Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Работа №55085

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы163
Год сдачи2016
Стоимость5780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
709
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 13
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» 13
1.2. Особенности формирования ЗОЖ у детей подросткового возраста 23
1.3. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа
жизни у подростков 30
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 39
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА 42
2.1. Организация и методики исследования 42
2.2. Изучение исходного уровня здорового образа жизни у учащихся
подросткового возраста (констатирующий эксперимент) 47
2.3. Научно-практическое обоснование педагогических условий
формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового
возраста 53
2.4. Анализ проведенной психолого-педагогической работы 77
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность проблемы исследования. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.
Следует помнить о том, что уровень здоровья в значительной степени зависит от различных социально-экономических факторов. Однако, по экспертной оценке Всемирной организации здравоохранения, решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни.
Здоровье нашей молодежи во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные тормозят ее становление. К вредным привычкам можно отнести нерациональный режим дня, нерациональное питание, низкая физическая активность. Но наиболее вредными являются употребление наркотиков, курение, злоупотребление алкоголем. Эти привычки могут, незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека [18].
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока еще не определено.
Представители философско-социологического направления
рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.
Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения.
Состояние здоровья населения, а в первую очередь, детей и молодежи - важнейший показатель благополучия общества и государства. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [27].
Степень разработанности проблемы. Многогранность проблемы здорового образа жизни обусловила междисциплинарный подход к ее научному изучению. Современные исследования в этой области опираются на обширную теоретическую и эмпирическую базу, сформированную отечественными и зарубежными исследованиями.
Основы осмысления образа жизни различных социальных групп заложили представители философской науки, начиная с античного периода (Аристотель, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон и др.) и развивая идеи, связанные со способами жизнедеятельности, в контексте общественно-исторического развития. В теориях общественного развития в качестве ключевых рассматривались вопросы отношения человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, наслаждения и аскетизма, потребления и обладания, разумного и неразумного, рационального и иррационального, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению и счастью [5].
Формирование здорового образа жизни было предметом исследования таких философов как Ф.Бэкон [12], Кабанис [21], Ж. Ламетри [45], П.Ж. М.В. Ломоносов [53], А.Н. Радищев [66], Ф.Спиноза [21] и др.
Значительный вклад в развитие данной проблемы разработкой динамики социального здоровья общества, роли государства в укреплении общественного и личного здоровья внесли отечественные и зарубежные социологи конца XIX - начала XX века (М. Вебер [15], Э. Дюркгейм [25], М.М. Ковалевский [37], Н.К. Михайловский [60], П.А Сорокин [72], и др.), учёные в области социальной гигиены (В.И. Савенков [69] и др.)
В отечественной науке второй половины XX - начала XXI веков (советский и постсоветский периоды) сформировались различные подходы к определению сущности понятия «образ жизни»: как биосоциальной категории (Ю.П. Лисицын [49; 50; 51; 52]), как интегрального способа бытия индивида во внешнем и внутреннем мире (A.M. Изуткин [30; 31], Г.Ц. Царегородцев [30] и др.).
Исследователи советского периода (И.В. Бестужев-Лада [7], Н.В. Полунина [51; 52] и др.) рассматривали «образ жизни» как сложно
структурированную категорию, выделяя здоровый образ жизни как качественный уровень базисной категории. В рамках этих исследований были выделены критерии здорового образа жизни (Ю.П. Лисицын [49; 50; 51; 52], Н.В. Полунина [51; 52]). Современные российские социологи акцентируют внимание на направлениях трансформации образа жизни от советского к российскому (A.A. Возьмитель [18], Ж.Т. Тощенко [74] и др.), ценностно-нормативном содержании образа жизни (Н.И. Лапин [46], Р.В.Рывкина [68] и др.). Среди трудов, посвященных изучению здорового образа жизни, заслуживают внимание работы В.Э. Бойкова [8], И.В. Журавлевой [14] и др.
Исследованию проблемы взаимообусловленности качества жизни и социально здорового поведения посвящены работы Ю.П. Лисицына [49; 50; 51; 52], С.Б. Добчинова [22], Е.В. Курашкина [43].
Проблемы социального управления формированием здорового образа жизни рассматриваются в работах В.К. Бочкарева [9], М.Б. Лиги [47], Ю.В. Кирьяновой [33], H.H. Клинцовой [36], П.Д. Косинского [38], Л.А. Кривоносовой [39], В.Н. Потрясаева [65], В.И. Савинкова [69], A.C. Якунина [86] и др.
В настоящее время все большее внимание учёных вызывает образ жизни молодежи: состояние здоровья, в том числе и общественного, степень восприимчивости вредных привычек, отношение к спорту и физической культуре, и др. (И.В. Журавлева [14; 27; 28],Т.П. Резникова [67] и др.).
В трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающая смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования здорового образа жизни у подростков, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения (Н.С. Алпатова [2], Н.М. Амосов [3], М. Бычкова [11], Н.Н. Куинджи [40], Г.Г. Кулинич [42], А.В. Мартыненко [57], И.В. Понькина [2] и др.).
По исследуемой теме накоплен значительный аналитический материал. Вместе с тем, слабо изученными являются вопросы формирования социально здорового поведения молодых россиян, особенности детерминации данного феномена, пути оптимизации государственной политики в области формирования здорового образа жизни в современной России.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста обусловлена, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Причинами нарушений здоровья являются как факторы внешней среды (неблагоприятные экологические факторы), так и факторы риска, имеющие поведенческую основу: курение, употребление алкоголя, иных токсических и психоактивных веществ, отсутствие интереса к регулярным занятиям физической культурой, несоблюдение правил личной гигиены и др.
В связи с этим возникает противоречие между объективной потребностью в формировании здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста с одной стороны, и недостаточным обоснованием педагогического обеспечения процесса формирования здорового образа жизни в молодежной среде с целью снижения различных негативных последствий не правильного образа жизни, создания благоприятной воспитательной среды для формирования ЗОЖ у подростков.
Данное противоречие выражается в форме научной проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста будет более эффективным и успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «здоровья», «здоровый образ жизни»;
- учитывать психолого-педагогические особенности подросткового возраста при формировании ЗОЖ;
- выявить, обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «здоровый образ жизни», «здоровье».
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности подросткового возраста при формировании ЗОЖ.
3. Изучить деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические, медицинские концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии раскрывающие общенаучные категории «здоровье» и «здоровый образ жизни» (Ю.В. Валентик, Д.А. Изуткин, Ю.П. Лисицин, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский, Г.И. Царегородцев,); профилактические подходы (К.Г. Габриелян, Б.В. Ермолаев, Л.П. Матвеев.), концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ педагогической, психологической, медицинской литературы, сравнение, аналогия, обобщение.
2. Эмпирические методы: формирующий эксперимент, анкетирование.
3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ), методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани. В эксперименте приняли участие учащиеся подросткового возраста в количестве 29 человек.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2014 г.) проводился анализ ключевых понятий исследования «здоровье», «здоровый образ жизни», анализировались психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста, изучалась деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков, определялись педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2015 по 2016 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2016 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие формировать здоровый образ жизни у учащихся подросткового возраста: информирование подростка о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; использование в работе разнообразных форм и методов формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста во внеклассной работе.
2. В опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы «В здоровом теле, здоровый дух!», в которой в совокупности нашли отражение выявленные педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации государственных программ по охране здоровья молодежи, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам формирования здорового образа жизни у различных категорий детей.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать здоровый образ жизни у учащихся подросткового возраста. Разработана и апробирована программа «В здоровом теле, здоровый дух!», позволяющая сформировать здоровый образ жизни у подростков, повысить мотивацию на здоровый образ жизни детей, а также поднять уровень знаний о здоровом образе жизни и негативных последствий от отказа от здорового образа жизни. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной работы с детьми разных категорий.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое обеспечение процесса формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня сформированности здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2014 по 2016 г.г. в ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, посредством публикаций научных статей и тезисов.
Результаты исследования были представлены на Итоговой научно-практической конференции студентов КФУ (Секция: «Социально¬
педагогическая поддержка детей группы риска в образовательных учреждениях»), а также в статье «Здоровый образ жизни - движущая сила будущего поколения». Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Выпуск 18. /Под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - 296 с.
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ литературы показал, что вопрос профилактики ЗОЖ находит отражение в работах многих известных педагогов, психологов и медиков (П.А. Виноградов, Ю.П. Лисицин, Г.И. Царегородцев, А.Г. Щедрина и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы показал следующее:
1. Здоровье рассматривается нами как интегративная характеристика личности, охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.
2. «Здоровый образ жизни» как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни
Здоровый образ жизни - это реализация комплекса единой, научно обоснованной, медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психо-эмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания и устранение гипокинезии.
3. В настоящее время более половины учащихся не соблюдают здоровый образ жизни, причем среди подростков эта доля достигает 75%. Для современных школьников характерна высокая распространенность таких явлений, как курение, употребление алкоголя.
Подростки не всегда обладают умением отстоять свою позицию, бывают психологически не готовы к возможным последствиям, не могут предвидеть отдалённые результаты своих необдуманных действий и поступков. Это период, когда ребёнок, ещё не приобретя в полной мере способность мыслить категориями взрослых, перенимает у них атрибуты взрослости.
Отношение к здоровью у подростка начинает тесно связываться с формированием нового личностного новообразования - «чувства взрослости».
4. Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей. Забота о здоровье подопечных - составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Основной путь укрепления здоровья детей и подростков - создание благоприятных социально-педагогических условий.
К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социо-психолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка; щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.
5. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в коллективе отмечается низкий уровень здоровья. Также подростки сами нарушают нормы здорового образа жизни. Вести им ЗОЖ мешает состояние здоровья, погодно-климатические условия, семейные проблемы, недостаток свободного времени.
Качественный анализ результатов исследования на уровне имеющихся знаний свидетельствует о том, что большинство подростков осведомлены о сфере здоровья на среднем уровне, но не знают или не понимают основные факторы риска, хотя проявляют понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни.
Эмоционально две трети подростков относятся к здоровью несколько потребительски, когда со здоровьем все благополучно, то все спокойно, ничего не тревожит, а значит ничего особо делать не надо. Но при этом подростки не умеют радоваться благополучию в состоянии здоровья и заранее заботиться о нем, чтобы его не потерять.
Многие подростки не соотносят свои действия и поступки с требованиями здорового образа жизни, не считают необходимым соблюдать режим сна и отдыха, избегать вредных привычек, посещать врача в профилактических целях; заниматься ежедневной физической зарядкой и посещать спортивные секции и т.д.
Поэтому у таких подростков мотивация на сохранение и укрепление здоровья выражена незначительно, значимость здоровья как ценность не достигает высокого уровня. Практически 60% учащихся имеют средний и низкий уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни.
6. Нами были выявлены, теоретически обоснованы и в опытно-экспериментальной работе апробированы педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста: информирование подростка о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); актуализация его эмоционально¬ценностного отношения к здоровому образу жизни; использование в работе разнообразных форм и методов формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста во внеклассной работе, который в совокупности нашли отражение в программе формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста «В здоровом теле, здоровый дух!», которая была реализована в ходе формирующего эксперимента.
7. На контрольном этапе нами был вновь проанализирован уровень здоровья у подростков после формирующей программы. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике.
После эксперимента мы выявили, что в исследуемом классе практически все учащиеся (78,6%) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также 100% поняли что делать зарядку по утрам надо. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Увеличилось количество учащихся, отметивших необходимость отказа от вредных привычек (77%).
Таким образом, результаты эксперимента говорят об эффективности проведенной нами работы, т.к. количество учащихся с высоким и средним уровнем знаний и представлений о здоровом образе жизни увеличилось до 93%, что подтверждает нашу гипотезу.
В процессе исследования мы наблюдали у подростков положительную динамику развития умений и навыков, необходимых для формирования ЗОЖ.
Таким образом, результаты констатирующего и формирующего этапа эксперимента показали положительную динамику сформированности здорового образа жизни и результативность педагогических условий и созданной на их основе программы «В здоровом теле, здоровый дух!», что свидетельствует об эффективности проведенной работы по формированию здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста. Гипотеза исследования подтвердилась.



1. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. - Спб: Питер, 2010. - 234 с.
2. Алпатова Н.С., Понькина И.В. Формирование здорового образа жизни
как средство профилактики отклоняющегося поведения учащихся // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы II Международной научно-практической
конференции (27 апреля 2012 г.) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. - Улан- Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. - С. 7-8.
3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье /Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 191 с.
4. Апатенко С.А. Доклад о мерах по развитию и популяризации в России здорового образа жизни и массовых занятий физической культурой и спортом / С.А. Апатенко // «Спорт в школе». - 2008. - №2. - С. 34-40
5. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа,
1999. - 245 с.
6. Бальсевич В.К. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Академия, 2009. - 528 с.
7. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории «образ жизни» / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Наука, 1984. - 267 с.
8. Бойков В.Э. Здоровье как базовая ценность в сознании и быту российского населения / В.Э. Бойков // Социология власти. - 2009. - № 2. - С. 3-9
9. Бочкарев В.К. Уровень и качество жизни населения как объект управления: региональный аспект: дисс. канд. социол. наук / В.К. Бочкарев. - М., 2002 -56 с.
10. Буянов М.И. Размышление о наркомании / М.И.Буянов. - М.: Просвещение, 1990. - 80 с.
11. Бычкова М. Российские подростки: движение из зоны риска / М.Бычкова // Воспитание школьников. - 2001. - № 6. - С. 14-16.
12. Бэкон Ф. Сочинения / Ф. Бэкон. - М.: Мысль, 1977. - 567 с.
13. Вайнер Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности / Э.Н.Вайнер // Основы безопасности жизни. -
2009. - № 3. - С. 39-47.
14. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни -
теоретические представления и реальная ситуация / О.С. Васильева,
Е.В. Журавлева // Школа здоровья. - 2009. - №2. - С. 16-21
15. Вебер А. Избранные произведения /А. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 342 с.
16. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни: учебник для студентов вузов / П.А. Виноградов. - М.: Проспект, 2005. - 95 с.
17. Власенко А.С. Некоторые вопросы Воспитания студенчества на современном этапе / А.С.Власенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 325 с.
18. Возьмитель A.A. Образ жизни: тенденции и характер изменений в пореформенной России / А.А. Возьмитель. - М.: Институт социологии РАН, 2012. - 178 с.
19. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура» / К.Г. Габриелян. - М.: Физкультура и Спорт, 2007. - 122 с.
20. Галанузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
21. Гольбах П., Гельвеций К., Кабанис П., Барнав А., Кондорсе Ж. Французский материализм XVIII века: Учение об обществе / П.
Гольбах, К. Гельвеций, П. Кабанис, А. Барнов, Ж. Кондорсе. - М.: КРАСАНД, 2011. - 456 с.
22. Добчинов С.Б. Здоровье населения как объект
социологическогоанализа / С.Б. Добчинов // Проблемы социальной политики: Сборник научных статей. - Улан-Удэ: Свера, 1997. - С. 56-67
23. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 480с.
24. Дыхан Л.Б. Педагогическая валеология / под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ». - 538 с.
25. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм. - М.: Мысль, 1994. - 267 с.
26. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учеб. пособие / Ю.И. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 209. - 384 с.
27. Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества / И.В. Журавлева. - М.: Наука, 2006. - 267 с.
28. Журавлева И.В. Факторы, влияющие на здоровье студентов / И.В.
Журавлева // Здоровье студентов: социологический анализ. - 2012. -
№ 6. - С. 16-23
29.Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы
обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев. - М.: Варгус,
2001. - 160 с.
30. Изуткин A.M., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни /
A. М. Изуткин, Г.И. Царегородцев. - М.: Просвещение, 1977. - 278 с.
31. Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни - Советское здравоохранение / Д. А. Изуткин. - Спб.: Петроний, 2004. -11с.
32. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная
физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Метод. пособие /
B. А. Кабачков. - М.: Высшая школа, 2002. - 176 с.
33. Кирьянова Ю.В. Качество жизни населения реформируемого общества: региональный аспект: дисс. . канд.социол.наук / Ю.В. Кирьянов. - Майкоп, 2004. - 234 с.
34. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 304 с.
35. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов. - Обнинск: Принтер, 2009. - 57 с.
36. Клинцова H.H. Социальнгая модернизация как фактор оптимизации качества жизни населения: дисс. . канд. социол. наук / Н.Н. Клинцова. - Казань, 2003. - 245 с.
37. Ковалевский М.М. Понятие генетической социологии и ее метод. Социология в России XIX - начале XX веков / М.М. Ковалевский. - М.: Просвещение, 1997. - 326 с.
38. Косинский П.Д. Управление качеством жизни населения региона: системный подход / П.Д. Косинский. - Красноярск: Парт, 2004. - 267 с.
39. Кривоносова Л.А. Объект социального управления - качество жизни населения территориальной общности / Л.А. Кривоносова // Социология власти. - 2005. - № 3. - С. 6-14
40. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка: 10-11 классы: учебно-методическое пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Владос, 2003. - 184 с.
41. Куинджи Н.Н. Пути формирования здоровья школьников:
Методическое пособие / Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 139 с.
42. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 8-9 классы / Г.Г. Кулинич. - М.: ВАКО, 2008. - 208 с.
43. Курашкина Е.В. Социальные ценность здоровья в контексте
междисциплинарного подхода / Е.В. Курашкина // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI века». - М.: МИЦ «Этносоциум», 2010. - 234 с.
44. Куценко Г.И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И.Куценко. - М.: Профиздат, 1987. - 256 с.
45. Ламетри Ж. Сочинения / Ж. Ламерти. - М.: Мысль, 1976. - 367 с.
46. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых
ценностей населения России и ее регионов / Н.И. Лапин // Социологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 5-13
47. Лига М.Б. Здоровье человека и качество жизни / М.Б. Лига // Вестник БГУ. -2004. - № 9. - С. 5-16
48. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицын. - М.: Медицина, 1982. - 245 с.
49. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицын. - М.: Современная книга, 2006. - 241 с.
50. Лисицын Ю.П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости: проблемная статья / Ю.П. Лисицын // Медицинская газета. - 2010. - № 19. - С. 6-12
51. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка / Ю.П. Лисицын, И.В. Полунина. - М.: Современная книга, - 2006. - 321 с.
52. Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. Образ жизни и здоровье детей / Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина // Педиатрия. - 1990. - № 7. - С. 23-32.
53. Ломоносов М.В. Собрание сочинений / М.В. Ломоносов. - М.:
Книговек, 2012. - 785 с.
54. Манжелей И. В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: монография / И.В. Манжелей. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 208 с.
55. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие / И.В. Манжелей. - Тюмень: Изд - во Тюменского государственного университета, 2010. - 144 с.
56. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие / И.В. Манжелей. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. - 185 с.
57. Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. Формирование здорового образа жизни молодежи: монография / А.В. Мартыненко, Ю.В. Валентик., В.А. Полесский. - М.: Медицина, 2008. - 21 с.
58. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П.Матвеев.
- М.: ФиС, 2001. - 347 с.
59. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле
- здоровый дух / А.Н. Маюров, Я.А. Маюров. - М: Педагогическое общество России, 2004. - 218 с.
60. Михайловский Н.К. Что такое прогресс?/ Н.К. Михайловский. - М.: Либроком, 2012. - 329 с.
61. Мотылянская Р.Е., Каплан Э.Я., Велитченко В.К., Артамонов В.Н. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры. - 2010. - №2. - с.14 - 22
62. Мотылякова Л.С. уже не дети, еще не взрослые/ Л.С. Мотылякова // личный врач. 2014. №34. - 6.
63.Оганов Р. Г., Халатов Р. А., Жуковский Г.С. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: монография / Р.Г. Оганов, Р.А. Халатов, Г. С. Жуковский. - М.: Мир, 2011. - 216 с.
64. Полунина Н.В. О некоторых аспектах научного подхода к
формированию здоровья детей / Н.В. Полунина // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. -1999. - № 3. - С. 5-13
65. Потрясаев В.Н. Управление процессами повышения качества жизни населения в муниципальном образовании / В.Н. Потрясаев. - Белгород: МартА, 2004. - 256 с.
66. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения / А.Н. Радищев. - М.: Госполитиздат, 1952. - 267 с.
67. Резникова Т.П. Репродуктивное здоровье / Т.П. Резникова. - М.: Просвещение, 2010. - 290 с.
68. Рывкина Р.В. Образ жизни сельского населения в контексте здорового образа жизни / Р.В. Рывкина. - М.: Просвещение, 2011. - 187 с.
69. Савинков В.И. Влияние социальных реформ на качество жизни населения России: дис. .докт. социол. наук / В.И. Савинков. - М., 2006.
- 329 с.
70. Салимова Т.А. Формирование стратегии и тактики управления качеством жизни в регионе / Т.А. Салимова // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - № 2. - С. 15-22
71. Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы / В.Н. Семенова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.
- 1998. - № 3. - С. 56-61
72. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. - 278 с.
73. Спенсер Г. Изучение социологии. Воспитание умственное,
нравственное и физическое / Г. Спенсер. - Минск: БелЭн, 2006. - 328 с.
74. Тощенко Ж.Т. Городской образ жизни / Ж.Т. Тощенко // Региональное социальное планирование. - Уфа: Свет, 1976. - С. 23-41
75. Трубачев В.Н. Сущность внеклассной воспитательной работы и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности / В.Н. Трубачев. -Краснодар: ВРТ, 2008. - 256 с.
76. Физическая культура подростка: Учеб. для СПО / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
77. Физическая культура подростка: Учеб. для студ. вузов / ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2009. - 448 с.
78. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М: Академия, 2004. - 48 с.
79. Худякова Н.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2008. - 202с.
80.Чубуков А.С. Валеология. Учеб.пособие / А.С. Чубуков. - М.:
Педагогическое общество России, 2010. - 234 с.
81. Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах / В.В. Шевцов. - Тюмень: ИПК ПК, 2006. - 78 с.
82. Шелтон Г.М. Жизнь по правилам здоровья. Раздельное питание - основа долголетия / Г.М. Шелтон // Мир Здоровья. - 2010. - № 2. - С. 3¬9
83. Щедрина А.Г. Понятие и структура индивидуального здоровья человека: методология системного подхода / А.Г.Щедрина. - М.: Вектор, 2011. - 95 с.
84. Щуркова Т.А. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Педагогика, 2008. - 243 с.
85. Яблоков А.В. Здоровье человека и окружающая среда: монография / А.В. Яблоков. - М.: Варгус, 2007. - 186 с.
86. Якунин A.C. Качество жизни в регионах ЦФО в условиях преодоления последствий кризиса / А.С. Якунин // Интеграл. - 2010. - № 2. - С. 9-15
87. Яцун С. Мотивация - на здоровый образ жизни / С.Яцун // Учитель. - 2001. - № 2. - С. 69-72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ