Формирование основ культуры общения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ (Дошкольное образование, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Базой исследования послужил МБДОУ ЦРР «Детский сад №149»(г. Барнаул) , группа №11 «Улыбка».
Есть приложение (Памятка для родителей).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие культуры общения детей младшего дошкольного возраста 6
1.1 Культура общения как компонент культуры поведения детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Анализ программ для ДОУ с точки зрения представленности задач формирования культуры общения у младших дошкольников 10
1.3. Основные методы и приемы формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры общения 19
2.1 Диагностика формирования культуры общения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ 19
2.2 Мероприятия по формированию основ культуры общения и анализ полученных результатов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35
Проблема культуры общения занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Дошкольный возраст 3-4-х лет имеет огромное значение в воспитании культуры речевого общения, поскольку именно в этот период закладываются основы социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития.
Актуальность указанной проблемы определяется ФГОС дошкольного образования, в котором специально выделяется образовательная область социально-коммуникативного развития детей. Одной из задач, связанных с повышением уровня культуры речевого общения, является формирование общей культуры личности детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека и создает для него возможности успешного общения. Начинать процесс обучения этому искусству необходимо в дошкольном возрасте. Понятие этикета означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Педагог в дошкольном учреждении становится первым человеком после родителей, который обучает ребенка правилам жизни в обществе, способствует расширению его кругозора и формированию взаимодействия в человеческом социуме. Воспитатель также способствует развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на состояние культуры современного общества. Тем не менее, первые представления о нормах поведения, ребенок получает в семье [12].
Главная задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку познать человеческие взаимоотношения, приобрести поведенческие ориентиры, без которых нельзя почувствовать себя уверенно в современном обществе. Однако, современный темп жизни и уровень развития информационных технологий, сводят к минимуму полноценное, живое общение между родителями и детьми, а также детей друг с другом.
Таким образом, актуальность данного исследования объясняется тем, что высокий темп современной жизни препятствует нормальному формированию культуры общения у детей младшего дошкольного возраста, как в повседневной жизни, так и в дошкольном учреждении.
Сложившееся противоречие можно обозначить так: отсутствие условий применения полноценного комплекса необходимых мероприятий по формированию культуры общения у детей младшего дошкольного возраста объясняется 65126 высокой занятостью родителей.
Объектом исследования является процесс формирования основ культуры общения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Предметом исследования – особенности формирования основ культуры общения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Цель исследования: определить педагогические формы, методы и средства формирования основ культуры общения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Поставленная цель конкретизируется в задачах:
1 На основании изучения литературы по теме исследования дать
характеристику понятию «культура общения»;
2 Изучить основные характерологические и коммуникативные особенности детей младшего дошкольного возраста;
3 Провести сравнительный анализ современных программ ДОУ в области культурно-нравственного воспитания младших дошкольников;
4 Определить основные методы и приемы формирования основ культуры общения у детей младшего дошкольного возраста;
5 Провести диагностику сформированнаости уровня культуры общения у детей младшего дошкольного возраста;
6 Определить и провести необходимые мероприятия по повышению уровня культуры общения;
7 Провести анализ и диагностику полученных результатов.
Гипотеза исследования: процесс формирования основ культуры общения у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ будет эффективен, если:
- ограничить доступ детей к информационным мобильным устройствам;
- приобщить родителей к совместному с педагогом процессу формирования основ культуры общения у дошкольников;
- разработать систему мероприятий по формированию культуры общения.
Методологической основой послужили ипослужили достижения советской, российской и зарубежной педагогики и психологии, а так же дидактические основы организации процесса обучения в дошкольном учреждении. Научные основы исследуемой проблемы были изучены по работам Васильевой М.А., Касаткиной Ю.В., Клюевой Н.В., Смирновой Е.О., Цукермана Г.А. и др.
В процессе исследования были использованы методы: теоретический анализ литературы по проблеме работы; педагогический эксперимент, метод наблюдения, специальные методы и методики оценки сформированности основ культуры общения, математические методы.
Базой исследования послужил МБДОУ ЦРР «Детский сад №149», группа №11 «Улыбка».
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Дошкольный возраст является периодом, когда у ребенка появляется чувство сопричастности к миру, желание совершать добрый поступки. Однако, зачастую дети ставят превыше всего свои материальные ценности и свое собственное эгоцентричное «я». Поэтому в этот период очень важно формировать культуру общения и начинать этот процесс уже в младшем дошкольном возрасте.
Культура общения является составной частью культуры поведения и тесно связана с культурой деятельности и культурно-гигиеническими навыками и привычками. Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
У понятия культуры общения существует множество определений, анализ существующих позволил определить, что культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах. Работа по формированию культуры общения в дошкольных образовательных учреждениях предусмотрена современными образовательными программами
Анализ нескольких программ, позволил сделать вывод о том, что они не предъявляют определенных требований к культуре общения младших дошкольников и уровню их взаимоотношений с детьми и взрослыми. Задача формирования элементарных правил поведения ставится во всех развивающих программах, однако ни одна из них не предлагает систему работы по формированию культуры общения.
Исследование уровня сформированности культуры общения было проведено на базе МБДОУ ЦРР «Детский сад №149» была выбрана группа из 20 детей, посещающих вторую младшую группу №11 «Улыбка». Возраст детей 3-4 года. Исследовательская работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе была проведена диагностика с помощью методов наблюдения и беседы. В результате было определено, что уровень развитости культуры общения группы находится на низком уровне. На основании полученных результатов был сделан вывод о необходимости проведения целенаправленной работы в этом направлении.
В качестве методов и приемов повышения уровня культуры общения были предложены коммуникационные игр, которые являются эффективным методом для этого возраста. Была дана подробная характеристика проводимых игр: указаны цели, ход игры и предполагаемые результаты.
Кроме проведения указанных игр, была запланирована работа с родителями, направленная на информирование о методах формирования культуры общения. Доказательством эффективности внедрения в образовательный процесс данных игр послужила повторная диагностика.
Проведенная работа показала эффективность разработанных мероприятий. Доказательством послужили результаты повторной диагностики.
Высокий уровень владения культурой общения был диагностирован у пяти человек, средний – у двенадцати и низкий и трех человек.
Таким образом, проведенные мероприятия: коммуникативные игры, работа с родителями способствовали повышению уровня культуры общения детей. Гипотеза исследования подтвердилась.
Все поставленные задачи были выполнены и цель исследования достигнута.
1. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста/ К.С. Бахарева.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 324 с.
2. Буре Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др.- М.: Просвещение, 2006.- 141 с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.– М.: Академия, 2016.- 420 с.
4. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии
ребенка/ К.С. Глаголева // Молодой ученый. - 2017. - №4. -С. 324
5. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата/ Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ ред. Н. В. Микляевой .- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2016 .- 411 с.
6. Ежикова Н.С. Теоретические основы дошкольного образования: учеб.
пособие для СПО/ Н.С. Ежова.- М.: Юрайт, 2016.- 183 с
7. Коваленко, В.Г. Дидактические игры с дошкольниками / В.Г. Коваленко. - М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
8. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Клюев и др.-Ярославль: Академия развития, 2007.- 240 с.
9. Козлова С.А. Дидактические игры/ С.А. Козлова// Дошкольная педагогика/ С.А. Козлова.- М.: Академия, 2009.- С. 322
10. Купина Н.А. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевая игры/ Н.А. Купина.- М., 2005.- 176 с.
11. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: уч. пособие для вузов / И.Н. курочкина.- М.: Академия, 2007.- 256 с.
12. Курочкина И.Н. Этикет в формировании личностной успешности ребенка/ И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание – 2014.- №6.- С. 27
13. Лапина С.А. Культура поведения дошкольника/ С.А. Лапина// Дошкольное воспитание.- 2006.- №7.- С. 16
14. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие/ Г.М. Лямина.- М.: Айрис-Пресс, 2006.- 318 с.
15. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 368 с.
16. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада/ С.В. Петерина.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 96 с.
17. Психология здоровья дошкольника/ Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Речь, 2010.-297 с.
18. Разенкова Ю.А. Развитие речи детей раннего возраста/ Ю.А. Разенкова.- М.: Айрис-Пресс, 2006.- 421 с.
19. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Т.А. Репина.- М.: педагогика, 2008.- 148 с.
20. Савченко А. Культура общения: учебник / А. Савченко. – М.: Абрис, 2014. - 416 с.
21. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. - М.: ИНФА, 2016. - 146 с.
22. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения/ Т.А. Шорыгина.- М.: Сфера, 2014. – 198 с.
23. Воспитание культуры общения детей дошкольного возраста[Электронный ресурс]// Развитие детей.- Режим доступа: http://bukvic.ru/vospitanie-kulturyi-obshheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta/, свободный.- (дата обращения 13.03.2018)
24. Как сформировать у ребенка культуру общения [Электронный
ресурс]// Культура общения детей – особенности и средства развития.- Режим доступа: https://podrastu.ru/deyatelnost/kommunikativnaya/kultura-obshenija-detei.html, свободный.- (дата обращения 12.03.2018)
25. Культура общения детей [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://sonyaclub.ru/kultura-obshheniya-detej/, свободный.- (дата обращения 12.03.2018)