Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СЛАВЯН В ЭПОХУ ЯЗЫЧЕСТВА

Работа №54963

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
397
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Быт и нравы восточных славян 14
1.1 Семейно-брачные отношения 14
1.2 Жилище 18
1.3 Сельское хозяйство, ремесло 21
1.4 Славянская одежда 35
1.5 Особенности языческого культа 41
2.1 Борьба с язычеством в процессе христианизации 51
2.2 Христианско-языческий синкретизм Руси 65
Заключение 73
Список использованных источников и литературы


Русь как раннефеодальное, славянское государство сформировалось в IX¬X вв. и занимало огромную территорию в центре Русской равнины от Черного моря на юге до Балтийского и Белого на севере, с административным центром в г. Киеве и во главе с великим князем. В Х в. население Руси составляло более 5 миллионов человек. По тем временам это было очень много. Для сравнения: в 1086 г. в Англии проживало 1,7 миллиона человек. К моменту официального принятия христианства в состав Киевского государства вошли практически все разрозненные княжества: в 80-е годы IX в. - приильменские словены, полоцкие и смоленские кривичи, древляне, северяне, мери, веси, частично чуди. В X столетии к Руси были присоединены уличи, вятичи, обширные территории на Волге и Северном Кавказе, земли ятвягов и др. Константинопольский патриарх Фотий в известном «Окружном послании» (867 г.) сообщает, что русы
поработили «всех, находящихся вокруг себя».
«К началу IX в., в центре восточнославянских племен сложилось государство Русь, объединяющее почти половину племен вокруг Киева и ведшее борьбу с кочевниками, с Византией и с варягами» - писал Б.А. Рыбаков.
Б.Д. Греков началом Киевского Государства считал захват Киева новгородским князем Олегом (882 г.) и распространением великокняжеской власти на Киевские и Новгородские земли. Не вдаваясь в дискуссию о точной датировке времени образования государства Русь, нам важно отметить, что большинство историков единодушно признают образование его задолго до

Понятием «язычество» принято обозначать огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившихся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сформировались основные мировые религии. Он существовал у всех народов мира, но в разное время уступил место более развитым религиозным системам. Однако, те или иные его следы сохранились в различных областях человеческой культуры до наших дней.
Термин происходит от слова «языци», т.е. народы. Часто вместо язычества используют термин многобожие, поскольку, в отличие от христианства, где превыше всего стоит всеобъемлющая личность одного бога, язычество - религия одухотворенной природы. Поэтому в нем и появляется много богов, каждый из которых связывается с определенным явлением природы или конкретным предметом.
Но само язычество не оставалось неизменным, а постепенно менялось, поскольку развивалось сознание людей. Обычно в его развитии выделяют две стадии - древнейшую, связанную с культом природы, и более позднюю, когда появилось почитание изображений божеств - идолов - и человеческие жертвоприношения.
С появлением христианства многобожие (политеизм) сменилось единобожием - теизмом (от греч. теос - бог). Изменился и порядок почитания бога. Принесение в жертву конкретных предметов и даже людей было заменено символической, «бескровной» жертвой, совершаемой лишь в сознании верующих.
После распространения христианства языческие верования восточных славян были включены в христианский культ. Однако и внутри христианства языческие элементы не забылись, а продолжали существовать и дожили до нашего времени. Прежде всего, следует говорить об обрядовой стороне язычества, которую православие приняло в значительной степени.
4
Обряды сопровождавшие языческие праздники, пережили само язычество. Они удержались в народе до нашего времени и были приурочены к праздникам христианского календаря: коляда - к Святкам, проводы зимы - к Масленице, красная горка и радуница - к Святой и Фоминой неделям, купала и русалии - к Иванову дню. В результате, для древнерусского человека сложилось так называемое «двоеверие», отразившее мировоззрение, в котором языческие представления соединились в одно целое с догматами христианства.
Как и другие религии, славянское язычество отразило стремление людей разобраться в окружающей их природе. Одухотворение земли, воды, огня, растений и животных составляло важнейшую часть языческого культа. Его следы сохранились до наших дней во множестве примет, обычаев и поверий. Они иногда называются предрассудками. Наиболее полно эти поверья реализованы в народном календаре, где древнейшие верования соединились с накопленным веками опытом крестьян-земледельцев. Этот календарь охватывал все стороны трудовой и бытовой жизни человека.
В свою очередь и христианство принесло с собой ежегодно повторявшийся круг праздников, богослужений и дней памяти святых. Календарные земледельческие праздники, образовавшие ежегодно повторявшуюся последовательность, достаточно четко соотнеслись с христианскими представлениями, в результате чего и появился тот феномен, который называют народным православием.
Рассматривая источники по истории восточнославянской повседневной жизни и язычества нужно подчеркнуть, что до сих пор науке неизвестны такие письменные источники, которые отражали бы ситуацию с точки зрения славянской дохристианской культурной традиции. Поэтому все имеющиеся письменные источники вторичны - в основном, это сообщения греко¬римских историков и восточных путешественников, летописи, поучения отцов православной церкви против язычества.
Важной историографической и источниковедческой проблемой второй половины ХХ-го века является появление «Влесовой книги», якобы
5
древнейшего и единственного полноценного письменного источника по славянскому язычеству. Фальсификация, разоблаченная советскими историками и филологами еще в 1960-х годах, благодаря стараниям журналистов и отдельных учёных, продолжает до сих пор существовать в печати как «подлинный древний документ».
Фольклор является самым обширным и богатым среди источников по повседневности и язычеству. При изучении соотношения вербальных текстов с архаичными народными представлениями предпочтение при жанровом отборе традиционно отдаётся космогоничным и культурным мифам, заговорам, волшебным сказкам, былинам, ранним формам эпоса, загадкам, ряду пословиц и поговорок, а также всему многообразию обрядового фольклора.
Ведущим методологическим приёмом в фольклорной реконструкции оказывается выявление определённой инвариантной формы на основе анализа многочисленных вариантов изучаемого явления.
Особую ценность имеют археологические источники как синхронные изучаемым явлениям. Определённые же сложности проявляются в проблемах, которые могут возникнуть в процессе их интерпретации. Основными археологическими источниками по славянской языческой повседневности можно назвать древние захоронения, языческие святилища, обереги с языческой символикой, атрибуты языческих ритуалов, языческие орнаменты и украшения на различных предметах быта.
Многочисленные этнографические экспедиции последних двух веков представили значительный материал для изучения повседневности, религиозных аспектов дохристианской культуры. Большинство проблем в интерпретации фольклорных источников актуальны и для этнографического материала. К используемым в изучении славянского язычества
этнографическим источникам относятся семейные и календарные обряды; связанные с жилищем элементы: архитектурный декор дома, домашняя утварь и предметы быта, обряды, связанные с возведением дома и новосельем, с печью и очагом, с «хозяйственными» духами; традиционная одежда восточных славян.
Дополнительную информацию для реконструкции славянской языческой повседневности дают, зачастую пересекающиеся в своём предметном поле с письменными и фольклорными источниками, данные лингвистики (этимологии, топонимики и др.). Большие успехи в этой области были достигнуты Н.И. Толстым и С.М. Толстой, В.Н. Топоровым, В.В. Ивановым, О.Н. Трубачёвым, Б.А. Успенским и др. Их работы заняли видное место в ряде исследований по славянскому язычеству и ввели в научный оборот новые данные, оригинальные теории и гипотезы, базирующиеся на методах филологии и языкознания.
При всей спорности многих положений до сих пор фундаментальными являются труды академика Б.А. Рыбакова. Классическими стали многие публикации В.В. Седова, написанные на стыке археологии и традиционной 9 истории.
Постоянное исследовательское внимание к восточнославянскому язычеству присуще российской исторической науке, практически с момента ее зарождения. Ныне данной проблематикой занимаются представители различных отраслей гуманитарного знания: историки, языковеды, археологи, этнолингвисты, этнографы, искусствоведы и др. И это закономерно. «Славянское язычество существенно и интересно для науки не только само по себе как форма и система культурных ценностей древних славян (праславян), - писал Н.И. Толстой в связи с рассмотрением вопроса о роли язычества в славянской культурной традиции, - но и как важный компонент культуры последующих эпох, как генетическая основа славянской народной культуры и фольклора».
Обращение к дохристианским языческим верованиям позволяет вскрыть глубинные пласты культуры современных восточнославянских народов, некоторые особенности их менталитета, равно как и выявить мировоззренческие основы представлений древних славян, являющиеся одной из базисных составляющих духовной культуры восточнославянских этносов. Поэтому не случайным является выход в последние десятилетия целого ряда обобщающих трудов, посвященных (пра)славянской, в том числе восточнославянской, языческой архаике.
Особенно значимы в этой связи работы о существовавшем в Киеве в годы «первой религиозной (языческой) реформы» (980 - 988 гг., по хронологии «Повести временных лет») великого князя Владимира пантеон богов (согласно той же «Повести временных лет», он включал Семаргла и Хорса Перуна, Дажьбога, Стрибога, Мокошь).
Характерными чертами современной историографии
восточнославянского язычества являются, принципы беспристрастности и объективности научного исследования, внимания к альтернативным взглядам и гипотезам. К началу XXI века на смену марксистско-ленинской идеологии и методологии пришёл плюрализм мнений и подходов.
Второй пласт источников и историографии, связанный собственно с процессом христианизации Древней Руси кажется огромным и разнообразным, но и здесь не всё так просто и однозначно.
Несмотря на имеющиеся летописные источники, устные предания и большое число научных трудов по ранней истории Русской церкви и принятию христианства, многие аспекты этой проблемы остаются до конца невыясненными, дискуссионными, и различными исследователями трактуются неоднозначно. Прежде всего, это относится к установлению точной даты и места крещения князя Владимира, последовательности смены событий. Где и когда приняла крещение княгиня Ольга? Когда была официально узаконена русская митрополия и кто был ее первым митрополитом? Сколько было крещений? На эти и многие другие вопросы по истории русской церкви нет точных ответов. Полемика по этой проблеме велась на протяжении многих лет и ведется до настоящего времени.
Подобная ситуация объясняется тем, что подлинные источники по Крещению Руси, написанные очевидцами этих событий, до нас не дошли. В большинстве случаев различные аспекты проникновения и принятия христианства базируются на устных преданиях и легендах. Дошедшие до наших дней летописные материалы, в основном, датируются XI-XII вв., то есть, написаны они были через одно-два столетия после крещения и, видимо, также составлены по устным преданиям. Более того, они неоднократно переписывались, редактировались, перерабатывались, дополнялись, что в конечном итоге приводило к появлению в них различных ошибок, неточностей, противоречивых сведений, а порой и просто тенденциозного изложения материала.
Основным источником по христианизации Руси является «Повесть временных лет», называемая иногда «Начальной летописью». Создателем ее считался монах Киевского-Печерского монастыря Нестор, живший в XI-начале XII вв. По мнению А.А. Шахматова, этому творению предшествовали начальные своды 1095 г. и даже 939 г. На основе их и было написано Нестором это произведение, которое он завершил около 1113 г. После Нестора «Повесть временных лет» редактировалась игуменом Выдубицкого монастыря в Киеве Сильвестром (умер в 1123 г.), а затем в Печерском монастыре летописцем, близким к князю Мстиславу Владимировичу (сыну Владимира Мономаха). «Повесть временных лет» сохранилась в двух редакциях: Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. Проблема их взаимоотношения слабо изучена, а источники не вполне выявлены. Мной в работе использовались тексты летописи в переводе Д.С. Лихачева, а также фрагменты летописи по Лаврентьевскому списку.
Достоверность материалов по Крещению Руси, изложенных в «Повести временных лет», многими историками (Е.Е. Голубинским, М.Д. Приселковым, А.А. Шахматовым и др.) подвергается критике, так как эти материалы считаются более поздними вставками, и даже тенденциозным вымыслом. Это, прежде всего, относится к «Речи философа» и «Корсунской легенде». Тенденциозной считает «Повесть временных лет» А.В. Карташев. Сам летописец - сторонник Корсунской версии, сообщает, что существуют и другие версии, но их не рассматривает.
А.А. Шахматов, более двадцати лет, изучавший древнейшие летописи, вынужден был признать неразрешимой задачей реконструкцию древних летописных сводов, в связи с тем, что они имеют идеологический, субъективный характер.
Второй важный источник - «Слово о Законе и Благодати» первого русского митрополита Илариона написан между 1037 г. и 1050 г., и является первым известным нам памятником древнерусского торжественного красноречия. Основные темы этого произведения - прославление Русской Земли, ее «кагана» Владимира и князя Ярослава. Это первая философско- нравственная работа по русскому православию, в которой, наряду с общими вопросами мироздания, путем сравнения Ветхого и Нового заветов, дается описание судьбы русского народа и распространения христианства на Руси. Работа насыщена пафосом патриотизма, верой в будущее русского народа. Известно около 50 списков «Слова о Законе и Благодати», но в качестве основного в современной науке фигурирует список из Синодальной библиотеки (№ 591), обнаруженный А.В. Горским.
Д.С. Лихачев приравнял «Слово о Законе и Благодати» к го-сударственному акту, государственной декларации. Предполагается, что произнесено «Слово» было в Софийском Соборе по случаю его открытия.
Иларион, как священнослужитель и патриот, с восторгом и оптимизмом говорит о христианизации всей Руси: «И в единое время вся земля наша восславила Христа с отцом и святым духом». В этой его увлеченности сквозит субъективное восприятие событий, так как, по другим источникам, крещение Руси осуществлялось не так восторженно и повсеместно.
Важными документами для раскрытия темы о крещении Руси служат внелетописные сказания, в той или иной мере отразившиеся в летописи, но несущие в ряде случаев дополнительную информацию. Это такие документы, как «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха, Молитва князя Владимира, «Киевско-Печерский патерик», «Слово о том, како крестился Володимир, возмя Корсунь» и др. сказания.
Все эти сказания, в силу субъективного восприятия авторами одних и тех же описываемых событий, наряду с общими моментами, нередко существенно различаются в описании места, времени, последовательности тех или иных событий. Во всех этих источниках вытеснение язычества представлено как
благое и богоугодной дело, а сами язычники обрисованы только в негативном свете. Естественно, это значительно усложняет анализ оценки христианизации Руси, требует тщательного и осторожного их использования, сопоставления с другими источниками. Так, в «Памяти и похвале Владимиру» Иакова Мниха место и дата крещения князя Владимира не согласуется с данными “Повести временных лет”.
Среди многочисленных научных трудов отечественных историков по вопросу христианизации Руси, прежде всего, необходимо отметить сводные работы по истории Русской церкви, авторами которых были митрополит Макарий (Булгаков), Е.Е. Голубинский, Н.М. Никольский, А.В. Карташев и др. Другая большая группа работ посвящена проникновению и принятию христианства на Руси или отдельным спорным проблемам, касающихся этого события.
Число этих работ очень велико, важнейшие из них монографии: О.М Рапов, А.Г. Кузьмин, сборники «Введение христианства на Руси» и «Как была крещена Русь» и др.
В последние годы казанские историки опубликовали несколько работ непосредственно связанных с христианизацией Руси. Это, прежде всего книги и статьи П.И. Гайденко. Кроме того, вышел первый выпуск многотомного издания источников по ранней истории христианства на Руси.
Многие аспекты перехода от Руси языческой к Руси христианской до конца еще не освещены, являются дискуссионными и нуждаются в дальнейших исследованиях.
Определяющим в научной проблематике работы является не интерес к язычеству или христианизации вообще, а рассмотрение язычества и процессов христианизации как явлений культуроцентричных.
Объектом исследования в работе является повседневная жизнь славян в эпоху язычества, предметом - вытеснение языческих верований у славян.
Цель настоящей дипломной работы - рассмотреть повседневную жизнь славян в эпоху язычества, обратив внимание на борьбу христианства с язычеством.
Для того, чтобы наиболее объективно представить себе сущность этого явления (очень часто трактуемого как поворотный момент в отечественной истории), необходимо решить две основные задачи:
провести разносторонний анализ восточнославянской повседневности, обратить внимание на проникновение христианства и рассмотреть последствия падения язычества.
В соответствии с поставленными задачами, в структурном отношении в работе, помимо введения и заключения, списка использованных источников и литературы, предусматриваются две самостоятельные главы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В IX-X вв. в центральной части Русской равнины, вдоль торгового пути «из варяг в греки», в бассейне Днепра, Волхова сформировалось сильное славянское государство Русь с центром в городе Киеве. Господствующей религией было язычество.
К исходу I тысячелетия н. э. восточнославянское язычество представляло собой причудливое переплетение различных верований. Это была смесь языческих культов разных уровней, начиная от архаических и кончая сравнительно поздними, характерными для последней стадии развития первобытнообщинного строя. Поэтому в религии восточных славян примитивизм соседствовал с относительно развитыми воззрениями: русский славянин молился камням и болотам, но в то же время поклонялся верховным богам огромных объединений племен, богам, которые владычествовали над всем и всеми. Вот почему любые однозначные оценки восточнославянского язычества недопустимы.
Говоря о темных сторонах язычества восточных славян, примитивности определенной части их верований, нельзя закрывать глаза на достижения религиозного сознания русских славян, приближавшегося к монотеизму. Довольно красноречива и веротерпимость русов по отношению к инаковерующим, будь то иноземцы или даже соплеменники. Именно веротерпимостью объясняется тот факт, что в Киеве еще за полвека до «крещения Руси» сложилась христианская община и была построена соборная церковь. Веротерпимость едва ли совместима с озлобленностью и мстительностью.
Ни о каком упадке язычества на Руси в Х в. и речи быть не может. Очевидно, что принятие христианства было продиктовано какими-то чрезвычайно важными причинами, но искать их надо не внутри язычества, а вовне.
Процесс проникновения и распространения христианства нельзя считать кратковременным актом. Он охватил период более ста лет и начался, по крайней мере, в 60-е годы IX в., если не принимать во внимание
малоправдоподобную легенду о деятельности апостола Андрея. Большинством историков эта легенда признается вымыслом, имеющим политическую направленность с целью приравнять Киев, как центр христианства, к Константинополю и Риму. Именно в 60-е годы IX в. константинопольским патриархом Фотием в его проповедях в Афоне сообщается о первых крещениях варягов-россов. С тех пор постепенно христианство проникало на Русь, захватывая различные слои населения, прежде всего государственную элиту, дружинников, купцов. В ответ на нашествие варягов-русов на Византию с севера на юг, она отвечала христианизацией этих народов с юга на север.
Важнейшей особенностью развития восточнославянского язычества состояла в том, что незадолго до введения христианства в качестве государственной религии великим князем Владимиром была предпринята языческая реформа, имевшая общегосударственный масштаб и ясно выраженную монотеистическую направленность.
Содержанием «первой религиозной реформы» Владимира являлось провозглашение княжеско-дружинного бога-покровителя Перуна верховным божеством, «богом богов» Руси, именно в этом заключался ее общегосударственный характер. Проводя реформу, великий князь преследовал цели укрепления личной власти в государстве, а также центральной власти вообще через усиление ее сакрализации, что позднее явилось и одной из ключевых религиозно-политических причин введения христианства. Киевский же Владимиров пантеон богов общегосударственного (либо общевосточнославянского) характера не носил, его составили наиболее чтимые населением южной части восточнославянского/древнерусского ареала божества. Создание пантеона было в первую очередь следствием конкретной внутриполитической обстановки на юге страны в начале великого княжения
Владимира и имело целью завоевание симпатий этого населения, особенно Киева, в большинстве своем остававшегося язычниками.
В силу своей отчетливо выраженной монотеистической направленности, «первая религиозная реформа» явилась событием первостепенной важности, до известной степени расчистившим религиозно-идеологическую и психологическую почву для введения христианства в качестве государственной религии, а также продемонстрировавшим принципиальную готовность правящих верхов к этому вскоре последовавшему шагу. Таково было ее основное следствие.
Нельзя согласиться с мнением, что русская культура начинается только с крещения Руси, а языческий этап остается за порогом истории. Славянское язычество не обладало таким многовековым культурным багажом античной Греции, тем не менее, на его базе было создано мощное государство, которое заставило признать себя даже Византию. По некоторым духовным, нравствен¬ным показателям язычество не уступало христианству, а даже превосходило его (почитание рода, доблесть и мужество в бою и т.д.). Мало чем уступала Русь западным государствам в экономическом и политическом отношениях. Она установила тесные дипломатические и торговые контакты со всеми соседними странами. Ограниченное количество информации по языческому этапу в значительной мере связано с деятельностью православной церкви, которая приложила не мало усилий для уничтожения языческого наследия путем церковных запретов и тенденциозной переработкой, а порой и фальсификацией языческих преданий.
Официальное крещение киевлян еще не означало полную хри¬
стианизацию Руси. И хотя церковные летописи преподносят этот процесс в
весьма благополучных тонах, реально распространение христианства не всегда
происходило гладко. Примером может служить вооруженный конфликт в
Новгороде, где христианство было принято с помощью войска под
руководством Добрыни. По мере распространения христианства и крещения
населения, многие из них, несмотря на принятие христианства, в душе
83
оставались язычниками. Исполняя внешние обряды православной церкви, они сохранили суеверия и обычаи своих предков. Помолившись в церкви, они нередко шли молиться языческим богам, боясь наказания с их стороны. Такое «двоеверие» существовало длительное время после официального крещения и признавалось самими богословами. Даже внешне приняв христианство, населе¬ние внутренне еще не осознавало его, не воспринимало духовно, осознанно.
Миссионерская деятельность православной церкви, различные запреты, ограничения, угроза церковного суда постепенно приводили к торжеству христианской веры. Однако до конца изжить языческие традиции в душе русских язычников православная церковь полностью так и не смогла. Она вынуждена была пойти на компромисс, включив в свои обряды и ритуалы элементы языческой веры. Уничтожив языческое многобожие, православная церковь воссоздала их в образе православных святых с функциями прежних богов. В соответствии с существующим языческим календарем, были определены религиозные праздники. Особенно много языческих элементов сохранилось в обрядах и ритуалах по случаю празднования дней православных святых. Полностью изжить их церковь не смогла. Это прежде всего относится к похоронным обрядам, поминкам, различным гаданиям и ряжениям на святках, масленице и т.д.
Таким образом, преодолевая языческие традиции и двоеверие, путем ассимиляции языческих объектов поклонения и обычаев (христианско- языческий синкретизм), постепенно формировалась новая православная русская церковь, по многим своим показателям отличающаяся от константинопольской церкви-матери.
С принятием христианства начался культурный подъем. Уже при князе Владимире начали создаваться школы, куда почти насильно забирали детей высокопоставленных чиновников. В связи с интенсивным строительством церквей, развиваются такие отрасли, как архитектура, живопись, музыка. Появились первые русские летописцы, архитекторы, иконописцы.



Бандуриево греческое сказание о крещении Владимира»// «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
2. Древнерусские предания XI-XVI вв. - М., 1982.
3. Житие святого Стефана архиепископа сурожского// «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
4. Западные летописцы о посольстве Ольги к Оттону// «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
5. Златоструй//Древняя Русь X-XIII веков. - М., 1990.
6. Избранные жития русских святых: X-XV вв. - М., 1992.
7. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). - М., 1969.
8. Иларион. Слово о Законе и Благодати //Альманах библиофила. - М., 1989.
9. Иоакимовская летопись о крещении новгородцев// «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
10. Отрывки из Патерика Киевского Печерского монастыря// «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
11. Константин Порфирогенит о приемах Ольги в Константинополе во дворце императорском// «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
12. Молитва князя Володимера// «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
13. Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы XI- начало XII в. - М., 1978.
14. Памятники истории Киевского государства IX-XII вв.//Сборник документов. - Л., 1936.
15. «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха// «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
16. Повесть временных лет. - Петрозаводск, 1991.
17. Слово о том, како крестился Володимир, возмя Корсунь// «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
18. Устав Владимира о десятинах, судах и людях церковных // «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
19. Яхья Антиохийский о «крещении Руси» // «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
Литература
1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. - Спб., 1914.
2. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1983.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
4. Будовниц И.У. К вопросу о крещении Руси // Вопросы истории религии и атеизма. - М., 1955.
5. Бурайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. - Киев, 1989.
6. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. - М.: Индрик, 1999.
7. Василевский В.Г. «Крещение Руси» по византийским и арабским источникам// «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
8. Введение христианства на Руси / Отв. ред. А.Д. Сухов. - М., 1987.
9. Вернадский Г.В. Киевская Русь. - М.; Тверь, 1996.
10. Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской. - Киев, 1976.
11. Гайденко П.И. Очерки истории церковно-государственных отношений в Киевской Руси: становление высшего церковного управления (1037-1093 гг.). Казань, 2006.
12. Гальковский Н.М. Борьба христиан с остатками язычества в Древней Руси. - Харьков, 1916. - Т.Т.
13. Гломозда К.Е. «Крещение Руси» в концепциях современной
буржуазной историографии. - Киев, 1988.
14. Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1901-1917. -Т.Т-II.
15. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. - Л., 1986.
16. Горский В.С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI-начало XIII вв. - Киев, 1988.
17. Греков Б.Д, Киевская Русь. - М., 1953.
18. Греков Б.Д. Крещение Руси // Религия и церковь в истории России. - М., 1975.
19. Довнар-Заполъский М. В. История русского народного хозяйства. Киев, 1911.
20. Долуман Е.К., Глушак А.С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты. - Симферополь, 1988.
21. Дурасов Г.Н. Крещение Руси. - М., 1990.
22. Жданов Р.В. Крещение Руси и начальная летопись//Исторические записки. - 1939. - №5. С.72-115.
23.Забелин И. История русской жизни с древнейших времен. - М., 1912.
24. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. - Л., 1991.
25. К истории православной церкви. - М., 1992.
26. Кагаров Е.Г. Религия древних славян. - М., 1918.
27. Как была крещена Русь. - М., 1988.
28. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. - М., 1993. TI-II.
29. «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков/ Сост. А.Г. Кузьмин, В.И. Вышегородцев, В.В. Фомин. - М., 1988.
30. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории - М., 1989.
31. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. - М., 1988.
32. Кузьмин А.Г. Принятие христианства на Руси//ВНА. - М., 1981.
33. Кузьмин А.Г. Русские летописи как источник по истории Древней Руси. - Рязань, 1969.
34. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: античность. Византия. Древняя Русь. - Л., 1988.
35. Лебедев Л. Крещение Руси. - М., 1987.
36. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. - М., 1956.
37. Литаврин Г.Г. О датировке посольства княжны Ольги в Константинопль//История СССР. - 1981. - № 5. С.47-55.
38. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значание. - М.;Л., 1947.
39. Макарий (Булгаков). «История христианства в России до равноап. кн. Владимира, как введение в историю русской церкви». - Спб., 1845.
40. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. - Л., 1945.
41. Макарий (Булгаков). История русской церкви. - М., 1994. Кн.1-2.
42. Макаров А.И. Нравственные воззрения Илариона Киев- ского//Альманах библиофила. - М., 1989. - Вып. 26.
43. Молдован А.М. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. - Киев, 1984
44. Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1983.
45. Никон. Начало христианства на Руси//Вопросы истории. - 1990. -№ 6. С.12-19.
46. Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. - М., 1991.
47. Носова Г.А. Язычество в православии. - М., 1975.
48. Оргиш В.П. Древняя Русь: образование Киевского государства и введение христианства/ Под ред. Е.М. Бабосова. - Минск, 1988.
49. Пархоменко В. Начало христианства на Руси: очерки из истории Руси IX-X вв. - Полтава, 1913.
50. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. - М., 1968.
51. Полонская Н. К вопросу о христианстве на Руси до Владимира// ЖМНП. - 1917. - ТХХЕ - № 9.
52. Пресняков А.Е. Организация церкви на Руси при Владимире// «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. - М., 1988.
53. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. - Спб., 1913.
54. Покровский М.Н. Избр. произв. М., 1967.
55. Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV веках. - М.;Л, 1959.
56. Рапов О.М. Русская Церковь в IX-первой трети XII в. Принятие христианства. - М., 1988.
57. Рапов О.М., Ткаченко Н.Г. Русские известия Титмара Мерзебургского//Вестник Моск.ун-та. Сер.История. - 1980. - № 3. С.24-26.
58. Руднев В.А. Древо жизни. - Л., 1989.
59. Русская православная церковь 988-1988: Очерки истории. - М., 1988.
60. Рыбаков Б. А. .Археология. Древняя Русь. Быт и культура. - М.,1997
61. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХП-XIII вв. - М., 1982
62. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. - М., 1964.
63. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948
64. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981.
65. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. -М., 1982.
66. Сахаров А.И. Дипломатия Древней Руси. - М., 1980.
67. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М., 1982.
68. Семёнова М. Быт и верования древних славян. - СПб.,2001
69. Соловьев С.М. Об истории древней России. - М., 1993
70. Струве П.Б. За свободу и величие России. Христианство и славянство//Новый мир. - 1996. - № 5. С.16-18.
71. Татищев В.И. История Российская. - М.;Л., 1962. - Т.1.
72. Творогов О.В. Древняя Русь. События и люди. - Спб., 1994.
73. Терещенко А. В. История культуры русского народа. - М.,2007.
74. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. - М., 1975.
75. Тихомиров М.Н. Языческое мировоззрение и христианство//Религия и церковь в истории России. - М., 1975.
76. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1965.
77. Толстой Н.И. Роль язычества в славянской культурной традиции //
Славянские культуры и мировой культурный процесс: Материалы
Международной научной конференции ЮНЕСКО. Минск, 1985.
78. Топоров В.Н. Боги древних славян // Очерки истории культуры славян.- М.: Индрик, 1996.
79. Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). М., 1965
80. Урланис Б.Ц. Рост населения в Европе. - М., 1941.
81. Филист Г.М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. - Минск, 1988.
82. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Введение христианства на Руси и языческие традиции//Советская этнография. -1988. -№ 6. С.91-102.
83. Христианство и Русь. - М., 1988.
84. Церковь в истории России (IX-1917 г.). Критические очерки/ Под. ред. Н.А. Смирнова. - М., 1967.
85. Цыпин В. От крещения Руси до нашествия Батыя//Вопросы истории. - 1991. - № 4-5. С.51-64.
86. Шахматов А.А. Корсунская легенда и крещение Владимира. -Спб., 1906.
87. Щапов Я.Н. Брак и семья в Древней Руси.- М.,1970.
88. Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси X-XIII вв. - М., 1989.
89. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь Древней Руси (XI-XIV вв.). - М., 1989.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ