Введение 3
Глава I. Конструирование и представление социальной проблематики Средствами массовой информации 7
1.1. Что такое социальная проблема 7
1.2. Типологические характеристики социальной проблемы 16
1.3. Жанрово-тематическое своеобразие социальных проблем 23
Глава II. Освещение социальных проблем на страницах периодической печати г. Набережные Челны 32
11.1. Анализ материалов социальной направленности в газете
«Челнинские Известия» 32
11.2. Представленность социально-проблемных материалов в газете
«Челны ЛТД» 41
11.3. Анализ газеты «ЕДИНСТВО» 49
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 60
Приложения
В современном обществе социальные проблемы значительно влияют на атмосферу жизни людей. Высокий уровень преступности, проблемы с экологией, вопросы ЖКХ, следы коррупции, тема здравоохранения - все они на сегодняшний день освещаются в городских и международных средствах массовой информации.
Актуальность дипломного исследования заключается в сравнительно-сопоставительном анализе представленности журналистских материалов социально-проблемной тематики в популярных городских изданиях.
Опираясь на энциклопедический социологический словарь, хочется отметить, что термин социальная проблема звучит как « противоречие , возникающее в процессе функционирования и развития общества; своего рода задача, требующая решения средствами социального управления.
Конструкционисты Малькольм Спектор и Джон Китсьюз в книге И.Г.Ясавеева «Средств массовой коммуникации и социальной проблемы: Хрестоматия» придерживаются своей точки зрения о том, что социальные проблемы это своего рода конструкции, придуманные людьми для привлечения внимания общественности к тем или иным условиям, и выступающих с целью их изменения . Однако стоит задуматься , стала бы предпринимать координальные изменения существующая власть, идя на поводу у группы людей?
Продолжая их идею о выдвижении требований изменения ситуации, путём сконцентрирования проблемы для привлечения общественности, в середине XX века Роберт Мёртон и Роберт Нисбет пришли к единому мнению, что выявление отдельных социальных элементов проблемы заключается в их взаимозависимости.
Кроме того по их мнению, социальная проблема также может быть создана в своих корыстных целях, для реализации собственных интересов.
Стоит отметить, что « игра в социальные проблемы» с выгодой для себя на арене политической власти не несёт за собой решение этих проблем, а всего лишь даёт надежду на их решение.
Журналист, телеведущий Андрей Туманов в своей статье говорит о том, что на сегодняшний день мир перенасыщен социальными проблемами, не то что 15 лет назад. Опираясь на труды И.М.Дзялошинского работа журналиста определяется на три варианта изложения проблемы:
1. Излагая информацию, повлиять на общественное мнение
2. Говоря о социальной проблеме, оставаться при этом в стороне
3. Продемонстрировать « участие» журналиста на происходящее, отстаивая интересы своей аудитории.
И ведь действительно, на сегодняшний день в большинстве СМИ мы видим лишь констатацию фактов социальной проблемы, при этом делаем свои выводы на происходящее. Однако всё же существуют и иные средства массовой информации, которые не остаются равнодушными к социальным проблемам, демонстрируя свою включённость к ней.
Для решения социальной проблемы важно знать соответствующую информацию об объекте социального воздействия, какие факторы повлияли на его жизнедеятельность.
Острыми социальными проблемами на сегодняшний день остаются - проблемы жилищно-коммунального хозяйства, уровень преступности.
Цель дипломной работы - определить, каким образом городские средства массовой информации представляют социальные проблемы на страницах своих изданий.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию социальная проблема;
2. определить их виды и жанры;
3. в выбранных изданиях выявить публикации, посвященные социальным проблемам;
4. провести анализ этих публикаций: определить технологию, используемую автором материала для представления читателям социальной проблемы;
5. сделать сравнительно-сопоставительный анализ изданий и их методов представления социальных проблем.
Объектом дипломной работы является социальная проблема как объект журналистского материала.
Предметом исследования - материалы газет «Челнинские Известия», «Челны ЛТД», «Единство», посвящённые социальной проблематике.
Хронологические рамки исследования: январь - декабрь 2016 года.
Основным методом исследования дипломной работы стали анализ, синтез и обобщение.
Новизна исследования заключается в том, чтобы определить на примере государственной и частной газет соотношение количества изложенной информации по социальной проблематике и его качества, действующего на решение этих проблем.
Практическая значимость работы заключается в подробном изучении городских газет на их специфику, а также сопоставлении трёх изданий, затрагивающих социальную проблематику.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В ходе работы мы опирались на труды таких авторов как Карл Маркс, Малькольм Спектор и Джон Китсьюз, И.М.Дзялошинский, Роберт Мёртон и Роберт Нисбет.
В заключении проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.
Понятие социальная проблема имеет широкий спектр обозначений. В социологическом словаре она значится как « Объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; задача, требующая решения средствами социального управления». А первоначально понятие «социальная проблема» использовали для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства. Социальная проблема имеет широкий охват - от количества скамеек и урн возле подъездов, до многочисленных очередей в Налоговую инспекцию. Всё это будет определено как социальная проблема, независимо от тематической принадлежности.
Обращаясь к проблемам в социальной сфере жизни людей, журналистика изучает противоречия между представлением о социальной действительности и реальностью, в которой проходит человеческая жизнь в попытках разрешить и объяснить это противоречие. Некоторые исследователи заметили, что журналистика не просто информирует общество о имеющихся социальных проблемах, но и даёт возможность поделиться своим мнением по этому поводу. Стремясь позитивно повлиять на социальные структуры, управляющие различными сферами жизни общества.
Основные признаки социальных проблем заключаются в следующем:
1. Если непредвзятый наблюдатель описывает конкретную ситуацию ( история возникновения, масштабы распространения)
2. Нарушение конституционных прав человека, представления о социальной справедливости.
3. Требования изменить ситуацию, сложность её решения и поиски путей решения социальной проблемы.
4. При определённых условиях, чем больше жертв, тем аудитория будет расценивать данную проблему социальной.
Основные особенности социальной проблемы заключаются в следующем:
5. Социальная проблема требует для качественного анализа ситуации времени, специфичность знаний и эмоционального участия.
6. Борьба за общественное внимание, зависимость от арены власти, СМИ, групп социального действия.
7. В проблеме принимают активное участие субъекты « причастные к проблеме и вовлечённые в проблему.»
Рассмотренные выше особенности и признаки социальной проблемы позволяют выделить её из большого потока информации, которую мы видим, слышим, читаем каждый день.
Мною были исследованы три городских печатных издания наизучение социальных проблем: проадминистративная газета « Челнинские Известия», коммерческая газета « Единство», коммерческая газета « Челны ЛТД». Хронологические рамки исследований январь-декабрь 2016 года.
Проанализировав подходы к социальным проблемам во всех трёх газетах, я выяснила, что в газете «Челны ЛТД» большинство материалов было посвящено социальным проблемам. На примере диаграммы вся информация в газете подразделяется на:
8. Информационные заметки 20%
9. Ответы на вопросы читателей 5%
10. Рекламный материал 15%
11. Информационно-развлекательная информация 10%
12. Социальные проблемы 50%
По типу социальных проблем:
13. Преступность
14. ЖКХ
15. Экологические проблемы
16. Здравоохранение
17. Дорожно-транспортные
18. Проблема образования
19. Смерть по неосторожности
20. Проблемы культуры
Также помимо информационных заметок и развлекательной информации, корреспонденты газеты размещали в номерах социологические опросы местных жителей на разные темы в процентном соотношении. Рекламный материал зачастую занимал целую полосу газеты. Так как молодёжный контингент подходит под возрастной круг читателей, в газете предусмотрена страничка из фактов российских и мировых звёзд, всевозможные слухи.
Исходя из вычлененных социологических проблем, я пронаблюдала, что редакция газеты не остаётся небезучастными в их решении. А кроме того, помогает читателям учиться на чужих ошибках. Однако фотографии к материалам на социологические проблемы размещаются очень редко. В основном к ним задействуют картинки из интернета с указанием ссылки.
Проанализировав печатное коммерческое издание газеты « Единство», я заметила, что большинство материалов носит рекламный характер. Здесь можно увидеть и промоакции в продуктовых гипермаркетах: «Магнит», «Пятёрочка», а также узнать об открытии нового магазина одежды и прочее. Также издание ориентировано на узкий круг читателей, в частности любителей ремонтных работ. В газете под рубрикой « ремонт» публикуются советы специалистов « как правильно укладывать пол», « как выбрать диван» и т д. А информационные заметки дают возможность читателям быть в курсе важных новостей о предстоящих мероприятиях, датах сдачи экзаменов, изменениях погоды и прочее. На примере диаграммы вся информация в газете подразделяется на:
21. Информационные заметки 15%
22. Тематические статьи 5%
23. Социальные проблемы 10%
24. Рекламный материал 70%
По типу социальных проблем:
25. ЖКХ
26. Экологическая проблема
27. Преступность
28. Дорожно-транспортная
Что касается социологических проблем, не в каждом номере они бывают размещены. В большинстве случаев на тему ЖКХ в жанре информационного отчёта. В отличие от газеты « Челны ЛТД», корреспонденты в нескольких номерах ведут социологический опрос, размещая при этом реальные фотографии опрошенных и их мнения. В материалах, посвящённых социальной проблематике иногда проскальзывает субъективное мнение самого корреспондента. Предпосылок к решению проблем журналист не высказывает.
В некоторых номерах публикуют большие интервью, которое занимает половину полосы с известными личностями города. Они рассказывают о себе, о своей работе, увлечениях. В данном издании я заметила, что фотографии с места событий также иногда присутствуют, но не часто. Язык написания сухой, общественная информация размещена лишь на первых четырёх-пяти страницах. Остальное всё рекламный материал.
Изучив проадминистративное издание « Челнинские известия», я пришла к выводу, что информация в данной газете также многогранна. Информационные заметки занимают большую часть газеты. Позади них идут материалы, касающиеся социологической проблематики. В отличие от двух других газет « Челны ЛТД» и « Единство», здесь практически в каждой статье, посвящённой социологической проблеме размещены реальные фотографии с места событий, участников происшествия и т д. Газета ориентируется на большой круг читателей. Помимо общественных и политических тем, в газете присутствует развлекательная информация, а также различные конкурсы для читателей, полезная информация для автолюбителей. На примере диаграммы вся информация в газете подразделяется на:
29. Информационные заметки 33%
30. Рекламный материал 10%
31. Информационно-развлекательная информация 20%
32. Социальные проблемы 27%
33. Тематические статьи 10%
По типу социальных проблем:
34. Преступность
35. ЖКХ
36.Здравоохранение
37. Экологическая проблема
38. Дорожно-транспортная
39. Проблема образования
Первое место среди социологических проблем занимает тема преступности. На мой взгляд, это неэтично, размещать пострадавших от зверств преступников людей, в том числе и не достигших совершеннолетнего возраста, на столь жутких материалах. Криминальный материал подаётся в жанре информационного отчёта.
Исследовав материалы с января 2016 года по декабрь 2016 года я пришла к выводу, что всё же в некоторых особо острых статьях журналист высказывает своё субъективное мнение, как «вовлечённый в проблему» человек. Однако вопросов о решении проблемы в газете не говорится.
Большинство взрослого населения, в том числе и пожилого, ориентируются на поток политических и общественных тем для дискуссий: выборы президента, подорожание тарифов ЖКХ, наличие рабочих мест, повышение цен на продукты и т д.
В связи с этим, вторая по значимости проблема - жилищно-коммунальное хозяйство. Статьи на данную социальную проблематику выражены в информационных отчётах, заметках, а также в виде интервью с привлечением специалистов в данной области для вариантов решения общественной проблемы.
Таким образом, в ходе решения задач, я пришла к всеобщему выводу, что все три газеты публикуются в рекламно-информационном жанре. Однако количество и качество поданной читателю информации у всех разная. Излагая факты, в том числе и существующие на сегодняшний день социальные проблемы, СМИ должны быть не безучастны в решении проблемы.
Ведь не столь важно большое количество поданной информации разного рода, важнее качество изложенного материала. Ведь качественная печатная пресса не только формирует общественное мнение людей, но и способствует развитию человека, его моральным качествам.
1. Газета «Челнинские известия», период с января по декабрь 2016г.
2. Газета «Челны ЛТД», период с января по декабрь 2016г.
3. Газета «ЕДИНСТВО», период с января по декабрь 2016г.
Литература:
4. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия // Пер. с англ.; сост. И.Г. Ясавеев. - Казань.: Изд-во Казанск. ун-та, 2000.
5. Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.) The study of social problems: seven perspectives. N.Y., 2003. - 16р.
6. Куценко В.И. Общественная проблема и ее характеристики // Методологические проблемы общественных наук. М., 1979. С.133-134..
7. Здравомыслова О.М. Проблема социальная // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С.584.
8. Минина В.Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций // Журнал социологии и социальной антропологии.
1998. №3. С.89
9. Rubington, E., Weinberg, M.S. (eds.) The study of social problems: seven perspectives. N.Y., 2003. P.47-48.
10.10. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности - II. Казань, 2001. С.16, С.161
11. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. №2.С.118.
12. Ибарра П., Китсьюз Дж. Дискурс выдвижения утверждений-требований и просторечные ресурсы // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Казань, 2007. С.55-114.
13. Becker, H.S. (ed.) Social problems: a modern approach. N.Y., 1966. P.12-13
14. Д.В.Туманов газета «Ваши 6 соток»
15. Иванян Р. Г. Журналист социальной сферы: личностные и профессиональные характеристики // Журналистика и социология-2004 / ред.-сост. С. Г.Корконосенко. СПб., 2005.
16. Симонова М. Социологические исследования// Вопросы социологии.
2009. № 8. С. 65-69.
17. Nisbеt, R. A. Introduction: the study of social problems // МеПоп, R.K., Nisbеt, R.A. (eds.) Contemporary social problems. N.Y., 1966. P.7.
18. См.: Sсhwartz, H. On the origin of the phrase “social problems” // Social problems. 1997. Vol.44, N 2. P.278.
19. Фуллер Р., Майерс Р. Стадии социальной проблемы // Контексты современности - II. Казань, 2001. - 139с.
20ЯреНоц М., Eitsuse, J.I. Constructing social problems. Hawthorne, 1987. P.23.
21. Merton, R. K. Epilogue: social problems and sociological theory // Merton, R.K., Nisbet, R. A.(eds.) Contemporary social problems. N.Y., 1966. P.817.
22. Ibid. P.85.
23.Олешко В. Ф. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ТВОРЧЕСТВО. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». М.: РИП-холдинг, 2003.
24. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. - 179с.
25. С.Г. Корконосенко. Основы творческой деятельности журналиста. 2000. - 245- 246с.
26. XXI век начинается: актуальные вопросы журналистики: материалы Всероссийской научно-практ. конференции 30 окт. - 1 нояб. 2002г. / Сост. Л. М. Макушин. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2002. - 312с.
27. Кравченко А.И. Социология. - М.: Изд-во «Московский лицей», 1996. - 367с.
28. Методология и методы социологических исследований / Ред. коллег.: Ядов В.А, Голенкова З.Т. , Маслова О.М., Сычева В.С. - М.: Институт социологического образования Республиканского центра гуманитарного образования, 1996. - 171с.
29. Социология журналистики: очерки методологии и практики / Под ред. С. Г. Корконосенко. - М.: ТОО «Гендальф», 1998. - 256с.
30. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики.- М.: Изд-во РИП- Холдинг, 1998. - 310с.
31. Арефьев А. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. - 2002. - №8(220). - 97-105с.
32. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. - М.: Изд-во РИП- холдинг, 2001. - 274с.
33. Корконосенко С.Г. Журналистика как институт социального контроля // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы. Монографический сборник статей / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 189с.
34. Методология и методы социологических исследований / Ред. коллег.: Ядов
В.А, Голенкова З.Т. , Маслова О.М., Сычева В.С. - М.: Институт
социологического образования Республиканского центра гуманитарного образования, 1996. - 171с.
35. Назаров М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге 21 века // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №5. - с.11-21.
36. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 312с.
37. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 232с.
38. Социальные проблемы российского переходного общества. Материалы научной конференции, 19 окт. 2001г. / Ред. коллег.: Т.Г.Исламшина, А.Н. Ершов, Л.Ш.Акмалова, А.Р.Ахметгалиева. - Казань,2001. - 139с.
39. Гуревич С.М. Номер газеты. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 191с.
40. Бойко О. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов // Социологические исследования. - 2002. №8(220). - с.120-128.
41. Адамьянц Т. Информировать или зомбировать - вот в чем вопрос: СМИ. Социальные коммуникации // Журналист. - 2001. - №2. - с.39.
42. Тертычный А. Сенсация - выстрел без промаха: сенсация в журналистике // Журналист. - 2003. - №10. - 76-78с.
43. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Центр, 1998. - 352 с.
44. Ворошилов В.В «Техника и технология СМИ». СПб.2015. - 56 с.
45. Ворошилов В.В «Журналистика». М.2013. - 47 с.
46. Конюкова, М. Журналистика для всех / М. Конюкова. - СПб.: Азбука- Аттикус, Азбука, 2012. - 224 с.
47. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие. 2-е изд. / А.В. Колесниченко. - М.: Изд. Моск.университета, 2013. - 192 с.
48. Соколинский, В.М. Журналистика / В.М. Соколинский. - М.: КноРус, 2013. - 496 с.
49. Варецкий, Б.И. Журналистика социальной сферы: Учебное пособие / Б.И. Варецкий, А.С. Шилов, Н.Н. Александрова. - М.: РГСУ, 2008. - 194 с.
50.Загидуллина КузинаЖурналистика / Загидуллина . - Челябинск: Изд.Игоря Розина, 2013. - 128 с.
51. Федотова, Л.Н. Общественное мнение и журналистика: Учебное пособие / Л.Н. Федотова. - М.: Изд. Моск. ун-та, 2011. - 376 с.
52. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Журналистика" / Д.Л. Стровский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 359 с.
53. Муратов С. Новости без человека нет! // Журналист. - 2004. - №3. - 12-14 с.
54. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. Учебное пособие. / Д.Л. Стровский. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 359 с.
55. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное поссобие / А.В. Колесниченко. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 112 с.