различных видов депривации на развитие детского организма // Вестник ЧГПУ. - 2013. - № 12.2. - С. 279 - 287.
19. Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник ТГПУ. - 2010. - №10. - С. 141 - 144.
20. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - 334 с.
21. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. - М.: Юнити-Дана, 2004 - 408 с.
22. Лебединский В.В., Бардышевская М.К. Психология аномального развития ребенка // Хрестоматия в 2 т. Т. 1. - М.: ЧеРо, 2002. - 744 с.
23. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
24. Лихачева С.Н. Социализация личности: фактор сиротства. - Мн.: УП «Технопринт», 2004. - 68с.
25. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2010. - 592 с.
26. Малявко Н.Л. Влияние детско-родительских отношений на
развитие личности ребенка-дошкольника // Психология и
педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - №30. - С. 36 - 40.
27. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник ЧГУ. - 2014. - № 13. - С. 173 - 178.
28. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Питер, 2008. - 352 с.
29. Минияров В.М. Психология семейного воспитания
(диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.
30. Муфтеева А.М. Психологические особенности воспитанников социального приюта // Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. - 440 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2006. - 448 с.
32. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии.
- М.: Российский открытый университет, 1992. - 342 с.
33. Присяжная Н.В. Дети-сироты: постинтернатное
жизнеустройство // Социологические исследования. - 2007. -
№11. - С. 54 - 63.
34. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
35. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. - 260 с.
36. Ребер А. Большой толковый психологический словарь в 2-х т. Т.2. - М: Вече, 2010. - 592 с.
37. Роттенберг В.С., Аршавский В.В., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
38. Савина Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями в развития: пособие для педагогов- психологов - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 223 с.
39. Семёнов Р.П. Материнская депривация. - М.: Академия, 2007. - 197 с.
40. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2009. - 896 с.
41. Уманская Е.Г. Психологические особенности развития подростков в условиях депривации // Среднее профессиональное образование. - 2013. - №9. - С. 22 - 24.
42. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704 - 707.
43. Фрейд А. Психопатологии детства. - М.: NOTA BENE, 2010. - 224 с.
44. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребёнка: пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 319 с.
45. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 80 с.
46. Цумарева Н.В. Теоретические подходы к исследованию феномена психической депривации // Educatio. - 2015. - № 2(9) - 6. - С. 126 - 128.
47. Шоканова Д.Ч. Исследования депривации и социализации детей, воспитывающихся вне семьи // Educatio. - 2015. - №9(16) - 3. - С. 94 - 97.
48. Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. - М.-СПб.: Университетская книга, - 2001. - 160 с.
49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:
Педагогика, 1989 г. - 560 с.
50. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Питер, 2006. - 589 с.