ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СТАЖЕМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
ТРУДОМ У УЧИТЕЛЕЙ 7
1.1 Общая характеристика эмоционального выгорания 7
1.2 Эмоциональное выгорание у педагогов 12
1.3 Удовлетворенность трудом учителей 16
Выводы по главе 1 19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
ТРУДОМ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СТАЖЕМ 21
2.1. Выбор методик и организация исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 23
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
ТРУДОМ У УЧИТЕЛЕЙ 7
1.1 Общая характеристика эмоционального выгорания 7
1.2 Эмоциональное выгорание у педагогов 12
1.3 Удовлетворенность трудом учителей 16
Выводы по главе 1 19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
ТРУДОМ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СТАЖЕМ 21
2.1. Выбор методик и организация исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 23
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Проблема синдрома эмоционального выгорания в настоящее время весьма актуальна и обусловлено тем, что это - непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью и успешностью деятельности учреждения в целом. Современные образовательные учреждения становятся все более сложной системой, им приходится действовать в изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Центральное место в процессе решения многих задач, стоящих перед образовательным учреждением, принадлежит педагогам, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Это возможно только при высокой
стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, личностного,
мотивационного включения в работу, и высокой удовлетворенности педагогической деятельностью.
Высокая актуальность изучения проблемы эмоционального выгорания педагогов объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия очень существенны. Эмоциональное выгорание - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, оно становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда [4].
Над эмоциональным выгоранием работали многие ученые (К. Маслач , П. Торнтон, К. Кондо, Е. Махер А. Пайнс, К. Роджерс, В.В. Бойко и др.).
Проблемами удовлетворенности работой в разное время занимались Л. Козер, М. Альберт, Дж.Г. Скотт, Ю.Г. Запрудский, Л.Г. Почебут, Ф. Хоппе, М.А. Робер, К. Левин, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, В.М. Шепель, М.А. Дмитриева В.А. Ядов, А.А. Киссель, А.А. Мурутар, И.М. Попова и др.
Педагогическим работникам, по роду своей деятельности, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно эмоциональное выгорание. Это связано с тем, что в своей деятельности педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свои эмоции и чувства, являясь своего рода «эмоциональным донором», что относится к факторам профессионального риска. Однако, как известно не все педагоги склонны к эмоциональному истощению, многие успешно работают в данной области многие годы и удовлетворены своей деятельностью [21].
Цель: исследовать степень выраженности эмоционального выгорания и уровень удовлетворённости трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
Объект: учителя, имеющие разный педагогический стаж
Предмет: синдром эмоционального выгорания и удовлетворенность трудом.
Гипотеза: Существуют различия в выраженности эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристику понятия «синдром эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его формирование.
2. Подобрать психодиагностические методики для проведения исследования.
3. Провести эмпирическое исследование с целью определения степени выраженности эмоционального выгорания у учителей с разным педагогическим стажем.
4. Провести эмпирическое исследование с целью определения уровня удовлетворённости трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
5. Определить с помощью математической статистики существуют ли различия между выраженностью эмоционального выгорания и удовлетворенностью трудом между двумя исследуемыми выборками.
Методологической основой данной работы являются основные теоретические и методологические концепции, сформулированные в работах исследователей, таких как К. Маслача, Х. Дж. Фрейденбергера, В.В. Бойко, К. Роджерса, С.Джексона.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической литературы и периодических изданий по проблеме исследования; эмпирические: проведение исследования с помощью методик: «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко, «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В.Батаршева; статистические: количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы с использованием методов математической статистики при помощи t-критерия Стьюдента.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для психологов, а также может использоваться педагогами, с целью изучения данного явления и его предотвращения.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной работы в области изучения синдрома эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «СОШ №2» г. Елабуга.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе анализируется имеющаяся информация по данной теме, описываются особенности синдрома эмоционального выгорания. Во второй главе описывается проведенное эмпирическое исследование, анализируются результаты и на их основе делаются выводы.
Результаты исследования апробировались в Международной студенческой научно-практической конференции «Инструменты эффективного развития современной науки. Молодежные чтения» 18-19 февраля 2016 года (г.Кемерово)
стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, личностного,
мотивационного включения в работу, и высокой удовлетворенности педагогической деятельностью.
Высокая актуальность изучения проблемы эмоционального выгорания педагогов объясняется тем, что оно начинается незаметно, а его последствия очень существенны. Эмоциональное выгорание - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, оно становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда [4].
Над эмоциональным выгоранием работали многие ученые (К. Маслач , П. Торнтон, К. Кондо, Е. Махер А. Пайнс, К. Роджерс, В.В. Бойко и др.).
Проблемами удовлетворенности работой в разное время занимались Л. Козер, М. Альберт, Дж.Г. Скотт, Ю.Г. Запрудский, Л.Г. Почебут, Ф. Хоппе, М.А. Робер, К. Левин, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, В.М. Шепель, М.А. Дмитриева В.А. Ядов, А.А. Киссель, А.А. Мурутар, И.М. Попова и др.
Педагогическим работникам, по роду своей деятельности, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно эмоциональное выгорание. Это связано с тем, что в своей деятельности педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свои эмоции и чувства, являясь своего рода «эмоциональным донором», что относится к факторам профессионального риска. Однако, как известно не все педагоги склонны к эмоциональному истощению, многие успешно работают в данной области многие годы и удовлетворены своей деятельностью [21].
Цель: исследовать степень выраженности эмоционального выгорания и уровень удовлетворённости трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
Объект: учителя, имеющие разный педагогический стаж
Предмет: синдром эмоционального выгорания и удовлетворенность трудом.
Гипотеза: Существуют различия в выраженности эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристику понятия «синдром эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его формирование.
2. Подобрать психодиагностические методики для проведения исследования.
3. Провести эмпирическое исследование с целью определения степени выраженности эмоционального выгорания у учителей с разным педагогическим стажем.
4. Провести эмпирическое исследование с целью определения уровня удовлетворённости трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
5. Определить с помощью математической статистики существуют ли различия между выраженностью эмоционального выгорания и удовлетворенностью трудом между двумя исследуемыми выборками.
Методологической основой данной работы являются основные теоретические и методологические концепции, сформулированные в работах исследователей, таких как К. Маслача, Х. Дж. Фрейденбергера, В.В. Бойко, К. Роджерса, С.Джексона.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ социологической, психолого-педагогической литературы и периодических изданий по проблеме исследования; эмпирические: проведение исследования с помощью методик: «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко, «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В.Батаршева; статистические: количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы с использованием методов математической статистики при помощи t-критерия Стьюдента.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для психологов, а также может использоваться педагогами, с целью изучения данного явления и его предотвращения.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы для дальнейшей научной работы в области изучения синдрома эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «СОШ №2» г. Елабуга.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе анализируется имеющаяся информация по данной теме, описываются особенности синдрома эмоционального выгорания. Во второй главе описывается проведенное эмпирическое исследование, анализируются результаты и на их основе делаются выводы.
Результаты исследования апробировались в Международной студенческой научно-практической конференции «Инструменты эффективного развития современной науки. Молодежные чтения» 18-19 февраля 2016 года (г.Кемерово)
Эмоциональное выгорание - это состояние эмоционального, психического и физического истощения, вызванное чрезмерным и длительным стрессом. Впервые термин «эмоционального выгорания» был введен Гербертом Фрейденбергом в 1974 году. Он проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни.
Удовлетворенность трудом - это приятное, позитивное, эмоциональное состояние, исходящее из оценки своей работы или опыта работы. Одной из первых к проблеме удовлетворенности трудом в профессиональной деятельности педагога обратилась Н.В.Кузьмина. Главное в формировании удовлетворенности трудом, по мнению Н.В.Кузьминой, - овладение мастерством в учебно - воспитательной работе с детьми. В этом случае процесс деятельности, возможность учить и воспитывать детей и общение с ними приносят наибольшее удовлетворение, вознаграждая учителя за все трудности, которые ему приходится преодолевать в процессе деятельности.
Целью данного исследования является исследование степени выраженности эмоционального выгорания и уровень удовлетворённости трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
Для осуществления цели были использованы методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко и тест «интегральная удовлетворенность трудом» А.В.Батаршева. Для выявления различий в развитии данного синдрома и удовлетворенности работой у учителей с педагогическим стажем до 15 и от 15 лет, было предпринято эмпирическое исследование. Результаты показали, что больше подвержены формированию выгорания, учителя первой выборки. А удовлетворенность трудом у обеих выборок одинаковая.
Таким образом, в данной исследовательской работе гипотеза о том, что существуют различия в выраженности эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом у учителей с педагогическим стажем до 15 и от 15 лет подтвердилась частично. В выраженности эмоционального выгорания различия выявились, а в уровне удовлетворенности трудом нет. На основании этого можно сделать вывод, что педагогический стаж влияет на развитии выгорания, но не так сильно влияет на удовлетворенность трудом, на нее влияют и другие объективные и субъективные внешние факторы.
Удовлетворенность трудом - это приятное, позитивное, эмоциональное состояние, исходящее из оценки своей работы или опыта работы. Одной из первых к проблеме удовлетворенности трудом в профессиональной деятельности педагога обратилась Н.В.Кузьмина. Главное в формировании удовлетворенности трудом, по мнению Н.В.Кузьминой, - овладение мастерством в учебно - воспитательной работе с детьми. В этом случае процесс деятельности, возможность учить и воспитывать детей и общение с ними приносят наибольшее удовлетворение, вознаграждая учителя за все трудности, которые ему приходится преодолевать в процессе деятельности.
Целью данного исследования является исследование степени выраженности эмоционального выгорания и уровень удовлетворённости трудом у учителей с разным педагогическим стажем.
Для осуществления цели были использованы методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко и тест «интегральная удовлетворенность трудом» А.В.Батаршева. Для выявления различий в развитии данного синдрома и удовлетворенности работой у учителей с педагогическим стажем до 15 и от 15 лет, было предпринято эмпирическое исследование. Результаты показали, что больше подвержены формированию выгорания, учителя первой выборки. А удовлетворенность трудом у обеих выборок одинаковая.
Таким образом, в данной исследовательской работе гипотеза о том, что существуют различия в выраженности эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом у учителей с педагогическим стажем до 15 и от 15 лет подтвердилась частично. В выраженности эмоционального выгорания различия выявились, а в уровне удовлетворенности трудом нет. На основании этого можно сделать вывод, что педагогический стаж влияет на развитии выгорания, но не так сильно влияет на удовлетворенность трудом, на нее влияют и другие объективные и субъективные внешние факторы.
Подобные работы
- Эмоциональное выгорание педагогов в зависимости от
показателей удовлетворенности трудом
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГОВ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с
продолжительностью профессиональной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с
профилем преподаваемых дисциплин
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Синдром эмоционального выгорания у сотрудников торговой организации и методы его профилактики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2019 - Синдром эмоционального выгорания у сотрудников МЧС
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020



