Введение
1. Свободные экономические зоны и зоны свободного предпринимательства
2. Итоги и проблемы первых лет существования свободных
экономических зон
3. Создание свободных таможенных зон в РФ
4. Первый опыт создания оффшорных зон в РФ
5. Перспективы оффшорных зон в РФ
Заключение
Наша страна длительное время была отделена от внешнего мира, что сказалось на ее экономичесом развитии. Многие экономические понятия были нам незнакомы. После того, как границы были открыты и запрет с предпринимательства снят, многие люди занялись бизнесом, в том числе и международным.
Как иногда бывает, нововведения, не имеющие под собой достаточного обоснования и не прошедшие адаптации, приняли в СССР, а затем и в Российской Федерации гипертрофированные и искаженные формы. Во многом, это было также обусловлено не только экономическими, но и политическими причинами, такими как борьба за власть, стремление набрать голоса перед выборами и т.п.
Создание свободных экономических зон во всех возможных формах имеет общие для всех них критерии:
локальность территории и ограничение доступа на нее посторонних лиц и местного населения;
действие на такой территории более льготного юридического и финансово-экономического режима;
наличие специализации экономической деятельности (например банковские оффшоры, страховые оффшоры ит.п.);
Цели, преследуемые странами, на территории которых создается зона, могут быть различны в зависимости от уровня экономического развития страны, социально-экономической обстановки, и других особенностей стран: например для развитых капиталистических стран при создании свободной экономической зоны актуальна проблема создания новых рабочих мест для своего населения, тогда как для развивающихся стран (и для России в том числе) приоритет делается на привлечении высоких технологий, развитие производственной инфраструктуры, экспортного потенциала страны, повышение уровня квалификации рабочей силы. Иностранным предприятиям, действующим на территории СЭЗ предоставляются экспортно-импортные, таможенные, налоговые и другие льготы, что позволяет повысить норму прибыли таких предприятий до 40%. Именно это является привлекательным для иностранных компаний. В связи с этим оффшорный бизнес в нашей стране, получил развитие и приобрел значимость.
Как видно, без перегибов на пути развития нашей страны обойтись не удается. Не было учтено то, что модели свободных экономических зон, преобладающие на современном этапе в моровой практике не всегда могут быть использованы в условиях российской развивающейся экономики без предварительной адаптации учитывая:
размеры территории страны;
специфику унаследованных от прошлого и появившихся в ходе реформ проблем
политические, экономические и социальные особенности.
Тем не менее, Россия уже успела накопить довольно значи-тельный опыт в создании свободных экономических зон, включая упоминавшиеся выше зоны свободного предпринимательства и первую оффшорную зону экономического благоприятствования. В создании всех этих зон специфика России проявилась весьма красноречиво, в том числе и в отходе нашего законодательства и практики от мировых стандартов.
. Основы внешнеэкономических знаний: учебник для экономического образования. /Под ред. И.П.Фаминского.- М.:Международные отношения, 1990.
2. Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. / Никосия - Хельсинки: “Практик”-”Ханикомб”,1995.
3. Международные экономические отношения. /под.ред.Р.И.Хасбулатова - М.:Новости, 1991.