ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВОЗМОЖНОСТИ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Татарские народные сказки как средство формирования культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста в психолого¬
педагогической литературе 15
1.3.Особенности формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 39
2.3. Рекомендации для педагогов по использовании татарских народных сказок в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста 55
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Концепция развития национального образования в Республике Татарстан на 2015-2030 годы, являясь документом стратегического значения в области региональной государственной национальной образовательной политики, определяет общий вектор, принципы и приоритетные направления развития национального воспитания в полиэтнической республике как значимого социально-педагогического проекта, служащего удовлетворению этнокультурных, языковых образовательных потребностей. В концепции говорится, что в результате воздействия культуры происходит присвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности и любви к своей Родине. Обогащение личного, культурного опыта ребенка происходит в результате расширения представлений о культурно-этническом многообразии окружающего мира, развитие эмоциональной сферы включает умение регулировать чувства, настроения, переживания при взаимодействии с красотой мира, искусства, обычаями и традициями своего народа.
Дошкольное образование - уровень общего образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Организация педагогического процесса в рамках создаваемой с учетом специфики национального образования обучающе -воспитывающей среды в детском саду может осуществляться:
1) через изучение этнографии и культурологии родного края путем создания соответствующей предметно-пространственной среды;
2) через различную образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательных областях ФГОС ДО,
3) через систему занятий по изучению родного языка, в условиях многонационального детского сада.
Основными компонентами содержания национального образования детей в дошкольном образовательном учреждении являются: воспитание и обучение на родном языке; ознакомление с культурой родного края и приобщение к народным традициям; формирование знаний о своей национальной принадлежности; учет региональных (природных, географических, производственных и т.д.) и этнических особенностей; использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.).
На этапе дошкольного образования пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к представителям других национальностей способствуют организация образовательной среды с национальным родным колоритом, знакомство с произведениями устного народного творчества на родном языке.
Народные сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации о культуре. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. Дети проявляют особый интерес к сказке, их привлекают динамично развивающийся сюжет, характерные образы. Поэтому и в детском фольклоре сказка занимает одно из основных мест [47, с. 31].
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические
навыки и привычки. Вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Существует множество определений понятия «культура поведения». В педагогическом словаре культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности,
отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Объектом исследования выступает процесс использования
возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - татарские народные сказки как один из аспектов формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - использование возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование возможности татарских
народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно разрешаться, если: - организовать проживание ребенка и взрослого в пространстве сказки, где подбор сказок опирается на выбор детей - составить перспективный план систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста учитывая их возрастные особенности.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать перспективный план работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4) Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Методы исследования: анализ научной литературы, беседа,
наблюдение, метод статистической обработки данных.
Методологической основой исследования явились труды психологов, педагогов, ученых - этнопедагогов: положения, разработанные
И.Н.Курочкиной, Е.А. Дубровской, Т.Г. Казаковой, идеи С.В. Петеринрой о воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста; труды О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской о использования художественной литературы; а так же О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, И.М. Юсупов, В. Вундт, Т.Н. Баширова, Г.И. Максутоваи др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть, использованы в воспитательном процессе практическими работниками ДОУ.
Экспериментальная база исследования- в исследовании приняли участие 25 респондентов, воспитанники МБДОУ Детский сад № 16
«Скворушка» г. Набережные Челны.
Татарские народные сказки способствуют формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Они формируют у детей такие ценные качества характера, как трудолюбие, честность, смелость, учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни, в окружающих явлениях, воспитывают восприимчивость к прекрасному. Сказка, как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родной природы и животным миром. Через них дети познают веками сложившиеся традиции народа, его душу - глубокую почтительность и уважение к родителям, любовь к окружающим, сострадание к ближнему.
Понятие «культура поведения» дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Культура поведения детей дошкольного возраста включает в себя умения и навыки, они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, группы детского сада, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды; с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; с культурой организованности, с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 16 «Скворушка» г. Набережные Челны. В исследовании приняли участие 25 респондентов.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать перспективный план работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4) Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Объектом исследования выступает процесс использования возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - татарские народные сказки как один из аспектов формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - использование возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование возможности татарских
народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно разрешаться, если: - организовать проживание ребенка и взрослого в пространстве сказки, где подбор сказок опирается на выбор детей - составить перспективный план систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста учитывая их возрастные особенности.
Исследование проводилось в 4 этапа:
На 1 этапе нашего исследования было проведена диагностика по выявлению начального уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Проведенный констатирующий этап исследования детей показало, что данную категорию старших дошкольников отличает внимание к взрослому, умение слушать и понимать его слова. Хорошее владение вербальными средствами позволяет детям сосредоточится на придумывании рассказа (истории, сказку) о каком - либо живом существе или о чем - либо ином по выбору ребенка в и изложить его устно в течении 5 минут.
На 2 этапе нашего исследования был проведен формирующий эксперимент. Был разработан и внедрен перспективный план работы по использованию татарских народных сказок в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
На 3 этапе нашего исследования была проведена повторная диагностика по выявлению полученного уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента. А также был произведен сравнительный анализ полученных данных. Согласно результатам нашего исследования мы можем сделать вывод о том, что татарские народные сказки оказывают положительное влияние на формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения статистической значимости нашего исследования нами был использован t-критерий Стьюдента.
Величина расчетного коэффициента в по всем методикам попала в зону значимости - нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза. Из этого следует, что наша гипотеза - использование возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно разрешаться, если: - организовать проживание ребенка и взрослого в пространстве сказки, где подбор сказок опирается на выбор детей - составить перспективный план
66 систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста учитывая их возрастные особенности - подтверждена.
На 4 этапе нами были разработаны рекомендации для педагогов ДОУ по использовании татарских народных сказок в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
1. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. -СПб.,
2000. 62с.
2. Алексеева М.М. Методика Развития речи и обучения родному языку
дошкольников: учеб. Пособие для студентов средних пед. учеб. зав-й/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997. - 400с. - ( Педагогическое образование).
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991. - 125с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учебник для вызов. Текст./А.Г. Асмолов — 2-е изд., перераб. М.: Смысл.
2001. -415с.
5. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании. / Вопросы психологии, 1993. № 5. С. 39-43.
6. Большой-толковый психологический словарь/ Робер Артур. Том. 1.
7. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д., 2001. - 219с.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психолог. труды/Ред. Д.И. Фельдштейн. Текст./ Л.И. Божович М.: Ин-т практ. психологии. 2001. -532с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психолог. труды/Ред. Д.И. Фельдштейн. Текст./ Л.И. Божович М.: Ин-т практ. психологии: Воронеж: МОДЭК. 1995. - (Психологи отечества). - 349с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. Исследование. Текст./ Л.И. Божович — М.: Просвещение. 1968. — 464с.
11. Василец Т.Б. Детский социальный театр как развивающая и психотерапевтическая площадка // Журнал практического психолога. 1998. - № 5. - С.62-68.
12. Васильева Э.К. Семья и её функции (демографо-статистический анализ) /
Э.К. Васильева. М.: Статистика, 2001. - 172 с.
13. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в работе с: Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2000. - 19с.
14. Виноградова A.M. Формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами художествен50. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2 - е изд., доп. М.: Просвещение, 1982. 112 с.
15. Воспитание детей в семье: Примерная программа и методические рекомендации по педагогическому просвещению родителей /Сост. Р.А.Низамов. Казань: Татарское кн. изд-во, 1983. - 64 с.
16. Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. JI.B. Загик, В.М. Иванова. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
17. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду. Текст./Н.А. Ветлугина М., 1989. - 370с.
18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. 93 с.
19. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1987. - 342 с.
20. Галеев Э.Х. Татарские народные традиции нравственного воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работе: Дис.канд. пед. наук. -Казань, 1973. -267 с.
21. Галеев Э.Х., Ханбиков Я. Татарские народные игры и праздники: Книга для учителя. 2-ое изд., перераб. и доп. - Казань: Татарск. Кн. Изд-во, 1992. - с.240-241.
22. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Санкт- Петербург, 2009. - 25с.
23. Генералова И.А. Интегрированный предмет «Театр» или воспитание искусством. 1-3 класс: Методическое пособие для учителей начальной школы /Под ред. JI.B. Тарасова. М.: Авангард, 1997.
24. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сб. практ. материалов. — М.: Изд-во «Практика 2000», 2002. 59с.
25. Диагностика в детском саду. М., Просвещение, 2000. 340с.
26. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. Зимина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1.-18 -28.
27. Коджаспиров, Г.М., Кождаспирова, А.Ю. Педагогический словарь. Текст./Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспирова М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176с.
28. Конкина .Э. Традиции воспитания. М.: Знание, 1975. - 50 с. Краткий
этнологический словарь. - М., 1994.44с Крахмалева А.Д. Социалистические традиции и воспитание. - Ж. Педагогика. 1989. № 4.
29. Короткова Л.Д. Технология использования авторской дидактической сказки. М.: УЦ перспектива, 2010 - 176 с.
30. Кряжева, H.JI. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Текст./Н.Л. Кряжева — Ярославль: Академия развития, 2000. 160с.
31. Народная педагогика основа воспитания //Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции /Отв. ред. З.Г. Нигматов. - Казань: КГПИ, 1993. - 125 с.
32. Насруллаева Н.Н. Влияние содержания и языковых средств народной сказки на образность и выразительность речи старших дошкольников: Автореф.дис. канд.пед.наук. Киев, 1982. 26 с.
33. Насыри Каюм Сайланмаэсэрлэр. Казан, 1974. - 103 с.
34. Насыри Каюм. Книга о воспитании. Казань: Татар, кн. изд-во, 1994. 144 с.
35. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд., 640с.
36. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду Текст. /В.Г. Нечаева М., 1975. - 287с.
37. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. Для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
38. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.
Шведова. - М. : Азбуковник. - 1998. - 944 с.
39. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: учеб.для студ. Высш.
Учеб.заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 576 с.
40. Петерина СВ. Воспитание культуры поведения у детей дошкольной возраста: Кн. Для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986.-96с.
41. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд. Исп. И доп.-М. Мозаика - синтез, 2006. - 232 с.
42. Сказка в детском саду/ М - во образования Респ. Саха (Якутия), Саха гос. Пед. Академия.; [авт-сост.: О.И. Михалева, Е.К. Дмитриева]. - Якутск: СГПА, 2006. - 50 с.
43. Способы совместной деятельности ребенка и взрослого в пространстве
сказки. / [О.И. Михалева, Е.К. Дмитриева, М.В. Габышева, Н.И.
Максимова]; м-во образования PC (Я), Дош. Образоват. Учреждение ЦРР детский сад «Мичээр» с. Павловск, Мегино - Кангаласского улуса- Якутск: Бичик, 2010 - 80 с. (библиотека инновационных проектов и программ)
44. Татарские народные сказки. — Составитель Л. Замалетдинов. — Казань.: Татарское книжное издательство, 1992. — 287с.
45. Татарское народное творчество: Сказки /Гл. ред. И.Н. Надиров. -Казань: Тат. кн. Изд-во, 1977. 406 с.
46. Татарское народное творчество: Пословицы и поговорки /Гл. ред. И.Н.Надиров. Казань: Тат. кн. Изд-во, 1987. - 592 с.
47. Татарская поэзия и фольклор в детском саду / Художник Г.Эйдинов. - Казань, 1982. 62с.
48. Фесюкова JI.B. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольной возраста. - Харьков «Фолио», 1997. - 460 с. Илл.
49. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания для детей средствами театра. М.: ВЦХТ, 1998. //Я вхожу в мир искусств. - 1998. - № 3.
50. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Учеб.
Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е.А. дубровская, Т.Г. Казакова, H.H. Юрина и др.: Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.