ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 13
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» 13
1.2. Особенности формирования ЗОЖ у детей подросткового возраста 23
1.3. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа
жизни у подростков 30
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 39
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА 42
2.1. Организация и методики исследования 42
2.2. Изучение исходного уровня здорового образа жизни у учащихся
подросткового возраста (констатирующий эксперимент) 47
2.3. Научно-практическое обоснование педагогических условий
формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового
возраста 53
2.4. Анализ проведенной психолого-педагогической работы 77
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 13
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» 13
1.2. Особенности формирования ЗОЖ у детей подросткового возраста 23
1.3. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа
жизни у подростков 30
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 39
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА 42
2.1. Организация и методики исследования 42
2.2. Изучение исходного уровня здорового образа жизни у учащихся
подросткового возраста (констатирующий эксперимент) 47
2.3. Научно-практическое обоснование педагогических условий
формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового
возраста 53
2.4. Анализ проведенной психолого-педагогической работы 77
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.
Следует помнить о том, что уровень здоровья в значительной степени зависит от различных социально-экономических факторов. Однако, по экспертной оценке Всемирной организации здравоохранения, решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни.
Здоровье нашей молодежи во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные тормозят ее становление. К вредным привычкам можно отнести нерациональный режим дня, нерациональное питание, низкая физическая активность. Но наиболее вредными являются употребление наркотиков, курение, злоупотребление алкоголем. Эти привычки могут, незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека [18].
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока еще не определено.
Представители философско-социологического направления
рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.
Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения.
Состояние здоровья населения, а в первую очередь, детей и молодежи - важнейший показатель благополучия общества и государства. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [27].
Степень разработанности проблемы. Многогранность проблемы здорового образа жизни обусловила междисциплинарный подход к ее научному изучению. Современные исследования в этой области опираются на обширную теоретическую и эмпирическую базу, сформированную отечественными и зарубежными исследованиями.
Основы осмысления образа жизни различных социальных групп заложили представители философской науки, начиная с античного периода (Аристотель, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон и др.) и развивая идеи, связанные со способами жизнедеятельности, в контексте общественно-исторического развития. В теориях общественного развития в качестве ключевых рассматривались вопросы отношения человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, наслаждения и аскетизма, потребления и обладания, разумного и неразумного, рационального и иррационального, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению и счастью [5].
Формирование здорового образа жизни было предметом исследования таких философов как Ф.Бэкон [12], Кабанис [21], Ж. Ламетри [45], П.Ж. М.В. Ломоносов [53], А.Н. Радищев [66], Ф.Спиноза [21] и др.
Значительный вклад в развитие данной проблемы разработкой динамики социального здоровья общества, роли государства в укреплении общественного и личного здоровья внесли отечественные и зарубежные социологи конца XIX - начала XX века (М. Вебер [15], Э. Дюркгейм [25], М.М. Ковалевский [37], Н.К. Михайловский [60], П.А Сорокин [72], и др.), учёные в области социальной гигиены (В.И. Савенков [69] и др.)
В отечественной науке второй половины XX - начала XXI веков (советский и постсоветский периоды) сформировались различные подходы к определению сущности понятия «образ жизни»: как биосоциальной категории (Ю.П. Лисицын [49; 50; 51; 52]), как интегрального способа бытия индивида во внешнем и внутреннем мире (A.M. Изуткин [30; 31], Г.Ц. Царегородцев [30] и др.).
Исследователи советского периода (И.В. Бестужев-Лада [7], Н.В. Полунина [51; 52] и др.) рассматривали «образ жизни» как сложно
структурированную категорию, выделяя здоровый образ жизни как качественный уровень базисной категории. В рамках этих исследований были выделены критерии здорового образа жизни (Ю.П. Лисицын [49; 50; 51; 52], Н.В. Полунина [51; 52]). Современные российские социологи акцентируют внимание на направлениях трансформации образа жизни от советского к российскому (A.A. Возьмитель [18], Ж.Т. Тощенко [74] и др.), ценностно-нормативном содержании образа жизни (Н.И. Лапин [46], Р.В.Рывкина [68] и др.). Среди трудов, посвященных изучению здорового образа жизни, заслуживают внимание работы В.Э. Бойкова [8], И.В. Журавлевой [14] и др.
Исследованию проблемы взаимообусловленности качества жизни и социально здорового поведения посвящены работы Ю.П. Лисицына [49; 50; 51; 52], С.Б. Добчинова [22], Е.В. Курашкина [43].
Проблемы социального управления формированием здорового образа жизни рассматриваются в работах В.К. Бочкарева [9], М.Б. Лиги [47], Ю.В. Кирьяновой [33], H.H. Клинцовой [36], П.Д. Косинского [38], Л.А. Кривоносовой [39], В.Н. Потрясаева [65], В.И. Савинкова [69], A.C. Якунина [86] и др.
В настоящее время все большее внимание учёных вызывает образ жизни молодежи: состояние здоровья, в том числе и общественного, степень восприимчивости вредных привычек, отношение к спорту и физической культуре, и др. (И.В. Журавлева [14; 27; 28],Т.П. Резникова [67] и др.).
В трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающая смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования здорового образа жизни у подростков, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения (Н.С. Алпатова [2], Н.М. Амосов [3], М. Бычкова [11], Н.Н. Куинджи [40], Г.Г. Кулинич [42], А.В. Мартыненко [57], И.В. Понькина [2] и др.).
По исследуемой теме накоплен значительный аналитический материал. Вместе с тем, слабо изученными являются вопросы формирования социально здорового поведения молодых россиян, особенности детерминации данного феномена, пути оптимизации государственной политики в области формирования здорового образа жизни в современной России.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста обусловлена, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Причинами нарушений здоровья являются как факторы внешней среды (неблагоприятные экологические факторы), так и факторы риска, имеющие поведенческую основу: курение, употребление алкоголя, иных токсических и психоактивных веществ, отсутствие интереса к регулярным занятиям физической культурой, несоблюдение правил личной гигиены и др.
В связи с этим возникает противоречие между объективной потребностью в формировании здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста с одной стороны, и недостаточным обоснованием педагогического обеспечения процесса формирования здорового образа жизни в молодежной среде с целью снижения различных негативных последствий не правильного образа жизни, создания благоприятной воспитательной среды для формирования ЗОЖ у подростков.
Данное противоречие выражается в форме научной проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста будет более эффективным и успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «здоровья», «здоровый образ жизни»;
- учитывать психолого-педагогические особенности подросткового возраста при формировании ЗОЖ;
- выявить, обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «здоровый образ жизни», «здоровье».
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности подросткового возраста при формировании ЗОЖ.
3. Изучить деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические, медицинские концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии раскрывающие общенаучные категории «здоровье» и «здоровый образ жизни» (Ю.В. Валентик, Д.А. Изуткин, Ю.П. Лисицин, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский, Г.И. Царегородцев,); профилактические подходы (К.Г. Габриелян, Б.В. Ермолаев, Л.П. Матвеев.), концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ педагогической, психологической, медицинской литературы, сравнение, аналогия, обобщение.
2. Эмпирические методы: формирующий эксперимент, анкетирование.
3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ), методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани. В эксперименте приняли участие учащиеся подросткового возраста в количестве 29 человек.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2014 г.) проводился анализ ключевых понятий исследования «здоровье», «здоровый образ жизни», анализировались психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста, изучалась деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков, определялись педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2015 по 2016 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2016 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие формировать здоровый образ жизни у учащихся подросткового возраста: информирование подростка о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; использование в работе разнообразных форм и методов формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста во внеклассной работе.
2. В опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы «В здоровом теле, здоровый дух!», в которой в совокупности нашли отражение выявленные педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации государственных программ по охране здоровья молодежи, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам формирования здорового образа жизни у различных категорий детей.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать здоровый образ жизни у учащихся подросткового возраста. Разработана и апробирована программа «В здоровом теле, здоровый дух!», позволяющая сформировать здоровый образ жизни у подростков, повысить мотивацию на здоровый образ жизни детей, а также поднять уровень знаний о здоровом образе жизни и негативных последствий от отказа от здорового образа жизни. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной работы с детьми разных категорий.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое обеспечение процесса формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня сформированности здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2014 по 2016 г.г. в ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, посредством публикаций научных статей и тезисов.
Результаты исследования были представлены на Итоговой научно-практической конференции студентов КФУ (Секция: «Социально¬
педагогическая поддержка детей группы риска в образовательных учреждениях»), а также в статье «Здоровый образ жизни - движущая сила будущего поколения». Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Выпуск 18. /Под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - 296 с.
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Следует помнить о том, что уровень здоровья в значительной степени зависит от различных социально-экономических факторов. Однако, по экспертной оценке Всемирной организации здравоохранения, решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни.
Здоровье нашей молодежи во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные тормозят ее становление. К вредным привычкам можно отнести нерациональный режим дня, нерациональное питание, низкая физическая активность. Но наиболее вредными являются употребление наркотиков, курение, злоупотребление алкоголем. Эти привычки могут, незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека [18].
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока еще не определено.
Представители философско-социологического направления
рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.
Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения.
Состояние здоровья населения, а в первую очередь, детей и молодежи - важнейший показатель благополучия общества и государства. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [27].
Степень разработанности проблемы. Многогранность проблемы здорового образа жизни обусловила междисциплинарный подход к ее научному изучению. Современные исследования в этой области опираются на обширную теоретическую и эмпирическую базу, сформированную отечественными и зарубежными исследованиями.
Основы осмысления образа жизни различных социальных групп заложили представители философской науки, начиная с античного периода (Аристотель, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон и др.) и развивая идеи, связанные со способами жизнедеятельности, в контексте общественно-исторического развития. В теориях общественного развития в качестве ключевых рассматривались вопросы отношения человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, наслаждения и аскетизма, потребления и обладания, разумного и неразумного, рационального и иррационального, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению и счастью [5].
Формирование здорового образа жизни было предметом исследования таких философов как Ф.Бэкон [12], Кабанис [21], Ж. Ламетри [45], П.Ж. М.В. Ломоносов [53], А.Н. Радищев [66], Ф.Спиноза [21] и др.
Значительный вклад в развитие данной проблемы разработкой динамики социального здоровья общества, роли государства в укреплении общественного и личного здоровья внесли отечественные и зарубежные социологи конца XIX - начала XX века (М. Вебер [15], Э. Дюркгейм [25], М.М. Ковалевский [37], Н.К. Михайловский [60], П.А Сорокин [72], и др.), учёные в области социальной гигиены (В.И. Савенков [69] и др.)
В отечественной науке второй половины XX - начала XXI веков (советский и постсоветский периоды) сформировались различные подходы к определению сущности понятия «образ жизни»: как биосоциальной категории (Ю.П. Лисицын [49; 50; 51; 52]), как интегрального способа бытия индивида во внешнем и внутреннем мире (A.M. Изуткин [30; 31], Г.Ц. Царегородцев [30] и др.).
Исследователи советского периода (И.В. Бестужев-Лада [7], Н.В. Полунина [51; 52] и др.) рассматривали «образ жизни» как сложно
структурированную категорию, выделяя здоровый образ жизни как качественный уровень базисной категории. В рамках этих исследований были выделены критерии здорового образа жизни (Ю.П. Лисицын [49; 50; 51; 52], Н.В. Полунина [51; 52]). Современные российские социологи акцентируют внимание на направлениях трансформации образа жизни от советского к российскому (A.A. Возьмитель [18], Ж.Т. Тощенко [74] и др.), ценностно-нормативном содержании образа жизни (Н.И. Лапин [46], Р.В.Рывкина [68] и др.). Среди трудов, посвященных изучению здорового образа жизни, заслуживают внимание работы В.Э. Бойкова [8], И.В. Журавлевой [14] и др.
Исследованию проблемы взаимообусловленности качества жизни и социально здорового поведения посвящены работы Ю.П. Лисицына [49; 50; 51; 52], С.Б. Добчинова [22], Е.В. Курашкина [43].
Проблемы социального управления формированием здорового образа жизни рассматриваются в работах В.К. Бочкарева [9], М.Б. Лиги [47], Ю.В. Кирьяновой [33], H.H. Клинцовой [36], П.Д. Косинского [38], Л.А. Кривоносовой [39], В.Н. Потрясаева [65], В.И. Савинкова [69], A.C. Якунина [86] и др.
В настоящее время все большее внимание учёных вызывает образ жизни молодежи: состояние здоровья, в том числе и общественного, степень восприимчивости вредных привычек, отношение к спорту и физической культуре, и др. (И.В. Журавлева [14; 27; 28],Т.П. Резникова [67] и др.).
В трудах, посвященных различным аспектам названной проблемы, наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающая смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования здорового образа жизни у подростков, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения (Н.С. Алпатова [2], Н.М. Амосов [3], М. Бычкова [11], Н.Н. Куинджи [40], Г.Г. Кулинич [42], А.В. Мартыненко [57], И.В. Понькина [2] и др.).
По исследуемой теме накоплен значительный аналитический материал. Вместе с тем, слабо изученными являются вопросы формирования социально здорового поведения молодых россиян, особенности детерминации данного феномена, пути оптимизации государственной политики в области формирования здорового образа жизни в современной России.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста обусловлена, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Причинами нарушений здоровья являются как факторы внешней среды (неблагоприятные экологические факторы), так и факторы риска, имеющие поведенческую основу: курение, употребление алкоголя, иных токсических и психоактивных веществ, отсутствие интереса к регулярным занятиям физической культурой, несоблюдение правил личной гигиены и др.
В связи с этим возникает противоречие между объективной потребностью в формировании здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста с одной стороны, и недостаточным обоснованием педагогического обеспечения процесса формирования здорового образа жизни в молодежной среде с целью снижения различных негативных последствий не правильного образа жизни, создания благоприятной воспитательной среды для формирования ЗОЖ у подростков.
Данное противоречие выражается в форме научной проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста будет более эффективным и успешным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятий «здоровья», «здоровый образ жизни»;
- учитывать психолого-педагогические особенности подросткового возраста при формировании ЗОЖ;
- выявить, обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «здоровый образ жизни», «здоровье».
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности подросткового возраста при формировании ЗОЖ.
3. Изучить деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков.
4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические, медицинские концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии раскрывающие общенаучные категории «здоровье» и «здоровый образ жизни» (Ю.В. Валентик, Д.А. Изуткин, Ю.П. Лисицин, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский, Г.И. Царегородцев,); профилактические подходы (К.Г. Габриелян, Б.В. Ермолаев, Л.П. Матвеев.), концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ педагогической, психологической, медицинской литературы, сравнение, аналогия, обобщение.
2. Эмпирические методы: формирующий эксперимент, анкетирование.
3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ), методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани. В эксперименте приняли участие учащиеся подросткового возраста в количестве 29 человек.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2014 по 2016 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2014 г.) проводился анализ ключевых понятий исследования «здоровье», «здоровый образ жизни», анализировались психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста, изучалась деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков, определялись педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2015 по 2016 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2016 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие формировать здоровый образ жизни у учащихся подросткового возраста: информирование подростка о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; использование в работе разнообразных форм и методов формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста во внеклассной работе.
2. В опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы «В здоровом теле, здоровый дух!», в которой в совокупности нашли отражение выявленные педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации государственных программ по охране здоровья молодежи, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам формирования здорового образа жизни у различных категорий детей.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать здоровый образ жизни у учащихся подросткового возраста. Разработана и апробирована программа «В здоровом теле, здоровый дух!», позволяющая сформировать здоровый образ жизни у подростков, повысить мотивацию на здоровый образ жизни детей, а также поднять уровень знаний о здоровом образе жизни и негативных последствий от отказа от здорового образа жизни. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной работы с детьми разных категорий.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое обеспечение процесса формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня сформированности здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2014 по 2016 г.г. в ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 144 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани, посредством публикаций научных статей и тезисов.
Результаты исследования были представлены на Итоговой научно-практической конференции студентов КФУ (Секция: «Социально¬
педагогическая поддержка детей группы риска в образовательных учреждениях»), а также в статье «Здоровый образ жизни - движущая сила будущего поколения». Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. Выпуск 18. /Под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - 296 с.
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Теоретический анализ литературы показал, что вопрос профилактики ЗОЖ находит отражение в работах многих известных педагогов, психологов и медиков (П.А. Виноградов, Ю.П. Лисицин, Г.И. Царегородцев, А.Г. Щедрина и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы показал следующее:
1. Здоровье рассматривается нами как интегративная характеристика личности, охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.
2. «Здоровый образ жизни» как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни
Здоровый образ жизни - это реализация комплекса единой, научно обоснованной, медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психо-эмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания и устранение гипокинезии.
3. В настоящее время более половины учащихся не соблюдают здоровый образ жизни, причем среди подростков эта доля достигает 75%. Для современных школьников характерна высокая распространенность таких явлений, как курение, употребление алкоголя.
Подростки не всегда обладают умением отстоять свою позицию, бывают психологически не готовы к возможным последствиям, не могут предвидеть отдалённые результаты своих необдуманных действий и поступков. Это период, когда ребёнок, ещё не приобретя в полной мере способность мыслить категориями взрослых, перенимает у них атрибуты взрослости.
Отношение к здоровью у подростка начинает тесно связываться с формированием нового личностного новообразования - «чувства взрослости».
4. Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей. Забота о здоровье подопечных - составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Основной путь укрепления здоровья детей и подростков - создание благоприятных социально-педагогических условий.
К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социо-психолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка; щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.
5. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в коллективе отмечается низкий уровень здоровья. Также подростки сами нарушают нормы здорового образа жизни. Вести им ЗОЖ мешает состояние здоровья, погодно-климатические условия, семейные проблемы, недостаток свободного времени.
Качественный анализ результатов исследования на уровне имеющихся знаний свидетельствует о том, что большинство подростков осведомлены о сфере здоровья на среднем уровне, но не знают или не понимают основные факторы риска, хотя проявляют понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни.
Эмоционально две трети подростков относятся к здоровью несколько потребительски, когда со здоровьем все благополучно, то все спокойно, ничего не тревожит, а значит ничего особо делать не надо. Но при этом подростки не умеют радоваться благополучию в состоянии здоровья и заранее заботиться о нем, чтобы его не потерять.
Многие подростки не соотносят свои действия и поступки с требованиями здорового образа жизни, не считают необходимым соблюдать режим сна и отдыха, избегать вредных привычек, посещать врача в профилактических целях; заниматься ежедневной физической зарядкой и посещать спортивные секции и т.д.
Поэтому у таких подростков мотивация на сохранение и укрепление здоровья выражена незначительно, значимость здоровья как ценность не достигает высокого уровня. Практически 60% учащихся имеют средний и низкий уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни.
6. Нами были выявлены, теоретически обоснованы и в опытно-экспериментальной работе апробированы педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста: информирование подростка о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); актуализация его эмоционально¬ценностного отношения к здоровому образу жизни; использование в работе разнообразных форм и методов формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста во внеклассной работе, который в совокупности нашли отражение в программе формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста «В здоровом теле, здоровый дух!», которая была реализована в ходе формирующего эксперимента.
7. На контрольном этапе нами был вновь проанализирован уровень здоровья у подростков после формирующей программы. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике.
После эксперимента мы выявили, что в исследуемом классе практически все учащиеся (78,6%) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также 100% поняли что делать зарядку по утрам надо. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Увеличилось количество учащихся, отметивших необходимость отказа от вредных привычек (77%).
Таким образом, результаты эксперимента говорят об эффективности проведенной нами работы, т.к. количество учащихся с высоким и средним уровнем знаний и представлений о здоровом образе жизни увеличилось до 93%, что подтверждает нашу гипотезу.
В процессе исследования мы наблюдали у подростков положительную динамику развития умений и навыков, необходимых для формирования ЗОЖ.
Таким образом, результаты констатирующего и формирующего этапа эксперимента показали положительную динамику сформированности здорового образа жизни и результативность педагогических условий и созданной на их основе программы «В здоровом теле, здоровый дух!», что свидетельствует об эффективности проведенной работы по формированию здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста. Гипотеза исследования подтвердилась.
Анализ психолого-педагогической литературы показал следующее:
1. Здоровье рассматривается нами как интегративная характеристика личности, охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.
2. «Здоровый образ жизни» как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни
Здоровый образ жизни - это реализация комплекса единой, научно обоснованной, медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психо-эмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания и устранение гипокинезии.
3. В настоящее время более половины учащихся не соблюдают здоровый образ жизни, причем среди подростков эта доля достигает 75%. Для современных школьников характерна высокая распространенность таких явлений, как курение, употребление алкоголя.
Подростки не всегда обладают умением отстоять свою позицию, бывают психологически не готовы к возможным последствиям, не могут предвидеть отдалённые результаты своих необдуманных действий и поступков. Это период, когда ребёнок, ещё не приобретя в полной мере способность мыслить категориями взрослых, перенимает у них атрибуты взрослости.
Отношение к здоровью у подростка начинает тесно связываться с формированием нового личностного новообразования - «чувства взрослости».
4. Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей. Забота о здоровье подопечных - составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Основной путь укрепления здоровья детей и подростков - создание благоприятных социально-педагогических условий.
К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социо-психолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка; щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.
5. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в коллективе отмечается низкий уровень здоровья. Также подростки сами нарушают нормы здорового образа жизни. Вести им ЗОЖ мешает состояние здоровья, погодно-климатические условия, семейные проблемы, недостаток свободного времени.
Качественный анализ результатов исследования на уровне имеющихся знаний свидетельствует о том, что большинство подростков осведомлены о сфере здоровья на среднем уровне, но не знают или не понимают основные факторы риска, хотя проявляют понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни.
Эмоционально две трети подростков относятся к здоровью несколько потребительски, когда со здоровьем все благополучно, то все спокойно, ничего не тревожит, а значит ничего особо делать не надо. Но при этом подростки не умеют радоваться благополучию в состоянии здоровья и заранее заботиться о нем, чтобы его не потерять.
Многие подростки не соотносят свои действия и поступки с требованиями здорового образа жизни, не считают необходимым соблюдать режим сна и отдыха, избегать вредных привычек, посещать врача в профилактических целях; заниматься ежедневной физической зарядкой и посещать спортивные секции и т.д.
Поэтому у таких подростков мотивация на сохранение и укрепление здоровья выражена незначительно, значимость здоровья как ценность не достигает высокого уровня. Практически 60% учащихся имеют средний и низкий уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни.
6. Нами были выявлены, теоретически обоснованы и в опытно-экспериментальной работе апробированы педагогические условия формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста: информирование подростка о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); актуализация его эмоционально¬ценностного отношения к здоровому образу жизни; использование в работе разнообразных форм и методов формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста во внеклассной работе, который в совокупности нашли отражение в программе формирования здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста «В здоровом теле, здоровый дух!», которая была реализована в ходе формирующего эксперимента.
7. На контрольном этапе нами был вновь проанализирован уровень здоровья у подростков после формирующей программы. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике.
После эксперимента мы выявили, что в исследуемом классе практически все учащиеся (78,6%) занимаются на уроке физкультуры с полной отдачей, а также 100% поняли что делать зарядку по утрам надо. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Увеличилось количество учащихся, отметивших необходимость отказа от вредных привычек (77%).
Таким образом, результаты эксперимента говорят об эффективности проведенной нами работы, т.к. количество учащихся с высоким и средним уровнем знаний и представлений о здоровом образе жизни увеличилось до 93%, что подтверждает нашу гипотезу.
В процессе исследования мы наблюдали у подростков положительную динамику развития умений и навыков, необходимых для формирования ЗОЖ.
Таким образом, результаты констатирующего и формирующего этапа эксперимента показали положительную динамику сформированности здорового образа жизни и результативность педагогических условий и созданной на их основе программы «В здоровом теле, здоровый дух!», что свидетельствует об эффективности проведенной работы по формированию здорового образа жизни у учащихся подросткового возраста. Гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- Формирование здорового образа жизни учащихся в процессе занятий баскетболом
Курсовые работы, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках биологии и химии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование здорового образа жизни школьников
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - Адаптивная физическая культура в формировании здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях коррекционного учреждения
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Физическая культура и спорт как фактор формирования здорового образа жизни детей возраста 12-14 лет
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Особенности формирования здорового образа жизни как основа профилактики заболеваний школьников среднего звена
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



