ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМОВ
И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ 9
1.1 Приемы обучения истории в современной школе 9
1.2 Средства обучения истории 25
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ТОРГОВЛЯ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ 37
2.1 Анализ учебно-исторического материала по теме «Торговля в Золотой
Орде» 37
2.2 Анализ инновационного опыта 43
2.3 Описание личного опыта 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Древняя Русь, монгольское нашествие, иго - когда-то благополучная, едва ли не закрытая для споров тема, уже несколько лет выходят в свет новые исторические исследования по данной теме Золотой Орды. Особенный интерес для историков и для нас в частности, представляют вопросы: какова суть системы властвования монголов на Руси, каким образом складывались отношения между монгольскими ханами и русскими князьями и, наконец, какую роль сыграло монголо-татарское иго в истории русского государства.
Интерес к этим вопросам обострился у публицистов в 90-е годы. Попытки обосновать причины нашего отставания подтолкнули разных политических деятелей к историческим экскурсам. Просчеты советских экономической и политической систем, конечно, трудно объяснить 250-летним монгольским игом. Но с другой стороны, как удобно говорить, что в нынешнем положении виноваты не мы, а далекие предки, не сумевшие отстоять свою независимость. Кроме того, сейчас перед Россией как в XIII веке стоит проблема выбора направления, ориентации: Восток или Запад.
Исходя из актуальности данной темы, мы выбрали ее для исследования в нашей работе, целью которой будет на основе анализа литературы, публицистики и источников максимально раскрыть схему взаимоотношений Руси и Золотой Орды в период монголо -татарского ига, а также выяснить степень его влияния.
В настоящее время, когда многие методисты и учителя-практики разрабатывают собственные программы и методы преподавания истории, может оказаться полезным анализ всего имевшегося в прошлом богатого опыта преподавания истории татарского народа и Татарстана, в частности опыт обучения истории татарского народа в многочисленных медресе в начале XX в. Изучение этого опыта и анализ современного уровня развития обучения позволит выявить наиболее существенные особенности и общие тенденции развития данного процесса, поможет в разработке новых подходов к преподаванию истории и даст представление о преподавании истории татарского народа и Татарстана, как о специфической целостной системе.
Различным аспектам данной проблемы посвящены работы Р.М. Валеева , Г.М. Давлетшина, Ф.Ш. Хузина , З.В. Галлямова, А.Р. Гапсаламова .
Свои методические разработки публикуют и учителя-практики: М.Т. Студеникин , Н.А. Морева , Ю.А. Конаржевский . Однако большинство авторов рассматривает лишь отдельные вопросы, относящиеся к методике преподавания истории.
Содержанию преподавания истории татарского народа посвящено намного больше литературы. Это труды О.Н. Харченко , Ф.Х. Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, А.Г. Галлямова и др. Между тем, методика преподавания истории Татарстана в целом, как комплекса, имеющего свои характерные особенности, свою специфику, не разработана.
Характеристика источников и литературы. Источников по истории Золотой Орды - огромное количество. Написаны они на многих языках - русском, греческом, латинском, чешском, арабском, армянском, турецком, персидском, грузинском, монгольском, китайском и других. Кроме нарративных источников (исторические хроники, записки
путешественников), имеются сохранившиеся документы в виде ханских ярлыков, образцы формуляров официальной переписки, а также археологические данные в виде памятников материальной культуры и искусства.
Изучение истории Золотой Орды началось уже в XVIII в. Вопрос об образовании Золотой Орды интересовал ещё «Казанского летописца». Отдельные проблемы истории монгольской державы были затронуты и в трудах историков XVIII в. - В.Н. Татищева, М.М. Щербатова, П.А. Рычкова и др.Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» уделил значительное место истории Золотой Орды. Карамзина интересовали преимущественно русско-татарские отношения .
Точка зрения Карамзина вызвала большой интерес к истории Золотой Орды. Одним из показателей растущего интереса явился конкурс, объявленный Российской Академией наук в 1826 г. на тему «Какие последствия произвело господство монголов в России и именно, какое имело оно влияние на политические связи государства, на образ правления и на внутреннее управление оного, равно как на просвещение и образование народа?» Упор делался не столько на историю самих татар, сколько на исследование русско-монгольских отношений.
Недостаточная разработанность обозначенных проблем и стремление определить пути разрешения названных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Приемы и средства изучения темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного курса истории».
История как учебная дисциплина традиционно одной из первых переживает качественные изменения в рамках комплексного реформирования системы образования. Достижения и ошибки находятся в центре внимания, подвергаются широкому освещению в СМИ, становятся предметом активных профессиональных и общественных дискуссий. Публичное обсуждение и принятие Историко-культурного стандарта (далее - ИКС) в условиях создания единого научно-образовательного пространства и активизации процесса формирования общероссийской гражданской идентичности представляется особенно своевременным и продуктивным. Историко-культурный стандарт, включающий в себя принципиальные
оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, призван содействовать формированию единого культурно-исторического
пространства Российской Федерации .
Объектом исследования - является преподавание истории татарского народа и Татарстана в системе школьного образования.
Предмет исследования - становление и развитие содержания, организационных форм и методов преподавания истории Татарстана в школьном курсе.
Гипотеза: использование инновационных методов в преподавании темы «Торговля в Золотой Орде» поспособствует более успешному усвоению темы.
Цель исследования - выявить основные приемы и средства изучения темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного курса истории.
Исходя из цели данной работы были использованы следующие задачи:
- рассмотреть приемы обучения истории в современной школе;
- выявить средства обучения истории;
- провести анализ учебно-исторического материала по теме «Торговля в Золотой Орде»;
- рассмотреть инновационный опыт;
- провести описание личного опыта.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: современные концептуальные подходы к истории педагогики, концепции современного исторического образования, теоретические основы методики преподавания истории, дидактические основы исторического краеведения, положения концепций современных образовательных технологий, концепции регионализации образования через обновление его содержания.
В работе применялись следующие методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и исторической литературы по теме;
- изучение программ и учебников, методических материалов по истории татарского народа и Татарстана;
- социологические методы: беседы, интервьюирование,
анкетирование, наблюдение за учебной деятельностью учащихся и анализ их работ;
- обобщение педагогического опыта;
- анализ и синтез педагогических теорий;
- сравнительно-исторический метод.
Экспериментальной базой нашего исследования стала МБОУ «Гимназия №2» г. Елабуга. В период работы в школе нами был проведен урок в 6 классе на тему «Приемы и средства изучения темы «Торговля в Золотой Орде» в рамках школьного курса истории».
Новизна работы. Очевидно отсутствие в отечественной исторической и педагогической литературе специального исследования, посвященного изу¬чению процесса становления и развития преподавания история татарского народа, слабая разработанность методики преподавания истории.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные на основе выполненного исследования научно-практические рекомендации могут быть использованы в практике преподавания учителей истории школы. Результаты исследования могут использоваться так же в процессе подготовки и переподготовки учителей истории, в разработке содержания лекционных курсов по истории Татарстана, в вузах, и на курсах повышения квалификации учителей, при составлении учебных и методических пособий. Полученные в ходе исследования результаты могут способствовать оптимизации системы исторического образования в РТ.
Структура работы соответствует поставленным задачам. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
История изучает прошлое человечества во всём его многообразии и конкретности с целью понимания настоящего и перспектив будущего развития. Ещё древние называли историю «наставницей жизни». И действительно, люди всегда интересовались своим прошлым, обращались к опыту истории. Сначала это были устные предания, легенды, сказания, мифы.
История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории пытаются воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. В связи с этим наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений в истолковании тех или иных исторических событий. Существуют разные ответы на глобальные вопросы развития человечества. Но при этом всё равно существует объективная истина. Поиск этой истины во все времена является главной задачей историка. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его - важная задача историка.
Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово »Орда» использовалось без прилагательного «золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае.
Размещение Золотой Орды на стыке торговых магистралей Запада и Востока определило развитие форм торговли, связанных с посреднической ролью страны. Организационной формой торговли стали ярмарки, которые располагались недалеко от Волги. Рядом с Булгаром находился Ага-Базар, функционировавший еще с домонгольских времен. Ярмарки были постоянным местом торговли, разрешенным государством и подчинявшимся рыночному праву, то есть регламентации уплаты определенной пошлины, мер веса, платежных средств. Внутренняя и внешняя торговля сосредоточивается на городских базарах. В каждом городе Золотой Орды базар имел свои особенности. В качестве торговых помещений служили деревянные и кирпичные дома, которые сооружались приезжими и местными купцами. Рядом с рынком располагались мастерские, ибо для этого времени было характерно неполное отделение торговых функций от ремесленных. Ремесленник и купец часто соединялись в одном лице. На рынке же располагались, видимо, и ломбарды.
Важной формой торговли в Золотой Орде было подписание договорных бумаг, которыми закрепляли куплю-продажу. В поэме «Кысса-и Йусуф» есть прямое сообщение об этом: «Признал, - Малик сказал, - я правду ваших слов и вашего раба купить у вас готов. Беру я вместе с ним груз трех его грехов. Бумагой бы скрепить нам договор теперь! И братья не пошли ему наперекор, согласье дав писать бумагу-договор. Они тот договор стали скреплять теперь... И были там слова: «Мы все согласны в том, чтобы навеки в плен продать его рабом. Писали договор мы все вдесятером И вот раба тебе вручаем мы теперь
Ярким показателем развития торговых отношений является широкое распространение монет на территории всей Золотой Орды. Клад, найденный в Булгарах в 1882 г., состоял из 14 серебряных слитков и более тысячи серебряных монет Ариг-Буги. Малоатрясинский клад, найденный в 1954 г. около дер. Малые Атрясы Апастовского района, состоял из джучидских монет XIV в. и весил около 15 кг. В этом же кладе имелось несколько золотых индийских монет, чеканенных в Дели в 1341 году. Измерский клад (1962 г.), найденный в Спасском районе, состоял из монет XV в. и включал 2351 монету. Уникальным является Каратунский клад, найденный в Апастовском районе в 1986 г. и состоявший из более чем 30 тыс. монет XIV в. не только времени правления Тохтамыша, но и почти всех ханов Золотой Орды, а также иранской династии Джалаиридов и Тимура, была найдена одна монета Трапезунда, один пражский грош, несколько монет с рязанскими надчеканками и одиночные русские монеты, в том числе чеканенные в Москве Дмитрием Донским и Василием I, а также монеты Бориса Константиновича Нижегородского. Почти все джучидские монеты обрезаны.
Наша гипотеза подтвердилась. Для эффективного усвоения учениками темы по Золотой Орде, учителю необходимо использовать новейшие методы и приемы. Все инновационные методы и приемы предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление помощи со стороны учителя в организации индивидуального учебного процесса. Если ученики сами не достигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если ученикам задаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть.
Внедрение инновационных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, а значит быть более подготовленным к будущей жизни
1.1. Известия Юлиана о венграх, булгарах и татарах // Из глубины столетий /Сост. Б.Л.Хамидуллина. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. - 148-152 с.
1.2. «Краткие сведения о черных татарах» Пэн Да-я и Сюй Тин// Из глубины столетий /Сост. Б.Л.Хамидуллина. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. - 137-148 с.
1.3. Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской
империи (1207 - 1266). Источники по истории Золотой Орды: от
выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана/ Сост. М. С. Гатина, Л.Ф. Абзалова, А.Г. Юрченко. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. - 480 с.
1.4. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. // Под ред. Н.П.Шастиной М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры 1957, 272 с.
1.5. Рашид Ад-Дин. Назидательные речи Чингис-хана // Из глубины столетий /Сост. Б.Л.Хамидуллина. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. - 113-120 с.
II. Литература:
2.1. Абдуллин М.И., Батыев С.Г. Татарская АССР: реальность и буржуазные мифы. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1977.
2.2. Амирханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века: исторические зарисовки. - Казань: Татар.кн. изд-во, 2005.
2.3. Анализ внеурочной деятельности в начальной школе. Электронный ресурс. URL: http ://www. konf- zal.com/attachments/article/233/tsymbalist novosibirsk.pdf (дата обращения: 20. 04. 2017).
2.4. Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968. - 240 с.
2.5. Вагин A.A. Художественная литература в преподавании новой истории.- М.: Просвещение, 1978. - 302 с.
2.6. Валеев Р.М. Волжская Болгария: Торговля и денежно-весовые системы IX - начала XIII веков. Монография. 1995 г. - Казань: изд-во «Фест», 1995.
2.7. Галлямова З.В., Гапсаламов А.Р. История Татарстана: Учебно-методическое пособие. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009.
2.8. Гибатдинов М.М. Преподавание татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность. - Казань, 2003. - 160 с.
2.9. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1971. - 239 с.
2.10. Горская Г.И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. - М.: Изд-во «Просвещение», 2014.
2.11. Давлетшин Г.М., Хузин Ф.Ш. Болгарская цивилизация на Волге. - Казань: Татар. кн. Изд-во, 2011.
2.12. Еленевская Е.А., Ким Л.И. История Татарстана: Учебное пособие / Под общ. ред. Т.Ю.Серебряковой. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 345 с.
2.13. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Изд-во «Просвещение», 2015.
2.14. Историко-культурный стандарт в системе ФГОС: системный
подход к преподаванию истории в школе и вузе: Сб. материалов все- рос. семинара. - Электрон. дан. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун¬та им. Л. Н. Толстого, 2016. Электронный ресурс. URL:
http://www.tsput.ru/rio/ document/doc/istoriko kulturny standart maket.pdf (дата обращения: 20. 04. 17).
2.15. История татарского народа и Татарстана (программа) // Магариф. - №10. - 2015 - С. 48-51.
2.16. Историческое развитие татарского народа / Под ред. В.И. Бариленко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 458 с.
2.17. История Татарстана: Учебник / Под ред. Ю.А. Бабаева - М.: Вузовский учебник: ИНФРА- М, 2010. - 395 с.
2.18. История, литература и культура родного края. Программа для I-XI классов русских школ Республики Татарстан. - Наб. Челны, 1992. - 79 с.
2.19. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.: Изд-во «Книга», 2012.
2.20. Конаржевский Ю.А. Методические рекомендации по педагогическому анализу урока. - Челябинск: Центр «Педагогический поиск», 2011.
2.21. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003. - с. 260.
2.22. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М., 2010. - 175 с.
2.23. Махмутов М.И. Том 4: Современный урок и педагогические технологии развития мышления. Избранные труды: В 7 т. - М.: изд-во «Просвещение», 2013.
2.24. Методическое пособие по истории: 8 класс. Под ред.
А.Преображенского.- М.: Просвещение, 1989. - с. 240.
2.25. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования.
- М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.
2.26. Мурзаев B.C. Рисунки на классной доске в преподавании истории. - М., 1946. - С.45.
2.27. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы истории в V-VI классах. // Преподавание 29. истории в школе. №4, 1987.
2.28. Программа по истории татарского народа и Татарстана / Сост. Султ анов Ф. М. Казань: Изд-во Института истории АН РТ. - 2003. - 52 с.
2.29. Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск: Мордовское книжное изд-во 1960. - 279 с.
2.30. Сингатуллина А. З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. Казань «Заман», 2003. - 192 с.
2.31. Смирнов С. И. Историческое образование в основной школе (5-6 классы). - Казань: Изд-во «Академия», 2011. - 72 с.
2.32. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX - начала ХХ в: Монография. - М.: «Прометей», 2016. - 236 с.
2.33. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб, для студ. высш. учеб, заведений. - М., 2000. - 240 с.
2.34. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе: Метод, пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
2.35. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. - М.-Л. 1941. - С. 22.
2.36. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. - с. 450.
2.37. Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. - М.: МГУ, 1973. - 180 с.
2.38. Федоров-Давыдов Г.А. Денежно-весовые единицы Таны в начале XIV в. (по данным Франческо Пеголотти). - М.: Советская археология, 1958. - № 3.
2.39. Федоров-Давыдов Г.А. Денежное дело Золотой Орды. - М.,
«Палеограф», 2003. С.10.
2.40. Федотов Б.В. Общая и профессиональная педагогика. Теория обучения: учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. - Новосибирск, 2011. - 215 с.
2.41. Философский словарь / Ред. Фролов И.Т. - М., Республика, 2001. - 719 с.
2.42. Харченко О.Н. История татарского народа / Под ред. О.Н. Харченко. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 434 с.
2.43. Хузин Ф.Х., Гилязов И.А., Пискарев В.И., Султанбеков Б.Ф., Галлямова А.Г. История Татарстана. Учебное пособие. - Казань: «ТАРИХ», 2001. - 309 с.
2.44. Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана. 6 класс. // Изд-во «Хэтер», 2012. - 95 с.
2.45. Янина С.А. Джучидские монеты из раскопок и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах в 1946 - 1954 гг.// Материалы и исследования по археологии СССР. - N 42 (Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Т. I). - Москва: Издательство Академии наук СССР, 1954. - 430 с.