Использование возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВОЗМОЖНОСТИ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Татарские народные сказки как средство формирования культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста в психолого¬
педагогической литературе 15
1.3.Особенности формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 39
2.3. Рекомендации для педагогов по использовании татарских народных сказок в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста 55
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВОЗМОЖНОСТИ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Татарские народные сказки как средство формирования культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста в психолого¬
педагогической литературе 15
1.3.Особенности формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 39
2.3. Рекомендации для педагогов по использовании татарских народных сказок в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста 55
Выводы по второй главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Концепция развития национального образования в Республике Татарстан на 2015-2030 годы, являясь документом стратегического значения в области региональной государственной национальной образовательной политики, определяет общий вектор, принципы и приоритетные направления развития национального воспитания в полиэтнической республике как значимого социально-педагогического проекта, служащего удовлетворению этнокультурных, языковых образовательных потребностей. В концепции говорится, что в результате воздействия культуры происходит присвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности и любви к своей Родине. Обогащение личного, культурного опыта ребенка происходит в результате расширения представлений о культурно-этническом многообразии окружающего мира, развитие эмоциональной сферы включает умение регулировать чувства, настроения, переживания при взаимодействии с красотой мира, искусства, обычаями и традициями своего народа.
Дошкольное образование - уровень общего образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Организация педагогического процесса в рамках создаваемой с учетом специфики национального образования обучающе -воспитывающей среды в детском саду может осуществляться:
1) через изучение этнографии и культурологии родного края путем создания соответствующей предметно-пространственной среды;
2) через различную образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательных областях ФГОС ДО,
3) через систему занятий по изучению родного языка, в условиях многонационального детского сада.
Основными компонентами содержания национального образования детей в дошкольном образовательном учреждении являются: воспитание и обучение на родном языке; ознакомление с культурой родного края и приобщение к народным традициям; формирование знаний о своей национальной принадлежности; учет региональных (природных, географических, производственных и т.д.) и этнических особенностей; использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.).
На этапе дошкольного образования пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к представителям других национальностей способствуют организация образовательной среды с национальным родным колоритом, знакомство с произведениями устного народного творчества на родном языке.
Народные сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации о культуре. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. Дети проявляют особый интерес к сказке, их привлекают динамично развивающийся сюжет, характерные образы. Поэтому и в детском фольклоре сказка занимает одно из основных мест [47, с. 31].
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические
навыки и привычки. Вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Существует множество определений понятия «культура поведения». В педагогическом словаре культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности,
отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Объектом исследования выступает процесс использования
возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - татарские народные сказки как один из аспектов формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - использование возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование возможности татарских
народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно разрешаться, если: - организовать проживание ребенка и взрослого в пространстве сказки, где подбор сказок опирается на выбор детей - составить перспективный план систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста учитывая их возрастные особенности.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать перспективный план работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4) Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Методы исследования: анализ научной литературы, беседа,
наблюдение, метод статистической обработки данных.
Методологической основой исследования явились труды психологов, педагогов, ученых - этнопедагогов: положения, разработанные
И.Н.Курочкиной, Е.А. Дубровской, Т.Г. Казаковой, идеи С.В. Петеринрой о воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста; труды О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской о использования художественной литературы; а так же О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, И.М. Юсупов, В. Вундт, Т.Н. Баширова, Г.И. Максутоваи др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть, использованы в воспитательном процессе практическими работниками ДОУ.
Экспериментальная база исследования- в исследовании приняли участие 25 респондентов, воспитанники МБДОУ Детский сад № 16
«Скворушка» г. Набережные Челны.
Дошкольное образование - уровень общего образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Организация педагогического процесса в рамках создаваемой с учетом специфики национального образования обучающе -воспитывающей среды в детском саду может осуществляться:
1) через изучение этнографии и культурологии родного края путем создания соответствующей предметно-пространственной среды;
2) через различную образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательных областях ФГОС ДО,
3) через систему занятий по изучению родного языка, в условиях многонационального детского сада.
Основными компонентами содержания национального образования детей в дошкольном образовательном учреждении являются: воспитание и обучение на родном языке; ознакомление с культурой родного края и приобщение к народным традициям; формирование знаний о своей национальной принадлежности; учет региональных (природных, географических, производственных и т.д.) и этнических особенностей; использование средств народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.).
На этапе дошкольного образования пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к представителям других национальностей способствуют организация образовательной среды с национальным родным колоритом, знакомство с произведениями устного народного творчества на родном языке.
Народные сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации о культуре. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. Дети проявляют особый интерес к сказке, их привлекают динамично развивающийся сюжет, характерные образы. Поэтому и в детском фольклоре сказка занимает одно из основных мест [47, с. 31].
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно - гигиенические
навыки и привычки. Вопросы о решающей роли воспитания культуры поведения в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Существует множество определений понятия «культура поведения». В педагогическом словаре культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности,
отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Объектом исследования выступает процесс использования
возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - татарские народные сказки как один из аспектов формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - использование возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование возможности татарских
народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно разрешаться, если: - организовать проживание ребенка и взрослого в пространстве сказки, где подбор сказок опирается на выбор детей - составить перспективный план систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста учитывая их возрастные особенности.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать перспективный план работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4) Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Методы исследования: анализ научной литературы, беседа,
наблюдение, метод статистической обработки данных.
Методологической основой исследования явились труды психологов, педагогов, ученых - этнопедагогов: положения, разработанные
И.Н.Курочкиной, Е.А. Дубровской, Т.Г. Казаковой, идеи С.В. Петеринрой о воспитании культуры поведения у детей дошкольного возраста; труды О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской о использования художественной литературы; а так же О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, И.М. Юсупов, В. Вундт, Т.Н. Баширова, Г.И. Максутоваи др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть, использованы в воспитательном процессе практическими работниками ДОУ.
Экспериментальная база исследования- в исследовании приняли участие 25 респондентов, воспитанники МБДОУ Детский сад № 16
«Скворушка» г. Набережные Челны.
Татарские народные сказки способствуют формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Они формируют у детей такие ценные качества характера, как трудолюбие, честность, смелость, учат детей глубже и тоньше разбираться в жизни, в окружающих явлениях, воспитывают восприимчивость к прекрасному. Сказка, как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родной природы и животным миром. Через них дети познают веками сложившиеся традиции народа, его душу - глубокую почтительность и уважение к родителям, любовь к окружающим, сострадание к ближнему.
Понятие «культура поведения» дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Культура поведения детей дошкольного возраста включает в себя умения и навыки, они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, группы детского сада, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды; с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; с культурой организованности, с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 16 «Скворушка» г. Набережные Челны. В исследовании приняли участие 25 респондентов.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать перспективный план работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4) Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Объектом исследования выступает процесс использования возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - татарские народные сказки как один из аспектов формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - использование возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование возможности татарских
народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно разрешаться, если: - организовать проживание ребенка и взрослого в пространстве сказки, где подбор сказок опирается на выбор детей - составить перспективный план систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста учитывая их возрастные особенности.
Исследование проводилось в 4 этапа:
На 1 этапе нашего исследования было проведена диагностика по выявлению начального уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Проведенный констатирующий этап исследования детей показало, что данную категорию старших дошкольников отличает внимание к взрослому, умение слушать и понимать его слова. Хорошее владение вербальными средствами позволяет детям сосредоточится на придумывании рассказа (истории, сказку) о каком - либо живом существе или о чем - либо ином по выбору ребенка в и изложить его устно в течении 5 минут.
На 2 этапе нашего исследования был проведен формирующий эксперимент. Был разработан и внедрен перспективный план работы по использованию татарских народных сказок в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
На 3 этапе нашего исследования была проведена повторная диагностика по выявлению полученного уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента. А также был произведен сравнительный анализ полученных данных. Согласно результатам нашего исследования мы можем сделать вывод о том, что татарские народные сказки оказывают положительное влияние на формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения статистической значимости нашего исследования нами был использован t-критерий Стьюдента.
Величина расчетного коэффициента в по всем методикам попала в зону значимости - нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза. Из этого следует, что наша гипотеза - использование возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно разрешаться, если: - организовать проживание ребенка и взрослого в пространстве сказки, где подбор сказок опирается на выбор детей - составить перспективный план
66 систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста учитывая их возрастные особенности - подтверждена.
На 4 этапе нами были разработаны рекомендации для педагогов ДОУ по использовании татарских народных сказок в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие «культура поведения» дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Культура поведения детей дошкольного возраста включает в себя умения и навыки, они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, группы детского сада, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Это привычки и навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды; с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; с культурой организованности, с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 16 «Скворушка» г. Набережные Челны. В исследовании приняли участие 25 респондентов.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать и апробировать перспективный план работы по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4) Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ.
Объектом исследования выступает процесс использования возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - татарские народные сказки как один из аспектов формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - использование возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование возможности татарских
народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно разрешаться, если: - организовать проживание ребенка и взрослого в пространстве сказки, где подбор сказок опирается на выбор детей - составить перспективный план систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста учитывая их возрастные особенности.
Исследование проводилось в 4 этапа:
На 1 этапе нашего исследования было проведена диагностика по выявлению начального уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Проведенный констатирующий этап исследования детей показало, что данную категорию старших дошкольников отличает внимание к взрослому, умение слушать и понимать его слова. Хорошее владение вербальными средствами позволяет детям сосредоточится на придумывании рассказа (истории, сказку) о каком - либо живом существе или о чем - либо ином по выбору ребенка в и изложить его устно в течении 5 минут.
На 2 этапе нашего исследования был проведен формирующий эксперимент. Был разработан и внедрен перспективный план работы по использованию татарских народных сказок в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
На 3 этапе нашего исследования была проведена повторная диагностика по выявлению полученного уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего эксперимента. А также был произведен сравнительный анализ полученных данных. Согласно результатам нашего исследования мы можем сделать вывод о том, что татарские народные сказки оказывают положительное влияние на формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения статистической значимости нашего исследования нами был использован t-критерий Стьюдента.
Величина расчетного коэффициента в по всем методикам попала в зону значимости - нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза. Из этого следует, что наша гипотеза - использование возможности татарских народных сказок для формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно разрешаться, если: - организовать проживание ребенка и взрослого в пространстве сказки, где подбор сказок опирается на выбор детей - составить перспективный план
66 систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста учитывая их возрастные особенности - подтверждена.
На 4 этапе нами были разработаны рекомендации для педагогов ДОУ по использовании татарских народных сказок в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Специфика художественного перевода русских и татарских литературных сказок в контексте диалога культур
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016 - Нравственное воспитание школьников в условиях цифровизации образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



