ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗа. ПОДТЕМА: ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ Г. КЕМЕРОВО 2016 Г. ПРИ ВЫБОРЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МОТИВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Сущность мотивации 8
1.2 Подходы к вопросам мотивации 12
1.3 Мотивация в сфере образования 20
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФГБОУ ВО КЕМТИПП 29
2.1 История создания и развития ФГБОУ ВО КемТИПП 29
2.2 Организационная структура ФГБОУ ВО КемТИПП 34
2.3 Деятельность ФГБОУ ВО КемТИПП 37
2.4 Маркетинговая деятельность ФГБОУ ВО КемТИПП 40
2.5 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФГБОУ ВО КемТИПП 44
3 АНАЛИЗ И ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ 51
3.1 Анализ мотивации потенциальных абитуриентов при выборе вуза
г. Кемерово 51
3.2 Результаты анкетирования 52
3.3 Рекомендации по повышению мотивации выпускников 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Получение высшего образования в жизни каждого человека играет значимую роль, оно способствует процессу становления человека как личности, формирует и расширяет мировоззрение и во многом определяет человека в собственной жизни. Мотивация выступает одним из факторов, влияющих как на выбор получения образования, так и на дальнейшую сферу деятельности. Именно мотивация побуждает человека к действиям и определяет его движущие силы.
В результате социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране, как следствие ведет и к изменению мотивов получения высшего образования для молодых людей. Также, меняются предпочтения в выборе профессионального вида деятельности и главным образом, меняются цели получения образования. Именно поэтому необходимо отслеживать и проводить исследования с целью выявления движущих сил потенциальных абитуриентов.
Актуальность данной работы заключается в том, что мотивация, главным образом, оказывает влияние на становление и развитие личности. Побуждает школьника к учебной деятельности, социально - психологически подготавливает студента к процессу обучения в высшем учебном заведении, а также, формирует и подготавливает будущего специалиста к дальнейшей жизни. Практически каждый выпускник школы осознает, какую роль в его жизни играет получение высшего образования. Главным образом, от выбора профессии, также, как и от выбора высшего учебного заведения зависит его дальнейшая жизнь. И, уже на пороге выпуска, школьник должен определиться с выбором. Вследствие этого повышается и спрос на образовательные услуги, а высшие учебные заведения, в свою очередь, сталкиваются друг с другом в конкурентной борьбе.
Чтобы каким-то образом активизировать и оказать влияние на выбор будущего потенциального абитуриента, вузам необходимо проводить мониторинг и тщательно отслеживать изменения, происходящие в данной сфере. Высшие учебные заведения должны изучать все тенденции, которые протекают и оказывают влияние на мотивационный процесс выпускника, для того, чтобы своевременно предлагать новые методики и формы учебного процесса.
На сегодняшний день, высшее образование определяет будущее человека, а полученная профессия, несомненно, влияет на степень удовлетворенности своей жизнью. Таким образом, выбор профессиональной направленности - является одной из самых сложных задач, стоящих перед выпускниками школ.
Объектом исследования является ФГБОУ ВО КемТИПП (Университет).
Предметом исследования является профориентационная деятельность по вопросам мотивации потенциальных абитуриентов г. Кемерово.
Цель данной работы заключается в выявлении и изучении основных мотивов выпускников школ при выборе высшего учебного заведения, а также пути повышения мотивации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы мотивации;
2) разработать анкету для исследования и изучения основных мотивов и предпочтений при выборе вуза выпускниками школ г. Кемерово;
3) изучить вторичную информацию о мотивации и выборе высшего учебного заведения выпускниками школ;
4) провести анкетирование и собрать первичные данные в школах г. Кемерово;
5) изучить и провести анализ полученных данных;
6) сформулировать и сделать выводы по полученным результатам;
7) привести основные рекомендации и пути повышения мотивации школьников в сфере высшего образования.
При написании данной научно-исследовательской работы использовались научные труды в области психологии, экономического анализа, менеджмента таких авторов как: Зотов В.П. «Комплексный анализ хозяйственной деятельности», Полукаров В.Л. «психология менеджмента», Галяутдинов Р.Р.
В написании данной научно-исследовательской работы было проведено маркетинговое исследование рынка образовательных услуг, главной целью которого являлось выявление мотивации потенциальными абитуриентами города Кемерово при выборе высшего учебного заведения и предложены мероприятия по повышению конкурентоспобности вуза, а также были предложены мероприятия по повышению мотивации потенциальных абитуриентов.
Работа содержит введение, в котором указывается актуальность данной работы, объект, предмет, цели и задачи.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы мотивации и мотивации в сфере образования. Также, были приведены аспекты и пути повышения мотивации школьников разного звена. Рассмотрены различные модели мотиваций разных авторов, таких как: А.Маслоу, К.П. Альфреда, ф.Герцберга, Мак-Клелланда, также, рассмотрены процессуальные теории мотивации Дж.Ст. Адамса, комплексная теория мотивации Портера-Лоулера, теория постановления целей Э. Локка, теория МакГрегори и Оучи. Также, рассмотрены различные толкования понятий «мотивация» и «мотив».
Во второй главе была изучена организационно-экономическая характеристика и проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ФГБОУ ВО КемТИПП. Рассмотрены этапы создания и развития Кемеровского Технологического Института Пищевой Промышленности (Университета), а также, в данной главе, представлена организационная структура, основные конкуренты, партнеры и предлагаемые образовательные услуги.
В третьем главе был проведен анализ первичной информации в сфере образования. Для написания третьей главы выпускниками школ города Кемерово была предложена анкета, которая состояла из 12 вопросов, 10 которых - открытого типа.
По результатам данного исследования было выявлено, что:
Среди выпускников города Кемерово существует достаточно высокий спрос на получение высшего образования, а именно 82% опрошенных респондентов нацелены на поступление в высшие учебные заведения.
КузГТУ, КемГУ и КемТИПП - вузы, которые чаще всего выбирали выпускники школ города Кемерово.
Главный критерий при выборе вуза для большинства респондентов является- дальнейшее трудоустройство.
Основные факторы, оказывающие влияние на выбор высшего учебного заведения - СМИ и семья и родители.
Негативно влияют количество бюджетных мест и высокая оплата обучения.
42% опрошенных выпускников города Кемерово планируют получить высшее образование с целью хорошего заработка в будущем.
Отношение потенциальных абитуриентов к слиянию КемТИПП и КемГУ распределилось практически равнозначно, но все же, 36% опрошенных положительно относятся к данному процессу слияния. И в результате данного объединения, для 43% опрошенных респондентов отношение к КемТИПП останется неизменным.
Из представленных направлений КемТИПП чаще всего, выпускники, выбирали: экономику, менеджмент, управление качеством, пожарную безопасность и торговое дело.
В результате данной работы, были даны рекомендации, главной целью которых является повышение мотивации к учебной деятельности среди выпускников, посредством усовершенствования профориентационной деятельности Кемеровского Технологического Института Пищевой Промышленности (Университет).